На каких свойствах основана перегонка нефти

На каких свойствах основана перегонка нефти thumbnail

        разделение нефти на составные части (фракции) по их температурам кипения в целях получения товарных нефтепродуктов (См. Нефтепродукты) или их компонентов. П. н.— начальный процесс переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах, основанный на том, что при нагреве нефти образуется паровая фаза, отличающаяся по составу от жидкости (см. Дистилляция). Фракции, получаемые в результате П. н., обычно представляют собой смеси углеводородов. С помощью методов многократной перегонки нефтяных фракций удаётся выделить некоторые индивидуальные углеводороды. П. н. осуществляется методами однократного испарения (равновесная дистилляция) или постепенного испарения (простая перегонка, или фракционная дистилляция); с ректификацией (См. Ректификация) и без неё; в присутствии перегретого водяного пара —испаряющего агента; при атмосферном давлении и под вакуумом. При равновесной дистилляции разделение нефти на фракции происходит менее четко по сравнению с простой перегонкой. Однако в первом случае при одной и той же температуре нагрева в парообразное состояние переходит большая часть нефти. В лабораторной практике в основном применяется простая П. н. с ректификацией паровой фазы на установках периодического действия. В промышленности используется П. н. с однократным испарением в сочетании с ректификацией паровой и жидкой фаз. Такое сочетание позволяет проводить П. н. на установках непрерывного действия и добиваться высокой чёткости разделения нефти на фракции, экономного расходования топлива на её нагрев. Применение водяного пара приводит к снижению температурного режима, увеличению отбора нефтяных фракций и повышению концентрации высококипящих компонентов в остатке. На промышленных установках П. н. вначале проводится при атмосферном давлении, а затем под вакуумом. При атмосферной перегонке нефть нагревается не выше 370 °С, так как при более высокой температуре начинается расщепление углеводородов — Крекинг, а это нежелательно из-за того, что образующиеся непредельные углеводороды резко снижают качество и выход целевых продуктов. В результате атмосферной П. н. отгоняются фракции, выкипающие примерно от 30 до 350—360 °С, и в остатке остаётся Мазут. Из нефтяных фракций, выкипающих до 360 °С, получаются различные виды топлив (бензины, топлива для реактивных и дизельных двигателей), сырьё для нефтехимического синтеза (См. Нефтехимический синтез) (бензол, этилбензол, ксилолы, этилен, пропилен, бутадиен), растворители и др. Дальнейшая перегонка мазута проводится под вакуумом (остаточное давление 5,3—8 кн/м2, или 40—60 мм рт. ст.), чтобы свести к минимуму крекинг углеводородов. В СССР на ряде нефтеперерабатывающих заводов производительность установок атмосферно-вакуумной П. н. доведена до 8 млн. т нефти в год. История, сведения о П. н. см. в ст. Нефть.

         Лит.: Обрядчиков С. Н., Принципы перегонки нефти, М.— Л., 1940; Трегубов А. М., Теория перегонки и ректификации, 3 изд., Баку, 1946; Технология переработки нефти и газа, ч. 1, М., 1972.

         А. Г. Сарданашвили.

        

        Принципиальная технологическая схема установки для атмосферно-вакуумной перегонки нефти. Аппараты: 1, 3 — атмосферные ректификационные колонны; 2 — печи для нагрева нефти и мазута; 4 — вакуумная ректификационная колонна; 5 — конденсаторы-холодильники; 6 — теплообменники. Линии: I — нефть; II — лёгкий бензин; III — отбензиненная нефть; IV — тяжёлый бензин; V — керосин и газойль; VI — водяной пар; VII — мазут; VIII — газы разложения и водяной пар; IX — масляные фракции; Х — гудрон.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.

Источник

Нефть представляет собой полезное ископаемое, имеющее консистенцию маслянистой жидкости. Данное горючее вещество в основном имеет черный цвет, но это зависит от района его добычи. Рассматривая нефть с химической точки зрения, можно сказать, что это вещество является сложной смесью углеводородов, в которой также присутствуют такие примеси соединений, как сера, азот и пр. Запах жидкости зависит от содержания в ее составе сернистых соединений и ароматических углеводородов. Нефть использовали в различных целях, но только в прошлом веке начала использоваться прямая перегонка нефти, она стала главным сырьем для изготовления топлива и множества органичных составов.

Прямая перегонка нефти

Состав нефти

Впервые изучением нефти в XIX веке начал заниматься Карл Шорлеммер, который являлся известным немецким химиком. В ходе проведения исследований вещества он обнаружил в нем простейшие углеводороды бутан (С4Н10), гексан (С6Н14) и пентан (С5Н12). Спустя некоторое время российский ученый В. В. Марковников в процессе исследования обнаружил в нефти достаточное количество циклических насыщенных углеводородов — циклопентана (С5Н10) и циклогексана (С6Н12).

На сегодняшний день установлено, что нефть и нефтепродукты соответственно имеют в своем составе более одной тысячи различных веществ, но некоторые из них представлены в малом количестве. Стоит отметить, что в данном веществе содержатся алициклические, насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, имеющие разнообразное строение. В состав нефти также могут входить соединения азота, серы, а также кислородсодержащие соединения (фенолы и кислоты).

Перегонка нефти

В настоящее время технология переработки нефти включает в себя такие процессы: однократная перегонка нефти и ратификация смесей. К ней часто применяются обобщенные наименования.

В процессе разделения нефти путем перегонки и ратификации получают фракции и дистилляты. Они выкипают при определенных температурах и представляют собой довольно сложные смеси. При этом отдельные фракции нефти в некоторых случаях состоят из небольшого количества компонентов, значительно различающихся температурами кипения. По этой причине смеси могут классифицироваться на дискретные, непрерывные и дискретно-непрерывные.

Перегонка нефти

Продукты переработки нефти

К продуктам переработки относится парафин, вазелин, церезин, различные масла и прочие вещества с выраженными водоотталкивающими свойствами. Благодаря данной особенности их применяют для изготовления чистящих средств и кремов.

Так называемая первичная перегонка нефти выполняется благодаря естественному напору подземных вод, которые располагаются под нефтяной залежью. Под давлением нефть будет поднята на поверхность с глубины. Ускорить процедуру можно с применением насосов. Данная процедура позволяет добыть около 25-30% нефти. Для вторичной добычи в нефтяной пласт в основном накачивают воду или же нагнетают диоксид углерода. В результате этих действий на поверхность можно вытеснить еще примерно 35% вещества.

В процессе первичной перегонки нефти и вторичной термической переработки выделяются продукты перегонки нефти, в которых содержится сероводород. В значительной степени это зависит от условий предварительной сепарации нефти, а также эксплуатируемых месторождений. Содержание в составе нефти сероводорода является важным показателем, определяющим множество факторов.

Методы переработки нефти. Фракционная перегонка

Главным методом переработки является фракционная перегонка нефти. Данная процедура подразумевает разделение вещества на фракции, которые отличаются по составу. Дистилляция основана на различии в температурах кипения компонентов нефти.

Фракция представляет собой химическую часть вещества с одинаковыми физическими и химическими свойствами, которая выделяется в процессе перегонки.

Прямая перегонка представляет собой физический метод переработки нефти с применением атмосферно-вакуумной установки.

Фракционная перегонка нефти

Принцип работы атмосферно-вакуумной установки

В специальной трубчатой печи происходит нагрев нефти при температуре 350°С. В результате этой процедуры образуется смесь жидкого остатка и паров вещества, которая поступает в ректификационную колонну с теплообменниками.

Далее соблюдается схема перегонки нефти, которая предусматривает осуществление в ректификационной колонне разделения паров нефти на фракции, которые составляют собой различные нефтепродукты. При этом температура их кипения имеет различия в несколько градусов.

Тяжелые фракции вещества поступают в устройство в жидкой фазе. Они отделяются от паров в нижней ее части и в виде мазута отводятся из нее.

Применяются следующие способы перегонки нефти для получения топлива в зависимости от химического состава нефти. В первом случае отбирают авиационные бензины в интервале температур кипения от 40 до 150°С, а также керосин для производства реактивного топлива – от 150 до 300°С. Во втором случае добывают автомобильные бензины при температуре кипения от 40 до 200°С, а дизельные топлива – от 200 до 350°С.

Читайте также:  Какие лечебные свойства янтаря

Мазут, который остается после отгона топливных фракций, применяют для образования крекинг-бензинов и масел. Углеводороды, имеющие температуру кипения меньше 40°С, используются в качестве сырья для изготовления определенных синтетических продуктов, добавок к некоторым бензинам, а также как топливо для автомобилей.

Таким образом, вакуумная перегонка нефти позволяет добыть такие дистилляты: бензин, керосин, соляр, лигроин и газойль. Средний выход бензиновых фракций зависит от характеристик добываемого вещества и варьируется от 15 до 20%. Доля остального топлива составляет до 30%. Лигроин обладает большей плотностью, нежели бензин, и применяется для создания высокооктановых бензинов, а также в качестве дизельного топлива для автомобилей. Газойль представляет собой промежуточный продукт между смазочными маслами и керосином. Его образовывает прямая перегонка нефти, после чего его применяют в качестве сырья для каталитического крекинга и топлива для дизелей.

Продукты, получаемые в результате прямой перегонки, отличаются высокой химической стабильностью благодаря отсутствию в своем составе непредельных углеводородов.

Процесс перегонки нефти

Крекинг

Увеличить выход бензиновых фракций можно благодаря применению крекинг-процессов для переработки нефти. Крекинг представляет собой процесс перегонки нефти и нефтепродуктов, который основан на расщеплении молекул сложных углеводородов в условиях высоких давлений и температур. В 1875 году крекинг был впервые предложен А.А. Летним, российским ученым, после чего он был разработан в 1891 году В.Г. Шуховым. Несмотря на это, первая промышленная установка, в которой предусматривалась прямая перегонка, была сооружена в США.

Крекинг делится на следующие виды: термический, каталитический, гидрокрекинг и каталитический риформинг. Термический крекинг применяется для образования бензина, керосина и дизельного топлива. К примеру, при температуре до 500°С и давлении 5 МПа имеющийся в составе дизельного топлива и керосина углеводород цетан разлагается на вещества, которые входят в состав бензина.

Термический крекинг

Бензин, создаваемый путем термического крекинга, обладает невысоким октановым числом и большим содержанием непредельных углеводородов. Из этого можно сделать вывод, что бензин имеет плохую химическую стабильность. Поэтому его будут применять только в качестве компонента для образования товарных бензинов.

На сегодняшний день установки для термического крекинга не сооружаются. Это объясняется тем, что с их помощью получают продукты перегонки нефти, которые в условиях хранения окисляются. В них образовываются смолы, поэтому в вещество вводят специальные присадки, предназначенные для снижения степени осмоления.

Схема перегонки нефти

Каталитический крекинг

Каталитический крекинг представляет собой процесс перегонки нефти для получения бензина, который основан на расщеплении углеводородов и изменении их структуры, что происходит благодаря катализатору и высоким температурам. Впервые каталитический крекинг был осуществлен в 1919 году в России на заводской установке.

При каталитическом крекинге в качестве сырья применяют фракции соляра и газойля, которые образуются в случае прямой перегонки нефти. Их нагревают до температуры около 500°С при соблюдении давления 0,15 МПа с использованием алюмоселикатного катализатора. Он позволяет ускорить процедуру расщепления молекул сырья и превращает продукты распада в ароматические углеводороды. Прямая перегонка позволяет бензинам иметь большее октановое число, нежели при термическом крекинге. Продукты каталитического крекинга представляют собой обязательные составляющие топлива марки А-72 и А-76.

Гидрокрекинг

Гидрокрекинг представляет собой процедуру переработки, которая распространяется на нефть и нефтепродукты. Он состоит из крекирования и гидрирования сырья. Его выполняют в условиях температуры около 400°С и давления водорода до 20 МПа. При этом используются специальные молибденовые катализаторы. В таком случае октановое число бензиновых фракций будет еще больше. Данный процесс также способен повысить выход светлых нефтепродуктов, таких как реактивное и дизельное топливо, бензин.

Каталитический риформинг

Сырьем для каталитического риформинга служат бензиновые фракции, получаемые при температуре не более 180°С в процессе первичной перегонки нефти. Данную процедуру производят в условиях водосодержащего газа. При этом температура составляет около 500°С, а давление 4 МПа. Также применяется платиновый или молибденовый катализатор.

Гидроформингом называют риформинг с применением молибденового катализатора, а платформингом – процедуру с использованием платинового катализатора. Более простым и безопасным методом является платформинг, поэтому его применяют намного чаще. Для получения высокооктанового компонента автомобильных бензинов используют каталитический риформинг.

Вакуумная перегонка нефти

Получение смазочных масел

В 1876 году В.И. Рогозиным был сооружен первый в мире завод по изготовлению мазута и масел около Нижнего Новгорода. Рассматривая способ производства, масла можно разделить остаточные и дистиллятные масла. В первом случае мазут нагревают до температуры около 400°С в вакуумной колонне. Из мазута выходит только 50% дистиллятных масел, а остальная часть состоит из гудрона.

Остаточные масла представляют собой очищенные гудроны. Для их образования полугудрон или мазут дополняют сжиженным пропаном, в условиях невысокой температуры около 50°С. Прямая перегонка позволяет производить трансмиссионные и авиационные масла. В смазочных маслах, которые будут получены из мазута, содержатся углеводороды. Кроме них, имеются сернистые соединения, нафтеновые кислоты, а также смолисто-асфальтовые вещества, поэтому необходимо выполнять их очистку.

Способы перегонки нефти

Нефтеперерабатывающая промышленность России

Нефтеперерабатывающая промышленность представляет собой отрасль нефтяной промышленности России. На данный момент в стране действует более тридцати крупных предприятий, специализирующихся на переработке нефти. Ими добываются большие объемы автомобильного бензина, дизельного топлива и мазута. Преимущественное количество предприятий начало свое существование в последние два десятилетия. При этом некоторые из них занимают лидирующие позиции на рынке.

В большинстве случаев ими применяется фракционная перегонка нефти, которая наиболее актуальна в современных условиях. Предприятиями изготавливаются высококачественные средства, которые пользуются большим спросом не только на отечественном, но и на мировом рынке.

Источник

Нефть – маслянистая жидкость темно-бурого или почти черного цвета с характерным запахом. Она легче воды (густ. 0,73-0,97 г/см3), в воде практически не растворима. По составу нефть – сложная смесь углеводородов различной молекулярной массы. Главным образом жидких (в них растворены твердые и газообразные углеводороды). Обычно это углеводороды парафиновые, циклоалканы, ароматические, соотношение которых в нефти разных месторождений колеблется в широких пределах. Бакинская и эмбинская нефти содержат больше циклоалканов (с пяти – и шестичленными кольцами), грозненская и западно-украинская – парафиновых, уральская-ароматических. Кроме углеводородов нефть содержит кислородные, сернистые и азотистые органические соединения. Сырую нефть обычно не используют. Чтобы добыть технически ценные продукты нефти, ее подвергают переработке. Первичная переработка нефти заключается в ее перегонке. Перегонку проводят на нефтеперерабатывающих заводах после отделения газов. При перегонке нефти получают светлые нефтепродукты: бензин (т. кип. от’ 40 до 150-200 °С), лигроин (т. кип. 120-240 °С), керосин (т. кип. 150-300 °С), газойль – солярное масло (т. кип. выше 300 °С), а в остатке – вязкую черную жидкость – мазут. Мазут подвергают дальнейшей переработке. Его перегоняют под пониженным давлением (чтобы предотвратить разложение) и выделяют масла: веретенное, машинное, цилиндрический и т.д. С мазута некоторых сортов нефти добывают вазелин и парафин. Остаток мазута после отгонки называется нефтяным пеком, или гудроном.

Фракция Размеры молекул Температура кипения, °С Применение
Бензин С5 – С11 от 40 до 200 Моторное, авиационное и автомобильное топливо; растворитель масел
Лигроин С8 – С14 от 120 до 240 топливо для тракторов, растворитель в лакокрасочной промышленности
Газ С12 – С18 от 180 до 300 Топливо для реактивных и тракторных двигателей
Газойль С18 – С25 от 270 до 350 Топливо для дизелей
Мазут от С20 и выще От 300 и выше Мастика, парафин, вазелин
Читайте также:  Какие свойства личности зависят от характера

Солярное масло используется как моторное топливо, а масла – для смазывания механизмов.
Вазелин используют в медицине. Он состоит из смеси жидких и твердых углеводородов.
Парафин применяется для получения высших карбоновых кислот, пропитки древесины в производстве спичек и карандашей, для изготовления свечей, гуталина и т.д. Он состоит из смеси твердых углеводородов.
Гудрон – нелетучая темная масса; после частичного окисления применяется для изготовления асфальта.
Мазут кроме переработки на смазочные масла и бензин используют как жидкое котельное топливо.
При вторичных методах переработки нефти происходят изменения в структуре углеводородов, входящих в ее состав. Среди этих методов большое значение имеет крекинг (расщепление) углеводородов нефти, который осуществляют для повышения выхода бензина.
Термический крекинг проводят при нагревании исходного сырья (мазута и др.) до температуры 450 – 550°С при давлении 2-7МПа. При этом молекулы углеводородов с большим числом атомов углерода расщепляются на

более мелкие молекулы насыщенных и ненасыщенных углеводородов.
Каталитический крекинг проводят при наличии катализаторов (преимущественно алюмосиликатов) при 450 °С га атмосферном давлении. Этим способом добывают авиационный бензин с выходом до 80 %. Такому виду крекинга подвергаются преимущественно керосиновая и газойлевая фракции нефти. Пол время каталитического крекинга вместе с реакциями расщепления происходят реакции изомеризации. В результате последних образуются насыщенные углеводороды с разветвленным углеродным скелетом молекул, что улучшает качество бензина.
Важным каталитическим процессом есть ароматизация углеводородов, то есть превращение парафинов и циклопарафинов на ароматические углеводороды. В результате нагрев тяжелых фракций нефтепродуктов при наличии катализатора!

(платины или молибдена) углеводороды, содержащие 6-8 атомов углерода в молекуле, превращаются в ароматические углеводороды. Эти процессы происходят вовремя риформинга (облагородь жевания бензинов).
При крекинг-процессах образуется большое количество газов (газы крекинга), которые содержат в основном насыщенные и ненасыщенные углеводороды. Эти газы используют как сырье для химической промышленности.
В последнее время (наряду с увеличением выработки топлива и масел) углеводороды нефти широко используются как источник химического сырья. Различными способами из них получают вещества, необходимые для производства пластмасс, синтетического текстильного волокна, синтетического каучука, спиртов, кислот, синтетических моющих средств, взрывчатых веществ, ядохимикатов, синтетических жиров и т.д.. Основную часть бензина получают прямой перегонкой и каталитическим крекингом. Свойства автомобильных бензинов характеризуются теплотой сгорания, детонационной стойкостью, фракционным составом, химической стабильностью, содержанием серы и других вредных примесей. Способность топлива противостоять детонационному сгоранию называется детонационной устойчивостью и характеризуется октановым числом. Чем выше октановое число, тем больше может быть сжатая в цилиндре горючая смесь. Как эталонное топливо принята смесь двух углеводородов: изооктана (С8Н12), обладает высокими антидетонационными свойствами, и нормального гептана (С7НІ6), что легко детонирует. Октановым числом называется условная единица, численно равная проценту (по объему) озооктана в смеси, состоящей из изооктана и нормального гептана и равноценна по своим антидетонационными свойствами данном топливу. Октановое число изооктана принимается за 100, а нормального гептана-за 0. Так, если бензин детонирует при работе смеси, состоящей из 76% изооктана и 24 % нормального гептана, то октановое число такого бензина равно 76.

Бензин – (рус. бензин; англ. petrol;) – естественная или искусственно полученная смесь

углеводородов различного строения, температура кипения которых от 40 °C до 205 °C. Бензин – горючая, подвижная, в основном бесцветная жидкость с характерным запахом; удельный вес 0,700-0,780; легко испаряется, образует с воздухом в определенных концентрациях взрывоопасные смеси, температура вспышки преимущественно ниже 0°. Большинство бензинов замерзает ниже -60 °C. Около 90 % добывают из нефти.

3. Каменный уголь, продукты его переработки.
Уголь – это соединение от бурого до черного цвета, плотность 0,92-1,7 г/см3, тускло-блестящая, матовая вещество, характеризуется различными оттенками цвета и блеска, разной структурой.
В состав угля входят органические вещества, минеральные примеси и влага. Содержание органических веществ составляет 50-97 % от общей массы сухого угля. Химический состав органической части угля включает C, H, O, S, N и др. химические элементы периодической системы Д.И. Менделеева. Массовая доля углерода составляет 60-98 % всей массы угольной веществ. В незначительных количествах содержатся сульфиды цветных металлов, фосфаты, сульфаты, соли щелочных металлов. Относительное содержание минеральных примесей в сухом веществе угля колеблется в широких пределах (зольность 50-60 %). Влажность – один из основных параметров классификации бурого угля.
Уголь образуется в условиях, когда гниющий растительный материал накапливается быстрее, чем происходит его бактериальное разложение. Идеальные условия для этого есть в болотах, где стоячая вода обеднена кислородом, препятствует жизнедеятельности бактерий и тем самым предохраняет растительную массу от полного разрушения. На определенной стадии процесса, кислоты, которые выделяются в его ходе, предотвращают дальнейшей деятельности бактерий. Так возникает торф – исходный продукт для образования угля. Если затем происходит его захоронение под другими наносами, то торф под действием сжатия теряя воду и газы, преобразуется в уголь.
Торф → бурый уголь → каменный уголь → антрацит

Различают следующие виды угля:
– уголь каменный;
– уголь бурый;
– антрациты.
Антрацит – это ископаемый уголь, характеризуется большой плотностью и блеском. Содержание углерода в антраците составляет примерно 95 %. Применяется как твердое высококалорийное топливо. Имеет наибольшую теплоту сгорания, но плохо загорается. Образуется из каменного угля при повышении давления и температуры на глубинах порядка 6 километров.
Каменный уголь – осадочная порода, является продуктом глубокого разложения остатков растений (древесно-кустарниковых папоротников, хвощей). Большинство залежей каменного угля было образовано в палеозое, главным образом в каменноугольный период, примерно 300-350 миллионов лет назад. Каменный уголь – смесь высокомолекулярных полициклических ароматических соединений с высокой массовой долей углерода (75 % до 95 %), влаги (12 %) и летучих веществ с небольшим количеством минеральных примесей (32 %). Образуется из бурого угля на глубинах порядка 3 километров.
Бурый уголь – твердое ископаемое уголь, образовавшийся из торфа, содержит 65-70 % углерода бурого цвета, низкую теплоту сгорания (т.е. много воды 43 %), количество летучих веществ (до 50 %).
Используется как местное топливо, а также как химическое сырье. Образуется из отмерших органических остатков под давлением нагрузки и действием повышенной температуры на глубинах порядка 1 км.

Название угля Обозна
чение марки
Классификационные показатели
Содержание С, % Теплотворная способность, кДж/кг
Бурый Б 65-80 8500 – 30000
Каменный К 80-93 30000-35000
Антрацит А 93-98 35000-38000

Уголь широко используют как твердое высококалорийное топливо, оно служит также исходным сырьем для получения различных химических продуктов.
Основной метод переработки каменного угля – коксование (сухая перегонка). При коксовании (нагревании до 1000-1200 °С без доступа воздуха) получают различные продукты: кокс, каменноугольную смолу, аммиака воду и коксовый газ. Примерный состав коксового газа, %: водорода – 60, метана – 25, оксида углерода (II) – 5, азота – 4, оксида азота (IV) – 2, этилена – 2 и других газов – 2.
Сухая перегонка угля заключается в его химическом раскладе при нагревании без доступа воздуха. Различают два варианта сухой перегонки угля – полукоксования и коксования, первый процесс осуществляется при 500-550 0С, второй – при 900-1050 0С.
Главная задача полукоксования каменного угля – получение жидких углеводородов (бензина); попутно образуются полукокс и смесь газов (СО, СО2, Н2, СН4, N2 и др.). Полукокс нельзя применять в металлургии, его применяют в производстве кальций карбида и для газификации угля. Температура, при которой проводится полукоксование, не должна превышать 550 0С, так как при более высокой температуре выход жидких углеводородов уменьшается. Из 1 т каменного угля получают 110 м3 газа, 750-800 кг полукокс, 8 кг смолы и дегтя. Процесс коксования осуществляется на коксохимических заводах. Основные продукты коксования каменного угля:
– коксовый газ, из которого путем контакта с каменноугольной смолой получают технический бензол – жидкую смесь легко кипящих аренов;
– каменноугольная смола, ее разделяют перегонкой на арены, фенолы, которые являются ценным сырьем для производства красителей, растворителей, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов, пестицидов;
– надсмольная вода, из нее путем обработки известковым молоком (кальций гидроксид) изымают аммиак;
– кокс, используют в металлургии.
Полукоксование бурого угля проводят с целью получения дегтя.

Читайте также:  Какие свойства металлических предметов

Основные продукты полукоксование бурого угля:
полукоксовый газ используется для нагрева печей в процессе полу коксования;

• буроугольный деготь используется в производстве алканов;
легкое масло, которое содержит бензин низкого качества, используется как

растворитель масел или как моторное масло;

среднее масло, которое содержит фенол, пригодное как дизельное топливо;

тяжелое масло – из него выделяют смесь высших гомологов ряда алканов;

подсмольная вода – из нее выделяют фенолы, кетоны и аммиак.
Газификация – это превращение органической части ископаемого угля в горючие газы при высокотемпературной (1000-2000 0С) взаимодействия его с окислителями (О2, воздух, водяной пар, СО2). Для газификации используют бурый уголь и продукт переработки каменного угля – кокс. Газификацию проводят в газогенераторах.
4. Основные виды топлива и их значение в энергетике страны
Проблема обеспечения украинской экономики энергоносителями – одна из самых болезненных. Газ, нефть, уголь и даже электроэнергию приходится импортировать. Ежегодно на это тратится около 8 млрд. долл. На что идет 2/3 всего товарного экспорта. Дефицит энергоносителей влечет за собой шлейф тяжких последствий: недобор урожая, систематическое отключение населенных пунктов от электроснабжения и т. д. Поэтому проблема требует кардинального решения.
На современном этапе экономического развития важнейшее – топливно – энергетическая проблема. Успешное ее решение определяет возможности, темпы и направление экономического и социального развития. Значение топлива для экономики любой страны большое: без него невозможен производственный процесс, работа промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Основными первичными источниками энергии на современном этапе является нефть, уголь, природный газ, гидроэнергия, а также быстро растет значение атомной энергии. Доля остальных источников (дрова, торф, энергия солнца, ветра, геотермальная энергия) в общем энергопотреблении составляет лишь несколько процентов.
Среди добываемых органических топливных ресурсов на уголь приходится (в зависимости от оценки) 65-90%. Исторически оно сыграло большую роль в мировом промышленном развитии. Уголь обеспечил энергетическую основу первой промышленной революции.
Угольная промышленность по объему добычи топлива в натуральном выражении занимает первое место среди других отраслей. Здесь сосредоточено большинство работников и основных фондов топливной промышленности.
Уголь оценивают по нескольким параметрам:
1. По глубине залегания. Уголь добывают открытым или закрытым
(шахтного) способами, – от этого зависит его себестоимость. В Украине открытым способом уголь добывается в Днепровском буроугольном бассейне. Каменный уголь открытого способа добычи принадлежит к наиболее экономически выгодному виду топлива, и его добыча растет.
2. По марочному составу и качеству. Уголь делится на каменный, бурый, коксующий, энергетический. В Украине на каменный уголь приходится 2/3 запасов.

Основным районом добычи каменного угля является Донецкий бассейн.
Добывают уголь в 295каменноугольних шахтах, из них 131 шахта с коксующимся углем. Самым большим бассейном в Украине является Донбасс с запасами 240 млрд. т. Здесь есть все марки угля: коксующийся (половина запасов), антрацит, газовый. Донецкий уголь имеет высокую теплотворную способность и незначительную зольность. Зато себестоимость его сравнительно большая из-за большой глубины залегания пластов. Это снижает его конкурентоспособность. Основными звеньями угледобычи шахтным способом являются: шахта с комплексом наземных и подземных сооружений и энергосиловых хозяйств, углеобогатительная фабрика, транспортные коммуникации и водохозяйственные сооружения, районные энергетические центры, складские хозяйства, предприятия и организации непроизводственной сферы. Из угольной промышленности прямо или непосредственно связана деятельность почти 40% городского населения Донецкой и Луганской областей. Угольные шахты сосредоточены преимущественно в центральной и северной частях Донецкой и южной части Луганской области.
Коксовый уголь добывают главным образом в центральной части Донецкой области в районе Енакиево, Макеевки, Горловки, Донецка, Красноармейска, Константиновки и других городов, а также в Краснодарском и Кудеевском районах Луганской области. В Антрацитовском, Лутугинском и Алчевском районах Луганской области добывают больше энергетического угля.
Газовая промышленность – самая молодая отрасль топливной промышленности Украины. Использование газа в 2 раза дешевле по сравнению с нефтью. Кроме того, она обеспечивает производство азотных удобрений и синтетических материалов. Промышленность природного газа включает в себя разведку, добычу, транспортировку, хранение и переработку природного газа сопутствующего нефтяного газа, который добывается вместе с нефтью. Эта отрасль энергетики развивается быстрее всего, потому что ее роль в энергоснабжении постоянно растет. Природный газ применяется во многих отраслях, но большая его часть используется в энергетике, потому что это топливо меньше загрязняет атмосферу. Газовая промышленность как отрасль сформировалась в послевоенные годы на базе разведанных в стране месторождений природного газа. Очень интенсивное развитие газовая промышленность приобрела в первой половине 70-х годов. Таким образом, начиная со второй половины 70-х годов и до настоящего времени добыча газа в Украине снизилась более, чем в три раза. Первой была освоена Прикарпатская нефтегазовая область. Сейчас на ее долю приходится 3,1% всей добычи газа в Украине. Этот район достаточно перспективный, потому что газ добывают в основном с незначительных глубин. Разведанные запасы газа составляют 94 млрд. м3.В целом в Западно-украинском нефтегазоносном регионе прогнозированные запасы нефти и газа составляют свыше 600 млн. т условных единиц топлива.

Контроль знаний:

1. Напишите про перегонку нефти.
2. Перелечите соединения, которые можно получить из нефти.
3. Что такое крекинг? Какие виды крекинга вас известны?
4. Склад имеет нефть?
5. Перелечите основные природные источники уллеводородов.
6. Что означает детонационная стойкость бензина?
7. Какой состав имеет природный газ?

8. Оцените влияние продуктов переработки углеводородного сырья на окружающую среду.

Литература:

6л.Химия (учебник), 10-11 кл. Домбровський А.В.,
Лукашова Н.І.
Освита

Срс 6.

Тема: Химия и еда. Жиры, белки, углеводы, витамины как компоненты пищи, их роль в организме.

Базовые термины и понятия:химический состав продуктов, органические вещества как компоненты еды и их биороль в организме.

План:

1. Жиры, белки, углеводы, витамины как компоненты пищи, их роль в организме.
Содержание :

Источник