Какой рыбный продукт называется у селькупов чапсы

Какой рыбный продукт называется у селькупов чапсы thumbnail

радиционная кухня — это то, что, в отличие от языка, песен, образа жизни осталось в повседневной жизни современных селькупов. Многие блюда они не только сохранили, но и «приучили» соседей-русских к своей еде. До XX века селькупы ели практически одну только рыбу и дичь. На выращивание овощей и присмотр за скотом просто не оставалось времени. За столетия этот народ придумал самые разные способы приготовления и заготовки рыбы: её коптят, солят, вялят, жарят, варят, сушат, а раньше квасили в ягоде. Приходившие на обские земли русские и казаки перенимали у местных не только секреты рыбалки и охоты, но и рецепты.

Недалеко от Парабели, в селе Нарым, живет Людмила Денисовна Щадрина, она, как и две её сестры, наполовину селькупка. Людмила участвует в культурных событиях Парабели, пишет стихи на русском и селькупском, через свои стихотворения и загадки Людмила рассказывает местным детям об обычаях и образе жизни остяков.

Людмила говорит, что среди современных остяков много тех, кто не любит рыбу вообще. При этом основные рецепты все равно передаются молодым поколениям, и почти каждый, даже не селькуп, знает, как сварить уху или пожарить рыбу. В некоторых семьях часто экспериментируют с новыми продуктами, специями и изменяют старые рецепты. Например, готовят налима в кляре с овощами или салат хе из судака.

— Сейчас русские готовят чушь и думают, что это русское слово, хотя название этого блюда селькупское и переводится как мороженая рыба. В детстве мы обухом топора разбивали окуня или щуку и макали в соль. А теперь так едят стерлядь или осетра, нарежут, почистят и приправляют солью с перцем. Кто на рыбалку ездит летом, готовит чапсу. Не будешь же всегда уху варить. Наловил окуньков или щучек, распластал на половинки, насадил на палочку и пожарил.

Пожилые селькупы уже не ходят на рыбалку и охоту, а их детям это чаще всего уже неинтересно. Для традиционных блюд они покупают рыбу или дичь у соседей, и, хотя в деревнях её продают достаточно дёшево или отдают даром, многие переходят на продукты из магазина. Людмила Денисовна рассказывает, что её детстве такой проблемы не существовало.

— У нас в семье отец умер рано, но после его смерти мы еще несколько лет снимали заготовленную им сухую солёную рыбу с чердака. Даже если голодный год и рыбы нет, то эта рыба спасала. Пришлось всячески выкручиваться, ходили к рыбакам, и они отдавали часть. А когда подросла, неудобно стало ходить, мне казалось, что это, как попрошайничество. С 9–10 лет стала сама сети ставить, ловила и на удочку, и бреднем, и неводом. Когда моему внуку исполнилось восемь лет, мы решили, что пора и его научить.

Хотя повседневная селькупская еда могла быть совсем скромной, остяки не испытывали дефицита витаминов. Они собирали все съедобные и полезные ягоды: чернику, бруснику, голубику, калину, малину.

— Варенье мало делали, так как не было сахара. Мама варила голубику, она хранилась, а, как сахар появлялся, то добавляли и разогревали, и получалось очень вкусно, — вспоминает Людмила Денисовна.

Праздничным блюдом остяки считают «чиненку» – фаршированную рыбу, её сложнее готовить. Язя или щуку очищают от чешуи, отрезают голову, мясо вынимают и перекручивают, а шкурку выворачивают наизнанку, сохраняя брюшные плавники, чтобы форма держалась. Когда вытаскиваются потроха, следят, чтобы не лопнула желчь. К перекрученному рыбному филе добавляют лук, чеснок, соль, перец, яйцо, сырой рис. Этой смесью заполняется шкурка и запекается в духовке.

— На праздники пекут пироги с нельмой или налимом. И раньше, и сейчас не один стол не обходится без рыбных котлет, — рассказывает Людмила Денисовна, — Дочь моя хорошо их готовит и внук умеет. Когда мясорубок еще не было, рыбу мелко рубили. Рыбу жарили нечасто, так как растительное масло было дорогое, либо использовали рыбий жир.

Мы съездили в Нарым, чтобы встретиться с сестрой Людмилы — Раисой. В семье она больше всех любит готовить и не представляет свою жизнь без рыбы. Раиса приготовила традиционное селькупское блюдо – порсу (уха из сушёной рыбы) и рассказала нам рецепты блюд, по которым готовят в её семье.

Cелькупы
cохранить как…

Источник

Селькупы являются народностью Сибири, которая произошла в результате слияния самодийских племен и аборигенов среднего течения реки Обь. В 17 веке селькупы были разделены на две территориальные группы:

  1. северная (тазовско-туруханская)
  2. южная (нарымская)

Северные были образованы после ухода из средней Сибири части самодийского населения. В состав северных селькупов вошли семьи хантыйского, энецкого и кетского происхождения. Южные селькупы — потомки носителей кулайской культуры, которая существовала в Среднем Приобье в 5 веке до н.э.

Где живут

Проживает народ на севере западной Сибири, в Тюменской и Томской областях, Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае. Небольшое количество селькупов живет на Украине.

Какой рыбный продукт называется у селькупов чапсы

Название

До 1930 года народ называли остяко-самоедами, после был принят официальный этноним «селькупы», который в переводе означает таежный, лесной человек. Всего в мире проживает около 4 400 представителей этой народности.

Язык

Устаревшее название селькупского языка — остяко-самоедский. Относится к самодийской группе уральских языков. В селькупском существует 4 наречия, которые являются основными:

  • южное
  • северное
  • восточное
  • центральное

В конце 19 века было издано несколько книг с богослужебными текстами на селькупском языке. В 1930-х годах на основе латинской графики была создана письменность. Позже появился вариант на кириллице. С 1950 по 1980-е годы селькупская письменность практически не использовалась. Алфавит, который используется сегодня, был создан в 1980-х годах. Многие селькупы хорошо владеют русским языком.

Какой рыбный продукт называется у селькупов чапсы

Еда

Издавна основу рациона селькупов составляла рыба. Ели ее в сушеном, вареном и запеченном виде, заготавливали впрок рыбий жир, делали вяленую рыбу, называемую юколой. Из сушеной рыбы изготавливали муку порсу. Самым распространенным блюдом в зимний период была квашеная рыба, к ней добавляли ягоды и заготавливали в ямах. Ели мясо боровой дичи, проживающие на севере селькупы употребляли в пищу оленину. С 19 века в рационе селькупов появились покупные продукты питания: крупы, чай, пшеничная мука и сахар.

Из ячменной муки пекли лепешки «мырса», из сараны — «тогул», готовили хлебное вино «уль». Собирали и ели дикорастущие растения: сарану, дикий лук, лесные ягоды: морошку, клюкву, бруснику. Из ягод варили варенье без добавления сахара и воды. Проживающие в таежной зоне селькупы собирали и заготавливали кедровые орехи. Вместо чая пили настой можжевельника, напиток из сушеных листьев смородины и малины. Из можжевельника готовили хмельной напиток с добавлением молодых мухоморов.

Посуду делали из бересты и дерева, использовали привозную: котлы из меди и чугуна, сковороды, чайники. Были у селькупов чашки с блюдцами и тарелки.

Какой рыбный продукт называется у селькупов чапсы

Религия

Традиционная религия народа — пантеизм. В 17-18 веках произошла формальная христианизация всех селькупов, но, несмотря на это, у народа, особенного северного, сохранились традиционные верования и анимистические представления о мире. Селькупы верили, что вселенная состоит из Неба, Земли и Преисподней. На небе жил Творец и олицетворение доброго начала по имени Ном, на земле хозяйкой была Старуха Жизни Илынта Кота, в преисподней обитал Властитель зла Кызы.

Все они связаны с рекой, по которой шаман на лодке с семью веслами «ронтык» может спуститься в Нижний мир, и деревом, по веткам или зарубам которого он взбирается на Небо.

Шаманы у селькупов делятся на две категории:

  • шаманящий в темном чуме «камытырыль куп»
  • камлающий в светлом чуме «сумпытыль куп»

Все шаманы обладали даром поэзии и музыки. Каждую весну на Празднике прилета птиц шаман исполнял песню. Если человек заболевал, селькупы верили, что это злой дух похитил у него одну из его душ, на поиски которой отправлялся шаман. Если ему удавалось вернуть душу, человек выздоравливал, если нет — умирал. Шаманство передавалось по наследству от матери, отца или деда.

Какой рыбный продукт называется у селькупов чапсы

Внешность

Новорожденных заворачивали в пеленки из тряпок, шкурки и мех оленей и туго пеленали. В кроватку ребенка клали гнилушки березы, которые часто менялись.

Мальчики и мужчины стригли волосы в кружок. Иногда мужчины носили две или одну серьгу. Девушки вплетали в волосы цветные лоскутки, тем самым удлиняя косы. На косы вешали бусы, бляхи и бубенчики. Замужние носили две косы, но не украшали их.

Зимней одеждой мужчин и женщин была парка — спереди открытая шуба мехом наружу, сшитая из оленьих шкур. В сильный мороз мужчины на парку надевали «соккы» — глухая одежда из шкуры оленя мехом наружу, с капюшоном. Северные селькупы зимой обували пимы, шитые из камуса и сукна. Вместо чулок использовали расчесанную траву осоку, ею оборачивали ступню. Эту траву собирали в пучки, сушили и разминали руками, потом расчесывали гребнем. Летом носили обувь из ровдуги и русские сапоги. Рукавицы «нопы» шили мехом наружу из камусов. Раньше в Нарыме летнюю обувь и рукавицы шили из кожи стерляди и осетра. Проживающие в этой местности селькупки были хорошими мастерицами, умели в различных сочетаниях сшивать лапки соболя и белок. Из отобранных беличьих лапок шили даже шубы, которые отличались прочностью и красотой. Над сшиванием лапок женщины могли трудиться в течение нескольких лет.

Какой рыбный продукт называется у селькупов чапсы

В качестве повседневной одежды мужчины носили рубаху и штаны из покупной ткани. Женщины надевали платье и штаны из ровдуги. Мужскую шапку в виде капора «укы» делали из шкурки новорожденного теленка оленя, лапок белки и песца, шкурок с шеи гагары. Распространен был платок, который носили не только женщины, но и мужчины. На голову его надевали в виде тюрбана или косынки. Летом мужчины повязывали платок под подбородком или сворачивали в жгут и обвязывали вокруг головы.

Еще до революции у селькупов была широко распространена одежда русского кроя, сарафаны, платья, рубахи и брюки. Проживающие на Кети и Оби селькупы шили ее самостоятельно, ткани покупали. В верхнем течении Тыма носили русские ушанки, тулупы.

Женщины подпоясывались плетеным из цветных ниток поясом, на котором носили наперсток и нож. Мужчины тоже носили пояс из кожи, который украшали бляхами из металла. На него подвешивали нож на цепочке в ножнах, украшенных орнаментом.

Праздничные сарафаны и рубахи надевали на старые вещи. Нательную и старую одежду носили обычно долго, пока они совсем не придут в негодность. Редко носили нижнее белье.

Жизнь

Семьи у селькупов многопоколенные и патриархальные. Преобладает устройство общественных отношений и родовой строй. В семье главой является мужчина, но женщина не находится в приниженном положении. В основном она пользуется теми же правами, что и мужчина.

В 17 веке из общества выделяли лучших людей «сомаль-кумыт», простых людей «манырель-кумыт», богачей «коумде», нищих «сегула» и рабов «кочгула». Во главе территориально-родовых общин стояли князцы «кок» и богатыри «сенгира». Особую роль в обществе играли шаманы, которые часто были вождями не только общин, но и военных объединений.

Занимались в основном рыболовством и охотой, использовали самострелы, лук со стрелами, различные ловушки. Проверять ловушки, вынимать из них зверя и снова их устанавливать могли дети и женщины. За день одна женщина могла вынуть из ловушек до 40 белок. На дикого оленя и лося делали ловушки из ям с изгородями. Часто селькупы выращивали зверей и птиц в неволе, некоторых использовали для оперения стрел и пошива одежды. Для охоты выращивали собак. Охотились на росомаху, белку, лису, песца, выдру, бурундука, зайца, медведя, соболя и глухаря. Рыбу ловили на озерах, малых и больших реках, использовали сети, удочки и жерлицы.

Северные селькупы занимались оленеводством. Почти в каждой семье держали от 20 до 50 и более голов. Пасли их без собак, отпускали периодически на волю, после собирали. Существовало и приизбенное оленеводство, где для оленей строили специальные сараи и дымокуры.

Какой рыбный продукт называется у селькупов чапсы

До 20 века у народа было развито кузнечество. Из Енисея доставляли руду, кузнецы «чачури кум» выплавляли из него металл, изготавливал кольчуги, орудия труда, оружие и изображения духов. Костяными и каменными орудиями труда пользовались до 20 века. В дорусском периоде до 17 века высоко развито было керамическое производство. Из глины делали посуду, трубки для курения, детские игрушки и культовые скульптуры.

Селькупы занимались обработкой крапивы, из нее пряли нитки, используя специальное веретено «кето». Женщины ткали крапивные холсты для пошива одежды, изготовления матрасов и одеял на оленьем меху.

Передвигались селькупы традиционно на санях с оленьими и собачьими упряжками, использовали лыжи, лодки и ручные нарты. Из населения выделялись «таксыбылькупы» — люди, которые занимались посреднической торговлей.

Жилище

Свои селения народ основывал около устьев притоков рек, на высоких берегах. В одном селении было около 10 жилищ. В дорусском периоде были распространены укрепленные городки «коч» или «кэтты». Их обносили рвом, валом и частоколом. Подступы к городкам охраняли засеки, вооруженные луками и самострелами. Позже в селениях уже не было оборонительных сооружений.

Южные селькупы жили в землянках и полуземлянках, каркасно-столбовых домах, которые приваливали песком и дерном. Проживающие на севере селькупы-оленеводы строили чум ненецкого типа конической формы, покрывали его шкурами оленей. Летом покрытие меняли на берестяное, сегодня часто используют брезент.

Культура

Фольклор народа представлен различными жанрами:

  • героические песни
  • исторические предания
  • загадки
  • сказки
  • поговорки

Современные селькупы, особенно проживающие в Томской области, исполняют многие произведения на русском языке. Из музыкальных инструментов используется варган из оленьего рога, пластинки с вибрирующим язычком и семиструнная арфа-лебедь. Эти инструменты распространены у южных селькупов. Северные используют шаманский бубен.

Искусство народа представлено оригинальными орнаментами, которые они вышивали на одежде и оленьих упряжках, вырезали на деталях из кости и берестяной посуде.

Какой рыбный продукт называется у селькупов чапсы

Традиции

В древности селькупы хоронили усопших с использованием обряда воздушного погребения. Позже хоронили умерших в земле, лодках и долбленых стволах деревьев. Сверху устанавливали сруб из дерева. Вместе с покойным клали его имущество, которое сперва подвергали порче. Детей хоронили на ветвях высоких деревьев.

Одним из обрядов шаманства была церемония оживления бубна и предметов шаманского облачения. Селькупы представляли, что бубен — это олень, на котором шаман путешествует на небо и в подземный мир, и перед тем, как отправиться на нем в путешествие, бубен необходимо оживить. Церемонию проводили во время весеннего прилета птиц, продолжалась она 10 дней. Период проведения обряда выбран вовсе не случайно. Селькупы считали птиц своими близким родственниками. В конце обряда, в последний день, шаман достигал земли, где светит семь солнц, где камень достает до неба. Он изображал свое пребывание в волшебной стране, показывая всем зрителям что ему очень жарко и с него ручьями стекает пот. Заканчивался обряд оживления бубна общим пиром и кормлением божеств, чьи деревянные фигурки селькупы считали олицетворением предков.

Какой рыбный продукт называется у селькупов чапсы

Нельзя убивать лебедя, так как у селькупов эта птица является духом-помощником шамана. Если человек погубит птицу, считалось, что он обрекает себя и свою семью на несчастье. Они верят, что лебедь понимает человеческую речь. Во время праздника прилета первых лебедей селькупы выходят из своих жилищ и брызгают в небо чаем, водой или вином, издают возгласы, похожие на крики лебедей. Птицы слышат людей и делают над селением приветственный круг, затем улетают к тем местам, где у них гнезда.

Помимо лебедей, запрещено убивать кедровку, орла и журавля. Все эти птицы тоже являются духами-помощниками шаманов. Об этом запрете знает каждый селькуп. Кукушку считают жителем небес и светлой птицей. Покушаться на ее жизнь запрещено. Связаны с ней некоторые приметы. Если весной сначала прогремит гром, а потом начнет куковать кукушка, будет хороший урожай ягод.

Селькупы верят, что, прилетая в родные края весной, птицы приносят на крыльях колесницу небесного бога с южной стороны неба. Праздник прилета птиц празднуют два раза в год — осенью и весной. Эти торжества символизируют переход жизни на летний период с зимнего и наоборот.

Источник

Манси

Основой традиционной системы питания манси являлись рыбные, мясные, а также растительные продукты.
Способы заготовки продуктов и приготовления блюд достаточно разнообразны. В сыром, варёном, жареном, сушёном, солёном виде ели рыбу. Существовало несколько способов заготовки сушёной рыбы. Любимым блюдом был рыбий жир, вываренный из внутренностей крупной рыбы или из сваренной целиком мелкой. Из рыбы варили суп, заправляя его диким луком.
Мясо (оленей, лосей, боровой и водоплавающей птицы) заготавливалось впрок и готовилось в пищу аналогичными способами. Самым распространённым способом заготовки мяса было вяление. Перд едой его нарезали на куски, вымачивали в воде и варили, добавляя муку и топлёный олений жир. Из мороженого мяса делали строганину. У оленеводческих групп лакомством считались блюда, приготовленные из оленьей крови, например, кровяные колбасы, лепёшки из оленьей крови, смешанной с мукой. В пищу шёл также бульон, оставшийся после варки мяса. Из мяса птицы варили суп, иногда с добавлением муки.
Важным дополнением к пищевому рациону были ягоды: черёмуха, морошка, брусника, голубика, чёрная смородина и др.
Уже с середины XIXв стали завозить много муки, что способствовало распространению хлебной пищи.
Любимым напитком был чай, поставляемый купцами. Заваривали также сушёные листья смородины, полевого чая, шиповник, чернику и др.

Селькупы

Основой питания селькупов является рыба. Её едят в сыром, мороженом, варёном, жареном, солёном, вяленом, сушёном виде, истёртой в порошок. Специфическим местным лакомством является “чушь” – мороженая стерлядь, которую режут тонкими пластинами и едят в сыром виде. Однако обычно рыбу всё же варят. Широкое распространение имеет блюдо из варёной рыбы с бульоном (уха). К бульону иногда добавляют крупу.
Для заготовки рыбы впрок на длительное хранение используют соление. В XXв соление воспринимается селькупами как традиционный способ обработки рыбы, хотя раньше селькупы рыбу не солили, а квасили в ямах с ягодами: укладывали слоями рыбу и пересыпали её ягодами (клюквой, брусникой, морошкой), сверху засыпали землёй.
Для изготовления сушёной рыбы (порсы) используют преимущественно мелочь, которую не потрошат и не чистят. Рыбу высушивают до ломкого состояния и толкут в “рыбную муку”. Из неё варят суп. В прошлом порса употреблялась также и как закуска к чаю, причём ели её пригоршнями. Это был главный продукт, которым запасались, отправляясь на промысел, но в XXв порсу вытеснили сухари. Сейчас её употребляют как лакомство, называя “остяцкими семечками” или “остяцкими чипсами”.
Основным источником мясной пищи в прошлом являлось мясо лося. Его употребляли преимущественно варёным. Сейчас лосятину тушат с картофелем, но некотоые его внутренности, например, печень, и до сего дня употребляют в сыром подмороженном виде.
Боровую дичь (глухари, рябчики, тетерева) активно употребляли в период спада добычи рыбы. Она всегда считалась “белым мясом” и высоко ценилась.
Хлеб стал основной едой, наравне с рыбой и мясом, только к концу XIX века. Дрожжи в начале XX века селькупские женщины делали, доводя до кипения хмель с добавлением тёртой картофелины. Полученную закваску смешивали с мукой и оставляли на некоторое время. После каждой выпечки хлеба оставляли кусочек кислого теста для закваски на следующий раз.
Из ягод собирали чернику, морошку, бруснику, клюкву, шиповник. Их сушили и добавляли в чай. До 1960-х годов селькупы не употребляли в пищу грибов, не воспринимая их как съедобные растения. Зато они отлично знали галюциногенное свойство мухомора (известна настойка мухомора на спирту (одеколоне)).
Чай попадал к селькупам в результате товарообмена, чаще плиточный. Особо вкусным считали “берёзовый чай” из берёзового нароста, который образовывался на ране в коре дерева. Заваривали также кипрей и чагу. Истёртую чагу использовали как добавку к табаку. В начале XX века в селькупской среде курили все – мужчины, женщины и дети. Папиросы, сигареты входили в употребление во второй половине XX века, особенно “Казбек”, известный среди селькупов как “чёрный мужчина на чёрном коне”.
С появлением коров в рацион вошли молоко, простокваша, творог, сметана, сливочное и топлёное масло. В начале XX века в обиход входили картофель (“русский хлеб”), свекла, морковь, капуста, в 1950 – 60-ые годы – появились помидоры, а с 70-х привозные фрукты: яблоки, апельсины, мандарины.
На употребление в пищу мяса многих зверей, птиц и рыб у селькупов существовали запреты. Чаще всего запрещали есть мясо медведы (съевший медвежатину сам будет съеден медведем), лебедя (считался близким по “породе” к человеку, так как в прошлом лебеди были женщинами). Селькупским женщинам запрещалось есть утиные яйца.

!!!
Без еды посуда стояла на столе в превёрнутом виде, иначе lō tűlḙldḙ – “дух нагадит”

Ненцы

Пищей ненцам издавна служили мясо и рыба.
Оленина употреблялась в пищу главным образом в зимний период. Наиболее лакомым блюдом являлось мясо только что убитого оленя. Разделав тушу, приступают к еде, предварительно перерезав большую артерию, чтобы наполнить брюшную полость туши свежей кровью, которая тоже являлась большим лакомством. Отрезая себе кусок мяса или жира, обмакивают его в тёплую кровь и отправляют в рот. Характерно, что захваченный зубами кусок не откусывают, а отрезают быстрым движением ножа снизу вверх непосредственно у самых губ. Также употребляют варёное оленье мясо, которое используется для приготовления супа. Бульон заправляют мукой после того, как из него вынут мясо.
При массовом убое оленей мясо коптят и вялят. Оленье молоко не используют.
Едят птицу. На побережье моря вытапливают жир морских животных – нерп, морских зайцев, моржей. Соскобленный со шкуры жир кладут в котёл и растапливают.
Рыба является основным видом пищи в летнее время. Употребляют только что выловленную рыбу в сыром виде, иногда чуть присолив или макая куски рыбы в солёную воду. Рыбу заготавливают впрок. наиболее распространено пригтовление юколы из сига, налима и других рыб (вяленые боковины рыб, соединённые у хвоста).
До прихода русских на Север ненцы хлеба почти не знали.
Из растительной пищи употребляли морошку, бруснику. Грибов не ели. В больших количествах употребляли чай, не реже 3 раз в сутки. Чай заваривали очень крепкий.

Энцы

Главное место в пищевом рационе занимало мясо. Оленину ели в варёном, сушёном, вяленом виде, но предпочитали сырое мясо. У оленя вынимали сердце, почки, печень, лёгкие, мозг и язык, которые тут же съедали. Кровь наливали в олений желудок или мочевой пузырь, это хорошее противоцинготное средство. Вымя убитой оленихи тоже ели сырым, предварительно высосав из него молоко. Весьма лакомым продуктом считался окологлазной жир. Летом он быстро становился горьким, что, по мнению энцев, только улучшает его вкус. Тундровые энцы часто ели желудок оленя с целью увеличения количества потребляемой растительной пищи, которая в оленьем желудке находится в полупереваренном виде. В пищу употребляи также варёное мясо. В целях экономии топлива его варили только до образования на нём наружной корочки серого цвета, а в середине оно оставалось сырым. Мясо и бульон потребляли раздельно. Сначала съедали мясо, а затем выпивали бульон, который иногда заправляли мукой.
Мясо заготавливали впрок. Часть его зарывали в землю, где в условиях вечной мерзлоты оно хранилось как в погребе. Оставшееся вялили или коптили. Никогда не солили, так как до появления русских соль в рационе отсутствовала.
Вторым основным продуктом питания была рыба. Её употребляли в сыром виде, иногда макая в солёную воду. Также готовили впрок юколу и порсу. Зимой из порсы готовили густое варево типа каши. Свежую рыбу варили редко, обычно в одном котле с мясом. Сохраняли на зиму также как мясо – в земле.
Основной растительной пищей были ягоды. Грибов не ели.

Нганасаны

Основа пищевого рациона нганасан – мясо дикого оленя, птица, рыба в сыром, мороженом, сушёном и варёном видах. Сейчас большое значение приобрёл хлеб.
Как в прошлом, так и сейчас развито сыроядение. Однако сырыми поедают исключительно только что убитого оленя или пойманую рыбу лишь в период с мая по сентябрь. В остальные месяцы преобладают продукты, заготовленные впрок. Нганасаны делят год на 2 сезона, в зависимости от потребляемой воды: июль – октябрь – время питья открытой воды и ноябрь – июнь – время питья снеговой воды. Эти же периоды совпадают с употреблением различного топлива: июль – октябрь – тальник, ноябрь – июнь – лиственничные дрова. Тальник при горении даёт много дыма, что используют для копчения мяса, рыбы и шкур.
При разделке дикого оленя самой первой операцией было вырезание глаз и символическая передача их “Земле – Матери” (Моу-нямы) с произнесением специальных формул заклинаний. По некоторым данным, вместе с глазами клались на землю и уши животного. Если охотник добыл оленя далёко от своего стойбища, то он прямо у добычи съедал подглазный жир и немного печёнки, макая её в кровь. В прежние времена, когда охотники промышляли пешком близ своего семейства, доставка продуктов, а, вероятно, и разделка, лежали целиком на женщинах. У нганасан до недавнего времени сохранялось правило: охотник должен был доставить добычу целиком и не смотреть ни на её разделку, ни на делёж между всеми семьями стойбища, охотник не мог даже выйти из чума.
Мясо едят частично парным, сразу же после того как было принесено, или же мёрзлым, если со времени добычи прошло достаточно времени. В пищу употребляют все части туши, не исключая утробного плода и содержимого желудка (тайба). В первую очередь съедали ливер – печёнку и почки, язык и ткани глотки, головной мозг и сердце. В осеннюю пору с мяса срезают жир и подают отдельно. Обычно кусочек жира охотники берут с собой, если предстоит трудная дорога. Большим лакомством считается головной и костный мозг оленя, который высасывают в сыром виде. В настоящее время, когда сыроядение имеет меньшее распространение оленье мясо также никогда не проваривается. Практически оно лишь слегка обваривается снаружи, оставаясь сырым внутри. Холодное варёное мясо употребляется как закуска к чаю.
Особое место в рационе занимала кровяная похлёбка (дяма). Её готовили по праздникам, по случаю пиезда родственников или перед тяжёлыми промысловыми экспедициями. Зимой замораживали оленью кровь и по мере надобности откалывали куски для приготовления похлёбки. Все кости оленей собирали, дробили и вываривали в небольшом количестве воды. Костный жир ценился очень высоко и был приправой к вяленому мясу или потреблялся отдельно в мороженом виде. Впрок запасали и нутряной жир, его использовали как консервант.
Летом и осенью женщины заготавливали мясо впрок. Основной способ консервирования мяса – вяление на специальных вешалах. Затем его резали на мелкие кусочки, смешивали с жиром и ещё раз вялили на разостланых шкурах. Сушёное мясо старались растянуть до ранней весны, голодного времени.
Иногда мясо проквашивали. Следует отметить, что вкус закисшего мяса и мясных продуктов у нганасан традиционно считался деликатесным. Горький вкус запасённого жира также считался достоинством. Гостям всегда подавали не свежий жир, а старый. Деликатесами считались также свежезамороженные мясо и рыба.
Мясной и рыбный бульон выливали. Из снега и льда во время заморозков они устраивали временные хранилища: устанавливали льдины в виде ящика, куда складывали продукты, накрывали другой льдиной и замораживали стыки.
Из птиц в рационе чаще всего присутствовало мясо куропаток. Весенней едой было мясо уток и гусей. Весной же нганасаны специально собирали яйца гусей и мелких птиц. Если яйца были ещё не слишком насижены, то их выпивали сырыми или же варили в котле вместе с другой пищей. Насиженные яйца по большей части съедали также сырыми.
Способы употребления рыбы различны. Только что выловленную едят в основном сырой. Иногда её жарят на рожнах, варят или едят мороженой (строганина). Вяленую рыбу – юколу (фака) готовили почти таким же способом, как оленье мясо. Они варили и толкли рыбьи пупки, которые затем смешивали с рыбьим жиром, получалось излюбленное блюдо нганасан – варка. Собирали и вялили икру. Среди любимых блюд были также гирима кириба – лепёшки из муки с икрой и гирима дир – сало, сваренное с икрой.
Нганасаны не употребляли в пищу в сколько-нибудь существенных количествах растительной пищи. В качестве витаминов весной ели свежесрезанные молодые рога оленей.
Начиная с XVII века на Таймыр стали регулярно завозить хлеб в виде ржаной муки. Из неё делали традиционные пресные лепёшки, которые считались лакомством. Такие лепёшки густо мазали костным жиром и ели с чаем.
Из напитков наибольшей любовью пользуется чай. Заваривают его с предельной крепостью и пьют часто (5-6 раз в день). в чуме котёл для чая практически никогда не снимался с цепи над очагом и заварка всегда была горячей. В магазинах они покупают много сладостей, сахара, конфет и особенно пряников, очень любят соль, хотя до сравнительно недавнего времени она совершенно отсутствовала в их рационе. И сейчас мясо и рыбу сушат без соли.
У нганасан до сих пор в качестве реликта бытуют трубки по форме весьма близкие к монгольским и бурятским. Традиционно курение было уделом женщин, мужчины, как правило, не курили. Женщины должны были выкуривать за день определённое количество табаку и складывать табачный нагар в особую коробочку. Из этого нагара и клочка собачьей шерсти мужчины готовили себе жвачку. Её клали за губу и рассасывали в течение долгого времени. У многих она вызывала изъязвления слизистой оболочки нижней губы. С начала XX века огромной популярностью стал пользоваться и листовой табак. Причём употреблять его стали все без исключения, начиная с трёхлетнего возраста.
Широко распростарнено среди нганасан употребление алкоголя, в основном водки, спирта и браги.

Кеты

Рыба преобладала в традиционной системе питания. С конца мя до зимы ели свежую рыбу, а зимой использовали заготовленную летом. Свежую рыбу варили, нарезав крупными кусками. Рыбу и уху подавали отдельно. Лакомством считались варёная рыбья печень, икра. Рыбу жарили: мелкую – целиком, по 10 штук на рожнах, крупную резали на куски. В сыром виде ели только жирную рыбу.
Свежую рыбу сохраняли следующим способом: выкапывали яму глубиной до 1м. Выпотрошенную рыбу укладывали в неё рядами, отделяя каждый ряд прослойкой из крапивы. Сверху закрывали берестой и засыпали землёй. В таких ямах рыба хранилась свежей до 10 дней.
На зиму рыбу сохраняли в виде юколы – распластанного высушенного филе и порсы – рыбной муки. Из порсы зимой готовили густое варево, её также добавляли в муку, выпекая “остяцкий хлеб” – пресные лепёшки. Юколу отваривали или, размочив, разогревали на рожне. Юкола также служила кормом для собак.
Каждая семья заготавливала себе ценные и деликатесные продукты (варку, рыбий жир), а также клей из чешуи и плавательных пузырей. Для получения варки жирную рыбу варили в котле в очень небольшом количестве воды, пока она не испарялась. Котёл ещё некоторое время держали на малом огне, затем рыбу размельчали, заливали жиром и, остудив, складывали в берестяную посуду. Для приготовления рыбьего жира мелкую рыбу и внутренности томили в небольшом количестве воды, периодически снимая жир. Для длительного хранения жир собирали в кишки налима и зимой резали его вместе с “сосудом”. Жир добавляли в отвар порсы, суп из сухой рыбы. Лакомством считалась смесь из жира и толчёных ягод.
Наиболее важной мясной пищей было мясо крупных копытных. Также употребляли мясо мелких животных (белки, бурундука, зайца, колонка). Водоплавающая и боровая дичь служила серьёзным подспорьем в пищевом рационе.
Мясо варили и жарили, употребляли сырым, ели в мороженом и сушёном виде. В сыром виде кеты ели печень, почки, пили тёплую кровь. Свежие кровь и печень копытных считались целебными, их давали больным и детям. Лакомством был свежий желудок глухаря, сырой костный мозг копытных.
Варили мясо крупными кусками или целыми тушками слегка подсоленными или не солёными. Кеты употребляли соль в очень небольшом количестве, поскольку считали что от неё кости становятся тяжёлыми и человек теряет лёгкость на охоте. Исключительно в варёном виде употребляли медвежатину, но бульон из медвежьего мяса не ели. Из кишок медведя готовили блюдо кургыт: очищенные кишки промывали, резали на куски 15 – 20см, выворачивали, чтобы сало, покрывающее их оказалось внутр, завязывали на концах жильными нитками и варили в котле.
Когда удавалось добыть излишек мяса, его сушили. Потом его варили или ели в сухом виде. Сушили и сало. При употреблении сало разогревали. Заготавливали костный жир.
Растительная пища имела подсобное значение. Ягоды (бруснику, клюкву, морошку, чернику, рябину, черёмуху) в свежем виде ели мало, больше заготавливали на зиму. Лакомством считалось блюдо из толчёных ягод с рыбьим жиром. Осенью собирали кедровые орехи. Весной – берёзовый сок. Его пили свежим, кипятили и добавляли в чай, а также из него готовили алкогольный напиток типа пива.
На зиму для заварки собирали листья растений, цветы иван-чая, корень шиповника, чагу.
Растительная пища была основой питания беременных. Она была источником витаминов. Широко использовали кеты различные травы, корни, кору, мох в качестве лекарств.
Муку покупали у русских. В целях её экономии в тесто почти всегда добавляли порсу, свежую мелконарубленную рыбу, тёртую кору и т.д.
При отсутствии муки лепёшки пекли только из порсы и размельчённой коры. Пекли лепёшки в горячем песке или золе, под углями остывающего костра. Готовую лепёшку вынимали, очищали от песка и золы и ставили на рожне допекаться к костру.
У русских кеты научились печь пироги. Начинкой служили рубленая рыба и мясо, тушки белок, ягоды. Сначала из пресного крутого теста раскатывали большую лепёшку. В середину её клали начинку. Края лепёшки соединяли. оставшееся в центре отверстие закрывали дополнительным кусочком теста. Пекли также как хлеб. После выпекания сначала снимали “крышку” пирога и съедали начинку, а затем уже разрезали пирог на куски.