Какой элемент проявляет наименее ярко выраженные металлические свойства
Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов»
Iвариант
Выберите характеристики атома:
А) электронейтральная частица;
Б) электронейтральная частица, состоящая из протонов, электронов, нейтронов;
В) мельчайшая частицавещества, сохраняющая его химические свойства;
Г) положительно заряженная элементарная частица;
Д) содержит одинаковое число протонов и электронов, равное атомному (порядковому) номеру химического элемента.
2. Атомы какого химического элемента имеют в своем составе 5 протонов, 6 нейтронов, 5 электронов? Выберите правильный ответ:
А) углерода
Б) натрия
В) бора
Г) неона
3. Номер периода таблицы , в котором расположен химический элемент указывает на:
А) заряд ядра атома;
Б) число электронов на внешнем энергетическом уровне атома;
В) число энергетических уровней в электронной оболочке атома;
Г) число электронов в атоме.
4. Число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов главных подгрупп периодической системы равно:
А) атомному (порядковому) номеру элемента;
Б) номеру группы;
В) числу нейтронов в ядре атома;
Г) номеру периода
5. Выберите название химического элемента, у которого электронная оболочка атома содержит 10 электронов:
А) неон;
Б) бор;
В) фтор;
Г) кальций.
6. Четыре энергетических уровня содержат электронные оболочки атомов:
А) калия;
Б) серебра;
В) бериллия;
Г) меди
7. Шесть электронов находятся на внешних энергетических уровнях атомов:
А) углерода;
Б) кислорода;
В) серы;
Г) хрома;
Д) золота.
8. Причины усиления неметаллических свойств химических элементов в пределах одного периода таблицы с возрастанием атомного номера:
А) увеличение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атома;
Б) увеличение числа энергетических уровней в электронных оболочках атомов;
В) увеличение радиусов атомов;
Г) уменьшение радиусов атомов.
9. Неметаллические свойства химических элементов в пределах главных подгрупп таблицы с ростом атомного номера:
А) усиливаются;
Б) ослабевают
В) не изменяются;
Г) изменяются периодически
10. Наименее ярко выраженные металлические свойства из перечисленных элементов имеет атом:
А) магния;
Б) кальция;
В) стронция;
Г) бария.
11. Наименее ярко выраженные неметаллические свойства из перечисленных элементов имеет атом:
А) азота;
Б) углерода;
В) бора;
Г) кислорода;
Д) фтора.
12. Атомная или ковалентная химическая связь возникает в результате:
А) взаимного притяжения разноименно заряженных ионов;
Б) образования общих электронных пар;
В) обобществления электронов внешнего энергетического уровня многих атомов.
13. Выберите пары атомов химических элементов, между атомами которых может образоваться ковалентная связь:
А) H и P
Б) Fe и Fe
В) Na и F
Г) O и O
Д) S и F
Е) Ca и O
14. Найдите формулы ковалентных соединений и запишите для них электронные и структурные формулы:
А) LiF
Б) Br2
В) CCl4
Г) KCl
Д) BaO
Е) SO2
15. Выберите формулы соединений с ковалентной полярной химической связью:
А) O3; Б) KF; В) Н2О ; Г) P4; Д) СF4
16. Составьте схемы образования молекул:
А) фтороводорода HF; Б) метана СН4
17. Определите число протонов, нейтронов и электронов в атомах:
А) магния; Б) калия; В) серы.
18. Выберите формулы веществ с ионной химической связью:
А) KCl
Б) SO2
В) CH4
Г) BaF2
Д) N2O5
Е) P4
Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов»
II вариант.
Выберите признаки сходства ковалентной и ионной химических связей:
А) в образовании химической связи участвуют электроны внешнего энергетического уровня атомов;
Б) образуются общие электронные пары, к которым притягиваются ядра атомов;
В) образуются разноименно заряженные ионы, притягивающиеся друг к другу;
Г) атомные частицы, возникающие в результате образования химической связи, приобретают завершенный внешний энергетический уровень и становятся более устойчивыми, чем атомы;
Д) образуются молекулы веществ.
Атомы какого химического элемента имеют в своем составе 9 протонов, 10 нейтронов, 9 электронов? Выберите правильный ответ:
А) неона;
Б) калия;
В) фтора;
Г) аргона.
Число электронов в электронной оболочке атома равно:
А) заряду ядра атома;
Б) номеру периода в Периодической системе , где находится химический элемент;
В) номеру группы;
Г) атомному (порядковому) номеру;
Д) массовому числу.
Номер группы таблицы , в которой расположен химический элемент, указывает на:
А) заряд ядра;
Б) число энергетических уровней в электронной оболочке атома;
В) число электронов в атоме;
Г) число электронов на внешнем энергетическом уровне атома у элементов обоих подгрупп;
Д) число электронов на внешнем энергетическом уровне атома у элементов главной подгруппы.
Число энергетических уровней в электронной оболочке атома равно:
А) атомному (порядковому) номеру химического элемента;
Б) номеру периода;
В) номеру группы;
Г) заряду ядра атома.
Выберите название химического элемента, у которого электронная оболочка атома содержит 16 электронов:
А) хлор;
Б) кислород;
В) аргон;
Г) сера
Три энергетических уровня содержат электронные оболочки атомов:
А) кремния;
Б) бора;
В) алюминия;
Г) азота.
Пять электронов находятся на внешних энергетических уровнях атомов:
А) хлора;
Б) фосфора;
В) фтора;
Г) азота;
Д) серебра
Причины ослабления металлических свойств химических элементов в пределах одного периода таблицы с возрастанием атомного номера:
А) уменьшение радиусов атомов:
Б) увеличение радиусов атомов;
В) увеличение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атома;
Г) увеличение числа энергетических уровней в электронных оболочках атомов.
Металлические свойства химических элементов в пределах главных подгрупп таблицы с ростом атомного номера:
А) усиливаются;
Б) ослабевают;
В) не изменяются;
Г) изменяются периодически.
Выберите химический знак наиболее активного атома элемента – металла 3 – го периода:
А) Mg; Б) Li; В) S; Г) Cl; Д) Na.
Наименее ярко выраженные неметаллические свойства из перечисленных элементов имеет атом:
А) кислорода;
Б) серы;
В) селена;
Г) теллура.
Выберите пары атомов химических элементов, между которыми может образоваться ковалентная связь:
А) Zn и Zn
Б) К и О
В) Н и Н
Г) C и S
Д) Si и O
Е) Na и Cl
Найдите формулы ковалентных соединений и запишите для них электронные и структурные формулы:
А) СО2
Б) CaF2
В) SiCl4
Г) NaCl
Д) Li2O
Е) О2
Выберите формулы соединений с ковалентной неполярной химической связью:
А) NaCl
Б) CCl4
В) S8
Г) H2S
Д) О2
Составьте схемы образования молекул:
А) аммиака NH3 Б) хлороводорода HCl
Определите число протонов, нейтронов и электронов в атомах:
А) неона;
Б) кальция;
В) фосфора
Выберите формулы веществ с ионной химической связью:
А) CS2 Б) N2 В) СаО Г) LiF Д) Na2S Е) SiCl4
Ответы.
I вариант.
1 – б, д; 2 – в; 3 – в; 4 – б; 5 – а; 6 – а, г; 7 – б, в; 8 – а, г; 9 – б; 10 – а; 11 – в; 12 – б; 13 – а, г, д; 14 – б, в, е; 15 – в, д; 17 – Mg (p=12, e=12, n=12), K (p=19, e=19, n=20), S (p=16, e=16, n=16); 18 – а, г.
Ответы:
II вариант.
1 – а, г; 2 – в; 3 – г; 4 – д; 5 – б; 6 – г; 7 – а, в; 8 – б, г; 9 – а, в; 10 – а; 11 – д; 12 – г; 13 – в, г, д; 14 – а, в, е; 15 – в, д; 17- Ne (протонов – 10, электронов – 10, нейтронов – 10) Ca (р=20, n=20, e=20), Р (p=15, e=15, n=16); 18 – в, г, д.
Источник
Âñå ïðîñòûå âåùåñòâà ïåðèîäè÷åñêîé ñèñòåìû Ä.È. Ìåíäåëååâà ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà òðè êëàññà: ýëåìåíòû ñ ìåòàëëè÷åñêèìè ñâîéñòâàìè (ìåòàëëû), ýëåìåíòû ñ íåìåòàëëè÷åñêèìè ñâîéñòâàìè (íåìåòàëëû) è ïîëóìåòàëëû.
Ôèçè÷åñêèå è õèìè÷åñêèå ñâîéñòâà ïðîñòûõ âåùåñòâ, ïðèíàäëåæàùèõ ê ðàçëè÷íûì êëàññàì, ñèëüíî ðàçëè÷àþòñÿ ìåæäó ñîáîé, ÷òî îáóñëàâëèâàåò ðàçëè÷íûå îáëàñòè èõ ïðèìåíåíèÿ â ïðîìûøëåííîñòè è ñïîñîáû äîáû÷è.
Êîðîòêî îñòàíîâèìñÿ íà ìåòàëëàõ: èõ ìåòàëëè÷åñêèõ ñâîéñòâàõ, îñíîâíûõ ñïîñîáàõ äîáû÷è è îáðàáîòêè.
Ñâîéñòâà ìåòàëëè÷åñêèõ ýëåìåíòîâ
Ñ ôèçèêî-õèìè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ, îñíîâíîå ñâîéñòâî ìåòàëëîâ çàêëþ÷àåòñÿ â ëåãêîñòè îòðûâà èõ âíåøíåãî ýëåêòðîíà îò àòîìà, äðóãèìè ñëîâàìè ëåãêîñòü èîíèçàöèè àòîìà ìåòàëëà ïî óðàâíåíèþ:
Me=Me++ e-
Îáëàäàÿ äàííûì ñâîéñòâîì, ìåòàëëû â òâåðäîì ñîñòîÿíèè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé êðèñòàëëè÷åñêóþ ðåøåòêó, â óçëàõ êîòîðîé íàõîäÿòñÿ èîíû ìåòàëëîâ, à ìåæäó íèìè ñâîáîäíî äâèãàþòñÿ äåëîêàëèçîâàííûå ýëåêòðîíû, îáðàçóþùèå òàê íàçûâàåìûé ýëåêòðîííûé ãàç. Òàêîé òèï õèìè÷åñêîé ñâÿçè íàçûâàåòñÿ ìåòàëëè÷åñêîé ñâÿçüþ.
Èìåííî ìåòàëëè÷åñêàÿ ñâÿçü ïðèäàåò ýëåìåíòàì îñíîâíûå ìåòàëëè÷åñêèå ñâîéñòâà: âûñîêóþ ýëåêòðè÷åñêóþ ïðîâîäèìîñòü, òåïëîïðîâîäíîñòü, ïëàñòè÷íîñòü, êîâêîñòü, ìåòàëëè÷åñêèé áëåñê.
Ýëåìåíòû ñ íàèáîëåå ÿðêî âûðàæåííûìè ìåòàëëè÷åñêèìè ñâîéñòâàìè
Íàèáîëåå ÿðêî ìåòàëëè÷åñêèå ñâîéñòâà âûðàæåíû ó ùåëî÷íûõ ìåòàëëîâ (Li, Na, K, Rb, Cs, Fr), ÷òî îáóñëîâëåíî íèçêèì çíà÷åíèåì ýíåðãèé èîíèçàöèè èõ àòîìîâ. Ýòî î÷åíü ìÿãêèå ìåòàëëû (ìîæíî ðåçàòü íîæîì), îáëàäàþùèå ÷ðåçâû÷àéíî âûñîêîé õèìè÷åñêîé àêòèâíîñòüþ.
Óæå ïðè êîìíàòíîé òåìïåðàòóðå ìÿãêèå ìåòàëëû áûñòðî îêèñëÿþòñÿ êèñëîðîäîì âîçäóõà, ïîýòîìó èõ õðàíÿò ïîä ñëîåì êåðîñèíà. Ïîä âîäîé ùåëî÷íûå ìåòàëëû õðàíèòü íåëüçÿ.
Ñîåäèíåíèå ýëåìåíòîâ ñ âîäîé ïðèâîäèò ê âçðûâó. Ðåàêöèÿ ïðîòåêàåò ñ âûäåëåíèåì âîäîðîäà ïî óðàâíåíèþ:
2Na+2H2O=2NaOH+H2
Ïîñêîëüêó âîäîðîä îáðàçóåò ñ âîçäóõîì âçðûâîîïàñíûå ñìåñè, à ðåàêöèÿ ñîïðîâîæäàåòñÿ âûäåëåíèåì áîëüøîãî êîëè÷åñòâà òåïëà, êàê ïðàâèëî, ïðîèñõîäèò âçðûâ.
Äîáû÷à ìåòàëëè÷åñêèõ ýëåìåíòîâ
Ìíîãèå ìåòàëëû ñóùåñòâóþò â ïðèðîäíûõ óñëîâèÿõ â âèäå ñîåäèíåíèÿ ñ äðóãèìè õèìè÷åñêèìè ýëåìåíòàìè.  ñàìîðîäíîì âèäå, òî åñòü, êàê ïðîñòîå âåùåñòâî, â ïðèðîäå â îñíîâíîì âñòðå÷àþòñÿ òîëüêî çîëîòî (Au) è ïëàòèíà (Pt). Èíîãäà, íî ðåäêî è òîëüêî ÷àñòè÷íî, âñòðå÷àþòñÿ ñàìîðîäíîå ñåðåáðî (Ag), ìåäü (Cu), ðòóòü (Hg), îëîâî (Sn) è íåñêîëüêî äðóãèõ ìåòàëëîâ.
Ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî ìåòàëëîâ äîáûâàþò èç ðóäû. Ñïîñîá äîáû÷è çàâèñèò îò õèìè÷åñêèõ ñâîéñòâ ìåòàëëà.
Îñíîâíûìè ìåòîäàìè ïðîìûøëåííîãî ïîëó÷åíèÿ ìåòàëëîâ èç ðóäû ÿâëÿþòñÿ âîññòàíîâëåíèå èõ ñîåäèíåíèé (íàïðèìåð, óãëåì, ìîíîîêñèäîì óãëåðîäà èëè àëþìèíèåì) è ýëåêòðîëèç.
Òàê, æåëåçî ìîæåò áûòü ïîëó÷åíî ïóòåì âîññòàíîâëåíèÿ ðóäû ïî îäíîìó èç äâóõ óðàâíåíèé:
Fe2O3+3CO=2Fe+3CO2
Fe2O3+2Al=2Fe+Al2O3
Ìåòàëëè÷åñêàÿ ìåäü ìîæåò áûòü ïîëó÷åíà ïðè ýëåêòðîëèçå âîäíîãî ðàñòâîðà äèõëîðèäà (CuCl2) ïî óðàâíåíèþ:
Cu2++2e-=Cu
Ðàçðóøåíèå ìåòàëëè÷åñêèõ è æåëåçîáåòîííûõ ýëåìåíòîâ è êîíñòðóêöèé
Ìåòàëëû è ñïëàâû, èñïîëüçóåìûå â ñòðîèòåëüñòâå, ðàçðóøàþòñÿ ïîä âîçäåéñòâèåì ðàçëè÷íûõ ïðîöåññîâ êîððîçèè:
- àòìîñôåðíîé;
- ýëåêòðîõèìè÷åñêîé;
- ãàçîâîé;
- êîððîçèÿ â äðóãèõ àãðåññèâíûõ ñðåäàõ.
Íàëè÷èå çàùèòíîãî ñëîÿ óâåëè÷èâàåò ñðîê ñëóæáû ìåòàëëîêîíñòðóêöèé, íî ïðîöåññ êîððîçèè ïîëíîñòüþ íå îñòàíàâëèâàåòñÿ.
Îäíîé èç ïðè÷èí ðàçðóøåíèÿ æåëåçîáåòîííûõ êîíñòðóêöèé ÿâëÿåòñÿ êîððîçèÿ àðìàòóðû.
Ðàçðóøåíèå ñòàëüíûõ è æåëåçîáåòîííûõ êîíñòðóêöèé óñêîðÿåòñÿ ïîä íàãðóçêîé, ïðè ðåçêèõ êîëåáàíèÿõ òåìïåðàòóðû îêðóæàþùåé ñðåäû, è îñîáåííî ïðè ñîâìåñòíîì äåéñòâèè ýòèõ ôàêòîðîâ. Óâåëè÷åíèå óñòîé÷èâîñòè ìåòàëëîêîíñòðóêöèé ê ïðîöåññàì êîððîçèè ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé çàäà÷åé ñîâðåìåííîãî ìàòåðèàëîâåäåíèÿ.
Áîëüøå îá îáðàáîòêå ìåòàëëè÷åñêèõ ýëåìåíòîâ íà âûñòàâêå
Ìåòàëëû è ñïëàâû ïîäâåðãàþòñÿ ðàçíûì âèäàì îáðàáîòêè òàêèõ, êàê:
- äàâëåíèå (êîâêà);
- ðåçàíèå;
- ëèòüå;
- òåðìè÷åñêîå âîçäåéñòâèå;
- ñâàðêà;
- ýëåêòðîèñêðîâûå è ýëåêòðîõèìè÷åñêèå ìåòîäû;
- âîçäåéñòâèå óëüòðàçâóêà.
Òåõíîëîãèÿ îáðàáîòêè ìåòàëëîâ è ñïëàâîâ ïîñòîÿííî ðàçâèâàåòñÿ. Ýòà îòðàñëü ïðîìûøëåííîñòè îòíîñèòñÿ ê íàóêîåìêîé ñôåðå, ãäå ïîñòîÿííî ïðîèñõîäÿò èçìåíåíèÿ.
Ïîñåùåíèå ñïåöèàëèçèðîâàííîé âûñòàâêè «Ìåòàëëîîáðàáîòêà»
îäèí èç ëó÷øèõ ñïîñîáîâ íàõîäèòüñÿ â êóðñå ïîñëåäíèõ äîñòèæåíèé. Ýêñïîçèöèè ïðåäïðèÿòèé ñî âñåãî ìèðà äàþò âîçìîæíîñòü îçíàêîìèòüñÿ ñ ãëàâíûìè òåíäåíöèÿìè ðàçâèòèÿ îòðàñëè è óâèäåòü òåõíîëîãèè ñîâðåìåííîé îáðàáîòêè ìåòàëëè÷åñêèõ èçäåëèé.
Äîðîæíîå ìåòàëëè÷åñêîå îãðàæäåíèå
Îêðàñêà è ïîêðàñêà ìåòàëëè÷åñêèõ èçäåëèé
Êîìïëåêòóþùèå äëÿ ìåòàëëè÷åñêèõ ëåñòíèö
Источник
Периодическая таблица Дмитрия Ивановича Менделеева очень удобна и универсальна в своём использовании. По ней можно определить некоторые характеристики элементов, и что самое удивительное, предсказать некоторые свойства ещё неоткрытых, не обнаруженных учёными, химических элементов (например, мы знаем некоторые свойства предполагаемого унбигексия, хотя его ещё не открыли и не синтезировали).
Что такое металлические и неметаллические свойства
Эти свойства зависят от способности элемента отдавать или притягивать к себе электроны. Важно запомнить одно правило, металлы – отдают электроны, а неметаллы – принимают. Соответственно металлические свойства – это способность определённого химического элемента отдавать свои электроны (с внешнего электронного облака) другому химическому элементу. Для неметаллов всё в точности наоборот. Чем легче неметалл принимает электроны, тем выше его неметаллические свойства.
Металлы никогда не примут электроны другого химического элемента. Такое характерно для следующих элементов;
- натрия;
- калия;
- лития;
- франция и так далее.
С неметаллами дела обстоят похожим образом. Фтор больше всех остальных неметаллов проявляет свои свойства, он может только притянуть к себе частицы другого элемента, но ни при каких условиях не отдаст свои. Он обладает наибольшими неметаллическими свойствами. Кислород (по своим характеристикам) идёт сразу же после фтора. Кислород может образовывать соединение с фтором, отдавая свои электроны, но у других элементов он забирает отрицательные частицы.
Список неметаллов с наиболее выраженными характеристиками:
- фтор;
- кислород;
- азот;
- хлор;
- бром.
Неметаллические и металлические свойства объясняются тем, что все химические вещества стремятся завершить свой энергетический уровень. Для этого на последнем электронном уровне должно быть 8 электронов. У атома фтора на последней электронной оболочке 7 электронов, стремясь завершить ее, он притягивает ещё один электрон. У атома натрия на внешней оболочке один электрон, чтобы получить 8, ему проще отдать 1, и на последнем уровне окажется 8 отрицательно заряженных частиц.
Благородные газы не взаимодействуют с другими веществами именно из-за того, что у них завершён энергетический уровень, им не нужно ни притягивать, ни отдавать электроны.
Как изменяются металлические свойства в периодической системе
Периодическая таблица Менделеева состоит из групп и периодов. Периоды располагаются по горизонтали таким образом, что первый период включает в себя: литий, бериллий, бор, углерод, азот, кислород и так далее. Химические элементы располагаются строго по увеличению порядкового номера.
Группы располагаются по вертикали таким образом, что первая группа включает в себя: литий, натрий, калий, медь, рубидий, серебро и так далее. Номер группы указывает на количество отрицательных частиц на внешнем уровне определённого химического элемента. В то время, как номер периода указывает на количество электронных облаков.
Металлические свойства усиливаются в ряду справа налево или, по-другому, ослабевают в периоде. То есть магний обладает большими металлическими свойствами, чем алюминий, но меньшими, нежели натрий. Это происходит потому, что в периоде количество электронов на внешней оболочке увеличивается, следовательно, химическому элементу сложнее отдавать свои электроны.
В группе все наоборот, металлические свойства усиливаются в ряду сверху вниз. Например, калий проявляется сильнее, чем медь, но слабее, нежели натрий. Объяснение этому очень простое, в группе увеличивается количество электронных оболочек, а чем дальше электрон находится от ядра, тем проще элементу его отдать. Сила притяжения между ядром атома и электроном в первой оболочке больше, чем между ядром и электроном в 4 оболочке.
Сравним два элемента – кальций и барий. Барий в периодической системе стоит ниже, чем кальций. А это значит, что электроны с внешней оболочки кальция расположены ближе к ядру, следовательно, они лучше притягиваются, чем у бария.
Сложнее сравнивать элементы, которые находятся в разных группах и периодах. Возьмём, к примеру, кальций и рубидий. Рубидий будет лучше отдавать отрицательные частицы, чем кальций. Так как он стоит ниже и левее. Но пользуясь только таблицей Менделеева нельзя однозначно ответить на этот вопрос сравнивая магний и скандий (так как один элемент ниже и правее, а другой выше и левее). Для сравнения этих элементов понадобятся специальные таблицы (например, электрохимический ряд напряжений металлов).
Как изменяются неметаллические свойства в периодической системе
Неметаллические свойства в периодической системе Менделеева изменяются с точностью до наоборот, нежели металлические. По сути, эти два признака являются антагонистами.
Неметаллические свойства усиливаются в периоде (в ряду справа налево). Например, сера способна меньше притягивать к себе электроны, чем хлор, но больше, нежели фосфор. Объяснение этому явлению такое же. Количество отрицательно заряженных частиц на внешнем слое увеличивается, и поэтому элементу легче закончить свой энергетический уровень.
Неметаллические свойства уменьшаются в ряду сверху вниз (в группе). Например, фосфор способен отдавать отрицательно заряженные частицы больше, чем азот, но при этом способен лучше притягивать, нежели мышьяк. Частицы фосфора притягиваются к ядру лучше, чем частицы мышьяка, что даёт ему преимущество окислителя в реакциях на понижение и повышение степени окисления (окислительно-восстановительные реакции).
Сравним, к примеру, серу и мышьяк. Сера находится выше и правее, а это значит, что ей легче завершить свой энергетический уровень. Как и металлы, неметаллы сложно сравнивать, если они находятся в разных группах и периодах. Например, хлор и кислород. Один из этих элементов выше и левее, а другой ниже и правее. Для ответа придётся обратиться к таблице электроотрицательности неметаллов, из которой мы видим, что кислород легче притягивает к себе отрицательные частицы, нежели хлор.
Периодическая таблица Менделеева помогает узнать не только количество протонов в атоме, атомную массу и порядковый номер, но и помогает определить свойства элементов.
Видео
Видео поможет вам разобраться в закономерности свойств химических элементов и их соединений по периодам и группам.
Источник