Какой экономический продукт создает школа
Люди испокон веков желали разобраться в сущности экономических явлений, законов и процессов, пытались узнать пути повышения производительности труда и др. Впоследствии их взгляды на специфику экономических явлений стали основанием для формирования определённых идейных течений и экономических школ.
Экономические школы представляют собой совокупность представлений об экономических явлениях и процессах, имеющих своих идейных основателей, выдающихся представителей и постоянных последователей. Они ставят перед собой цель истолкования законов становления экономической сферы государства, рекомендовать собственные пути преодоления возможных отрицательных процессов.
Один из самых ключевых вопросов для экономистов XVI века – что такое богатство и как его возможно приумножить, а для экономистов XX века – какие существуют законы экономического развития государств, какую роль играет в экономике государство, где допустимые границы его вмешательства в экономику.
Вот крупнейшие экономические школы XVI-XX века и их ответы на вышеназванные вопросы.
Меркантилизм (V – конец XVII в.)
Меркантилизм – это система экономических и политических взглядов, происходящих из бульонизма – теории о том, что наличие драгоценных металлов равняется богатству.
Исторический фон – великие географические открытия и приток руд в Европу.
Политический фон – абсолютная монархия во Франции при царствовании Людовика XIV, Жан-Батиста Кольбера.
Меркантилисты считали, что:
- цель государственной политики – достижение положительного сальдо торгового баланса, т. е. профицита внешней торговли;
- государство должно добиваться максимального притока руд в страну и ограничения их оттока за границу (бульонизм);
- европейские страны напрямую конкурируют друг с другом, а страна, которая имеет больше богатства, выигрывает эту конкуренцию;
- страна должна экспортировать больше товаров и услуг, чем импортировать;
- процветание и сила между собой тесно связаны – национальная сила в международной системе, в значительной степени, вытекает из благосостояния и процветания;
- золото и серебро являются синонимами богатства, а экономические блага являются более важными, чем другие;
- благоприятный торговый баланс является ключевым элементом в увеличении в данной стране своих драгоценных металлов;
- необходим протекционизм – поддержка внутреннего производства и экспорта, а также борьба с импортом посредством запретов и пошлин (допускается только импорт сырья, которое может быть использовано для производства более дорогой продукции на экспорт);
- необходима независимость экономики от внешней торговли, в частности от импорта (автаркия);
- целью должны стать «таможенные войны», исчезновение международной торговли;
- государство должно поддерживать инвестиции в инфраструктуру (строить дороги и каналы);
- нужно добиваться низких цен на продукты питания при низкой заработной плате рабочих.
Наследие: автаркия, протекционизм, экономический национализм.
Виднейшие представители: Антуан де Монкрентьен и Томас Манн.
Физиократы (2-я половина XVIII века)
Физиократизм – экономическая школа, основанная на идее естественного порядка, концепции продуктивной работы и дополнительного продукта, выступающая за понимание сельского хозяйства и земли в качестве единственных источников богатства.
Физиократы считали, что:
- производственной работой является только труд в сельском хозяйстве, потому что там образуется так называемый дополнительный продукт, т. е. избыток произведённого больше издержек производства;
- нужны производства современных ферм капиталистического типа, которые ориентированы на рынок, и на которых применяются новые методы производства;
- необходима экономическая реконструкция монархии и феодального строя, где основным благом при производстве была земля, а сельское хозяйство было главной силой развития общества;
- важен естественный порядок природы, который предусматривает уважение к собственности, свободе и труду;
- необходима свободная конкуренция, свобода экономической деятельности, существование которой обусловливает действие законов природы;
- в обществе существует три основные социальные группы:
– класс землевладельцев – миряне и духовенство (которые сдают в аренду землю, облагаются налогом и получают «чистый» доход),
– класс производственный – сельское хозяйство, (который только увеличивает стоимость продукции, создаёт чистый продукт),
– класс бесплодный – промышленники, ремесленники, торговцы, (которые не создают новых благ и ценностей, приносят только эквивалент израсходованных средств потребления).
Виднейшие представители: О. Кенэ, А. Тюрго, Визер.
Классическая политическая экономия (XVIII век – 30-е годы XIX века)
Классическая экономика в литературе встречается чаще под термином «классическая школа». Она является важной точкой отсчёта для всех последующих экономических учений.
В теории классической школы чётко определено место человека, предпринимателя и государства в общественно-экономическом развитии. Именно тогда возникла теория homo economicus, которая нашла благодатную почву в период кризиса христианских ценностей, а также в период раннего капитализма. Теория homo economicus делала ставку на сильном индивидуализме, а роль государства в экономической классической теории сводилась к роли опекуна гражданских свобод.
Представителями классической экономии были разработаны следующие методы экономики:
- Адам Смит объединил описание экономических процессов с дедукцией;
- Дэвид Рикардо положил метод абстракции с дедукции;
- Джон Стюарт Милль расширил индукцию, создавая новые гипотезы и проверяя их экспериментально.
Классическая экономическая школа фокусируется на процессах производства, создания и распределения ценностей и благ. Возникновение классической экономики было связано с отходом от сельского хозяйства в качестве лучшего способа обогащения. Она занималась также вопросами, касающимися индустриализации, урбанизации, перенаселённости и обеднения населения. Учения классической экономики способствовали росту экономики, а происходящие в ней изменения касались многих аспектов общественной жизни.
Её представители считали, что:
- доминирующей сферой экономики является производство;
- рынок является саморегулирующейся системой (так называемая «невидимая рука рынка»);
- государственная роль заключается только в поддержании необходимой для рынка конкуренции и обеспечении нужных элементов инфраструктуры (дорог, связи и др.);
- источником стоимости может считаться только человеческая деятельность;
- процесс производства представлен следующими этапами: производством, обменом, распределением и потреблением.
Виднейшие представители: А. Смит, Д. Рикардо, У. Пети, С. Сисмонди.
Марксизм (середина XIX века)
Марксизм возник в результате творческого, критического соединения идей классической экономики с творчеством социалистов и философией Гегеля.
Марксисты считали, что:
- источником противоречий интересов и конфликтов является частная собственность на средства производства;
- в каждой цене заложена прибавочная стоимость, присваиваемая капиталистами (владельцами производства) в виде прибыли, а это является главной причиной несправедливой эксплуатации;
- бытие определяет социальное массовое сознание;
- производительные силы можно определить как способы и средства воздействия человека на природу в процессе производства, как совокупность элементов, определяющих эффективность общественного производства;
- материальные производительные силы и связанные с ними производственные отношения образуют совокупность, называемую способом производства;
- функционирование производственных отношений требует существования соответствующих им внеэкономических социальных отношений (надстройки);
- интегрированная совокупность производительных сил, производственных отношений и надстройки создаёт социально-экономическую формацию;
- существуют следующие формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая.
- основное противоречие капиталистического общества вытекает из частной собственности на средства производства и разделения общества на два антагонистических класса: буржуазии и пролетариата;
- конфликт между прогрессивными развивающимися производительными силами и тормозящими производственными отношениями разрешается только лишь посредством революции, после которой сменяются формации.
Виднейший представитель: К. Маркс
Мальтузианство (конец XVIII – 1-я четверть XIX века)
Другое название мальтузианства – статическая теория ресурсов, или теория перенаселения.
Согласно этой теории:
- численность населения растёт в геометрической прогрессии, что неизбежно приведёт к состоянию перенаселённости;
- количество земли ограничено, доходы в сельском хозяйстве падают, что может привести к резкой нехватке продовольствия в будущем;
- чрезмерная рождаемость должна ограничиваться посредством снижения потенциальной плодовитости, «воздержания ума», воздержания от создания семьи, позднего вступление в брак, сексуальной абстиненции в случае уже заключенных браков;
- необходимо удерживать заработную плату на низком уровне, потому что её увеличение влечёт за собой увеличение рождаемости, а значит – это дополнительное давление на ограниченный запас продовольствия;
Виднейший представитель: Томас Мальту.
Маржинализм (2-я половина XIX века)
Второе название маржинализма – «закон предельной полезности».
Его последователи считали, что:
- одновременно с полезностью товара, необходимо оценивать и его редкость;
- стоимость следует определять с индивидуальной психологической точки зрения каждого потенциального покупателя;
- цель жизни человека заключается в максимальном полноценном удовлетворении потребностей;
- выбор каждого покупателя зависит от уровня значимости того или иного блага.
Виднейшие представители: У. Джевонс, Л. Вальрас, К. Менгер.
Неоклассическая политическая экономия (2-я половина XIX века)
Неоклассическая экономика – понятие, под которым понимают целую группу экономических теорий 19 века, основанных на созданной Адамом Смитом классической экономической теории.
Неоклассическая экономическая теория исходит из того, что все экономические субъекты ведут себя рационально. Человек при этом является homo economicus.
Представители неоклассической экономики обосновывали:
- существование совершенной конкуренции;
- существование рыночного механизма, благодаря которому в экономике происходит свободное формирование спроса и предложения без вмешательства государства;
- экономический либерализм, который сводит роль государства в экономике к минимуму;
- закон рынков, согласно которому в долгосрочной перспективе всё, что будет предложено производителями будет продаваться и потребляться потребителями (полное использование факторов производства);
- количественную теорию денег, согласно которой в долгосрочном периоде деньги нейтральны и не влияют на стимулирование реального сектора экономики;
- полезность как ключевую экономическую категорию;
- теорию издержек производства.
Виднейшие представители: А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Б. Кларк.
Кейнсианство (30-е годы XX века – до нашего времени)
Кейнсианство – теория, которая предполагала увеличение государственных расходов ради оживления экономического роста.
Согласно этой теории, когда растёт предложение денег, они не тратятся на потребление, а вкладываются в ценные бумаги. Вследствие этого растут курсы акций, а процентная ставка падает. Это, в свою очередь, усиливает спрос на капитальные товары, что в результате даёт более высокий доход.
За дополнительные деньги сохраняются зарплаты, покупаются больше товаров народного потребления, что влечёт за собой рост цен. Так возникает механизм инфляции, но ему не стоит придавать слишком большого значения.
Государство должно постоянно вмешиваться и регулировать экономику посредством дотаций, инвестиций, искусственного повышения спроса, грамотной бюджетно-кредитной политики.
Виднейший представитель: Д. Кейнс.
Монетаризм (50-е г. XX века – до наших дней)
Монетаризм основывается на тезисе о нейтральности денег.
Монетаристы считают, что:
- деньги нейтральны, потому что изменение их количества в обращении вызывает только изменения цен (номинальные), но не влияет на формирование размера реального (уровня и структуры производства и занятости);
- необходимо стимулировать глобальный спрос;
- преодоление инфляции должно быть основной целью макроэкономической политики государства;
- необходимо обеспечить постоянный темп прироста денежной массы на уровне 3-4% в год;
- применение других инструментов экономической политики для поддержания высокого уровня занятости является нецелесообразным, так как нарушает естественную игру рыночных сил, что отрицательно влияет на ход экономических процессов;
- необходимо следить за тем, чтобы денежное обращение происходило со скоростью, не меньшей скорости роста реального ВВП.
Виднейший представитель: Л. Фридмен.
Институционализм (70-е г. XX века)
Институциональная экономика (институционализм) – экономическая теория, которая для объяснения и познания экономических процессов использует институты, созданные в обществе.
Приверженцы институционализма считали, что:
- «институт» – это способ мышления, основанный на традиции и отражающий менталитет социальной группы, привычки, образ поведения, санкционированные правовыми актами или традициями в данном обществе;
- источники экономических кризисов кроются в противоречии между технологиями и институтами;
- движущей силой экономического развития является технический прогресс и психологические факторы, а сдерживающим моментом процесса перемен – сопротивление старых институтов;
- прогресс, социально-экономическое развитие осуществляется в результате эволюции институциональных форм общества, что означает необходимость изменений в менталитете и законодательстве, адаптации общества к вызовам цивилизационного прогресса.
Виднейшие представители: Д. Гелбрейт, А. Гобсон, Л. Эрхард.
Российская экономическая школа
Этим термином обобщённо называют российских экономистов, которые внесли свой вклад в развитие отечественной экономической науки.
В. Дмитриев – предложил методику использования прикладной математики в экономике;
А. Чаянов – разрабатывал теорию аграрных отношений;
Н. Кондратьев – применил теорию длинных волн в экономике, которая легла в основу концепции циклического развития экономики и др.
Источник
Тема мероприятия | «Школа как один из участников экономических отношений» |
Вид мероприятия | учебно-воспитательное |
Тип мероприятия | эвристическая беседа с проблемными заданиями |
Форма мероприятия | массовая работа |
Технология мероприятия | технология проектной деятельности |
Цели мероприятия | Деятельностная: формирование и развитие у обучающихся умений
Содержательная: формирование системы понятий данной теме, ознакомление обучающихся с основными ролями людей в экономических отношениях: производитель и потребитель |
Задачи внеклассного мероприятия | Личностные: осознание важности и значимости экономических отношений понимания того, что участники экономических отношений могут быть одновременно как потребителями так и производителями экономических благ Метапредметные: закрепить умения работы в группе, с иллюстрациями, схемами, систематизации и классификации информации Предметные: закрепить умения применять полученные знания, понятия и приёмы анализа и систематизации информации для характеристики основных экономических ролей: потребитель и производитель |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: понимание того, что участники экономических отношений могут быть одновременно как потребителями так и производителями экономических благ Метапредметные: закрепить умения работы в группе, с иллюстрациями, схемами, систематизации и классификации информации Предметные: закрепить умения применять полученные знания, понятия и приёмы анализа и систематизации информации для характеристики основных экономических ролей в системе экономических отношений: производитель и потребитель |
Основные термины, понятия | экономика, экономические отношения: производство, распределение, обмен, потребление, экономические блага: товар, услуга, участники экономических отношений: производитель и потребитель |
Оборудование (Перечень приборов, ТСО, наглядных пособий, раздаточного материала и т. д.). | учитель проектор, компьютер, презентация, иллюстрации для работы учащихся над проектом учащиеся: иллюстрации, картинки, ватман, клей, маркеры, фломастеры, цветные карандаши |
План мероприятия | 1.Экономика (понятие) а) как наука, Б) как хозяйство В) как система экономических отношений 2. Экономические отношения: А) понятие Б) экономическая деятельность: производство, распределение, обмен, потребление В) экономические блага: товар (материальное благо), услуга (нематериальное благо) 3.Товар и услуга: А) понятия; Б) свойства: потребительская и меновая стоимость; В) характеристики: Товара
Услуги:
4. Участники экономических отношений: потребитель и производитель. 5. Школа и ученики как участники экономических отношений. |
Образовательные ресурсы | https://lektsii.org/1-54828.html https://fb.ru/article/146491/tovar-i-usluga—vzaimodopolnyayuschie-ponyatiya |
Ход мероприятия, этапы
ДУ
(деятельность учителя)
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
ОД
(осуществляемые действия)
ФСД
(формируемые способы действия)
ОД
ФСД
ОД
ФСД
1. Мотивация
(обсуждение темы занятия)
10 минут
Даёт понятие определение понятий: экономика, экономические отношения, экономическая деятельность, экономические блага, участники экономических отношений
Знакомство с определениями понятий и запись их в тетрадь
Формулировка определений понятий
совместно с учителем
Формулировка определений понятий совместно с учителем
Формулировка определений понятий совместно с учителем
Поведение итогов.
Учащиеся приходят к выводу, что из себя представляют экономические отношения и каковы основные роли участников этих отношений: производитель и потребитель
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
1 минута
Предлагает обучающимся ответить на вопрос кое нематериальное благо производит школа как участник экономических отношений
Попытка найти ответы на поставленные вопросы совместно с учителем
Понимание того, что школа как производитель оказывает образовательные услуги-производит нематериальное благо
Поиск ответа на вопрос какие образовательные услуги оказывает школа
Понимание содержания понятия «услуга» в системе экономических отношений, характеристика его признаков на примере понятия «образовательные услуги»
Поведение итогов.
Выделение и характеристика образовательных услуг предоставляемых школой с точки зрения учащихся
Учащиеся приходят к выводу, что школа оказывает следующие образовательные услуги:
предоставляет учащимся
1) учебники
2) мебель (парты)
3) технику (компьютеры, на уроках технологии-швейные машинки, станки)
4) информационные ресурсы (интернет,wi-fi)
5) педагогов в качестве помощников по получению и освоению знаний
6)спортивный и хозяйственный инвентарь
7) документ о получении образования -аттестат
3.Этап выявления места и причины затруднения
1 минута
Предлагает рассмотреть роли участников экономических отношений на примере школы (как образовательной системы) и учащихся в системе экономики школы. Охарактеризовать школу и учеников как производитель и потребитель в системе экономики школы
Поиск ответа на поставленный вопрос совместно с учителем.
Осознание проблемы. Подготовка учащихся к работе над проектом
«Школа как участник экономических отношений»
Обсуждение поиска ответа на поставленный вопрос совместно с учителем.
Формирование коммуникативных навыков
Подведение итогов.
Учащиеся приходят к выводу, что необходим алгоритм решения проблемы.
4.Этап построения проекта и выхода из затруднения
3 минуты
Предлагает учащимся охарактеризовать экономические роли школы и учеников исходя из образовательных услуг , оказываемых школой
Если учащиеся затрудняются, то учитель подводит учащихся к построению алгоритма.,
Предлагая использовать содержание понятия «образовательные услуги»
Обсуждение элементов проекта решения проблемы.
Выдвижение своих идей по поводу решения проблемы.
Построение проекта решения проблемы.
Выбор способа реализации проекта (работа с иллюстрациями и схемами)
Учащиеся осознают проект решения проблемы.
5.Этап реализации построенного проекта
2 минуты
Делит учащихся на 4 группы, организует их работу, распределяет задание, даёт рекомендации по поводу реализации проекта.
1 группа –школа как производитель
2 группа – школа как потребитель
3 группа–
ученики как производители в экономике школы
4 группа – ученики как потребители в экономике школы
Делятся на 4 группы, реализуют проект (выполняют действия по образцу на основе алгоритма: характеризуют экономические роли потребителя и производителя школы и учеников
Работа в группе, распределение обязанностей, работа с иллюстрациями, схемами
Общение с одноклассниками при работе в группе. Защита проекта.
Закрепление формирования навыков работы в группе.
Выступление с проектом перед аудиторией.
Планирование своих действий при работе с группой, подготовка и реализация проекта.
Представление и защита проекта группами (конечный продукт в виде коллажа из иллюстраций розданных учителем)
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
2 минуты
Обсуждение с учащимися готового проекта.
Анализ содержания экономических ролей потребителя и производителя школы и учеников в системе экономики школы
Проведение систематизации и анализа содержания понятий «производитель», «потребитель», «образовательные услуги»
Выявление содержания экономических ролей потребителя и производителя школы и учеников в системе экономики школы
Построение проекта решения проблемы.
Отбор иллюстраций для оформления коллажа
Обучающиеся знакомятся с алгоритмом выполнения работы в рамках групп
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
15 минут
Организация самостоятельной работы групп учащихся по выполнению заданий
Просмотр заданий,
работа с иллюстрациями .
Выполнение заданий: работа над оформлениям коллажа из иллюстраций
Обсуждение выполнение заданий.
Анализ решений. Работа в команде.
Планирование своих действий при работе с группой, подготовка и реализация проекта.
Представление результатов работы.
8.Этап включения в систему знаний и повторения
10 минут
Проверка выполнения заданий в ходе обсуждения.
Самоконтроль,проверка результатов работы.
Формирование и развитие навыков самоконтроля.
Обсуждение выполнение заданий.
Анализ выполненной работы.
Планирование своих действий при выполнении заданий.
Представление результатов работы.
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
1 минута
Подводит учащихся к формулировке выводов по данной теме (см. презентацию).
Вопрос: Могут ли участники экономических отношений одновременно выполнять две роли: выступать в качестве производителя и потребителя экономических благ?
Какое основное благо производят и потребляют участники образовательного процесса?
Поиск ответа на проблемный вопрос.
Анализ изученного материала.
Обсуждение особенностей экономических ролей школы и учеников как участников экономических отношений в экономике школы
Анализ и систематизация, полученных знаний.
Подведение итогов.
Учащиеся приходят к следующим выводам (см . презентацию): 1) каждый из нас участвует в экономических отношениях,
2) участники экономических отношений могут быть одновременно как потребителями так и производителями экономических благ,
3) школа и ученики это одни из участников экономических отношений,
4) школа и ученики производят и потребляют экономическое нематериальное благо-образовательные услуги
Формы контроля и оценки результатов урока: оценка результатов работы обучающихся в группе и готовых проектов
Приложение к внеклассному мероприятию.
Алгоритм работы групп:
1 группа:
Используя иллюстрации до конца заполните схему: «Школа как участник экономических отношений – производитель образовательных услуг»
2 группа:
Используя иллюстрации до конца заполните схему: «Школа как участник экономических отношений – потребитель образовательных услуг»
3 группа:
Используя иллюстрации до конца заполните схему: «Ученики как участник и экономических отношений – производители образовательных услуг»
4 группа:
Используя иллюстрации до конца заполните схему: «Ученики как участник и экономических отношений – потребители образовательных услуг»
Источник