На какие продукты фиксированные цены
Социально значимые продукты – те, которые пользуются наибольшим спросом у населения. На законодательном уровне устанавливается не только их перечень, но и механизм ценообразования. С учетом постоянно меняющейся социальной картины перечень товаров может как расширяться, так и сужаться.
Как формируется перечень?
Список, в который входят социально значимые продукты, создается на уровне правительства и закреплен в законодательстве. Данный перечень был сформирован еще в 2010 году. С тех пор к нему добавились определенные пункты. Тем не менее для многих потребителей остается открытым вопрос о том, каким образом составляются подобные списки.
Данная функция возложена на социальные службы. Проводится анализ на предмет того, какие товары пользуются наибольшим спросом на рынках, в супермаркетах и других торговых точках. В результате составляется определенный список, в который входят социально-значимые продукты. Задачей правительства является сделать данную категорию товаров максимально доступной для всех слоев населения путем сдерживания цен.
Социально значимые продукты: список
На законодательном уровне определен перечень товаров, цена и качество которых подлежат пристальному контролю. Это социально значимые продукты. Список и характеристика приведены в таблице ниже.
№ | Наименование | Характеристика |
1 | Говядина | Кроме бескостного мяса |
2 | Свинина | |
3 | Баранина | |
4 | Курятина | За исключением обработанного мяса и окороков |
5 | Замороженная рыба | Неразделанная |
6 | Молоко | Цельное, пастеризованное, жирностью до 2,5% |
7 | Масло сливочное | Жирностью до 72,5% |
8 | Масло подсолнечное | – |
9 | Чай | Черный байховый |
10 | Мука | Только пшеничная |
11 | Хлеб ржаной | Без пищевых добавок и прочих примесей |
12 | Хлеб пшеничный | |
13 | Яйца | Первой категории |
14 | Сахар | Тростниковый, свекловичный, чистая сахароза в твердом виде |
15 | Соль | Каменная поваренная |
16 | Рис | Шлифованный круглый |
17 | Пшено | – |
18 | Крупа гречневая | |
19 | Вермишель | Без пищевых добавок и прочих примесей |
20 | Картофель | – |
21 | Капуста | Белокочанная |
22 | Морковь | – |
23 | Лук | Репчатый |
24 | Яблоки | Отечественных сортов |
Грядущие изменения
Перечень социально значимых продуктов постоянно меняется. Одни наименования исчезают из списка, а другие пополняют его. В последнее время в Минпромторге обеспокоились ростом цены на кофе. Учитывая, что значительно подорожала доставка, для конечного потребителя стоимость выросла почти на 40% за год. Таким образом, есть предложения внести данный продукт в перечень социально значимых, чтобы иметь возможность замораживать цену в случае ее неконтролированного роста.
Цены на социально значимые продукты
Важнейшей задачей правительства является формирование механизмов обеспечения населения доступными и качественными товарами. Основной показатель, которым определяются социально значимые продукты питания, – цена. По данным последних статистических исследований, ситуация на рынке следующая.
№ | Наименование | Количество | Цена (в российских рублях) | ||
Минимум | Средняя | Максимум | |||
1 | Говядина | 1 кг | 250 | 285 | 320 |
2 | Свинина | 190 | 245 | 300 | |
3 | Курятина | 112 | 122,74 | 141 | |
4 | Замороженная рыба | 42,6 | 68,43 | 82,8 | |
5 | Молоко | 1 л | 27 | 32,87 | 39,5 |
6 | Масло сливочное | 1 кг | 266,6 | 337,63 | 444,8 |
7 | Масло подсолнечное | 1 л | 63 | 77,29 | 86 |
8 | Чай | 200 г | 51,4 | 64,7 | 72 |
9 | Мука | 1 кг | 18,1 | 23,73 | 26,6 |
10 | Хлеб ржаной | 1 шт. | 20,1 | 22,77 | 25,5 |
11 | Хлеб пшеничный | 15 | 16,21 | 19,8 | |
12 | Яйца | 10 шт. | 41 | 49,78 | 53,9 |
13 | Сахар | 1 кг | 43 | 49,6 | 54 |
14 | Соль | 7,6 | 9 | 8,47 | |
15 | Рис | 0,8 кг | 36 | 40,67 | 48 |
16 | Крупа гречневая | 49,9 | 52,83 | 56,1 | |
17 | Вермишель | 1 кг | 28 | 35,63 | 42,5 |
18 | Картофель | 10,6 | 13,3 | 17 | |
19 | Капуста | 9,5 | 12,82 | 16 | |
20 | Морковь | 13,2 | 14,98 | 17,4 | |
21 | Лук | 14,9 | 17,36 | 19,9 | |
22 | Яблоки | 59,9 | 70,56 | 96 |
Немного о ценообразовании
Как ни странно, вопрос ценообразования на социально значимые продукты питания до сих пор остается открытым. Тем не менее Постановление Правительства устанавливает некоторые ограничения. Так, если в течение месяца стоимость той или иной группы товаров вырастет на 30% и более, органы власти могут заморозить ее на девяносто дней на территории всей РФ или отдельного региона. В этот период будет проведена специализированная проверка для выяснения существенных причин такого увеличения цен.
Перспективные решения
Вопрос о государственном регулировании цен ставился уже неоднократно, но единого решения по данному вопросу до сих пор нет. Есть основания полагать, что не будет установлено какого-то потолка цен на социально значимые продукты. Наценка, скорее всего, станет основным ограничительным инструментом. В зависимости от категории товаров она может варьироваться от 20 до 30%. При этом непонятно, будет она применяться к цене производителя или оптовой стоимости.
Исходя из законопроекта “Об основах государственного регулирования торговой деятельности”, можно сказать, что, скорее всего, ограничения по наценке будут вводиться на продукцию какого-то конкретного производителя. При этом его доля на рынке должна быть как минимум 15%. Предлагается вводить государственное регулирование сроком на 180 дней.
Другие возможные ограничения
Ряд депутатов предлагает внести поправки в ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ”. В соответствии с ними максимальная наценка на продовольственные товары первой необходимости не должна превышать 15%. Практика ограничения стоимости на отдельные группы продуктов широко распространена в мире. Подобные системы успешно действуют в Австрии, Норвегии, Дании и других странах.
Отсутствие такого механизма на отечественном рынке приводит к тому, что наценка составляет в среднем 50%, а в некоторых случаях достигает 100%. Для сравнения стоит отметить, что в ЕС этот показатель не выше 25%. А чтобы потребитель был уверен, что его не обманывают, предложено обязать конечного продавца указывать рядом с ценой товара его закупочную стоимость.
Мнение предпринимателей
Предприниматели имеют вполне обоснованные претензии к органам власти. Они состоят в том, что, пытаясь отрегулировать цены на некоторые виды продовольственных товаров, чиновники рассматривают вопрос поверхностно. Так, не учитывается постоянное подорожание топливно-энергетических ресурсов. А в связи с этим предприниматели предлагают в первую очередь оказать государственное влияние на стратегические отрасли. Это позволит торговцам получать максимальную прибыль при небольшой наценке.
Общественное мнение
Подавляющая часть населения Российской Федерации жила во времена СССР, когда максимальная торговая наценка была равна 12%, а если речь шла о социально значимых товарах – 8%. Вполне понятно постоянно растущее недовольство нынешней стоимостью продовольственных товаров. В связи с этим на сайте “Российская общественная инициатива” было размещено следующее предложение об ограничении торговой наценки.
Продавец | Базовая цена | Максимальная наценка |
Производитель первичного сырья | Себестоимость производства | 40% |
Переработчик | Отпускная цена производителя сырья | 15% |
Организация оптовой торговли | Отпускная цена производителя товара | 10% |
Организация розничной торговли | Отпускная цена производителя товара или оптового поставщика | 15% |
Организация общественного питания |
Основная проблема
Как уже отмечалось выше, социально значимые продукты должны быть доступны всем слоям населения. Это подразумевает установление порога цен и непрерывный контроль за его соблюдением. Тем не менее стоит понимать, что за доступность порой приходится платить качеством. На полках магазинов масса продуктов, которые по ряду признаков являются непригодными к употреблению. И это при том, что по отдельным категориям товаров предоставляется государственная компенсация части расходов на производство. Таким образом, становится вопрос не только контроля цены, но и непрерывного мониторинга качества.
Непродовольственные товары
Несмотря на всю важность регулирования цен на продукты питания, не стоит забывать и о роли непродовольственных товаров. До недавнего времени (пока не были внесены поправки в законодательство) к социально значимым относили такие хозяйственные принадлежности:
- туалетное мыло;
- хозяйственное мыло;
- синтетические моющие средства;
- зубную пасту;
- зубные щетки;
- бритвенные принадлежности;
- канцелярские принадлежности (шариковые ручки, карандаши и тетради);
- швейные принадлежности (нити и игла);
- осветительные лампы накаливания (до 60 Вт);
- постельное белье;
- нижнее белье.
Негативные тенденции
Цены на социально значимые товары неуклонно растут. Учитывая отсутствие эффективного регулирующего механизма, стоит отметить следующие негативные тенденции:
- покупка некачественных и контрафактных товаров;
- замещение отечественных продуктов дешевыми импортными;
- стремление населения к экономии, что приводит к застойным процессам в финансовой сфере.
Заключение
На данный момент проблема социально значимых продуктов проработана правительством еще недостаточно глубоко. Несмотря на то что на законодательном уровне обозначен их перечень, никаких конкретных мер по регулированию потолка цен по ним не прописано. На данный момент все находится на стадии законопроектов и гражданских инициатив. По данному вопросу важно учитывать международный опыт. Кроме того, не стоит забывать, что при разработке нормативно-правовых актов должны быть учтены интересы не только конечного потребителя, но также предпринимателей.
Источник
Чиновники и раньше пытались регулировать цены на продукты. РБК вспомнил, какие механизмы использовались и что из этого вышло.
2007 год: заморозили цены
Осенью 2007 года в России был зафиксирован резкий рост цен на продукты: по информации Росстата, подсолнечное масло тогда подорожало в рознице на 13,5%, молоко — на 9,4%. Желая разобраться в ситуации, тогдашний премьер Виктор Зубков вместе с Алексеем Гордеевым, возглавлявшим тогда Минсельхоз, посетили несколько магазинов в Балашихе и констатировали, что цены на одни и те же продукты в разных магазинах отличаются в полтора раза.
В середине октября Минсельхоз провел переговоры с производителями продуктов и договорился, что цены стабилизируют. Уже в том же месяце производители и торговые сети договорились заморозить цены на молоко, яйца, растительное масло и хлеб. В Минсельхозе тогда подчеркивали, что соглашения о стабилизации цен производители подписали по собственной инициативе, чтобы дать возможность наиболее незащищенным слоям населения приобретать продукты по приемлемым ценам.
В начале 2008 года соглашения, срок которых истекал 31 января, продлили до 30 апреля. Но в конце марта сам же Зубков признал замораживание цен неэффективным, и от их искусственного сдерживания решено было отказаться. С октября 2007-го по май 2008 года рост цен на продукты, попавшие в число «замороженных», составил, по данным Росстата, от 5 до 27%.
Меру критиковал и тогдашний министр финансов Алексей Кудрин. Он считал, что заморозить цены было бы ошибкой, поскольку это естественный и нужный элемент рынка, который дает сигнал производителям, что можно производить больше, потому что спрос увеличился. Бороться Кудрин предлагал с ценовыми пиками и не допускать «шоковых» повышений цен на продовольствие — до 40%.
2010: Набиуллина заступилась за гречку
В 2010 году была попытка регулировать цены на гречку. Тогда ФАС признала, что в августе эта крупа подорожала на 6–20%. Самый большой рост — 30% — был зафиксирован в Самарской области. В росте цен на крупу, как поясняли тогда производители, был виноват неурожай гречихи, из-за чего образовался дефицит.
Это был первый случай, когда цена на социально значимый товар превысила критическую отметку в 30%, говорил замруководителя ФАС Андрей Цыганов. Ведомство проинформировало об этом Минэкономразвития. Но возглавлявшая тогда министерство Эльвира Набиуллина посчитала, что вводить ограничения цен нецелесообразно.
2015 год: заморозили цены на два месяца
Вопрос о том, чтобы регулировать цены на продукты, еще раз поднимался в начале 2015 года, когда на фоне девальвации рубля и после введения Россией продовольственного эмбарго на ввоз ряда продовольствия из стран ЕС и США начали расти цены на продукты. За 2014 год цены на продовольствие выросли на 19%, а в первом полугодии 2015 года рост, по прогнозам Минэкономразвития, должен был составить 23,8%.
Тогда крупнейшие торговые сети опять договорились заключить соглашение и заморозить цены на социально значимые продукты на два месяца. Впрочем, курировавший тогда сельское хозяйство вице-премьер Аркадий Дворкович не одобрял, например, заморозку цен на гречку — по его словам, в условиях низкого урожая заморозка цен может привести к дефициту гречки. «Можно заморозить, но потом не кричите, что дефицит гречки», — предупреждал вице-премьер.
В апреле 2015-го цены на ряд социально значимых продуктов снизились по сравнению с февралем того же года, когда участники рынка договорились о заморозке цен. Например, на 1,8% подешевел 1 кг гречки в рознице (с 70,7 до 69,4 руб.), а 1 кг яблок — на 2,4% (с 140 до 89,7 руб.). Но были и продукты, которые за два месяца заморозки цен подорожали: подсолнечное масло — на 4,7% (c 93,3 до 104,7 руб. за 1 литр), пшеничная мука — на 2,4% (с 31,9 до 32,76 руб. за 1 кг).
Источник
Правительство и крупные торговые сети подписали соглашение о регулировании цен на сахар и подсолнечное масло. Одновременно с этим, в Госдуму внесены документы, которые позволят кабинету министров вводить регулируемые цены и на другие продукты – в особых случаях.
Речь идет о социально значимых продуктах питания. Если раньше правительство могло регулировать цены при их росте на 30% за месяц, то теперь и 10-процентного увеличения будет достаточно для принятия мер.
“Мониторинг будет вестись за два месяца, что позволит отследить не только разовые всплески, но и более плавное повышение цен. И принять все необходимые решения, чтобы защитить интересы людей. Своевременно принимать меры, а не ждать, пока цены рванут вверх”, – заявил Михаил Мишустин, премьер-министр РФ.
Соглашение о ценах на сахар и подсолнечное масло подписано сегодня в Белом доме. Сахар в рознице – не дороже 46 рублей за килограмм, подсолнечное масло – не дороже 110 рублей за литр.
Подписи под документами поставили Минсельхоз, Минпромторг, отраслевые ассоциации производителей и крупные федеральные торговые сети.
“В соответствии с положениями соглашения цена должна скорректироваться в пятидневный срок с даты подписания настоящего соглашения. Вместе с тем, по нашей информации, уже сегодня наблюдаем снижение цен”, – сообщил Дмитрий Патрушев, министр сельского хозяйства РФ.
“Правительство приняло такое решение, что они будут очень внимательно отслеживать изменения ситуации с ценами и при необходимости будут вмешиваться. Рынок уже понял, каких мер можно и стоит ждать. Поэтому все стараются сейчас цены искусственным образом, по крайней мере, не завышать”, – отметил Сергей Беляков, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли.
Помимо сахара и масла к категориям социально-значимых относятся мясо и рыба, молоко и яйца, крупы и хлеб, так называемый борщевой набор и яблоки.
Один из крупнейших ритейлеров страны, представляющий сразу три федеральные торговые сети, с сегодняшнего дня вообще отменил наценку сразу на семь товарных позиций: хлеб, картофель, тушёнка, зерновые хлопья, макароны, чёрный чай и ультрапастеризованное молоко.
“Молоко 2,5% жирности. Стоимость его – 45 рублей 30 копеек. Это та цена, которую мы получаем от производителя, закупочная цена. Какую цену мы получили от производителя – такую и поставили на полку”, – пояснил Денис Кузнецов, начальник управления по связям с общественностью компании X5 Retail Group.
Все расходы. которые обычно закладываются в цену – аренда, зарплаты сотрудников, коммунальные платежи – магазин берет на себя.
“Это картофель в сетке. Также он помечается ценником “низкая цена”. Все регионы присутствия – а это 66 регионов Российской Федерации – у нас установлены нулевые наценки на эти товары”, – подчеркнул Кузнецов.
Для эксперимента с нулевой наценкой торговая сеть выбрала семь самых необходимых и наиболее популярных товаров. Ценники успели поменять за ночь. Когда еще увидишь геркулес по 12 и чай по 14.
“Вот эти я покупал, они стоили 80 рублей. а сейчас почему-то скидка 40 рублей непонятная, ну ладно, это хорошо!”, – радуется пожилой покупатель.
Такое меню радует, но все мы понимаем, что магазины не могут работать себе в убыток и долго так не протянут.
Именно на этом сделал акцент сегодня и Михаил Мишустин. Нельзя забывать о законах рынка, принимаемые меры должны быть строго пропорциональны проблеме.
“Все эти меры по сдерживанию цен, конечно, краткосрочные. Не надо этим увлекаться, впадать в так называемый регуляторный раж, чтобы административное регулирование не привело к снижению производства или долгосрочных инвестиций. Надо пользоваться этими инструментами своевременно, когда увеличиваются цены на базовые продукты питания. И отказываться от административных мер, когда ситуация стабилизируется”, – предупредил председатель правительства.
Из мер системных – государственные субсидии производителям муки и хлеба, а также гарантии того, что продовольствие не будет продаваться за рубеж, в ущерб потребителю внутри страны.
“В настоящий момент у нас по некоторым позициям, даже по многим позициям, объем экспорта сельхозпродукции сопоставим с объемом внутреннего потребления. Соответственно, и потребителям и производителям сельхозпродукции нужны предсказуемые условия, как будет государство реагировать на такого рода ситуации. Самым простым механизмом здесь является экспортные пошлины, и мы должны установить их на долгосрочной основе”, – предложил Максим Решетников, министр
экономического развития РФ.
Пока решено в новом году ввести экспортные пошлины на зерно и семена подсолнечника.
Источник
Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530
“Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения”
С изменениями и дополнениями от:
4 марта 2013 г., 17 сентября 2014 г., 21 марта 2016 г.
В соответствии с Федеральным законом “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые:
Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости;
перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены;
перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения.
Председатель Правительства | В. Путин |
Москва
15 июля 2010 г.
N 530
Правила
установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)
1. Настоящие Правила определяют порядок установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее – предельные розничные цены).
2. Предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее – продовольственные товары), реализуемых на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов.
3. Подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам еженедельного макроэкономического анализа состояния розничных цен на продовольственные товары.
Указанный анализ проводится на основании оценки данных федерального статистического наблюдения за средними розничными ценами на продовольственные товары и их изменениями по субъектам Российской Федерации, представляемых Федеральной службой государственной статистики, а также информации о причинах и условиях роста цен, получаемой от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых в течение 30 календарных дней подряд отмечается рост розничных цен на продовольственные товары не менее чем на 30 процентов, а также от хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
4. По результатам проведенного анализа Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или на территориях субъектов Российской Федерации, с указанием наименований продовольственных товаров, размеров предельных розничных цен на такие товары и сроков, на которые вводятся предельные розничные цены.
Перечень
отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)
Говядина (кроме бескостного мяса)
Свинина (кроме бескостного мяса)
Баранина (кроме бескостного мяса)
Куры (кроме куриных окорочков)
Рыба мороженая неразделанная
Масло сливочное
Масло подсолнечное
Молоко питьевое
Яйца куриные
Сахар-песок
Соль поваренная пищевая
Чай черный байховый
Мука пшеничная
Хлеб ржаной, ржано-пшеничный
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки
Рис шлифованный
Пшено
Крупа гречневая – ядрица
Вермишель
Картофель
Капуста белокочанная свежая
Лук репчатый
Морковь
Яблоки
Перечень
отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)
С изменениями и дополнениями от:
4 марта 2013 г., 17 сентября 2014 г., 21 марта 2016 г.
Мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров) по ГОСТ 31962-2013 со сроком годности менее 10 дней
Молоко питьевое пастеризованное 2,5 – 3,2% жирности по ГОСТ 31450-2013 со сроком годности менее 10 дней
Хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки, ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки со сроком годности менее 10 дней
Абзац четвертый утратил силу
В отношении отдельной продукции могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. Причина – в течение 30 календарных дней в одном или нескольких регионах отмечен рост стоимости не менее чем на 30%.
Речь идет о социально значимых продовольственных товарах первой необходимости. К ним относятся говядина и свинина (кроме бескостного мяса), сливочное и подсолнечное масла, сахар-песок, рис, пшено, вермишель, картофель, репчатый лук, морковь и др.
Предельные розничные цены устанавливает Правительство РФ на срок не более 90 календарных дней.
Предложения установить предельные цены готовит Минэкономразвития России по результатам еженедельного макроэкономического анализа.
По соглашению сторон в цену договора поставки может включаться вознаграждение, выплачиваемое в связи с приобретением определенного количества товаров.
Определен перечень социально значимых продовольственных товаров, за приобретение которых такое вознаграждение не выплачивается. Это мясо кур (тушки кур, цыплят, в т. ч. бройлеров), молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности, хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной муки и ее смеси с пшеничной со сроком годности менее 10 дней.
Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 “Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения”
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в “Российской газете” от 26 июля 2010 г. N 163, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 30 ст. 4103
Источник