На каких свойствах основано сложение смешанных чисел
Смешанные числа: определения, примеры
Смешанное число — это число, состоящее из натурального числа и обыкновенной дроби. Пишут в виде n
Где n — целая часть, — дробная часть.
Смешанное число равно сумме своей целой и дробной части. То есть
Примеры смешанных чисел
Каждое такое смешанное число содержит целую и дробную части.
Чтобы точно определять, какая именно перед вами дробь, запомните:
Смешанные числа можно складывать, вычитать, умножать и делить. Давайте узнаем, как именно это делать.
Тренировка — залог успеха в любом деле, и математика — не исключение. Запишите ребенка на бесплатный вводный урок в онлайн-школу Skysmart.
Порешаем задачки в интерактивном формате, наметим программу обучения и вдохновим подружиться с предметом.
Сложение смешанных чисел
Всего мы рассмотрим три типа сложения со смешанными числами. В каждом подпункте приведено необходимое правило и примеры выполнения решений.
Сложение смешанного числа и натурального числа
Первое правило сложения смешанных чисел
Чтобы сложить смешанное число и натуральное число, прибавьте натурально число к целой части смешанного числа, а дробную часть оставьте нетронутой.
Представим первое правило в виде буквенных выражений.
Выполним сложение смешанного числа и натурального числа d.
Известно, что любое смешанное число равное сумме целой и дробной частей.
Это значит, что
Тогда
Рассмотрим примеры сложения смешанных чисел с натуральными числами.
Пример 1. Выполните сложение смешанного числа и натурального числа 18.
Как решаем:
Записываем выражение
Согласно правилу, прибавляем к натуральному числу целую часть смешанного числа:
Дробная часть записывается без изменений:
Решаем:
Ответ:
Пример 2. Выполните сложение смешанного числа и натурального числа 10.
Как решаем:
Записываем выражение:
Согласно правилу, прибавляем к натуральному числу целую часть смешанного числа:
Дробная часть записывается без изменений:
Решаем:
Ответ:
Пример 3. Выполните сложение смешанного числа и натурального числа 2.
Как решаем:
Записываем выражение:
Согласно правилу, прибавляем к натуральному числу целую часть смешанного числа:
Дробная часть записывается без изменений:
Решаем:
Ответ:
Каждый следующий год в школе — это новые сюрпризы: сложные примеры, громоздкие дроби и запутанные задачки.
Чтобы ваш ребенок был готов к любой контрольной, записывайтесь на бесплатный вводный урок математики в онлайн-школу Skysmart. На занятиях ребенку помогут заполнить пробелы, разобраться с трудными темами и победить страх перед алгеброй.
Сложение смешанного числа со смешанным числом
Второе правило сложения смешанных чисел
Чтобы сложить смешанное число с другим смешанным числом, сложите сначала целые части этих чисел, а затем — дробные части.
Представим правило в виде буквенных выражений.
Выполним сложение смешанного числа и смешанного числа
Следуя правилу, запишем выражение в виде:
Рассмотрим примеры сложения смешанных чисел.
Пример 1. Сложите смешанное число и смешанное число
Как решаем:
Записываем выражение:
Согласно правилу, складываем последовательно целые части смешанных чисел, затем складываем дробные части:
Решаем: складываем целые части 2 + 7 = 9.
Чтобы выполнить сложение дробных частей, воспользуемся правилом сложения дробей с разными знаменателями: приведем дроби к наименьшему общему знаменателю и выполним сложение.
Наименьшее общее кратное — 15.
Если в результате сложения получилась сократимая дробь, сокращайте, не задумываясь: сокращаем на
Ответ:
Пример 2. Сложите смешанное число и смешанное число
Как решаем:
Записываем выражение:
Согласно правилу, складываем последовательно целые части смешанных чисел, затем складываем дробные части:
Решаем: складываем целые части 13 + 2 = 15.
Складываем дробные части
Наименьшее общее кратное 12 и 20 равно 60.
Сокращаем дробь на 2 =
Ответ:
Таким же образом можно складывать три, четыре и больше натуральных чисел. Не забывайте сокращать дроби и выделять целые части из неправильных дробей.
Сложение смешанного числа и правильной дроби
Третье правило сложения смешанных чисел 1
Чтобы выполнить сложение смешанного числа и правильной дроби, прибавьте к дроби дробную часть смешанного числа, а целую часть оставьте без изменений.
Представим правило в виде буквенного выражения.
Если нам нужно сложить смешанное число и правильную дробь , то запишем следующее выражение:
Рассмотрим примеры сложения смешанных чисел с обыкновенными дробями.
Пример 1. Выполните сложение обыкновенной дроби и смешанного числа 5
Как решаем:
Записываем выражение:
Согласно правилу, складываем дробь с дробной частью смешанного числа:
Складываем дроби
Наименьшее общее кратное 5 и 20 равно 5.
, сокращаем на 4,
Ответ:
Пример 2. Выполните сложение правильной дроби и смешанного числа
Как решаем:
Записываем выражение:
Следуя правилу, складываем дробь с дробной частью смешанного числа:
Складываем дроби
Наименьшее общее кратное 4 и 2 равно 2.
Ответ:
Чтобы выполнить сложение смешанного числа и неправильной обыкновенной дроби, выделите целую часть из неправильной дроби и выполните сложение смешанных чисел.
Пример 3: выполните сложение и
Выделим целую часть из неправильной дроби:
Теперь можем выполнить сложение двух смешанных чисел:
Вычисляем:
Наименьшее общее кратное 5 и 2 = 10
Выделим целую часть:
Ответ:
Вычитание смешанных чисел
Рассмотрим три типа вычитания со смешанными числами. В каждом подпункте вы найдете правила и решение примеров с разбором.
Вычитание одного смешанного числа из другого
Первое правило вычитания смешанных чисел
Любое смешанное число можно представить в виде суммы целой и дробной части.
Это значит, что
Исходя из значения дробных частей, вычитание можно выполнять тремя способами.
Если дробная часть уменьшаемого больше дробной части вычитаемого , то выполняем вычитание целой части вычитаемого из целой части уменьшаемого, затем выполняем вычитание дробных частей. Вот так:
Пример. Выполните вычитание
Как решаем:
Чтобы решить пример, нужно выяснить, какая из дробных частей больше:
или
Чтобы сравнить две дроби, приведем их к наименьшему общему знаменателю.
Наименьшее общее кратное 4 и 8 — 16
По правилу сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, больше та дробь, чей числитель больше.
Это значит, что
Следуя правилу, выполняем вычитание.
Вычитаем дробные части
НОК = 8
Ответ:
Второе правило вычитания смешанных чисел
Если дробные части смешанных чисел равны. То есть , то их разность равна нулю.
В этом случае разность смешанных чисел равна разности целых частей этих чисел. Вот так:
Пример. Выполните вычитание:
Как решаем:
Дробные части смешанных чисел равны. Это значит, что
Следуя правилу, выполним вычитание:
Ответ:
Третье правило вычитания смешанных чисел
Если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого , то вычитание выполняется вот так
Пример. Найдите значение разности смешанных чисел и
Как решаем:
Запишем выражение
Сначала выясним, как из дробных частей больше. Для этого приведем их к НОЗ.
НОК 5 и 15 = 5
Следуя правилу, решаем:
Выполним вычитание дроби из натурального числа:
Ответ:
Вычитание смешанного числа из натурального числа
Четвертое правило вычитания смешанных чисел
Чтобы из целого числа вычесть смешанное число, сначала отнимите от натурального числа целую часть смешанного числа, а затем отнимите от этой разности дробную часть смешанного числа.
Представим правило в виде буквенного выражения:
Пример. Отнимите от натурального числа 15 смешанное число
Как решаем:
Запишем выражение:
Следуя правилу, выполним вычитание целой части смешанного числа из натурального числа:
Ответ:
Вычитание дроби из целого числа
Пятое правило вычитания смешанных чисел
Чтобы вычесть обыкновенную дробь из целого числа, нужно это число представить в виде дроби. Вот так:
Пример. Отнимите от целого числа 6 обыкновенную дробь
Как решаем:
Запишем выражение
Представим натуральное число 6 в виде дроби
Тогда
Ответ:
Умножение смешанных чисел
Давайте разберемся как выполнять умножение в примерах, где есть смешанные числа
Умножение смешанного числа на смешанное число
Первое правило умножения смешанных чисел
Чтобы умножить одно смешанное число на другое, нужно перевести обы смешанных числа в неправильные дроби, а затем выполнить умножение по правилу умножения дробей
Пример. Выполните умножение смешанного числа и
Как решаем:
Запишем выражение
Следуя правилу, переведем смешанные числа в неправильные дроби.
Выполним умножение:
Из полученной неправильной дроби выделяем целую часть
Ответ:
Умножение смешанного числа на обыкновенную дробь
Второе правило умножения смешанных чисел
Чтобы выполнить умножение смешанного числа и обыкновенной дроби, представьте смешанное число в виде неправильной дроби и выполните умножение дробей.
Пример. Умножьте смешанное число на обыкновенную дробь
Как решаем:
Запишем выражение
Представим смешанное число в виде неправильной дроби.
Выполним умножение дробей
Выделим из полученной неправильной дроби целую часть
Ответ:
Умножение целого числа на дробь
Третье правило умножения смешанных чисел
Чтобы умножить целое число на дробь, просто умножьте это число на числитель дроби.
Пример. Выполните умножение числа 7 на обыкновенную дробь
Как решаем:
Запишем выражение:
Выделим из получившейся неправильной дроби целую часть
Ответ:
Деление смешанных чисел
Вы уже рассмотрели три типа арифметических действий со смешанными числами. Осталось разобраться, как выполнять деление в примерах, где есть смешанные числа. Давай научимся это делать.
Деление смешанного числа на смешанное число
Первое правило деления смешанных чисел
Чтобы разделить одно смешанное число на другое, переведите оба числа в неправильные дроби и выполните деление, следуя правилу деления дробей.
Пример. Найдите результат деления смешанного числа на смешанное число
Как решаем:
Запишем выражение:
Следуя правилу, переведем оба смешанных числа в неправильные дроби.
Пользуясь правилом деления дробей, находим частное:
Ответ:
Деление смешанного числа на целое число
Второе правило деления смешанных чисел
Чтобы разделить смешанное число на целое число, переведите смешанное число в неправильную дробь и выполните деление.
Пример. Разделите смешанное число на натуральное число 15
Как решаем:
Запишем выражение
Следуя правилу, переведем смешанное число в неправильную дробь
Выполним деление
Ответ:
Деление целого числа на смешанное число
Третье правило деления смешанных чисел
Чтобы разделить целое число на смешанное число, переведите смешанное число в неправильную дробь и выполните деление.
Пример. Выполните деление натурального числа 30 на смешанное число
Запишем выражение
Представим смешанное число в виде неправильной дроби
Выполним деление
Выделим из полученной неправильной дроби целую часть
Ответ:
Деление смешанного числа на обыкновенную дробь
Четвертое правило деления смешанных чисел
Чтобы разделить смешанное число на обыкновенную дробь, представьте смешанное число в виде неправильной дроби и выполните деление.
Пример. Разделите смешанное число на обыкновенную дробь
Как решаем:
Запишем выражение
Представим смешанное число в виде неправильной дроби
Выполним деление, следуя правилу деления дробей:
Ответ:
Если ваш ребенок в восторге от точных наук и его хлебом не корми, дай решить задачку или, наоборот, бежит от цифр прочь и носит домой «трояки» — записывайтесь на бесплатный вводный урок по математике в детскую школу Skysmart.
Наши преподаватели научат справляться с любыми дробями, примерами и уравнениями. Уроки построены так, что скучать над учебниками точно не придется: ученики занимаются на интерактивной-платформе, где все красочно, ярко и понятно. Приходите на первый урок и знакомьтесь со Skysmart.
Источник
Сложение и вычитание смешанных чисел.
Урок изучения нового материала
Класс: 6
Цель
Ввести правило сложения и вычитания смешанных чисел
Задачи урока:
образовательные: учить складывать и вычитать смешанные числа
развивающие: развивать познавательные интересы обучающихся, развивать логическое мышление, внимание, память; формировать умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию, умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
воспитательные: формировать коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве при работе в парах; вырабатывать ответственность обучающихся к учению и способность к саморазвитию и самообразованию.
коррекционно-воспитательные: воспитывать самостоятельность, стремление старательно и добросовестно работать на уроке, создавать для этого благоприятный микроклимат, используя здоровьесберегающие технологии, предупреждающие накопление усталости, снижение работоспособности.
Используемые технологии:
создание учебных ситуаций;
игровая;
ИКТ
Оборудование: карточки с заданиями для каждого ученика, карточки- памятки для учащихся с ЗПР, карточки-образцы решений для учащихся с ЗПР, презентация к уроку
Планируемый результат
Предметные: знать правила сложения и вычитания смешанных чисел, переместительное и сочетательное свойства сложения; уметь применять правила сложения и вычитания смешанных чисел при нахождении значений выражений, решении задач и уравнений.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные
– уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;
коммуниктиваные
– уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации; формулировать и аргументировать свое мнение;
познавательные
– уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); выполнять действия по алгоритму
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
I. Мотивация к учебной деятельности | На слайде пословицы и высказывания: “Без муки нет науки” “Математика – гимнастика ума” “Величие человека в его способности мыслить” Ученикам предлагается прочитать и выбрать понравившуюся. Некоторые учащиеся зачитывают и объясняют, почему выбрали именно эту и как они её понимают. Каждый записывает в тетрадь, ему понравившуюся. Она и станет его девизом урока. | Настрой на работу | ||
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения. | Что такое смешанное число? Прочитай дробь, назови из чего состоит, и как называется 6 (вопрос для детей с ОВЗ) Какой знак пропущен между целой и дробной частью смешанного числа? В 5 классе мы складывали и вычитали смешанные числа, у которых дробные части имели одинаковый знаменатель. Вспомните правила сложения и вычитания смешанных чисел, у которых одинаковый знаменатель дробных частей. Устная работа: Вычислить: + , 1+ , 1 – 4 + 3 3- 2 3+1
Учитель организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения, выявления места и причины затруднения. Для детей с ОВЗ на слайде показан решенный пример. – Еще раз наглядно вспомним сложение смешанных чисел, у которых одинаковый знаменатель дробных частей, проговаривая решения Вычислите:
(Затруднения учеников.) | Это число, состоящее из целой и дробной частей. Отвечают на вопросы учителя Знак сложения Отвечают на вопросы учителя. Формулируют правила сложения и вычитания смешанных чисел с одинаковыми знаменателями в дробной части. Выполняют устные вычисления, на презентации высвечиваются решения | ||
III. Построение проекта выхода из затруднения | Что мы будем изучать сегодня на уроке? Тема урока « Сложение и вычитание смешанных чисел». | Как складывать и вычитать смешанные числа с разными знаменателями в дробной части | ||
IV. Реализация построенного проекта | Организует построение и фиксацию нового знания Вернемся к нашим примерам. Приведем дробные части чисел к наименьшему общему знаменателю 8. Рассмотрим следующий пример. Для детей с ОВЗ (слайд): На первой картинке 4 на второй картинке 2 Как сложить?
4 + 2 = 4+2++ =6+ + =6 Выполним задание на вычитание смешанных дробей: Сформулируйте правила сложения и вычитания смешанных чисел с разными знаменателями в дробной части. Прочитайте в учебнике правила сложения и вычитания смешанных чисел Рассмотрим пример 3- 1 В чем его особенность по сравнению с предыдущим примером? Что необходимо сделать? | Слушают учителя, работают с учебником, делают записи в тетрадях У каждого ребенка с ОВЗ карточка с алгоритмом решения Дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого Превратить дробную часть уменьшаемого в неправильную дробь, уменьшив на единицу целую часть | ||
V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Организует закрепление нового знания в речи и знаках Работа с учебником № 1117 (У доски и в тетрадях, с проговариванием во внешней речи) | Выполняют задания у доски и в тетрадях, с проговариванием во внешней речи | ||
Физминутка | Электронная физкультминутка (физминутка организована с учетом возможностей детей с ОВЗ) | |||
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой | Самостоятельная работа
| Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия, выполняют самопроверку, выявляют причины ошибок и их исправляют | ||
VII. Рефлексия | На каких свойствах сложения основано сложение смешанных чисел? Расскажите об алгоритме сложения смешанных чисел. Учащиеся высказываются одним предложением. – Я научился… – Было трудно… – Сегодня я узнал… – У меня получилось… – Теперь я могу… Домашнее задание: п.29, выучить правила, № 1136 – для детей с ОВЗ № 1136, 1137 – остальным | Организует фиксирование нового знания, рефлексию, самооценку учебной деятельности. |
Источник
Инфоурок
›
Математика
›Презентации›Урок 1 “Сложение и вычитание смешанных чисел”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
№ 414 (а-г), 416 (а,б), 418, 425 (а)
2 слайд
Описание слайда:
Классная работа Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел стр. 150 *
3 слайд
4 слайд
Описание слайда:
Цели урока Познакомиться с алгоритмом сложения смешанных чисел
5 слайд
Описание слайда:
Подготовка
6 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕР 1: НАЙДЁМ ЗНАЧЕНИЕ СУММЫ: 3 8 + 16 1 4 19
7 слайд
Описание слайда:
3 8 = 16 16+ 3 8 ; 1 4 = 19 19+ 2 8 2 8 = 19 3 8 + 16 1 4 19 =16+ 3 8 + 19+ 2 8 = =(16+19)+ 3 8 + 2 8 =35+ 5 8 =35 5 8 3 8 + 16 1 4 19 = 3 8 + 16 2 8 19 =35 5 8
8 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕР 2: НАЙДЁМ ЗНАЧЕНИЕ СУММЫ: 5 6 + 5 3 4 3
9 слайд
Описание слайда:
5 6 + 5 3 4 3 = 10 12 + 5 9 12 3 19 12 8 = 7 12 9 =
10 слайд
Описание слайда:
ЧТОБЫ СЛОЖИТЬ СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА, НАДО: ПРИВЕСТИ ДРОБНЫЕ ЧАСТИ ЭТИХ ЧИСЕЛ К НАИМЕНЬШЕМУ ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ; ОТДЕЛЬНО ВЫПОЛНИТЬ СЛОЖЕНИЕ ЦЕЛЫХ ЧАСТЕЙ И ОТДЕЛЬНО – ДРОБНЫХ ЧАСТЕЙ. ЕСЛИ ПРИ СЛОЖЕНИИ ДРОБНЫХ ЧАСТЕЙ ПОЛУЧИЛАСЬ НЕПРАВИЛЬНАЯ ДРОБЬ, ВЫДЕЛИТЬ ЦЕЛУЮ ЧАСТЬ ИЗ ЭТОЙ ДРОБИ И ПРИБАВИТЬ ЕЕ К ПОЛУЧЕННОЙ ЦЕЛОЙ ЧАСТИ.
11 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕР 3: НАЙДЁМ ЗНАЧЕНИЕ РАЗНОСТИ: 7 9 – 5 1 6 2
12 слайд
Описание слайда:
7 9 = 5 5+ 14 18 ; 14 18 = 5 1 6 = 2 2+ 3 18 3 18 = 2 7 9 5 – 1 6 2 = 5+ 14 18 – 2+ 3 18 = = 5+ 14 18 – 2- 3 18 = (5-2)+ 14 18 – 3 18 = = 3+ 11 18 = 11 18 3 7 9 5 – 1 6 2 = 14 18 5 – 3 18 = 2 11 18 3
13 слайд
Описание слайда:
ЕСЛИ ДРОБНАЯ ЧАСТЬ УМЕНЬШАЕМОГО ОКАЖЕТСЯ МЕНЬШЕ ДРОБНОЙ ЧАСТИ ВЫЧИТАЕМОГО, ТО НАДО ПРЕВРАТИТЬ В ДРОБЬ С ТЕМ ЖЕ ЗНАМЕНАТЕЛЕМ ОДНУ ЕДИНИЦУ ЦЕЛОЙ ЧАСТИ УМЕНЬШАЕМОГО.
14 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕР 4: НАЙДЁМ ЗНАЧЕНИЕ РАЗНОСТИ: 4 9 – 3 5 6 1
15 слайд
Описание слайда:
4 9 = 3 ; 8 18 3 5 6 = 1 ; 15 18 1 4 9 = 3 8 18 3 =3+ 8 18 =2+1+ 8 18 =2+ 26 18 =2+ 18 18 + 8 18 = 26 18 2 = 4 9 3 5 6 1 – = 26 18 2 – 15 18 1 = 11 18 1 4 9 3 5 6 1 – = 26 18 2 – 15 18 1 = 11 18 1 8 18 3 15 18 1 – =
16 слайд
Описание слайда:
ЧТОБЫ ВЫПОЛНИТЬ ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ, НАДО: ПРИВЕСТИ ДРОБНЫЕ ЧАСТИ ЭТИХ ЧИСЕЛ К НАИМЕНЬШЕМУ ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ (ЕСЛИ ДРОБНАЯ ЧАСТЬ УМЕНЬШАЕМОГО МЕНЬШЕ ДРОБНОЙ ЧАСТИ ВЫЧИТАЕМОГО, ТО НАДО ПРЕВРАТИТЬ ДРОБНУЮ ЧАСТЬ УМЕНЬШАЕМОГО В НЕПРАВИЛЬНУЮ ДРОБЬ, УМЕНЬШИВ НА ЕДИНИЦУ ЦЕЛУЮ ЧАСТЬ); ОТДЕЛЬНО ВЫПОЛНИТЬ ВЫЧИТАНИЕ ЦЕЛЫХ ЧАСТЕЙ И ОТДЕЛЬНО – ДРОБНЫХ ЧАСТЕЙ.
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
№ 376, 382, 389 Классная работа
19 слайд
Описание слайда:
Самостоятельное закрепление
20 слайд
Описание слайда:
Расскажите, как сложить смешанные числа и на каких свойствах сложения основано сложение смешанных чисел. Расскажите, как выполнить вычитание смешанных чисел и на каких свойствах основано правило вычитания смешанных чисел. Вопросы
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель математики
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-565177
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник