Какой груз относится к продуктам питания

Какой груз относится к продуктам питания thumbnail

Виды грузов

Все грузы подразделяются на генеральные, навалочные и наливные, скоропортящиеся, живность. Под грузом в общем виде понимают товар, подлежащий перевозке.

На автомобильном транспорте перевозятся сырье, комплектующие, топливо, продукты питания, бытовую технику, металлоизделия, лес и т.д.

Организация перевозки грузом включает в себя ряд операций: комплекс подготовительных операций, организацию погрузо-разгрузочных работ, перевозку и хранение грузов.

Какой груз относится к продуктам питания

Общие сведения о грузах

  • Массовые грузы, перевозимые большими партиями;
  • Наливные жидкие грузы перевозимые наливом (нефть, газы сжиженные, лаки, спирты, масла и т.д.);
  • Навалочные грузы, перевозимые навалом (уголь, руда, строй материалы и т.д.);
  • Насыпные или сыпучие грузы, перевозимые россыпью (зерно);
  • Генеральные, это штучные грузы, перевозимые большими партиями, в таре или без неё;
  • Киповые упаковывают естественные, искусственные волокна (шерсть, пух, каучук и т. д.);
  • Мешковые перевозят грузы, не требующие защиты от механических повреждений (сыпучие, пылевидные и т. п.);
  • Катно-бочковые грузы, перевозимые в бочках, рулонах, барабанах и т.д.;
  • Ящичные перевозят продукты пищевой промышленности и сельского хозяйства, промышленные и потребительские товары, метизы, машины и т. д.;
  • Контейнерные;
  • Пакетные;
  • Штучные и прочие;
  • Металлы и металлоизделия;
  • Тяжеловесные и габаритные грузы в таре или без упаковки массой одного места свыше 5 тонн;
  • Лесные;
  • Ж/б изделия и конструкции;
  • Длинномерные, это грузы в таре или без упаковки, длина которых превышает 8 метров;
  • Особорежимные грузы, которые требуют особого отношения при перевозке, ПРР и хранении;
  • Скоропортящиеся пищевые продукты, при хранении и транспортировке которых необходимо соблюдать определенный температурно-влажностный и вентиляционный режимы;
  • Опасные вещества и предметы, которые вследствие их специфических свойств при хранении, перевозке, перегрузке могут служить причиной повреждения транспортного средства, складов, перегрузочных устройств, а также увечий, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей;
  • Живой скот (птица) и животные продукты (шкура, шерсть и т.п)- перевозка допускается только после ветеринарно-санитарного освидетельствования;

Генеральные грузы

Генеральный груз (англ. general cargo) — штучный груз или товар (продукция), который перевозится в упаковке. В качестве упаковки могут использоваться ящики, мешки, бочки, биг-беги, контейнеры, тюки, пакеты и другие виды упаковки груза. Перевозка генеральных грузов в отличие от груза, перевозимого «без упаковки»: наливом (нефть и другие жидкости), навалом или насыпью (зерно, руда, уголь) — требует подготовки к предстоящей перевозке в прямом или смешанном сообщении: морским, речным, железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом и особого отношения со стороны перевозчика. Зачастую генеральный груз перевозится сборными партиями. В этом случае составляется грузовой список.

К генеральным относятся следующие грузы:

  • Металлоконструкции (прокатный, листовой металл, металл в чушках, пакетах, проволока, слитки, заготовки, трубы, ленточный металл в рулонах, металлолом и т. д.); 
  • Подвижные технические средства (на гусеничном ходу и на колесах);
  • Железобетонные изделия и конструкции (балки, шпалы, колонны, плиты, панели, трубы, кольца и т. д.);
  • Контейнеры (крупно-, средне- и малотоннажные, специальные и т. д.);
  • В транспортных пакетах (на поддонах, без поддонов, в обвязке, в пленке и т. д.);
  • Штучные в упаковке (в ящиках из различных материалов и размеров);
  • Катно-бочковые (бочки, барабаны различных конструкций с разными грузами, корзины), 
  • Крупногабаритные и тяжеловесные грузы;
  • Цемент, руды цветных металлов и концентраты в биг-бегах;
  • Лесоматериалы (круглый лес, пиломатериалы, фанера, древесная плита).

Генеральные грузы делятся на категории по размерам: обычные, длинномерные (свыше 3 м) и негабаритные. По массе: легковесные или тяжеловесные (более 5т).

Навалочные грузы

Навалочные – это грузы, которые допускают погрузку-выгрузку, перевозку и хранение навалом. К этим грузам относятся в основном насыпные и мелкие штучные грузы (тарные и бестарные). Навалочные (сыпучие) грузы допускают погрузку и разгрузку навалом, и для их перевозки целесообразно применение грузовых автомобилей самосвалов. К универсальным и навалочным относятся грузы, которые могут перевозиться на обычных бортовых автомобилях. Для их перевозки, погрузки, выгрузки и складирования не требуется особых условий.

Главное свойство навалочных грузов – это их сыпучесть. К ним относятся: строительные материалы, уголь, руда и рудные концентраты, зерно. Особенность навалочных грузов заключается в том, что они состоят из подвижных частиц определенного размера, которые могут быть однородными или неоднородными по своему составу. Навалочные грузы можно разделить на две большие категории – зерновые и незерновые. К зерновым относятся сельскохозяйственные грузы, а к незерновым – все остальные (строительные, продовольственные и промышленные грузы).

Наливные грузы

К наливным грузам относятся бестарные жидкие грузы, для которых тарой являются специальные кузова автомобилей автоцистерн или другие устройства, укрепленные в кузове грузового ТС. К наливным грузам относят: нефть и нефтепродукты, жидкие химические требующие перевозки материалы (кислоты, спирты, некоторые виды удобрений т. д.) Также к наливным грузам относятся сжиженные газы СУГ, жидкие пищевые продукты (растительные масла, концентрат сока, животные жиры, патока, пресная вода, вино). Наибольшую долю среди этих грузов составляют нефть и нефтепродукты. При перевозке, хранении и перегрузке наливных грузов необходимо учитывать их специфические свойства: вязкость, плотность, огнеопасность, испаряемость, взрывоопасность, упругость паров, влияние на организм человека, коррозирующее действие на металлы и др.

По условиям перевозок и хранения грузы делятся на обычные и специфические.

Обычные грузы

Обычные грузы – это грузы, которые не требуют особых условий для перевозки, погрузки, выгрузки и могут перевозиться на бортовых автомобилях. Для перевозки обычных грузов не требуется каких-либо особых условий при движении автомобиля и нет необходимости применять грузовые автомобили с кузовами особой конструкции. 

Специфические грузы

Специфические грузы требуют особых мер по сохранности и безопасности при перевозке, погрузочно/разгрузочных работ и хранении. Специфические грузы – это такие грузы, при перевозке и хранении, которых необходимы особые меры обеспечивающие их сохранность, возможность и безопасность транспортирования. 

Специфические грузы делятся на негабаритные, длинномерные, тяжеловесные, опасные и скоропортящиеся.

Негабаритные грузы

Негабаритные грузы – это такие грузы, которые по своим размерам не вмещаются в стандартный кузов автомобиля (например, крупные станки, сельскохозяйственные или иные машины, сварные конструкции, паркогаражное оборудование, строительные конструкции и т. п.) Негабаритные грузы, это группы имеющие размер одного места свыше 2.5 метров по ширине или свыше 3.8 метров по высоте в погруженном состоянии на грузовой автомобиль. Для перевозки некоторых негабаритных грузов, превышающих размеры кузова грузового ТС по ширине, необходимо получать специальное разрешение и принимать меры предосторожности.

Длинномерные грузы

Длинномерные – это такие грузы, свес которых над задним бортом грузового ТС превышает 2 метра. Длинномерные грузы являются разновидностью негабаритных грузов таких, как (сталь различного профиля, автомобили, трубы и т. п.). Как правило длина таких грузов больше длины кузова грузового автомобиля не менее чем на 1/3. Для перевозки таких грузов следует применять прицепы-роспуски.

Тяжеловесные грузы

Тяжеловесными грузами называются штучные грузы (танки, бульдозеры, экскаваторы, железобетонные конструкции, электрогенераторы, турбины, паровые котлы и другие виды техники и оборудования), вес отдельного места которых более 250 кг (для катаных грузов – 400 кг). Для перевозки таких грузов бывает необходимым применение автомобилей большой или особо большой грузоподъемности, или низкорамных прицепов-тяжеловозов. Погрузка тяжеловесных грузов обычно очень трудоемка, вследствие чего необходимо применять специальное оборудование в виде кранов, лебедок, полиспастов и домкратов.

Опасные грузы

Опасные грузы – это грузы которые при перевозке и хранении могут послужить причиной увечья и отравления людей, разрушения подвижного состава, построек или дорог. Ядохимикаты, радиоактивные, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, которые в силу своей опасности требуют наличия специальной тары и упаковки, выполнения квалифицированной погрузки и разгрузки, а также особого режима перевозки. Несоблюдение норм и правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом может привести к непредсказуемым последствиям, таким как пожар, взрыв, химическое заражение, заражение окружающей среды и стать угрозой здоровью или жизни человека.

Опасные грузы делытся на классы:

  • 1 КЛАСС – взрывчатые материалы, которые по своим свойствам могут взрываться, вызывать пожар с взрывчатым действием, а также устройства, содержащие взрывчатые вещества и средства взрывания, предназначенные для производства пиротехнического эффекта;
  • 2 КЛАСС – газы сжатые, сжиженные охлаждением и растворенные под давлением, отвечающие хотя бы одному из следующих условий:
  • 3 КЛАСС – легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле 61С и ниже;
  • 4 КЛАСС – легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые), способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения, в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании;
  • 5 КЛАСС – окисляющие вещества и органические пероксиды, которые способны легко выделять кислород, поддерживать горение, а также могут, в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами, вызвать самовоспламенение и взрыв;
  • 6 КЛАСС – ядовитые и инфекционные вещества, способные вызывать смерть, отравление или заболевание при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей и слизистой оболочкой;
  • 7 КЛАСС – радиоактивные вещества с удельной активностью более 70 кБк/кг (2 нКи/г). 
  • 8 КЛАСС – едкие и коррозионные вещества, которые вызывают повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, коррозию металлов и повреждения транспортных средств, сооружений или грузов, а также могут вызывать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами;
  • 9 КЛАСС – вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, не отнесенные ни к одному из предыдущих классов, но требующих применения к ним определенных правил перевозки и хранения.

В перевозочных документах грузоотправитель и перевозчик обязаны поставить штемпеля красного цвета, определяющие характер опасности (“Легко воспламеняется”, “Загорается от воды”, “Дает воспламеняющиеся смеси” и т. д.).

На каждое грузовое место грузоотправитель кроме маркировки опасного груза обязан нанести наименование груза и знак опасности. Действующими правилами перевозок опасных грузов предусмотрено сопровождение отдельных видов опасных грузов проводниками грузоотправителя или грузополучателя. Конкретная партия опасных грузов предъявляется к перевозке только теми видами отправок, которые предусмотрены действующими правилами перевозок. Возможность совместной перевозки в одном транспортном средстве опасных грузов разных классов и совместной перевозки опасных грузов с неопасными определяется по таблицам совместимости, помещенным в правилах перевозок.

Скоропортящиеся грузы

Скоропортящиеся грузы – это такие грузы, при хранении и перевозках которых требуются специальные помещения и подвижной состав, оборудованные для поддержания определенной температуры (рефрижератор). Скоропортящимися грузами признаются такие продукты, которые представляя собой в обычных условиях среду, благоприятную для развития вредных микроорганизмов. Скоропортящиеся грузы требуют при продолжительном хранении и при перевозке, особых мер защиты (предупреждение излишней влажности, температурный режим, предварительное охлаждение при перевозке и пр.). К скоропортящимся грузам надлежит отнести грузы, боящиеся холода и требующие особых мер для защиты против него (хранение и перевозка в утепленных помещениях и )

Антисанитарные грузы

Антисанитарные грузы – это грузы которые обладают неприятным запахом или пыляшие грузы. Перевозка антисанитарных грузов должна осуществляться на специальном транспорте. При отсутствии подходящего автотранспорта необходимо плотно упаковать такой груз для предотвращения загрязнения окружающей среды в процессе перевозки.

Живые грузы

К живым грузам относятся животные и птицы, перевозятся они автомобильным транспортом в соответствии с ветеринарными нормами. Живые грузы, это животные, птицы, пчелы и рыба, перевозимые с соблюдением санитарно-ветеринарных требований. Для транспортировки используются одно- и двухуровневые скотовозы, клетки, улья, ящики, резервуары, проходящие обязательную дезинфекцию перед каждым рейсом.

Классификакция грузов

Вид груза является одним из важных факторов, определяющих выбор типа подвижного состава и условия его эксплуатации, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т.д. У перевозчика товар становится “грузом”, так называют принятые к перевозке продукцию, товары, материалы. Для оптимизации организации грузовых операций получатель должен знать транспортные характеристики грузов (это специальный термин).

Совокупность свойств груза, определяющих его транспортабельность, условия перевозки, перевалки и хранения, вид упаковки, объем, масса, габариты, физико-химические свойства и др. Физико-химические свойства грузов, это хрупкость, токсичность, гигроскопичность, распыляемость, смерзаемость, спекаемость, способность к самовозгоранию, окислению, радиационному воздействию и т. д. Перевозчики классифицируют грузы в зависимости от технологии погрузки и разгрузки, способа перевозки, вида тары и т. п.

На железных дорогах грузы классифицируют как:

  • Тарно-штучные (принимаются от грузоотправителя и выдаются грузополучателю по количеству мест или штук, указанному в перевозочном документе, или массе, обозначенной на самом грузе);
  • Навалочные (перевозимые без счета мест вагонными отправками);
  • Насыпные (загружаются в крытые универсальные или специализированные вагоны без упаковки);
  • Наливные (перевозимые в вагонах-цистернах, бункерных полувагонах, специальных контейнерах).

На отдельных видах транспорта в зависимости от коэффициента использования грузоподъемности средств транспорта грузы делят на классы:

  • I класс – коэффициент использования грузоподъемности = 1,0;
  • II класс – коэффициент = 0,71 – 0,99;
  • III класс – коэффициент = 0,51 – 0,70;
  • IV класс – коэффициент = 0,41 – 0,50.

Класс груза зависит от его объемной массы (т/м3) и способа упаковки (в контейнерах, бочках, ящиках, навалом и т. д.). Класс груза учитывается в тарифах на перевозку наряду с расстоянием перевозки и другими факторами.

Классификация грузов производится по следующим признакам:

По способам погрузки-выгрузки и перевозки различают следующие виды грузов перевозимых автомобильным транспортом.

  • Штучные;
  • Навалочные;
  • Наливные.

Штучные грузы могут быть тарные и бестарные и характеризуются весом, формой и объемом каждой штуки.

  • К штучным грузам относятся промышленные и продовольственные товары в упакованном виде (мешках, ящиках, бочках и др.);
  • Грузы в кипах и тюках;
  • Изделия в незатаренном виде или без упаковки.

Основными характеристиками штучных грузов являются:

  • Габаритные размеры;
  • Масса (вес);
  • Форма.

Наиболее распространены следующие виды тары:

  • Жесткая – в виде деревянных ящиков, решеток и бочек; бывают также металлические бочки и ящики; к жесткой таре также относится так называемая плетеная тара в виде различных корзин;

  • Мягкая – мешки, кули, рогожи; распространенным видом тары является бумажная (картон, крафт – мешки);

  • Стеклянная (бутыли) и специальная тары занимают особое место. Для перевозки жидких грузов, упакованных в стеклянную тару, необходима еще и другая тара в виде плетеных корзин или ящиков, в которые устанавливается стеклянная тара.

Кроме тары, многие грузы имеют еще первичную упаковку из бумаги или картона.

Для установления оплаты за перевозку (тарифа) грузы разделяются на четыре класса в зависимости от степени использования грузоподъемности подвижного состава:

Класс груза1-й2-й3-й4-й
Использование грузоподъемности, %10099 – 7170 – 5150 и ниже
Среднее значение
 —806050

Класс груза определяется не только его физическими свойствами, но и способом его упаковки (затаривания).

Бывают случаи, когда один и тот же груз может быть отнесен к различному классу при разной его упаковке:

  • например, паркет в пачках и связках относится к 1-му классу, а паркет, погруженный навалом, к 2-му классу;
  • хлеб печеный в открытых ящиках относится к 2-му классу;
  • хлеб печеный в лотках — к 3-му классу;
  • хлеб печеный мелкоштучный — к 4-му классу.

Грузы, перевозимые автомобилями, по массе подразделяются на три категории, а по степени опасности при погрузке, выгрузке и транспортировании – на четыре группы.

Весовые категории грузов:

1 категория – массой (одного места) менее 80 кг, а также сыпучие, мелкоштучные, перевозимые навалом и т.д.;
2 категория – массой от 80 до 500 кг;
3 категория – массой более 500 кг.

Группы грузов:

1 – малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.д.);
2 – опасные по своим размерам;
3 – пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум и т.п.);
4 – опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19435-88.

Перемещение грузов 1-й категории от склада до места погрузки или от места разгрузки до склада может быть организовано вручную, если расстояние по горизонтали не превышает 25 метров, а для сыпучих грузов (перевозимых навалом) 3,5 метра. При большем расстоянии такие грузы должны транспортироваться механизмами и приспособлениями. Транспортирование, погрузка и разгрузка грузов 2-й и 3-й категорий на всех постоянных и временных погрузочно-разгрузочных площадках (пунктах) должны быть механизированы.

При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом он не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади кузова. Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепким такелажем (канатами, веревками).

Источник