Какой смысл содержится в говорящей фамилии матрены корчагиной

1-я неделя декабря. В начале декабря разбираемся с одним из произведений, которое, по мнению многих десятиклассников, стоило бы исключить из школьной программы

10 класс. Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» (1863—1877 ) / godliteratury.ru

Текст: Ольга Разумихина

Поэму-эпопею Н. А. Некрасова, посвящённую событиям после отмены крепостного права в 1861 году, нельзя назвать любимым произведением нынешнего школьника. Перипетии жизни крестьян, только-только ставших свободными, и растерянных дворян трогают сердце юношей и девушек в куда меньшей степени, чем, например, духовные терзания Раскольникова или романы Наташи Ростовой.

Отчасти такое отношение понятно, ведь в поэме «Кому на Руси жить хорошо» нет персонажей, за чьими судьбами читатель бы следил с первой до последней страницы. Ну, кроме, конечно, семи мужиков, которые отправились в странствие, чтобы найти на просторах Отчизны счастливого человека, — но о них мы знаем мало, их характеры обозначены крайне схематично. Вот какими мы видим их в прологе:

В каком году — рассчитывай,

В какой земле — угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков <…>,

Сошлися — и заспорили:

Кому живётся весело,

Вольготно на Руси? <…>

По делу всяк по своему

До полдня вышел из дому:

Тот путь держал до кузницы,

Тот шёл в село Иваньково

Позвать отца Прокофия

Ребёнка окрестить.

Пахом соты медовые

Нёс на базар в Великое,

А два братана Губины

Так просто с недоуздочком

Ловить коня упрямого

В своё же стадо шли.

Но вопрос оказывается для героев столь важным, что они, намяв друг другу бока и поняв, что даже грубой силой затруднение не решить, дают друг другу обещание:

В домишки не ворочаться,

Не видеться ни с жёнами,

Ни с малыми ребятами,

Ни с стариками старыми,

Покуда делу спорному

Решенья не найдут.

На протяжении всей поэмы никто из персонажей не «раскрывается», но Н. А. Некрасову это и не нужно: главное для него — сделать срез современной ему действительности. При такой задаче акцент на внутреннем мире кого-либо из героев-проводников был бы излишним. Тем более что вышеперечисленные мужики — персонажи полулегендарные: они и с птичкой-пеночкой заключают договор, и скатертью-самобранкой пользуются, и одежда на них не рвётся, и лапти не снашиваются.

Так или иначе, юный читатель должен помнить, что чтение — это не только развлечение, но и возможность отправиться в своеобразное путешествие на машине времени. Как был устроен крестьянский и дворянский быт в XIX веке? Какие социальные, экономические, идеологические проблемы стояли перед тогдашним человеком? Ответы на эти вопросы можно найти и в учебнике истории; но разве не увлекательнее получить их, «прохаживаясь» по русским деревням и знакомясь с героями, зачастую не лишёнными обаяния?

Кроме того, чтение поэмы — в свете предстоящего школьникам ЕГЭ по русскому — имеет и утилитарную функцию: истории большинства героев просты, но поучительны. Так что эпизоды с участием Матрёны Тимофеевны станут замечательными иллюстрациями к размышлениям о проблеме социального неравенства, а сюжетная линия Последыша поможет доказать, что нельзя жить в вымышленном мире, не признавая реальных проблем.

Так что вспомним, как сложились судьбы самых примечательных героев поэмы.

Поп

История безымянного Попа заставляет мужиков раскаяться в том, что они, по заведённому среди крестьян обычаю, отпускали грубые шутки в сторону духовенства. На вопрос, живётся ли ему счастливо, Поп отвечает так:

Дороги наши трудные,

Приход у нас большой.

Болящий, умирающий,

Рождающийся в мир

Не избирают времени: <…>

Зимой, в морозы лютые,

И в половодье вешнее —

Иди куда зовут! <…>

И пусть бы только косточки

Ломалися одни, —

Нет! всякий раз намается,

Переболит душа.

Современному человеку может быть не вполне понятно, при чём тут «болящие и умирающие». Разве поп — доктор? Но в России XIX в. для человека было немыслимо не позвать священника к тяжелобольному человеку, чтобы тот успел исповедоваться и причаститься. Это таинство называлось — и называется по сей день — соборованием.

Однако посещение подобных граждан — не единственная обязанность попа: вообще-то он каждый день проводит службу, а то и не одну. Но много ли денег могут пожертвовать ему такие же, как он, бедняки, раз уж богатые помещики после отмены крепостного права разъехались кто куда?

Ермила Гирин

Этот молодой человек — «не князь, не граф сиятельный» — до определённого момента был очень удачлив. В двадцать лет он устроился работать писарем:

К нему подходишь к первому,

А он и посоветует

И справку наведёт;

Где хватит силы — выручит,

Не спросит благодарности,

И дашь, так не возьмёт! <…>

Через несколько лет Гирина уволили, но он так всем полюбился, что крестьяне единодушно выбрали его бурмистром вотчины. На этом посту он совершил много добрых дел. Один раз, правда, поддался соблазну и выгородил брата, чтобы того не забрали на военную службу, и отправил вместо него другого человека, — но впоследствии так распереживался из-за своего бесчестного поступка, что едва не покончил с собой:

«С тех пор, как сына Власьевны

Поставил я не в очередь,

Постыл мне белый свет!»

А сам к верёвке тянется.

Пытали уговаривать

Отец его и брат,

Он всё одно: «Преступник я!

Злодей! вяжите руки мне,

Ведите в суд меня!»

К счастью, сына Власьевны удалось вернуть в семью. Ермил Гирин покаялся перед несчастной женщиной и выплатил штраф, а земляки, убедившись, что их бурмистр не способен идти на сделки с совестью, полюбили его ещё больше.

Но, увы, и Ермила Гирину нельзя назвать счастливым человеком: он отказался подчиниться одному вельможе и помочь ему усмирить крестьянский бунт — и угодил за решётку…

Читайте также:  В каких травах содержаться эстрогены

Матрёна Тимофеевна

И всё же самая душераздирающая история — это история жизни простой крестьянской женщины Матрёны Тимофеевны. Да, сейчас, когда она уже пожилая, её все любят, уважают и даже называют «губернаторшей». Но сколько она пережила личных драм!

В девичестве Матрёна жила и не тужила — и желанием обвенчаться с каким-нибудь удалым парнишкой не горела. Но даже на такую своенравную девушку нашёлся свой ценитель:

Пригож-румян, широк-могуч,

Рус волосом, тих говором —

Пал на сердце Филипп!

«Ты стань-ка, добрый молодец,

Против меня прямехенько,

Стань на одной доске!

Гляди мне в очи ясные,

Гляди в лицо румяное,

Подумывай, смекай:

Чтоб жить со мной — не каяться,

А мне с тобой не плакаться…

Я вся тут такова!»

«Небось не буду каяться,

Небось не буду плакаться!» —

Филиппушка сказал.

И Филипп отчасти сдержал своё слово: к супруге он всегда относился с заботой (хотя было дело — один раз ударил). Но вот семья Филиппа «заела» несчастную невестку. И ладно бы только это! Первенец Матрёны Тимофеевны погиб по нелепой случайности: героиня оставила мальчика с дедом Филиппа — Савелием, а тот заснул; ребёнок пробрался в хлев, и там его затоптали свиньи. В другой раз Матрёна приняла телесное наказание вместо другого своего сына — Федотушки, который пас овец и не уследил за одной «подопечной», которую унесла волчица. Также к героине неровно дышал господский управляющий Ситников: женщина понимала, что он не ровен час возьмёт её силой, но всё время сидеть дома, разумеется, не могла. К большому облегчению героини, злодей умер от холеры.

«Губернаторшей» же Матрёну Тимофеевну прозвали вот почему. Когда героиня ожидала рождения последнего ребёнка, её мужа повелели, в нарушение всех законов, забрать в солдаты. Матрёна поняла, что спасения ждать неоткуда, и отправилась — ночью! пешком! зная, что её ребёнок может появиться на свет в любой момент! — в город к губернатору. Там она с большим трудом пробралась во дворец вельможи, но благодетеля так и не дождалась. Вместо этого Матрёна увидела его жену — и кинулась ей в ноги; и тут «мука смертная под сердце подошла», начались роды… К счастью, губернаторша восстановила справедливость, вернула Филиппа домой — и даже стала крёстной матерью младенца Лиодорушки.

Оболт-Оболдуев

Этот герой, обладатель забавной говорящей фамилии, — избалованный роскошью помещик. Но он всегда относился к крестьянам милостиво — настолько, насколько это было возможно при его воспитании. Однако после отмены крепостного права бывшие слуги распоясались — и, разумеется, даже не задумались, что и у Оболта-Оболдуева есть чувства, которые стоило бы уважить:

Разобран по кирпичику

Красивый дом помещичий,

И аккуратно сложены

В колонны кирпичи!

Обширный сад помещичий,

Столетьями взлелеянный,

Под топором крестьянина

Весь лёг, — мужик любуется,

Как много вышло дров!

Черства душа крестьянина,

Подумает ли он,

Что дуб, сейчас им сваленный,

Мой дед рукою собственной

Когда-то насадил?

Что вон под той рябиною

Резвились наши детушки,

И Ганичка и Верочка,

Аукались со мной?

Что тут, под этой липою,

Жена моя призналась мне,

Что тяжела она

Гаврюшей, нашим первенцем,

И спрятала на грудь мою

Как вишня покрасневшее

Прелестное лицо?..

Выслушав «исповедь» барина, мужики проникаются к нему сочувствием. Глава завершается хрестоматийными строками:

Порвалась цепь великая,

Порвалась — расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..

Князь Утятин (Последыш)

В отличие от Оболта-Оболдуева, человека в целом безвредного, князь Утятин заставил всех окружающих подчиняться своей безумной воле. Узнав, что крепостное право отменено, этот герой настолько разнервничался, что его наполовину парализовало. Но Последыш (прозвище, указывающее на то, что это последний помещик России) пришёл в себя после удара — и сообщил родственникам, что лишит их наследства, если они не вернут всё как было. Поэтому потомки Утятина подговорили его бывших крестьян ещё немного «поломать комедию», что даже привело к гибели одного работяги, не согласного терпеть унижение, — но, когда старый безумец умер, так и не отдали им обещанные луга.

Гриша Добросклонов

Семинарист Григорий Добросклонов, выросший в семье бедного священника, в детстве часто недоедал: родителям не хватало денег даже на соль. Однако Гриша вырос достойным, честным, отзывчивым, а ещё очень талантливым человеком. В поэме представлены тексты некоторых песен, якобы написанных этим персонажем, и одна начинается так:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

Счастье для этого юноши — внутреннее состояние, которое не зависит от бытовых условий. Пожалуй, Гриша Добросклонов, каким его встретили странники, — единственный поистине счастливый человек. Но пройдёт несколько лет, и он, по утверждению автора, с большой долей вероятности окажется в немилости у властей:

Как ни темна вахлачина,

Как ни забита барщиной

И рабством — и она,

Благословясь, поставила

В Григорье Добросклонове

Такого посланца.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Так кому же, в конце концов, на Руси жить хорошо?

Увы, Н. А. Некрасов так и не дал читателям ответа на этот вопрос. Поэт умер в 1877 году, так и не окончив главный труд своей жизни. Но, может быть, он и сам понимал, что вряд ли сможет «вывести» подобного героя?

Источник

Образ удивительной русской женщины показан нам в третьей части поэмы – “Крестьянка”. О структуре и содержании этой части нужно говорить отдельно.

Здесь же разберем сам образ центральной героини этой части.

Читайте также:  В каких витаминах содержится все элементы

Как нашли наши странники Матрену Тимофеевну ? Посоветовали люди, узнавшие, что мужики ищут счастливую бабу:

Характеристика Матрены устами крестьян. На фото холмогорская порода

Портрет Матрены

Сравнивая бабу с холмогорской коровой, крестьяне делают ей большой комплимент, потому что корова – символ жизни для крестьянина, главная его кормилица. А холмогорская – это в то время была как раз самая молочная порода.

И добрая крестьянка, по их мнению, должна быть как хорошая корова: крепкой, мощной, здоровой, способной и родить, и грудью выкормить как можно больше детей. И одновременно послушной и смиренной. Ведь с простой бабой, как и с коровой, никто, увы, не церемонился; терпеть нужно много – иначе и не выживешь!

Именно таковой является наша новая героиня. Она красива (“Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие”), опрятна (“рубаха белая”), имеет крепкую, приземленную фигуру.

Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.


Роковая ошибка в личной жизни

Женщина вышла замуж по любви. Но “На горе — чужанин!”, то есть из чужой деревни. Не думала Матрена о том, что прежде чем уезжать в его дом, надо бы узнать родню мужа, что за люди… Теперь, рассказывая странникам, она жалеет о том своем выборе:

Ах! что ты, парень, в девице
Нашел во мне хорошего?

Ах, кабы знать, говорит она сейчас, занавесилась бы тогда от Филиппа Корчагина яркой занавеской, чтобы он ее не заметил вовсе. Потому что не случилось у нее с ним “счастьица”.

И несмотря на то, видимо, у других баб мужья еще равнодушнее. Потому что Матрена по доброте своей душевной считает:

То правда, что и мужа-то
Такого, как Филиппушка,
Со свечкой поискать…»

Хотя один эпизод все нам говорит о том, насколько “хороший” муж был Филипп. За несправедливые замечания своих сестер и матери он, вместо того чтобы защитить Матрену, наоборот, “подбавляет” от себя жене удар за ударом. Но героиня рада и тому, что случилось такое лишь один раз.

Тут мужики начинают новую песню, которая подчеркивает, что бывают, действительно, мужья и свирепее Филиппа:

Мой постылый муж
Подымается:
За шелкову плеть
Принимается.

Главная причина несчастья Матрены – не сам муж, а его агрессивные домашние: свекр со свекровью, золовки и деверя. Все они – люди с каменным сердцем, бесчувственные, жестокие. Героиня абсолютно беззащитна и бесправна перед ними:

Ночь — слезами обливаюся,
День — как травка пристилаюся…
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!..

Некрасов затрагивает важную тему семейных взаимоотношений, и в этом проблематика части “Крестьянка” (1873 год) соприкасается с драмой Островского “Гроза”, которая была опубликована на 14 лет раньше (в 1859).

Проблема рекрутчины

Эта боль и этот страх висел над каждой мужицкой семьей как дамоклов меч…

Ведь какой бы “постылый” ни был муж, без него баба в крестьянской Руси не выживет – станет просто нищей и пойдет по миру вместе с детьми. Поэтому пуще любого несчастья боялись все-таки остаться без мужа.

В главе “Трудный год” Матрена поет народную песню, в которой вся безысходность судьбы “солдатки” – бабы, супруга которой забрали в рекруты. Жизнь такой несчастной сравнивается с погребальным покрывалом:

На белом, снежном саване
Ни талой нет талиночки —
Нет у солдатки-матери
Во всем миру дружка!
(…)

Как справиться с убожеством?

Нет, не случилось такого горя с Матреной. Заберут лишь ее сына в будущем. А когда должны взять ее мужа, обратится она за помощью к Богородице и совершит небывалый поступок – обретет поддержку самой губернаторши.

Но сам страх внеочередной, несправедливой (да и “справедливой”) рекрутчины мучил каждую бабу всю жизнь. В песне употребляются сильнейшие гиперболы:

Куда обиду сбыть?
В леса — леса повяли бы,
В луга — луга сгорели бы!
Во быструю реку?
Вода бы остоялася!
Носи, солдатка бедная,
С собой ее по гроб!

Вообще в главах, посвященных Матрене, много песен, что подчеркивает типичность ее судьбы для русской женщины. Все ее страхи и тревоги – все уже давно сложено и рассказано в народных песнях, потому что то миллионы русских баб пережили и проплакали те же самые беды.

Молитва Матрены

Молитва Матрены Тимофеевны

Не век было страдать Матрене, терпя унижения ее домашних. В предпоследней главе части “Крестьянка” Матрена, выйдя в поле, ощутила небывалый прилив светлого, духовного озарения, и взмолилась. Здесь наступает кульминация части. Бедная баба анализирует всю свою жизнь:

Владычица! во мне
Нет косточки неломаной,
(…)
Терплю и не ропщу!
Всю силу, богом данную,
В работу полагаю я,
Всю в деточек любовь!

Часть “Крестьянка”. Глава 7 -“Губернаторша”.

Пресвятая заступница, как говорит героиня, помогла ей, и с той поры легче и радостнее стала ее жизнь.

Из повествования Матрены мы видим, что ей действительно во многом повезло больше, чем большинству русских баб: и в семье родной, до замужества ее холили-лелеяли (здесь тоже сходство с Катериной Островского), и муж не самый суровый. И губернаторша оказалась добрая – помогла, и поэтому супруг остался в семье. И дети есть, большинство выжили – тоже удача для того времени.

Но даже и такая, достигшая всеобщего уважения, убеждена: нет на Руси ни одной счастливой бабы. Слишком зависимое, шаткое и угнетенное у нее положение.

Идите вы к чиновнику,
К вельможному боярину,
Идите вы к царю,
А женщин вы не трогайте,-
Вот бог! ни с чем проходите
До гробовой доски!

Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.

Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!

Читайте также:  В каких овощах содержится витамин с список

Источник

«Нет! я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба –

Я буду ей верна!» –

Н.А. Некрасов «Русские женщины»

Конец девятнадцатого века. Отменено крепостное право. Казалось бы, радость, счастье, но Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо?» пишет совсем о другом: о тяжёлом быте простого люда. В частности о трудной и сложной судьбе женщины-крестьянки в обществе того времени, не ставшей проще по велению одного манифеста.

  • И женщина – всё та же раба, только не царя-батюшки или господина помещика, а мужа да семьи его

Всё это Некрасов раскрывает, описывая судьбу Матрёны Тимофеевны – центрального, собирательного образа женщины девятнадцатого века, который появляется в третьей главе поэмы под названием «Крестьянка».

Итак, странники ищут человека, кому: «живётся счастливо, вольготно на Руси». Поиски приводят их к Матрёне Тимофеевне – женщине тридцати восьми лет, крупного телосложения и доброго нрава:

Доброумнее

И глаже – бабы нет

– и:

Матрёна Тимофеевна

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати восьми.

Определённые вопросы вызывает прозвище Матрёны – «губернаторша»: как его могла получить женщина, работающая в поле среди обыкновенных жнецов и жниц? А также обладающая смуглой кожей, что характерно для низших сословий: «Сурова и смугла».

А одежда, которую точно никогда не наденет жена губернатора:

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький.

Однако Некрасов даёт ответы на все эти вопросы лишь в первой главе третьей части поэмы.

Глава 1 – «До замужества»

Матрёна Тимофеевна происходит из хорошей, но крестьянской семьи. С малолетства женщина была приучена к труду, но при этом сохраняла свой весёлый нрав:

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была

Обладая красивой внешностью, однако, Матрёна не спешила выходить замуж: расставаться со своей семьёй и свободой. Тем не менее, спустя некоторое время она уходит в дом Филиппа Корчагина, который ей: «пал на сердце…»

Итак, Матрёна Тимофеевна из родного «гнезда», где её холили и лелеяли, попадает в семью мужа, невзлюбившую невестку:

Любить-голубить некому,

А есть кому журить.

Но, несмотря на это, женщина проявляет одну из главных черт своего характера – терпеливость и в какой-то степени кротость:

Как велено, так сделано:

Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила словечка никому

К сожалению, как позже предскажет дед Савелий, Матрёне Тимофеевне придётся всю свою жизнь терпеть и молча переносить все невзгоды.

Удивительно также, что, будучи запуганной и заруганной, почти в рабстве у семьи мужа, «губернаторша» смогла сохранить доброе и любящее сердце. Это проявилось, например, в её отношении к Дёмушке:

Носила я Демидушку

По поженкам…. лелеяла….

К тому же Матрёна Тимофеевна смогла сохранить чистоту своей души, оставаясь верной женой своему мужу, не отвечая на заискивания Ситникова. Более того, «губернаторша» очень трепетно относилась к церковным традициям и молитвам. Однако превыше веры Матрёна ставила благополучие своих детей, проявляя материнскую жертвенность (не последовала запрету странницы):

Я только не послушалась,

Судила я по-своему:

Коли терпеть, так матери,

Я перед Богом грешница,

А не дитя моё!

Эта жертвенность также проявляется во фрагменте с Федотом: средним сыном Матрёны, которого хотели выпороть за съеденную волчицей овцу. Однако женщина встала на защиту своего ребёнка, сама подставившись под розги.

После всего вышесказанного может сложиться впечатление, что Матрёна – святая великомученица. Тем не менее, «губернаторша» хоть и была покорна и терпелива, но обладала и сильной волей, и упорством, и чувством ответственности: когда Филиппа – мужа, забирают в рекруты, женщина начинает искать способы спасти семью от голода и отправляется к самому губернатору.

В пути проявляются как её набожность, так и терпеливость с упорством. Дорога, в течение которой женщина молилась, заняла всю ночь, однако Матрёна Тимофеевна не повернула назад, а дошла до своей цели – до дома губернатора, и там встретилась не с ним, правда, а с его женой и бросилась той в ноги:

Не знала я, что делала.

(Да, видно, надоумила

Владычица!..) Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!»

Можно ли считать такой поступок проявлением кротости? Может быть подхалимства? Или всё же это нечто другое?

Я считаю, что в этом фрагменте не отражена какая-то черта характера Матрёны Тимофеевны, скорее, здесь Некрасов изобразил отчаяние женщины, матери и жены, судьба семьи которой зависти от одного слова губернаторши. Именно сейчас Матрёна Тимофеевна становится олицетворением той горькой, трагичной и очень трудной судьбы русской женщины девятнадцатого века. Вот где образ превращается в глас народа, одной его части, буквально кричащей о помощи. Или всё-таки не просящей её?

На этот вопрос Некрасов даёт ответ в последней главе третьей части своей поэмы.

Глава 8 – «Бабья притча»

Смирение – слово, которое наиболее полно характеризует не только жизненный путь Матрёны Тимофеевны, но и её саму. Из уст этой женщины, перенёсшей многие печали, мы слышим притчу об утерянных ключах от девичьего счастья. Но голос Матрёны не дрожит от слёз или гнева, не надрывается в крике. Он спокоен, как и истерзанная душа «губернаторши».

  • И принятие своей тяжёлой судьбы может быть лекарством.

Я считаю, что Матрёна Тимофеевна Корчагина – один из ярчайших женских образов в русской литературе. Он реалистичен, и это главное. Такой героине сопереживаешь и веришь. А над её историей долго думаешь, пытаясь найти ответ на вопрос: а где же всё-таки эти волшебные ключи от женского счастья? И будут ли они найдены когда-нибудь?

Источник