Какой троп основывается на перенесении свойств одного предмета на другой

Какой троп основывается на перенесении свойств одного предмета на другой thumbnail

Диагностическая работа

по литературе для 8-х классов

1 вариант

Часть 1

1. Среди перечисленных жанров определите жанр фольклора:

А. басня Б. поэма В. житие Г. частушки

2. Выберите определение гиперболы:

А. вид тропа, основанный на чрезмерном преувеличении свойств изображаемого предмета;

Б. вид тропа, основанный на сопоставлении предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им признакам;

В. вид тропа, основанный на перенесении свойств одного предмета или явления на другой на основании общего для обоих признака;

Г. предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

3. Какому понятию соответствует это определение: описание жизни святого, совершившего подвиг во имя христианской православной веры?

А. житие. Б. предание В. рассказ Г. былина

4. К какому жанру художественной литературы относится произведение К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака»?

А. предание Б. дума В. рассказ Г. поэма

5. Назовите годы жизни А.С. Пушкина

А. 1814-1841 Б.1799-1837 В. 1795-1826 Г.1769-1844

6. Какому понятию соответствует это определение: художественное направление в искусстве и литературе, герой которого находится в вечном противоречии с действительностью, стремится к идеалу?

А. классицизм Б. сентиментализм В. реализм Г. романтизм

7. Из какого произведения следующие строки:

Убогий же, не ведая, что сказать, вынул из шапки завернутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет посул, и сказал:

– Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него своей лошади не бери, покамест у неё не вырастет хвост.

А. «Недоросль» Б. «Шемякин суд» В. «Предание о Пугачёве» Г. «Мцыри»

8. В чем заключается смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Маша Миронова -……

А. единственный женский персонаж повести;

Б. стоит в центре сюжета;

В. носительница высокой нравственности и чести;

Г. дочь погибшего офицера.

9. Кому принадлежат следующие строчки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего на всего только тридцать три года?

А. Пугачеву Б. Петру Гриневу В. Маше Мироновой Г. Андрею Петровичу Гриневу

10. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:

А. былин Б. Библии В. древнерусской летописи Г. стихотворения Горация

Часть 2

1. Какому историческому событию посвящена басня И.А. Крылова «Обоз»?

2. Определите автора и название произведения по представленным персонажам:

Милон, Правдин, Стародум.

3. . О каком средстве художественной выразительности идет речь:

…- слово или сочетание слов, помогающее создать художественный образ, образное определение.

4. По отрывку из произведения, предложенному вашему вниманию, определите автора и название художественного произведения:

Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец же Александра Ярослав прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. И у князя Александра тоже было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и крепких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка».

5. Установите соответствия между названиями произведений и их авторами:

1. А.С. Пушкин А. «Недоросль»

2. М.Ю. Лермонтов Б. «Борис Годунов»

3. К.Ф. Рылеев В. «Мцыри»

4. И.А. Крылов Г. «Смерть Ермака»

5. Д.И. Фонвизин Д. «Лягушки, просящие царя»

Диагностическая работа

по литературе для 8-х классов

2 вариант

Часть 1

1. Среди перечисленных жанров определите жанр древнерусской литературы:

А. житие Б. рассказ В. былина Г. баллада

2. Выберите определение эпитета:

А. вид тропа, основанный на чрезмерном преувеличении свойств изображаемого предмета;

Б. вид тропа, основанный на сопоставлении предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им признакам;

В. вид тропа, основанный на перенесении свойств одного предмета или явления на другой на основании общего для обоих признака;

Г. вид тропа, создающий образное определение.

3. Какому понятию соответствует это определение: стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера, в конце которой содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль?

А. басня Б. предание В. рассказ Г. былина

4. К какому жанру художественной литературы относится произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

А. трагедия Б. комедия В. рассказ Г. поэма

5. Назовите годы жизни М.Ю. Лермонтова

А. 1814-1841 Б.1799-1837 В. 1795-1826 Г.1769-1844

6. Какому понятию соответствует это определение: художественное направление в литературе, для которого в драме характерно единство места, времени и действия.

А. романтизм Б. сентиментализм В. реализм Г. классицизм

7. В каком произведении главный герой произносит следующие слова: «Не в силе Бог, но в правде»?

А. «Недоросль» Б. «Шемякин суд» В. «Предание о Пугачёве» Г. «Повесть о житие и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

8. Повествование в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ведется от лица:

А автора Б. Маши Мироновой В. Петра Гринева Г. Пугачева

9. Кому принадлежат следующие строчки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

«Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся…»?

А. Пугачеву Б. Савельичу В. Маше Мироновой Г. Андрею Петровичу Гриневу

10. Что можно назвать символом свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

А. степь Б. Кавказ В. барса Г. девушку-грузинку

Часть 2

1. О каком историческом событии повествуется в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

2. Определите автора и название произведения по представленным персонажам:

Зурин, Василиса Егоровна, Иван Кузмич.

3. О каком средстве художественной выразительности идет речь:

… – один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.

4. По отрывку из произведения, предложенному вашему вниманию, определите автора и название художественного произведения:

Странное дело, братец, как родня на родню походить может. Митрофанушка наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости.

5. Установите соответствия между названиями произведений и их авторами:

1. И.А. Крылов А. «Недоросль»

2. М.Ю. Лермонтов Б. «Обоз»

3. Д.И. Фонвизин В. «Смерть Ермака»

4. А.С. Пушкин Г. «Мцыри»

5. К.Ф. Рылеев Д. «Капитанская дочка»

СПЕЦИФИКАЦИЯ

проверочных материалов для промежуточного контроля

по литературе для учащихся 8-х классов

(декабрь 2014 года)

1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 8-х классов содержания курса литературы по программе, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения, и диагностики сформированности учебных умений.

2. Документы, определяющие содержание и структуру диагностической работы.

Содержание и основные характеристики диагностической работы определяются на основе следующих документов:

– Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089).

– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).

3.Структура диагностической работы.

Каждый вариант диагностической работы состоит из 15 заданий: 10 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных и 5 заданий, в которых нужно соотнести вопрос с ответом.

4. Время выполнения работы

На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.

5. Дополнительные материалы и оборудование

Не используются.

6. Условия проведения диагностической работы

Строгое соблюдение инструкции по организации проведения оценки знаний обучающихся не предусмотрены.

7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания с 1 по 14 оцениваются 1 баллом, 15 задание -5 баллами (за каждый правильный ответ 1 балл). Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 19 баллов. За выполнение диагностической работы обучающиеся получают оценки по пятибалльной шкале. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Ответы на вопросы

по литературе в 8 классе

(промежуточный контроль)

Г

А

2

А

Г

3

А

А

4

Б

Б

5

Б

А

6

Г

Г

7

Б

Г

8

В

В

9

А

Г

10

Б

Б

Часть 2

1

Отечественной войне 1812 года

Крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева

2

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

А.С. «Капитанская дочка»

3

эпитет

олицетворение

4

Автор неизвестен «Повесть о житие и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

5

1-Б, 2-В, 3-Г, 4- Д, 5-А

1-Б, 2-Г, 3-А, 4-Д, 5-В

Источник

Лидия Николаевна Белая

Готовимся к ЕГЭ.

Задание №24.

Проверочная работа.

Вариант №1.

I.Соотнесите тропы и их определения.

1.

Метафора

А. изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

2.

Метонимия

Б.разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.

3.

Олицетворение

В.выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.

4.

Гипербола

Г.перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности.

5.

Эпитет

Д. оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

6.

Сравнение

Е.образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия.

7.

Перифраз

Ж. образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.

II.Определите средства выразительности в поэтических текстах.

1. На реке форелевой, в северной губернии,
В лодке сизым вечером уток не расстреливай. (И.Северянин)

2. Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной. (А.Пушкин)

3. Смотрите, первенцы свободы:
Мороз на берегах Невы! (З.Гиппиус)

4. Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина. (М.Лермонтов)

5. И воск слезами с ночника
На платье капал. (Б.Пастернак)

а) Гипербола; б) эпитет; в) метафора; г) перифраза; д) метонимия.

III. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1.

Анафора

А.стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз.

2.

Оксюморон

Б.тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.

3.

Парцелляция

В. намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения.

4.

Синтаксический параллелизм

Г.изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста

5.

Градация

Д.стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.

6.

Инверсия

Е.повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений.

7.

Бессоюзие

Ж.прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

IV. Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.

  1. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома. (А.Грибоедов)

  2. Таскали – то кирпичик, то полено,
    То бревнышко. И прятались. (А.Блок)

  3. Бесконечность немых голосов. (К.Бальмонт)

  4. Шепот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья.
    Свет ночей, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица. (А.Фет)

  5. Девушка пела в церковном хоре
    О всех уставших в чужом краю,
    О всех кораблях, ушедших в море,
    О всех, забывших радость свою. (А.Блок)

а) Анафора; б) парцелляция; в) оксюморон; г) градация; д) бессоюзие.

V. Какие художественные средства (тропы) использовал М.А.Шолохов в этом предложении?

Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали.

КЛЮЧИ

Вариант 1.

I.

1.

Метафора

В.выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.

2.

Метонимия

Г.перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности

3.

Олицетворение

Б.разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.

4.

Гипербола

Е.образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия.

5.

Эпитет

Ж. образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.

6.

Сравнение

А. изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

7.

Перифраз

Д. оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

II. 1-б; 2-а; 3- г; 4-д; 5-в.

III.

1.

Анафора

Е.повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений.

2.

Оксюморон

Д.стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.

3.

Парцелляция

А.стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз.

4.

Синтаксический параллелизм

Б.тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.

5.

Градация

Ж.прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

6.

Инверсия

Г.изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста.

7.

Бессоюзие

Д.намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения.

IV. 1-г; 2-б; 3- в; 4-д; 5-а.

V. Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали.

(Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение).

Источник

Тестовая работа по теме “Средства выразительности”

Вариант 1

1. В каком варианте ответа названы только фигуры речи?

1) метафора, риторический вопрос
2) эпитет, сравнение
3) инверсия, литота
4) риторическое обращение, градация

2. Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения (неполные предложения) с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи:

1) умолчание
2) параллелизм
3) эллипсис
4) бессоюзие

3. Какая стилистическая фигура заключается в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению?

1) риторическое обращение
2) риторический вопрос
3) риторическое восклицание
4) умолчание

4. Какой стилистической фигуре соответствует данное толкование: «внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя»? Например: Язык безмолвствует … одни мечты и грёзы… (Д.Давыдов).

1) умолчание
2) инверсия
3) градация
4) параллелизм

5. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения – это …

1) парцелляция
2) антитеза
3) инверсия
4) параллелизм

6. Стилистический прием, состоящий в расчленении предложения на ряд самостоятельных частей – …

1) парцелляция
2) градация
3) инверсия
4) параллелизм

7. Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями – …

1) парцелляция
2) умолчание
3) бессоюзие
4) эллипсис

8. Изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи – это …

1) аллегория
2) градация
3) инверсия
4) эпифора

9. Стилистическая фигура – повторение того же самого слова или оборота на конце нескольких очередных предложений, строк, абзацев – …

1) лексический повтор
2) инверсия
3) антитеза
4) эпифора

10. Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся или уменьшающееся значение, благодаря чему создаётся нарастание или ослабление производимого ими впечатления.

1) многосоюзие
2) градация
3) эллипсис
4) парцелляция

Вариант 2

1. Какому языковому средству соответствует данное определение: «нарочитое преувеличение, использующееся для усиления или для выражения иронии»?

1) гипербола
2) аллегория
3) литота
4) восходящая градация

2. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями:

1) сравнение
2) эпитет
3) метонимия
4) метафора

3. Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Используется в баснях, притчах:

1) сравнение
2) аллегория
3) метафора
4) метонимия

4. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета:

1) метонимия
2) перифраза
3) синекдоха
4) метафора

5. Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия:

1) метафора
2) литота
3) олицетворение
4) эвфемизм

6. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

1) сравнение
2) синекдоха
3) метонимия
4) метафора

7. Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

1) сравнение
2) метафора
3) синекдоха
4) оксюморон

8. Художественное, образное определение- это …

1) эпитет
2) метафора
3) анафора
4) олицетворение

9. Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение:

1) литота
2) нисходящая градация
3) метафора
4) гипербола

10. Дан ряд названий тропов и фигур речи: А. Синекдоха. Б. Эпифора. В. Бессоюзие. Г. Олицетворение. Д. Ирония. В каком варианте ответа указаны только тропы?

1) А, Г
2) А, В, Г
3) Б, Г, Д
4) А, Г, Д

Вариант 3

1. Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»?

1) антитеза
2) анафора
3) эпифора
4) лексический повтор

2. Какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий?

1) оксюморон
2) антитеза
3) антонимы
4) анафора

3. Какое средство выразительности не относится к лексическим средствам?

1) фразеологизмы
2) эллипсис
3) индивидуально-авторские слова
4) антонимы

4. По какому принципу объединены в пары слова? Найдите «четвёртое лишнее»:

1) гипербола, литота
2) анафора, эпифора
3) антонимы, синонимы
4) метонимия, синекдоха

5. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту:

1) риторический вопрос
2) риторическое обращение
3) олицетворение
4) эпитет

6. Дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения своей мысли – это …

1) пословица
2) цитата
3) поговорка
4) афоризм

7. Необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга:

1) антитеза
2) антонимы
3) оксюморон
4) зевгма

8. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля:

1) неологизмы
2) разговорная лексика
3) индивидуально-авторские слова
4) термины

9. Укажите неверное утверждение:

1) перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания
2) оксюморон – замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого
3) градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения
4) омонимы – разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка.

10. Художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим:

1) сравнение
2) синекдоха
3) метонимия
4) метафора

Тестовая работа по теме “Средства выразительности”

Вариант 1

1. В каком варианте ответа названы только фигуры речи?

1) метафора, риторический вопрос
2) эпитет, сравнение
3) инверсия, литота
4) риторическое обращение, градация

2. Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения (неполные предложения) с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи:

1) умолчание
2) параллелизм
3) эллипсис
4) бессоюзие

3. Какая стилистическая фигура заключается в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению?

1) риторическое обращение
2) риторический вопрос
3) риторическое восклицание
4) умолчание

4. Какой стилистической фигуре соответствует данное толкование: «внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя»? Например: Язык безмолвствует … одни мечты и грёзы… (Д.Давыдов).

1) умолчание
2) инверсия
3) градация
4) параллелизм

5. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения – это …

1) парцелляция
2) антитеза
3) инверсия
4) параллелизм

6. Стилистический прием, состоящий в расчленении предложения на ряд самостоятельных частей – …

1) парцелляция
2) градация
3) инверсия
4) параллелизм

7. Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями – …

1) парцелляция
2) умолчание
3) бессоюзие
4) эллипсис

8. Изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи – это …

1) аллегория
2) градация
3) инверсия
4) эпифора

9. Стилистическая фигура – повторение того же самого слова или оборота на конце нескольких очередных предложений, строк, абзацев – …

1) лексический повтор
2) инверсия
3) антитеза
4) эпифора

10. Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся или уменьшающееся значение, благодаря чему создаётся нарастание или ослабление производимого ими впечатления.

1) многосоюзие
2) градация
3) эллипсис
4) парцелляция

Вариант 2

1. Какому языковому средству соответствует данное определение: «нарочитое преувеличение, использующееся для усиления или для выражения иронии»?

1) гипербола
2) аллегория
3) литота
4) восходящая градация

2. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями:

1) сравнение
2) эпитет
3) метонимия
4) метафора

3. Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Используется в баснях, притчах:

1) сравнение
2) аллегория
3) метафора
4) метонимия

4. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета:

1) метонимия
2) перифраза
3) синекдоха
4) метафора

5. Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия:

1) метафора
2) литота
3) олицетворение
4) эвфемизм

6. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

1) сравнение
2) синекдоха
3) метонимия
4) метафора

7. Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

1) сравнение
2) метафора
3) синекдоха
4) оксюморон

8. Художественное, образное определение- это …

1) эпитет
2) метафора
3) анафора
4) олицетворение

9. Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение:

1) литота
2) нисходящая градация
3) метафора
4) гипербола

10. Дан ряд названий тропов и фигур речи: А. Синекдоха. Б. Эпифора. В. Бессоюзие. Г. Олицетворение. Д. Ирония. В каком варианте ответа указаны только тропы?

1) А, Г
2) А, В, Г
3) Б, Г, Д
4) А, Г, Д

Вариант 3

1. Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»?

1) антитеза
2) анафора
3) эпифора
4) лексический повтор

2. Какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий?

1) оксюморон
2) антитеза
3) антонимы
4) анафора

3. Какое средство выразительности не относится к лексическим средствам?

1) фразеологизмы
2) эллипсис
3) индивидуально-авторские слова
4) антонимы

4. По какому принципу объединены в пары слова? Найдите «четвёртое лишнее»:

1) гипербола, литота
2) анафора, эпифора
3) антонимы, синонимы
4) метонимия, синекдоха

5. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту:

1) риторический вопрос
2) риторическое обращение
3) олицетворение
4) эпитет

6. Дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения своей мысли – это …

1) пословица
2) цитата
3) поговорка
4) афоризм

7. Необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга:

1) антитеза
2) антонимы
3) оксюморон
4) зевгма

8. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля:

1) неологизмы
2) разговорная лексика
3) индивидуально-авторские слова
4) термины

9. Укажите неверное утверждение:

1) перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания
2) оксюморон – замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого
3) градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения
4) омонимы – разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка.

10. Художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим:

1) сравнение
2) синекдоха
3) метонимия
4) метафора

Источник