Какой продукт урока по литературе

                                           МБОУ лицей с.Хлевное

                       Доклад

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

                                       

                                                                  Учитель русского языка и литературы

                                                                     Родионова О.В.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Современный урок-урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребёнка, его родителей, общества, государства.

Три постулата заложены в основание новой технологии урока литературы.  
Ø     Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
Ø     Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
Ø     Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Современный урок литературы в условиях введения ФГОС нового поколения  должен включать  следующие шесть  основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить →  узнать → научиться»);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск  новых знаний  в паре, в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Какие же  требования предъявляются к современному уроку литературы в условиях введения ФГОС:

 •    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

 •    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

 •    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

 • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

 •    вывод делают сами учащиеся;

 •    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

 •    времясбережение и здоровьесбережение;

 •    в центре внимания урока — дети;

 •    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

 •     умение демонстрировать методическое искусство учителя;

 •    планирование обратной связи;

 •     урок должен быть добрым.

Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию  русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, – это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации.   Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама  собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию  проблемы урока в виде темы или цели.  Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений.  В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление  и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.  При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует  спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или  выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов  технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники  получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть  работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные  варианты ответа. Побуждающий диалог  направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5 – й шаг. Планирование результата.  Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6 – й шаг.  Планирование заданий для применения нового знания.  Следует помнить, что задания  должны  носить  проблемный характер,  нацеливать ученика на  поисковую или  исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.  

Если сравнить традиционную деятельность учителя  и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных  и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений 

Традиционная деятельность учителя 

Деятельность учителя, работающего по ФГОС 

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Требования к современному уроку литературы

  1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
  2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
  3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
  4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
  5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала

Алгоритм деятельности учителя при проектировании урока литературы

Определить место данного урока в системе уроков

Определить основные понятия, термины, виды деятельности, виды и формы контроля Сформулировать цели ученика и цели учителя

Сформулировать концепцию урока

Продумать логику урока в соответствии с его типом или технологией

Отобрать необходимый инструментарий (методы, приёмы, учебные задачи, обеспечивающие предметные и метапредметные результаты обучения).

Требования к учителю

Чётко и точно формулирует задания.

Не даёт новые знания ученикам в готовом виде.

Не повторяет задание 2 раза.

Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.

 Не повторяет то, что уже сказали ученики.

Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.

Подбирает комплексные задания.

Использование элементов ФГОС на уроках литературы.

Стихотворение в прозе «Два богача»

Определите вид предложений  по цели высказывания, по интонации? Какие художественные приёмы используются в стихотворении?

В чём, по – вашему, превосходство мужика над Ротшильдом?

Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует?

Какова главная мысль этого стихотворения?

Ученики путём поисковой и  исследовательской деятельности делают вывод:

Каково значение стихотворений в прозе И.С.Тургенева?

Источник

Современные методы и приемы на уроках литературы

Современный урок – это интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. Главная задача современного учителя – создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также среду, где обучение проходит в сотрудничестве и сотворчестве. По предмету «Русская литература» по новым образовательным стандартам особое внимание при освоении учебной программы уделяется смысловому чтению и работе с текстом, что современным детям трудно дается. Ведь чтение любимым занятием сейчас назовет не каждый. Поэтому на своих уроках при изучении художественного произведения я использую различные современные методы и приемы, чтобы дети полностью усвоили содержание того или иного текста.

Например, одним из самых любимых учениками приемов является прием «Шерлок Холмс». Этот прием можно использовать для закрепления пройденного материала при изучении содержания художественного произведения. Детям предлагается быстро прочитать текст (например, одну изучаемую главу) и составить к нему как можно больше вопросов, не пользуясь самим текстом. Вопросы должны охватить весь материал и учесть мельчайшие детали. По итогам определяется самый длинный список вопросов, на которые учащиеся отвечают, и учитель определяет «Шерлока Холмса» этого урока.

Прием «толстых» и «тонких» вопросов я соединила с известным приемом «Фишбоун». Основу для использования этого приема обычно даю как домашнее задание – придумать «толстые» и «тонкие» вопросы. На уроке дети задают «тонкие» вопросы и отвечают на них, а «толстых» мы оставляем для «Фишбоуна». На каждый вопрос мы составляем скелет рыбы. Вопрос записывается в голове рыбы. На верхних плавниках записываем причины, в нижних – аргументы из текста, а в хвосте мы уже записываем ответ. Эти приемы помогают не только развитию творческого и логического мышлений, но и аргументировать свой ответ, свою мысль.

Также интересен на уроках прием «Шпаргалки», который я использую на уроках литературы у шестиклассников при изучении художественного текста. Для использования этого приема можно либо дать опережающее домашнее задание, либо дать как домашнее задание (чтение). Учащиеся по прочитанному тексту должны передать его содержание с помощью различных схем, рисунков или каких-либо других обозначений. Подписанные шпаргалки сдаются учителю. По желанию ученики подходят к учителю, выбирают наугад одну шпаргалку. Их задача – воспроизвести текст (пересказать). По итогам отмечаются лучшие шпаргалки и докладчики.

В старших классах более продуктивны методы и приемы, благодаря которым дети учатся не только высказывать свою точку зрения, но и аргументировать его. Это, в первую очередь, уроки-диспуты. Например, суд. Класс делится на несколько групп: прокуроры (обвинение), адвокаты (защита), присяжные (суд) и, конечно же, обвиняемый. Обвиняемым может стать главный герой произведения – лишний человек, которых очень много в русской литературе.

Также необычен по своей форме прием РАФТ(вид инсценировки) – Р(оль), А(удитория), Ф(орма) и Т(ема). Этот прием тоже предполагает деление класса на группы. Этот игровой прием помогает детям полностью погрузиться в предметное содержание, проявлять творчество, импровизировать, анализировать действия и  давать оценку происходящему, действующим лицам.

Таким образом, чтобы мотивировать детей к изучению литературы, чтобы повысить интерес к чтению, учитель должен стараться проводить каждый урок увлекательно. Для этого и используются различные методы и приемы на современных уроках литературы.

Источник

ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ДОКЛАД для РМО

учителей русского  языка и литературы

25 октября 2018 г.

ПОДГОТОВИЛА:

учитель русского языка и литературы

Буренкова Ирина Михайловна

МОУ «СОШ № 2 Г. Юрюзань»  

Литература как искусство и литература как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя.

В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый ребенок, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний

В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется системно-деятельностный подход. Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. То есть каждый урок и каждое внеурочное мероприятие по предмету должны создавать условия для развития ученика и учителя, их основные компетенции (учебно-познавательная компетенция, коммуникативная, социально-трудовая, ценностно-смысловая и пр.)

В последнее время в школьной практике стали все чаще использовать метод проектов. Ценность этого метода состоит в том, что он обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной; в значительной мере может обогатить классно-урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся. Следует отметить, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках литературы, аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся, вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творческой деятельности.

Итак, что же такое проектная деятельность и каковы ее цели?

Проектная деятельность учащихся – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания(проекта). 

Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.

Работа над проектом имеет свою логику, несколько взаимосвязанных этапов. Обратимся к технологии проектной деятельности, в которой выделяется несколько этапов:

  1. Ценностно-ориентационный этап
  1. Выбор темы исследования, конкретизация его проблематики

Важно найти такую тему, проблему, в решении которой ученик может сказать «свое слово», направить поиск. Это могут быть темы, которые уже исследованы литературоведением (например, «Функции пейзажа в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Родословная И.С. Тургенева», «Образ Пугачева в романе А.С. Пушкина». В познавательном отношении это полезно, интересно и ценно, но подобные темы имеют конечным результатом реферат: ученикам остаётся «себе присвоить ум чужой». Тема проекта должны дарить радость вдумчивого чтения, погружения в текст, читательских догадок и озарений, стимулировать импульсы к смыслопорождению, когда чтение – это «труд и творчество». Полезны темы, результатом которых будет составление картотеки, справочников, словников. Тема должна быть достаточно узкая, чтобы ориентировать школьника на внимательное погружение в текст. Например, «Словарь природных понятий у Пушкина: цвета, явления стихий», или «Домашний Пушкин: личные вещи, привычки, предрассудки, режим дня». Правильно выбранная тема позволяет пройти ученику путь от маленького исследователя до большого читателя.

  1. Целеполагание, планирование проектной деятельности связано с

– осознанием учащимися сути (ценности решаемой проблемы)

– созданием внутренней мотивирующей установки на осуществление проекта

 – формулирование целей и задач

 II. Конструктивный этап

Работа на данном этапе включает планирование проектной деятельности, соотнесение целей и средств ее достижения, погружение в литературный материал и процесс научного или творческого поиска.

  1. Планирование.
  2. Освоение фактов истории литературы, работа с библиографическими, справочными источниками, научными монографиями (чтение со «стопами», с выделением, создание кластера, конспектирование, реферирование и пр.)
  3. Изложение материала, написание текста и его редактирование.

Таким образом, конструктивный этап проекта становится сферой актуализации, разных видов компетенций (ценностно-смысловой, учебно-познавательной, общекультурной, коммуникативной, информационной).

III. Оценочно-рефлексивный этап

Рефлексия сопровождает все этапы исследования, помогая корректировать его ход, соотнести замысел и промежуточные результаты. Итоговая рефлексия побуждает дать самооценку тому, как были реализованы цели задачи проекта.

IV. Презентативный этап.

Публичное предъявление результатов работы одноклассникам, учителям, экспертам.

V. Этап послепроектной рефлексии.

Цель понимание того, насколько ученик в результате своей проектной деятельности видит ее ценность, как осознает ценность «личных приращений». Ученикам педлагается ответить на следующие вопросы:

– как я себя чувствовал себя во время работы над проектом, что я узнал, чему научился, что нового узнал;

– как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие затруднения я испытывал в работе;

– что я могу пожелать себе, что я могу пожелать своим одноклассникам.

Итак, метод проекта на уроках литературы строится на 6 «П»: проблема, планирование, поиск и работа с информацией, продукт, презентация, послепроектная рефлексия.

Реализация метода проектов ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Плюсы проектной деятельности

+ навыки самообразования и самоконтроля

+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат

+ навыки групповой деятельности

+ индивидуальный подход

+ интерес к познавательной деятельности

Минусы проектной деятельности

– возрастает нагрузка на учителя

– ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки)

– психологические, коммуникативные проблемы

– проблема субъективной оценки

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов.

ВИДЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ:

В зависимости от предметно-содержательной стороны предмета различают проекты:

1. Монопредметные: проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы.

2. Межпредметные: интегрируется смежная тематика нескольких предметов.

(«Слово о полку Игореве» в литературе, живописи, музыке»).

3. Надпредметные: выполняются на основе связей, не входящих в школьную программу. («Нравственный человек в жизни и в литературе»).

По продолжительности выполнения:

1.мини-проекты (укладываются в один урок);

2.краткосрочные проекты (несколько уроков);

3.недельные проекты

4.долгосрочные (в течение года)

По количеству участников:

1.Коллективные

2.Индивидуальные

3.Групповые

 По доминирующей деятельности учащихся

1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам можно отнести статьи, рефераты, доклады, презентации, речевые портреты героев.

2.Исследовательский проект (по структуре – научное исследование). Он требует хорошо продуманной структуры, целей, актуальности проекта, значимости, продуманных методов, методов обработки результатов. Обязательно выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой.

3.Практико-ориентированный проект отличается четко обозначенной практической значимостью, или социальными интересами самих участников проекта. Проект может быть использован в жизни класса или школы. Конечный продукт: памятки, алгоритмы, словари, схемы и т.д.

4.Творческий проект. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Игровой (ролевой). Учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.

В зависимости от объекта исследования: 

1) проекты, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например: «Способы создания образов-персонажей в рассказах А. П. Чехова»

2) проекты, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык.

3) проекты, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX».

4)проекты, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение).

Каким бы ни был объект исследования проекта, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

Из опыта работы мы знаем, что с большим увлечением ребёнком выполняется только та деятельность, которая выбрана им самим. Пятиклассники – народ увлекающийся, творческий, они с удовольствием сочиняют, рисуют, рассказывают. Им очень важна оценка не только педагога, но и товарищей по классу. Возможность проявить себя на уроке, почувствовать себя успешным предоставляют проекты, так как любой из них предполагает самую разнообразную деятельность, дающую возможность реализовать себя учащимся с разными способностями.

         В учебнике литературы, 5 класс, В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина (Учебник переработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта, Примерных программ основного общего образования и Рабочих программ по литературе под ред. В.Я.Коровиной) заложены методические рекомендации к проведению уроков-проектов. Содержание данной программы способствует претворению в жизнь проектной методики.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы проектной деятельности школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Курс литературы в 5-7 классах предоставляет много возможностей для этого. Остановимся на нем подробнее. Например, при изучении сказки К. Г. Паустовского “Тёплый хлеб” ученики сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, как обычное превращается в сказочное – в реальное и к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.

В период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. В соответствии с программой дети в среднем звене должны освоить начальные понятия о литературе как искусстве слова; именно на этой ступени крайне важно вести детей к обобщениям, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания.

Изучая в 7 классе народные предания, учащиеся ищут ответ на вопрос: «Каким предстают в предании «Пётр и плотник» Иван Грозный и Пётр Первый?». Они проводят исследования, сопоставляя художественные и исторические образы. Не менее интересны проектные работы учащихся по былинам на тему «Так говорили былинные герои», «Незаслуженно забытые слова».

С учащимися 5-7 классов интересно рассматривать литературу в связи с другими видами искусств- музыкой, живописью, театром. Перед ребятами встают вопросы: как с помощью языковых средств художник слова описывает какое-то явление действительности, передает свои ощущения и впечатления и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, композитора? Какими приемами пользуются писатели, художники, композиторы при создании близких образов? Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются у музыкантов и художников, и как с этими средствами соотносятся языковые возможности в передаче сходных образов? Как взаимодействуют основные роды искусств, какое влияние оказывают роды искусств друг на друга? Работая с драмой А. С. Пушкина «Борис Годунов», можно остановиться на изучении материалов искусствоведов, иллюстрациях известных русских художников (В.И. Суриков, В. А. Фаворский, В. Г. Перов, С. Галактионов).

Эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков. В качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние 2 урока (спаренные в старших классах) используются для презентации подготовленных проектов. На уроках литературы в профильных классах учащиеся выполняют как персональные, так и групповые проекты.

Есть учебные проекты, направленные на интеграцию знаний учащихся по русскому языку и литературе. Например, «О чём говорят фамилии персонажей Д.И. Фонвизина «Недоросль» или «Язык действующих лиц комедии», где «говорящие фамилии», речь персонажей отражают не только общественное положение, но и характер личности. Ученики рассматривают лексические обороты, синтаксические конструкции, раскрывающие смысл понятий. Не менее интересны наблюдения ребят по темам «Крылатые слова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» или «Языковые контрасты в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Но самое главное, учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, они становятся более коммуникативными, активно участвуют в деятельности научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

Заключение

Учебный проект по литературе для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность ,позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

Учебный проект для учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.

Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.

Литература

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.

Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.

Источник