Какому свойству сознания присущи избирательность и целенаправленность

Сознание –это особое состояние активности, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Самосознание –это осознание человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, своего места в обществе, формирования своего «Я». Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, своего места в обществе, самоформирования своего «Я». В сознании человек не просто переживает, но отдает себе отчет в том, что он переживает, наделяет переживания смыслом. В истории философии сложились идеалистическая и материалистическая концепции сознания. Согласно идеализму, сознание понимается как субстанция, все остальное лишь её производное. Объективный идеализм утверждает, что сознание есть абсолютная, вне и надындивидуальная духовная активность (Платон, Н. Бердяев, Г. Гегель). Субъективный идеализм, представленный трансцендентальной концепцией сознания (И. Кант), понимает его как специфическую общечеловеческую идеальную активность. В рамках материализма сознание носит функциональный характер, оно есть лишь функция материи, ее производное. Вульгарный материализм (К. Фохт, Л. Бухнер) сводит содержание сознания к физиологическим процессам, которые происходят в мозгу человека.

Современное представление о сознании характеризует его посредством выделения следующих свойств: Идеальность сознания выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отраженных в них предметов действительности, ни свойствами физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникают. Интенциональность характеризуется направленностью сознания на предмет. Рефлексивность есть способность сознания делать предметом изучения свое собственное содержание. Активность сознания проявляется в его возможности отражать мир целенаправленно и избирательно, конструировать теоретические модели, объясняющие действия, явления, мир в целом. Целеполагание заключается в способности сознания человека ставить цель и планировать последовательность действий, тем самым, направлять деятельность, прогнозировать ее результаты, осуществлять выбор методов, форм, видов деятельности, направленных на достижение целей. Свобода сознания заключается в том, что оно может выбирать, действовать по- другому, чем в предыдущие разы, перебирает варианты, делает выбор, останавливаясь на том, что будет важным, лучшим, значимым. Наличие у человека свободы воли, способности сознательного выбора, делает человека существом универсальным. Субъективность сознания выражается в принадлежности сознания субъекту, индивиду, как проявление его индивидуальности. Сознание человека обладает свободой, которая проявляется в способности располагать множеством возможных вариантов действия, преодолевать пространственно-временные ограничения, строгую причинно-следственную связь. Именно свобода сознания есть основа свободы воли. Сознание выполняет следующие важные функции: 1. Познавательная функция заключается в адекватном отражение действительности. Познание осуществляется в формах чувственного и рационального отражения, на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления. 2.Оценочная (или аксиологическая) функция проявляется в субъективном отношении к действительности, в оценке получаемой о ней информации (например, степени адекватности и полноты знания). 3.Аккумулятивная функция реализуется в накоплении знаний, полученных из непосредственного, личного опыта, а также добытых современниками или предшествующими поколениями. 4. Функция постановки цели осуществляется в способности человека ставить цель и планировать в соответствии с ней свои действия. 5.Конструктивно-творческая функция обнаруживается в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. 6.Управленческая функция сознания заключается в регулировании действии человека и общества (общественное сознание). 7.Коммуникативная функция состоит в способности человека общаться с другими людьми посредством языка.

Источник

Сознание –это особое состояние активности, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Самосознание –это осознание человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, своего места в обществе, формирования своего «Я». Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, своего места в обществе, самоформирования своего «Я». В сознании человек не просто переживает, но отдает себе отчет в том, что он переживает, наделяет переживания смыслом. В истории философии сложились идеалистическая и материалистическая концепции сознания. Согласно идеализму, сознание понимается как субстанция, все остальное лишь её производное. Объективный идеализм утверждает, что сознание есть абсолютная, вне и надындивидуальная духовная активность (Платон, Н. Бердяев, Г. Гегель). Субъективный идеализм, представленный трансцендентальной концепцией сознания (И. Кант), понимает его как специфическую общечеловеческую идеальную активность. В рамках материализма сознание носит функциональный характер, оно есть лишь функция материи, ее производное. Вульгарный материализм (К. Фохт, Л. Бухнер) сводит содержание сознания к физиологическим процессам, которые происходят в мозгу человека.

Современное представление о сознании характеризует его посредством выделения следующих свойств: Идеальность сознания выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отраженных в них предметов действительности, ни свойствами физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникают. Интенциональность характеризуется направленностью сознания на предмет. Рефлексивность есть способность сознания делать предметом изучения свое собственное содержание. Активность сознания проявляется в его возможности отражать мир целенаправленно и избирательно, конструировать теоретические модели, объясняющие действия, явления, мир в целом. Целеполагание заключается в способности сознания человека ставить цель и планировать последовательность действий, тем самым, направлять деятельность, прогнозировать ее результаты, осуществлять выбор методов, форм, видов деятельности, направленных на достижение целей. Свобода сознания заключается в том, что оно может выбирать, действовать по- другому, чем в предыдущие разы, перебирает варианты, делает выбор, останавливаясь на том, что будет важным, лучшим, значимым. Наличие у человека свободы воли, способности сознательного выбора, делает человека существом универсальным. Субъективность сознания выражается в принадлежности сознания субъекту, индивиду, как проявление его индивидуальности. Сознание человека обладает свободой, которая проявляется в способности располагать множеством возможных вариантов действия, преодолевать пространственно-временные ограничения, строгую причинно-следственную связь. Именно свобода сознания есть основа свободы воли. Сознание выполняет следующие важные функции: 1. Познавательная функция заключается в адекватном отражение действительности. Познание осуществляется в формах чувственного и рационального отражения, на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления. 2.Оценочная (или аксиологическая) функция проявляется в субъективном отношении к действительности, в оценке получаемой о ней информации (например, степени адекватности и полноты знания). 3.Аккумулятивная функция реализуется в накоплении знаний, полученных из непосредственного, личного опыта, а также добытых современниками или предшествующими поколениями. 4. Функция постановки цели осуществляется в способности человека ставить цель и планировать в соответствии с ней свои действия. 5.Конструктивно-творческая функция обнаруживается в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. 6.Управленческая функция сознания заключается в регулировании действии человека и общества (общественное сознание). 7.Коммуникативная функция состоит в способности человека общаться с другими людьми посредством языка.

Читайте также:  Какими свойствами обладает иван чай

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 28 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.008 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник

СОЗНАНИЕ (сознательное) – форма отражения объективной действительности в психике человека – высший уровень отражения психического и саморегуляции. Содержание психической деятельности человека определяется его сознанием, образом жизни и деятельностями, в которые он включен. Сознание является основным атрибутом личности человека. Оно формируется и развивается в процессе его онтогенеза (жизненного пути). Всякое изучение сознания вне личности невозможно, так как, изучая сознание в развитии, психология изучает специфический процесс становления сознательной личности.

Психология изучает происхождение, структуру, свойства и функционирование сознания индивида.

Происхождение Ведущую роль в развитии сознания человека сыграл образ жизни. Сознание человека возникло и развилось в процессе общественной жизни. Предпосылками возникновения сознания человека явились: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация, выработка использования языка и других знаковых систем, а также становление материальной и духовной культуры.

Сознание признается границей, отделяющей человека от животных. Человека отличает от животных, прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.

Только человек способен сделать свой внутренний мир предметом осознания, то есть рефлексии. Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы. Следовательно, человек способен не просто познавать мир, но и познавать самого себя, не просто знать, а знать, что знаешь.

Главная функция сознания это способность человека соотносить себя с внешним миром. Именно эта способность даёт возможность человеку осознать самого себя и формироваться как личность. Для этого сознание использует разные уровни восприятия и отражения объективной реальности. На сегодняшний день выделяют три уровня:

1. Чувственно–эмоциональный – восприятие и отражение мира органами чувств.

2. Рационально–дискурсивный – восприятие мира, через определение его характеристик.

3. Интуитивно–волевой – способствует целостности восприятия мира и осознанию себя.

Кроме рефлексии и отражения объективной реальности, сознание выполняет и другие функции, которые указаны в следующей классификации:

Читайте также:  Какими свойствами обладает тысячелистник

Отражательная – восприятие объективного мира через познавательные процессы (память, мышление, внимание). Познавательная функция, с помощью которой человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира, получить информацию о них. Познание осуществляется в формах отражения: чувственного и рационального – на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления.

Оценочная – наше отношение к этому миру, событиям и к самим себе, которое может выражаться в виде чувств и эмоций. Ценностно-ориентационная функция, с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое отношение к ним.

Порождающая – творческая или креативная. Конструктивно-творческая функция, заключающейся в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. Сознание может предсказывать, предвосхищать то, что произойдет в силу действия объективных законов. Эту функцию в философии часто называют воображение, способность к чему один из наиболее мощных механизмов человеческой активности.

Преобразующая – управление волевыми процессами, где мы сами принимаем решения и действуем. Управленческая функция, с помощью которой человек осознает свои потребности, ставит цели, стремится к ним, то есть управляет своим поведением. На основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями сознание регулирует, упорядочивает действия человека, действия коллективов, то есть осуществляет управленческую функцию, обеспечивая разумное регулирование, самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром.

Время образующая – способность отслеживать связь между прошлым, настоящим и будущим. Функция прогностическая – человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, а также прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.

Рефлексивная – основная функция, которая характеризует саму сущность сознания, нашу способность к самосознанию.

Аккумулирующая – накопление информации. В сознании накапливаются знания, полученные из личного опыта, а также добытые предшествующими поколениями людей или современниками. Эти знания становятся основой для добывания новых знаний, а также для осуществления практических действий.

Интеграционная – объединяющая все системы восприятия объективного мира. Систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше.

Коммуникативная – определяющая за наше окружение. Деятельность индивида требует общения с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, поэтому сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет коммуникативную функцию.

Количество подобных классификаций, со временем продолжает расти. Это связано с новыми, дополняющими представлениями современной науки о сознании.

Рассмотрев основные важнейшие функции сознания, мы выявили, что все они взаимосвязаны, взаимно переплетаются. Соответственно этим функциям в сознании выделяют, со своими специфическими особенностями, три основные сферы: 1) интеллектуальную; 2) эмоциональную; 3) мотивационно-волевую.

Деление на эти сферы условно, так как они не могут существовать друг без друга.

1. К интеллектуальной сфере сознания относятся свойства:

– мышления: быстрота, систематичность, последовательность, критичность, гибкость;

– памяти: объем, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению;

– внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость;

– восприятия: наблюдательность, избирательность, способность узнавания.

2. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Чувства – это эмоции, характеризующие личность человека. Различают:

– нравственные чувства: гуманность, любовь, совесть, раскаяние;

– эстетические: чувство прекрасного, юмора;

– интеллектуальные: любопытство, удивление, сомнение.

Мысли всегда связаны с какими-то чувствами личностным смыслом.

3. В основе мотивационно-волевой сферы лежат потребности человека: биологические, социальные и духовные. Они являются источником его активности, когда осознаются и воплощаются в конкретные стремления – мотивы.

Свойства сознания: универсальность – в сознании могут быть отражены любые явления; избирательность – сознание избирает 1 элемент своим объектом; объективность – отражает так, как надо; целеполагание – прежде мыслить, чем думать; активность; творчество.

Совокупность свойств сознания может быть представлена следующим образом.

I. Сознание как целое (свойства системы).

1. Целостность: важнейшее свойство сознания – его целостность. Оно выражается в единстве всех его частей и функций, в их согласованности.

а) связность – позволяет выделять более связные объекты из менее связной среды. Связность есть показатель внутренних связей целого (между его частями) и внешних связей между целым и средой;

б) ограниченность – ограниченность указывает на наличие временных и пространственных границ индивидуального сознания. Во времени оно существует и функционирует в определенные периоды жизни каждого человека.

Читайте также:  Какие свойства у пропорции

в) системность – выражается в наличии в составе целого (сознания) совокупности элементов (функций, видов, форм и уровней психического; чувственной и биодинамической ткани, значений и смыслов), связанных определенной структурой (совокупностью связей) и функционирующих совместно.

2. Идеальность – Специфическим свойством сознания выступает его идеальность. Суть его в отвлеченности, относительной самостоятельности образов и переживаний от вызвавших их реальных причин. Иначе говоря, идеальное – это особый способ бытия реальности, когда связь между отражаемым и отражением не носит непосредственного характера. Сознание может оперировать не самими существующими в действительности вещами, а их «заместителями»: образами, понятиями, знаками (с их значением и смыслом). Идеальное – это относительно самостоятельное существование объективного в субъективной форме.

Целостность и идеальность сознания предопределяют его рефлексивность, т. е. способность наблюдать самое себя, способность к самопознанию. На сознательном уровне отражения человек может воспринимать происходящее в его внутреннем мире, понимать свои психические процессы и состояния, влиять на их ход, развитие. На досознательном уровне рефлексия недоступна индивиду, поскольку еще нет выделения себя из среды.

3. Рефлексивность – определяет свойство подотчетности сознания, т. е. представленность сознания как способности человека отдавать себе отчет в своих действиях и поступках, контролировать их, руководить ими. В более широком плане это свойство есть проявление в человеке единства сознания и личности.

а) способность к самоконтролю;

б) подотчетность.

Целостность, идеальность и рефлексивность являются свойствами, характеризующими сознание преимущественно как целое, как систему. С определенной условностью сюда можно отнести такое свойство, как непрерывность.

4. Непрерывность – способность отражать прошлое, настоящее и будущее. Понятие непрерывности, конечно, шире, но в психологии этот термин используется в данном значении, поэтому оставим его.

Можно указать и на ряд свойств сознания, которые проявляются и на уровне его составляющих, характерных изученным ранее психическим явлениям, структурированным в единое сознание.

II. Сознание как система элементов (свойства элементов).

5. Предметность. – так, предметность сознания проявляется и в предметности восприятий, памяти, мышления, чувств.

6. Знаковость. – Знаковость (семантичность) сознания выражается в знаковости мышления и речи. Обозначающую функцию несут эмоции и психомоторика.

7. Константность – Константность (и более широко – устойчивость) сознания увязывается с константностью восприятия, модальным безразличием кратковременной памяти, устойчивостью внимания.

8. Центрированность – Центрированность (способность к фокусировке) сознания напрямую связана с концентрацией внимания.

9. Активность – присуща всем уровням психической деятельности, и когда речь идет об активности сознания, то имеется в виду не само по себе понятие активности, а наивысшая ступень ее проявления, характерная для этого уровня организации психики вообще и для высших психических процессов в частности (для мышления, для произвольных форм внимания, памяти и воображения, для волевой регуляции).

10. Ясность – Ясность сознания детерминирована прежде всего протеканием процесса внимания; это свойство, пожалуй, есть обобщение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости, распределяемости и др.). Понятие «ясность» применимо также и к интеллектуальной сфере: ясность мысли и речи. Близко по смыслу выражение «светлая память». По степени ясности различаются представления. Главным в этой характеристике является, конечно, степень осознанности объекта, но в него безусловно вплетена и четкость границ, сбалансированность, яркость образа. Следовательно, это свойство – не сугубо качество сознания.

11. Социальность – Часто в качестве свойства сознания приводят такую его характеристику, как социальность. Но, видимо, социальный аспект психики человека следует рассматривать не столько как свойство того или иного психического явления, а как условие его возникновения, формирования, развития, в целом существования. Социализация – механизм перевода психического отражения на сознательный уровень. Одновременно социализация невозможна без достаточного уровня организации психики. Это неразрывные, взаимно обусловливающие друг друга стороны становления человека. Происходит это становление одновременно и как повышение уровня организации психики, и как формирование личности в процессе деятельности людей, в первую очередь трудовой совместной деятельности. Поэтому лучше говорить не о социальности сознания как его свойстве, а о сознании как качестве психической деятельности, определяемом социальными факторами.

Таким образом, вышесказанное позволяет дать следующую общую характеристику: сознание – это высшая, свойственная только человеку, связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.



Источник