Каков физический смысл силы каким свойством она обладает

Петр Иванович Дубровский, добросовестный инженер – исследователь, честный и непредвзятый частный научный детектив.

e-mail: d-pi@yandex.ru

По моим наблюдениям, а наблюдение – это один из основных методов научного познания, одна из основных проблем современного обучения физике заключается в том, что обучаемые в своем подавляющем большинстве либо вообще не знают, что такое импульс силы, либо не понимают физического смысла импульса силы.

Аристипп Киренейский

А ведь «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут», – изрёк однажды ученик и друг Сократа Аристипп Киренейский (Ἀρίστιππος), живший, как утверждает официально узаконенная версия мировой истории, примерно 2400 лет тому назад. И хотя у меня есть вполне обоснованные сомнения насчёт 2400 лет, высказанная когда-то Аристиппом мысль до сегодняшнего дня не потеряла актуальности.

Итак, в чем же заключается физический смысл импульса силы.

В начале давайте определимся с терминологией, а то некоторые умные головушки, авторы некоторых современных школьных учебников по физике, начали выдавать «на гора» такие определения, что я бы порекомендовал срочно начать их принудительное лечение галоперидолом.

Основные определения:

Адекватное определение энергия я смог найти только в учебнике «Физика 10 класс», написанным Г.Я. Мякишевым, Б.Б. Буховцевым и Н.Н.Сотским (цитирую):

Энергия характеризует способность тела (или системы тел) совершать работу. Или – если система тел может совершить работу, то мы говорим, что она обладает энергией.

Это определение энергии совсем не ново, так как оно встречается в учебнике «Физика» конца XIX века, написанным русским физиком и педагогом Константином Дмитриевичем Краевичем.

Константин Дмитриевич Краевич (1833—1892)

Вот сканы из седьмого издания учебника «Физика» Краевича, 1880 год, Санкт-Петербург, Типография Министерства Путей Сообщения (А Бенке), по Фонтанке, № 99.

Я предлагаю также пользоваться и другими определениями из «Физики» Н.Д. Краевича, которые не потеряли своей актуальности:

Также мне понадобится определение импульса силы. У русской барышни Вики (русскоязычной Википедии) я нашёл вполне подходящее определение:

Импульс силы — это векторная физическая величина, равная произведению силы на время её действия, мера воздействия силы на тело за данный промежуток времени.

То есть импульс силы p = Ft, где

F – сила, действующая на тело

t – время действия этой силы на тело

Для более «продвинутых» читателей, знакомых с интегралами, скажу, что, так как сила может изменяться в течение времени, следует использовать формулу:

Начну объяснения физического смысла импульса силы на примере движущегося автомобиля. Но сперва анекдот.

Михаил Певунов, он же “Дачник”, взял кошку и влил в её рот мензурку бензина.

Кошка пробежала три метра и упала.

– Бензин закончился – подумал Михаил Певунов

– Совсем сдурел Михаил – подумал бензин.

Разве этот мысленный эксперимент “кот Певунова” хоть в чём-то уступает мысленному эксперименту “кот Шрёдингера”?

На самом деле, когда мы на заправочной станции заливаем в бензобак (в топливный бак) автомобиля бензин (или дизельное топливо), то это можно расценивать как передаче автомобилю некоей потенциальной энергии, то есть энергии, которая при определенных условиях – сгорание в цилиндре горючей смеси бензина и атмосферного воздуха создаёт избыточное давление с одной стороны поршня внутри цилиндра, что и приводит к возникновению «движущей силы» – и приводит в конце концов автомобиль в движение, заставляет автомобиль совершить работу.

Движению автомобиля, как и движению любого материального тела в условиях Земли, препятствуют разные силы, которые принято называть силами сопротивления движению. Сила тяги, то есть «движущая сила» автомобиля, развиваемая двигателем, передаётся через ведущие колеса автомобиля, как раз и расходуется на преодоление этих сил.

К силам сопротивления движению автомобилей относятся:

– все силы трения – в двигателе и трансмиссии автомобиля, включая трение в подшипниках в ступицах колёс и трение качения колёс по дороге (Ff);

– сила сопротивления уклона (Fi);

– сила сопротивления воздуха (Fw).

Допустим, Вам необходимо съездить на своём автомобиле полной снаряженной массой m = 2 тонны в соседний город, расположенный в 200 км от Вашего города и вернуться назад. Предположим, что дорога ровная, на дороге нет уклонов, поэтому Fi = 0, и Вы планируете совершить эту поездку на скорости 100 км/час. Предположим, что на такой скорости расход бензина для Вашего автомобиля составляет 10 литров на 100 километров.

Разгон и торможение автомобиля мы рассмотрим позднее.

Очевидно, что для такой поездки Вам необходимо запастись не менее чем 40 литрами «потенциальной энергии», вернее, 40 литрами бензина. Если автомобиль движется равномерно и прямолинейно, это, в полном соответствии с первым законом Ньютона, означает, что равнодействующая всех сил, действующих на автомобиль, равна нулю, то есть, в горизонтальной плоскости, Fдвиж = Ff + Fw

А также это означает, что после разгона всё топливо (потенциальная энергия этого топлива) будет расходоваться исключительно на поддержание скорости Вашего автомобиля.

Итак, Ваш автомобиль движется с равномерной скоростью в 100 км/час и расходом при таком режиме 10 литров на 100 километров. Это означает, что

1. Двигатель вашего автомобиля постоянно, каждую секунду, каждое мгновение своей работы, создаёт движущую силу Fдвиж = Ff + Fw

Предположим, что для указанных условий Fдвиж = 4000 Ньютонов

Как можно определить требуемую движущую силу, я расскажу на следующих уроках, и даже предложу повести эти уроки методом практических занятий и закрепим это решением задач.

2. Для преодоления сил сопротивления движению на каждые 100 километров дороги двигатель создаёт эту самую движущую силу в продолжении 1 часа, то есть 3600 секунд, а на всю дорогу целиком – 4 часа или 14400 секунд.

То есть, на совершение работы (поездки в соседний город и обратно, в общей сложности 400 км) двигатель Вашего авто отработал в определенном режиме, обеспечивая равномерное движение автомобиля со скоростью 100 км/час, в течение 14400 секунд, постоянно создавая движущую силу величиной 4000 Ньютонов.

Для совершения работы потребовалась потенциальная энергия 40 литров бензина. И эта потенциальная энергия была израсходована на создание импульса силы, полная величина которого равна

p = 4000 Н * 14400 сек = 57,6 миллиона Н*сек

То есть импульс силы – это и есть та физическая величина, которая на самом деле совершает работу. В этом и заключается физический смысл импульса силы.

Проблема в том, что ни учителя физики, ни профессорско-преподавательский состав вузов, ни академики РАН не понимают таких простых вещей.

А теперь скажите мне,

1. Я в чём-то неправ? Если я неправ, то в чём именно?

2. Куда и каким образом мне пристегнуть к этому объяснению нынешнюю «кинетическую энергию»?

3. Ну, и если что непонятно, задавайте свои вопросы, я разъясню всё на следующих уроках – просто мне надо знать, каким моментам мне следует уделить особое внимание.

Источник

Что такое “масса”

Слово масса (лат. massa, от др.-греч. μαζα) первоначально в античные времена обозначало кусок теста. Позднее смысл слова расширился, и оно стало обозначать цельный, необработанный кусок произвольного вещества; в этом смысле слово используется, например, у Овидия и Плиния.

Источник: https://sun9-21.userapi.com/cWnyw3_QMGMiAx7bpuYJ6qbWDHK5CGvmwIDOhA/Bqj4E-hF8jo.jpg

Масса как научный термин была введена Ньютоном как мера количества вещества, точнее – материи, до этого естествоиспытатели оперировали понятием веса. В труде «Математические начала натуральной философии» (1687) Ньютон сначала определил «количество материи» в физическом теле как произведение его плотности на объём. Однако, во времена Ньютона, не было ещё чёткого разделения между веществом и материей. В наше время под веществом понимают барионную материю, то есть считают, что барионная материя, состоящая из атомов, называется веществом. А под материей как вещество, так и различные поля, через которые они взаимодействуют, приписывая им энергию и импульс.

Фактически Ньютон использует только два понимания массы: как меры инерции и источника тяготения. Ньютон ввёл массу в законы физики: сначала во второй закон Ньютона, через нее – в первый и третий, а затем — в закон тяготения. В современном понимании в классической механике

1) Масса тела – это физическая величина, которая является мерой инертности тела.

2) Ма́сса — скалярная физическая величина, определяющая инерционные и гравитационные свойства тел в ситуациях, когда их скорость намного меньше скорости света.

Первый закон определяет движение м.т. в отсутствие силы, второй – в присутствии внешней силы:

1. Масса – это мера инерции тела:F = m· w.

2. Третий закон определяет закон равенства действия и противодействия (силы и противосилы) для консервативной системы м.т.: Fi= 0.

3. А затем и в закон тяготения (тел Землей): F = mg, откуда сразу следует, что вес пропорционален массе.

Параметр F называется силой, действующей на м.т. Именно она совместно с массой и ускорением является главным героем всех трех законов Ньютона. Ньютон явно указал на эту пропорциональность и даже проверил её на опыте со всей возможной в те годы точностью: «Определяется масса по весу тела, ибо она пропорциональна весу, что мной найдено опытами над маятниками, произведёнными точнейшим образом» (эти опыты Ньютон подробно описал в III томе своих «Начал»).

Выделенная роль массы, силы и ускорения, а также импульса и энергии, определяется уравнением второго закона Ньютона, в которое входит произведение массы м.т. m на ускорение w = d2r/dt2, получаемое телом при взаимодействии с силовым полем или контактно с другой м.т., и следствиями из них. В этом выражении масса выступает как мера инерции, характеризующей способность изменять скорость под действием внешней силы:

В классической механике в качестве собственных параметров м.т. рассматриваются только скалярная масса m. Импульс скорее является расчетной величиной, чем экспериментально измеряемой. Рассмотрим

Основные их свойства

Левая часть уравнения, определяющего силу взаимодействия F, может зависеть произвольным образом от других параметров м.т. и внешних полей, но обычно порядок дифференциального элемента dnr(t)/dtn для левой части уравнения (2, 3) ограничивается числом n = 1 (иногда 2):

F(m, r, t, , r(t), dr(t)/dt) = mw.

В этом уравнении масса тела определяет чувствительность м.т. к изменению состояния движения под воздействием силы, чувствительной к соответствующему заряду (в т.ч. и массе). Сила, действующая на м.о., обладает свойством аддитивности, и складывается из сил, действующих на каждую ее составную часть:

F = ∑ₖfₖ.

где k – индексы составляющих составной объект м.т.

Масса тела является скаляром и не изменяется при взаимодействиях с внешними полями и между собой (кроме, возможно, случаев рассмотрения неупругого взаимодействия и реактивной силы). Как мера количества вещества, она обладает следующими свойствами:

– масса является мерой количества вещества;

– масса составного тела является аддитивным параметром и равна сумме масс составляющих его частей;

– масса изолированной системы тел сохраняется, не меняется со временем. Как писал М.И.Ломоносов, “ежели где-то что-то убыло, то где-то что-то прибыть должно непременно”.

– масса тела не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой, в частности, она одинакова в различных инерциальных системах отсчета.

Масса тела обладает свойством аддитивности. Это означает, что если некоторый материальный объект является составным объектом, но рассматривается как одно целое, то, хотя и каждая составная часть ее взаимодействует с внешним полем (или другими объектами) независимо, ее можно рассматривать как одну м.т. с общей массой и зарядом, находящимся в центре масс (см. законы Ньютона) этих м.т.:

m = ∑ₖmₖ..

При упругих взаимодействиях массы взаимодействующих м.т. не изменяются. При неупругих взаимодействиях двух тел с массами m1 и m2 их массы могут изменяться, но сумма их масс не изменяется. Это же относится и к зарядам м.т.:

Примером неупругого взаимодействия является столкновение двух автомобилей. Еще один интересный пример с противоположным эффектом неупругого взаимодействия – движение ракеты с помощью реактивного двигателя.

Энергия и импульс также обладают свойством аддитивности.

В СТО параметр “масса” имеет две интерпретации. Первое – как скалярный параметр, применяемый в серьезных научных работах, соответствует по значению массе покоя м.т. и обозначается через m. Вторая – как динамическая масса, соответствующая временному элементу 4-х вектора энергии–импульса м.т., отвечающей за полную энергию м.т., поделенной на c2. Динамическая масса применяется в научно-популярной, школьной и частично вузовской учебной литературе. Обозначается тем же символом m, хотя правильнее было бы обозначать как m0 или m0 – эквивалент полной энергии м.т. В СТО эти массы взаимосвязаны и эта связь определяется через модуль полного 4-импульса м.т.:

В ОТО масса м.т. в произвольной точке пространства-времени имеет скалярную массу

Мои странички на Дзен: ВАЛЕРИЙ ТИМИН

Если вам понравилась статья, то поставьте “лайк” и подпишитесь на канал! Если не понравилась – все равно комментируйте и подписывайтесь. Этим вы поможете каналу. И делитесь ссылками в ваших соцсетях!

Если хотите узнать, что обозначает слово или словосочетание, в ОПЕРЕ выделите это слово(сочетание), нажмите правую клавишу мыши и выберите “Искать в …”, далее – “Yandex”. Если это текстовая ссылка – выделите ее, нажмите правую клавишу мыши, выберите “перейти …”. Все! О-ля-ля!

Ссылка на мою статью Как написать формулы в статье на Дзен?

Источник

Теория и методика подтягиваний, Кожуркин А. Н.

Масса физического тела – это количество вещества, содержащееся в теле или в отдельном звене.

Вместе с тем масса тела – это величина, выражающая его инертность. Под инертностью понимается свойство, присущее всем телам, состоящее в том, что для изменения скорости тела на заданную величину нужно, чтобы действие на него другого тела длилось некоторое время.

Чем время больше, тем инертнее тело. Масса тела не зависит от того, в каких взаимодействиях участвует тело, ни от того, как оно движется. Что бы с телом ни происходило, его масса остаётся одной и той же. Масса выражается в килограммах. Но в повседневной жизни мы привыкли в килограммах выражать вес. Во избежание путаницы попробуем разобраться во взаимосвязи веса и массы.

Вес тела – это сила, с которой тело воздействует на опору (или подвес) вследствие притяжения к Земле. Когда нет никакой опоры, нет и веса, т.е. тело, находящееся в свободном падении, ничего не весит. Но при этом его масса не изменяется.

Как и любая другая сила, вес выражается в ньютонах. При взвешивании какого либо физического тела на пружинных весах измеряется сила, с которой это тело растягивает пружину под воздействием исключительно силы притяжения к Земле. Именно поэтому в стандартных условиях вес тела Р численно равен силе тяжести Fg, которая в соответствии со вторым законом Ньютона, равна произведению массы тела m на ускорение свободного падения g: Fg= m*g.

Хотя для неподвижного тела сила веса равна силе тяжести, эти две силы нужно чётко различать: сила тяжести приложена к самому телу, притягиваемому Землёй, а вес тела – к опоре или подвесу.

В тех случаях, когда эти силы равны и нас интересует только величина силы, а не точка её приложения, смешение понятий сила тяжести и сила веса не приводит к ошибкам.

При условии неизменности ускорения свободного падения масса тела пропорциональна силе тяжести, а значит и весу тела.

Интересно, что если какое-либо тело взвесить на одних и тех же пружинных весах сначала на экваторе, а затем на полюсе, показания весов будут отличаться примерно на полпроцента из-за разницы в величине ускорения свободного падения, которая вызвана различным расстоянием до центра Земли и её суточным вращением.

Для измерения какой-либо физической величины необходимо сначала выбрать эталон этой физической величины. В качестве эталона массы принята масса платиновой гири-образца, хранящейся в Международном бюро мер и весов в Париже и именуемая килограммом (кг).

Но самое интересное, что в качестве эталона силы принята та же самая платиновая гиря. Любая пружина, растянутая подвешенной к ней гирей-эталоном, будет действовать с определённой силой, которую называют килограмм-сила и обозначают кГ.

Нужно обратить внимание на то, что определения этих двух величин, получивших почти одинаковые названия (килограмм-сила и килограмм-масса), и обозначения (кГ и кг) основаны на совершенно различных свойствах одного и того же тела – парижской гири-образца.

Сила определена по притяжению образца Землёй, а масса – как мера инертности гири, т.е. её способности получать те или иные ускорения под действием различных сил.

Таким образом, если говорят, что спортсмен весит 70 килограммов, это означает не что иное, как то, что его масса составляет 70 кг (килограмм-массы), а вес – 70 кГ (килограмм-силы).

Сила веса возникает в результате притяжения Земли, но по величине она может отличаться от силы притяжения Земли.

Это бывает в тех случаях, когда кроме Земли и подвеса на данное тело действуют какие-либо другие тела. Поясним это на примере, связанном с подтягиванием на перекладине.

Когда речь идёт о силе, действующей на гриф перекладины во время подтягиваний, т.е. о силе, которая на совершенно законных основаниях называется весом, то нет ничего удивительного в том, что такая сила может претерпевать разнообразные количественные изменения в различных фазах цикла подтягиваний.

Это связано с тем, что сила давления на гриф определяется не только силой тяжести, а является равнодействующей всех сил, действующих на гриф в местах расположения хвата.

Так, при висе в исходном положении сила, действующая на гриф перекладины, численно равна силе тяжести, при разгоне тела в начальной части фазы подъёма – больше её, а при торможении при опускании в вис – меньше.

При гашении остаточной скорости в момент прихода в исходное положение эта сила может достигать таких высоких значений, что вызванная ею дополнительная ударная нагрузка на кисти (называемая перегрузкой) может привести к срыву с перекладины.

Геометрия масс.

Распределение масс между звеньями тела и внутри звеньев называется геометрией масс.

Наиболее общим показателем распределения масс в теле служит общий центр тяжести тела (ОЦТ). Общий центр тяжести тела располагается в зависимости от телосложения человека.

В симметричном положении человека стоя с опущенными руками ОЦТ находится на уровне от 1 до 5 крестцового позвонков.

С изменением формы тела за счёт иного расположения его частей изменяет своё положение и ОЦТ. В некоторых положениях тела ОЦТ может быть за пределами тела. Чтобы определить, как будет смещаться ОЦТ при движениях человека, нужно определить массы частей тела и расположение их центров тяжести

В человеческом теле около 70 звеньев. Для решения практических задач обычно используется пятнадцатизвенная модель.

Величина массы отдельных звеньев тела человека для такой модели в среднем составляет: головы – . 7% от массы всего тела, туловища – 46.4% , плеча – 2.6%, предплечья – 1.8%, кисти – 0.7% , бедра – 12.2%, голени -1 4.6% , стопы – 1.4%

Зная массу тела, массу любого звена можно рассчитать по формуле:

(1.1)

m%- процент массы звена от массы тела, кг ; m-масса тела, кг.

Рукопашный бой в Москве на Кунцевской.

Содержание книги

  • Глава 2. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДТЯГИВАНИЙ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ.
  • Глава 3. Характеристика тренировочной нагрузки.
  • Глава 4. Отдых и восстановление.
  • Глава 5. Направленность тренировочной нагрузки
  • Глава 6. Развитие статической силовой выносливости мышц предплечья.
  • Глава 7. Развитие динамической силовой выносливости мышц, участвующих в подтягивании.

Источник