Какой известной фразой выразили сущность кризиса философского свойства

Какой известной фразой выразили сущность кризиса философского свойства thumbnail

Всеволод

Ученик

(113),
закрыт

5 лет назад

1. Каким греко-язычным термином называется иначе “философия бытия”:
2. Каким греко-язычным термином именуется раздел философии, посвященный
разработке теории познания в целом:
3. Какой известный философ, представитель рационализма Нового времени, был
выразителем взглядов, согласно которым человек представляет собой сочетание двух
субстанций, «мыслящей» и «протяженной»:
4. Важнейший процесс, повлиявший на кардинальную перемену философских
представлений о материи в начале ХХ века, это:
5. Существуют три основные логические формы, в которых протекает мышление.
Укажите их.
6.
Одно из самых ярких направлений в философии человека ХХ века связано с переходом от
рационализма к иррационализму, сведением человеческой сущности к биологическому
началу. Центральное место здесь занимает концепция бессознательного и
психоаналитическое видение человека в целом. Кто был основателем этого направления в
философии?
7. Какой известной фразой выразили физики сущность кризиса философского свойства,
произошедшего в этой науке в конце ХIX – начале ХХ вв.:
8. Какая форма практической деятельности человека в рамках диалектико-
материалистической философии рассматривается как основная, обуславливающая все
другие формы деятельности:
9.
К какому философскому направлению принадлежат известные представители
антропологии и психологии ХХ в. Э. Фромм, Г. Салливен, Р. Мей, К. Юнг, А. Адлер, В. Рейх,
К. Хорни?
10. Каким мыслителем было сформулировано следующее знаменитое определение:
«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая
дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается
нашими ощущениями независимо от них»:
11. Долгое время философы ограничивались рассмотрением собственно познания,
рассматривая его как простое, непосредственное, зеркально подобное отображение
природы. К числу заслуг какого мыслителя XIX в. принадлежит включение практики в
предметную область теории познания?
12. Большинство видных последователей З. Фрейда критически относились к его крайним
биологизаторским идеям, стремясь выйти за прежние рамки, и отправляясь за поисками ответов в область социальных явлений. Какой мыслитель, заговорил впервые с позиций
психоанализа о т. н. «коллективном бессознательном» и «индивидуальном
бессознательном»?
13. Какие представления по своей изначальной сути противоречат философско-
материалистическим взглядам на материю и ее свойства:
14. Какое суждение, отражающее характер влияния мышления на язык, соответствует
действительности:
15.
Видный представитель неофрейдизма, сделавший одним из центральных пунктов своей
концепции «чувство неполноценности человека», под влиянием которого происходит
внутреннее развитие психики и целевое функционирование бессознательных процессов,
это:
16. Укажите три важнейшие типа материи (согласно общепринятой в материалистической
философии типологии):
17.
Укажите два важнейшие вида языков, различающиеся характером их формирования и
развития, а также соответствующими семантическими особенностями:
18. Каково имя представителя неофрейдизма, рассматривавшего в качестве центрального
понятия своей системы «экзистенциальную дихотомию». Одна из важнейших дихотомий
состоит в том, что человек является одновременно сильным и слабым, разумом,
осознающим свою беспомощность.
19.
Важнейшим условием целостности какой системы является следующее положение:
Целостность обуславливается многообразными процессами управления саморегуляции
информационными связями с окружающей средой:
20. Принадлежат ли ощущения и эмоции сами по себе, например, холод, голод, жара,
чувства сильного гнева или удовольствия, радости, эйфории к числу гностических образов
сознания?

О.

Оракул

(71594)

5 лет назад

5. Понятие, суждение, умозаключение
9. неофрейдизм
10. Ленин
11. Маркс
12. Юнг
13. Идеалистические…
15. Адлер
16. неживая природа, живая природа, общество (социальная материя)
18. Фромм
20. нет

ТренерПоМозгам

Просветленный

(32021)

5 лет назад

1. экзистенциализм
2. гносеология
3. Декарт
4. Информационные поля “ноосфера” Вернадского (есть много и других)
5. есть только ОДНА форма, в которой протекает мышление – СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
(утвердительные, вопросительные, отрицающие)
6. Фрейд
7. “исчезновение материи”..
8. производство материальных благ

хватит…?

ВсеволодУченик (113)

5 лет назад

Мне б побольше. Это всего 4ая часть теста….

ТренерПоМозгам
Просветленный
(32021)
так… задай ПЯТЬ любых вопросов и выбери пть моих ответов лучшими!

Источник

Здравствуйте! Сегодня я хочу рассмотреть с вами очень важную части нашей жизни. Мы будем говорить о философии. Мне очень нравится афоризм Юрия Мороза “Философии есть у каждого, даже у того, кто не знает этого слова”.

Очень часто мы используем слово философия, но, как правило, нам сложно сразу ответить на вопрос – что такое философия? Для начала приведу определение, которое мне кажется универсальным и наиболее удобным «Философия – это наука о мире, человеке и месте человека в мире».

А вообще, сегодня мы попытаемся разобраться в том, как развивалось понимание философии в европейской мысли. Я думаю, что нам будет намного легче понять сегодняшнюю тему, если мы изучим, что под философией понимали знаменитые мудрецы в ходе развития философской мысли.

Пифагор Самосский

В древней Греции, в период расцвета Афин, появились адвокаты и наемные учителя красноречия, называющие себя софистами (мудрецами). Расцвет школы софистов пришелся на период со второй половины 5, до первой половины 4 века до н. э. Однако живший в 6 веке до н.э. знаменитый философ, спортсмен и Великий Геометр Пифагор Самосский (570—490 гг. до н. э.) придерживался другой точки зрения. Он говорил, что человек не может быть мудрым, ибо мудры только боги, а люди могут только любить мудрость. Именно Пифагор и ввел понятие философии. В переводе с греческого языка философия означает любовь к мудрости (филиа – любовь, софия – мудрость).

Другой знаменитый древнегреческий философ Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) называл свое занятие майевтикой – искусством повивальные бабки. Вы, наверное, видели, что иногда сложные вещи объясняются просто. Вы замечали, что часто люди уже знают, как себя надо вести, но не всегда это осознают. Сократ видел свою цель в том, чтобы при помощи вопросов помочь человеку осознать свои подлинные цели и ценности. Отметим, что мать Сократа работала повивальной бабкой, и глупые люди над этим смеялись. А Сократ смог превратить свою слабость в свою силу. Он стал говорить, что он – майевт. Он, подобно повивальной бабке, помогает человеку разродиться тем знанием, которое уже находятся внутри него.

Его ученик Платон (427 – 347 год до н.э.) считал что философия проявляется в стремлении к совершенству. Надо понимать, что Платон хорошо знал, о чем говорил, ведь он, помимо увлечения философии, он смог дважды получить звание чемпиона Олимпийских игр.

Ученик Платона Аристотель (384 – 322 год до н.э.) считал, что философия это наука о первых началах и первых причинах. Аристотель называют отцом наук, потому что он первым распределил философские знания по разделам – наукам. Так появились логика – искусство правильного мышления, психология – науке о душе человека, физика – изучению устройству мира и т.д.

Если преодолеть длительный исторический период, то следующим философом, о котором не хотелось бы с вами поговорить, следует выбрать Рене Декарта (1596-1650 гг.). Декарт поддерживал Платона, утверждая, что философия помогает человеку стать лучше. Философия это совершенное знание о мире, которая направляет человека, помогая сохранить его здоровье, делать открытия и быть успешным в делах.

Иммануил Кант

Иммануил Кант, который прожил с 1724 по 1804 год, так сформулировал свое понимание философии “философия есть отношения всякого знания к последним целям человеческого разума”.

Другой немецкий философ Георг Гегель (1770-1831 гг.) использовал образные определения философии. По его словам «философия – это сова Минервы, вылетающая в сумерках». Чтобы понять эту фразу, необходимо знать психологию и античную мифологию. Минерва – это богиня мудрости, одним из символов которой была сова – ночная птица, чей полет можно увидеть в сумерках. А человек так устроен именно на границе сна и яви он расслабляется, отбрасывает в сторону домашние заботы и начинает размышлять о судьбе, мире, людях. Другими словами, именно в сумерках разума мы занимаемся философией.

Читайте также:  У какого элемента ярче выражены окислительные свойства

Гегель также так же сказал, что это «философии – это эпоха, схваченная в мысли». Очень часто студенты, только начинающие заниматься философии рассчитывают, что получат единственный ответ на любой вопрос. И очень удивляются, что философов можно найти разные ответы на одни и те же вопросы. В чем же причина подобного плюрализма мнений? В том, что человек – дитя эпохи. Он видит мир через призму существующих на тот момент мировоззренческих структур. Говорят, что в древнем Риме один из философов так описывал справедливое общество «там даже самый бедный крестьянин имеет не меньше трех рабов». Но мы-то понимаем, что подобное общество нельзя назвать справедливым! Однако в то время люди считали, что рабство справедливо и неизбежно. Времена поменялись, поменялись и представления о справедливости.

Представляет интерес позиция Жиля Делеза (1925 – 1995). По его словам, «философия – дисциплина состоящих в творении концептов», то есть в создании новых идей и смыслов. В современном мире очень важно уметь придумывать новое. Примечательной в этом отношении является история изобретения микроволновой печи. По одной из версий, Перси Лебарон Спенсер работал в фирме занимающиеся обслуживанием продаже радаров. Однажды он попал в зону действия электромагнитного излучения идущего от радара, после чего конфета, обернутая фольгой, разогрелась и обожгла его. Когда закончилась война, ему удалось разработать на базе данного эффекта микроволновку, которая при помощи СВЧ-излучения нагревает продукты.

А закончить мне хотелось бы словами Мартина Хайдеггера ( 1989 – 1970 гг.), который сказал, что «философия – это ностальгия, тяга повсюду быть дома». Дело в том, что дома мы чувствуем себя комфортно, легко, непринужденно. Но в жизни часто возникают сложные ситуации, так вот по мнению Хайдегера, философия дает возможность человеку даже в сложной ситуации чувствовать себя комфортно.

Именно это я и хочу вам пожелать: научитесь комфортно ощущать себя в любой ситуации и менять жизнь вокруг себя в лучшую сторону. Удачи вам, будьте философами по жизни! Спасибо, что дочитали статью до конца, если заинтересовало, то ставьте лайк – это мотивирует писать дальше!

картинка с сайта кevisu.info

Источник

Сегодня мне хотелось рассмотреть с Вами характерные черты философии. Конечно, таких особенностей очень много, но мы с вами попытаемся выделить наиболее значимые. Надо понимать, что другой исследователь может выделить иной перечень характерных особенностей, потому что философия для каждого своя. Однако есть и некоторые наиболее общие универсальные особенности философии, именно о них мы с вами сегодня и поговорим.

При самом общем взгляде на философию можно вычленить черты, сближающие философию с другими науками и особенности, выделяющие философию среди прочих научных дисциплин – структурированность, логичность, доказательность.

Диспут философов. фотография с сайта https://citatyok.ru

1. Четкая структура философии предполагает выделение разделов: онтологию, изучающую бытие, гносеологию, изучающую познание, историю философии, метафизику – рассматривающую наиболее общие закономерности бытия, аксиологию – науку о ценностях, социальную философию. Помимо это существует также и отдельные философские науки: этика – наука о морали, эстетика – наука о красоте, логика – наука о правильном мышлении.

2. Логичность философии предполагает, что тезисы, аргументы и рассуждения должны опираться на логику. Нельзя нести откровенный бред, называя это философией. Философия – это наука, и она подчиняется научным законам.

3. Доказательность требует, чтобы ваши рассуждения не противоречили формальной логике и опирались на определённую систему доказательств.

Одновременно с этим существует и ряд особенностей, которые отличают философию от других наук: двойственность, высокая степень обобщения, субъективность, дискурсивность, альтернативность.

Философия двойственна и предполагает не только строгое научное знание, но и использование образов, идей, гуманистических ценностей. Другими словами, оперирует концептами – сущностями, объединяющими понятие и образ, знание и ценность.

Высокая степень обобщения философии предполагает, что философ воспринимает мир во всей его полноте и целостности. Для точных наук нормальной является ситуация максимального сужение объекта и предмета исследования. Например, историк может изучать особенности российского книгопечатания в первой четверти 19 века. В то время как философы часто пытаются увидеть общее в единичном, выявить универсальные законы развития, помочь человеку правильное решение в самых разных ситуациях. Философии предполагает системный взгляд на мир.

Для философского восприятия характерна дискурсивность. Этот термин происходит от латинского discursus – рассуждение, довод. Философия использует метод восприятия, который характеризуется рассудочностью, понятийностью, логичностью, опосредованностью. Подобный метод восприятия коренным образом отличается от обыденного для которого привычны чувственность, интуитивность, созерцательность и непосредственность.

Мы с вами уже говорили о целостности в философии. Философия формирует целостное мировоззрение. И мы должны научиться системной интерпретация всех сторон бытия, всех аспектов человеческой жизни.

Критика и критичность занимают одно из самых важных мест в философской мысли. Критика – это фундамент философии. Прежде чем придумать новое, философ часто должен разрушить старое. Критическое восприятие позволяет выявить слабые места в рассуждениях, найти новые знания, придумать выход из сложившейся ситуации. Оно в корне отличается от привычного современному человеку некритического восприятия потока информации, которое превращает человека-творца в человека-потребителя. Если смотреть телевизор, то возникает ощущение, что для «идеального потребителя» новый вкус жевательной резинки намного важнее будущего человечества.

Взгляд в неведомое. Фото с сайта wallpapersafari.com

Рефлексивность происходит от латинского слова reflexio — обращение назад. И предполагает самонаблюдение, самопознание, размышление о себе. Рефлексия позволяет человеку осмыслить свои действия своего поведения. Вы, наверное, сталкивались с тем, что в конце занятия преподаватели часто проводят рефлексию – повторение основных мыслей, осмысления изученного материала, поведения, усвоение материала. Рефлексия важна не только в философии и педагогике. Она крайне важна для каждого человека, который хочет действовать разумно и управлять своей жизнью.

Философская альтернативность уникальна в научном мире, ведь философия не даёт абсолютного знания. Она предполагает наличие нескольких правильных точек зрения. Предоставляет возможность возразить и найти другой ответ. Для философии не характерен догматизм и абсолютная уверенность в своей правоте. Если Вам нужен один ответ на любой вопрос – это не к философам, это к религиозным проповедникам.

Гуманизм в философии разделяется на два основных блока. Гуманность, которая предполагает доброту и человечность, и гуманистичность – направленность на человека, восприятие человека как высшей ценности, когда человек становится центром современной философии.

Интеллект-карта “Основные черты философии”

Отметим также, что в философии есть два диаметрально противоположных начала: объективность и субъективность. Объективность в философии возникает из-за того, что философия является адекватным отображением реальности, опирается на достижения современной науки и техники, использует инструменты научного познания. А субъективность в философии возникает как следствие личностного измерения философии. Каждый философ пропускает философские построения через призму личности. Философ даёт личный ответ на поставленный вопрос. В философии есть место личному, индивидуальному, персональному. Можно сказать, что философия – самая точная из гуманистических наук и самая гуманистичная из точных.

Как и любая наука философия создала свой язык. Познание любой науки начинается с познания терминологии. Без знание базовых терминов невозможно разобраться в учебниках и научных статьях. Философия в этом отношении не исключение. Именно поэтому важно хорошо знать философские термины. И здесь вопрос даже не в том, что без этих знаний невозможно получить хорошую оценку на экзамене. Философские термины отличаются точностью и однозначностью, а умение ясно и понятно говорить полезно не только в процессе обучения. Хороший специалист умеет может понятно объяснить даже самую сложную вещь. И мне хочется верить, уважаемые студенты, что Вы – станете хорошими специалистами.

Читайте также:  Какое свойство воды проявляется если воду разлить

Философское знание очень сильно отличается от других наук тем, что меняет человека. Любому профессионалу важно знание научных законов и принципов, а также умение искать и использовать информацию, решать поставленные задачи. Но знание таблицы умножения не так сильно меняет человека, как знание о добре и зле, хорошем и плохом, моральном и аморальном, этичном неэтичном.

Хочется верить, что курс философии поможет вам лучше разобраться в себе, окружающем мире, законах развития общества и государства. Самое главное, чтобы вы начали жить осознанно. Принимать взвешенные решения, и самостоятельно отвечать за свою жизнь. Ведь наша цель не только в том, чтобы вы узнали о творчестве философов прошлых веков и восхитились полета мысли мудрейших людей человечества. Главная цель для Вас – стать грамотными специалистами и достойными людьми.

Источник

Тема 1. Философия как форма культуры
01.Устойчивая совокупность взглядов на мир, убеждений, установок, верований человека, определяющих выбор жизненной позиции, отношение к миру и другим людям – это:

1) мировосприятие

2) миропонимание

3) мировоззрение

4) мироощущение

02.Вид познания в жизнедеятельности субъекта, не обладающий доказательной силой, называется:

1) абстрактным

2) теоретическим

3) обыденным

4) научным

03. Согласно данным науки, наиболее древней формой мировоззрения является:

1) религия

2) мифология

3) философия

4) наука

04. Термин «философия» был введен в научный оборот:

1) Гераклитом

2) Пифагором

3) Цицероном

4) Сократом

05. Термин «философия» означает:

1) рассуждение

2) компетентное мнение

3) профессиональную деятельность

4) любовь к мудрости

06.Философские решения не могут быть:

1) гипотетическими

2) окончательными

3) неоднозначными

4) сложными

07. Основной вопрос философии – это:

1) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному

2) каковы критерии истины

3) как возник мир

4) что есть добро и зло

08. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия – это:

1) герменевтика

2) онтология

3) эсхатология

4) социология

09. Раздел философии, который рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле – это

1) этика

2) эстетика

3) прагматика
4) гносеология

10. Ответы на философские вопросы ищут

1) в религиозных верованиях

2) в мифологических представлениях

3) в научных исследованиях

4) в доводах и заключениях разума

11. Кто из философов сформулировал три вопроса, выражающие, по его мнению, сущность философии: – Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

1) Аристотель

2) Г. Гегель

3) И. Кант

4) Фома Аквинский

12. Мир идей, согласно учению Платона, образует истинное бытие, существующее вне нас. А мир вещей – это вторичное и производное от него. Это положение выражает точку зрения

1) антропологического материализма

2) объективного идеализма

3) субъективного идеализма

4) диалектического материализма

13. Стремление построить окончательную схему-систему мира, неприятие идеи развития характерны для:

1) материализма

2) идеализма

3) метафизики

4) диалектики

14.Что в основании мира лежит одно начало считают:

1) дуалисты

2) монисты

3) плюралисты

4) агностики

Тема 2. Возникновение философии. Философия античности.
15. Исходной истиной буддизма является утверждение, что

1) жизнь есть радость и наслаждение

2) жизнь есть страдание

3) жизнь есть борьба

4) жизнь есть форма существования белковой материи

16. Кому принадлежит высказывание: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе»:

1) Лаю-цзы

2) Конфуцию

3) Вардхамане Махавире

4) Сиддхартхе Гаутаме

17. Почему европейская философия возникла именно в Греции?

1) случайно, так совпало

2) удачное географическое положение страны

3) здесь сложилась благоприятная политическая атмосфера

18. Кто из ранних греческих философов считал началом всего сущего воду?

1) Анаксимен

2) Фалес

3) Гераклит

4) Анаксимандр

19. Формула «Все есть число» является краеугольным камнем учения

1) софистов

2) стоиков

3) скептиков

4) пифагорейцев

20. Демокрит полагал началом всего сущего

1) атомы

2) огонь

3) числа

4) ум

21. Главная идея Гераклита, которая была проиллюстрирована им через образ реки:

1) «все течет, все изменяется»

2) «все полно богов»

3) «все имеет начало и конец»

4) «нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в опыте»

22. “Все, что мыслим, есть бытие” – таким образомформулирует суть бытия:

1) Гераклит

2) Парменид

3) Демокрит

4) Платон

23. Наиважнейшим принципом для Парменида является истина, что:

1) «бытие есть, и небытие тоже есть»

2) «человек есть мера всех вещей»

3) «бытие есть, небытия нет»

4) «в одну реку нельзя войти даже один раз»

24. Сократ говорил: “Я знаю, что ничего не знаю, но…”

1) знания увеличивают скорбь

2) попытаюсь узнать

3) все знать и невозможно

4) другие не знают и этого

25. Главной проблемой, которая интересовала Сократа, был вопрос о

1) Боге

2) мире

3) истории

4) человеке

26. «Майевтика» Сократа означает не что иное, как:

1) умение защитить свою точку зрения

2) метод рождения истины путем наводящих вопросов

3) борьба с пороками

4) формальная логика

27. Согласно Платону, познание это

1) припоминание того, что душа уже знала всегда

2) обобщение информации, полученной из опыта

3) дальнейшее развитие знаний, накопленных предшествующими поколениями

4) конструирование мира познающим субъектом

28. Согласно Платону, вещи – это

1) копии идей

2) сформованная материя

3) устойчивые пучки восприятий

4) продукты активности человеческого воображения

29. Государство в философии Платона означало

1) демократическое государство равных возможностей

2) религиозное государство

3) сословное государство, где принадлежность к сословию определяется личными достоинствами человека

4) деспотию восточного типа

30. Один из жизненных императивов античной философии:

1) «Познай самого себя»

2) «Узнай как можно больше»

3) «Следуй установленным правилам»;

4) «Надейся и жди».

31. Понятия «бытие» и «небытие» ввёл

1) Гераклит

2) Платон

3) Парменид

4) Пифагор

32. По Аристотелю, человек – это

1) существо двуногое без перьев

2) существо двуногое и неблагодарное

3) общественное животное

4) душа в темнице тела

33. В своей этической концепции стоики выдвинули:

1) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы

2) анархические принципы социальной жизни

3) идеал героя, противостоящего всему миру

4) идеал мудреца, проводящего жизнь в наслаждении от познания истины

Тема 3. Философия Средневековья и Возрождения.
34. Основная задача средневековой философии состояла в

1) выработке методологической базы частных наук

2) построении учения о душе

3) защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога

4) обосновании идеи прекрасного

35. Среди философов средневековья можно выделить:

1) киников и эпикурейцев

2) идеалистов и материалистов

3) метафизиков и эмпириков

4) номиналистов и реалистов

36. Доказательства бытия Бога разрабатывали представители:

1) логистики

2) софистики

3) майевтики

4) схоластики

37. Почему Ф.Аквинского называют крупнейшим филоссофом средневековья?

1) был истинным христианином

2) сумел в своем творчестве соединить веру и разум

3) опирался на космологию Птолемея

4) занимал высокий пост в церковной иерархии

38. Эпохой восстановления идеалов античности в Европе является

1) Средние века

2) Возрождение

3) Реформация

4) Просвещение

39. Характерной чертой Ренессанса является

1) теоцентризм

2) космоцентризм

3) антропоцентризм

4) наукоцентризм

40. Джордано Бруно характеризовал Вселенную как

1) ограниченную

2) бесконечную

3) неодушевленную

4) статичную

41. Что сделал Коперник?

1) сформулировал законы механики

2) построил модель, согласно которой Земля вращается вокруг Солнца

Читайте также:  Какие свойства у вискозы

3) доказал, что Земля круглая

4) предложил гипотезу формирования солнечной системы из пылевого облака

Тема 4. Философия Нового времени и Просвещения.
42. Для культуры и общественной жизни Нового Времени в Западной Европе характерны:

1) теологизация

2) секуляризация

3) интеграция

4) глобализация

43. Родоначальником эмпиризма, как философского течения эпохи Нового времени является

1) Р. Декарт

2) Ф. Бэкон

3) И. Кант

4) Б. Спиноза

44. Научный метод, сформулированный Ф. Бэконом, называется методом

1) редукции

2) абстракции

3) дедукции

4) индукции

45. Учение о дуализме субстанций развивал

1) Ф. Бэкон

2) Р. Декарт

3) Б. Спиноза

4) Т. Гоббс

46. Учение о множественности субстанций развивал

1) Декарт

2) Спиноза

3) Лейбниц

4) Бэкон

47. Какое положение играет роль первой аксиомы в системе Р. Декарта:

1) «страшусь, следовательно существую»

2) «ощущаю, следовательно существую»

3) «мыслю, следовательно существую»

4) «говорю, следовательно существую»

48. На какие два типа делит Декарт все существующее?

1) активное и пассивное

2) обладающее и не обладающее тяжестью

3) мыслящее и протяженное

4) живое и неживое

49.  Согласно Локку, к первичным качествам вещей относится

1) цвет

2) звук

3) вкус

4) форма

50. Впервые выдвинул идею «общественного договора»:

1) Т. Гоббс

2) Д. Локк

3) Г. Лейбниц

4) Р. Декарт

51. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:

1) человек и Бог

2) Бог и дьявол

3) ученые и невежды

4) мошенник и глупец (обманщик и дурак)

52. Принцип разделения властей был сформулирован в работах

1) Эпикура и Лукреция

2) Галилея и Декарта

3) Локка и Монтескье

4) Фейербаха и Маркса

53. Когда Д. Беркли пишет, что «вещи существуют», он имеет в виду, что они

1) существуют независимо от сознания человека

2) существуют как свойство субстанции

3) существуют в человеческом воображении

4) воспринимаются человеческими ощущениями

54. Д. Юм утверждал, что причинность – это:

1) механическая связь

2) привычная связь ощущений

3) естественная закономерность

4) временная и пространственная связь вещей

Тема 5. Немецкая классическая философия.
55. Согласно Канту, «вещь в себе» это

1) замкнутый человек

2) вещь, данная нам на опыте

3) вещь, как она есть сама по себе, не зависимо от нашего восприятия

4) математическая конструкция

56.Работа Канта «Критика чистого разума» посвящена:

1) анализу структур сознания

2) критике доктрины католической церкви

3) критика системы мира Декарта-Ньютона

4) анализу этических систем прошлого

57. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту, это:

1) пространство и время

2) ощущение и представление

3) бытие и сознание

4) восприятие и представление

58. И. Кант считал категорический императив принципом

1) развития

2) движения

3) морали

4. гносеологии

59. Философия Г.-В. Ф. Гегеля – это:

1) диалектический материализм

2) абсолютный объективный идеализм

3) антропологический материализм

4) субъективный идеализм

60. Согласно Гегелю, все существующее – это

1) этапы самопознания Мирового духа

2) проявления материальной субстанции

3) продукт активности моего воображения

4) совокупность воспринимаемых феноменов

61. В «Науке логики» Г.-В. Ф. Гегель обосновывает тезис:

1) сущность предшествует существованию

2) сила действия равна силе противодействия

3) человек есть мера всех вещей

4) все действительное разумно и все разумное действительно

62. Философию Людвига Фейербаха можно охарактеризовать как:

1) механистический материализм

2) метафизический материализм

3) антропологический материализм

4) диалектический материализм

63. Согласно К. Марксу, современные друг другу антагонистические классы отличаются

1) уровнем жизни

2) отношением к средствам производства

3) количеством свободного времени

4) культурным уровнем

64. В учении Маркса движущей силой истории является

1. развитие научного знания

2. классовая борьба

3. преодоление человеком зависимости от природы

4. борьба с предрассудками

65. Согласно Марксу, формационный подход к анализу общества предполагает

1) приоритет идеологической сферы общества

2) приоритет политической сферы общества

3) приоритет экономической сферы общества

4) равнозначность различных общественных сфер

Тема 6. Русская самобытная философия
66. Ключевой проблемой русской философии XIX века являлся поиск

1) законов диалектики

2) пути развития России

3) методов познания

4) направлений научно-технического прогресса

67. У России свои культурные основания и свой особый путь развития, поэтому ей не нужно ничего заимствовать у Запада, утверждали

1) марксисты

2) позитивисты

3) западники

4) славянофилы

68. Создателем религиозно-философского учения о Всеединстве в русской философии был:

1) Н.Г. Чернышевский

2) В.С. Соловьев

3) А.И. Герцен

4) М.А. Бакунин

69. В чем суть идеи Всеединства В. С. Соловьева?

1) в синтезе восточной и западной церквей

2) в синтезе религиозного, научного, философского и художественного знания

3) в синтезе религиозных конфессий

4) в соединении Бога и человека

70.Книга “Философия общего дела” была написана:

1) П.Я.Чаадаевым

2) Н.Ф.Федоровым

3) Н.А. Бердяевым

4) М.В.Ломоносовым

71. Тот, кто отвечает злом на зло, умножает страдания, усиливает бедствия, но не избавляет от них ни себя, ни других, считал

1) Ф.Ницше

2) К. Маркс

3) Н. Бердяев

4) Л. Толстой

Тема 7. Современная западная философия
72. Родоначальником иррационалистической традиции в философии XIX века считается

1) И. Кант

2) Г.-В. Ф. Гегель

3) А. Шопенгауэр

4) О. Конт

73. Инстанция психического аппарата, содержащая, согласно Фрейду, социальные нормы и ориентиры

1) Я

2) Сверх-Я

3) Оно

4) либидо

74. Разработкой концепции «коллективного бессознательного» занимался

1) Э. Фромм

2)А. Адлер

3) К. Юнг

4) З. Фрейд

75. В философии экзистенциализма под «экзистенцией» понимается

1) существование человека

2) сущность вещей

3) метод познания истины

4) общественный институт

76. Кто из философов утверждал, что жизнь человека в сущности бессмысленна и абсурдна?

1) К.Маркс

2) К. Поппер

3) А. Камю

4) З. Фрейд

77. Преувеличение относительности знания называется:

1) эмпиризмом

2) формализмом

3) релятивизмом

4) догматизмом

Тема 8. Общие вопросы философии
78. Что из нижеперечисленного не является формой чувственного познания?

1) ощущение

2) восприятие

3) представление

4) умозаключение

79. Основной формой рационального познания является:

1) индукция

2) понятие

3) представление

4) гипотеза

80. Какое из нижеперечисленных утверждений является наиболее полным?

1) пространство и время – это формы существования социальной материи, в том числе общество

2) пространство и время – это формы существования материи

3) пространство и время – это способ существования материи

81. Мировоззренческая ориентация, возникшая в результате НТП и НТР, абсолютизирующая роль науки:

1) сциентизм

2) экологическое мировоззрение

3) фатализм

4) оптимизм

82.Проблема – это:

1) вопрос, ответ на который требует поиска новых знаний

2) знание о незнании

3) противоречие между устоявшимся знанием и новым

4) интересный вопрос

83. Антисциентизм – это:

1) убеждение о вреде избыточных знаний для человека

2) борьба против суеверий

3) вера в будущее научно-технического процесса

4) философская концепция об антигуманной сущности науки и техники

84. «Релятивизм» в философии означает

1. Различное понимание людьми единой истины

2. Постепенное приближение к истине

3. Историчность истины

4. Относительность точек зрения и отсутствие единой истины

85. В философии не используют

1. метод

2. эксперимент

3. теорию

4. индукцию

86. Свойствами сознания не являются:

1) активность

2) интенциональность

3) материальность

4) рефлексивность

87. «Нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в опыте». Эта фраза выражает позицию

1) эмпирика

2) метафизика

3) софиста

4) агностика

88. В учении о познании признает приоритетным разум:

1) сенсуализм

2) агностицизм

3) рационализм

4