Какой газ содержится в лампах

Какой газ содержится в лампах thumbnail

Задавались ли вы когда нибудь вопросом почему горит лампа и как это устроено? Если да, то я расскажу вам об этом. На самом деле горит не лампа, а металл который находится внутри колбы заполненной газом.

Два контакта, один из которых ПЛЮС второй соответственно МИНУС соединены, чаще всего вольфрамовой нитью, которая скручена в спираль( если ее растянуть получится длина более 1 метра). Колба из стекла, заполненная инертным газом — обычно аргоном , чтобы не произошло сгорание нити, так как при соприкосновением с кислородом она бы просто сгорела. Повышенное давление в колбе газонаполненных ламп уменьшает скорость испарения вольфрамовой нити. Это не только увеличивает срок службы лампы, но и позволяет повысить температуру тела накаливания. Таким образом, световой КПД повышается, а спектр излучения приближается к белому

Конструкция

Конструкция лампы накаливания. На схеме: 1 — колба; 2 — полость колбы; 3 — нить (тело накала); 4, 5 — электроды; 6 — крючки-держатели нити; 7 — ножка лампы; 8 — предохранитель; 9 — корпус цоколя; 10 — изолятор цоколя (стекло); 11 — контакт донышка цоколя.

Колбы первых ламп были вакуумированы. Большинство современных ламп наполняются химически инертными газами (кроме ламп малой мощности, которые по-прежнему делают вакуумными). Потери тепла, возникающие при этом за счёт теплопроводности, уменьшают путём выбора газа с большой молярной массой.

Тело накала первых ламп изготавливалось из угля (температура плавления 3559 °C). В современных лампах применяются почти исключительно спирали из вольфрама (температура плавления 3422 °C), иногда осмиево-вольфрамового сплава. Для уменьшения размеров тела накала ему обычно придаётся форма спирали, иногда спираль подвергают повторной или даже третичной спирализации.

ПЛЮСЫ

  • низкая цена
  • небольшие размеры
  • невысокая чувствительность к сбоям в питании и скачкам напряжения
  • мгновенное зажигание и перезажигание
  • приятный и привычный в быту спектр; спектр излучения лампы накаливания определяется исключительно температурой рабочего тела и не зависит ни от каких иных условий, что следует из принципа её работы. Он не зависит от применяемых материалов и их чистоты, стабилен во времени и имеет стопроцентную предсказуемость и повторяемость. Это важно в том числе при больших инсталляциях и в светильниках из сотен ламп: нередко можно увидеть, когда при применении современных люминофорных или светодиодных ламп они имеют разный цветовой оттенок в пределах группы. Это уменьшает эстетическое совершенство инсталляций. При неисправности одной лампы часто приходится заменять всю группу целиком, но даже при установке ламп из одной партии встречается девиация спектра
  • непрерывный спектр излучения
  • резкие тени (как при солнечном освещении) благодаря малому размеру излучающего тела
  • надёжность в условиях низкой и повышенной температуры окружающей среды
  • налаженность в массовом производстве
  • возможность изготовления ламп на самое разное напряжение (от долей вольта до сотен вольт)
  • отсутствие токсичных компонентов и как следствие отсутствие необходимости в инфраструктуре по сбору и утилизации
  • возможность работы на любом роде тока
  • нечувствительность к полярности напряжения
  • при работе не создаёт радиопомехи
  • устойчивость к электромагнитному импульсу
  • нечувствительность к ионизирующей радиации

МИНУСЫ

  • относительно малый срок службы
  • низкая световая отдача
  • резкая зависимость световой отдачи и срока службы от напряжения
  • световой коэффициент полезного действия ламп накаливания, определяемый как отношение мощности лучей видимого спектра к мощности, потребляемой от электрической сети, весьма мал и не превышает 4 %. Включение электролампы через диод, что часто применяется с целью продления ресурса на лестничных площадках, в тамбурах и прочих затрудняющих замену местах, ещё больше усугубляет её недостаток: значительно уменьшается КПД, а также появляется значительное мерцание света
  • лампы накаливания представляют пожарную опасность. Через 30 минут после включения ламп накаливания температура наружной поверхности достигает, в зависимости от мощности, следующих величин: 25 Вт — 100 °C, 40 Вт — 145 °C, 75 Вт — 250 °C, 100 Вт — 290 °C, 200 Вт — 330 °C. При соприкосновении ламп с текстильными материалами их колба нагревается ещё сильнее. Солома, касающаяся поверхности лампы мощностью 60 Вт, вспыхивает примерно через 67 минут
  • при термоударе или разрыве нити под напряжением возможен взрыв баллона
  • бросок тока при включении (примерно десятикратный)
  • нагрев частей лампы требует термостойкой арматуры светильников
  • хрупкость, чувствительность к удару и вибрации

Источник

1. Лампы накаливания.
Классическая лампочка накаливания выглядит как сферический стеклянный шар из силикатного стекла (колба), внутри лампы находится вольфрамовая нить, при этом в полости лампы создан вакуум.
Принцип работы сводится к тому, что при прохождении электрического тока электроны разогревают вольфрамовую спираль и возникает электромагнитное тепловое излучение с эффектом свечения.
Средний КПД у таких ламп составляет около 6-8% в частности, КПД зависит от длины волны выпускаемого света, а она — от температуры нити накаливания, которая ограничена у обычных ламп.
Недостатком данных ламп является затуманивание колбы вследствие оседания вольфрама, вырвавшегося с поверхности нити накаливания лампы при высоких температурах.
Значительная длина нити накаливания лампы усложняет задачу фокусировки пучка света отражателем фары, что ограничивает видимость на дороге.
Некоторые разновидности ламп накаливания выпускались со сдвоенно спиралью.Маркировка таких ламп производится с использованием индекса R2.
Обычные классические лампочки хоть и пользовались до недавнего времени достаточно широкой популярностью, но, к сожалению, совершенно не практичны. Сейчас уже и в автомагазине практически невозможно встретить в продаже обычных лампочек накаливания, на смену которым пришли галогеновые лампы.

Читайте также:  В каком из перечисленных высказываний содержится информация о климате

2. Галогенные лампы.
Галогенные лампы решили часть проблем, связанных с обычными лампочками.
Форма лампы позволяет использовать более короткую нить накаливания, колба лампы изготовлена из кварцевого стекла.
Колба наполнена инертным газом с парами галогена(йод, бром и другие). Применение такого наполнителя позволяет осуществить физико-химическую реакцию возвращения молекул вольфрама обратно на нить накаливания галогенной лампы.
Поэтому стекло галогенных ламп не мутнеет из-за оседания вольфрама и пропускает через поверхность колбы бо́льшее количество фотонов света.Галогенные лампы позволили поддерживать более высокую температуру нити накаливания, что изменило длину волны испускаемого спектра и повысило эффективность ламп.
Стекло галогенной лампы нельзя трогать руками.
При касании мы всегда оставляем отпечатки, а с ними жир и грязь, что в свою очередь вызывает неравномерное распределение температуры по кварцевой колбе галогенной лампы. При нарушении температурного режима колба может треснуть, и лампа выйдет из строя.
На сегодняшний день галогенные лампы имеют наиболее широкое применение в автомобилях.

3. Газоразрядные лампы.
Газоразрядные лампы появились самыми последними — в середине 90-х годов.
На вид они не отличаются от галогенных ламп, но принцип их работы совершенно другой.
Колба заполнена газом (чаще всего — это ксенон)
Поэтому лампы называются ксеноновыми. В ксеноне создаётся электрическая дуга между электродами.
Цветовая температура — это характеристика источника света, определяющая ощущаемый глазом цвет. Каждому цвету соответствует своя температура, измеряемая в градусах Кельвина (далее — К).
Глаз человека лучше всего видит при дневном свете.
Цветовая температура показывает, как должен быть нагрет газ внутри колбы, чтобы лампа светила тем или иным цветом.
Как правило, производители предлагают ассортимент из трёх основных видов цветовых температур:
• 4300 Кельвинов — “Бело-молочный”
• 5000 Кельвинов — “Белый”
• 6000 Кельвинов — “Голубой кристалл”.

Чем выше цветовая температура, тем больше лампа будет отдавать в голубой свет, а чем меньше — тем в жёлтый. Также чем выше температура ксенона, тем меньше яркость излучаемого света.
Штатный ксенон, который ставится непосредственно на заводе, имеет цветовую температуру 4300 К. При установке ксенона с цветовой температурой 5000 К потеря в яркости невелика. Поэтому многие устанавливают среднее по цвету — 5000 К.
При цвете свечения ксенона 6000 К показатель освещенности сильно падает, и в плохую погоду (дождь, снег, слякоть) освещения будет не хватать.
Минусами газоразрядных ксеноновых ламп является необходимость установки дополнительного оборудования, обеспечивающего подачу напряжения до 20000 Вольт, необходимого для создания электрической дуги.
И как ни странно, к минусам можно отнести слишком высокую интенсивность испускаемого света, которая отрицательно сказывается на безопасности дорожного движения.
Установка ксеноновых ламп должна производится в условиях автосервиса.
Колбу газоразрядных ламп также запрещено трогать руками.

Обладая рядом преимуществ перед галогеном, ксеноновые и светодиодные лампы завоевали большую популярность.
Главное преимущество ксеноновой (газоразрядной) лампы — её световой поток, который примерно в два-три раза мощнее, чем у галогенной.
Цветовая температура света ксеноновой лампы намного выше, чем у галогенной, в результате чего видимость намного лучше, чем при свете галогенных фар.

Другие приятные особенности ксенона — повышенный срок службы, до 2000-3000 часов против 400-1000 у галогеновой лампы. Это результат отсутствия в ксеноновой лампе хрупкой нити, чувствительной к тряске. Кроме того, в рабочем режиме ксенон потребляет гораздо меньший ток, что положительно сказывается на ресурсе генератора автомобиля.
Ксеноновая лампа нагревается на 40% меньше, чем галогеновая.
Дело в том, что КПД галогеновой лампы 30%, именно эти 30% и преобразуются в световую энергию, остальные 70% потребляемой энергии идут в тепло.
Ксеноновые лампы работают по совершенно другому принципу, и лишь небольшая часть энергии уходит в тепло. Так что ксенон холоднее галогена, поэтому опасность оплавления фары при работе ксеноновой лампы отсутствует.
Из недостатков ксеноновых фар можно выделить следующие:
• Дороговизна. Высокая стоимость лампы, кроме этого, в случае замены ксеноновых ламп нужно менять их в паре (со временем спектр излучения ксеноновой лампы изменяется).
• Для розжига ксеноновой лампы нужно подать на лампу напряжение около 25000 Вольт и поддерживать его на уровне 80 Вольт с частотой 300 Гц. Поэтому подключить лампу прямо к бортовой сети не получится, а значит, лампа нуждается в дополнительном блоке розжига.
• Задержка при включении (время на розжиг).

4. Светодиодный лампы.

Читайте также:  В каких травах содержатся мужские гормоны

Одним из последних новшеств в производстве автомобильных ламп являются светодиодные лампы. Светодиодные лампы постепенно завоёвывают авторитет, благодаря интенсивному яркому свету и малой потребляемой мощности.
Качество света фар, как известно, напрямую зависит от двух составляющих — самой оптики и применяемых ламп.
Преимущества светодиодных ламп:
• Низкое энергопотребление сильно уменьшает нагрузку на электросеть автомобиля.
• Большой срок службы, от 50000 часов.
• Высокая надёжность при ударах и вибрациях из-за отсутствия нити накала.
• Большой световой поток, от 1800 до 3600 Люмен.
• Цветовая температура схожа с цветом ксенона, то есть свет белый, а не жёлтый.

Примечание.

Видимое излучение оцениваемое по световому ощущению, которое оно производит на человеческий глаз, называется световым излучением, а мощность такого излучения — световым потоком. единица светового потока — Люмен (Лм).

Для примера световой поток различных источников света:

• Лампа накаливания 100 Вт — 1350 Лм
• Галогенная лампа накаливания 230 В 70 Вт — 1170 Лм
• Газоразрядная лампа 35 Вт (“автомобильный ксенон”) — 3000-3400 Лм
• Светодиод 40-80 Вт — 6000 Лм
• Светодиодная лампа (цокольная) 4500 К, 10 Вт — 860 Лм
• Солнце — 3,63х10^28 Лм

В последнее время светодиоды стали пользоваться большей популярностью в быту, несмотря на то, что по стоимости они минимум в 10 раз дороже привычных ламп накаливания. Основная причина этого — их экономичность. Срок службы светодиодного светильника может составлять до 10 лет, а его энергопотребление во много раз ниже “классики”.
В автомобилях все эти преимущества особенно актуальны, так как чем ниже потребление тока, тем заметней снижается нагрузка на аккумулятор (АКБ). Да и менять перегоревшие лампы придётся гораздо реже. Светодиодные приборы сегодня можно встретить во многих иномарках, даже бюджетных. К примеру, их часто используют в стоп-сигналах, индикаторах, поворотниках и в приборных панелях. Светодиодам необходим номинальный рабочий ток. В самых простых случаях эту проблему решает резистор, а в более сложных придётся устанавливать дополнительные электронные узлы — источники тока.
При этом в пользу замены светодиодов множество факторов. Во-первых, такие лампы служат значительно дольше традиционных. Они выдерживают температуры от -30 до +70, куда меньше греются, потребляют значительно меньше электричества. Правильно устанавливаемая светодиодная лампа отличается большей устойчивостью к вибрациям и ударам, что весьма существенно для автомобиля, передвигающегося по российским дорогам.
Эксперты утверждают, что грамотно сконструированный светодиод от хорошего производителя будет работать без замены примерно столько же, сколько и весь автомобиль.
Так же советуют начать с замены традиционных ламп накаливания на светодиоды в габаритах, огнях подсветки багажника, освещения бардачка. Необходимо посмотреть цоколи использующихся в автомобиле ламп, чтобы подобрать аналогичные, но уже светодиодные. Кстати, при этом можно выбрать и температуру свечения, которая бывает теплой белой (ближе к жёлтому свечению ламп накаливания), просто белой и холодной белой (отдаёт в синеву).

Тонкости при установке светодиодов.

Если у автомобиля есть бортовая система самодиагностики, то установка светодиодов может активировать функцию предупреждения о перегоревших лампочках, так как бортовой компьютер увидит снижение потребляемого тока. Для того чтобы убрать этот сигнал, нужно подключить диагностический компьютер и внести корректировки. А можно просто не обращать внимание на предупреждения.
Замена в автомобиле ламп накаливания на светодиодные лампы позволит снизить нагрузку осветительных приборов на аккумулятор (АКБ) в среднем на 85%. Кроме того, можно сэкономить и на покупках самих лампочек, которые не нужно будет больше менять раз в год или пол года. Светодиоды значительно прочнее ламп накаливания.

Википедия
Яндекс
Учебные материалы.

Источник

ЛА́МПА НАКА́ЛИВАНИЯ (от греч. λαμ­πάς – све­точ, све­тиль­ник), ис­кус­ст­вен­ный ис­точ­ник све­та с из­лу­ча­те­лем из туго­плав­кой про­во­ло­ки (обыч­но в ви­де ни­ти или спи­ра­ли), на­ка­ли­вае­мой элек­трич. то­ком. Изо­бре­те­на А. Н. Ло­ды­ги­ным в 1872 (па­тент – 1874); в ка­че­ст­ве ни­ти на­ка­ла ис­поль­зо­вал­ся уголь­ный стер­жень, по­ме­щён­ный в стек­лян­ный бал­лон (кол­бу), из ко­то­ро­го за счёт сго­ра­ния час­ти уг­ля при про­пус­ка­нии то­ка уда­лял­ся ки­сло­род. В даль­ней­шем кон­ст­рук­ция Л. н. по­сто­ян­но со­вер­шен­ст­во­ва­лась. В 1879–80 Т. А. Эди­сон соз­дал при­год­ную для пром. из­го­тов­ле­ния кон­ст­рук­цию Л. н. с уголь­ной ни­тью по­вы­шен­ной дол­го­веч­но­сти (ок. 40 ч), раз­ра­бо­тал для элек­тро­ламп па­трон и цо­коль с вин­то­вой на­рез­кой, а так­же при­ме­нил от­кач­ку воз­ду­ха из бал­ло­на. В 1898–1908 в ка­че­ст­ве те­ла на­ка­ла ис­пы­ты­ва­лись ме­тал­лы (Os, Та, W), а с 1909 ста­ли при­ме­нять­ся Л. н. с вольф­ра­мо­вой ни­тью. Для сни­же­ния ско­ро­сти ис­па­ре­ния ни­ти на­ка­ла И. Лен­гмюр пред­ло­жил на­пол­нять Л. н. инерт­ным га­зом (1909). В 1912–13 поя­ви­лись пер­вые Л. н., на­пол­нен­ные азо­том и инерт­ны­ми га­за­ми (Ar, Kr); вольф­ра­мо­вую нить ста­ли из­го­тов­лять в ви­де спи­ра­ли. За­пол­не­ние Л. н. инерт­ны­ми га­за­ми с до­бав­ка­ми га­ло­ге­нов по­зво­ли­ло умень­шить за­гряз­не­ние кол­бы лам­пы час­ти­ца­ми рас­пы­лён­но­го ме­тал­ла и су­ще­ст­вен­но уве­ли­чить вре­мя жиз­ни та­ких ламп. Ис­поль­зо­ва­ние те­ла на­ка­ла в фор­ме би­спи­ра­ли (спи­ра­ли, на­ви­той из спи­ра­ли) со­кра­ти­ло по­те­ри те­п­ло­ты че­рез газ.

Читайте также:  Какие ионы содержатся в растворе нитрата кальция

Из­лу­че­ние Л. н. обу­слов­ле­но за­ко­на­ми те­п­ло­во­го из­лу­че­ния, в т. ч. за­ко­ном Кирх­го­фа, свя­зы­ваю­щим ис­пус­ка­тель­ную и по­гло­ща­тель­ную спо­соб­но­сти ре­аль­но­го из­лу­ча­те­ля с ис­пус­ка­тель­ной спо­соб­но­стью аб­со­лют­но чёр­но­го те­ла, и за­ко­ном План­ка, даю­щим спек­траль­ное рас­пре­де­ле­ние из­лу­че­ния. Для по­лу­че­ния ви­ди­мо­го из­лу­че­ния не­об­хо­ди­мо, что­бы темп-ра дос­ти­га­ла не­сколь­ких ты­сяч гра­ду­сов. Чем мень­ше темп-ра, тем мень­ше до­ля ви­ди­мо­го све­та и тем бо­лее «крас­ным» ка­жет­ся из­лу­че­ние. Для по­лу­че­ния мак­си­маль­но «бе­ло­го» све­та не­об­хо­ди­мо по­вы­шать темп-ру ни­ти на­ка­ла, ко­то­рая, в свою оче­редь, ог­ра­ни­че­на темп-рой плав­ле­ния ма­те­риа­ла ни­ти. В совр. Л. н. при­ме­ня­ют­ся ма­те­риа­лы с макс. темп-ра­ми плав­ле­ния – W (3420 °C) и (ре­же) Os (3027 °C). При прак­ти­че­ски дос­ти­жи­мых темп-рах 2300–3300 °C Л. н. ис­пус­ка­ют свет, ко­то­рый ка­жет­ся бо­лее «жёл­то-крас­ным», чем днев­ной свет. Для оцен­ки ка­че­ст­ва све­та слу­жит цве­то­вая тем­пе­ра­ту­ра.

Какой газ содержится в лампах

Электрическая лампа накаливания: 1 – стеклянная колба; 2 – тело накала; 3 – молибденовые держатели; 4 – штенгель; 5 – электрические вводы; 6 – лопатка; 7 – цо…

Кон­ст­рук­тив­но мно­го­числ. раз­но­вид­но­сти Л. н. со­сто­ят из од­но­тип­ных час­тей, раз­ли­чаю­щих­ся раз­ме­ра­ми и фор­мой. Ти­по­вая Л. н. (рис.) пред­став­ля­ет со­бой стек­лян­ную кол­бу, в ко­то­рой на стек­лян­ном или ме­тал­лич. штен­ге­ле с по­мо­щью дер­жа­те­лей из мо­либ­де­но­вой про­во­ло­ки за­кре­п­ле­но те­ло на­ка­ла (мо­но- или бис­пи­раль из вольф­ра­ма). Кон­цы спи­ра­ли со­еди­не­ны с элек­трич. вво­да­ми, ср. часть ко­то­рых с це­лью соз­да­ния ва­ку­ум­но-плот­но­го со­еди­не­ния со стек­лян­ной ло­пат­кой вы­пол­ня­ет­ся из пла­ти­ни­та или мо­либ­де­на. Для кре­п­ле­ния к па­тро­ну лам­па снаб­жа­ет­ся цо­ко­лем, при­кре­п­ляе­мым к кол­бе спец. мас­ти­кой. Боль­шин­ст­во совр. Л. н. яв­ля­ют­ся га­зо­на­пол­нен­ны­ми; на­пол­не­ние – в осн. сме­си инерт­ных га­зов (Ar, Kr, Xe и др.) с не­боль­шим ко­ли­че­ст­вом N, ино­гда с до­бав­ка­ми га­ло­ге­нов (обыч­но I или Br). Азот вво­дит­ся с це­лью ис­клю­че­ния воз­ник­но­ве­ния га­зо­во­го раз­ря­да в лам­пе. Лам­пы ма­лой мощ­но­сти (до 25 Вт) из эко­но­мич. со­об­ра­же­ний, как пра­ви­ло, вы­пол­ня­ют ва­ку­ум­ны­ми (ос­та­точ­ное дав­ле­ние воз­ду­ха 10–1 мПа).

Л. н. клас­си­фи­ци­ру­ют: по об­лас­тям при­ме­не­ния (ос­ве­ти­тель­ные об­ще­го на­зна­че­ния – для внутр. и на­руж­но­го ос­ве­ще­ния; спец. на­зна­че­ния – транс­порт­ные, мет­ро­ло­ги­че­ские, для сиг­на­ли­за­ции и ин­ди­ка­ции, для оп­тич. сис­тем, ме­ст­но­го ос­ве­ще­ния и др.); по осн. кон­ст­рук­тив­ной фор­ме и све­то­тех­нич. свой­ст­вам кол­бы (про­зрач­ные и ма­то­вые, с зер­каль­ным ку­по­лом, ша­ро­вые, ка­п­ле­вид­ные, де­ко­ра­тив­ные – в фор­ме све­чи, пла­ме­ни и т. п., с рас­сеи­ваю­щим по­кры­ти­ем и др.); по фор­ме те­ла на­ка­ла (лам­пы со сплош­ной мо­но- или бис­пи­ра­лью – пря­мо­ли­ней­ной, ду­го­вой, в ви­де зиг­за­га; с те­лом на­ка­ла, сфор­мо­ван­ным из отд. сек­ций или в ви­де пло­ской пла­сти­ны, и др.). По га­ба­рит­ным раз­ме­рам раз­ли­ча­ют сверх­ми­ниа­тюр­ные, ми­ниа­тюр­ные, ма­ло­га­ба­рит­ные, нор­маль­ные и круп­но­га­ба­рит­ные Л. н. (напр., к сверх­ми­ниа­тюр­ным от­но­сят­ся лам­пы дли­ной ме­нее 10 мм и диа­мет­ром ме­нее 6 мм; у круп­но­га­ба­рит­ных ламп дли­на пре­вы­ша­ет 175 мм, а диа­метр – 80 мм).

Л. н. из­го­тов­ля­ют­ся на на­пря­же­ния от до­лей до со­тен В, мощ­но­стью от до­лей Вт до де­сят­ков кВт. Срок служ­бы (ср. про­дол­жи­тель­ность го­ре­ния) ко­леб­лет­ся от 5 ч (напр., са­мо­лёт­ные фар­ные лам­пы) до 2000 ч и бо­лее. Све­то­вая от­да­ча за­ви­сит от кон­ст­рук­ции, на­пря­же­ния, мощ­но­сти и про­дол­жи­тель­но­сти го­ре­ния лам­пы и со­став­ля­ет 10–35 лм/Вт. По све­то­вой от­да­че Л. н. ус­ту­па­ют раз­ряд­ным ис­точ­ни­кам све­та, од­на­ко они про­ще в экс­плуа­та­ции (не тре­бу­ют пус­ко­вых уст­ройств и слож­ной ар­ма­ту­ры) и прак­ти­че­ски не име­ют ог­ра­ни­че­ний по на­пря­же­нию и мощ­но­сти. Л. н. ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся в све­тиль­ни­ках об­ще­го ос­ве­ще­ния, про­жек­то­рах, про­ек­ци­он­ных аппа­ра­тах, ав­то­мо­биль­ных и са­мо­лёт­ных фа­рах, а так­же для ки­но-, фо­то­съё­моч­но­го и те­ле­ви­зи­он­но­го ос­ве­ще­ния и др. С 1990-х гг. Л. н. об­ще­го наз­на­че­ния по­сте­пен­но вы­те­сня­ют­ся бо­лее эко­но­мич­ны­ми (т. н. энер­го­сбе­ре­гаю­щи­ми) ком­пакт­ны­ми лю­ми­не­сцент­ны­ми лам­па­ми со встро­ен­ным элек­трон­ным пус­ко­ре­гу­ли­рую­щим ап­па­ра­том и резь­бо­вым цо­ко­лем.

См. так­же Га­ло­ген­ная лам­па, Зер­каль­ная лам­па.

Источник