Какой программный продукт разработать

Процесс разработки разделяют на back-end и front-end.
Бэк-энд разработчик занимается программно-административной частью приложения, внутренним содержанием системы, серверными технологиями — базой данных, архитектурой, программной логикой.
Функционал бэк-энд разработчика включает:
- проектирование архитектуры сервиса;
- создание ядра сайта;
- разработка платформы и основного функционала;
- работа с архитектурой кода;
- разработка приложений, поддерживающих пользовательский интерфейс и безопасность;
- контроль за состоянием серверов (боевого, тестового и рабочего);
- контроль версий, базы данных, непрерывной интеграции.
Фронт-энд разработчик создает визуальный интерфейс приложения или веб-сайта. Он создает функции, видимые пользователю.
Функции фронт-энд разработчика:
- создание HTML-страницы сайта на основе дизайн-макетов;
- вёрстка сайта и шаблонов для CMS;
- привязка к пользовательскому интерфейсу скриптов, которые обеспечивают визуализацию и анимацию страниц сайта;
- обеспечение необходимого уровня пользовательского интерфейса (UI — User Interface) и опыта взаимодействия (UX — Uzer Experience).
Специалист, который работает одновременно на фронт-энд и бэк-энд, называется фулл-стак разработчик (с англ. «full stack developer»).
При совместной работе разработчики применяют систему контроля версий и принцип разработки ветвями.
Разработка ветвями позволяет параллельно разрабатывать части программного обеспечения для того, чтобы код, который пишут разработчики, и код, который был завершен, можно было сохранить отдельно.
Системы контроля версий позволяют отслеживать любые изменения в коде разрабатываемого приложения и фиксировать их как отдельную версию всего приложения. Это позволяет в любой момент времени откатится на любую из предыдущих версий приложения, отменить определенные изменения и просто отслеживать процесс разработки. Системы контроля версий хранят большие объемы информации о том, когда и какие изменения в коде были сделаны. Наиболее популярной системой контроля версий в данный момент является Git.
Часто требуется интегрировать несколько программных продуктов между собой для получения эффекта синергии.
Интеграция данных включает объединение данных, находящихся в различных источниках, и предоставление данных пользователям в унифицированном виде.
Различают следующие виды интеграции:
1) консолидация – данные извлекаются из источников, и помещаются в Хранилище данных. Процесс заполнения Хранилища состоит из трех фаз — извлечение, преобразование, загрузка (Extract, Transformation, Loading — ETL). Еще одна распространенная технология консолидации данных — управление содержанием корпорации (enterprise content management, сокр. ECM). Большинство решений ECM направлены на консолидацию и управление неструктурированными данными, такими как документы, отчеты и web-страницы.
Консолидация — однонаправленный процесс, то есть данные из нескольких источников сливаются в Хранилище, но не распространяются из него обратно в распределенную систему. Часто консолидированные данные служат основой для приложений бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI), OLAP-приложений.
2) федерализация – физического перемещения данных не происходит: данные остаются у владельцев, доступ к ним осуществляется при необходимости (при выполнении запроса). Пользовательский запрос, сформулированный в терминах единого интерфейса, декомпозируется на множество подзапросов, адресованных к нужным локальным источникам данных. На основе результатов их обработки синтезируется полный ответ на запрос.
3) приложения распространения данных осуществляют копирование данных из одного места в другое. Эти приложения обычно работают в оперативном режиме и производят перемещение данных к местам назначения, то есть зависят от определенных событий. Обновления в первичной системе могут передаваться в конечную систему синхронно или асинхронно
4) сервисно-ориентированная архитектура SOA (Service Oriented Architecture): данные также остаются у владельцев. При запросе происходит обращение к определённым сервисам, которые связаны с источниками, где находится информация и её конкретный адрес.
5) быстрая и простая форма интеграции является применение интерфейса прикладного программирования (Application Programming Interface, API). API позволяет абстрагироваться от того, как именно эта функциональность реализована.
Все требования, переданные в разработку следует разделять на задачи (таски), которые также декомпозируются на более подробные требования. В системе хранения и управления задачами у каждой задачи в обязательном порядке есть описание и автор, связь с проектом и трекером (например, JIRA, REDMINE). Каждая задача имеет статус. Статусы представляют собой отдельную сущность с возможностью определения прав на назначение статуса для различных ролей (например, статус «отклонен» может присвоить только менеджер) или определение актуальности задачи (например, «открыт», «назначен» — актуальные, а «закрыт», «отклонен» — нет). Задачи могут быть взаимосвязаны. Система поддерживает учёт затраченного времени. Эти данные могут быть использованы, например, для анализа вклада каждого участника в проект или для оценки фактической трудоемкости и стоимости разработки.
Источник
Основной нашей специализацией в EDISON является разработка сложного заказного программного обеспечения на платформах Windows, Linux, MacOS и мобильных Android, iOS, Windows Phone. За время своей работы мы выполнили свыше нескольких сотен крупных проектов на самом высоком уровне качества разработки и обслуживания клиентов. К сожалению, большая часть самых интересных проектов надёжно скрыты за NDA. Но каким бы ни было разрабатываемое программное обеспечение: системное, прикладное, веб-приложение или приложение для мобильных, — общая схема разработки и ее принципы одинаковы.
В прошлой статье мы рассказали о наших принципах проектирования ПО, в этом посте перейдём непосредственно к процессу разработки в Центре разработки EDISON.
Этапы разработки программного обеспечения
В зависимости от вида, масштабов и потребностей проекта определяется порядок разработки. Он будет несколько отличаться для разработки мобильных приложений, встроенного ПО, решений для автоматизации и БД, но общая последовательность действий для создания ПО универсальна:
Подробно про первый и второй этапы (подготовительный и проектирование программного обеспечения) можно перечитать в прошлой статье.
Перейдём к созиданию:
- Дизайн — вторая по важности составляющая продукта после технических характеристик, влияющая на эффективность и скорость взаимодействия пользователя с ним. Требования к дизайну определяются ТЗ — как правило, важны простота, интуитивность и минимальные затраты на совершения действия (достижение результата), а также красота и соответствие стилю компании и (или) продукта.
- Код — та часть работы, которая обычно ассоциируется с разработкой ПО как таковой. Важно, чтобы код был в достаточной мере оптимизированным, лаконичным и понятным. Назначаем на подобранные под специфику задания в ТЗ языки специализирующихся на их использовании программистов.
- Тестирование. Тестирование в EDISON проводится на каждом этапе разработки ПО, включает множество тестов по плану тестирования, кастомизируемому с учётом специфики проекта на этапе составления технического задания. Результаты тестирования документируются и доступны клиенту в режиме реального времени. Оплата за продукт производится только после прохождения всех видов тестов, в том числе клиентских.
- Документирование — процедура, фиксирующая план, процесс и результат разработки программного обеспечения. Включает в себя всю исходную информацию (ТЗ, макеты), планы работ, затрат, тестирования, список задач исполнителей в каждый момент времени, отчеты о работе и так далее. Документация необходима для быстрого и точного выявления ошибок, прозрачности совместной работы, как обязательная юридическая часть договора.
Схематично создание программного обеспечения выглядит так:
Принципы разработки программного обеспечения
Важный момент для компании, занимающейся разработкой ПО, — определиться с базовыми принципами работы. У каждого разработчика свой подход, свои ценности и приоритеты. Для компании EDISON такими принципами при разработке являются:
- Ориентация на качество. Мы прилагаем все усилия, чтобы это было не избитым маркетинговым клише, а объективной реальностью. Бесперебойность работы и удовлетворенность конечным результатом обеспечивают:
- следование ГОСТам, лучшим практикам и методологиям качественной разработки (RUP, Agile),
- лучшие спецы, четкое разделение труда и хорошая мотивация срок+качество,
- отлаженная и мощная система тестирования продуктов,
- качественное и прозрачное планирование и выполнение задач, система управления разработкой и обязательность грамотного технического задания,
- документирование процесса и результата,
- гарантии на разработанные продукты, техническая поддержка и обучение пользователей,
- понятная и удобная система оплаты за разработку ПО.
- Адаптивность и гибкость. В некоторых проектах нет возможности четкой формулировки требований на этапе составления ТЗ, а иногда у клиента уже на этапе разработки программного обеспечения появляется потребность в изменениях, — мы с пониманием относимся к таким ситуациям и заранее предусматриваем их вероятность и согласовываем с клиентом условия работы при прецеденте.
Примеры реализованных EDISON проектов
Программное обеспечение для микротомографа для изучения материалов, созданного учёными Томского Государственного Университета
Томограф с микроточностью распознает внешнее и внутреннее устройство органических и неорганических объектов размером до спичечного коробка. Программа сканирует предмет, строит 3D модель, выделяет цветом участки одинаковой плотности.
Электронная библиотечная система Vivaldi
Сервис, разработанный EDISON, совмещает в себе электронные библиотеки ВУЗов страны с доступом к базе Российской Государственной Библиотеки. С его помощью студенты и преподаватели из 126 городов России могут получить доступ к ценнейшим и редчайшим научным трудам. ЭБС Vivaldi сотрудничает с крупными библиотеками, научными центрами и периодическими печатными изданиями. Пользователи могут посещать специализированные читательские залы круглосуточно. В данном проекте реализован лёгкий поиск нужной литературы, возможность распечатки, доступ к архивам ВУЗов страны. Сервис легко внедряется в учебное заведение, экономя место и затраты на содержание библиотеки бумажных книг.
Сеть электронных бибилиотек Vivaldi (ЭБС) с аннотацией from EDISON Software Development Centre
Система для контроля и учета рабочего времени «Большой Брат»
Удобный сервис для компаний, особенно использующих гибкий график работы для сотрудников, позволяющий отслеживать и контролировать реальную занятость сотрудников на рабочем месте. Система не пропустит ни одного разгильдяя. Работодателю видно, когда сотрудник пришёл на рабочее место, когда покинул, отлучался, отслеживается бездействие за компьютером и время сверхурочных работ. Если есть сомнения, занимается ли человек работой, с любого компьютера можно получить скриншот рабочего стола. Сервис удобен и для сотрудников разных отделов: вы можете точно определить, кто из коллег сейчас доступен, а кто, например, ушёл на обед; вы можете легко сами контролировать свой свободный график, выбирая время обеда, начала и конца рабочего дня. Ну, а работодатель может сделать выводы насчёт каждого нанятого человека для повышения эффективности работы организации.
Есть замечания по нашей методологии или вы хотите поделиться своим опытом? Рады будем пообщаться в комментариях, в нашей группе в Фейсбуке или во Вконтакте.
О компании:
Проектирование программного обеспечения
Разработка программного обеспечения: этапы и принципы
Тестировщик в ответе за всё
Поддержка программного обеспечения
Как йога кодить и жить помогает: личный опыт
Обучаем сотрудников английскому: опыт Edison
Умственный труд и физическая культура
Источник
Традиционные и гибкие подходы: разбираем с примерами, формулируем особенности
Существуют модели разработки ПО. И существуют методологии. В интернете много противоречивой информации о том, что есть что и как их отличать. Начинающему специалисту бывает сложно в этом разобраться. В этой статье мы расставим все точки над i.
Этапы жизненного цикла ПО
У любого программного обеспечения есть жизненный цикл — этапы, через которые оно проходит с начала создания до конца разработки и внедрения. Чаще всего это подготовка, проектирование, создание и поддержка. Этапы могут называться по-разному и дробиться на более мелкие стадии.
Рассмотрим эти этапы на примере жизненного цикла интернет-магазина.
Подготовка. Иван решил запустить книжный интернет-магазин и начал анализировать, какие подобные сайты уже представлены в сети. Собрал информацию об их трафике, функциональности.
Проектирование. Иван выбрал компанию-подрядчика и обсудил с её специалистами архитектуру и дизайн будущего интернет-магазина.
Создание. Иван заключил с разработчиками договор. Они начали писать код, отрисовывать дизайн, составлять документацию.
Поддержка. Иван подписал акт сдачи-приёмки, и подрядчик разместил интернет-магазин на «боевых» серверах. Пользователи начали его посещать и сообщать о замеченных ошибках в поддержку, а программисты — оперативно всё исправлять.
Модель разработки программного обеспечения описывает, какие стадии жизненного цикла оно проходит и что происходит на каждой из них.
А методология включает в себя набор методов по управлению разработкой: это правила, техники и принципы, которые делают её более эффективной.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы о программировании и разработке.
Основные модели разработки ПО
- Code and fix — модель кодирования и устранения ошибок;
- Waterfall Model — каскадная модель, или «водопад»;
- V-model — V-образная модель, разработка через тестирование;
- Incremental Model — инкрементная модель;
- Iterative Model — итеративная (или итерационная) модель;
- Spiral Model — спиральная модель;
- Chaos model — модель хаоса;
- Prototype Model — прототипная модель.
Из этих моделей наиболее популярны пять основных: каскадная, V-образная, инкрементная, итерационная и спиральная. Разберём их подробнее.
Waterfall (каскадная модель, или «водопад»)
В этой модели разработка осуществляется поэтапно: каждая следующая стадия начинается только после того, как заканчивается предыдущая. Если всё делать правильно, «водопад» будет наиболее быстрой и простой моделью. Применяется уже почти полвека, с 1970-х.
Преимущества «водопада»
- Разработку просто контролировать. Заказчик всегда знает, чем сейчас заняты программисты, может управлять сроками и стоимостью.
- Стоимость проекта определяется на начальном этапе. Все шаги запланированы уже на этапе согласования договора, ПО пишется непрерывно «от и до».
- Не нужно нанимать тестировщиков с серьёзной технической подготовкой. Тестировщики смогут опираться на подробную техническую документацию.
Недостатки каскадной модели
- Тестирование начинается на последних этапах разработки. Если в требованиях к продукту была допущена ошибка, то исправить её будет стоить дорого. Тестировщики обнаружат её, когда разработчик уже написал код, а технические писатели — документацию.
- Заказчик видит готовый продукт в конце разработки и только тогда может дать обратную связь. Велика вероятность, что результат его не устроит.
- Разработчики пишут много технической документации, что задерживает работы. Чем обширнее документация у проекта, тем больше изменений нужно вносить и дольше их согласовывать.
«Водопад» подходит для разработки проектов в медицинской и космической отрасли, где уже сформирована обширная база документов (СНиПов и спецификаций), на основе которых можно написать требования к новому ПО.
При работе с каскадной моделью основная задача — написать подробные требования к разработке. На этапе тестирования не должно выясниться, что в них есть ошибка, которая влияет на весь продукт.
V-образная модель (разработка через тестирование)
Это усовершенствованная каскадная модель, в которой заказчик с командой программистов одновременно составляют требования к системе и описывают, как будут тестировать её на каждом этапе. История этой модели начинается в 1980-х.
Преимущества V-образной модели
- Количество ошибок в архитектуре ПО сводится к минимуму.
Недостатки V-образной модели
- Если при разработке архитектуры была допущена ошибка, то вернуться и исправить её будет стоить дорого, как и в «водопаде».
V-модель подходит для проектов, в которых важна надёжность и цена ошибки очень высока. Например, при разработке подушек безопасности для автомобилей или систем наблюдения за пациентами в клиниках.
Incremental Model (инкрементная модель)
Это модель разработки по частям (increment в переводе с англ. — приращение) уходит корнями в 1930-е. Рассмотрим её на примере создания социальной сети.
- Заказчик решил, что хочет запустить соцсеть, и написал подробное техническое задание. Программисты предложили реализовать основные функции — страницу с личной информацией и чат. А затем протестировать на пользователях, «взлетит или нет».
- Команда разработки показывает продукт заказчику и выпускает его на рынок. Если и заказчику, и пользователям социальная сеть нравится, работа над ней продолжается, но уже по частям.
- Программисты параллельно создают функциональность для загрузки фотографий, обмена документами, прослушивания музыки и других действий, согласованных с заказчиком. Инкремент за инкрементом они совершенствуют продукт, приближаясь к описанному в техническом задании.
Преимущества инкрементной модели
- Не нужно вкладывать много денег на начальном этапе. Заказчик оплачивает создание основных функций, получает продукт, «выкатывает» его на рынок — и по итогам обратной связи решает, продолжать ли разработку.
- Можно быстро получить фидбэк от пользователей и оперативно обновить техническое задание. Так снижается риск создать продукт, который никому не нужен.
- Ошибка обходится дешевле. Если при разработке архитектуры была допущена ошибка, то исправить её будет стоить не так дорого, как в «водопаде» или V-образной модели.
Недостатки инкрементной модели
- Каждая команда программистов разрабатывает свою функциональность и может реализовать интерфейс продукта по-своему. Чтобы этого не произошло, важно на этапе обсуждения техзадания объяснить, каким он будет, чтобы у всех участников проекта сложилось единое понимание.
- Разработчики будут оттягивать доработку основной функциональности и «пилить мелочёвку». Чтобы этого не случилось, менеджер проекта должен контролировать, чем занимается каждая команда.
Инкрементная модель подходит для проектов, в которых точное техзадание прописано уже на старте, а продукт должен быстро выйти на рынок.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы о программировании и разработке.
Iterative Model (итеративная модель)
Это модель, при которой заказчик не обязан понимать, какой продукт хочет получить в итоге, и может не прописывать сразу подробное техзадание.
Рассмотрим на примере создания мессенджера, как эта модель работает.
- Заказчик решил, что хочет создать мессенджер. Разработчики сделали приложение, в котором можно добавить друга и запустить чат на двоих.
- Мессенджер «выкатили» в магазин приложений, пользователи начали его скачивать и активно использовать. Заказчик понял, что продукт пользуется популярностью, и решил его доработать.
- Программисты добавили в мессенджер возможность просмотра видео, загрузки фотографий, записи аудиосообщений. Они постепенно улучшают функциональность приложения, адаптируют его к требованиям рынка.
Преимущества итеративной модели
- Быстрый выпуск минимального продукта даёт возможность оперативно получать обратную связь от заказчика и пользователей. А значит, фокусироваться на наиболее важных функциях ПО и улучшать их в соответствии с требованиями рынка и пожеланиями клиента.
- Постоянное тестирование пользователями позволяет быстро обнаруживать и устранять ошибки.
Недостатки итеративной модели
- Использование на начальном этапе баз данных или серверов — первые сложно масштабировать, а вторые не выдерживают нагрузку. Возможно, придётся переписывать большую часть приложения.
- Отсутствие фиксированного бюджета и сроков. Заказчик не знает, как выглядит конечная цель и когда закончится разработка.
Итеративная модель подходит для работы над большими проектами с неопределёнными требованиями, либо для задач с инновационным подходом, когда заказчик не уверен в результате.
Spiral Model (спиральная модель)
Используя эту модель, заказчик и команда разработчиков серьёзно анализируют риски проекта и выполняют его итерациями. Последующая стадия основывается на предыдущей, а в конце каждого витка — цикла итераций — принимается решение, продолжать ли проект. Эту модель начали использовать в 1988 году.
Рассмотрим, как функционирует эта модель, на примере разработки системы «Умный дом».
- Заказчик решил, что хочет сделать такую систему, и заказал программистам реализовать управление чайником с телефона. Они начали действовать по модели «водопад»: выслушали идею, провели анализ предложений на рынке, обсудили с заказчиком архитектуру системы, решили, как будут её реализовывать, разработали, протестировали и «выкатили» конечный продукт.
- Заказчик оценил результат и риски: насколько нужна пользователям следующая версия продукта — уже с управлением телевизором. Рассчитал сроки, бюджет и заказал разработку. Программисты действовали по каскадной модели и представили заказчику более сложный продукт, разработанный на базе первого.
- Заказчик подумал, что пора создать функциональность для управления холодильником с телефона. Но, анализируя риски, понял, что в холодильник сложно встроить Wi-Fi-модуль, да и производители не заинтересованы в сотрудничестве по этому вопросу. Следовательно, риски превышают потенциальную выгоду. На основе полученных данных заказчик решил прекратить разработку и совершенствовать имеющуюся функциональность, чтобы со временем понять, как развивать систему «Умный дом».
Спиральная модель похожа на инкрементную, но здесь гораздо больше времени уделяется оценке рисков. С каждым новым витком спирали процесс усложняется. Эта модель часто используется в исследовательских проектах и там, где высоки риски.
Преимущества спиральной модели
- Большое внимание уделяется проработке рисков.
Недостатки спиральной модели
- Есть риск застрять на начальном этапе — бесконечно совершенствовать первую версию продукта и не продвинуться к следующим.
- Разработка длится долго и стоит дорого.
На основе итеративной модели была создана Agile — не модель и не методология, а скорее подход к разработке.
Что такое Agile?
Agile («эджайл») переводится с английского как «гибкий». Включает в себя практики, подходы и методологии, которые помогают создавать продукт более эффективно:
- экстремальное программирование (Extreme Programming, XP);
- бережливую разработку программного обеспечения (Lean);
- фреймворк для управления проектами Scrum;
- разработку, управляемую функциональностью (Feature-driven development, FDD);
- разработку через тестирование (Test-driven development, TDD);
- методологию «чистой комнаты» (Cleanroom Software Engineering);
- итеративно-инкрементальный метод разработки (OpenUP);
- методологию разработки Microsoft Solutions Framework (MSF);
- метод разработки динамических систем (Dynamic Systems Development Method, DSDM);
- метод управления разработкой Kanban.
Различия между Agile и традиционным подходом к разработке мы свели в таблице:
Не всё перечисленное в списке — методологии. Например, Scrum чаще называют не методологией, а фреймворком. В чём разница? Фреймворк — это более сформированная методология со строгими правилами. В скраме все роли и процессы чётко прописаны. Помимо Scrum, часто используют Kanban.
Kanban
Сегодня это одна из наиболее популярных методологий разработки ПО. Команда ведёт работу с помощью виртуальной доски, которая разбита на этапы проекта. Каждый участник видит, какие задачи находятся в работе, какие — застряли на одном из этапов, а какие уже дошли до его столбца и требуют внимания.
В отличие от скрама, в канбане можно взять срочные задачи в разработку сразу, не дожидаясь начала следующего спринта. Канбан удобно использовать не только в работе, но и в личных целях — распределять собственные планы или задачи семьи на выходные, наглядно отслеживать прогресс.
Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Почитайте похожие материалы:
27 книг для программиста
7 способов улучшить память
10 историй о переходе в IT
Что программисты ценят больше денег. 9 пунктов
7 стадий становления крутого программиста
Источник