На какие средства содержатся государство в древней греции
Многие черты, которые характерны современным государствам имеют свои истоки в древнем мире, а именно в его устройстве. Так и налоговая система родом из Древней Греции и Древнего Рима.
Налоговая система Древней Греции и Древнего Рима
Развитие государства в античности требовало не малых финансов. Необходимо было содержать армию, возводить и укреплять стены городов-государств, строить храмы, водопроводы, дороги. Более того, остро стояла проблема бедняков, их также нужно было содержать государству, давать им продукты и какие-то мизерные деньги. А список расходов государства на общественные нужды можно и вовсе продолжать бесконечно. Подобные расходы могли покрыть только налоги.
Одновременно с тем и в Древней Греции, а чуть позднее и в Древнем Риме оплата личных налогов приравнивалась к рабству. Сбор налогов со свободных граждан постоянно находился в противодействии. Многие свободные граждане и вовсе высказывались о том, что оплату налогов считают для себя унизительным.
Налоги на имущество также были чем-то негативным. Жители Афин готовы были делать добровольные взносы, а вот платить налоги не хотели. Для них было более приемлемым взимать плату с побеждённых врагов, а в некоторых случаях даже со своих союзников. Налоги приходилось всё-таки платить, хоть и не систематически, а, например, для укрепления сооружений крепости или других общественно значимых зданий, также налоги собирались для ведения военных действий. В таком случае, когда предстояли большие расходы, народное собрание города-государство вынуждено было устанавливать процент отчислений от дохода. Чаще всего это было 1/10 или 1/20 частей от получаемого дохода.
В Древнем Риме изначально не было никакой налоговой системы, она была позаимствована в Древней Греции. Более того, именно в Древнем Риме налоговая система сильно развивалась с ходом времени. На начальном этапе государство состояло из города Рима и его небольших окрестностей.
Замечание 1
Примечательно, что в мирное время в Риме не было налогов.
Расходы по управлению государством были не так велики, в силу того, что магистраты выполняли свои должностные обязанности безвозмездно, иногда даже вкладывая много собственных средств в развитие города. Быть магистрантом и делать такие широкие жесты было почётно. Тем более, что власть всё равно сосредотачивалась в руках богатых людей. Большая часть расходов уходила на строительство общественных зданий. Государственная казна пополнялась за счёт сдачи в аренду общественных земель.
В военное время граждане облагались налогами согласно своему достатку.
Замечание 2
Учитывая тот факт, что Древний Рим практически постоянно находился в состоянии войны, то периоды без оплаты налогов были скорее эпизодическими, чем постоянными.
Все сложившиеся обстоятельства требовали развития налоговой системы.
Система налогообложения и её совершенствование
Сумма, которую граждане должны выплачивать государству в качестве налога, устанавливалась цензорами, или избранными чиновниками. Граждане Рима делали клятвенное заявление цензорам о собственном имущественном состоянии и семейном положении.
Замечание 3
Подобное клятвенное заявление является прототипом сегодняшней декларации о доходах физических лиц. Невероятно, но эти основы закладывались ещё в IV–III вв. до н.э.
В IV–III вв. до н.э. Римское государство постоянно увеличивало свои границы благодаря завоеваниям и включению колоний в свой состав. Налоговая система тоже менялась постоянно, как и границы государства. Для колоний были введены коммунальные или местные налоги и повинности. Одно оставалось неизменным – как и в Риме, их размер зависел от размеров доходов граждан. Их устанавливали каждые пять лет. Римские граждане, которые жили не в Риме были обязаны оплачивать и государственные, и местные налоги.
Когда в военных действия побеждали римляне, то налоги снижались или отменялись вовсе. Все средства, в которых нуждалось государство поступали от завоёванных земель.
Пример 1
При Лиции Корнелии Сулле (138-78 гг. до н.э.) граждане Древнего Рима совсем не платили налоги, единственное, чем пополнялась казна были деньги, полученные от сдачи в аренду земель, а также некоторых незначительных сборов и налогов на роскошь.
По мере расширения государственных площадей и захвата новых провинций Рим превратился в империю. Жители провинции были подданными империи, но не имели прав граждан. Они регулярно платили налоги в казну, что по сути было гарантом их зависимости.
Провинции выплачивали в казну прямые и косвенные налоги общегосударственного и местного характера.
Замечание 4
Единой налоговой системы в пределах всей Римской империи не существовало.
Каждая община или государство в составе империи облагались по-разному. Города и государства, которые оказывали римским завоевателям сильное сопротивление, после поражения облагались более жесткими налогами. Немаловажно сказать о том, что зачастую Рим использовал систему налогообложения, которая была уже сформирована в той или иной местности. Менялись только направления и методы использования поступающих средств. Но общая тенденция выстраивалась таким образом, что в римскую казну платили меньше, нежели прежней власти.
Стоит упомянуть тот факт, что на плечи жителей провинций ложилось содержание местной администрации, строительство зданий, дорог и т.п. В римских провинциях типа Испании и Македонии, самым главным источником доходов были налоги с доходов рудных и соляных копей в виде 1/10 части добытых полезных ископаемых.
Очень долгий период времени в римских провинциях не было никаких государственных органов, которые бы отвечали за финансы, где бы на профессиональном уровне могли бы контролироваться налоги и их уплата. Некоторое время этим занимались откупщики. На откуп чаще всего отдавались косвенные и чрезвычайные налоги, но бывало и такое, что на откуп шли и прямые.
В основе системы откупов лежало право собирать налог от другого лица, который за это может предложить более высокую цену. Вся сумма целиком шла в казну, а откупщик, которому принадлежали государственные полномочия, вместе с помощниками и субарендаторами пытались получить с налогоплательщиков максимальную прибыль. Господство откупной системы, которая в целом не имела никаких ограничений, привело к тому, что в провинциях творился произвол. Злоупотребления и коррупция стали обычным делом.
Преобразования налоговой системы
Идея изменить и усовершенствовать налоговую систему полностью принадлежит Гай Юлию Цезарю. В первую очередь изменения коснулись откупа по прямым налогам – его полностью отменили, остался только откуп по косвенным налогам. Для каждой общины была установлена конкретная сумма налога, которую она должна была внести в казну в качестве прямых налогов. Распределять и собирать налоги должна была община. Кроме того, Гай Юлий Цезарь снизил налоги. Это произошло потому, что государство их получало напрямую и вся сумма попадала сразу в казну, а не просеивалась через карман откупщиков. Множество городов получили налоговые льготы, однако некоторые из-за упорной борьбы с Цезарем были наказаны повышением налогов.
Усовершенствование налоговой системы продолжил Август Октавиан, который во всех провинциях создал финансовые учреждения по контролю за налогообложением. Он сократил до минимума услуги откупщиков, а там, где они были сохранены, контроль за их деятельностью осуществляло государство. Август назначил в каждой провинции прокуратора, в чьи обязанности входило курирование деятельности за финансовыми учреждениями провинции.
Заново была проведена проверка налогового потенциала провинций, для более точного и справедливого распределения налогов. Этому предшествовал обмер каждой городской общины с её землями. Для каждого города был составлен личный кадастр, в котором содержались сведения о все землевладельцах. Проведена была и перепись имущественного состояния граждан. Возглавили перепись наместники провинций вместе с финансовыми чиновниками-прокураторами. Все жители провинций были обязаны в определённый день предоставить властям налоговую декларацию. Все налоговые документы хранились в финансовом органе и были основой для проведения следующей переписи имущественного состояния.
Наглядно здесь можно рассмотреть пример переписи имущественного состояния в одной из провинций Римской империи – Иудее. Сведения о землевладении содержали следующие данные:
- Наименование общины, наименование отдельного подворья, два самых близких соседа.
- Количество моргенов пахотных угодий, которые в перспективе могут быть засеяны в ближайшие 10 лет.
- Число виноградных лоз на выделенном участке.
- Количество деревьев на оливковых плантациях.
- Количество лугов и пастбищ.
- Количество лесных угодий, которые могут дать древесину.
- Пол и возраст каждого члена семьи.
Чтобы составить такой список, владелец земли должен был оценить всё сам. Чиновник, который контролировал проведение ценза, имел право уменьшить налог в том случае, если по объективным причинам снижалась продуктивность хозяйства.
Пример 2
Могло так произойти, что на урожайных землях в дождливый год не выдался урожай или часть лозы на виноградниках погибло, а маслины засохли, то это учитывалось при составлении ценза. Иная ситуация была, если владелец земли самостоятельно вырубил виноградники или оливковые деревья, тогда он был обязан это объяснить, и если уважительных причин не находилось, то и ценз не снижался.
Виды налогов
Основным источником налоговых доходов в провинциях был земельный налог. Его средняя ставка составляла 1/10 доходов с земельного участка, хотя в некоторых случаях применялись и особые формы налогообложения, к примеру, с количества фруктовых деревьев, в том числе, и виноградные лозы.
Налогообложению подлежала и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, сюда включались скот и рабы; а также предметы роскоши и драгоценности. Все жители провинции без исключения должны были оплачивать единую подушную подать.
На налоги в Древнем Риме возлагались большие надежды. С их помощью власти пытались решить фискальные задачи и даже социальные.
Пример 3
В 6 г. н.э. император Август ввёл налог с наследства со ставкой 5%. Этот налог был введён исключительно для граждан Рима и только свободных. Граждане провинций им не облагались.
Средства, полученные от налога на наследство средства, направлялись на обеспечение пенсионного фонда профессиональных солдат после окончания службы. Налогом не облагались ближайшие родственники солдат.
Римская империя была первой, кто ввёл промысловый налог. Его придумал император Диоклетиан.
Кроме прямых налогов в Римской империи были и косвенные налоги. Самые распространённые из них следующие:
- Налог с оборота по ставке 1%, иначе он ещё назывался акциз на внутреннее потребление.
- Налог при торговле рабами в размере 4% от их рыночной стоимости.
- Налог на освобождение рабов со ставкой 5% от их рыночной стоимости.
- Налог на соль, им облагались только жители провинций.
Таможенными пошлинами облагались все ввозимые и вывозимые из провинций товары. Величина этой пошлины дифференцировалась по видам товаров и провинциям, средняя ставка была на уровне 5%.
Особенность налоговой системы Римской империи в том, что все налоги взимались исключительно деньгами. Из этого следует, что всё населения просто обязано было производить излишки товаров для последующей их продажи. Это положительно сказывалось на товарно-денежных отношениях, которые стали поводом для глубокого погружения в процесс разделения труда и урбанизации страны.
Замечание 5
Одновременно с тем, в соседних странах ещё была возможность платить налоги натурой.
Раздел Римской империи
Окончательный раздел Римской империи на Западную и Восточную произошёл в 395 г. н.э., когда умер Феодосий Великий. Раздел Римской империи и позже падение её Западной части стало причиной того, что в Византии всё-таки сохранились предыдущие финансовые и хозяйственные устои. Для Византии раннего периода характерно наличие 21 прямого налога. Сюда вошли поземельный налог, подушная подать, налог на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, после оплаты которого можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров, пошлина на выдачу государственных актов и некоторые другие.
Особыми налогами облагались сенаторы, чиновники и военные. Широкое распространение в Византии чрезвычайные налоги, например, на строительство флота, на содержание воинских контингентов и др.
Следует сказать, что даже такое большое количество налогов не привело Византию к процветанию. Даже наоборот, это стало причиной финансовых кризисов и ослабления мощи государства.
Источник
Доклад
Налоги в Древней
Греции
Москва 2014
Литургии,
их разновидности и особенности обложения
В афинском государстве не существовало
прямого и постоянного налогообложения
граждан, и крупные суммы на государственные
нужды изыскивались в результате разовых
государственных займов. Одним из таких
источников средств на государственные
нужды были литургии – налоговые повинности,
возлагавшиеся на наиболее состоятельных
граждан. Появление института литургий
следует связывать именно с Афинами: позднее
он был заимствован другими греческими
полисами, а также получил свою вторую
жизнь в эллинистическое время, хотя и
в изменившейся форме. Проблема литургий
самым непосредственным образом связана
с историей афинской демократии: литургии
возникли с рождением последней и исчезли
с ее гибелью. Также средства на общественные
расходы поступали от общинной собственности,
например с земельных участков, рудников,
от таможенных пошлин, податей на иностранцев,
от налогов с продаж, судебных пошлин и
штрафов. Когда этих поступлений не хватало,
взимали налоги с доходов, в том числе
с доходов от сельского хозяйства. Особый
налог – метэкион выплачивали на территории
Аттики и Афин метеки (выходцы из других
общин, которые не принимались в состав
фил, фратрий и родов, принадлежность к
которым определялась кровнородственными
связями коренного аттического населения)
Когда в V в. до н. э. Афины начали проводить
активную внешнюю политику и вести многочисленные
войны, ситуация резко изменилась. Простые
граждане, неся бремя военной службы во
время войн, получая ранения и погибая
на них, начали требовать от полиса диэт
(денежного содержания). Таким образом,
в финансовом хозяйстве сложилось следующее
положение: низшие слои получали диэты,
средние ничего не получали, но и ничего
не платили, знать несла налоговые повинности
(литургии).
Еще одно существенное изменение
произошло в Афинах в начале V столетия
до н. э. Примерно в 483 г. там был построен
большой флот, а в 478 г. до н. э. был создан
оборонительный Морской союз греческих
государств, направленный против персов,
который в дальнейшем превратился в Афинскую
морскую державу. Создание флота стало
возможным благодаря открытию новых месторождений
серебра в Лаврионе. По совету Фемистокла
было решено относительно высокие доходы
от этих рудников не распределять между
гражданами, а выдавать по одному таланту
на каждую сотню богатых граждан, чтобы
каждая из них выстроила на эти деньги
по одной триере, самому современному
военному судну того времени. Денег, возможно,
хватало на постройку судна, но их не хватало
на его оснащение. Таким образом, хозяевам
приходилось доплачивать из собственного
кармана. Этот институт получил название
триерархии и в последующий период играл
большую роль в Афинах. Триерархия была
одной из многочисленных литургий, количество
которых начало расти с конца VI – начала
V в. до н. э.
С течением времени организация
налогообложения совершенствовалась.
В число повинностей вошли финансирование
праздничных шествий, культовых факельных
шествий, хоров, комедий, трагедий, строительства
и, как в прошлом, выделение средств на
приношение единичных жертв (что означало
на деле общественные трапезы). Литургии
как бы дополняли личную независимость
граждан, которая находила свое отражение
также в том, что им не приходилось регулярно
платить прямых налогов.
До V в. до н. э. данная налоговая
система, по-видимому, функционировала
без особых осложнений, хотя предпосылки
к ее реформированию уже начали складываться:
многое зависело от того, в какой степени
пожертвования и политическое руководство
соответствовали друг другу. Но уже тогда
существовали определенные нормы, а может
быть и законы, регламентировавшие эти
повинности. Их несение отнюдь не было
добровольным делом.
Литургии были реализацией
принципа равенства, когда богатые должны
были делиться с государством через систему
добровольных пожертвований. Многие богачи
Афин не только не были против литургий,
но считали честью и даже конкурировали
за право давать деньги на строительство
престижных объектов. Сократ говорил богатому
греку: «Если ты когда-либо не выполнишь
свой долг и не дашь денег, я знаю, что афиняне
накажут тебя точно так, как если бы ты
украл их собственность». Богатые греки
делали дары, которые в 3 – 4 раза превышали
нормативный размер. В литургиях участвовали
и представители среднего класса. Публичное
порицание за неучастие в данной традиции
было мощным инструментом оказания давления.
По сути дела, богатые люди получали активы
в трастовое управление от города. Владение
предполагало не только права, но и обязанности.
Получилась система частного управления
большими активами, что исключало присутствие
бюрократии. Если городу нужен был мост,
его строил богатые гражданин. Ему за это
возносили почести. Сегодня принципы финансирования
госрасходов и управления госактивами
принципиально изменились. Люди, которых
постоянно «доят» чиновники, остаются
анонимными. Мотивация принципиально
изменилась. В нашем обществе немыслимо,
чтобы гражданин платил в 3 – 4 раза больше
налогов, чем предусмотрено законом. Греки
при помощи литургий строили цивилизацию
без деспотии. В этой системе не было ухода
от налогов. Она работала без принуждения.
Когда позже римляне сохранили литургию,
они превратили ее в инструмент конфискации
собственности без справедливого вознаграждения.
Основные
источники доходов Древней Греции
Характерной особенностью древнегреческого
общества было негативное отношение к
личным налогам, поскольку граждане считали,
что такие налоги несут клеймо рабства
и поэтому являются унизительными. Отношение
к налогам на имущество было терпимым.
Вот почему основным источником поступлений
в государственную казну были налоги с
иностранцев, куртизанок, вольноотпущенников,
дань союзников, доходы от эксплуатации
природных ресурсов — морей, рудников.
Рассмотрим источники доходов
подробнее.
Доходы от
граждан:
а) прямые налоги, которые имели
случайный характер и распространялись
в основном на куртизанок;
б) пританьи — специальная пошлина,
взималась за судопроизводство. Так, истец
и ответчик за рассмотрение дела в суде
платили в зависимости от суммы иска (от
100 до 1000 драхм — 3 драхмы, от 1000 до 10 000 драхм
— 30 драхм). Виновная сторона платила двойной
штраф. Такое же пошлину платили за перенос
дела из одной инстанции в другую, при
апелляции и т.п.;
в) конфискация имущества —
применялась в отношении лиц, которые
вызвали общее недоверие злоупотреблениями
властью, а также к лицам, совершившим
уголовные преступления;
г) литургии — повинности богатых
граждан, которые были обязаны за собственные
средства оборудовать военные корабли
(триерархия), готовить хор для драматических
спектаклей или музыкальных соревнований
(хорегия), устраивать гимнастические
игры (гимнасиархия).
Доходы от
рабов и граждан других государств:
а) доходы от рабов. Последние
облагались специальным налогом в размере
3 оболов, что давало в казну до 33 талантов
в год;
б) косвенные налоги, которыми
облагались иностранцы при торговле товарами.
Доходы от
эксплуатации природных ресурсов:
а) доходы от эксплуатации рудников.
Основной из них — Лаврионський серебряный
рудник — был поделен на участки, которые
предоставлялись в аренду с условием платежа.
Кроме того, ежегодно в доход казны надо
передавать 4% руды. Рудники были и в других
частях Греции — на острове Тазос, во Фракии
подобное. Доходы от них составили 35-40
талантов ежегодно;
б) доходы от эксплуатации портов
и морей — все товары, которые ввозились
или вывозились морем или сушей облагались
налогом, сборы за погрузку и разгрузку
товаров в размере 1/50 части, сборы за стоянку
кораблей в гавани. Греки завладели Византией,
сразу же организовали там таможню, которая
приносила ежегодно доход 70-80 талантов.
Доходы от государственного
имущества, которое предоставлялось лицам
на содержание или обрабатывалось под
государственным контролем.
Доходы от союзников. Для борьбы
со своими врагами Греция создавала военные
союзы. Союзные державы обязывались помогать
войском и кораблями, но довольно часто
вместо войска и кораблей платили деньгами,
фактически было данью.
Около 540-464 pp. до н. е. для борьбы
с персами и освобождения части греческих
территорий Аристид — афинский полководец
и влиятельный политический деятель, стоявший
во главе Афинского морского союза) создал
казну морского союза, которая хранилась
на острове Делос. С течением времени первоочередное
назначение казны — средство для борьбы
с персами — потеряло свое значение, союзники
ослабели, были разрознены, и казна в 454
г. до н. н.э. была переведена в Афины и стал
с тех пор, по сути, афинской государственной
казной.
Такая своеобразная дань союзников
долгое время занимала первое место по
удельному долей в доходах государства
и при Аристид достигло 460 талантов ежегодно,
при Перикле (около 490 — 429 pp. До н. Э) — 600
талантов.
Итак, как видно из приведенных
данных, в Древней Греции, несмотря на
отсутствие системности, механизм сбора
поступлений был достаточно разветвленный
и обеспечивал основные потребности государства.
Особенности
налога военного времени – эйсфора
Когда Афинское государство
переживало трудное время, граждане и
метеки облагались временным и чрезвычайным
прямым налогом (эйсфора). Впервые он был
введен в Афинах около 428-427 гг. до н. э. Неизвестно,
каким образом эйсфора взималась в V в.
до н. э.: некоторые ученые предполагают,
что тогда это был налог на доход с
недвижимости.
Но поскольку к налогу привлекались
и метеки, платившие 1/6 всего налога, вероятнее
предположить, что уже в V, как и в IV в. до
н. э. это был налог и на недвижимое, и на
движимое имущество. В 428 г. до н. э. общий
размер дохода от эйсфоры исчислялся в
200 талантов.
Эйсфора был самым ненавистным
налогом в Афинах, ибо по укоренившимся
представлениям прямая подать казалась
несовместимой с гражданской свободой.
Поэтому к ней прибегали только в крайнем
случае. Даже тогда, когда этот налог взимался
в течение длительного времени, он всегда
рассматривался лишь как мера временная.
Афинское государство имело,
таким образом, разнообразные источники
дохода, но все средства, которые собирались
в Аттике, были значительно меньше тех
сумм, какие поступали от афинских союзников.
Экономическая мощь Афинского государства
в V в. до н. э., таким образом, была связана
с политическим и военным порабощением
других греческих городов.
Ввозные
пошлины
В Греции таможенные пошлины
на привозные товары составляли 1/10 часть
их цены. Однако со временем афиняне решили,
что умеренные пошлины способствуют развитию
торговли и могут дать большой доход. Поэтому
во время Демосфена в IV веке до нашей эры
привозные пошлины сократились до 1/20,
1/50 и даже на 1/100 части цены товара. Отдельные
предметы (оружие, воинское снаряжение)
освобождались от уплаты пошлин. Союзники
Афин имели таможенные льготы, уплачивая
пошлины в размере 1/100 части цены товара,
в то время как города, зависимые от Афин,
платили 1/20 часть цены. Иностранные граждане,
которых в Аттике насчитывалось 6 тысяч,
с разрешения ареопага были освобождены
от уплаты пошлин.
Сбор таможенных пошлин производился
в морских портах и на городских рынках.
Существовали сухопутные таможни, операции
в которых иногда прекращались при закрытии
границы в случае враждебных отношений
с соседями. Пошлины уплачивались золотом
и серебром.
Сбор пошлин отдавался на откуп
отдельным лицам или группам, которые
имели поручителей из числа именитых граждан.
Торги на право получить откуп проводились
на площади Афин, где 10 выборных граждан
публично решали вопрос, какую из предлагаемых
сумм ежегодного сбора пошлин предпочесть
и утвердить. Принятую сумму пошлин откупщики
платили государству, а всё, что им удавалось
взыскать сверх неё, было их доходом. В
случае неуплаты откупщиками установленного
взноса допускалась отсрочка, а при неисполнении
данного обязательства они повергались
к тюремному заключению. За процессом
взимания таможенных пошлин с торговцев
откупщиками следили уполномоченные власти.
Суммы таможенных пошлин на товары записывались
мелками на папирусе, каменных и керамических
плитках, выставляемых на всеобщее обозрение.
Во время Пелопонесской войны в V веке
до нашей эры афиняне отдали взимание
таможенных сборов на откуп за 36 таланов,
а сборы откупщиков составили 40 таланов.
Позднее сборы увеличились настолько,
что ежегодный таможенный доход афинян
составлял свыше 1600 таланов.
Кассы полиса и кассы храмов – источники
пополнения казны
Налоги взимали откупщики, обязавшиеся
платить твердую сумму общине. Деньги
поступали в различные кассы, возглавляемые
казначеями.
Другого способа осуществлять
контроль за финансовым хозяйством, кажется,
не было. Немецкий историк Кристиан Майер
считает, что в этом нашло свое отражение
и то обстоятельство, что деньги шли не
только в руки государства, которое ведало
бы ими в рамках общего бюджета. Это немаловажное
различие. Даже если излишки по соответствующему
решению могли быть переданы из одной
кассы в другую, прямая взаимосвязь между
расходами и доходами все же сохранялась.
Впоследствии нашли и нужную формулировку,
верно подметившую способ общественного
хозяйствования: деньги появляются только
тогда, когда они действительно нужны,
но не раньше. Доходы напрямую соизмерялись
с потребностями в расходах, а не наоборот
— расходы, которые намечались бы в зависимости
от суммы доходов, имевшихся в распоряжении.
Одновременно с различными
кассами полиса существовали еще и кассы
храмов, поступления в которые шли от сдачи
в аренду земельных участков, из денежных
пожертвований и приношений, а также от
налогов на доходы из той части военных
трофеев, которая посвящалась богам. Полис,
если заставляла нужда, мог брать эти деньги
в качестве займа под проценты, правда,
зачастую не имея возможности возвратить
их. Общественных займов практически не
было. При необходимости для покрытия
дефицита на состоятельных граждан полиса
раскладывался соответствующий налог.
Источник