Конспект урока 1 класс по технологии какие свойства у разных материалов

- Изучение нового материала
1.Сообщение темы урока.
Чтобы в жизни всё узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Тему нашего урока вы узнаете, составив слово из карточек с буквами, которые лежат у вас на столах .Попробуйте самостоятельно выложить слово.
Кто уже составил слово?
Тема нашего урока: «Свойства разных материалов»
2.Беседа о природных материалах
Представьте , что мы с вами пошли в лес. Какие материалы мы можем собрать в лесу?(палочки, листья, желуди, шишки , древесину ) А какие материалы мы можем собрать на лугу?(земля, песок, глину ) А какие материалы мы можем получить от домашних животных?(шерсть животных) Древесина, листья, глина, шерсть животных- это всё природные материалы, их дает природа.
Все эти материалы мы берем с собой в корзинку. Давайте перечислим, что мы с вами собрали. Природа помогает тому, кто её понимает и любит. Как вы понимаете эти слова.
3.Беседа о материалах, созданных человеком
Из чего сделаны изделия на рисунках? Где человек взял подходящий для каждого изделия материал? Какой предмет лишний? Почему?
Где художники увидели подсказки для своих рисунков, узоров? Из чего изготовлены эти изделия?
Задумайтесь. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера. Как вы понимаете смысл данной пословицы?
4. Опыты по определению свойств материалов
У вас на столах лежат конверты, но что в них вы узнаете только тогда, когда отгадаете загадки.
Я слеплю кого угодно:
Волка, куклу в платье модном.
На уроке мы творим.
Очень нужен… (Пластилин)
Мой первый слог — на дереве,
Второй мой слог — союз,
А в целом я — материя
И на костюм гожусь. (Ткань)
Из металла эта нить
Можно гнуть её крутить,
Сделать из неё цепочку,
Шило, спицу, гвоздик прочный.
Электрический ток в дом
Вдоль по нити той шагает,
Тот, что лампочку огнём
Ярко ночью зажигает.(проволока)
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам в этом, ребята? (бумага)
Тут и там,
Вежде есть я, и такая разная…
Из меня одежку шьют,
На диван обивку вьют,
Угадали кто такая?(ткань)
Что нужно к ране приложить
Чтобы кровь остановить?
Белое, пушистое
И стерильно чистое.(вата)
Длинная, но не река;
извилистая, но не змея;
крепкая, но не сталь;
удерживает, но не зaмOк.(веревочка)
Для строительства немало
Нужно стройматериала:
Кедр, дуб, сосна, осина
По-другому …(древесина)
Откройте конверты и посмотрите, правильно ли вы ответили на загадки (лист бумаги, лоскут ткани, пластилин, древесина, металлическую проволоку, вату, веревочку). Достаньте из конверта все предметы и положите их на стол.
Как можно назвать все эти предметы? (Материалы ) А кто может сказать, что такое материал?
Материал-это то, из чего делают изделия, предметы.
Сейчас мы будем брать по очереди разные материалы. Трогать их, рассматривать, пробовать согнуть, смять и расправить .
Возьмите бумагу. Рассмотрите её, что мы можем о ней сказать? Проведите по ней пальцем , бумага гладкая или шершавая?(гладкая)
Сложите бумагу , а теперь разгладьте. Значит, бумагу можно мять и разглаживать.
Попробуйте разорвать бумагу.(слайд: свойства бумаги)
Теперь возьмите кусочек пластилина. Попробуйте помять его. Пластилин мягкий или твердый? (мягкий)
Теперь возьмите в руки лоскуток ткани. Попробуйте тянуть ткань, рвется ли она? Какого цвета ткань, мягкая она или твердая?
Отложите лоскуток ткани на стол.
Теперь возьмите древесину. У нас получится ее мять? Значит она мягкая или твердая?
Возьмите металлическую проволоку. Легко ли согнуть проволоку? Гибкая она или хрупкая?
Возьмите кусочек ваты. Какого она цвета? Кто может назвать свойство ваты? Правильно, вата мягкая.
Теперь возьмите веревочку. Попробуйте потянуть ее. Рвется ли веревочка? Она гибкая или хрупкая?
Все материалы соберите и положите обратно в конверт и отложите его на край стола.
Запомните. Мягкость, гладкость, твердость, гибкость, шершавость– это свойства материалов. И у каждого материала свои свойства
5. Пальчиковая гимнастика
Сейчас мы немного разомнем пальчики, проведем гимнастику.
Повторяйте движения за мной.
Сидит белка на тележке (Кисти рук сжаты в кулак)
Продает она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево)
Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец)
Воробью, (Разогнуть указательный палец)
Синичке, (Разогнуть средний палец)
Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец)
Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец)
Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение)
6.Анализ свойств материалов ,из которых сделаны предметы в классе
Из каких материалов сделаны ваши учебники? Из каких материалов сшита одежда, в которой вы пришли в школу?
Можно ли носить одежду из бумаги? Почему? Полетит ли глиняный самолёт? Почему? Как определяется выбор подходящего материала для каждого изделия?
7.Игра: соотношение материала и свойства
Посмотрите на слайд . Вам необходимо соотнести материалы и подходящие им свойства. (слайд. презентация)
Отгадывают ребус
Называют: палочки, листья, желуди, шишки, древесина, земля, песок, глина, шерсть животных
Объясняют смысл пословицы
Отгадывают загадки:
Пластилин
Ткань
Проволока
Бумага
Ткань
Вата
Веревочка
Древесина
Материалы- это то, из чего делают изделия
Рассматривают все материалы
Кладут обратно всё в конверт
Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Л: определяют учебную задачу, формулируют цель деятельности на уроке.
К: участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем; в диалоге; слушать и понимать речь других.
Р: Создают мысленный образ и воплощают его в изделии; различают материалы и инструменты по их назначению; учиться проговаривать последовательность действий на уроке.
П: Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию.
П: сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения
Р: осуществляют профилактику утомления
Л: Формирование интереса (мотивации) к учению; осуществление самоконтроля. К: Слушать и понимать речь других.
Источник
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Е. А. Лутцевой. Технология (1-4)
Технология
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Дать общее представление о различных материалах, о свойствах разных материалов.
Задачи урока
- Обобщить понятия «материал», «свойства материала». Ознакомить с разнообразием материалов окружающего мира и их физическими и механическими свойствами. Дать общее представление о природных материалах и источниках природного сырья.
Виды деятельности
- Наблюдать разные материалы, инструменты, сравнивать свойства разных материалов, конструкции изделий. Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изучаемых материалов: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму и др.), конструктивные особенности изготавливаемых изделий. Делать простейшие обобщения. Пользоваться инструментами. Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное. Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи. Организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты. Воплощать предложенный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Осуществлять самоконтроль качества выполненной работы.
Ключевые понятия
- материал, природные материалы, свойства материалов, изделие
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Актуализация опорных знаний | – Зачем человеку домашние животные? Какую пользу они приносят? Какие материалы человек получает от домашних животных? (Шерсть, пух.) |
2 | Постановка учебной проблемы | – Из чего человек делает разные нужные ему предметы, автомобили, дома? Для чего людям нужны дома? Для чего нужна одежда? Зачем человеку нужно столько разных предметов, вещей, зданий, продуктов? |
3 | Открытие новых знаний | Задание на классификацию – выделение лишнего по признаку того, от каких животных человек получает шерсть. Самостоятельное выполнение задания. Обсуждение результатов. |
4 | Открытие новых знаний | Задание на классификацию – выделение лишнего по признаку природный или неприродный материал изделий, из которых они изготовлены. Самостоятельное выполнение задания. Обсуждение результатов. |
5 | Первичное закрепление | Задание на понимание происхождения материалов – классификация по признаку природные, неприродные. Самостоятельное выполнение задания. Обсуждение результатов. |
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Источник
Тема: «Виды бумаги и её свойства. Способы сгибания бумаги.
Квадрат из бумаги»»
Ход урока
1. Сообщение цели урока
– Сегодня на уроке мы будем работать с новым материалом.
II .Актуализация знаний
– Ребята, что такое бумага?
– Для чего человеку необходима бумага?
– Как была создана бумага?
III. Изучение нового материала
Бумага – это один из самых распространенных материалов. Происхождение бумаги было обусловлено появлением письменности – ведь помимо изобретения алфавита и грамматики, необходимо было на чем-то писать. Впрочем, в том виде, в котором мы привыкли, бумага появилась не сразу. Пожалуй, что можно сказать, что история возникновения бумаги началась с того, что в древнем Египте около 3,5 тысяч лет назад начали изготавливать папирус. До V-го века папирус оставался основным материалом для письма, и лишь в X веке от него практически полностью отказались.
Параллельно с развитием папируса началось развитие другого материала, который оказал большое влияние на историю бумаги. Этим материалом стал придуманный во II-м веке до нашей эры в Малой Азии пергамент. Свое название он получил из-за места, где началось его производство – города Пергама Пергамского царства.
Однако настоящим началом истории бумаги принято считать 105 год нашей эры, а родиной – Китай. Хотя это и не совсем верно, ведь появление бумаги в Китае произошло гораздо раньше.
Тем не менее, именно Цай Лунь обобщил и усовершенствовал уже известные способы изготовления бумаги и предложил технологический принцип производства бумаги – образование листового материала из отдельных волокон путём их обезвоживания на сетке из предварительно сильно разбавленной волокнистой суспензии. Происхождение бумаги во многом было обусловлено тем, что для ее производства годились практически любое растительное сырье и отходы: лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё, конопляные очёсы, паклю.
На рубеже II и III веков новой эры бумага, изготовленная из растительных волокон, уже не считалась в Китае редким материалом. Дальнейшим шагом в истории развитии бумаги стало ее полное вытеснение из употребления деревянных дощечек в III веке, которые ранее использовались для письма. Бумагу изготавливали нужного размера, цвета, толщины и пропитывали специальными веществами для более длительного хранения.
Несомненно, огромное влияние на историю развития бумаги оказало изобретение печатного станка. В XV-XVI веках темпы производства бумаги растут, и внедряются новые технологии ее производства.
Современные технологии сильно изменили мир. По мере распространения телевидения, компьютеров и интернета регулярно предрекается смерть книг, журналов и газет (а вместе с этим – еще и большой спад бумажного производства). Однако, несмотря на прогнозы, и книги, и журналы, и газеты все еще живы, а это значит, что история бумаги продолжается! Более того, современное применение бумаги настолько разнообразно, что можно уверенно утверждать, – эта история закончится не скоро.
Важнейшими показателями бумаги являются: масса бумаги, толщина, плотность, прочность, гладкость, пористость, белизна, непрозрачность, оттенок, стоимость и др.
Виды бумаги.
Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради)
Отделочный материал (обои)
Поделочный материал (оригами, папье-маше)
Декоративная (внешне похожа на бархат, мрамор, кожу; применяется для отделки книжных переплетов, оформления книжно-журнальной продукции)
Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки)
Чистящий материал (туалетная бумага, салфетки)
Для производства денег
Подложка для нанесения химических реактивов (фотобумага, наждачная бумага).
Физкультминутка
IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
– На сегодняшнем занятии мы проведем исследование видов и свойств бумаги. Наше исследование будет проходить в два этапа.
1 этап – изучение свойств бумаги:
Рассмотрим свойства бумаги.
Гладкость.
На примере разных листов писчей, газетной, оберточной бумаги можно увидеть, что она в основном гладкая. Гладкость характеризует состояние поверхности бумаги и определяет её внешний вид – шероховатая бумага, как правило, на вид малопривлекательная. Гладкость важна для писчих видов бумаги, для печатных бумаг, а также при склейке бумаги.
Прозрачность бумаги.
Прозрачность бумаги характеризует степень однородности ее структуры. В результате опыта я взяла два листа бумаги: плотный и тонкий, наложила на картинку и увидела, что тонкая бумага просвечивает картинку, а второй нет. Свойство тонкой бумаги – просвечиваемость. Используется в технологическом производстве, медицине.
Пористость
Пористость непосредственно влияет на впитывающую способность бумаги, то есть на ее способность воспринимать печатную краску, и вполне может служить характеристикой структуры бумаги. На лист бумаги мы капнули краски, она впиталась. Бумага впитывает печатную краску благодаря её пористости.
Растяжимость
Удлинение бумаги до разрыва, или ее растяжимость, характеризует способность бумаги растягиваться. Берем лист мягкой бумаги (салфетки) и пробуем растянуть её, бумага медленно чуть тянется. Бумага растягивается. Это свойство особенно важно для упаковочной бумаги, мешочной бумаги и картона, для производства штампованных изделий (бумажные стаканы).
Мягкость
Мягкость бумаги связана с ее структурой, то есть с ее плотностью и пористостью. Листок бумаги пробуем скатать (смять) в комочек, бумага легко поддается. Бумага мягкая, мягкость зависит от ее плотности.
Влагопрочность
Влагопрочность или прочность во влажном состоянии, — еще один важный параметр большинства бумаг. Теперь бумагу опускаем в воду и слегка придавливаем, заметно, бумага намокает, но форму при этом не теряет. Чем прочнее бумага до увлажнения, тем она меньше теряет свою форму после увлажнения.
Горение
Как вы знаете, бумага хорошо горит. От сгораемой бумаги остается пепел, зола. Бумага отличается высокой воспламеняемостью и очень хорошо горит. Пепел, зола, широко используются для удобрения комнатных цветов, на приусадебном хозяйстве.
2 этап: практическая работа по изучению основных способов сгибания бумаги.
1. сложи бумагу от себя
2. сложи бумагу к себе
3. соедини кромки листа
4. прогладь линию сгиба большим пальцем
5. прогладь линию сгиба твердым предметом.
– Сейчас мы попробуем поработать с бумагой и изготовить мордочку котенка.
Схема выполнения мордочки котенка
1. Сделайте перегиб и сложите листок по диагонали.
2. Согните уголки вниз.
3. Отогните оба нижних уголка вперёд, как показано на рисунке.
4. Переверните.
5.Котёнок готов.
V. Итог урока:
Выставка лучших работ. Анализ каждой работы
-Что нового вы узнали на уроке?
Источник
Педагогические
цели
Создать условия для формирования представления о свойствах ткани и ниток; ознакомления со швейной иглой и ее строением, приемами безопасной работы и условиями хранения, с приспособлениями для шитья, приемами отмеривания и вдевания нитки в иглу; способствовать закреплению ранее полученных умений (организовывать свое рабочее место, работать ножницами, размечать по шаблону, формообразовывать сгибанием, аккуратно склеивать); содействовать развитию умения сравнивать, переносить известные знания в сходную ситуацию (сравнение свойств бумаги и ткани)
Тип урока
Урок-консультация
Планируемые
результаты
(предметные)
Знакомятся с материалом (тканью) и его практическим применением; определяют основные свойства ткани; экономно расходуют материал; используют инструменты и приспособления по назначению; знают технологию работы с тканью; учатся отмерять нитку нужной длины, вдевать ее в иголку, скреплять булавками детали, шить; объясняют назначение приспособлений для шитья; понимают, что игла – это швейный инструмент, а булавка – приспособление для шитья; соблюдают правила безопасности в работе и хранении инструментов (ножниц, игл)
Личностные
результаты
Понимают причины успеха (неуспеха) учебной деятельности
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; проговаривают последовательность действий на уроке; высказывают свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; готовят рабочее место.
Познавательные: общеучебные – ориентируются в материале на страницах учебника; находят ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользуются памятками; логические – умеют сравнивать изучаемые материалы, иглы по их свойствам, назначению; делают простейшие обобщения; группируют предметы и их образы по общему признаку.
Коммуникативные: умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему
Основное
содержание темы, понятия
и термины
Ткань как материал, ее свойства. Виды тканей. Сходство и различие свойств бумаги и ткани. Игла – инструмент для работы с тканью. Устройство иглы (один конец острый, другой с отверстием – ушко); размеры отверстий и связанное с ними назначение игл: швейные, штопальные, для вышивания, для швейной машины. Игла – швейный инструмент. Для чего у игл ушко? Какую нитку (по толщине) используют при вышивании, шитье, штопке? Приспособления для шитья: булавки, нитковдеватель, наперсток, пяльцы. Назначение игольницы. Приемы безопасного обращения со швейными иглами и булавками
Образовательные ресурсы
и оборудование
Учебник, с. 86–89, 109. Образцы видов бумаги и ткани, иголки
Этапы урока
Формы,
методы,
методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Форма контроля
осуществляемые
действия
формируемые
умения
1. Мотивирование учебной деятельности. (Организационный момент)
Фронтальная. Словесный. Слово учителя
Приветствие учащихся.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
К цели мы пойдем упрямо!
Все легонечко вздохнем
И урок сейчас начнем
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Наблюдение учителя
2. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный. Беседа
– Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались с вами на прошлом уроке.
– С какими материалами работали?
– Что мы делали с бумагой?
– Какие еще материалы вы знаете?
– Кто из вас знает, что такое ткань?
– Где ее используют? Какими свойствами она обладает?
– Что общего и в чем различие свойств бумаги и ткани?
– Какую задачу поставим себе на урок?
Отвечают на вопросы. В ходе беседы
с учителем определяют тему урока и учебную задачу
Принимают учебную задачу с помощью учителя. Проявляют интерес к изучению нового материала
Беседа по вопросам
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
Исследование «Свойства бумаги и ткани»
Парная. Словесный, исследовательский, проблемный. Беседа, исследование, работа с учебником
– На столах у вас лежат образцы бумаги и ткани.
– Давайте сравним, похожи ли свойства бумаги и ткани, для этого откройте учебники на страницах 86–87.
– Что общего у этих материалов – бумаги и ткани?
– Какими свойствами различаются эти материалы?
– Как вы понимаете высказывание «рукотворный мир создан из разных материалов»?
Используя образцы ткани и бумаги, опираясь на рисунки
в учебнике на с. 86–87, рассматривают внешние физические свойства: цвет, толщину, фактуру поверхности, структуру (у бумаги – волокна,у ткани – переплетенные нитки), механические свойства
(сминаемость, эластичность, пластичность)
Сравнивают изучаемые материалы по их свойствам, делают простейшие обобщения. Ориентируются в материале на страницах учебника. Находят ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Совместно обсуждают предложенную проблему
Беседа по вопросам
Физкультминутка
Коллективная. Практический
Солнце в класс к нам заглянуло –
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире –
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклоняться – три, четыре –
И на месте поскакать,
На носок, на пятку –
Все мы делаем зарядку
Выполняют движения по тексту под руководством учителя
Осуществляют профилактику утомления
Правильное выполнение движений
Игла. Правила безопасной работы иглой
Фронтальная. Словесный, наглядный.
Загадка, рассказ, беседа
– Отгадайте загадку:
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.
Рассказ об игле (см. Приложение).
– Что такое игла?
– Из чего раньше изготавливали иглы?
– Как устроены иглы?
– Что делают иглами?
– Чьи они помощники?
– Как устроены иглы?
– Чем они опасны?
– Давайте познакомимся с правилами безопасной работы с иглой.
1. Опасности в работе:
• повреждение пальцев швейной ниткой, иглой или булавкой;
• травма руки ножницами;
• травма глаз.
2. Что нужно сделать до начала работы:
• сосчитать количество иголок и булавок в игольнице;
• положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
3. Что нужно делать во время работы:
• работать с наперстком;
• вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
• класть ножницы с сомкнутыми лезвиями;
• передавать ножницы кольцами вперед и только с сомкнутыми лезвиями.
4. Что нужно делать по окончании работы:
• посчитать количество иголок и булавок в игольнице
(игл и булавок должно быть столько, сколько было в начале работы);
• привести в порядок рабочее место.
– Какие еще приспособления для шитья вы знаете? (Булавки, нитковдеватель, наперсток, пяльцы.)
– Какими способами можно соединить детали из бумаги?
– Каким способом соединяются детали из ткани?
Слушают загадку.
– Игла.
– Игла – это швейный инструмент.
Слушают рассказ учителя об игле, отвечают на вопросы учителя, знакомятся
с устройством иглы
и правилами безопасной работы иглой
Эмоционально воспринимают загадку
и рассказ. Осознанно
и произвольно строят речевые высказывания в устной форме
Беседа по вопросам
4. Закрепление знаний и способов действий.
Практическая работа
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, упражнение, сказка
Создает условия для упражнения в пользовании иголкой и ниткой.
1. Отмеривание нитки нужной длины.
2. Вдевание нитки в иголку.
– Как вы понимаете выражение «куда иголка – туда
и нитка»?
Предлагает послушать «Сказку про иголки» (с. 109 учебника).
– Почему испугалась мама?
– Как бы вы поступили, если бы у вас рассыпались иголки?
– Придумайте свой конец сказки
Выполняют практическое задание. Слушают чтение сказки учителем. Отвечают на вопросы по тексту сказки
Эмоционально воспринимают сказку. Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению одноклассников. Упражняются в пользовании иглой и ниткой
Беседа по вопросам, упражнение
5. Рефлексия учебной деятельности (итог)
Фронтальная. Словесный.
Беседа
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что общего у двух разных материалов – бумаги и ткани?
– Чем различаются эти материалы?
– Что такое иголка?
– Как с ней надо обращаться?
– Какие вы запомнили приспособления для шитья?
– Узнайте у мамы или бабушки, какие приспособления
и инструменты они используют, когда вышивают или штопают.
– Какой инструмент в этих видах работ самый главный?
– Вам понравился сегодняшний урок?
– Оцените свою работу на уроке
Отвечают на вопросы учителя
Умеют подводить итоги урока. Оценивают свою деятельность
на уроке
Беседа по вопросам
Источник