На какие средства содержатся церкви

Миряне имеют весьма смутное представление о том, на какие средства существует Церковь. Незнание порождает слухи и сплетни — о «попах на мерседесах», «миллионных счетах в иностранных банках», «виллах на Канарах» и т. п. Корреспондент «НС» попробовал разобраться, каким образом обеспечивают себя православные приходы и легко ли им это удается.

По-старому

В среднем оклад рядового московского батюшки — около 25 тысяч рублей. В зависимости от региона эта цифра может меняться. «Церковь — это часть народа. Если народ бедный, то и церковь бедная, если народ встает на ноги, то и Церковь встает», — говорит священник Леонид Калинин, настоятель московского храма Климента, папы Римского. Этот огромный собор в редком для Москвы стиле «рококо» достался ему несколько лет назад в полуразрушенном состоянии. Впрочем, отец Леонид известен как успешный реставратор, на его счету уже не один храм, поднятый из руин. «Кроме того, материальное благополучие прихода зависит и от многочисленности паствы», — подчеркивает он.

Невероятно, но это так: Церковь действительно живет на пожертвования. Священник получает зарплату, которая выплачивается ему из тех денег, которые собирает его же храм. Ни епархия, ни Патриархия не имеют иных средств дохода, нежели отчисления с приходов (за исключением редких случаев епархиальных предприятий вроде свечных заводов).

Почти две тысячи лет церковная экономика существует не как экономика прибавочного продукта или коммерческой прибыли, а как экономика личных и добровольных взносов.

Еще в доевангельскую эпоху у благочестивых евреев было принято заботиться о своих религиозных наставниках. Этот обычай сохранился и в христианской Церкви, распространившись не только на апостолов, но и на их преемников: епископат и священство. Изменилась с тех пор только форма церковного пожертвования. Христианин апостольского века приносил в храм выпеченый собственноручно хлеб и домашнее вино для Евхаристии, ладан или елей. Современный прихожанин жертвует, как правило, рублем, косвенно или напрямую.

Жертва напрямую — это плата за требы и кружечный сбор (те самые кружки в храме, куда опускают монетки). Основная форма «косвенного» пожертвования — свечи. Их себестоимость настолько мала, что большая часть цены и есть наш добровольный взнос. Кроме того, опосредованной жертвой является доход от распространения православной литературы, крестиков, икон и церковной периодики за «свечным прилавком».

Как и в древней Церкви, каждая община по апостольскому образцу содержит не только саму себя, но и духовные школы, и высшее церковное управление. Сперва это была иерусалимская община во главе с апостолом Иаковом, чуть позже — митрополия, а теперь — епархия и Патриархия. Отчисления в «центр» являются обязательными, и каждый приход отсылает в среднем десятую часть приходского дохода на общеепархиальные и общецерковные нужды.

Ктиторы, а проще говоря — благотворители

«На самый минимум, который необходим для обеспечения причта и хора, может хватить и дохода от свечного ящика, — рассказывает отец Леонид Калинин. — Но на ремонт, реставрацию, издательскую и социальную деятельность — на это необходимы внешние пожертвования».

Крупные благотворители, или ктиторы, как их называют на византийский манер, — отдельная графа церковных бюджетов.

Священник Алексий Агапов, настоятель небогатого подмосковного храма Михаила Архангела в городе Жуковский, говорит, что свечной ящик не приносит ему больших денег: «Во всяком случае, распространением икон и литературы у нас на приходе ничего не окупается. Книжную лавку мы используем больше для катехизаторских целей. Если человек в наши дни умеет и любит читать, это нужно поощрять. Значительная часть книг, которые мы закупаем, раздается в подарок – на дни рождения, именины. Цены же на книги в церковной лавке не намного выше их закупочной стоимости». Кроме того, пожертвование за свечи, как и во многих храмах области, здесь свободное: сколько человек хочет пожертвовать, столько и жертвует за свечу. Так же и требы.

В такой ситуации приходской бюджет во многом зависит от крупных благотворителей. «Полная зависимость от ктиторов — не лучший вариант, — признается о. Алексий. — Но существовать без значительной спонсорской поддержки возможно только в том случае, если храм избавлен от серьезных бытовых проблем и при условии активного личного участия всех прихожан в жизни прихода. У наших людей пока нет устойчивой привычки участвовать в общих делах. Возможно, им отчасти мешает негативная память о добровольно-принудительном коллективизме советского прошлого. В еще большей мере — дух пассивного потребительства, которым многие соблазняются сегодня».

Храм на самообеспечении

«В Америке уборку, мелкий ремонт, как правило, община делает самостоятельно, не привлекая сторонних людей. Починить сантехнику стоит очень дорого, а вызов специалиста может обойтись приходу в сумму, сравнимую с месячной зарплатой настоятеля. В этих случаях среди прихожан просто находится специалист, который может помочь бесплатно», — рассказывает священник Валерий Буланников, клирик храма Свт. Николая в Отрадном. В США, где прошла большая часть его пастырского служения, он прожил 14 лет. Зарубежные приходы Православной Церкви существуют, как и наши, на пожертвования.

Даже бюджет храмов в основном совпадает: около 300 тысяч рублей в месяц — таковы были расходы в пригороде Сан-Франциско, где служил отец Валерий — во столько же обходится  и содержание нынешнего  храма отца Валерия на окраине российской столицы. Только, приходская инициатива за океаном традиционно развита сильнее.

Кроме того, приходы в Америке маленькие и большинство прихожан, как правило, знакомы лично, так что распределить обязанности обычно не представляет труда: «Если система работает, то она позволяет приходу не только выживать, но и твердо стоять на ногах, обслуживая себя самостоятельно», — подчеркивает отец Валерий.

Внешних источников для существования у американских приходов практически нет. Из внутренних — все те же свечи, литература и ежегодные праздничные сборы (на Рождество, Пасху и престольный праздник). Хозяйственная жизнь тут вращается вокруг решений приходского совета, состоящего из активных мирян, сам священник почти не участвует в руководстве приходским хозяйством.

Подобный порядок управления предполагается и русским уставом, но на практике полноценный приходской совет у нас встречается редко, и хозяйственной жизнью, как правило, руководят избранный общим собранием староста и лично настоятель.

Как и большинство храмов Православной Церкви в Америке, приход о. Валерия Буланникова широко практиковал формы фандрайзинга (привлечения пожертвований), такие как приходской фестиваль или «гараж сейл» — распродажа старых вещей.

Для российских храмов «фандрайзинг» — новое слово. Переехав в Москву, о. Валерий пытается применять зарубежный опыт, правда с учетом российского менталитета: «Распродажи вещей у нас не поймут. Скажут, блошиный рынок при церкви. А вот храмовые фестивали делать можно, — убежден он. — На престольный праздник мы собираемся поставить столы во дворе, приготовить какие-то угощения, сувениры и продавать их за пожертвование, как это принято в США».

«Поп на джипе»

Однажды в небольшом российском северном городке настоятель строящегося храма, неоднократно публично просивший на храм у бизнесменов, чиновников и простых горожан, оказался замечен за рулем новенького джипа-внедорожника. Эта новость вызвала всплеск протеста со стороны жителей: как он посмел! На интернет-форуме, где наблюдательные северяне опубликовали громкое разоблачение, каждый посчитал своим долгом осудить «жадного попа».

И только близкие прихожане знали, что джип (к слову, китайский и дешевый) батюшке подарил местный предприниматель, чтобы священник мог ездить на требы в труднодоступные села, куда зимой по снежным заносам на «жигуле» не пробраться. Получив объяснения, горожане сменили гнев на милость. Итак, материальный подарок — еще одна форма церковного пожертвования. Дарят предприниматели не только (и не столько!) джипы, сколько машину кирпича на ремонт, или досок на крышу, или листового железа на кровлю.

В феврале этого года игумен Агафангел (Белых) опубликовал в интернете финансовый отчет своего миссионерского прихода в Якутии. Кроме денег, за год его храм принял в жертву от частных лиц: книги христианского содержания в примерном количестве 150 штук, предметы церковной утвари — пять штук, ноутбук Acer — один, фотоаппарат Sony, рыбы (осетр, муксун, нельма, омуль) около пятидесяти килограмм. Кроме того, на денежные пожертвования куплены: видеопроектор BenQ и DVD-плеер Toshiba. Если с рыбой все понятно (храм расположен на берегу моря Лаптевых), то зачем ноутбук, DVD, проектор… монаху? Очень просто: храм отца Агафангела – единственный на сотни километров источник информации о Православии в этих широтах. Повесив на стену простыню, игумен показывает жителям поселка документальные фильмы. Часто мы забываем, что «нецерковные» и даже «дорогие» вещи могут быть предметами первостепенной необходимости для небогатого прихода.

Торгующие при храме

Настоятель Климентовского храма о. Леонид Калинин видит и другие пути «внешнего» привлечения средств. «Мы решили не просить, а зарабатывать сами», — говорит он. По закону религиозная организация может заниматься любой хозяйственной деятельностью при условии, что все ее доходы идут на уставные цели организации: ремонт, реставрацию, благотворительность. Коммерческий доход религиозной организации в этом случае облагается налогами в полной мере, но все-таки может стать хорошим подспорьем для приходского бюджета. Так, отец Леонид открыл сеть молочных ларьков.

По его словам, чистый доход от молока превышает свечной сбор в два раза. «Это не самый простой путь, потому что любая инициатива у нас на каждом шагу сталкивается с препонами со стороны чиновников, — вздыхает о. Леонид. — Так называемый входной билет в деятельность, приносящую прибыль в нашей стране, стоит настолько дорого, что большинству он просто не по карману. Но мы справляемся и даже умудряемся заниматься благотворительностью».

На деньги от продажи продуктов отец Леонид реставрирует храм, платит сотрудникам нормальные зарплаты и издает книги. По спискам из управы молочные киоски отца Леонида снабжают малообеспеченные семьи центрального округа продуктами, полностью покрывая их месячные потребности в молоке, твороге и сметане. По той же схеме при некоторых храмах работают мини-пекарни, ларьки с квасом, а иногда и целые кафе, как при Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге.

«По большому счету, не существует никакой технологии централизованного привлечения средств на приходы и монастыри, — подчеркивает отец Леонид. — Если священник усердно молится и достойно служит, обычно есть и приношения. Просит ли он деньги на храм у спонсора или пытается заработать сам».

С этим утверждением согласен и архимандрит Пантелеимон (Шатов), руководитель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, организатор множества социальных проектов, духовник Свято-Димитриевского сестричества. «Церковная экономика — это не зарабатывание денег и не сбор пожертвований, — считает о. Пантелеимон. — Если вы собираете деньги на какое-то полезное дело и если это дело угодно Богу, то деньги найдутся. У Бога всего достаточно! Через прихожан Он материально содержит Церковь, подавая ей каждый раз столько средств, сколько необходимо в этот момент».

Nsad.ru



    (

    7
    голосов: 3.14 из 5
    )

    Источник

    Илья Шлентов

    14 февраля 2016  · 38,4 K

    Студент школы филологии НИУ ВШЭ

    В больших городах приходы существуют в основном на деньги спонсоров, жертвующих на содержание храма и лично батюшке. В провинции же разной степени глубины зачастую возникает ситуация, когда приходу не на что существовать: спонсорам неоткуда взяться. Нередко случается, что батюшке приходится из своих, прямо скажем, скромных доходов оплачивать содержание храма, фактически существуя вместе с семьей на грани нищеты. Ситуация усугубляется, если здание храма представляет собой объект культурной ценности, и на приход ложаться допольнительные расходы на особые условия содержания. Таким образом, 70-80 процентов Российских приходов существуют исключительно на пожертвования или деньги самого батюшки, и ведут более чем бедное существование. В Америке эта проблема решается так: в определенные дни здание церкви сдают в аренду под культурные мероприятия, клубы и концерты (разумеется, “богоугодного” формата). Однако в России это, понятное дело, невозможно, как по причиным этическим, так и под реально существующим давлением на церковь общественного мнения.

    Видел я этих батюшек, и по ним уж точно не скажешь, что они ведут “более, чем бедный” образ жизни.

    Руководитель ювелирного проекта. Мыслитель, фантазер, путешественник…

    Как это не парадоксально, но церковь живет на деньги атеистов. Поясню. 
    Прихожане – люди постоянно посещающие свои приходы, денег в храм приносят незначительно. А основную кассу формируют люди которых приносят в храм, в первый раз крестить, второй раз – отпевать. А так же за счет денег “захожан”, людей посещающих храмы раз в год, покупающих пучки… Читать далее

    Пресс-секретарь Якутской и Ленской епархии; обозреватель сайта “Православие и…

    На деньги прихожан и жертвователей. Записочки, свечки, иконы, книги, а также ящики с пожертвованиями -это все церковный доход. Я уже в ответе на другой похожий вопрос писала, как устроено дальше: каждый храм, имеющий доход (замечу, что есть храмы, которым с трудом хватает или даже не хватает средств оплатить коммунальные услуги), переводит какую-то… Читать далее

    “Записочки, свечки, иконы, книги … церковный доход”. Т.е. я правильно понимаю, что вы их продаёте? Платит ли в… Читать дальше

    мои ответы не являются “глубокомысленными” статьями для ЯДзен. пользователь…

    Сколько зарабатывают батюшки в церквях? Из чего складывается их з/п? Что написано в Библии о том, могут ли они брать деньги?

    Пресс-секретарь Якутской и Ленской епархии; обозреватель сайта “Православие и…

    Доход батюшки зависит от дохода храма + личной совести. Обычно происходит так: в храме каждому священно- и церковнослужителю (то есть не только священникам, но и бабушкам, торгующим свечками, хору, алтарникам, т.е. помощникам священников в алтаре, и т.д.) полагается зарплата. Как правило, это небольшая сумма: большие деньги уходят на содержание храма и в качестве епархиального налога.

    Кроме этого, существуют частные пожертвования. Большие деньги жертвуют богатые люди – иногда лично священнику, иногда на восстановление храма или какой-то социальный или иной церковный проект. В случае, если пожертвование целевое, понятное дело, присваивать его неприлично (и Бог за это спросит), но проверить это нереально. Только если жертвователь поймет, что его нагрели (типа, у батюшки новая машинка, а вот иконостас в храме не отреставрирован, хотя на него деньги и давались) – тогда он может и другим богатым людям сообщить, что этому священнику лучше не жертвовать ничего.

    Основная “статья дохода” у обычного священника – это требы. Освятить квартиру или машину, крестить частным порядком, панихиду послужить. Здесь в некоторых храмах есть некий минимум, но люди в таких случаях обычно жертвуют сверх того. А иногда вообще никакого минимума не назначают – сколько дадут, столько дадут. Ну, иной священник может, наверное, и задрать цену, но есть очень большой риск, что вскоре к нему обращаться вообще перестанут.

    Это совершенно “библейская” схема оплаты “труда священника”. Еще в Ветхом завете было заведено, чтобы священники “питались от алтаря”, и апостол Павел это несколько раз повторяет: “Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования”. (1Кор.9:13,14), “Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим” (Гал.6:6), “Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?” (1Кор.9:11).

    В Ветхом завете пропитание священников составляет десятина (в общем виде – десятая часть дохода каждого верующего), те в свою очередь отчисляют десятую часть первосвященнику и на содержание храма: “объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины” (Числа, 18:26). Именно от этого пошли епархиальные налоги и от этого же – “церковные налоги” во многих светских государствах до сего дня (Германия, например: предполагается, что если ты считаешь себя верующим, то ты и содержишь свою общину).

    Прочитать ещё 5 ответов

    Почему православные храмы и религиозные атрибуты так роскошно украшаются, если это противоречит христианским канонам?

    Студент школы философии НИУ ВШЭ, учебный ассистент

    Вероятно, одной из причин такой страсти к роскоши является поражение нестяжателей. В XV – XVI веках внутри Церкви существовал спор иосифлян и нестяжателей. Они расходились во взглядах на ряд вопросов, касающихся современного им положения дел внутри Церкви. Нестяжатели, в отличии от иосифлян, настаивали на том, что Церковь не должна накапливать земли и богатства. Они были сторонниками большей строгости и аскетизма. Эту черту отмечал даже Иван Грозный, хваля иноков Кирилло-Белозерского монастыря (который был центром нестяжательства) за строгость устава. Однако, в итоге, все руководящие посты в Церкви заняли иосифляне, полностью вытеснив нестяжателей.

    Прочитать ещё 5 ответов

    Почему протестанты не признают почитание икон и молитвы святым, а православные и католики признают, хотя Библия у всех одна?

    Дьякон,
    https://vk.com/sunknife

    Не знаю зачем писать такие большие телеги, как делают некоторые, когда разгадка одна – ̶б̶е̶з̶б̶л̶а̶г̶о̶д̶а̶т̶н̶о̶с̶т̶ь̶  интерпретация (UPD: указанную гигантскую телегу успели удалить, но не стирать же теперь свое первое предложение).

    Библия не является чем-то, что можно вот так вот взять и понять. Для примера взгляните на науку, которая изучает Библию – библеистику – вот там уж чего только не насмотришься и феминистской экзегетики и атеистической, так что каждый подминает текст под себя так, как ему нужно.

    В общем-то то же самое делают и христиане крупных конфессий – толкуя текст в контексте своего вероучения, используя аллегорический метод, который вообще открывает бесконечное пространство для выводов. Потому что текст не существует без контекста, никакой и никогда. 

    Поэтому и у тех же протестантов есть десятки тысяч самых разных сект, которые тоже могут разниться по вопросам отношения к таинствам, иконопочитаю, монотеизму, экклезилогии и т.д., хотя все почти исповедуют принцип solo scriptura, то бишь только писание. Поэтому писание у всех одно, а интерпретация разная.

    Но если говорить конкретно и вкратце по иконопочитанию, то, на мой взгляд, классическая аргументация протестантов проходит мимо, ибо заповедь запрещающая творение кумиров не относится к иконам, коли икона это не кумир и не рукотворенный Бог, а доска с красками и образ Божий. А сам факт возможности изображения Бога, недопустимый в Ветхом завете, основывается на воплощении Бога, то есть Иисуса Христа, так что Он стал видимым и потому и мы можем Его изобразить.

    Прочитать ещё 7 ответов

    Источник