Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие валовый внутренний продукт
Голосование за лучший ответ
Liudmila Sharukhia
Высший разум
(182016)
9 лет назад
Валовой внутренний продукт (ВВП) – это один из важнейших показателей системы национальных счетов, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц – резидентов и измеряет стоимость товаров и услуг произведенных этими единицами для конечного использования.
ВВП является показателем произведенного продукта, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства (таких, как сырье, материалы, топливо. энергия, семена, корма, услуги грузового транспорта, оптовой торговли, коммерческие и финансовые услуги и т. п.) , не входит в ВВП. В противном случае, ВВП содержал бы повторный счет.
Кроме того, ВВП – это внутренний продукт, потому что он произведен резидентами. К резидентам относятся все экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Это означает, что они занимаются производственной деятельностью или проживают на экономической территории страны длительное время (не менее года) . Экономическая территория страны – территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. В отличие от географической территории она не включает территориальные анклавы других стран (посольства, военные базы и т. п.) , но включает такие анклавы данной страны, расположенные на территории других стран.
И наконец, ВВП – это валовый продукт, потому что он исчисляется вычета потребления основного капитала. Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа случайных повреждений, не носящих катастрофического характера.
Теоретически внутренний продукт должен определяться на чистой основе, т. е. за вычетом потребления основного капитала. Данные о ВВП более доступны и сравнимы между странами, и поэтому показатель ВВП получил более широкое распространение, чем чистый внутренний продукт.
ВВП может быть исчислен следующими тремя методами:
1.как сумма валовой добавленной стоимости (производственный метод) ;
2.как сумма компонентов конечного использования (метод конечного использования) ; 3.как сумма первичных доходов (распределительный метод) .
При расчете производственным методом ВВП исчисляется путем суммирования валовой добавленной стоимости всех производственных единиц резидентов, сгруппированных по отраслям или секторам. Валовая добавленная стоимость — это разница между стоимостью произведенных товаров и оказанных услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, полностью потребленных в процессе производства (промежуточное потребление) .
По методу конечного использования ВВП определяется как сумма следующих компонентов: расходы на конечное потребление товаров и услуг, валовое накопление, сальдо экспорта и импорта товаров и услуг.
Согласно кейнсианской модели развития экономики, ВВП в простейшем случае представляется в виде суммы 4-х основных компонент – это объем потребления (C), объем инвестиций (I ), правительственные расходы (S ), и чистый экспорт, т. е. полный экспорт минус полный импорт (E-M).
GDP = C + I + S + (E – M)
Источник
25. Раскрытие смысла понятия, использование понятия в заданном контексте
1. Вспоминай формулы по каждой теме
2. Решай новые задачи каждый день
3. Вдумчиво разбирай решения
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “рынок труда”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формировании предложения на рынке труда, и одно предложение, раскрывающее любую из особенностей спроса на рынке труда.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменивать свои трудовые услуги на деньги и иные материальные блага;
2) одно предложение с информацией о формировании предложения на рынке труда, например: Граждане, ищущие работу, формируют предложение на рынке труда;
3) одно предложение, любую из особенностей спроса на рынке труда, например: Рынок труда — рынок производного спроса, т. е. спрос на трудовые услуги зависит от спроса на товарном рынке.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Рынок труда”.
Используя обществоведческие знания, раскройте смысл понятия “валовой внутренний продукт”; составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о способе расчёта ВВП на душу населения и одно предложение, раскрывающее сущность реального ВВП. (Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
1) смысл понятия, например: обобщающий экономический показатель, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведённых в течение года на территории страны.
2) одно предложение с информацией о способе расчёта ВВП на душу населения, например: Способ расчёта ВВП на душу населения предполагает деление ВВП на количество граждан страны.
3) одно предложение, раскрывающее с опорой па знание курса сущность реального ВВП, например: Объём реального ВВП выражается в неизменных ценах произведённых продуктов с поправкой на инфляцию.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Экономический
рост и экономическое развитие. ВВП, ВНП, НД”.
Используя обществоведческие знания, раскройте смысл понятия “инфляция”; составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов роста цен и одно предложение, раскрывающее сущность любого из этих видов. (Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен;
2) одно предложение с информацией о видах инфляции, опирающейся на знания курса, например: В зависимости от темпов роста цен различают умеренную, галопирующую и гиреринфляцию;
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из этих видов, например: Галопирующая инфляция проявляется в быстром и скачкообразном увеличение цен на 10 – 20% в год.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Инфляция”.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “блага”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах благ, и одно предложение, раскрывающее суть одиного из этих видов.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: Блага — средства, с помощью которых удовлетворяются потребности человека и общества;
2) одно предложение с информацией о видах благ, например: Различают экономические, неэкономические (даровые) и общественные блага;
3) одно предложение, раскрывающее суть одного из видов, например: Общественные блага предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Экономика как
наука и как система хозяйствования”.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “производство”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах производства, и одно предложение, раскрывающее суть любого другого элемента экономической деятельности.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: Производство — процесс создания экономических благ и услуг;
2) одно предложение с информацией о видах производства, например: Выделяют материальное производство (создание вещественных благ) и нематериальное производство (создание идей, теорий, знаний);
3) одно предложение, раскрывающее суть любого другого элемента экономической деятельности, например: Суть распределения как элемента экономической деятельности заключается в разделении произвёденного продукта между участвующими в его производстве.
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Факторы
производства”.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “земля как фактор производства”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о факторном доходе с земли, и одно предложение, раскрывающее ограниченность земли как фактора производства.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: Земля — все виды природных ресурсов, которые применяются в процессе производства;
2) одно предложение с информацией о факторном доходе, например: Факторным доходом с земли является рента;
3) одно предложение, об ограниченности земли как фактора производства, например: Ограниченность земли как фактора производства обусловлена природным рельефом, невозможностью перемещения земли (её недвижимым характером).
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Факторы
производства”.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “капитал”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о факторном доходе с капитала, и одно предложение, раскрывающее ограниченность капитала как фактора производства.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: Капитал — произведенные человеком средства производства: станки и оборудование, производственные здания, сооружения, добытое сырьё и полуфабрикаты, а также денежные средства, которые используются людьми для производства товаров и услуг или служат необходимым условие это производства;
2) одно предложение с информацией о факторном доходе, например: Факторым доходом с капитала является процент;
3) одно предложение, раскрывающее ограниченность капитала как фактора производства: Ограниченность капитала как фактора производства обусловлена физическим и моральным износом зданий, коммуникаций, оборудования и т. п..
Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Факторы
производства”.
Источник
Сложность статьи
ВНП и ВПП
Валовой национальный продукт — это рыночная стоимость всего объёма товаров и услуг, созданных производителями данной страны за один год как внутри своей страны, так и на территории других стран.
Валовой внутренний продукт — это стоимость всех созданных за год в стране товаров и услуг конечного потребления, оценённая в рыночных ценах.
В состав ВВП:
Включаются | Не включаются |
|
|
В ВВП включаются только конечные товары, предназначенные непосредственно для потребления, т. е. исключаются все промежуточные товары, используемые для производства конечных товаров. Поэтому, например, в ВВП не включается стоимость зерна, муки, дрожжей, которые необходимы для получения конечных товаров хлебопекарного производства. Иначе стоимость промежуточных товаров учитывалась бы дважды, т. к. она входит в стоимость конечного продукта.
Экономический рост не означает, что реальный валовой внутренний продукт должен обязательно увеличиваться каждый год, допустимы циклические падения, но в целом направление движения экономики должно идти вверх. Для получения реального результата рост ВВП должен измеряться вне зависимости от возможного роста цен, потому что при высокой инфляции цены могут значительно вырасти, а производство, наоборот, уменьшиться. Поэтому, чтобы знать, насколько выросло реальное производство товаров и услуг, рост может быть подсчитан в так называемых постоянных ценах.
Экономический рост → экономический и социальный прогресс. Он означает рост прибавочного продукта в стране → рост прибыли — источника дальнейшего расширения и обновления производства и увеличения благосостояния населения.
ВОПРОСЫ:
1. Установите соответствие между типами экономического роста и их конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца. Запишите полученную последовательность цифр.
ПРИМЕРЫ | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА | ||
А) | Чаепроизводящая фирма наняла дополнительное количество женщин для сбора чайных листьев на своих плантациях. | 1) | экстенсивный |
Б) | Нефтедобывающая компания начала освоение нового месторождения нефти, истощив старое. | 2) | интенсивный |
В) | Овощеводческая ферма в летний период времени наняла на временную работу студентов и учащихся для сбора огурцов и кабачков. | ||
Г) | Японская фирма модернизировала линию по сборке автомобилей. | ||
Д) | За счёт использования инновационных технологий на предприятии существенно возросла производительность труда. |
Джейкоб Маршак (1898−1977) — американский экономист.
Учился в киевском коммерческом училище, затем в технологическом институте. Член партии меньшевиков. Министр труда Теркской Советской Республики. Окончил Гейдельбергский университет (1919), работал в Берлинском университете, Кильском институте мировой экономики. Защитил докторскую диссертацию в Оксфорде (1935). Работал в университетах Нью-Йорка, Чикаго, Лос-Анджелеса. Президент Американской экономической ассоциации (1977).
Ранние работы носят характер марксистского социально-экономического анализа.
Занимался изучением экономического поведения субъекта. Работал со статистическими гипотезами, интересовался вопросом оценки информации. Внёс существенный вклад в развитие эконометрики. Разрабатывал теорию принятия решений в условиях риска и неопределённости.
Основные работы: «Экономическая наука и информационная система» (1971), «Экономическая информация, решение и прогноз» (1974), «Активы, цены и монетарная теория» (совместно с Элен Маковер, 1938).
Источник
Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «потребность»? Привлекая
знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение,
содержащее информацию о роли потребностей в деятельности человека, и одно
предложение, раскрывающее сущность такого вида, как социальные потребности.
Ответ:
Потребность – это нужда человека, в том, что составляет необходимое
условие его существования. Потребность выступает как основной мотив
деятельности человека. Социальные потребности представляют собой особый вид
потребностей человека, связанный с определенными аспектами социального
поведения, их сущность заключается в необходимости взаимодействовать с
обществом, например потребность в общении, общественном признании, труде.
Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «валовой внутренний
продукт (ВВП)»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два
предложения: одно предложение, содержащее информацию о реальном ВВП, и одно
предложение, раскрывающее сущность интенсивного экономического роста.
Ответ:
ВВП – макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость
всех конечных товаров и услуг, произведенных за год на территории страны как
отечественными, так и зарубежными производителями. Реальный ВВП рассчитывается
с учетом инфляции и поэтому позволяет более точно определить рост производства.
Сущность интенсивного экономического роста заключается в увеличении объемов
производства товаров и услуг за счет качественного улучшения факторов
производства и повышения их эффективности.
Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «гражданское право»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно
предложение, содержащее информацию о способах защиты гражданских прав (не менее
трех), и одно предложение, раскрывающее сущность одного из них.
Ответ:
Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные, а
также связанные с ними и не связанные с ними личные неимущественные отношения,
которые основаны на имущественной самостоятельности и равенстве сторон.
Способами защиты гражданских прав являются признание права, возмещение убытков,
компенсация морального вреда, взыскание неустойки и др. Компенсация морального
вреда – возмещение физических или нравственных страданий, которые претерпевает
гражданин в результате действий, нарушающих его личные неимущественные права
либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «деятельность»? Привлекая
знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение,
содержащее информацию об элементах структуры деятельности (не менее четырех), и
одно предложение, раскрывающее сущность творческой деятельности.
Ответ:
Деятельность – присущий только
человеку способ преобразования окружающего мира и самого себя. В структуру
деятельности входят следующие элементы: субъект, объект, цель, мотив, средства,
действия, результат. Сущность творческой деятельности заключается в создании
нечто нового, ранее не существовавшего.
Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «политическое участие»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно
предложение, содержащее информацию о формах политического участия граждан (не
менее трех), и одно предложение, раскрывающее особенность политического участия
в демократическом обществе.
Ответ:
Политическое участие – осуществление гражданами действий с целью
повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор
представителей в институты власти. Формами политического участия граждан
являются выборы и референдумы, митинги и участие в политических организациях,
обращение в органы государственной власти. Особенность политического участия в
демократическом обществе заключается в обеспечении государственно-правовыми
институтами, нормами и процедурами равного права всех граждан на участие в
управлении делами общества и государства.
Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «юридическая ответственность»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно
предложение, содержащее информацию о видах юридической ответственности (не
менее трех), и одно предложение, раскрывающее принцип законности юридической
ответственности.
Ответ:
Юридическая ответственность – это применение мер государственного
принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния. Существуют такие
виды юридической ответственности как гражданско-правовая, дисциплинарная,
материальная, административная и уголовная ответственность. Принцип законности
юридической ответственности означает, что привлекать к юридической
ответственности могут только компетентные органы в строго установленном законом
порядке и на предусмотренных законом основаниях.
Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «социальная мобильность»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно
предложение, содержащее информацию о трех каналах социальной мобильности, и
одно предложение, раскрывающее особенность социальной мобильности в демократическом
обществе.
Ответ:
Социальная мобильность – перемещение индивида или социальной группы
в структуре общества, связанное с изменением социального статуса. Каналами восходящей
социальной мобильности являются образование, брак, армия. Особенность
социальной мобильности в демократическом обществе заключается в возможности
свободного, беспрепятственного перемещения индивида по социальной лестнице, так
как демократия предполагает равные права и свободы, открытость общества,
отсутствие искусственных социальных преград и барьеров, затрудняющих изменение
статуса.
Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «социальная мобильность»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно
предложение, содержащее информацию о каналах восходящей социальной мобильности
(не менее трех), и одно предложение, раскрывающее сущность фактора нисходящей
социальной мобильности.
Ответ:
Социальная мобильность – перемещение индивида или социальной группы
в структуре общества, связанное с изменением социального статуса. Каналами восходящей
социальной мобильности являются образование, брак, армия. Одним из факторов
нисходящей социальной мобильности может выступать уровень развития экономики,
когда в периоды экономических депрессий количество высокостатусных позиции сокращается,
а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность.
Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «социальная мобильность»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно
предложение, содержащее информацию о трех каналах социальной мобильности, и
одно предложение, раскрывающее сущность межпоколенной мобильности.
Ответ:
Социальная мобильность – перемещение групп или индивидов в
социальной структуре общества, изменение их статуса. Важнейшими каналами социальной
мобильности являются образование, армия, брак. Сущность межпоколенной мобильности
заключается в сравнительном изменении социального статуса у различных
поколений.
Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «политическая система
общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два
предложения: одно предложение, содержащее информацию о двух институтах
политической системы общества, и одно предложение, раскрывающее роль средств
массовой информации (СМИ) в политической системе общества.
Ответ:
Политическая система – совокупность норм, институтов, организаций,
их взаимодействие, составляющих политическую самоорганизацию общества. Основными
институтами политической системы общества являются государство, политические
партии, общественные движения. Роль средств массовой информации (СМИ) в
политической системе общества заключается в информировании граждан о
политических событиях, приобщении людей к политическим ценностям, анализе и
оценке деятельности органов власти.
Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «политическая система
общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два
предложения: одно предложение, содержащее информацию о подсистемах политической
системы общества, и одно предложение, раскрывающее сущность одной из них.
Ответ:
Политическая система – совокупность норм, институтов, организаций,
их взаимодействие, составляющих политическую самоорганизацию общества. Политическая
система общества состоит из таких структурных элементов как институциональная,
нормативная, коммуникативная, культурная, функциональная. Институциональная подсистема
включает в себя такие политические институты как государство, партии,
общественно-политические институты.
Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «социальная стратификация»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно
предложение, содержащее информацию об одном из типов социальной стратификации,
и одно предложение, раскрывающее сущность социального неравенства.
Ответ:
Социальная стратификация – система признаков и критериев
социального расслоения, социального неравенства в обществе. В сословном типе
социальной стратификации иерархия страт основывалась на закрепленных обычаем
или законом и передаваемых по наследству правах и обязанностях. Сущность социального
неравенства заключается в расположении отдельных индивидов и социальных групп
на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, при которой они имеют
неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.
Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «истина»? Привлекая знания
обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение,
содержащее информацию о критерии(-ях) истины, и одно предложение, раскрывающее сущность
такой особенности истины, как конкретность.
Ответ:
Истина – знание, соответствующее действительности, объекту
познания. Критериями истины являются теория (теоретическая обоснованность), логика
(непротиворечивость законам логики, соответствие им), практика (практическое
подтверждение в жизни). Конкретность истины означает, что соотнесение знания с
реальностью всегда осуществляется при определенных условиях.
Какой смысл обществоведы вкладываю в понятие «социальные нормы»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно
предложение, содержащее информацию о трех видах социальных норм, и одно
предложение, раскрывающее различие между любыми двумя видами социальных норм.
Ответ:
Социальные нормы – установленные в общества правила, образцы,
эталоны ожидаемого поведения людей. Выделяют следующие виды социальных норм:
нормы морали, нормы права, традиции и обычаи, религиозные нормы и другие. Различие
между нормами морали и права заключается в том, что первые не имеют
официального источника, основываются на представлениях о добре и зле, в
качестве наказания или поощрения поведения используются неформальные санкции, а
вторые всегда устанавливаются государством и фиксируются в законах,
общеобязательны для соблюдения, предусматривают исключительно формальные санкции.
Источник