Какому продукту в библии отводится особое значение

Какому продукту в библии отводится особое значение thumbnail

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

I. БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ

В Библии особое значение придается всему первородному – первенцам у людей и у скота, «первым плодам земли». Эти воззрения нашли свое отражение в ряде предписаний, касающихся первенцев и жертвоприношений первородного. Греч. слово апархэ – «начаток», «приношение начатков» – указывает на бытовавший и в языч. мире обычай жертвовать божеству лучшее из того, чем владеешь. Первое – это залог последующего, поэтому пожертвованием первого освящается все остальное. Принося в жертву первородное, народ Израиля признавал, что все принадлежит Господу. Только после приношения в жертву первого снопа израильтяне получали право есть хлеб нового урожая (Лев. 23:14).

II. ИСПОЛНЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЙ О ПЕРВЕНЦАХ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) В ОТНОШЕНИИ ЛЮДЕЙ.

Право П. принадлежало прежде всего старшему сыну отца (независимо от того, любимой или нелюбимой женой он был рожден) (Втор. 21:15–17). У скота учитывается рождение первого потомства у женской особи. Ритуальное сжигание первородных детей считалось у израильтян языч. «мерзостью» и было строжайше запрещено (4Цар. 3:27; 4Цар. 16:3; 4Цар. 21 и др.). Т.о., пожертвование первородных детей Богу носило символический характер. Все первенцы, как у человека, так и у скота считались посвящ. Господу. В соотв. с Законом, первенцы у израильтян должны были быть посвящены на служение Господу. При этом вступали в силу предписания о выкупе. Все человеч. первенцы подлежали ⇒ выкупу (Исх. 13:13). Первенцев, которые должны были лично служить Господу, замещало колено Левия. Левиты были отделены и предназначались для Господа, заменяя собой всех первенцев народа Израиля (Числ. 3:11–13; Числ. 8:14–19). При отделении левитов (Числ. 3:40) Моисею было поручено исчислить всех первенцев мужского пола. Полученное при этом число на 273 человека превысило число левитов. За этих 273, «которые лишние против числа левитов», надлежало выплатить Аарону по пять сиклей серебра. Этот выкуп и служение Богу левитов явились замещением того служения, которое было долгом первенцев;

2) В ОТНОШЕНИИ СКОТА.

Еще Авель принес жертву Богу от первородных своего стада, израильтяне также жертвовали Господу всех первенцев чистых животных (Исх. 22:29; Числ. 18:17). Эти жертвы можно было совершать лишь в специально отведенных местах. Мясо жертв. животных никогда не разрешалось есть в жилищах, его ели только на святых местах. Первородных животных нельзя было стричь и использовать для работы (Втор. 12:5,17; Втор. 15:19–23). Жертв. животные не должны были иметь физич. пороков. Если у первородного животного обнаруживался к.-л. изъян, его мясо следовало есть в жилище (Втор. 15:21–22). Но принесение в жертву всех первенцев скота, видимо, не было единственно допустимой практикой. Подобно тому как левиты заменяли иуд. первенцев, скот левитов также становился выкупом всего первородного скота израильтян. Так было завещано Богом Моисею (Числ. 3:41.45). Нечистые животные не могли быть принесены в жертву Господу, «первородное из скота нечистого должно быть выкуплено» (Числ. 18:15). Выкуп следовало производить в соответствии с оценкой, прилагая к этому пятую часть суммы (Лев. 27:27). ⇒ Осел (2);

3) В ОТНОШЕНИИ ПЛОДОВ ЗЕМЛИ.

«Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Притч. 3:9) – это установление должно было неукоснит. исполняться народом Израиля. Все самое лучшее из первого урожая – масло (елей), зерно, виноград, плоды деревьев, а также мед – надлежало приносить в дом Господа (Исх. 23:19; Числ. 18:12; во Втор. 18:4 «начатки от шерсти овец»; 2Пар. 31:5; Неем. 10:36). После переработки даров земли полагалось совершать приношение Господу от получ. продукта. Священник должен был освятить «хлебы первого плода» (Лев. 23:20). «Из начатков теста» полагалось принести в жертву Господу лепешку (Числ. 15:20). Все эти приношения поступали в собственность священника, и каждый чистый в его доме мог их есть (Числ. 18:11; Иез. 44:30). Когда плоды первого урожая приносили в святилище, священник ставил корзину с дарами перед жертвенником. При этом приносящий жертву совершал благодарств. исповедание, признавая чудесное руководство Господа его народом (Втор. 26:1–11). Особые предписания касались плодов недавно посаженных деревьев (Лев. 19:23–25). В течение трех лет их плоды нельзя было есть как «необрезанные» (⇒ Обрезание) и нечистые. На четвертый год плоды освящались «для празднеств Господних», т.е. их торжественно приносили в святилище и затем они доставались священникам. И только начиная с пятого года их могли есть все израильтяне.

III. ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОРОДНЫХ СЫНОВЕЙ У ИЗРАИЛЬТЯН

Из рассказа об Иакове (Быт. 27) с очевидностью следует, что израильтяне придавали особое значение праву П. Хотя первенцем фактически был Исав, но по воле Господа истинным носителем права П. и всех связанных с ним обетований стал Иаков (Рим. 9:10–13). Избрание Иакова не было безосновательным. Исав показал себя недостойным, презрев свое право П. (Быт. 25:29–34). Однако и Иаков тоже не был безвинен, поскольку пытался завладеть правом П. обманным путем, за что потом тяжело поплатился. Несмотря на все это, Господь считает Иакова-Израиля Своим сыном, Своим первенцем (Исх. 4:22); Иаков олицетворяет весь народ Израиля. Здесь вновь подтверждается тот факт, что первое является залогом всего последующего. Поскольку фараон отказывался отпустить первенца Божьего, то был наказан смертью собств. первенца. Особенно отчетливо значение первородных сыновей у израильтян проявляется в отношении к левитам, замещающим всех первенцев. Они принадлежат Господу как неотторжимая собственность и обязаны служить Ему как священники. Привилегиров. положение первенцев выражается и в том установлении, что первородный, как «начаток силы», получает двойную часть в наследстве отца (Втор. 21:17).

IV. ХРИСТОС, ИЗРАИЛЬ И ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА КАК «ПЕРВЕНЦЫ»

Звание первородного, прилагаемое в Писании ко Христу, к народу Израиля и к Церкви Христовой, заставляет по-особому взглянуть на носителей этого звания. Когда Христос называется Первородным (Евр. 1:6), или «рожденным прежде всякой твари» (Кол. 1:15), или «первородным между многими братиями» (Рим. 8:29), то т.о. воздается хвала Его верности и священнич. самопожертвованию. Нечто совершенно новое выявляется, когда НЗ называет Иисуса «первенцем из мертвых» (Кол. 1:18; Откр. 1:5) или «первенцем из умерших» (1Кор. 15:20.23). Из этого следует, что первое является залогом целого. Обозначение народа Израиля как сына Божьего, первенца Его (Исх. 4:22) позволяет судить о священнич. назначении евр. народа на земле (ср. Исх. 19:5). В этом же значении Павел называет «начатком Ахаии для Христа» Епенета, первым в этой провинции обратившегося в христианство (Рим. 16:5). То же звание носит и семейство Стефана (1Кор. 16:15). Эти первенцы позволяют надеяться, что еще многие в провинции Ахаии последуют за ними, поскольку они, как истинно первородные, «посвятили себя на служение святым». Так и мы, «имея начаток Духа», достигнем «Церкви первенцев», чтобы в известной степени стать «некоторым начатком Его созданий» (Рим. 8:23; Евр. 12:23; Иак. 1:18). Те сто сорок четыре тысячи человек, стоявшие на горе Сион, были искуплены как «первенцы Богу и агнцу» (Откр. 14:4). Этих примеров достаточно, чтобы показать, что и членам Церкви Христовой в Божьем творении принадлежат права и обязанности первенцев и что эти первенцы, соединившись с Христом, великим Первенцем, представляют собой подтверждение исполнения обетований для всего мира. Павел, называя в 1Кор. 15:20.23 Христа в связи с Его воскресением «первенцем из умерших», подразумевает и то, что день воскресения (см. Мф. 28:1) был днем по прошествии субботы, первым днем Опресноков, когда приносили в жертву «первый сноп» (Лев. 23:10).

Читайте также:  Какой продукт убивает рак

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. – М.: Российское Библейское Общество, 1999. – 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle

Источник

Первородство; первородный

Первородство; первородный

I. БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ

В Библии особое значение придается всему первородному – первенцам у людей и у скота, «первым плодам земли». Эти воззрения нашли свое отражение в ряде предписаний, касающихся первенцев и жертвоприношений первородного. Греч. слово апархэ – «начаток», «приношение начатков» – указывает на бытовавший и в языч. мире обычай жертвовать божеству лучшее из того, чем владеешь. Первое – это залог последующего, поэтому пожертвованием первого освящается все остальное. Принося в жертву первородное, народ Израиля признавал, что все принадлежит Господу. Только после приношения в жертву первого снопа израильтяне получали право есть хлеб нового урожая (Лев 23:14).

II. ИСПОЛНЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЙ О ПЕРВЕНЦАХ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) В ОТНОШЕНИИ ЛЮДЕЙ. Право П. принадлежало прежде всего старшему сыну отца (независимо от того, любимой или нелюбимой женой он был рожден) (Втор 21:15-17). У скота учитывается рождение первого потомства у женской особи. Ритуальное сжигание первородных детей считалось у израильтян языч. «мерзостью» и было строжайше запрещено (4Цар 3:27; 4Цар 16:3; 4Цар 21:6 и др.). Таким образом, пожертвование первородных детей Богу носило символический характер. Все первенцы, как у человека, так и у скота считались посвящ. Господу. В соотв. с Законом, первенцы у израильтян должны были быть посвящены на служение Господу. При этом вступали в силу предписания о выкупе. Все человеч. первенцы подлежали → выкупу (Исх 13:13). Первенцев, которые должны были лично служить Господу, замещало колено Левия. Левиты были отделены и предназначались для Господа, заменяя собой всех первенцев народа Израиля (Чис 3:11-13; Чис 8:14-19). При отделении левитов (Чис 3:40 и следующие) Моисею было поручено исчислить всех первенцев мужского пола. Полученное при этом число на 273 человека превысило число левитов. За этих 273, «которые лишние против числа левитов», надлежало выплатить Аарону по пять сиклей серебра. Этот выкуп и служение Богу левитов явились замещением того служения, которое было долгом первенцев;
2) В ОТНОШЕНИИ СКОТА. Еще Авель принес жертву Богу от первородных своего стада, израильтяне также жертвовали Господу всех первенцев чистых животных (Исх 22:29; Чис 18:17). Эти жертвы можно было совершать лишь в специально отведенных местах. Мясо жертв. животных никогда не разрешалось есть в жилищах, его ели только на святых местах. Первородных животных нельзя было стричь и использовать для работы (Втор 12:5 и следующие,17; Втор 15:19-23). Жертв. животные не должны были иметь физич. пороков. Если у первородного животного обнаруживался к.-л. изъян, его мясо следовало есть в жилище (ст. 21,22). Но принесение в жертву всех первенцев скота, видимо, не было единственно допустимой практикой. Подобно тому как левиты заменяли иуд. первенцев, скот левитов также становился выкупом всего первородного скота израильтян. Так было завещано Богом Моисею (Чис 3:41,45). Нечистые животные не могли быть принесены в жертву Господу, «первородное из скота нечистого должно быть выкуплено» (Чис 18:15). Выкуп следовало производить в соответствии с оценкой, прилагая к этому пятую часть суммы (Лев 27:27). → Осел (2);
3) В ОТНОШЕНИИ ПЛОДОВ ЗЕМЛИ. «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Притч 3:9) – это установление должно было неукоснит. исполняться народом Израиля. Все самое лучшее из первого урожая – масло (елей), зерно, виноград, плоды деревьев, а также мед – надлежало приносить в дом Господа (Исх 23:19; Чис 18:12; во Втор 18:4 «начатки от шерсти овец»; 2Пар 31:5; Неем 10:36). После переработки даров земли полагалось совершать приношение Господу от получ. продукта. Священник должен был освятить «хлебы первого плода» (Лев 23:20). «Из начатков теста» полагалось принести в жертву Господу лепешку (Чис 15:20). Все эти приношения поступали в собственность священника, и каждый чистый в его доме мог их есть (Чис 18:11; Иез 44:30). Когда плоды первого урожая приносили в святилище, священник ставил корзину с дарами перед жертвенником. При этом приносящий жертву совершал благодарств. исповедание, признавая чудесное руководство Господа его народом (Втор 26:1-11). Особые предписания касались плодов недавно посаженных деревьев (Лев 19:23-25). В течение трех лет их плоды нельзя было есть как «необрезанные» (→ Обрезание) и нечистые. На четвертый год плоды освящались «для празднеств Господних», т.е. их торжественно приносили в святилище и затем они доставались священникам. И только начиная с пятого года их могли есть все израильтяне.

Читайте также:  Объясните на примере этана какие продукты образуются при

III. ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОРОДНЫХ СЫНОВЕЙ У ИЗРАИЛЬТЯН

Из рассказа об Иакове (Быт 27) с очевидностью следует, что израильтяне придавали особое значение праву П. Хотя первенцем фактически был Исав, но по воле Господа истинным носителем права П. и всех связанных с ним обетований стал Иаков (Рим 9:10-13). Избрание Иакова не было безосновательным. Исав показал себя недостойным, презрев свое право П. (Быт 25:29-34). Однако и Иаков тоже не был безвинен, поскольку пытался завладеть правом П. обманным путем, за что потом тяжело поплатился. Несмотря на все это, Господь считает Иакова-Израиля Своим сыном, Своим первенцем (Исх 4:22); Иаков олицетворяет весь народ Израиля. Здесь вновь подтверждается тот факт, что первое является залогом всего последующего. Поскольку фараон отказывался отпустить первенца Божьего, то был наказан смертью собств. первенца. Особенно отчетливо значение первородных сыновей у израильтян проявляется в отношении к левитам, замещающим всех первенцев. Они принадлежат Господу как неотторжимая собственность и обязаны служить Ему как священники. Привилегиров. положение первенцев выражается и в том установлении, что первородный, как «начаток силы», получает двойную часть в наследстве отца (Втор 21:17).

IV. ХРИСТОС, ИЗРАИЛЬ И ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА КАК «ПЕРВЕНЦЫ»

Звание первородного, прилагаемое в Писании ко Христу, к народу Израиля и к Церкви Христовой, заставляет по-особому взглянуть на носителей этого звания. Когда Христос называется Первородным (Евр 1:6), или «рожденным прежде всякой твари» (Кол 1:15), или «первородным между многими братиями» (Рим 8:29), то таким образом воздается хвала Его верности и священнич. самопожертвованию. Нечто совершенно новое выявляется, когда НЗ называет Иисуса «первенцем из мертвых» (Кол 1:18; Откр 1:5) или «первенцем из умерших» (1Кор 15:20,23). Из этого следует, что первое является залогом целого. Обозначение народа Израиля как сына Божьего, первенца Его (Исх 4:22) позволяет судить о священническом назначении еврейского народа на земле (ср. Исх 19:5 и следующие). В этом же значении Павел называет «начатком Ахаии для Христа» Епенета, первым в этой провинции обратившегося в христианство (Рим 16:5). То же звание носит и семейство Стефана (1Кор 16:15). Эти первенцы позволяют надеяться, что еще многие в провинции Ахаии последуют за ними, поскольку они, как истинно первородные, «посвятили себя на служение святым». Так и мы, «имея начаток Духа», достигнем «Церкви первенцев», чтобы в известной степени стать «некоторым начатком Его созданий» (Рим 8:23; Евр 12:23; Иак 1:18). Те сто сорок четыре тысячи человек, стоявшие на горе Сион, были искуплены как «первенцы Богу и агнцу» (Откр 14:4). Этих примеров достаточно, чтобы показать, что и членам Церкви Христовой в Божьем творении принадлежат права и обязанности первенцев и что эти первенцы, соединившись с Христом, великим Первенцем, представляют собой подтверждение исполнения обетований для всего мира. Павел, называя в 1Кор 15:20,23 Христа в связи с Его воскресением «первенцем из умерших», подразумевает и то, что день воскресения (см. Мф 28:1) был днем по прошествии субботы, первым днем Опресноков, когда приносили в жертву «первый сноп» (Лев 23:10 и следующие).

Источник

По мере чтения первой книги Библии наше внимание постепенно переходит на жизнь Иакова и его семьи, которым посвящено несколько глав (с 28-й до 33-й главы — описание жизни Иакова в Месопотамии и его возвращения в Ханаан). С чем это связано? Скорее всего, с решением очень важных вопросов.

Повествование о жизни Исава и Иакова начинается с их борьбы за первенство еще в утробе матери (Быт.25:20–26). Все это, как предсказал Господь, предвещало сложные отношения и борьбу как братьев между собой, так и их потомков: один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему (Быт.25:23). Начатая линия повествования затем продолжается на протяжении нескольких глав.

После рождения близнецов внимание переключается на уже достаточно зрелый возраст детей Исаака и их отношения между собой и с родителями:

«Исаак любил Исава… а Ревекка любила Иакова. Однажды Исав пришел домой с охоты усталый и обессилевший от голода. Иаков в это время готовил чечевичную похлебку. И сказал Исав Иакову: «Я обессилел от голода, дай мне немного этих красных бобов». …Но Иаков ответил: «Продай мне твое право первородства». «Я умираю от голода, и если я умру, то к чему мне богатство моего отца? Я отдам тебе мою долю», — сказал Исав. Но Иаков сказал: «Сперва поклянись, что отдашь». Исав поклялся Иакову и продал ему свою долю богатства их отца, и тогда Иаков дал Исаву еды и хлеба. Исав поел, попил и ушел, и пренебрег своим правом первородства» (Быт.25:28–33;СоП).

Исав в личной беседе с Иаковом как бы передает свое право на первородство, т.е. на рождение потомка, обещанного Богом, в котором благословятся все народы. С этим были связаны и права наследования, по крайней мере, большей части земли, которую обещал дать Бог для жительства того народа, из которого и должен был произойти обещанный потомок. Однако, судя по повествованию, цитируемому выше, Исав не очень-то переживал по поводу клятвы, данной им Иакову, во всяком случае, мы не видим такой бурной реакции, какая случилась позже по этому же вопросу.

Читайте также:  Презентация какого либо продукта пример

Перед своей смертью Исаак призывает Исава, чтобы благословить его как будущего владельца этого права. Возможно, именно поэтому Исав так легко отказался от первородства в личной беседе с Иаковом и как бы продал его за еду, так как хорошее расположение его отца Исаака и его положение первенца давали ему веские основания быть уверенным в обладании этим правом несмотря ни на что. Его положение было незыблемым и неизменным, ведь он родился первым и поэтому по праву рождения, а не по каким-либо делам, наследовал все от своего отца, да и может ли его брат что-то изменить? На это он и обращает внимание, акцентируя его на своем положении: «Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав» (Быт.27:32).

Здесь можно предположить, что в книге Бытие право, передаваемое от Исаака, условно делится как бы на две части: первая — право на рождение потомка, вторая — право на власть и владение обещанной землей. Именно Исав в разговоре с Исааком разделяет эти два момента: «Он (Иаков) перехитрил меня дважды: сперва отнял у меня право первородства*, а теперь отнял и мое благословление … А для меня ты оставил какое-нибудь благословление?» «Слишком поздно, — ответил Исаак. — Я отдал Иакову власть над тобой и сказал ему, что все его братья будут его слугами…» (Быт.27:36–40;СоП).

* «Первенец, т.е. старший сын, продолжал род отца, получал двойную долю наследства и считался посвященным Господу, в данном случае … и право на владение обетованной землей – Палестиной». Комментарий к переводу Бытие М.Г.Селезнева.

Что же так возмутило Исава? И почему он так легко отдал право первородства? Вероятно, это было связано с тем, что нести религиозную ответственность отца и быть его продолжателем не так сильно заботило Исава, как материальная часть наследства. Именно первенец имел право получить большую часть.

Разделив обетование на две части и выбрав самую привлекательную из них с точки зрения материального богатства, Исав совершил ошибку. В дальнейшем в Библии такой путь разделения Божьего обетования, судя по всему, был отвергнут. Из обетования нельзя было выбрать самую хорошую и выгодную для себя часть, а на остальные не обращать никакого внимания или «выгодно продать» их другим. Случай с Исавом как раз и разрешил эти противоречия, которые возникли у него в связи с владением правом на Божье обетование и которые могли возникнуть в будущем.

Однако все эти рассуждения и перипетии среди людей относительно права владения Божьим обетованием никак не затрагивают самого главного вопроса — вопроса о мнении Создателя относительно всех этих происшествий. Действительно, а что Бог думал по этому поводу? Неужели Иаков мог запросто «украсть» хитростью первородство у своего брата, или купить его, или обменять на что-либо, и Бог просто обязан признать это несмотря ни на что? Неужели слова, сказанные Исааком по недоразумению и его слепоте, так обязательны для исполнения Богом? По крайней мере, со стороны это может выглядеть так.

Первоначально, кажется, что Бог просто слепо принимает случившееся и стоит на стороне Иакова, как это показывают следующие слова: «Иаков… отправился в Харан. …Господь сказал Иакову: «Я Господь, Бог твоего прадеда Авраама, Бог Исаака. Я дам тебе ту землю, на которой ты сейчас лежишь, дам эту землю тебе и твоим детям. …все племена земные будут благословлены через тебя и твоих потомков» (Быт.28:10,13–15;СоП).

Иаков, избегая гнева Исава, отправляется в Харан к родственникам своей матери Ревекки. На этом пути Бог является ему во сне и заверяет в своей поддержке. Иакову трудно поверить в случившееся, поэтому он дает клятву, что если это был не просто сон и все так и произойдет, то он будет отдавать Богу десятую часть из всего того, что ему даст Бог (Быт.28:20–22). Сам Иаков, скорее всего, понимает, что, так как первородство и благословение были получены не совсем прямым путем, все в конечном итоге зависит не от его хитрости и желания, а от Божьего благорасположения, т.е. от Бога, которому он поклоняется, в которого он верит.

Перед нами в книге Бытие предстают два человека, два сына Исаака. Один имеет полное и законное право на обетования Бога, но не стремится ими воспользоваться и даже «торгует» какой-то их частью. Другой не имеет такого права, с какой бы хитростью он ни старался приобрести его, но он, в отличие от первого, всячески стремиться обладать им, хотя бы и хитростью.

Здесь впервые в Библии появляется дилемма: кто должен обладать Божьим благословением — имеющий на то право по рождению (первенец), но не соблюдающий заповеди Бога (не имеющий ревности в этом вопросе), или тот, кто не родился первым, но стремится исполнить повеления Бога? Похоже, что подробная история отношений Исава и Иакова посвящена отчасти решению именно этой проблемы.

Как эта идея развивалась далее – в следующих статьях.

Источник