Лед разрушает горы отметь какое свойство

Лед разрушает горы отметь какое свойство thumbnail

Итоговый тест по окружающему миру в 3 классе по программе                          «Перспективная начальная школа».

                                   1 уровень

В каком состоянии находится вода в снеговике, которого ты лепишь зимой?

А)  В твёрдом

      Б)  В жидком

В)  В газообразном

      2)Что относится к веществам?

           А) Солнце

           Б) крахмал

           В) мяч

      3) Какого газа в воздухе больше всего?

           А) кислорода

           Б) углекислого

           В) азота

        4) Что происходит с водой при охлаждении?

           А)расширяется

           Б)мутнеет

           В)сжимается

        5) Чем богата плодородная почва?

            А) перегноем

  Б) глиной

            В) песком

         6) Выбери правильное утверждение:

            А) Лёд разъедает камни.

            Б)Расширяясь, лёд давит на стенки трещин, и горные породы   разрушаются.

      В)Лёд не может разрушать камни.

7) Укажи полное определение понятия линии горизонта

      А) всё, что видно вокруг

      Б)место, где поверхность Земли как бы сходится с небом.

       В) далёкая даль

8)Что относится к полезным ископаемым?

      А) почва

      Б) корень

      В) железная руда

9)Какое полезное ископаемое самое прочное?

       А) торф

        Б) гранит

        В) известняк

10 Как питаются растения?

А)  поглощают воду и соли из почвы

Б)  усваивают углекислый газ из воздуха

В)  поглощают воду и соли из почвы и усваивают углекислый газ из воздуха с помощью Солнца

  1. уровень

      1)На каком материке расположена наша страна?  

—————————————————————————

      2) Какой океан самый большой?

——————————————————————————

      3)  Отметь цифрами  на глобусе материки  и напиши их названия.

4) Какое свойство воды доказывает течение воды в руслах рек?

——————————————————————-

5)Укажи дополнение к выводу о свойствах воды.

                 Вода- хороший…

                 А) напиток

                 Б) лёд

                 В) растворитель

6) Каким общим  свойством обладают уголь, нефть, природный газ?

————————————————

7) Дополни цепь питания в поле:

     Зерно-…                             – ястреб.

8)  В каком природном сообществе живут коростель, шмель, перепёлка?

—————————————————-

9) Подчеркни те растения , которые выращивают на полях: ландыш, ячмень, лилия, клевер, картофель, рожь, тысячелистник, капуста

10) Что объединяет эти города: Сергиев Посад, Переславль-Залессикй, Ростов Великий, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир?

—————————————————————————————-

                                            3 уровень

  1. 1. О  чём идёт речь в тексте?

         Бывает в природе серого,  розового,  красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: им облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда.

2)Объясни почему надо охранять исчезающие растения , занесенные в Красную книгую? Приведи 2-3 примера.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Ключ к итоговому тесту по окружающему миру.

                            1 уровень

  1. А
  2. Б
  3. в
  4. В
  5. А
  6. Б
  7. Б
  8. В
  9. Б

10)в

                      2 уровень

1)Евразия

2)Тихий

3) Евразия, Африка, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Австралия.

4) текучесть

5)в

6) горючесть

7) мышь

8)луг

      9) клевер, картофель, рожь, капуста, ячмень

    10) Золотое кольцо России

                                 3 уровень

  1. Гранит
  2. Нарушена цепь питания, сохранить эти виды растений для потомков. Ландыш, подснежник

Источник

#хакнем_физика ???? рубрика, содержащая интересный, познавательный контент по физике как для школьников, так и для взрослых ????

Если решая математические задачи, следует руководствоваться только условиями, в том числе и неявно заданными (например: находя градусную меру одного из смежных углов в случаях, когда известна градусная мера другого, непременной частью условия является значение суммы градусных мер смежных углов, равной 180 град.), то при решении физических задач следует учитывать ВСЕ физические явления и процессы, влияющие на результат рассматриваемой в задаче ситуации.

Вот для примера известная и часто встречающаяся во многих учебниках и сборниках задач, в том числе и олимпиадных (и не только для семиклассников) по физике.

ЗАДАЧА

В стакане с водой плавает кусок льда. Изменится ли уровень воды, когда лёд растает?

Прежде чем продолжить чтение, предлагаю читателю дать (хотя бы для себя) обоснованный ответ на вопрос задачи…

В «Сборнике вопросов и задач по физике» [Н.И. Гольдфарб, изд. 2, «Высшая школа», М.: 1969] эта задача, помещённая как часть № 10.7 на стр. 48, на стр.193 приводится ответ:

«Лёд вытесняет воду, вес которой равен весу льда. Когда лёд растает, образуется такое же количество воды, поэтому уровень не изменится».

Такой же ответ приводится и во многих других сборниках…

А вот в популярнейшем и по сей день, выдержавшим множество изданий трёхтомнике «Элементарный учебник физики» под редакцией академика Г.С. Ландсберга [т. I, изд. 7, стереотипное, «Наука», М.: 1971] ответа на эту задачу (№ 162.2, стр. 351) не приводится. И это не случайно!

Что же не учтено в вышеприведённом ответе? Правильно! Не учтено, что при таянии льда вода в стакане охлаждается — именно поэтому мы и бросаем туда кусочек льда!

Вот как должен выглядеть правильный ответ:

«При таянии льда вода в стакане охлаждается. При охлаждении все вещества уменьшаются в объёме. Однако вода, единственная из всех известных веществ, имеет наибольшую плотность при температуре +4 град. С, а это значит, что при дальнейшем охлаждении данная масса воды увеличивается в объёме, что, как мне это было известно из курса природоведения в 5 классе (1961/1962 учебный год), является условием сохранения жизни на Земле, поскольку позволяет достаточно глубоким водоёмам не промерзать до самого дна!).

При этом возможно три варианта развития ситуации:

I. Если температура воды до начала таяния льда была выше 4 град. С и, хотя и понизилась после таяния льда, но осталась выше этой температуры, то уровень воды в стакане уменьшится.

II. Если температура воды до начала таяния льда была ниже 4 град. С, а после таяния льда ещё и уменьшилась, то уровень воды в стакане увеличится.

III. В случае, когда начальная температура воды была выше 4 град. С, а после того как лёд растаял, оказалась ниже этой температуры, то об уровне ничего определённого сказать нельзя — нужны конкретные данные о температуре и массе воды и льда, чтобы дать точный ответ на вопрос задачи!».

С этой задачей связана для меня одна интересная история.

Лет 15 назад во дворе дома, в котором я живу, ко мне с грустным выражением лица подошёл паренёк по имени Серёжа и попросил помочь подготовиться к предстоящей ему завтра апелляции по физике в нашем Политехническом институте (ныне Технический университет).

Поскольку времени было слишком мало, то я ограничился советом: если, по его мнению, апелляция пройдёт не очень удачно, и надежды исправить тройку на вступительном экзамене не будет, то попросить экзаменатора ответить на вопрос этой задачи и заставил его дословно вызубрить приведённый выше ответ и даже отработал с ним интонацию изложения этого ответа. На следующий вечер он подошёл ко мне с достаточно счастливым видом.

Вот его рассказ, каким я его запомнил:

«Всё получилось так, как Вы и хотели. Апелляцию проводили два человека: профессор и ассистент кафедры общей физики института. Мне выпало общаться с ассистентом, а профессор в это время общался с другим абитуриентом.

В ответ на мою просьбу ответить на мой вопрос ассистент слегка улыбнувшись сказал: «Пожалуйста…».

«После того, как я проговорил условие задачи, ассистент, широко улыбнувшись, произнёс: «Ну, это известная задача. Уровень воды не изменится — это следует из закона Архимеда: плавающий лёд вытесняет массу воды, равную массе льда. Образовавшаяся при таянии льда вода заполнит тот объём, который занимал в воде плавающий лёд…».

«Позвольте с Вами не согласиться», — начал я и затем совершенно спокойно слово в слово пересказал заготовленный нами ответ…

В это время профессор жестом остановил своего абитуриента и стал внимательно меня слушать…

Когда я закончил, возникла небольшая пауза…Профессор, обращаясь к ассистенту спросил: «Что скажешь?».

«Кажется, всё верно», — неуверенно ответил тот, на что профессор сказал, что никогда ещё не слышал столь аргументированного ответа, после чего, уже обращаясь ко мне, добавил: «Молодой человек, мы, к сожалению, не можем поднять Вам оценку сразу на два балла, но четвёрку Вы очевидно заслужили!»».

Мне остаётся лишь добавить, что Серёжа был зачислен студентом!…

Наши читатели могут поделиться своим мнением по поводу решения задачи. Если вам было интересно, не забудьте подписаться на наш канал и хэштег #хакнем_физика

Автор: #себихов_александр 71 год, много лет проработал конструктором-технологом микроэлектронных приборов и узлов в одном из НИИ г. Саратова, затем преподавателем математики и физики.

Другие статьи автора:

Вы читаете контент канала “Хакнем Школа”. Подпишитесь на наш канал, чтобы не терять его из виду.

Источник

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение hello_html_5aed0adb.jpg

Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

В 3 «Н» МБОУ Школа №42 г.о.Самара

Разработала обучающаяся 45 группы

специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Абрамян Анастасия Валентиновна

Методист: Васильева Н.С____

Учитель: Кайманова А.Г____

Самара,2017

Класс: 3 «Н»

Предмет: Окружающий мир

Учебник, автор: УМК «Планета знаний», Окружающий мир 3 класс 1Ч. Г.Г.Ивченкова., И.В.Потапов

Тема: «Лёд и снег»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: ознакомление школьников со свойствами воды в твёрдом состоянии, формирование представления о переходе вещества из одного состояния в другое.

Планируемые достижения:

Предметные:

  • Научатся различать состояния воды;

  • Научатся определять физические свойства воды;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Умеют сравнивать, обобщать, делать выводы.

  • Применяют полученные ранее знания в измененных условиях

  • Адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные:

  • Обмениваются мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; 

  • Строят понятные речевые высказывания.

Личностные:

  • Понимают значение льда и снега для природы и человека;

Задачи:

Образовательные:

  • Создать условия для усвоения понятий «лёд», «снег», «Свойства льда/снега»

  • Совершенствовать знания о твердом состоянии воды, её свойствах.

  • Научить детей проводить несложные научные  опыты со льдом, водой и  делать выводы.

  • Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояния воды в окружающей среде.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речи;

  • Воспитывать коммуникативные качества учащихся.

Развивающие:

  • Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность;

  • Развивать коммуникативные качества: умение слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения;

  • Развивать учебно-научную речь учащихся.

Ресурсы: Учебник, рабочая тетрадь, доска, мел, презентация «Лед и снег», материалы для опытов (лед, монетка, деревянный молоток, целлофановый пакет, молоко, вода), раздаточный материал (тест).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы и приемы обучения

Формируемые УУД

Организационный момент

2 мин

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность учеников к уроку.Предлагает вспомнить правила работы на уроке.

«Доброе утро! Меня зовут Анастасия Валентиновна, я проведу у вас урок окружающего мира.

Проверьте своё рабочее место. У вас должен лежать учебник, рабочая тетрадь и пенал.

Давайте вспомним правила работы на уроке.»

Приветствуют учителя.

Вспоминают правила работы на уроке.

  • Отвечаем по поднятой руке;

  • Ответы не выкрикиваем;

  • Когда отвечает одноклассник, слушаем;

  • Даем полный ответ на вопрос;

  • Внимательно слушаем задания.

Фронтальная работа

Словесный метод (беседа)

КУУД: умение слушать и слышать.

Повторение изученного

3 мин

Проводит опрос обучающихся по теме «Вода- растворитель.

«Давайте вспомним, о каком свойстве воды вы узнали на прошлом уроке?

Все ли вещества растворяются? (на какие две группы делятся?)

Приведите пример растворимых веществ.

Приведите пример нерастворимых веществ.

А как называется вода с растворенными в ней веществами?

А важно ли нам свойство воды растворять вещества? Почему?

Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили прошлую тему, я надеюсь, что сегодня мы с вами так же хорошо поработаем и узнаем много интересного.

Отвечают на поставленные вопросы. Вспоминают изученный материал.

«Растворять»

«Нет. (растворимые и нерастворимые)»

«питьевая сода, соль, сахар…

песок, глина, галька.»

Раствор.

Растения, животные, люди усваивают так питательные вещества.

Фронтальная работа

Словесный метод (опрос)

ПУУД: умение применять полученные знания.

Актуализа-ция знаний

2 мин

Загадывает загадки, чтобы мотивировать учеников к изучению новой темы.

«Какие три состояния воды вы знаете?

Отгадайте загадки

1.Не драгоценный камень,
А весь блестит и светится

2.Я из воды, а с воздуха летаю.
Как пух лежу я на полях,
Как алмаз блещу при солнечных лучах.

К какому состоянию воды относится лёд?

Правильно, а вы знали, что снег это тоже твердое состояние воды?

Разгадывают загадки.

«Твердое, жидкое, газообразное.»

«Лёд»

«Снег»

«Твердому»

«Да/нет»

Фронтальная работа

Словесный метод (беседа)

РУУД: применять полученные ранее знания

Целеполага-ние

2 мин

Нацеливает обучающихся на работу.

Как вы думаете, о чем на уроке мы сегодня будем говорить?

Да, тема нашего урока «Лёд и снег». А что же мы о них узнаем? мы будем говорить о таких состояниях воды, как лед и снег, мы проведем опыты со льдом, чтобы выявить его свойства и узнаем интересные факты о снеге.

Делают предположения о теме и цели урока.

«О льде и снеге.»

«О роли в природе», «о свойствах»

Фронтальная работа

Словесный метод (рассуждение)

РУУД: постановка учебной задачи (соотнесения известного и усвоено учащи-мися с тем, что еще неизвестно.

Открытие новых знаний

15 мин

Сейчас за окошком осень. Всё холоднее по ночам. И вот пару дней назад утром мы видели на лужах первый лёд. Вскоре выпал и первый снег. Но всё это недолговечно, солнце быстро растопит его…

– И что с ним произойдёт?

– Вот оно – первое превращение: лёд и снег превращаются при нагревании в воду. Мы можем в этом убедиться на собственном опыте.

– Ребята, подумайте, а обратное превращение возможно?

– Действительно, вода превращается в лёд при нуле градусов и ниже.

У меня есть кусочек льда, я попрошу одного человека выйти и взять его в руку. Скажи, каков он на ощупь?

Хорошо, садись.

Мне нужен еще один человек. У меня есть монетка. Возьми пластинку льда и положи её на монетку. Что ты можешь нам сказать?

О каком свойстве мы можем сказать?

У меня есть молоко, вода и лед. Посмотрите сравните, что можем сказать про лёд?

Я попрошу выйти мальчика, в пакет я положу лед. Возьми молоток и ударь по кусочку льда.

Какое свойство вы можете выявить?

Теперь бросим кусочек льда в воду, что вы видите? Что это значит?

«Обычно твердые вещества тяжелее, чем те же вещества в жидком состоянии. Например, кусочек железа тонет в расплавленном железе, а свинцовый кубик тонет в расплавленном свинце. При замерзании вода занимает больший объем, чем прежде, она расширяется, поэтому лед легче воды. Уже одного этого свойства достаточно, чтобы выделить лед из ряда твердых веществ как исключение.»

А это важно, чтобы лед не тонул в воде или ничего бы не изменилось? Слайд 1

Еще вода, снег и лед плохо проводят тепло. Его можно сравнить с шубой. Поэтому жители крайнего Севера строили жилища из снега. Слайд 2.Внутри было тепло, так же лед защищает водных обитателей от сильных морозов. Снег покрывает своим одеялом землю и согревает, сохраняя от вымерзания растения. Слайд 3. Можно раскопать снег и найти  под ним зелёную траву и веточки.

Слайд 4. Посмотрите на картинку. Снег состоит из множества снежинок. Они похожи на маленькие звездочки, с 6 лучиками. Они пушисты, легкие, красивые, разнообразные по форме. Говорят, что в природе нет двух одинаковых снежинок. Снег хорошо отражает солнечный свет. А когда, мы идем по только выпавшему снегу, что вы слышите?

А почему он хрустит, кто знает или догадался?

А в какую погоду снег скрипит больше? В морозную. Есть даже люди, которые могут определить температуру по хрусту снега. Это люди, чья работа связана с лесом, например, егерь. Это человек, который следит за порядком в лесу.

Одно из важных свойств снега – это то, что он скользкий. Санный путь быстр, лёгок и удобен. Чтобы кататься на санях, понадобится энергии в 10 раз меньше, чем для передвижения на колёсах. Вы, наверняка, тоже любите кататься зимой на санках, лыжах и коньках. А в какую, ребята, погоду снег более скользкий? Конечно в холодную. А в теплую?

Предлагаю вам составить синквейн на тему лёд. Работаем в парах

Кто помнит правила составления синквейна?

  • Слайд 5. Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Слушают учителя, включаются в работу, проводят опыты, чтобы определить свойства льда

«Превратится в воду»

Да, обратное превращение возможно.

Гладкий, холодный, мокрый.

Монетку видно.

Прозрачность.

Он бесцветный, как вода.

Хрупкий

Плавает на поверхности.

Легче воды.

Если бы лед тонул, образовывались бы новые и новые слои льда на месте затонувших и водоем промерзал бы до самого дна. В результате водные животные и растения оказались бы скованы льдом, им грозила бы неминуемая гибель.

Хруст.

Под тяжестью тела, ломаются кристаллики твердой воды.

Он липкий, можно лепить снеговиков.

Сочиняют синквейн

Фронтальная работа Наглядный метод (демонстрация опытов)

Словесный метод (разъяснение)

Наглядный метод (показ картинок на презентации)

Парная работа

Практический метод (синквейн)

РУУД: научатся применять полученные ранее знания в измененных условиях; развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

КУУД: Развивать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

РУУД: Способствовать развитию любознательности, логического мышления, внимания и  памяти  детей.

Физ. Минутка

1 мин

Предлагает выполнить упражнения для отдыха от длительного мыслительного процесса.

Давайте с вами встанем и немного отдохнем.

Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей, (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)

Выше, выше, выше, (потянуться руками вверх)

Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону) Зацепил за кручу, (сцепить руки кончиками пальцев над головой) Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг) В дождевую тучу, (присесть)

Выполняют упражнения для разминки.

Повторяю упражнения за учителем.

Фронтальная работа

Наглядный

Метод

(показ упражнения)

РУУД: умение выполнять задания по образцу

Закрепление изученного материала

11 мин

Даёт информацию, по правилам поведения в гололед.

Слайд 6. При температуре ниже 0° вода на поверхности почвы замерзает, превращаясь в гололед – опасное явление природы. Можно поскользнуться, упасть и получить травму.

Давайте, ребята, вспомним с вами как надо вести себя на улице во время гололёда.

– в гололёд в школу лучше выходить пораньше, чтобы идти осторожно и медленнее;

– идти нужно, ступая на всю подошву, не торопясь;

– школьный  рюкзак лучше закрепить за спиной, а руки держать свободными;

– дорогу нужно переходить в гололёд особенно внимательно, ведь водителю на скользкой дороге управлять машиной труднее.

Самостоятельная работа. Сегодня на уроке вы узнали о свойствах льда и снега. Сейчас проверим, кто же был внимательным. На листочках запишите свои фамилии и ответьте на вопросы.

Вспоминают правила поведения в гололед.

Проверяют свои догадки, глядя на презентацию.

Читают задания и отвечают на вопросы.

Фронтальная работа

Словесный метод (беседа)

Индивидуальная работа.

Практический метод (проверочная работа)

ПУУД: умение применять личный опыт, Формулирование правил.

Подведение итога

2 мин

О чем сегодня мы говорили?

Что нового вы узнали?

Где мы можем применить наши знания?

Вода – очень удивительное вещество. Учёные до сих пор не могут понять и объяснить многие её свойства. Но можно не сомневаться, что загадки будут все разрешены и будет открыто ещё немало удивительных свойств воды – самого необыкновенного вещества в мире!

О снеге и льду.

О некоторых свойствах.

Фронтальная работа

Словесный метод (опрос)

КУУД: умение строить словесные высказывания.

Рефлексия

1 мин

Оцените свою работу на уроке. Те кто считает, что активно работал раскрасть капельку зеленым цветом, кто думает, что хорошо работал, но мог лучше- желтым цветом, а кто недоволен своей работой – красным цветом.

Оценивают свою работу на уроке.

Индивидуальная работа

ЛУУД: развивать умение адекватно оценивать свою работу на уроке.

Домашнее задание

1 мин

Я запишу на доске домашнее задание

Записывают в дневник домашнее задание.

Фронтальная работа

КУУД: умение взаимодействовать с учителем

Источник