Каком варианте ответа содержится информация необходимая для обоснования

Каком варианте ответа содержится информация необходимая для обоснования thumbnail

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

(1)Лётчик вышел, тяжело качаясь, из кабины, упал на нагретую солнцем щебёнчатую землю и так пролежал без движения несколько часов. (2)Только к концу дня, когда солнце начало клониться к закату, он пошевелился, открыл глаза и прислушался. (З)Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно. (4)Загадочный этот звук заставил его сесть и осмотреться.

(5)Он лежал в кустах низкорослого цветущего боярышника на склоне горы, падавшей отвесной стеной в море, а оно спокойно несло к подножию этой горы прозрачные волны. (6)Переливы этих волн колебали на листве боярышника слабые отблески.

(7)Лазурь простиралась вокруг от земли до зенита — густая и чуть туманная, рождённая великим безветрием южной благословенной страны. (8)Среди кустов боярышника были разбросаны, как брызги золотой воды, венчики дрока. (9)А над боярышником и дроком просвечивало небо. (10)На нём застыли на той страшной высоте, где он только что был, облака, похожие на розовые перья. (11)Хотелось пить. (12)Флягу он оставил в кабине. (13) Где-то далеко, почти на самом краю земли, прокричал петух, а в кустах затрещала, вертясь, какая-то крошечная птица с красным горлом.

(14)— Земля! — сказал лётчик и погладил листья боярышника. (15)- Скоро вечер. (16)Пожалуй, запоют соловьи. (17)Земля! — повторил он громче, и тяжёлый железный комок подкатил к горлу. (18)Он плакал, не скрываясь. (19)Он плакал и думал, что имеет на это право. (20)Никогда до этих пор он не знал, не видел, не думал, что Земля так трогательна и так нежна.

(21)— За одну минуту… — сказал он медленно и остановился. (22)— За одну минуту жизни на этой Земле я отдам всё. (23)3а одну минуту! (24)Голова у него кружилась. (25)В кустарнике что-то мелькнуло — белое и лёгкое, и он закричал:

(26)— Ко мне! (27)Он кричал, он звал кого-то, но даже не слышал собственного голоса. (28)Он не видел, как девочка лет двенадцати, обыкновенная мечтательная девочка, любившая бродить по склонам этой горы и представлять себя Золушкой, изгнанной из дому, бежала к нему. (29)Она задыхалась. (З0)Она сразу поняла, что произошло, что это лежит разбившийся лётчик. (31)Она плакала и не вытирала слёз, они слетали с её побледневших щёк и брызгали на её руки и светлое платье, но после каждой тяжёлой слезы глаза девочки сияли всё больше и больше.

(32)Лётчик, очнувшись, увидел в этих глазах всё, чего только можно ждать хорошего от жизни: лазурь, и блеск, и нежность, и страх за его жизнь, и любовь, такую же робкую, как венчик совершенно крошечного горного цветка, щекотавшего его щеку.

(33)— Вы оттуда? — спросила шёпотом девочка.

(34)— Да. (35)Я оттуда.

(36)— Я помогу вам. (37)Пойдёмте! — сказала она, всё ещё плача. (38)Лётчик протянул ей руку. (39)Она взяла её и вдруг прижалась к его руке заплаканными глазами.

(40)— Земля! — сказал лётчик, пытаясь подняться. (41)— Ты — Земля! (42)Ты — радость! (43)У него всё время кружилась голова.

(44)— Да, да, — торопливо повторяла девочка, не понимая, о чём говорит лётчик. (45)— Вы обопритесь на меня. (46)Я сильная. (47)Лётчик взглянул на её худенькие загорелые руки все в веснушках и ласково потрепал их.

(По К. Паустовскому)

Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — русский писатель, автор множества повестей и рассказов о родной природе: «Мещёрская сторона», «Повесть о лесах», «Северная повесть» и другие. Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Золотая роза».

Источник

(1)Миша лежал на кровати забинтованный, тихий, прислушиваясь к отдалённым звукам улицы. (2)Он был погружён в какой-то туман, и звуки за окном мешались со снами. (3)Его больная, со здоровенной ссадиной голова всё время гудела.

(4)Он всё время думал, как встретят его ребята. (5)Он пойдёт по дачной улице, будто настоящий раненый солдат – весь в бинтах. (6)Пусть ребята посмотрят!

(7)В комнату вошла мама. (8)Она недавно приехала из Москвы, вызванная телеграммой. (9)До дачи из города нужно было добираться не меньше суток. (10)Электрички, которая бы ходила напрямую до дачи, не было. (11)Мама ехала, постоянно пересаживаясь из одного поезда в другой. (12)Она оправила постель, убрала со стола тарелку, хлеб, смахнула крошки.

(13)Миша спросил:

– (14)Мама, а кино у нас в доме работает?

– (15)Работает, по-моему. (16)Лежи спокойно.

– (17)Я лежу спокойно. (18)Звонок у нас починили?

– (19)Нет, приедешь – починишь.

(20)Мама сидела у окна, наклонив голову, и что-то шила.

– (21)Мама, сколько я буду ещё лежать? – спросил Миша.

– (22)Пока не выздоровеешь.

– (23)Я себя чувствую хорошо. (24)Выпусти меня, пожалуйста, на улицу.

– (25)Вот ещё новости! (26)Лежи и не разговаривай.

«(27)Жалко ей, – мрачно думал Миша. – (28)Лежи тут! (29)Вот возьму и убегу». (30)Он представлял себе, как мама войдёт в комнату и увидит, что его уже нет. (31)Она будет плакать, убиваться, но ничто не поможет – она никогда уже его не увидит.

(32)Миша искоса поглядел на мать: она всё шила, опустив голову, изредка откусывая нитку.

(33)Тяжело ей придётся без него! (34)Она останется совсем одна. (35)Придёт со службы домой, и ей станет грустно, потому что в доме никого нет. (36)Весь вечер она будет сидеть и думать о Мише. (37)Жалко её всё-таки…

(38)Она такая худенькая, молчаливая, с серыми лучистыми глазами, такая неутомимая и работящая. (39)Она поздно приходит с фабрики домой. (40)Готовит обед. (41)Убирает комнату. (42)Мама всегда делает всё, чтобы он, Миша, ни в чём не нуждался. (43)Стирает ему рубашки, штопает чулки, помогает ему готовить уроки, а он ленится наколоть дров, сходить в очередь за хлебом или разогреть обед.

(44)Милая, славная мамочка! (45)Миша вдруг понял, что не может простить себе того, как холодно и безразлично он порою относился к своей маме. (46)Как часто он огорчал её, не слушался, плохо вёл себя в школе! (47)Когда такое случалось и маму вызывали в школу, она упрашивала директора простить Мишу. (48)Сколько он перепортил вещей, истрепал книг, порвал одежды! (49)Всё это ложилось на худенькие мамины плечи. (50)Она терпеливо работала, штопала, шила, а он стыдился ходить с ней по улице, «как маленький». (51)Он никогда не целовал мать – ведь это «телячьи нежности». (52)Вот и сегодня он придумывал, какое горе причинить ей, и ни капли за неё не переживал, а она всё бросила, приехала из Москвы и теперь не отходит от его постели…

(53)В комнате почти совсем темно. (54)Только маленький уголок, там, где сидит мама, освещён золотистым светом догорающего дня. (55)Мама шьёт, наклонив голову, и тихо поёт.

(56)Сейчас смутно видно в темноте её бледное лицо.

(57)Пока он думал о матери, в душе его зародилось чувство вины. (58)Миша вдруг разрыдался. (59)И, когда мама наклонилась к нему, он охватил её шею, притянул к себе и, уткнув лицо в тёплую, знакомо пахнущую кофточку, прошептал:

– (60)Мамочка, дорогая, я так тебя люблю!..

(По А.Н. Рыбакову*)

* Анатолий Наумович Рыбаков (1911–1998) – известный советский писатель, автор приключенческих повестей для юношества, романов «Тяжёлый песок», «Дети Арбата» и др.

Источник

(1)Мы любили свой двор. (2)В нём никогда не было скучно. (З)Были у нас игры и собственного изобретения. (4)Например, игра в красавицу.

(5)Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу. (6)И, когда наша компания собиралась под старым тополем, кто-нибудь обязательно предлагал:

(7)— Сыграем в красавицу?

(8)Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры. (9)Она опускала глаза и разглаживала руками платье: заранее знала, что ей придётся выходить на круг и быть красавицей.

(10)Теперь мы вспоминаем, что Нинка была на редкость некрасивой: у неё был широкий приплюснутый нос, бесцветные глаза, прямые жидкие волосы и большие грубые губы, вокруг которых и на лбу рассыпались веснушки. (11)Но мы этого не замечали и пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым — дрянной.

(12)Нинка была стоящей девчонкой — мы выбирали красавицей её.

(13)Когда она выходила на середину круга, по правилам игры, мы начинали «любоваться» — каждый из нас пускал в ход вычитанные в книгах слова.

(14)— У неё лебединая шея, — заученно говорил один.

(15)Другой подхватывал:

(16)— У неё коралловые губы и жемчужные зубы…

(17)— У неё золотые кудри и атласная кожа…

(18)— У неё глаза синие, как море, и соболиные брови…

(19)Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей.

(20)Нам самим начинало казаться, что красивее нашей Нинки нет. (21)Как-то в наш дом переехали новые жильцы и во дворе появился новенький.

(22)Мы предложили ему сыграть с нами в красавицу. (23)Нинка приблизилась к новенькому и сказала:

(24)— Когда играют в красавицу, всегда выбирают меня.

Читайте также:  В каких препаратах содержится тироксин

(25)— Почему тебя? — удивился новенький.

(26)— Разве ты красивая?

(27)У Нинки вытянулось лицо, веснушки у рта и на лбу стали ещё заметнее.

(28)— А меня выбирают.

(29)— Очень глупо, — сказал новенький.

(30)С появлением новенького с Нинкой вообще стало твориться что-то странное. (31)Он заходил в булочную — она стояла напротив и не отрывала глаз от стеклянных дверей. (32)Она и утром обречённо поджидала его у подъезда и шла за ним до школы.

(33)Новенький не сразу сообразил, что Нинка ходит за ним как тень, а когда обнаружил это, очень рассердился.

(34)— Не смей ходить! — крикнул он Нинке.

(35)— Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало!

(З6)Нинка знала только то зеркало, которым были для неё мы, когда играли в красавицу. (37)Она верила нам, а этот тип разбил наше зеркало, и вместо живого, весёлого, доброго появилось холодное, гадкое, злое. (38)Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него — и зеркало убило красавицу.

(39)Но мы тогда не понимали этого и ломали себе голову: что это с ней? (40)Мы не узнавали свою подружку: она стала чужой и непонятной.

(41)В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер, а Нинка из седьмой квартиры стояла под окном новенького. (42)Мы кричали ей из подворотни:

(43)— Иди к нам, Нинка!

(44)Она не шла. (45)Потом мы увидели, как к Нинке подошла её мать и уговаривала Нинку уйти.

(46)Наконец ей удалось увести девчонку из-под дождя в подъезд, где горела тусклая лампочка.

(47)Нинкина мать повернула лицо к свету, и мы услышали, как она сказала:

(48)— Посмотри на меня. (49)— Я, по-твоему, красивая?

(50)Нинка удивлённо посмотрела на мать: разве мать может быть красивой или некрасивой?

(51)— Я некрасивая, — жёстко сказала Нинкина мать. (52)— И ничего страшного. (53)Счастье приходит не только к красивым.

(54)Нинка прижалась к матери и заплакала. (55)Девочка как бы увидела маму в холодном, безжалостном зеркале такой, какая она есть, какой видели её мы, чужие ребята. (56)Потом Нинка совершенно другим, спокойным голосом сказала:

(57)— Мама, давай с тобой сыграем в красавицу.

(58)— Глупости!

(59)— Нет, нет, давай сыграем. (60)Я тебя научу. (61)Ты стой и слушай, что я буду говорить.

(62)Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить знакомые слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей:

(63)— Мама, у тебя лебяжья шея и большие глаза, синие, как море. (64)У тебя длинные золотистые волосы и коралловые губы…

(65)Сквозь гудящий ветер, сквозь пронизывающий холод живой, тёплой струйкой текли слова, заглушающие горе:

(66)— У тебя атласная кожа… соболиные брови… жемчужные зубы…

(67)И они зашагали спокойно и уверенно дальше, крепко прижавшись друг к другу…

(По Ю. Яковлеву)

Источник

(1)Всех женщин своей большой семьи, от бабушки, которая приходилась ему невесткой, до правнучки Дины, прадед называл «доченьками».

(2)Всех мужчин — «сыночками». (3)Последние годы прадед почти совсем ослеп, отличал только свет от тьмы: он видел окно, горящую лампу.(4)Разговаривал он мало, но постоянно что-то шептал так тихо, что почти неслышно.

(5)Когда Дининому брату Алику исполнилось десять лет, прадед подарил ему часы. (6)Это был невиданно богатый по тем временам подарок. (7)Часы были на тонком кожаном коричневом ремешке. (8)Ни у кого в классе часов не было. (9)Ни у кого во дворе часов не было. (10)А у Алика — были.(11)Каждые пять минут он смотрел на часы, а вечерами заводил их и клал рядом с кованой кроватью на стул. (12)Сколько Дина ни просила, он не давал их даже подержать.

(13)Однажды утром Алик ушёл в школу, оставив часы на стуле возле кровати. (14)После завтрака Дина обнаружила часы. (15)Она осторожно взяла их и надела. (16)Прадед покачал головой. (17)Он часто качал головой, словно о чём-то сокрушался.

(18)Во дворе Дину окружили ребята.

(19)— Это Алькины часы! — говорили они.

(20)— Нет, мои! — врала Дина. (21)— Наш прадед был часовщиком, пока не ослеп. (22)У него таких сделанных часов — сто штук. (23)Он и мне
подарил.

(24)Закатав рукава кофточки, она влезла на качели. (25)Когда она качнулась, часы сверкнули на весь двор. (26)Их видела и тётка, которая развешивала бельё, и кошка, которая грелась на солнце, и малыш, сидящий в куче песка. (27)Сам дворник спросил у неё, который час. (28)Дина смутилась: она ещё не умела различать время по часам. (29)Пришлось сделать вид, что спешит, и убежать на задний двор.(З0)Там ребята увлечённо играли в волейбол.

(31)Играть толком она не умела. (32)Мяч, направленный чьей-то завистливой рукой, с силой ударился о запястье, и часы брызнули в разные стороны — отдельно механизм, отдельно стёклышко. (33)На руке остался только ремешок с блестящим донышком.

(34)Колька Клюквин ехидно произнёс:

(35)— Ну, Алька тебе задаст! (36)Хотя часики вроде твои, да?

(37)Зажав в ладони то, что осталось от часов, Дина долго-долго поднималась на второй этаж, думая о том, что она натворила… (38)Дверь открыл дед.

(39)И слёзы наконец брызнули… (40)Она положила в маленькую сухую руку прадеда стёклышко и механизм, отцепила ремешок с донышком… (41)Когда все слёзы вылились, она крепко уснула.

(42)Старичок держал разбитые часы и беззвучно шевелил губами…

(43)Когда Дина проснулась, прадед сидел за столом, а перед ним стояла деревянная коробочка с инструментами. (44)Он засовывал ремешок в ушки целых часов.

(45)— Деда, ты починил? — не веря своим глазам, ошеломленно спросила Дина.

(46)— Ну вот, а ты плакала. (47)Стёклышка нового у меня нет. (48)Здесь трещинка маленькая, — и он провёл твердым длинным ногтем по трещинке. (49)— Видишь?

(50)— Вижу, — шепотом ответила Дина. (51)— А ты? (52)Скажи, ты не слепой, да? (53)Ты видишь?

(54)Прадед повернулся к ней. (55)Глаза его были добрыми и блёклыми. (56)Он улыбнулся.

(57)— Пожалуй, кое-что вижу. (58)Но только самое главное, — ответил дед и зашептал, как всегда, что-то неслышное.

(59)Прошло очень много лет, и Дина мало что помнит из того времени. (60)Но то, что помнит, делается с годами всё ясней, и иногда ей кажется, что скоро она сможет различить, расслышать те слова, которые шептал её прадед.

(По Л. Улицкой)

Источник

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос

Задания – решение

№ 1
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Для чего автор превращает взрослого человека в ребёнка?»

1) Автор стремится убедить читателей в том, что взрослые всегда правы.

2) Автор стремится показать, что родители должны воспитывать детей на собственном примере.

3) Автору важно передать мысль о том, что родители и их дети должны понимать друг друга и помогать во всём, не обманывать.

4) Автор показывает таким образом, что папа был в детстве гораздо серьёзнее своего сына.

Текст:
(1)Целый час папа воспитывал меня. (2)В который раз он уже повторял:

(3)– В твоём возрасте я был серьёзнее!..

(4)И тут что-то тренькнуло, грохнуло, зашипело и вспыхнуло. (5)Когда дым рассеялся, рядом со мной стоял мальчик в коротких штанишках. (6)Его коленки были исцарапаны, воротник рубашки наполовину оторван, а под левым глазом светился здоровенный синяк.

(7)– Ты кто такой?! – удивился я.

(8)Он зашмыгал носом, а потом сказал:

(9)– Я твой папа. (10)Только… в твоём возрасте.

(11)– Ну и ну! – сказал я. (12)И ещё раз осмотрел его с ног до головы. (13)– А ты в моём возрасте был меньше меня.

(14)– Конечно, – согласился мальчик-папа. (15)– Мы с мамой тебя в спортивную школу устроили. (16)Ты работаешь над своим развитием. (17)А я просто во дворе болтался…

(18)– Зато у тебя синяк отличный! – сказал я с завистью.

(19)– А-а-а… – махнул он рукой. (20)– Дал тут одному по шеям.

(21)– Пойдём погуляем? – предложил я.

(22)– Ура! – закричал мальчик-папа и рванул на улицу.

(23)Когда я вышел из подъезда, он уже сидел на дереве и махал мне оттуда рукой.

(24)– Ты же запрещаешь мне лазать по деревьям, – сказал я.

(25)– Да ла-а-адно, – протянул он. (26) – Главное, чтоб мама нас не застукала.

(27)Я забрался к нему, и мы стали качаться на сучке. (28)Потом сучок обломился, и мы упали вниз. (29)Папа первый, а я второй. (30)Прямо на него.

(31)– А ты тяжёлый, – сказал он, вылезая из-под меня. (32)– Давай поборемся?

(33)И мы стали бороться. (34)Боролись мы совсем недолго. (35)Потому что я папу сразу поборол.

(36)– У меня просто настроения нет бороться, – сказал он грустно.

(37)– Да ла-а-адно, – протянул я. (38)– Не огорчайся. (39)В другой раз ты меня поборешь.

(40)– Ты только маме не рассказывай, – попросил он, – что победил меня.

(41)– Ты тоже не жалуйся, – попросил я. (42) – Ведь я тебе воротник рубашки совсем оторвал.

(43)– Пустяки! – сказал папа и швырнул воротник в мусорную кучу. (44)– Если мы будем держаться друг друга, то в этой жизни не пропадём.

(45)И тут кто-то окликнул нас из подворотни.

(46)– Эй, пацаны! Ну-ка, быстро сюда!

(47)Там стояли двое взрослых, лет по тринадцать, парня. (48)Когда мы подошли к ним, они сказали:

(49)– По двадцать копеек, салаги! (50)Быстро!

(51)Я похлопал себя по карманам и сказал:

(52)– У меня нет денег…

(53)– А ты попрыгай! (54)Может, зазвенит, – приказал, ухмыляясь, один парень.

(55)Тут мой папа нахмурился, пригнул голову и с криком «А-а-а!» ударил этого парня головой в живот. (56)Это был здоровский удар. (57)Я такого от папы не ожидал. (58)Парень тот сразу кубарем покатился.

(59)А я в этот момент на другого набросился. (60)Двинул ему разок!

(61)В общем, они убежали от нас на другую сторону улицы и завопили:

(62)– Ну, салаги, держитесь! (63)Сейчас мы своих парней приведём!

(64)Они не соврали. (65)И привели ещё пятерых парней. (66) Нас стали окружать со всех сторон.

(67)– Держись, сынок! – сказал мне мальчик-папа. (68)– Сейчас нам придётся туго.

(69)Они уже начали нас бить, когда во дворе появилась наша мама. (70)Их тут же как ветром сдуло. (71)Мама едва успела им нашлёпать.

(72)Потом она отвела меня и мальчика-папу к нам домой, помазала царапины йодом и напоила киселём.

(73)Только мама вышла из кухни, а папа говорит:

(74)– Мы с тобой вдвоём, конечно, сила. (75)Ну, а втроём с мамой – вообще о-го-го! (76)Давай держаться втроём?

(77)– А ты не будешь больше говорить, что в моём возрасте был серьёзнее, и воспитывать меня по два часа?

(78)Мальчик-папа посмотрел на свои царапины, синяки, изорванную рубашку, вздохнул и пообещал:

(79)– Не буду!

(80)Мы пожали друг другу руки. (81)Тут опять что-то тренькнуло, грохнуло, зашипело и вспыхнуло. (82) Когда дым рассеялся, передо мной снова стоял взрослый папа.

(О. Кургузов*)

*Олег Флавьевич Кургузов (1959–2004 гг.) – российский детский писатель, журналист, редактор, лауреат международной литературной премии имени Януша Корчака «за удачное изображение взаимоотношений между детьми и взрослыми и за искрящийся юмор».

№ 2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему картины Левитана требуют медленного рассматривания?»

1) В картинах Левитана много мелких деталей.

2) Картины Левитана огромны по размеру: их не охватишь одним взглядом.

3) Чем дольше вглядываешься в картины Левитана, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков.

4) Чтобы понять картины Левитана, нужно прочесть литературные произведения, по мотивам которых они написаны.

        

(1) Левитан увидел прелесть дождей и создал свои знаменитые «дождливые работы»: «После дождя» и «Над вечным покоем».

(2) Картину «После дождя» Левитан написал за четыре часа. (3) Тучи и оловянный цвет волжской воды создали мягкое освещение. (4) Оно могло исчезнуть каждую минуту. (5) Левитан торопился.

(6) Картины Левитана требуют медленного рассматривания. (7) Они не ошеломляют глаз. (8) Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам; но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков.

(9) В картине «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. (10) Блестят лужи. (11) Облака уходят за Волгу, как низкий дым. (12) Пар из пароходных труб ложится на воду. (13) Баржи у берега почернели от сырости.

(14) В такие летние сумерки хорошо войти в сухие сени, в низкие комнаты с только что вымытыми полами, где уже горят лампы и за открытыми окнами шумит от капель и дико пахнет заброшенный сад. (15) Хорошо слушать игру на старом рояле. (16) Его ослабевшие струны звенят, как гитара. (17) Тёмный фикус стоит в кадке рядом с роялем. (18) Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева. (19) Старый кот бродит по комнатам, и ухо у него нервно вздрагивает, – он слушает, не застучат ли в кухне ножи.

(20) С улицы пахнет рогожами. (21) Завтра – ярмарка, и на Соборную площадь съезжаются телеги. (22) Пароход уходит вниз по реке, догоняет дождевую тучу, закрывавшую полнеба. (23) Гимназистка глядит вслед пароходу, и глаза ее делаются туманными, большими. (24) Пароход идет к низовым городам, где театры, книги, заманчивые встречи.

(25) Вокруг городка день и ночь мокнут растрёпанные ржаные поля.

(26) В картине «Над вечным покоем» поэзия ненастного дня выражена с ещё большей силой. (27) Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.

(28) С косогора, где тёмные берёзы гнутся под порывистым ветром и стоит среди этих берёз сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. (29) Тяжёлые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. (30) Косые холстины дождя закрывают просторы.

(31) Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. (32) Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.

(По К.Г. Паустовскому)

*Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный писатель ХХ века, автор ряда очерков о знаменитых людях.

№ 3
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Чехов сказал Левитану: “На твоих картинах уже есть улыбка”?»

1) После второй поездки на Волгу на картинах Левитана появились свет и блеск.

2) Он решил писать портреты смеющихся людей.

3) Он решил изображать весёлые народные гулянья.

4) Он решил писать портреты клоунов.

        

(1)Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до Рыбинска. (2)Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов.

(3)Но хороших мест не было, Левитан всё чаще хмурился и жаловался на усталость. (4)Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами.

(5)Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы старинную маленькую церковь, рубленную из сосновых кряжей. (6)Она чернела на зелёном небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая.

(7)В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани молоко, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плесе.

(8)Наверное, с этого времени начался светлый промежуток в его жизни.

(9)Маленький городок был беззвучен и безлюден. (10)Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей. (11)По уличным косогорам и оврагам цвел репейник и росла лебеда. (12)В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.

(13)Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. (14)Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. (15)Уже в августе розовеет листва яблоневых садов, сединой блестят поля, и вечерами над Волгой стоят облака, покрытые жарким румянцем.

(16)Хандра прошла. (17)Было стыдно даже вспоминать о ней.

(18)Каждый день приносил трогательные неожиданности – то подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стёртый пятак, то дети, подталкивая друг друга в спину, попросятся, чтобы их нарисовать, потом прыснут от смеха и разбегутся, то придет тайком молодая соседка-староверка и будет певуче жаловаться на свою тяжёлую долю. (19)Её Левитан прозвал Катериной из «Грозы» Островского.

(20)До поездки в Плес Левитан любил только русский пейзаж, но народ, населявший эту большую страну, был ему непонятен. (21)Кого он знал? (22)Грубого училищного сторожа «Нечистую силу», трактирных половых, наглых коридорных из меблированных комнат, диких чулковских мужиков. (23)Он часто видел злобу, грязь, тупую покорность, презрение к себе, к еврею.

(24)До жизни в Плесе он не верил в ласковость народа, в его разум, в способность много понимать. (25)После Плеса Левитан ощутил свою близость не только к пейзажу России, но и к ее народу – талантливому, обездоленному и как бы притихшему не то перед новой бедой, не то перед великим освобождением.

(26)В эту вторую поездку на Волгу Левитан написал много полотен. (27)Об этих вещах Чехов сказал ему: (28)«На твоих картинах уже есть улыбка».

(29)Свет и блеск впервые появились у Левитана в его «волжских» работах: в «Золотом Плесе», «Свежем ветре», «Вечернем звоне».

(По К. Г. Паустовскому)

*Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный писатель ХХ века, автор ряда очерков о знаменитых людях.

№ 4
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Левитан в Финляндии захандрил «без меры и границ»?»

1) В Финляндии ему негде было жить.

2) Он хотел поехать в Венецию.

3) Он не понимал картин финских художников.

4) Граниты Финляндии, ее чёрная речная вода, студенистое небо и мрачное море нагоняли тоску.

        

(1)Жизнь Левитана была бедна событиями. (2)Он мало путешествовал. (3)Он любил только среднюю Россию. (4)Поездки в другие места он считал напрасной тратой времени. (5)Такой показалась ему и поездка за границу.

(6)Он был в Финляндии, Франции, Швейцарии и Италии.

(7)Граниты Финляндии, её чёрная речная вода, студенистое небо и мрачное море нагоняли тоску. (8)«Вновь я захандрил без меры и границ, – писал Левитан Чехову из Финляндии. – (9)Здесь нет природы».

(10)В Швейцарии его поразили Альпы, но вид этих гор ничем не отличался для Левитана от видов картонных макетов, размалёванных крикливыми красками.

(11)В Италии ему понравилась только Венеция, где воздух полон серебристых оттенков, рождённых тусклыми лагунами.

(12)В Париже Левитан увидел картины Монэ, но не запомнил их. (13)Только перед смертью художник оценил живопись импрессионистов, понял, что отчасти был их русским предшественником, – и впервые с признанием он упомянул их имена.

(14)Последние годы жизни Левитан проводил много времени около Вышнего Волочка на берегах озера Удомли. (15)Там, в семье помещиков Панафидиных, он опять попал в путаницу человеческих отношений, стрелялся, но его спасли…

(16)Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.

(17)Правда, Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень.

(18) В «Большой воде» затопленная разливом роща обнажена, как поздней осенью, и даже не покрылась зеленоватым дымом первой листвы. (19)В «Ранней весне» чёрная глубокая река мёртво стоит среди оврагов, ещё покрытых рыхлым снегом, и только в картине «Март» передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца дощатого дома.

(20)Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.

(21)Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

(22)Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, она смывала дождями зелень. (23)Рощи делались сквозными. (24) Тёмные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. (25)Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. (26)Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. (27)Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.

(28)Осень на картинах Левитана очень разнообразна. (29)Невозможно перечислить все осенние дни, нанесённые им на полотно. (30)Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.

(По К. Г. Паустовскому)

*Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный писатель ХХ века, автор ряда очерков о знаменитых людях.

№ 5
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Левитану отказали в просьбе отвезти его на Ай-Петри?»

1) До Ай-Петри было очень далеко.

2) Разреженный горный воздух мог оказаться для него смертельным.

3) Чехов боялся подниматься в горы, а именно ему пришлось бы сопровождать Левитана.

4) Поездка в горы не состоялась из-за плохой погоды.

        

(1)Зимой 1899 года врачи послали Левитана в Ялту.

(2)В то время в Ялте жил Чехов. (3)Старые друзья встретились постаревшими, отчуждёнными. (4) Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, всем говорил о близкой смерти. (5)Он боялся её и не скрывал этого. (6)Сердце болело почти непрерывно.

(7) Чехов тосковал по Москве, по северу. (8)Несмотря на то, что море, по его собственным словам, было «большое», оно суживало мир. (9) Кроме моря и зимней тихой Ялты, казалось, ничего не оставалось в жизни. (10) Где-то очень далеко за Харьковом, за Курском и Орлом лежал снег, огни нищих деревень мигали сослепу в седую метель; она казалась милой и близкой сердцу, гораздо ближе беклиновских кипарисов и сладкого приморского воздуха. (11)От этого воздуха часто болела голова. (12) Милым казалось всё: и леса, и речушки – всякие Пехорки и Вертушинки, и стога сена в пустынных вечерних полях, одинокие, освещённые мутной луной, как будто навсегда позабытые человеком.

(13)Больной Левитан попросил у Чехова кусок картона и за полчаса набросал на нём масляными красками вечернее поле со стогами сена. (14)Этот этюд Чехов вставил в камин около письменного стола и часто смотрел на него во время работы.

(15)Зима в Ялте была сухая, солнечная, с моря дули тепловатые ветры. (16)Левитан вспомнил свою первую поездку в Крым, и ему захотелось в горы. (17)Его преследовало воспоминание об этой поездке, когда с вершины Ай-Петри он увидел у своих ног пустынное облачное небо. (18)Над головой висело солнце, здесь оно казалось гораздо ближе к земле, и желтоватый его свет бросал точные тени. (19)Облачное небо дымилось внизу в пропастях и медленно подползало к ногам Левитана, закрывая сосновые леса.

(20)Небо двигалось снизу, и это пугало Левитана так же, как пугала никогда не слыханная горная тишина. (21)Изредка её нарушал только шорох осыпи. (22)Шифер сползал с откоса и раскачивал сухую колючую траву.

(23) Левитану хотелось в горы, он просил отвезти его на Ай-Петри, но ему в этом отказали: разреженный горный воздух мог оказаться для него смертельным.

(По К. Г. Паустовскому)

*Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный писатель ХХ века, автор ряда очерков о знаменитых людях.

№ 6
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку?»

1) Он задолжал за квартиру.

2) Он должен был писать сельские пейзажи.

3) Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в «исконной русской столице».

4) Его одежда была немодной для столицы.

        

(1)В 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку. (2)Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в «исконной русской столице»; Левитану было в то время восемнадцать лет.

(3)Лето в Салтыковке Левитан вспоминал потом как самое трудное в жизни. (4)Стояла тяжёлая жара. (5)Почти каждый день небо обкладывали грозы, ворчал гром, шумел от ветра сухой бурьян под окнами, но не выпадало ни капли дождя.

(6)Особенно томительны были сумерки. (7)На балконе соседней дачи зажигали свет. (8)Ночные бабочки тучами бились о ламповые стёкла. (9)На крокетной площадке стучали шары. (10)Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию, а потом, поздним вечером, женский голос пел в саду печальный романс:

(11)Мой голос для тебя и ласковый и томный…

(12)То было время, когда стихи Полонского, Майкова и Апухтина были известны лучше, чем простые пушкинские напевы, и Левитан даже не знал, что слова этого романса принадлежали Пушкину.

(13)Он слушал по вечерам из-за забора пение незнакомки, он запомнил ещё один романс о том, как «рыдала любовь».

(14)Ему хотелось увидеть женщину, певшую так звонко и печально, увидеть девушек, игравших в крокет, и гимназистов, загонявших с победными воплями деревянные шары к самому полотну железной дороги. (15)Ему хотелось пить на балконе чай из чистых стаканов, трогать ложечкой ломтик лимона, долго ждать, пока стечёт с той же ложечки прозрачная нить абрикосового варенья. (16)Ему хотелось хохотать и дурачиться, играть в горелки, петь до полночи, носиться на гигантских шагах и слушать взволнованный шёпот гимназистов о писателе Гаршине, написавшем рассказ «Четыре дня», запрещённый цензурой. (17) Ему хотелось смотреть в глаза поющей женщины, – глаза поющих всегда полузакрыты и полны печальной прелести.

(18)Но Левитан был беден, почти нищ. (19)Клетчатый пиджак протёрся вконец. (20)Юноша вырос из него. (21)Руки, измазанные масляной краской, торчали из рукавов, как птичьи лапы. (22)Всё лето Левитан ходил босиком. (23)Куда было в таком наряде появляться перед веселыми дачниками!

(24)И Левитан скрывался. (25)Он брал лодку, заплывал на ней в тростники на дачном пруду и писал этюды, – в лодке ему никто не мешал.

(26)Писать этюды в лесу или в полях было опаснее. (27)Здесь можно было натолкнуться на яркий зонтик щеголихи, читающей в тени берёз книжку Альбова, или на гувернантку, кудахчущую над выводком детей. (28)Конечно, никто не умел презирать бедность так обидно, как гувернантки.

(29)Левитан прятался от дачников, тосковал по ночной певунье и писал этюды. (30)Он совсем забыл о том, что у себя, в Училище живописи и ваяния, Саврасов прочил ему славу Коро, а товарищи – братья Коровины и Николай Чехов – всякий раз затевали над его картинами споры о прелести настоящего русского пейзажа. (31)Будущая слава Коро тонула без остатка в обиде на жизнь, на драные локти и протёртые подметки.

(По К. Г. Паустовскому)

*Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный писатель ХХ века, автор ряда очерков о знаменитых людях.

 
Перейти на другой форум:

Источник

Читайте также:  В каком варианте ответа содержится информация ответ