Какого свойства не хватает баскетбольному мячу чтобы он мог выполнять роль денег

Какого свойства не хватает баскетбольному мячу чтобы он мог выполнять роль денег thumbnail

Тема урока «Мир денег»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы обучения:

  • Словесно-логические – рассказ, объяснение, беседа;
  • Активные – проблемное изложение материала;
  • Иллюстративные – демонстрация мультимедийной презентации;
  • Практические – решение упражнений, выполнение проблемных заданий, заполнение схем.

Цель урока: Рассмотреть историю появления и эволюцию денег, изучить функции денег и их свойства.

Задачи:

  • обратить внимание на причины возникновения денег, ученики должны усвоить и различать виды денег, знать функции денег;
  • научить учащихся вырабатывать свое мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей;
  • развивать навыки самостоятельной работы и умения применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуациях;
  • активизировать познавательный интерес обучающихся к дальнейшему изучению экономики.

Оборудование:

  • Распечатанный для каждого ученика лист индивидуальной работы учащегося. ;
  • Таблица «Функции денег»;
  • Кроссворд «Мир денег и торговля».

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: 

  • мультимедийный компьютер с пакетом средств Microsoft Office + экран (для демонстрации информационных материалов, сопровождающих рассказ учителя, организации занятия – наглядности, пояснения, проверки заданий).

Ход урока

1. Организационный момент.

– Приветствие обучающихся.

2. Определение темы урока.

Поделитесь на группы по 5- 6 человек. Каждая группа получает карточки для обмена. Нужно за 1 минуту найти того, кто захочет с тобой поменяться. На карточке указано, что на что нужно менять. Например: “Поменяй линейку на карандаш”. (по условию игры не на всех карточках есть необходимые вещи для обмена).

– Время обмена окончено, все ли смогли обменяться? Легко ли было найти нужный товар для обмена?

– Почему не у всех совершились сделки?

(не всегда были вещи для обмена + не все желали меняться)

3. Изучение нового материала (15 минут): рассказ учителя + фронтальная беседа + работа учащихся по схеме, таблице, учебнику

Учитель: 

Подобного рода обмен существовал с момента появления человеческого общества.

Первоначально обмен носил случайный характер и имел вид прямого товарообмена Т-Т.

– Как называется такой вид обмена? (бартер)

– Каковы трудности бартерного обмена? (бартер не даёт возможности владельцу товара выбирать необходимые ему блага, продавца и время покупки, требуя множество промежуточных торговых сделок)

Поэтому в дальнейшем возник товарно-денежный обмен, состоящий из двух несинхронных актов продажи и купли Т1 – Д – Т2. Ограниченные возможности бартера преодолеваются благодаря использованию денег.

Долгое время роль денежных товаров (денег), которые беспрепятственно обменивались на любой другой товар (то есть были всеобщим эквивалентом), играли скот, шкуры животных, соль, чай. К примеру, в древней Руси определённое количество шкурок белки или куницы можно обменять на коня или дом.

Дополните список видов денег, используя собственные знания и опыт.

Деньги:

  • Товарные
  • Металлические (монеты)
  • Бумажные (купюры)
  • Электронные (безналичные)

Когда люди научились обрабатывать металл, то появились и металлические денежные товары в форме кусков, слитков, пластин. Это продолжалось многие сотни лет.

Потом роль денег закрепилась за благородными метами – золотом, серебром. Произошло это в силу природных свойств данных металлов.

– Какие это свойства? (Золото и серебро удобно в хранении – оно не портится в отличие от, например, шкур животных. Золото и серебро удобно перевозить, это однородные металлы, легко делятся на части, не теряя своей ценности, к тому же они редки в природе).

Сначала золото и серебро обращались в слитках, потом, чтобы каждый раз не взвешивать, стали выпускать монеты – куски серебра или золота определённого веса и формы, на которых ставили штамп.

Появление первых металлических денег относят к 7 веку до нашей эры.

– Как называлось государство, в котором впервые стали чеканить монеты? (Лидия).

Монеты различных эпох и стран мира были порой настоящим произведением искусства. 

Монеты часто переходили из рук в руки и постепенно стирались. Получалось, что монета принималась в уплату по номиналу, а весила меньше. Это не мешало ей обращаться на рынке. В конечном итоге, возникла возможность заменить полноценные деньги бумажными (банковские билеты, казначейские билеты). Вот так, например, выглядели первые российские бумажные деньги, которые назывались ассигнации.

– В какой стране появились первые бумажные деньги? (В Китае в 812 г н.э.)

Наряду с наличными денежными средствами сегодня широко распространены безналичные (чеки, векселя), когда при платежах и расчётах не происходит физическая передача денежных знаков, а просто вносятся соответствующие записи в специальные книги, счета.

В последние десятилетия широкое распространение получили «электронные деньги» (кредитные и дебетовые карточки). Имеют хождение VISA, AMERICAN EXPRESS, MASTERCARD и другие.

Деньги в современном мире присутствуют везде, где имеют место экономические отношения между разными экономическими агентами – людьми, фирмами, государствами.

– Какова роль денег в кругообороте доходов и расходов? (универсальное средство обмена и расчетов, плата за выполненную работу, оплата услуг и налогов)

По сути дела, в современном мире в денежной форме выражается любое экономическое явление, так что можно с полным основанием утверждать, что вся экономика является денежной.

В современной экономике деньги выполняют сразу несколько важных функций.

Перед вами кластер, дополните его, поработав с текстом учебника стр. 97-98.

– Какая из перечисленных функций наиболее важная, значимая? (функция обмена).

4. Закрепление изученного материала (5 минут):

– Какими качествами должны обладать деньги?

У денег должны быть такие качества, как:

  • стабильность (стоимость денег должна быть более или менее одинакова и сегодня и завтра);
  • портативность (деньги д.б. удобны в обращении, малы, легки для транспортировки);
  • долговечность (материал для денег должен иметь значительный срок прочности);
  • однородность (деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость);
  • делимость (деньги можно было разделить на части);
  • отличимость (деньги должно быть трудно подделать, и они д.б. легко узнаваемыми;
  • ликвидность (легко реализуемые, легко обмениваемые).

Ликвидностью обладают не только деньги, ими обладают и любые другие активы принадлежащие человеку на праве частной собственности.

 – Что обладает большей ликвидностью: автомобиль или стодолларовая купюра?

5. Рефлексия.

Решение проблемных вопросов, работа в группах с обсуждением ответов на вопросы (10 минут).

1. Почему национальная денежная единица Великобритании называется фунтом стерлингов, ведь фунт – это мера веса, а не стоимости?

Ответ учащихся: это название уходит корнями в те времена, когда ещё использовались золотые деньги. Стоимость золота определялась весом: чем тяжелее была золотая монета, тем большей стоимостью она обладала. Потому, что золото – это товар и как таковой обладает собственной стоимостью. От использования золотых денег англичане отказались, а название «фунт стерлингов» осталось.

2. Какого свойства не хватает баскетбольному мячу, чтобы он мог выполнять роль денег?

Ответ учащихся: баскетбольному мячу для выполнения функции денег не хватает таких свойств денег как свойства делимости и портативности. Поделенный мяч – это совсем не то, что целый мяч, к тому же баскетбольный мяч не удобен в переноске – он достаточно громоздкий: неудобной шарообразной формы.

3. У бриллиантов есть все свойства, необходимые товару, чтобы выполнять роль денег. Действительно, они в достаточной степени однородны, обладают высокой стоимостью, прочностью, портативностью, делимостью и к тому же они являются редкостью. Почему же они не стали деньгами?

Ответ учащихся: бриллианты обладают слишком высокой стоимостью, слишком редки и слишком прочны. Ценность бриллиантов зависит от их размеров, поэтому 10 мелких бриллиантов, равных по весу одному, не равны по его цене. Один крупный бриллиант стоит гораздо дороже, чем 10 мелких вместе взятых. Это главная причина, по которой бриллианты не могли выполнять функцию денег.

4.  Что лучше выполняет функцию сбережения деньги или картина Рубенса?

Ответы учащихся: деньги в любой момент можно поменять на любой товар.

Картину обменять на любой товар сложно – на поиски покупателя надо затратить время, сделать дорогостоящую экспертизу о подлинности картины. Но деньги очень несовершенное средство сбережения, т.к. во время инфляции они теряют свою покупательную способность. В условиях инфляции картина Рубенса будет лучшим средством сбережения, чем деньги.

Последний вопрос интересен тем, что поможет завязать дискуссию в классе. Обязательно кто-то из учеников приведёт аргументы в защиту денег как средство накопления, а кто-то будет против. Позвольте им высказать свою точку зрения на этот счёт. Данная дискуссия поможет ученикам обнаружить довольно важные экономические явления, будет способствовать развитию экономического мышления. После того как они выскажутся, подведите итог дискуссии, указав на неоднозначность ответа на данный вопрос.

6. Домашнее задание (Комментарии – 1минута).

Стр. 97-98, выучить определения «деньги», «активы», «ликвидность». Ответить на вопрос: Что лучше выполняет функцию сбережения деньги или картина Рубенса?

7. Подведение итогов урока.

8. Выставление отметок.

Источник

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок-практикум.

Методы обучения:

  • Словесно-логические – рассказ, объяснение, беседа;
  • Активные – проблемное изложение материала; фоновое музыкальное сопровождение;
  • Иллюстративные – демонстрация мультимедийной презентации;
  • Практические – решение упражнений, выполнение заданий практикума ОЭР, индивидуальная работа с ресурсами Интернет.

Цель урока: Рассмотреть историю появления и эволюцию денег, изучить функции денег и их свойства.

Задачи:

  • обратить внимание на причины возникновения денег, ученики должны усвоить и различать виды денег, знать функции денег;
  • научить учащихся вырабатывать свое мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей;
  • развивать навыки самостоятельной работы и умения применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуациях;
  • активизировать учеников к дальнейшему изучению экономики.

Оборудование:

  • Распечатанный для каждого ученика лист индивидуальной работы учащегося. (Приложение 1);
  • Таблица «Функции денег» (Приложение 2);
  • Задания для работы в Интернет. (Приложение 3);
  • Кроссворд «Мир денег и торговля». (Приложение 4).

Литература: Липсиц И.В. Экономика: В 2 книгах. Книга 1. Учебник для 10 кл. общеобразоват. учрежд. – 8-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2006.-352 с:ил.

Использование ИКТ: (Приложение 3), (Приложение 5).

Использование ОЭР: «1С: Школа. Экономика. 9-11 класс. Практикум. 2CD. 2004 год»

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: 

  • Наличие компьютерного класса с локальной сетью с установленной сетевой версией ОЭР: «1С: Школа. Экономика. 9-11 класс. Практикум. 2CD.2004 год», 2 компьютера, имеющих выход в Интернет. (для создания условий индивидуальной самостоятельной работы учащихся);
  • мультимедийный компьютер с пакетом средств Microsoft Office + экран (для демонстрации информационных материалов, сопровождающих рассказ учителя, организации занятия – наглядности, пояснения, проверки заданий).

Ход урока

1. Организационный момент.

– Приветствие обучающихся.

– Сообщение темы урока. (Слайд 1)

2. Изучение нового материала (10 минут): рассказ учителя + фронтальная беседа + работа учащихся по схеме, таблице, учебнику.

Учитель: Понимание механизмов функционирования современного хозяйства невозможно без ясного представления роли денег. По сути дела, в современном мире в денежной форме выражается любое экономическое явление, так что можно с полным основанием утверждать, что вся экономика является денежной.

Многовековая история развития денег, насыщенная множеством драматических и даже трагических сюжетов, свидетельствует о развитии формы, которую они принимали, – от шкур животных, ракушек, жемчуга через господство благородных металлов к современным бумажным и электронным деньгам. (Слайд 2)

Деньги возникли не как продукт соглашения между людьми, а как результат их хозяйственной деятельности, поэтому у денег разнообразная родословная.

Первоначально обмен носил случайный характер и имел вид прямого товарообмена Т-Т. (Слайд 3)

Вопрос учителя: как называется такой вид обмена?

Ответ учащихся: бартер.

Вопрос учителя: каковы трудности бартерного обмена?

Ответ учащихся: бартер не даёт возможности владельцу товара выбирать необходимые ему блага, продавца и время покупки, требуя множество промежуточных торговых сделок.

Учитель: Поэтому в дальнейшем возник товарно-денежный обмен, состоящий из двух несинхронных актов продажи и купли Т1 – Д – Т2. Ограниченные возможности бартера преодолеваются благодаря использованию денег.

Долгое время роль денежных товаров (денег), которые беспрепятственно обменивались на любой другой товар (то есть были всеобщим эквивалентом), играли скот, шкуры животных, соль, чай. К примеру, в древней Руси определённое количество шкурок белки или куницы можно обменять на коня или дом. Когда люди научились обрабатывать металл, то появились и металлические денежные товары в форме кусков, слитков, пластин. Это продолжалось многие сотни лет. (Слайд 4).

Потом роль денег закрепилась за благородными метами – золотом, серебром. Произошло это в силу природных свойств данных металлов. (Слайд 5).

Вопрос учителя: Какие это свойства?

Ответ учащихся: Золото и серебро удобно в хранении – оно не портится в отличие от, например, шкур животных. Золото и серебро удобно перевозить, это однородные металлы, легко делятся на части, не теряя своей ценности, к тому же они редки в природе.

Учитель: Сначала золото и серебро обращались в слитках, потом, чтобы каждый раз не взвешивать (подчеркните этот факт!), стали выпускать монеты – куски серебра или золота определённого веса и формы, на которых ставили штамп.

Появление первых металлических денег относят к 7 веку до нашей эры. (Слайд 6)

Вопрос учителя: Как называлось государство,в котором впервые стали чеканить монеты?

Ответ учащихся: Лидия.

Примечание: эти данные известны ребятам из курса истории (5-6 класс).

Учитель: Монеты различных эпох и стран мира были порой настоящим произведением искусства. (Демонстрация слайдов с изображение монет различных стран и эпох). [2]

(Слайды 7-11)

Монеты часто переходили из рук в руки и постепенно стирались. Получалось, что монета принималась в уплату по номиналу, а весила меньше. Это не мешало ей обращаться на рынке. В конечном итоге, возникла возможность заменить полноценные деньги бумажными (банковские билеты, казначейские билеты). Вот так, например, выглядели первые российские бумажные деньги, которые назывались ассигнации. (Слайд 12)

Вопрос учителя: В какой стране появились первые бумажные деньги?

Ответ учащихся: В Китае в 812 г н.э.

Примечание: эти данные известны ребятам из курса истории (5-6 класс).

Учитель: Наряду с наличными денежными средствами сегодня широко распространены безналичные (чеки, векселя), когда при платежах и расчётах не происходит физическая передача денежных знаков, а просто вносятся соответствующие записи в специальные книги, счета. (Слайды 13-14)

В последние десятилетия широкое распространение получили «электронные деньги» (кредитные и дебетовые карточки). Имеют хождение VISA, AMERICAN EXPRESS, MASTERCARD и другие. (Слайд 15)

Деньги раньше всех прочих феноменов хозяйственной жизни привлекли к себе внимание человеческой мысли. Начиная с Платона и Аристотеля и по сегодняшний день по этой проблеме известно более 12 тыс. специальных работ. И тем не менее феномен денег остается во многом загадкой. Не случайно известный английский экономист Альфред Маршалл говорил о деньгах как о “центре, вокруг которого вращается вся экономическая наука».

(Слайд 16)

Учитель: Деньги в современном мире присутствуют везде, где имеют место экономические отношения между разными экономическими агентами – людьми, фирмами, государствами.

Давайте порассуждаем: какова роль денег в кругообороте доходов и расходов?

Работа учащихся по схеме «Кругооборот доходов и расходов при участии государства». [1]

(Учитель выступает в роли диспетчера, а учащиеся комментируют каждый из направлений кругооборота). (Слайд 17)

Учитель: Таким образом, мы говорим о деньгах, когда речь заходит о семейном бюджете или государственном, о заработной плате родителей или доходах крупных фирм, о кассовых сборах нового фильма или о стоимости обеда в кафе. Такое внимание к деньгам объясняется тем, что в современной экономике они выполняют сразу несколько важных функций.

Давайте совместными усилиями разберёмся, что означают данные функции. (Слайд 18)

Работа с таблицей «Функции денег» [1] (Приложение 2) – ученики читают табличные пояснения, учитель дополняет и разъясняет непонятные места, одновременно учитель выступает в роли диспетчера – управляет схемой). 

Вопрос учителя: какая из перечисленных функций наиболее важная, значимая?

Ответ учащихся: функция обмена.

После указанной выше работы учитель предлагает дать учащимся самостоятельное определение «деньги». (Как правило, ученики дают очень близкое понятие).

А затем просит сравнить это определение с определением из словаря учебника – стр. 341.

3. Закрепление изученного материала:

Практическое задание №1 (4 минуты). (Приложение 1).

Фоновую музыку подберите по своему вкусу самостоятельно. Главное – музыка должна быть определённого ритма – не убаюкивающая, но и не стимулирующая к танцевальным движениям – без слов – чаще всего такая музыка звучит в кинофильмах. Кроме того, звучащая музыка – это и своеобразный таймер времени выполнения задания.

Выполнение упражнения 1. [3] (3 минуты). (Слайд 19).

Неполная проверка упражнения – 1 минута. (Слайд 20).

Вопрос учителя: Какими качествами должны обладать деньги?

(Для того, чтобы ребята смогли ответить правильно на данный вопрос предложите найти им ответ по учебнику – стр.95)

Ответ учащихся: У денег должны быть такие качества, как:

  • стабильность (стоимость денег должна быть более или менее одинакова и сегодня и завтра);
  • портативность (деньги д.б. удобны в обращении, малы, легки для транспортировки);
  • долговечность (материал для денег должен иметь значительный срок прочности);
  • однородность (деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость);
  • делимость (деньги можно было разделить на части);
  • отличимость (деньги должно быть трудно подделать, и они д.б. легко узнаваемыми;
  • ликвидность (легко реализуемые, легко обмениваемые).

Учитель: Ликвидностью обладают не только деньги, ими обладают и любые другие активы принадлежащие человеку на праве частной собственности.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с определением «активы» – стр.340 учебника «Экономика».

Практическое задание №2. (4 минуты)

Фоновую музыку подберите по своему вкусу самостоятельно. 

Выполнение упражнения 2 [3] (Приложение 1). (Слайд 21)

Проверка упражнения – 2 минуты. (Слайд 22)

Примечание: Географическое замечания являются здесь существенными, так как во Франции или Швейцарии французский франк будет более ликвидным, чем российский рубль. Этот же французский франк будет более ликвидным в Москве, чем в с.Поярково, имеющего обменный пункт в банке, который меняет рубли только на юани и доллары США. Даже в Москве существует всего несколько банков, совершающих операции с французским франком. Именно поэтому он и оказывается менее ликвидным, чем вклад до востребования, который можно снять со счёта в любой день, кроме воскресенья.

4. Промежуточный контроль посредством ОЭР. [1]

Работа учащихся с образовательным электронным ресурсом:

«Экономика, 9-11 класс. Практикум». (Слайд 23-24)

Время выполнения заданий практикума – 5 минут. (Слайд 25)

Фоновую музыку подберите по своему вкусу самостоятельно.

Проверка практикума (2 минуты) осуществляется учащимися самостоятельно через просмотр собственных ошибок после сдачи учителю заполненного учеником индивидуального листа заданий. (Приложение 1). (Слайд 26)

Для двух учащихся (по желанию ребят) выполнение тестирования нужно заменить другим практическим заданием – индивидуальной работой в Интернет. (Приложение 3).

Время работы ребят по оформлению мини – сообщения должно совпасть со временем работы остальных учащихся с ОЭР – 7 минут.

Затем следует заслушать подготовленные таким образом выступления ребят. (5 минут):

1 выступление: «Исчезнут ли некоторые функции денег?» (Слайд 27).

2 выступление: «Выгодно ли капиталовложение в монеты?» (Слайд 28).

5. Рефлексия. Решение проблемных вопросов (10 минут). (Слайд 29)

Учитель: Почему национальная денежная единица Великобритании называется фунтом стерлингов, ведь фунт – это мера веса, а не стоимости? [3]

Ответ учащихся: это название уходит корнями в те времена, когда ещё использовались золотые деньги. Стоимость золота определялась весом: чем тяжелее была золотая монета, тем большей стоимостью она обладала. Потому, что золото – это товар и как таковой обладает собственной стоимостью. От использования золотых денег англичане отказались, а название «фунт стерлингов» осталось. (Слайд 30)

Учитель: Какого свойства не хватает баскетбольному мячу, чтобы он мог выполнять роль денег? [3] (Слайд 31)

Ответ учащихся: баскетбольному мячу для выполнения функции денег не хватает таких свойств денег как свойства делимости и портативности. Поделенный мяч – это совсем не то, что целый мяч, к тому же баскетбольный мяч не удобен в переноске – он достаточно громоздкий: неудобной шарообразной формы.

Учитель: У бриллиантов есть все свойства, необходимые товару, чтобы выполнять роль денег. Действительно, они в достаточной степени однородны, обладают высокой стоимостью, прочностью, портативностью, делимостью и к тому же они являются редкостью. Почему же они не стали деньгами? [3] (Слайд 32)

Ответ учащихся: бриллианты обладают слишком высокой стоимостью, слишком редки и слишком прочны. Ценность бриллиантов зависит от их размеров, поэтому 10 мелких бриллиантов, равных по весу одному, не равны по его цене. Один крупный бриллиант стоит гораздо дороже, чем 10 мелких вместе взятых. Это главная причина, по которой бриллианты не могли выполнять функцию денег.

Учитель: Что лучше выполняет функцию сбережения деньги или картина Рубенса? [3] (Слайд 33)

Ответы учащихся: деньги в любой момент можно поменять на любой товар.

Картину обменять на любой товар сложно – на поиски покупателя надо затратить время, сделать дорогостоящую экспертизу о подлинности картины. Но деньги очень несовершенное средство сбережения, т.к. во время инфляции они теряют свою покупательную способность. В условиях инфляции картина Рубенса будет лучшим средством сбережения, чем деньги.

Последний вопрос интересен тем, что поможет завязать дискуссию в классе. Обязательно кто-то из учеников приведёт аргументы в защиту денег как средство накопления, а кто-то будет против. Позвольте им высказать свою точку зрения на этот счёт. Данная дискуссия поможет ученикам обнаружить довольно важные экономические явления, будет способствовать развитию экономического мышления. После того как они выскажутся, подведите итог дискуссии, указав на неоднозначность ответа на данный вопрос.

6. Домашнее задание (Комментарии – 1минута).

Данное домашнее задание является своеобразным мостиком к следующей теме урока: «Инфляция». Поразмыслив над вторым, и особенно третьим вопросом учащиеся лучше смогут понять новую тему. (Слайд 34).

Выучить: определения «деньги», «активы», «ликвидность» (стр.340-342; И.В.Липсиц, учебник «Экономика», 10-11 кл,1 часть)

Ответить на вопрос: виноват ли Колумб в «революции цен?» (стр.114; И.В.Липсиц, учебник «Экономика», 10-11 кл, 1 часть)

Объяснить: каким образом сильная инфляция может подорвать способность денег выполнять их основные функции? [3]

7. Решение кроссворда «Мир денег и торговля» [4] (Слайд 35)

Вопросы к кроссворду находятся в приложении №3.

Ответы на слайде 35.

8. Подведение итогов урока.

9. Выставление отметок.

Информационные источники:

  1. ОЭР:1С: Школа. Экономика. 9-11 класс. Практикум. 2 CD. 2004.
  2. Большая электронная детская энциклопедия. Том 8. История человеческого общества. 2006.
  3. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: в 2Кн.1. Пособие для учителя.-3-еизд. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 447с.6
  4. Корлюгова Ю.Н..Путеводитель по стране экономика. Рабочая тетрадь по экономике для 5 – 6 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 80 с.: ил. 

Источник