Метод сравнения объектов по каким либо сходным свойствам или сторонам

Метод сравнения объектов по каким либо сходным свойствам или сторонам thumbnail

Важной стороной процесса измерения является методика его проведения. Она представляет собой совокупность приемов, использующих определенные принципы и средства измерений. Под принципами измерений в данном случае имеются в виду какие-то явления, которые положены в основу измерений (например, измерение температуры с использованием термоэлектрического эффекта).

Наличие субъекта (исследователя), производящего измерения, не всегда является обязательным. Он может и не принимать непосредственного участия в процессе измерения, если измерительная процедура включена в работу автоматической информационно-измерительной системы. Последняя строится на базе электро-вычислительной техники.

По способу получения результатов различают измерения прямые и косвенные. В прямых измерениях искомое значение измеряемой величины получается путем непосредственного сравнения ее с эталоном или выдается измерительным прибором. При косвенном измерении искомую величину определяют на основании известной математической зависимости между этой величиной и другими величинами, получаемыми путем прямых измерений (например, нахождение удельного электрического сопротивления проводника по его сопротивлению, длине и площади поперечного сечения).

Хорошо развитое измерительное приборостроение, разнообразие методов и высокие характеристики средств измерения способствуют прогрессу в научных исследованиях.

Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.

Далее рассмотрим какова роль общенаучных методов в юридическом познании.

Научное познание, как известно, не может быть объективным без опоры на надлежащую методологию.

Взлет методологической мысли захватил в XХI столетии не только сферу философии и логики, но и распространился практически на все науки. Наряду с логико-гносеологическими, науковедческими исследованиями, обращенными к любой научной деятельности, науке «вообще», методологическая проблематика все больше актуализируется в рамках конкретных наук, воспринимается их представителями как «собственная». Методологические исследования активно ведутся практически во всех областях науки (в том числе и в юридическом познании).

В настоящее время наука все глубже проникает в сокровенные тайны природы и общественной жизни, вскрывая сложнейшие связи и закономерности. Но чем глубже проникает человек в сущность материальной и духовной действительности, тем сложнее и многограннее становится процесс научного исследования, требуется более сложный и совершенный аппарат научного познания. Бурное развитие науки неизбежно порождает столь же бурное развитие логики и методологии научного познания как мощного средства, инструмента научного исследования. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования / Г.И.Рузавин – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 156 с.

Одним из наиболее значимых результатов процессов развития методов научного познания можно считать сложившееся отношение к методологии как условию продуктивной научной деятельности, восприятие массовым научным сознанием того факта, что именно степень методологической разработанности, методологическая оснащенность любой современной науки решающим образом определяет ее эвристический потенциал, исследовательскую состоятельность и перспективы развития.

Экспансия методологического сознания не миновала и юридическую науку. Наука (в том числе и юридическая) не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Результаты научной и практической деятельности людей зависят не только от того, кто действует (субъект) или на что направлена познавательная деятельность (объект), но и от того, как – какими способами, приемами и средствами – осуществляется сам познавательный процесс.

В юридическом познании, как и в иных областях правоведения, велико методологическое значение новейших общенаучных методов (системно-структурного подхода и других методологических положений иных наук, в частности управления, психологии).

Всегда общенаучные методы, методологические положения иных наук должны применяться в том их виде, в каком они выступают в качестве положений, конкретизирующих требования материалистической диалектики, ее законы и категории или, во всяком случае, соответствующих им.

Далее, как и при применении законов в категории материалистической диалектики, указанный познавательный инструментарий должен использоваться с учетом особенностей правоведения, его профиля, функций, предмета. Это означает, например, что при всей важности методологических положений иных наук первоочередную роль в правоведении (по крайней мере, на начальных стадиях научных исследований) играют общенаучные методы юридической науки и (на всех стадиях) ее собственный понятийный аппарат, имеющий методологическое значение.

И, наконец (надо думать, самое главное, что определяет границы его использования), указанный познавательный инструментарий должен соответствовать назревшим юридическим проблемам, которые для своего решения требуют именно данных общенаучных методов, методологических положений иных наук. Другими словами, не должно происходить навязывания органически не свойственных юридической проблематике методологических положений, использование которых в лучшем случае приводит к «словесному переодеванию» проблемы, общеизвестному ее решению, и не больше.

По-видимому, наиболее четким критерием, свидетельствующим об органичности применения того или иного познавательного инструментария в правоведении является достигнутое в результате этого «приращение» научных знаний, углубление в правовую действительность, выявление в ней новых закономерностей, формулирование практически значимых выводов.

Источник

Среди методов научного исследования, как уже отмечалось, различаются методы, свойственные эмпирическому и теоретическому уровням исследования. Общелогические методы применяются на обоих уровнях, но они преломляются через систему специфических для каждого уровня приемов и методов.

Один  из важнейших  методов  эмпирического  познания — наблюдение. Под наблюдением понимается целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Процесс научного наблюдения является не пассивным созерцанием мира, а особого вида деятельностью, которая включает в качестве элементов самого наблюдателя, объект наблюдения и средства наблюдения. К последним относятся приборы и материальный носитель, с помощью которого передается информация от объекта к наблюдателю (например, свет).

Важнейшей особенностью наблюдения является его целенаправленный характер. Эта целенаправленность обусловлена наличием предварительных идей, гипотез, которые ставят задачи наблюдению. Научное наблюдение в отличие от обычного созерцания всегда оплодотворено той или иной научной идеей, опосредуется уже имеющимся знанием, которое показывает, что наблюдать и как наблюдать.

Наблюдение как метод эмпирического исследования всегда связано с описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью определенных знаковых средств. Эмпирическое описание — это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении.

С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки (систематизации, классификации и обобщения).

Описание подразделяется на два основных вида — качественное и количественное.

Количественное описание осуществляется с применением языка математики и предполагает проведение различных измерительных процедур. В узком смысле слова его можно рассматривать как фиксацию данных измерения. В широком смысле оно включает также нахождение эмпирических зависимостей между результатами измерений. Лишь с введением метода измерения естествознание превращается в точную науку. В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

Чтобы осуществить такое сравнение, необходимо иметь определенные единицы измерения, наличие которых дает возможность выразить изучаемые свойства со стороны их количественных характеристик. В свою очередь, это позволяет широко использовать в науке математические средства и создает предпосылки для математического выражения эмпирических зависимостей.

Сравнение используется не только в связи с измерением. В ряде подразделений науки (например, в биологии, языкознании) широко используются сравнительные методы.

Наблюдение и сравнение могут проводиться как относительно самостоятельно, так и в тесной связи с экспериментом. В отличие от обычного наблюдения в эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого процесса с целью получить о нем определенные знания. Исследуемое явление наблюдается здесь в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстанавливать каждый раз ход явления при повторении условий.

Активное вмешательство исследователя в протекание природного процесса, искусственное создание им условий взаимодействия отнюдь не означает, что экспериментатор сам, по своему произволу творит свойства предметов, приписывает их природе. Ни радиоактивность, ни световое давление, ни условные рефлексы не являются свойствами, выдуманными или изобретенными исследователями, но они выявлены в экспериментальных ситуациях, созданных самим человеком. Его творческая способность проявляется лишь в создании новых комбинаций природных объектов, в результате которых выявляются скрытые, но объективные свойства самой природы.

Взаимодействие объектов в экспериментальном исследовании может быть одновременно рассмотрено в двух планах: и как деятельность человека, и как часть взаимодействий самой природы. Вопросы природе задает исследователь, ответы на них дает сама природа.

Познавательная роль эксперимента велика не только в том отношении, что он дает ответы на ранее поставленные вопросы, но и в том, что в ходе его возникают новые проблемы, решение которых требует проведения новых опытов и создания новых экспериментальных установок.

 725 

Источник

Эмпирический уровень (наблюдение, измерение, эксперимент) и теоретический
уровень (абстрагирование, формализация, идеализация, индукция, дедукция)

Методос – путь к
достижению цели.

Научный
метод – это совокупность приёмов и операций практического и
теоретического освоения действительности.

Научный
метод как таковой подразделяется на методы, используемые на каждом уровне
исследований. Выделяются, таким образом, эмпирические и теоретические методы.

К методам
эмпирического уровня исследований относятся:

1) наблюдение
– целенаправленное восприятие явлений объективной действительности;

2) описание
– фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об
объектах;

3) измерение
– сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам;

4) эксперимент
– наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет
восстановить ход явления при повторении условий.

К методам
теоретического уровня исследований относятся:

1) абстрагирование
– отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и
отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас
свойств и отношений;

2) формализация
– построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых
процессов действительности;

3) идеализация – это
мыслительное образование абстрактных объектов, не существующих и не
осуществимых в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном
мире.

4) индукция
– метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на
основе частных посылок;

5)
дедукция – способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с
необходимостью следует заключение частного характера.

Пространство и время (классическая механика И. Ньютона и
теория относительности А. Эйнштейна)

Пространство и время в классической
механике И. Ньютона

В
1687 г. вышел основополагающий труд Ньютона «Математические начала натуральной
философии». Этот труд более чем на два столетия определил развитие всей
естественно-научной картины мира. В нем были сформулированы основные законы
движения и дано определение понятий пространства, времени, места и движения.

Раскрывая
сущность времени и пространства, Ньютон характеризует их как «вместилища самих себя и всего
существующего. Во времени все располагается в смысле порядка
последовательности, в пространстве — в смысле порядка положения».
Он
предлагает различать два типа понятий пространства и времени: абсолютные
(истинные, математические) и относительные (кажущиеся, обыденные) и дает им
следующую типологическую характеристику.

§    Абсолютное, истинное, математическое время само по
себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает
равномерно и иначе называется длительностью.

§    Относительное, кажущееся, или обыденное, время есть или точная, или изменчивая, постигаемая
чувствами, внешняя мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни
вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год.

§    Абсолютное пространство по своей
сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда
одинаковым и неподвижным.

§    Относительное пространство есть мера
или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими
чувствами по положению его относительно некоторых тел и которое в обыденной
жизни принимается за пространство неподвижное.

Из
определений Ньютона следовало, что разграничение им понятий абсолютного и
относительного пространства и времени связано со спецификой теоретического и
эмпирического уровней их познания. На теоретическом уровне классической
механики абсолютное пространство и время играли существенную роль во всей
причинной структуре описания мира. Они выступали в качестве универсальной
инерциальной системы отсчета, так как законы движения классической механики
справедливы в инерциальных системах отсчета. На уровне эмпирического познания
материального мира понятия «пространство» и «время» ограничены чувствами и
свойствами познающей личности, а не объективными признаками реальности как
таковой. Поэтому они выступают в качестве относительного времени и
пространства.

Пространство и время в теории
относительности А. Эйнштейна

А. Эйнштейн
отказался от представлений классической механики. Согласно представлению
Эйнштейна, каждое движение тела происходит относительно определённого тела
отсчёта, поэтому все физические процессы и законы должны формулироваться по
отношению к точной системе отсчёта, следовательно, не существует никакого
абсолютного пространства и времени. Он впервые связывает обособленные в
классической механике понятия пространства и времени в понятие
пространственно-временной непрерывности (континуум).

Теория
относительности рассматривает наш мир как четырёхмерный, где тремя координатами
x, y, z описывают
пространство, а четвёртой – t – время.

До 1915 г.
пространство и время воспринимались как некая жесткая арена для событий, на
которую все происходящее на ней никак не влияет. Так обстояло дело даже в
специальной теории относительности. Тела двигались, силы притягивали и
отталкивали, но время и пространство просто оставались самими собой, их это не
касалось. И было естественно думать, что пространство и время бесконечны и
вечны.

В общей же
теории относительности А. Эйнштейна ситуация
совершенно иная. Пространство и время теперь динамические величины: когда
движется тело или действует сила, это изменяет кривизну пространства и времени,
а структура пространства-времени в свою очередь влияет на то, как движутся тела
и действуют силы. Пространство и время не только влияют на все, что происходит
во Вселенной, но и сами изменяются под влиянием всего в ней происходящего. Как
без представлений о пространстве и времени нельзя говорить о событиях во
Вселенной, так в общей теории относительности стало бессмысленным говорить о
пространстве и времени за пределами Вселенной.

В последующие
десятилетия новому пониманию пространства и времени предстояло произвести
переворот в наших взглядах на Вселенную. Старое представление о почти не
меняющейся Вселенной, которая, может быть, всегда существовала и будет
существовать вечно, сменилось картиной динамической, расширяющейся Вселенной,
которая, по-видимому, возникла когда-то в прошлом и, возможно, закончит свое существование
когда-то в будущем.

Пространство – форма
бытия материи, характеризующая её протяжённость, структурность, сосуществование
и взаимодействие во всех материальных системах.

Время
характеризует последовательность смены состояний и длительность бытия любых
объектов и процессов, внутреннюю связь сменяющихся и сохраняющихся состояний.

Общие
свойства пространства и времени:

§    объективность – т.е. существуют независимо от
сознания людей и познания ими этой объективной реальности;

§    абсолютность – вытекает из признания тезиса о
том, что бытие вне времени есть такая же бессмыслица, как и бытие вне
пространства;

§    относительность – человеческие представления о
пространстве и времени относительны; из этих относительных представлений
складывается абсолютная истина;

§    бесконечность.

Общие
свойства пространства:

§    протяженность;

§    связанность и непрерывность – между двумя
различными точками в пространстве, как близко бы они не находились, всегда есть
третья;

§    трёхмерность – каждая точка пространства
однозначно определяется набором трёх действительных чисел – координат;

§    единство метрических и топологических характеристик.

Общие
свойства времени:

§    длительность;

§    единство прерывного и непрерывного – между
двумя моментами времени как близко бы они не располагались всегда можно
выделить третий;

§    необратимость – следствие второго Начала
термодинамики или Закона сохранения энтропии;

§    одномерность – любые явления, происходящие в
одних и тех же условиях, но в разное время, будут протекать одинаково.

13. Естественнонаучная картина мира: физическая картина мира
(механическая, электромагнитная, современная – квантово-релятивистская)

Естественнонаучная
картина мира (ЕНКМ) – это система важнейших принципов и законов, лежащих
в основе окружающего нас мира.

Механическая картина мира (МКМ).

Формирование
МКМ происходило в течение нескольких столетий до середины XIX века под сильным влиянием
взглядов выдающихся мыслителей древности: Демокрита, Эпикура, Аристотеля,
Лукреция и др. Она явилась необходимым и очень важным шагом на пути познания
природы.

Имена
учёных, внесших основной вклад в создание МКМ: Н. Коперник, Г. Галилей, Р. Декарт,
И. Ньютон, П. Лаплас и др.

Основные черты механической картины мира:

§    все материальные тела состоят из молекул, находящихся
в непрерывном и хаотическом механическом движении. Материя – вещество,
состоящее из неделимых частиц;

§    взаимодействие тел осуществляется согласно принципа дальнодействия,
мгновенно на любые расстояния (закон всемирного тяготения, закон Кулона), или
при непосредственном контакте (силы упругости, силы трения);

§    пространство – пустое вместилище тел. Всё пространство
заполняет невидимая невесомая «жидкость» – эфир;

§    время – простая длительность процессов. Время абсолютно;

§    всё движение происходит на основе законов механики
Ньютона, все наблюдаемые явления и превращения сводятся к механическим перемещениям
и столкновениям атомов и молекул;

§    мир выглядит как колоссальная машина с множеством
деталей, рычагов, колёсиков.

Достоинство МКМ состоит в том, что
это первая научная картина мира.

Электромагнитная картина мира (ЭМКМ).

В
XIX веке естественные науки
накопили огромный эмпирический материал, нуждающийся в переосмыслении и
обобщении. Многие полученные в результате исследований научные факты не совсем
вписывались в устоявшиеся механические представления об окружающем мире. Во
второй половине XIX века на
основе исследований в области электромагнетизма сформировалась новая физическая
картина мира – электромагнитная картина мира (ЭМКМ). В её формировании сыграли
решающую роль исследования, проведённые выдающимися учёными М. Фарадеем
и Дж. Максвеллом, Г. Герцем
. Весь мир заполнен электромагнитным эфиром,
который может находиться в различных состояниях. Физические поля трактовались
как состояния эфира. Эфир является средой для распространения электромагнитных
волн и, в частности, света. Материя существует в двух видах: вещество и поле.

Вещество – это вид
материи, имеющей атомарно-молекулярную или плазменную структуру. Частицы
вещества имеют массу покоя, не равную нулю.

Поле – это
особый вид материи, посредством которого осуществляются электромагнитные
взаимодействия; представляющий собой единство электрического и магнитного
полей.

1. Материя считается непрерывной. Все законы природы
сводятся к уравнениям Дж. Максвелла, описывающим непрерывную субстанцию:
природа не делает скачков. Вещество состоит из электрически заряженных частиц,
взаимодействующих между собой посредством полей.

2. На основе электромагнитных взаимодействий объясняются
все известные механические, электрические, магнитные, химические, тепловые,
оптические явления.

Современная –
квантово-релятивистская (квантово-полевая) картина мира (КПКМ).

Как и все предшествующие картины мира, КПКМ
представляет собой процесс дальнейшего развития и углубления наших знаний о
сущности физических явлений. Процесс становления и развития КПКМ продолжается и
прошел уже ряд стадий, в частности:

1) утверждение корпускулярно-волновых представлений о
материи;

2) изменение методологии познания и отношения к физической реальности;

Пояснение: ранее считалось, что
устройство мира можно познавать, не вмешиваясь в него, не влияя на протекающие
в нем процессы, т.е. находясь как бы вне его, вне абсолютной физической
реальности. Эйнштейн не включал в понятие «физическая реальность» акт
наблюдения, а Бор считал его важным элементом физической реальности. Картина
реальности в квантовой механике становится как бы двуплановой: с одной стороны
в нее входят характеристики исследуемого объекта, а с другой – условия
наблюдения. Таким образом, в КПКМ появляется принцип относительности к
средствам наблюдения.

Все рассмотренные ранее картины мира отличались
своей трактовкой таких фундаментальных понятий как пространство и время,
движение, принцип причинности, взаимодействия. Рассмотрим, как они представлены
в КПКМ.

Пространство и время. При рассмотрении МКМ
подчеркивалось, что пространство и время в ней абсолютны и независимы друг от
друга. Для характеристики объекта в пространстве вводились три пространственные
координаты (x, y, z ), а для обозначения времени независимо
от них вводилась одна временная координата
t.
В СТО и ЭМКМ они потеряли абсолютный и независимый характер. Появилось
новое пространство-время как абсолютная характеристика четырехмерного Мира
(пространственно-временного континуума Минковского). И новая величина –
пространственно-временной интервал стал оставаться неизменным (инвариантным)
при переходе от одной системы отсчета к другой.

Причинность. В МКМ при описании
объектов используется два класса понятий: пространственно-временные, которые
дают кинематическую картину движения и энергетически импульсные, которые дают
динамическую (причинную) картину. В МКМ и ЭМКМ они независимы. В КПКМ, в соответствии
соотношением неопределенностей они не могут применяться независимо друг от
друга, они дополняют друг друга. Таким образом, пространство, время и
причинность оказались относительными и зависимыми друг от друга.

Независимость пространства, времени и причинности в
МКМ позволяет говорить о точной локализации объекта в пространстве, его
траектории, об однозначной причинно-следственной связи (лапласовский
детерминизм), об одновременном, точном измерении координат и скорости, энергии
и времени.

В квантовой механике относительность
пространства-времени и причинности приводит к неопределенности координат и
скорости в данный момент, к отсутствию траектории движения микрообъекта. И
если в классической физике вероятностным законам подчинялось поведение большого
числа частиц, то в квантовой механике поведение каждой частицы подчиняется не
динамическим (детерминистским), а статистическим законам. Таким образом, причинность
в современной КПКМ имеет вероятностный характер (вероятностная причинность).



Источник