Какой подход трактует личность как носителя общечеловеческих свойств

Какой подход трактует личность как носителя общечеловеческих свойств thumbnail

Павлова Анеля
Васильевна

учитель истории

МОУ СОШ № 12 г.
Вышнего Волочка Тверской обл.

Тестирование
по теме: Личность, межличностные
отношения.

  1. 2 Какой из подходов
    в трактовке личности лишний в перечне?

А) антропологический
б) социологический

В) персоналистический
г) научный

2. Какой подход
трактует личность как носителя
общечеловеческих свойств?

А) антропологический
б) социологический в) персоналистический
г) научный

3. Соотнести имя
ученого и его подход к трактовке личности.

А) антропологический
б) социологический в) персоналистический

1) Л. Фейербах 2)К.
Ясперс 3) Э. Дюркгейм

4. Неповторимые
свойства и своеобразие взаимосвязей
между ними – это:

А) индивид б)
индивидуальность в) личность

5. Специфическая
организация качеств, способностей,
мотивов, ценностей, присущих данному
индивиду, образующая его неповторимую
личность в различных проявлениях –
это……………

6. Структура личности: (дополнить
недостающий элемент таблицы).

Привычки,
умения, навыки и знания

Особенности
психических процессов

Биологические
свойства

7. Соотнести понятие
и определение.

А) Уровень
рассмотрения личности с точки зрения
индивидуальных отличий от других людей

Б) личность
рассматривается с точки зрения качеств,
которые проявляются только при
взаимодействии с другими людьми.

В) определяет
воздействие личности на других людей.

1)метаиндивидный
2) интроиндивидный 3) интериндивидный

8. Исключительно
примитивные, инстинктивные и врожденные
аспекты личности, нечто темное,
биологическое, хаотичное, не знающее
законов, не подчиняющееся правилам З.
Фрейд определил как

…………………………………..

9. Дайте оценку
следующим высказываниям:

А. С точки зрения
российского психолога Л. С. Выгодского
психологический и биологический возраст
личности полностью совпадают.

Б. Масштаб времени,
включающий события, которые были до
жизни человека и будут после его смерти
называется историческим временем.

1) верно только А
2) верно только Б 3) оба высказывания
верны 4) оба не верны

10. Высшей формой
направленности личности называют:

А) стремления Б)
убеждения В) желания Г) влечения

11.Соотнести понятие
и определение.

А) Система взглядов
человека на окружающий мир и его место
в нем.

Б) Осознанную
потребность личности, побуждающую ее
действовать в соответствии с ценностными
ориентациями.

В) Готовность
бескорыстно действовать на пользу
другим, не считаясь со своими интересами.

Г) Глубокие
переживания, огорчения

1) альтруизм 2)
мировоззрение 3) убеждение 4) фрустрация

12. Какой из
перечисленных терминов лишний?

Мимика, речь, поза,
жесты.

13. Соотнести тип
собеседника и определение.

А. В беседу он
включается не сразу, ему нужно время,
чтобы прежде обдумать, составить план
своих действий.

Б. С легкостью
переключаются на общение от любых других
занятий, контактны, хотя легко отвлекаются.

В. Слушатель он
обычно идеальный, говорит вдумчиво,
старается подобрать наиболее точные
слова, не любит, когда его перебивают.

Г. Ему приходят в
голову десятки версий, которые, впрочем,
легко сменяются другими.

Д. Не склонен к
внешней коммуникации. Ему часто кажется,
что его не поймут.

1) интроверт 2)
ригидный 3) мобильный

14. Соотнести понятие
и определение.

А) устойчивый,
а нередко и упрощенный образ какого-либо
явления или человека, складывающийся
в условиях дефицита информации

Б)
это постижение эмоционального состояния
другого человека, если можно так сказать,
«вчувствование»

В) восприятие,
понимание и оценка людьми социальных
объектов

1) эмпатия 2)
перцепция 3) стереотип

Ключ.

  1. Г

  2. А

  3. А1, Б3, В2

  4. Б

  5. Структура личности

  6. Ценности, идеалы,
    убеждения

  7. А2, Б3, В1

  8. Ид

  9. 2

  10. А

  11. А2, Б3, В1, Г4

  12. Речь

  13. А2, Б3, В2, Д1

  14. А3, Б1, В2

Источник: Боголюбов
Л.Н., Обществознание 10 класс, профиль,

М.,
«Просвещение», 2009 г.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Какой подход трактует личность как носителя общечеловеческих свойств

Сложность: знаток.Последний раз тест пройден 12 часов назад.

  1. Вопрос 1 из 10

    Какой из подходов в трактовке личности лишний в перечне?

    • антропологический
    • социологический
    • персоналистический
    • научный
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 54% ответили правильно
    • 54% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Следующий вопросОтветить

  2. Вопрос 2 из 10

    Какой подход трактует личность как носителя общечеловеческих свойств?

    • антропологический
    • социологический
    • персоналистический
    • научный
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы ответили лучше 60% участников
    • 40% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  3. Вопрос 3 из 10

    Результатом конфликта может быть:

    • полное или частичное подчинение другого
    • компромисс
    • прерывание конфликтных действий
    • все ответы верны
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 69% ответили правильно
    • 69% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  4. Вопрос 4 из 10

    Неповторимые свойства и своеобразие взаимосвязей между ними – это:

    • индивид
    • индивидуальность
    • личность
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 76% ответили правильно
    • 76% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  5. Вопрос 5 из 10

    Дайте оценку следующим высказываниям: а)с точки зрения российского психолога Л. С. Выгодского психологический и биологический возраст личности полностью совпадают; б)масштаб времени, включающий события, которые были до жизни человека и будут после его смерти, называется историческим временем ?

    • верно только а
    • верно только б
    • оба высказывания верны
    • оба не верны
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 58% ответили правильно
    • 58% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  6. Вопрос 6 из 10

    Высшей формой направленности личности называют:

    • стремления
    • убеждения
    • желания
    • влечения
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы ответили лучше 66% участников
    • 34% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  7. Вопрос 7 из 10

    Семён интересуется историей. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. Эти качества характеризуют Семёна как:

    • гражданина
    • личность
    • индивида
    • специалиста
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 72% ответили правильно
    • 72% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  8. Вопрос 8 из 10

    Молодёжь как социальную группу отличают:

    • общность быта
    • единство политических взглядов
    • отсутствие дифференциации
    • сходные черты поведения
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 74% ответили правильно
    • 74% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  9. Вопрос 9 из 10

    Семья в отличии от других малых социальных групп, характеризуется:

    • реальными контактами между членами
    • родственными отношениями
    • устойчивыми связями
    • общими традициями
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 80% ответили правильно
    • 80% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

  10. Вопрос 10 из 10

    Социальная группа, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется:

    • малой
    • большой
    • формальной
    • референтной
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Вы и еще 72% ответили правильно
    • 72% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

    Ответить

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

ТОП-5 тестовкоторые проходят вместе с этим

Тест по обществознанию на тему «Личность» предназначен для подготовки десятиклассников к занятиям по предмету. Представленные задания проверяют знание характеристик личности и индивидуальности, их проявления в обществе. Некоторые вопросы касаются социальных групп. Выполнение теста подразумевает выбор одного варианта из нескольких. Проверочные вопросы разного уровня позволяют объективно оценить свой «багаж» знаний и пополнить его нужной информацией.

Тест «Человек. Индивид. Личность.» с ответами (10 класс) поможет качественно оценить знания данной темы, подготовиться к текущей и или контрольной проверочной работе.

Рейтинг теста

Средняя оценка: 3.6. Всего получено оценок: 282.

А какую оценку получите вы? Чтобы узнать – пройдите тест.

Источник

Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости бытия конкретного человека – от его телесного бытия до духовного – как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества.

При попытках определить личность в литературе часто цитируются слова

К.Маркса: “…человек есть совокупность всех общественных отношений”

Некоторые авторы видят в этих словах прямое определение личности. Другие не соглашаются с ними, замечая, что у Маркса речь идет, во-первых, не о личности, а о человеке, во-вторых, скорее всего об обобщенном человеке (человечестве в целом), так как ни один конкретный человек не может быть совокупностью всех общественных отношений.

Мне представляется верной эта вторая точка зрения: приведенная формула Маркса отражает общефилософский взгляд на человека, а именно постулирование его социальной сущности. Марксистская философия задает самое общее понимание личности.

Личность – это организм и его высший представитель – мозг, содержащий в себе остатки всего, чем мы были, и задатки того, чем мы будем. В нем начертан индивидуальный характер со всеми своими деятельными и пассивными способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижность и деятельностью.

Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы – все это составляет внутренний мир личности. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, в активности, в деятельности, в общении, так или иначе, проявляется внутренняя жизнь личности.

Образ жизни человека, включающий в неразрывном единстве определенные исторические условия, материальные основы его существования и деятельность, направленную на их изменение, обусловливает психический образ личности, которая, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на образ жизни.

Личность – прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств.

Личность, как мы хорошо знаем, не только продукт истории, но и участник ее движения, объект и субъект современности. Быть может, наиболее чувствительный индикатор социальных связей личности – ее связь с современностью, с главными социальными движениями своего времени. Но эта связь тесно смыкается с более частным видом социальных связей – с людьми своего класса, общественного слоя, профессии и т.д., являющимися сверстниками, с которыми данная личность вместе формировалась в одно и то же историческое время, была свидетелем и участником событий. Формирование общности поколения зависит от системы общественного воспитания. Принадлежность к определенному поколению всегда является важной характеристикой конкретной личности.

Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.

Итак, общим объективным основанием свойств личности является система общественных отношений. В этом смысле общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие силы. Личность – это член общества и его продукт. Отношение “индивид – общество” есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей является необходимой составляющей самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни само общество не могут существовать.

Когда человека можно считать личностью?

Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.

Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже “стихийную нравственность”: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило поступить его определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения?Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятиями “человек”, “личность” в науке нередко употребляются термины “индивид”, “индивидуальность”. Их отличие от понятия “личность” состоит в следующем: если понятие “человек” включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие “индивид” характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присуши. Кроме того, в понятие “индивид” входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

В настоящее время в научной литературе нет единого понимания и соответственно определения сущности личности. Можно выделить три основных подхода к трактовке лич­ности: 1) антропологический; 2) социологический; 3) персоналистический.

Антропологический подход.Для антропологического под­хода к определению понятия личности характерно представ­ление о последней как о носителе общечеловеческих свойств. Личность в таком случае рассматривается лишь как родо­вое понятие, обозначающее представителя рода человечес­кого «homo sapiens», и уподобляется понятию индивида.

В свое время антропологический подход к человеку нашел свое классическое выражения в трудах Л. Фейербаха, который рассматривал его как продукт природы, игнорируя при этом весь многообразный контекст социальных отношений личности.

На позициях абстрактного антропологизма стоит, по су­ществу, весь классический бихевиоризм, рассматривающий человека как некое биосоматическое начало, которое опреде­ленным образом реагирует на стимулы внешней среды.

Социологический подход.Прин­цип социальной обусловленности психики был выдвинут еще Сен-Симоном. С позиций социологического под­хода личность рассматривается прежде всего как объект и продукт социальных отношений, культурно-исторического развития. К.Маркс говорил, что «личность не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действи­тельности она есть совокупность общественных отношений». Данный подход получил развитие в работах французских социолога Э. Дюркгейма, этноло­га и философа Л. Леви-Брюля и психологов Т. Рибо, Ш. Блонделя, Хальбвакса, Ж. Пиаже. Ос­новной недостаток данного подхода заключается в том, что личность здесь лишается активности, субъектности.

Эволюция самого понятия личности (person) от обозначе­ния сперва маски, затем актера и, наконец, его роли дало тол­чок для развития представлений о личности как системе роле­вого поведения, обусловленного совокупностью социальных ожиданий, экспектаций. Это нашло свое выражение, в част­ности, в ролевых теориях личности, разраба­тываемой американскими психосоциологами Парсонсом, Мидом и др.

Персоналистический подход. В какой-то мере в качестве противовеса антропологическому и социологическому подхо­дам, рассматривающим личность как функцию биосоматичес­кой или социальной программ, существуют попытки понять и объяснить личность как некую абсолютно самостоятель­ную и индивидуально-неповторимую целостность.

Стремясь подчеркнуть полную автономность личности, на­правленность ее интересов, воли и прав, прежде всего, и толь­ко на самое себя, основоположник американского прагмати­зма психолог В. Джеймс рассматривал в свое время личность как итог и воплощение собственности на свое тело и способ­ности, на семью и продукты своей деятельности, на свое твор­чество и материальное благосостояние.

Наиболее полное выражение персоналистическая трактов­ка личности получила в концепции экзистенциализма, усмат­ривающего сущность личности в ее абсолютной духовной са­мостоятельности и уникальности. Окружающая человека сре­да — природа и социальные отношения — создают «непод­линность» существования личности, мешают ей уйти в свой неповторимый внутренний мир. Заброшенный в современный индустриальный мир вещей человек теряет свою индивидуаль­ность, растворяя свое «Я» в массе.

Однако идеи, развиваемые в работах Хайдеггера, Сарт­ра, Ясперса и других крупнейших представителей экзистен­циализма, не дают достаточно аргументированного представ­ления о личности вообще, хотя и вскрывают многие теневые стороны бытия личности в условиях современного капитали­стического общества.

Отождествлять личность с индивидуальностью склонны и те авторы, которые считают, что личность не попадает в поле зрения интересов социолога, поскольку последний интересу­ется не индивидуальной неповторимостью людей, а социальны­ми типами.

Как очевидно, в данном случае почему-то исключается воз­можность совмещения в личности свойств социального типа с элементами индивидуальной неповторимости и уникальности. Нам же представляется, что одно совершенно не исключает другого.

Тенденция односторонней трактовки личности, состоящая в сведении понятия личности к се социальному положению, а также к совокупности се социальных отношений, функций и ролей и ведущая к недооценке целостности и относительной са­мостоятельности ее психического мира, самосознания и уникаль­ности, не дает оснований для другой крайности, состоящей в абсолютизации индивидуальной неповторимости личности.

Стремление рассматривать личность лишь как совокуп­ность уникальных психических процессов, свойств и состоя­ний безотносительно к ее социальному положению, функциям и ролям столь же ограничено по своим возможностям.

Интегральное определение личности.Все сказанное выше не исключает возможности и правомерности различных под­ходов к изучению и характеристике личности.

По-своему правомерен как антропологический, так и со­циологический и персоналистический подходы к исследова­нию рассматриваемой проблемы, но лишь в той мере, в какой они отражают действительное место, значение и роль в лич­ности общечеловеческого, социально-специфического и инди­видуально-неповторимого начал.

Но одно дело подход, а другое — определение личности. Не всякий подход дает основания для формулирования обоб­щенной дефиниции. А в данном конкретном случае таких ос­нований не дает ни один из рассмотренных подходов.

Нельзя не учитывать того, что, будучи одновременно как объектом, так и субъектом биосоциальных отношений, личность соединяет в себе также черты рода (общечеловеческое) с соци­ально-специфическими свойствами вида или, что в данном слу­чае то же самое, — социального типа, поскольку является но­сителем особенностей тех или иных социальных общностей.

Наконец, как общечеловеческое, так и социально-специ­фическое преломляется у человека через его индивидуально-неповторимые особенности.

Таким образом, в целом можно предложить следующее оп­ределение: личность это интегральное понятие, характе­ризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоци­альных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Читайте также:  Каким свойством обладает овес