На какие свойства человека может опереться экономический либерализм

1. Автономов В. С. (1998). Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа.
2. Автономов В. (2013). Абстракция – мать порядка? // Вопросы экономики. № 4. С. 4-23.
3. Бастиа Ф. (2007). Экономические гармонии. Избранное. М.: Эксмо.
4. Боуз Д. (2004). Либертарианство: история, принципы, политика. Челябинск: Социум; Cato Institute.
5. Капелюшников Р. И. (2000). Свободный ум в несвободную эпоху // Хайек Ф. фон. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф; Начала-фонд. С. 5-19.
6. Капелюшников Р. (2013a). Поведенческая экономика и «новый» патернализм. Часть I // Вопросы экономики. № 9. С. 66-90.
7. Капелюшников Р. (2013b). Поведенческая экономика и «новый» патернализм. Часть II // Вопросы экономики. № 10. С. 28-46.
8. Мизес Л. (2001). Либерализм. М.: Экономика; Социум.
9. Мизес Л. (2005). Человеческая деятельность. Челябинск: Социум.
10. Ойкен В. (1995). Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс-Универс.
11. Пеннингтон М. (2014). Классический либерализм и будущее социально-экономической политики. М.: Мысль.
12. Ротунда Р. [в печати]. Либерализм как слово и символ. М.; Челябинск: Социум.
13. Смит А. (1962). Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Политиздат.
14. Фридмен М. (2005). Капитализм и свобода. М.: Фонд «Либеральная миссия»; Новое издательство.
15. Хайек Ф. фон. (1992). Дорога к рабству. М.: Экономика; Эконов.
16. Хайек Ф. фон. (2000). Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф; Начала-Фонд.
17. Хайек Ф. фон. (2003). Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. М.: ОГИ.
18. Хайек Ф. фон. (2006). Право, законодательство и свобода. Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. М.: ИРИСЭН.
19. Хайек Ф. фон. (2009). Судьбы либерализма в ХХ веке. М.; Челябинск: ИРИСЭН; Мысль; Социум.
20. Хюльсманн Й. Г. (2013). Последний рыцарь либерализма: жизнь и идеи Людвига фон Мизеса. Москва, Челябинск: Социум.
21. Hayek F. von (1952). The sensory order: An inquiry into the foundations of theoretical psychology. London: Routledge; Chicago: University of Chicago Press.
22. Hoppmann E. (1999). Unwissenheit, Wirtschaftsordnung und Staatsgewalt. In: V. Vanberg (Hrsg.). Freiheit, Wettbewerb und Wirtschaftsordnung. Freiburg: Haufe. S. 135-170.
23. Iyer R., Koleva S., Graham J., Ditto P., Haidt J. (2012). Understanding libertarian morality: The psychological dispositions of self-identified libertarians. PLOS One, Vol. 7, No. 8, pp. e42366.
24. Kolev S. (2013). Neoliberale Staatsverständnisse im Vergleich. Stuttgart: Lucius&Lucius.
25. Mises L. von (1922). Die Gemeinwirtschaft. Untersuchungen über den Sozialismus. Jena: Fischer.
26. Mitchell W. C. (1949). Lecture notes on types of economic theory. Vol. 1. N. Y.: Augustus M. Kelly.
27. Polyachenko S. S., Nye J. V. (2013). Does education or underlying human capital explain liberal economic attitudes? Working papers by NRU Higher School of Economics. Series WP BRP “Economics/EC”. No. 40.
28. Vanberg V. (1994). Rules and choice in economics. London: Routledge.
Источник
1. Автономов В. С. (1998). Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа.
2. Автономов В. (2013). Абстракция – мать порядка? // Вопросы экономики. № 4. С. 4-23.
3. Бастиа Ф. (2007). Экономические гармонии. Избранное. М.: Эксмо.
4. Боуз Д. (2004). Либертарианство: история, принципы, политика. Челябинск: Социум; Cato Institute.
5. Капелюшников Р. И. (2000). Свободный ум в несвободную эпоху // Хайек Ф. фон. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф; Начала-фонд. С. 5-19.
6. Капелюшников Р. (2013a). Поведенческая экономика и «новый» патернализм. Часть I // Вопросы экономики. № 9. С. 66-90.
7. Капелюшников Р. (2013b). Поведенческая экономика и «новый» патернализм. Часть II // Вопросы экономики. № 10. С. 28-46.
8. Мизес Л. (2001). Либерализм. М.: Экономика; Социум.
9. Мизес Л. (2005). Человеческая деятельность. Челябинск: Социум.
10. Ойкен В. (1995). Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс-Универс.
11. Пеннингтон М. (2014). Классический либерализм и будущее социально-экономической политики. М.: Мысль.
12. Ротунда Р. [в печати]. Либерализм как слово и символ. М.; Челябинск: Социум.
13. Смит А. (1962). Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Политиздат.
14. Фридмен М. (2005). Капитализм и свобода. М.: Фонд «Либеральная миссия»; Новое издательство.
15. Хайек Ф. фон. (1992). Дорога к рабству. М.: Экономика; Эконов.
16. Хайек Ф. фон. (2000). Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф; Начала-Фонд.
17. Хайек Ф. фон. (2003). Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. М.: ОГИ.
18. Хайек Ф. фон. (2006). Право, законодательство и свобода. Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. М.: ИРИСЭН.
19. Хайек Ф. фон. (2009). Судьбы либерализма в ХХ веке. М.; Челябинск: ИРИСЭН; Мысль; Социум.
20. Хюльсманн Й. Г. (2013). Последний рыцарь либерализма: жизнь и идеи Людвига фон Мизеса. Москва, Челябинск: Социум.
21. Hayek F. von (1952). The sensory order: An inquiry into the foundations of theoretical psychology. London: Routledge; Chicago: University of Chicago Press.
22. Hoppmann E. (1999). Unwissenheit, Wirtschaftsordnung und Staatsgewalt. In: V. Vanberg (Hrsg.). Freiheit, Wettbewerb und Wirtschaftsordnung. Freiburg: Haufe. S. 135-170.
23. Iyer R., Koleva S., Graham J., Ditto P., Haidt J. (2012). Understanding libertarian morality: The psychological dispositions of self-identified libertarians. PLOS One, Vol. 7, No. 8, pp. e42366.
24. Kolev S. (2013). Neoliberale Staatsverständnisse im Vergleich. Stuttgart: Lucius&Lucius.
25. Mises L. von (1922). Die Gemeinwirtschaft. Untersuchungen über den Sozialismus. Jena: Fischer.
26. Mitchell W. C. (1949). Lecture notes on types of economic theory. Vol. 1. N. Y.: Augustus M. Kelly.
27. Polyachenko S. S., Nye J. V. (2013). Does education or underlying human capital explain liberal economic attitudes? Working papers by NRU Higher School of Economics. Series WP BRP “Economics/EC”. No. 40.
28. Vanberg V. (1994). Rules and choice in economics. London: Routledge.
Источник
Что такое либерализм? Каждый человек ответит на этот вопрос по-своему. Даже в словарях даются разные определения этого понятия. Данная статья рассказывает, что такое либерализм, простыми словами.
Определения.
Можно выделить несколько наиболее точных определений понятия «либерализм».
1. Идеология, политическое течение. Оно объединяет почитателей парламентаризма, демократических прав и свободного предпринимательства.
2. Теория, система политических и философских идей. Она сформировалась в среде западноевропейских мыслителей в XVIII-XIX вв.
3. Мировоззрение, свойственное идеологам из числа промышленной буржуазии, которые отстаивали свободу предпринимательства и свои политические права.
4. В первичном смысле – вольнодумство.
5. Чрезмерная терпимость, снисходительность, примирительное отношение к плохим поступкам.
Говоря о том, что такое либерализм, простыми словами, следует отметить, что это политическое и идеологическое течение, представители которого отрицают революционные методы борьбы в достижении определенных прав и льгот, выступают за свободное предпринимательство, внедрение в жизнь демократических принципов .
Основные принципы либерализма
Идеология либерализма от других теорий политической и философской мысли отличается особенными принципами. Они были сформулированы учеными еще в XVIII-XIX вв., а представители данного течения стремятся воплотить их в жизнь до сих пор.
1. Человеческая жизнь – абсолютная ценность.
2. Все люди равны между собой.
3. Воля личности не зависит от внешних факторов.
4. Потребности одного человека важнее коллективных. Категория «личность» первична, «общество» – вторична.
5. У каждого человека есть естественные неотчуждаемые права.
6. Государство должно возникать на основе общего консенсуса.
7. Человек сам создает законы и ценности.
8. Гражданин и государство несут ответственность друг перед другом.
9. Разделение власти. Господство принципов конституционализма.
10. Правительство должно избираться путем честных демократических выборов.
11. Терпимость и гуманизм.
Либеральное движение включает в себя такие ключевые понятия, какобщественное благо, свобода личности и равенство людей в рамках политики и права. Какие либеральные ценности пропагандирует данная идеология?
Общее благо. Если государство защищает права и свободу личности, а также оберегает народ от различных угроз и контролирует соблюдение исполнение законов, то такое устройство общества можно назвать разумным.
Равенство. Многие кричат о том, что все люди равны, хотя очевидно, что это совершенно не так. Мы отличаемся друг от друга по разным аспектам: интеллект, социальный статус, физические данные, национальность и так далее. Но либералы подразумевают равенство в возможностях человека. Если личность хочет чего-то добиться в жизни, никто не вправе помешать этому на основании расовой принадлежности, социальной и прочих моментов. Принцип таков, что, если ты будешь прилагать усилия, ты достигнешь большего.
Естественные права. Британские мыслители Локк и Гоббс пришли к идее принадлежности человеку трех прав с самого рождения: на жизнь, на собственность и на счастье. Растолковать это для многих не составит труда: никто не имеет права забирать у человека жизнь (только государство за определенные проступки), собственность рассматривается как личное право владения чем-либо, а право на счастье и есть та самая свобода выбора.
Модели классического либерализма
Отцами классического либерализма считаются Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Ст. Милль, Т. Пэйн. Они отстаивали идеи индивидуализма и свободы человека. Для того чтобы понять, что такое либерализм в классическом понимании, следует рассмотреть его интерпретации.
Континентально-европейская модель. Представители этой концепции (Ф. Гизо, Б. Констан, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спиноза) отстаивали идеи конструктивизма, рационализма во взаимодействии с национализмом, придавали большее значение свободе внутри общества, чем для отдельных индивидов.
Англосаксонская модель. Представители этой концепции (Дж. Локк, А. Смит, Д. Юм) выдвинули идеи правового государства, неограниченной торговли, были убеждены в том, что свобода играет большее значение для отдельного индивида, чем для общества в целом.
Североамериканская модель. Представители этой концепции (Дж. Адамс, Т. Джефферсон) разрабатывали идеи неотчуждаемых прав человека.
Экономический либерализм
В основе этого направления либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют так же, как и природные. Государственное вмешательство в эту область считалось недопустимым.
Отцом концепции экономического либерализма считается А. Смит. Его учение было основано на следующих идеях.
1. Лучший стимул экономического развития – личный интерес.
2. Государственные мероприятия по регулированию и монополии, которые практиковались в рамках меркантилизма, вредны.
3. Развитие экономики направляется «невидимой рукой». Необходимые институты должны возникать в естественном порядке без вмешательства государства. Фирмы и поставщики ресурсов, которые заинтересованы в росте собственного достатка и действуют в рамках конкурентной рыночной системы, якобы направляются «невидимой рукой», что способствует удовлетворению общественных потребностей.
Принципы современного (нового) либерализма
Для нового либерализма свойственна ориентация на рационализм и целенаправленные реформы с целью усовершенствования существующих государственных и политических систем. Особое место занимает проблема сопоставления свободы, справедливости и равенства. Существует понятие «элита». Она формируется из наиболее достойных членов группы. Считается, что общество может достигнуть триумфа только благодаря элите и умирает вместе с ней.
Экономические принципы либерализма определяются понятиями «свободный рынок» и «минимальное государство». Проблема свободы приобретает интеллектуальную окраску и переводится в область морали и культуры.
Особенности неолиберализма
Как социальная философия и политическая концепция, современный либерализм имеет свои особенности.
1. Государственное вмешательство в экономику необходимо. Правительство должно защищать свободу конкуренции и рынок от возможности возникновения монополизма.
2. Поддержка принципов демократии, справедливости. Широкие массы должны активно участвовать в политическом процессе.
3. Государство обязано разрабатывать и реализовывать программы, направленные на поддержку малообеспеченных слоев населения.
Что такое либерализм? Профессор Попов
Выводы
Сегодня в либеральном направлении политической мысли существует множество течений. Каждое из них выработало свои принципы и особенные черты. В последнее время в мировой общественности ведутся споры о том, что такое врожденный либерализм, существует ли он вообще. Следует отметить, что еще французские просветители утверждали, что свобода – это право, но понимание ее необходимости доступно не каждому.
https://cont.ws/@vladb/1075706
Источник
Либерализм – это не только политическое течение. Он предполагает наличие определенных концепций, взглядов, которые характеризуют экономику, социальную, духовную сферу в либеральной стране. И в этом ключе мы рассмотрим одно весьма интересное понятие. Это экономический либерализм. Дадим его определение, рассмотрим концепцию, познакомимся с основоположником идеи, понаблюдаем о развитии теории в истории.
Что это?
Экономический либерализм – идеология, которая является неотъемлемой составной частью классического либерализма. Что касается экономической философии, то он будет поддерживать и распространять так называемую экономику laissez-faire. Иными словами, политику невмешательства государства в собственную экономическую жизнь.
Последователи экономического либерализма считают, что социальная свобода и политическая независимость неотделимы от экономической свободы. В поддержку своего мнения они приводят философские аргументы. Активно выступают также и за свободный рынок.
Данные идеологи негативно высказываются о вмешательстве государства в дела свободного рынка. Выступают за максимальную свободу как торговли, так и конкуренции. Это и отличает экономический либерализм от целого ряда других течений. К примеру, от фашизма, кейнсианства и меркантилизма.
Основоположник
Автор концепции экономического либерализма – Адам Смит, известный ученый-экономист XVIII века. Предметом изучения экономики, как науки, он считал экономическое развитие социума, постоянное повышение благосостояния общества. Источником богатства А. Смит называл сферу производства.
Все основные принципы экономики, провозглашенные ученым, неразрывно связаны с учением об “естественном порядке”, представленном физиократами. Но если они считали, что “естественный порядок” прежде всего зависим от сил природы, то Смит говорил, что он определяется только человеческой природой и только ей соответствует.
Эгоизм и экономика
Человек по своей натуре – эгоист. Его может интересовать только достижение личных целей. В обществе его ограничивают, в свою очередь, интересы других индивидуумов. Социум – это совокупность индивидуумов. Следовательно, это и совокупность их личных интересов. Отсюда можно утверждать, что анализ общественных интересов всегда должен иметь под собой анализ природы и интересов отдельного индивида.
Смит говорил, что люди нуждаются друг в друге, но нуждаются как эгоисты. Поэтому и оказывают друг другу взаимные услуги. Отсюда самой гармоничной и естественной формой отношений между ними является обмен.
Что касается экономической политики либерализма, то тут Адам Смит рассуждал несколько однозначно. Все сложные процессы он объяснял лишь мотивами действий так называемого экономического человека, главной целью которого является богатство.
О концепции
Теория экономического либерализма занимает важнейшее место в учении Адама Смита. Суть его концепции: законы рынка лучше всего влияют на развитие экономики только в одном случае – когда частный интерес в социуме стоит выше общественного. То есть экономические интересы общества – это лишь сумма экономических интересов индивидуумов, составляющих его.
А что же государство? Оно должно поддерживать режим так называемой естественной свободы. А именно: заботиться об охране правопорядка, защищать частую собственность, обеспечивать свободный рынок и свободную конкуренцию. Помимо этого, государство выполняет и такие важные функции, как организацию образования граждан, систем связи, коммунального обслуживания, структуры транспортного сообщения и проч.
Великим колесом обращения Адам Смит считал только деньги. Доходы обычных рабочих находятся в прямой зависимости от уровня благосостояния всего государства. Закономерность уменьшения оплаты труда до черты прожиточного минимуму им отрицалась.
Разделение труда
Помимо принципов экономического либерализма, ученый широко исследовал тему разделения труда. Источник богатства, по мнению Смита, – только труд. Богатство же всего общества зависимо от двух факторов одновременно – доли работающего населения и общей производительности труда.
Второй фактор, по наблюдению ученого, имеет гораздо более высокое значение. Он утверждал, что производительность труда повышает именно его специализация. Отсюда каждый рабочий процесс должен исполняться не универсальными рабочими. А его стоит поделить на несколько операций, у каждой из которых будет свой исполнитель.
Специализацию, по Смиту, стоит сохранять от такого простого градирования рабочего процесса до разделения на отрасли производства, общественные классы на уровне государства. Разделение труда, в свою очередь, поведет за собой массовое снижение издержек производства. Даже в свое время ученый активно выступал за механизацию, автоматизацию труда. Он верно полагал, что использование машин на производстве приведет к положительным экономическим сдвигам.
Капитал и капитализм
Кроме либерализма и экономической свободы, Адам Смит немало занимался и изучением капитала. Тут важно выделить несколько главных мыслей. Капитал – это две части. Первая – та, что приносит доход, вторая – та, что пойдет на потребление. Именно Адам Смит предложил разделить капитал на основной и оборотный.
По Смиту, капиталистическая экономика может находиться только в следующих состояниях: роста, застоя и падения. Далее им были разработаны две схемы: расширенного и простого производства. Простое – это движение от общественных запасов к валовому продукту, а также к фонду возмещения. В схеме расширенного производства к нему дополнительно прибавляются фонды накопления и сбережения.
Именно расширенное производство создает динамику богатства государства. Оно зависит от роста накоплений капитала и их эффективного применения. Технический прогресс выступает тут одним из факторов расширенного производства.
Направление общественной мысли
Теперь перейдем уже к современному экономическому либерализму. Он понимается как направление общественной мысли, утверждающее необходимость ограничения области деятельности и полномочий государства. Его сторонники сегодня уверены, что государство должно лишь обеспечивать мирную, благополучную и удобную жизнь своих граждан. Но ни в коем случае не вмешиваться в их экономические дела. Широко развил эту мысль германский ученый, один из классиков либерализма В. Гумбольдт в своем произведении “Опыт установления границ государственной деятельности”.
Обсуждение роли государства в экономической жизни, в либерализме и консерватизме порождает сегодня массу споров. О величине налогов, пределах субсидирования, отраслей сельского хозяйства и промышленности, о платности или безвозмездности здравоохранения и образования. Но все это, так или иначе, сводится к обозначенной Гумбольдтом формуле пределов государственной деятельности.
Что такое сильное государство?
При этом важно отметить, что современный экономический либерализм ратует за сильное государство не менее рьяно, чем консерваторы. Разница в том, как они трактуют, расценивают это понятие.
Когда либералы говорят о большом, сильном государстве, они отнюдь не имеют ввиду его величину. С экономической точки зрения, их волнует другое. Какую долю составляют доходы/расходы государства в общей категории доходов/расходов социума. Чем больше государство собирает денежных сумм в форме налогов с доходов населения, тем оно будет “больше и дороже” с позиции экономического либерализма.
Тут можно выделить массу примеров. Например “большое государство” СССР, задавившее экономику. Но также негативны и обратные примеры: рейганомика в Соединенных Штатах и тэтчеризм в Великобритании.
Либералы или консерваторы?
Так кто же сегодня одерживает победу в спорах? Консерваторы, дирижисты или сторонники политического, экономического либерализма? Сложно ответить, ведь соотношение сил в этом противостоянии нестатично.
Например, в конце прошлого века общество признало правоту именно сторонников либеральных идей. На примере многих мировых государств можно было судить о том, что вмешательство государства в экономическую деятельность, даже оправданное его заботой о социальной справедливости, приводит к общему обеднению граждан. Практика показывает и еще одну удивительную вещь: экономический “пирог” невероятным образом уменьшается каждый раз при попытках его переразделить.
Социум сегодня согласен с либералами: свобода отдельной личности не является противоположной общим интересам. Свобода личности в современном мире – это главная движущая сила развития общества. В том числе и экономического.
Антибюрократическое движение
Но это еще не все значения экономического либерализма. Он также понимается как социальное антибюрократическое движение, которое первоначально зародилось в Великобритании, Соединенных Штатах, Новой Зеландии. Главная его цель: повлиять на то, чтобы деятельность системы государственного управления изменилась коренным образом. Иногда даже подобное движение называется “управленческой революцией”.
ОЭСР (организация, в которую объединились наиболее развитые государства мира) приводит документ с полным перечнем развернувшихся работ, которые стимулировали именно последователи экономического либерализма. А это целый ряд эффективных изменений:
- Децентрализация управления государством.
- Делегирование ответственности от более выских к более низким уровням управления.
- Коренной или частичный пересмотр обязанностей правительств.
- Сокращение размера сектора государства в экономике.
- Корпоратизация и приватизация государственных отраслей в экономике.
- Ориентация производства на конечного потребителя.
- Разработка стандартов качества для предоставления гражданских услуг.
“Управление без бюрократов”
Говоря о современном экономическом либерализме, нельзя не упомянуть это совместное произведение американских ученых Д. Осборна и и П. Пластрика. В книге “Управление без бюрократов” представлена идеальная предпринимательская модель государственного управления.
Тут госорганы выступают производителями услуг, а граждане – их потребителями. Создание рыночной среды в подобных условиях способствует повышению эффективности работы самых негибких бюрократов.
Что же касается России, то в нашей стране проблема экономического либерализма является достаточно актуальной. Специалисты сходятся во мнении, что в РФ она представлена даже острее, нежели чем в государствах-соседях и странах-антиподах. “Управленческая революция” и в России должна пройти точно в срок. Если же момент будет упущен, то страну будет ждать примерно то же, что и Советский Союз, пропустивший очередную научно-техническую революцию.
Экономический либерализм – общественная мысль, социальное антибюрократическое движение. Его главная цель – уменьшить до минимума вмешательство государства в экономику. Ведь оно, даже в благих целях, приводит неуклонно к одному – общему обеднению населения.
Источник