На перевозке какого экспортного продукта

На перевозке какого экспортного продукта thumbnail

Аналитика таможенного законодательства и ВЭД

24/04/2020

Экспорт товаров из России – это мощный инструмент развития продаж и расширения бизнеса. Большинство экспортёров начинает рассматривать вопросы, связанные с реализацией товаров в другие страны, с запросов на экспорт товаров в Казахстан и Беларусь, то есть в страны ЕАЭС с достаточно развитой экономикой.

Как начать экспортировать? Какие документы нужны для экспорта товаров? С чего начать экспортную поставку? Разбираем пошаговую инструкцию будущего экспортёра.

Инструкция по экспорту товаров

Пошаговая инструкция по началу экспортной деятельности, подготовленная юристами нашего центра, касается ключевых этапов в подготовке и реализации экспортных сделок. Основное внимание в инструкции будет уделено вопросам юридической безопасности экспортных поставок и минимизации рисков в части соблюдения требований таможенного и валютного законодательства.

Ознакомление с инструкцией по экспорту товаров будет актуально как для начинающих экспортёров в страны ЕАЭС (Казахстан, Беларусь, Армению и Киргизию), так и для предпринимателей, планирующих выйти на зарубежные рынки Европы, США и Азии.

Итак, с чего начинается экспорт товаров?

1. Подготовка к экспорту товаров из России

Первый шаг инструкции посвящён подготовительному этапу.

Планирование экспортных поставок должно начинаться с проработки следующих вопросов:

  • анализ коммерческих условий работы;
  • маркетинговое исследование рынка;
  • проверка благонадёжности контрагента

После проведения предварительных переговоров с контрагентом и проверки его благонадёжности начинается следующий этап: согласование условий экспортной сделки.

2. Согласование условий экспортной сделки

На данном этапе стороны внешнеэкономической сделки должны согласовать, в том числе следующие вопросы:

  • Требования к экспортируемому из России товару; его качественные и количественные характеристики; необходимость их соответствия тем или иным регламентам (ГОСТам, ТУ и проч.);
  • Сроки, объём предоплаты и валюту, в которой должна производиться оплата покупателем за экспортируемый товар;
  • Будет ли включать экспортная сделка в себя аккредитивную форму расчётов или кредитование?
  • Каким видом транспорта будут экспортироваться товары?
  • На каких условиях Incoterms® 2020 будут осуществляться поставки?
  • Какой комплект документов на товар должен передать экспортёр покупателю?
  • Предусмотрен ли гарантийный срок на товары?
  • Какой предусмотрен порядок заявления рекламаций и претензий по товару?
  • Есть ли какие-то требования к упаковке и маркировке товаров?
  • Будут ли размещены на экспортируемых товарах (упаковках, бирках и проч.) объекты интеллектуальной собственности (например, торговые марки)? Кому принадлежат права на них?
  • Каким правом будут регулироваться споры между сторонами сделки? Каким судом будут рассматриваться споры?

Разумеется, представленный перечень условий экспортной сделки не является достаточным и исчерпывающим. В зависимости от обстоятельств конкретной ситуации перечень условий сделки по экспорту товаров, которые необходимо согласовать сторонам, может меняться.

3. Расчёт экспортных пошлин

После согласования всех условий экспортных поставок становится возможным провести расчёт затрат на таможенное оформление, размера подлежащих уплате таможенных платежей (пошлин, сборов, налогов) и сопутствующих затрат при экспорте товаров.

Консультацию о необходимости уплаты экспортных пошлин и помощь в их расчёте могут оказать юристы, специализирующиеся на юридическом сопровождении ВЭД, а также таможенные представители.

Помимо расходов непосредственно на таможенное оформление необходимо учесть возможные затраты на логистику, получение разрешительных документов и иные сопутствующие расходы.

4. Разработка экспортного договора

В процессе утверждения всех условий поставок на экспорт товаров и согласования порядка работы необходимо инициировать разработку и согласование экспортного контракта.

Составление внешнеторгового контракта на экспорт товаров является ключевым этапом разработки схемы экспортных поставок.

Грамотная проработка экспортного договора защитит экспортёра не только в случае нарушения своих обязательств покупателем по контракту, но и позволит свести к минимуму риски нарушения требований валютного законодательства, а также необоснованных претензий со стороны таможенных органов.

Рекомендуем ознакомиться: «Как составить экспортной контракт?»

Ошибки, допущенные при разработке и согласовании договора на экспорт товаров, могут привести к серьёзным негативным последствиям в будущем. В практике юристов нашей компании неоднократно встречались ситуации, когда отсутствие должного внимания к проработке экспортного договора на стадии его заключения впоследствии приводило к угрозе значительных штрафов со стороны валютного контроля, а также намерению таможни доначислить таможенные платежи, в том числе и ввиду использования некорректных формулировок в тексте контракта.

5. Открытие расчётного счёта

Для осуществления внешнеэкономической деятельности необходимо открытие расчётного счёта в валюте контракта. Действующим законодательством предусмотрена необходимость постановки экспортного договора на учёт для целей валютного контроля.

Читайте также:  Какие продукты способствуют заживлению швов

Необходимость постановки на учёт и получение УНК будет зависеть от суммы контракта:

  • Если сумма составляет менее 200 тысяч рублей, предоставление подтверждающих сделку документов не требуется;
  • Если сумма составляет от 200 тысяч до 6 миллионов рублей, контроль осуществляется в упрощённом порядке;
  • Если сумма превышает 6 миллионов рублей, предусмотрен обязательный порядок постановки на учёт и полноценный валютный контроль.

Детали процедуры постановки экспортного договора на учёт можно уточнить у юристов нашей компании или операционистов банка.

6. Документы для экспорта товара из России

После заключения экспортного контракта, постановки его на учёт в банке и, как правило, получению оплаты или предоплаты за товар экспортёр начинает готовить документы для таможенного оформления экспорта товаров из России.

Экспорт товаров в страны ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армению и Киргизию) осуществляется в упрощённом порядке, по сути, речь идёт только о статистическом декларировании и подаче соответствующей отчётности в таможенные органы.

Рекомендуем ознакомиться: «Нарушение сроков сдачи статистической отчётности в таможню»

В зависимости от специфики товара, страны назначения и ряда других условий экспортёр формирует примерно следующий комплект документов для экспорта:

  • Внешнеторговый контракт со всеми приложениями и дополнительными соглашениями;
  • Спецификацию к контракту по конкретной поставке;
  • Инвойс (счёт на оплату);
  • Упаковочный лист;
  • Транспортную накладную и/или иные транспортные документы;
  • Разрешительные документы (декларацию или сертификат о соответствии, протокол испытаний);
  • Документы на перевозку, страхование грузов;
  • Иные товаросопроводительные документы

Объём комплекта товаросопроводительных документов будет зависеть от фактических договоренностей с покупателем и условий поставки.

7. Таможенное оформление и прохождение таможенного контроля

Экспортные поставки товаров за пределы ЕАЭС требуют соблюдения общего порядка декларирования, что связано не только со специальными познаниями в сфере таможенного регулирования, но и наличием практических навыков их применения.

Рекомендуем начинающим экспортёрам не пренебрегать помощью профессиональных участников околотаможенного рынка: консультацией юристов по ВЭД, услугами таможенных представителей, бухгалтеров ВЭД.

Как показывает практика, самостоятельное декларирование товаров начинающими участниками ВЭД часто сопровождается нарушением требований законодательства, что приводит к возбуждению таможенными органами дел об административных правонарушениях (в том числе, за недекларирование и недостоверное декларирование, несоблюдение запретов и ограничений на вывоз товаров и проч.)

Отметим, что срок таможенного контроля составляет 3 года. Таким образом, в течение указанного срока после фактического экспорта товаров из России у экспортёра сохраняются риски доначисления таможенных платежей и привлечения к административной ответственности за нарушение требований законодательства.

Консультация по экспорту товаров

Юристы нашей компании готовы помочь экспортёрам товаров как в форме консультаций по любым вопросам таможенного, налогового, валютного законодательства, так и в формате полного юридического сопровождения экспортных поставок.

По отдельным вопросам, связанным с экспортом товаров из России, наши юристы оказывают бесплатные юридические консультации.

Источник

На перевозке какого экспортного продукта

Специалисты выделяют пять физических и два «бумажных» шага, которые следует предпринять при организации доставки каждой партии от грузоотправителя к грузополучателю в международной торговле.

Каждый шаг вызывает определенные расходы. Договаривающие стороны определяют, какая из сторон оплачивает каждый шаг и только после того, как все точки на «i» расставлены — начинается отгрузка товара.

семь этапов доставки

Графическое изображение семи этапов доставки товара от грузополучателя до места назначения.

Шаг 1. Экспортное плечо перевозки

Первым физическим этапом трансграничной перевозки товаров является передача товара от места производства или складирования до исходного склада экспедитора. Он называется экспортным плечом перевозки. Этот этап осуществляется обычно с применением автомобильного или железнодорожного транспорта и, как правило, занимает от нескольких часов до нескольких недель, в зависимости от расстояния и условий местности.

Ответственность за организацию и оплату экспортной перевозки зависит от достигнутого соглашения между грузоотправителем и грузополучателем. Обязанность по организации экспортного плеча перевозки, в том числе и по проведению таможенного оформления экспорта товаров в стране отправления может быть возложена как на грузоотправителя (или на продавца товара), так и на грузополучателя (или на покупателя товара). Для упрощения понимания момента перехода ответственности за груз и связанных с перевозкой обязанностей, оформления документов во всем мире широко используются стандартные условия поставки, называемые правилами ИНКОТЕРМС.

Так при использовании условий поставки по ИНКОТЕРМС — FCA (франко-перевозчик) обязанность по организации перевозки по экспортному плечу возлагается на грузоотправителя. А вот при использовании условия поставки EXW (франко завод), организовывать перевозку в стране отправления и производить таможенное оформление в стране отправления придется уже грузополучателю. Более подробно со стандартными условиями перевозки товаров вы сможете ознакомиться в разделе ИНКОТЕРМС.

Читайте также:  Высокое давление какие продукты полезны

перемещение товара на экспортном плечеКак правило, при организации перевозок сборных грузов обязанность по организации транспортировки на экспортном плече ложится на грузоотправителя. В этом случае экспедиторы принимают товар на своих складах и затем уже заполняют ими объемы стандартных транспортных контейнеров. Впрочем, грузополучатель может и самостоятельно организовать перевозку от места производства до консолидационного склада, оплатив услуги местной транспортной компании.

Организация экспортного плеча перевозок с местным перевозчиком или самостоятельная транспортировка товара до трансграничного перевозчика возможна только в том случае, если у вас есть опыт работы на местном транспортном рынке. Если такого опыта не имеется, то разумно возложить эти обязанности на продавца.

Шаг 2. Экспортная таможенная очистка

Второй этап является документальным. Экспортное таможенное оформление требуется в любой стране отправления. Оно осуществляется таможенными органами. Экспортная таможенная очистка обычно осуществляется лицензированным таможенным брокером или непосредственно отправителем или продавцом товара и требует представления таможенной декларации с подробным описанием груза и приложением подтверждающих документов. Перечень документов, необходимых для таможенного оформления, отличается от страны к стране, но в любом случае экспедитор или отправитель товара иметь возможность проинформировать вас, какие именно необходимы документы.

Обязанность по организации таможенного оформления и предоставлению необходимых документов может быть возложена как на грузоотправителя, так и на грузополучателя. При организации экспортной таможенной очистки грузоотправитель обычно передает необходимые документы экспедитору или непосредственно таможенному брокеру. В ряде случаев грузополучатель может и самостоятельно организовать таможенное оформление экспорта в стране отправления, но это возможно только в том случае, когда он знаком со всеми нюансами местного таможенного законодательства. Кроме того, в некоторых странах, например в России прямо запрещено таможенное оформление иностранными юридическими лицами.

Шаг 3. Передача товара основному перевозчику

размещение контейнеровСледующий этап процесса перевозки является физическим. Передача товара основному перевозчику включает в себя ряд мероприятий, выполняемых экспедитором или его представителем. Она начинается с получения груза у перевозчика на экспортном плече. Товар выгружается из автомобильного или железнодорожного транспорта, размещается на складе, где проходит дополнительную проверку и пересчёт. В это же время происходит и подтверждение бронирования перемещения груза основным перевозчиком. Экспедитор, получивший груз после экспортного плеча перевозки выдает грузоотправителю документы, что товар получен для перемещения основным перевозчиком.

После размещения на складе разные грузы, направляемые в один порт назначения, могут быть загружены экспедитором в один транспортный контейнер.

За несколько дней до отхода судна грузы размещаются в контейнерах, а затем транспортируются в порт. В порту контейнеры распределяются на площадке в зависимости от места назначения и планируемого к использованию судна. После захода судна в порт и разгрузки — контейнеры загружаются на борт судна. Эти операции обычно выполняются экспедитором, работающем в порту страны отправления. Оплата за обработку груза в стране отправления, его передачу основному перевозчику, однако, может быть возложена либо на грузоотправителя или на грузополучателя в зависимости от согласованных условий поставки товара.

Если груз был продан на условиях поставки EXW (франко-завод) или FCA (франко-перевозчик), то оплата за обработку груза в стране отправления, как правило, возлагается на получателя. Если груз продается на условиях FOB (франко-борт), CIF (стоимость и фрахт) или DDU (Поставка без оплаты пошлины), его обработка в стране отправления оплачивается, как правило, за счет грузоотправителей.

Если оплата за обработку груза в стране отправления не взимается вместе с оплатой услуг основного перевозчика, то она может взиматься в момент получения груза основным перевозчиком и должна быть оплачена до погрузки груза в порту отправления.

Шаг 4. Основная перевозка

Компания — морской перевозчик обычно выполняет морские перевозки в соответствии с договором перевозки с экспедитором. Контейнер может быть отправлен на нескольких судах с перегрузками в разных портах, так же, как когда пассажир, использующий общественный транспорт, может переходить из одного автобуса в другой. В первом коносаменте или документ основной морской перевозки, который выдается экспедитором в порту отправления, обычно обозначается судно и номер рейса первой погрузки. Такой коносамент относится к первой части морской перевозки и в нем не обязательно обозначается судно, которое доставит груз в окончательный порт назначения.

Морская перевозкаПолный океанский коносамент не является обязательным документом для грузоотправителя или грузополучателя сборного груза, то есть груза, который занимает объем, меньший чем стандартный морской транспортный контейнер. Впрочем, этот документ будет полезен для клиента в том случае, если он желает на всем протяжении пути контролировать перегрузку контейнера. Обычно такая услуга предоставляется по номеру контейнера на сайте судоходных линий.

Судоходная линия выставляет счет за морские перевозки и соответствующие доплаты непосредственно экспедитору. Экспедитор распределяет стоимость основной транспортировки и доплаты в соответствующих пропорциях на всех клиентов, чей груз находится в одном контейнере. Если вы предварительно оцениваете расходы на транспортировку, то убедитесь, что в выставленную цену включены все надбавки и дополнительные расходы.

Шаг 5. Таможенная очистка в стране назначения

Следующий документальный этап зеркально повторяет таможенную экспортную очистку. Таможенное оформление ввозимых товаров или таможенная очистка импорта требуется во всех странах. Таможенное оформление импорта заключается в подаче документов с описанием ввозимых товаров, исчислении и уплаты необходимых пошлин и налогов. Таможенная экспортная очистка включает в себя процесс подготовки и подачи декларации и необходимых документов для таможенных органов.

Читайте также:  Какими продуктами можно заменить куриные яйца

Процесс таможенного оформления импорта может начинаться ещё до прибытия груза в пункт назначения, и должен быть завершен до момента выпуска товара в свободное обращение. Груз считается находящимся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы. До момента завершения таможенного оформления грузополучатель не может свободно им распоряжаться. Только после получения от таможенных органов страны назначения соответствующих документов груз можно вывезти со склада временного хранения и передать получателю, либо перепродать.

Таможенное оформление импорта может осуществляться уполномоченными таможенным представителем (таможенным брокером) или непосредственно грузополучателем. В России таможенный представитель должен быть включен в соответствующий реестр, формируемый Федеральной таможенной службой. В любом случае, до начала таможенного оформления должны быть собраны все необходимые документы. При таможенном оформлении в России используются электронные копии документов, которые пересылаются в таможенные органы по сети Интернет с использованием электронно-цифровой подписи. Но в ряде случаев таможня может затребовать у декларанта (физического или юридического лица, осуществляющего таможенное оформление) заверенные бумажные копии или оригиналы документов. Для разной номенклатуры товаров требуются разные комплекты документов. В случае самостоятельного оформления грузополучателю придется выяснять этот перечень самостоятельно. Если оформление производит таможенный представитель, то он сообщит вам, какие документы необходимо предоставить в его распоряжение.

При использовании любых условий поставки согласно ИНКОТЕРМС, за исключением DDP (поставка с оплатой пошлины), обязанность по организации и оплате таможенной очистки импорта возлагается на грузополучателя. Обычно таможенные представители работают в тесном контакте с экспедиторами в порту назначения, так что все необходимые документы могут быть представлены брокеру экспедитором. В любом случае, экспедитор, обрабатывающий груз в порту назначения может посоветовать вам услуги того или иного таможенного представителя.

Шаг 6. Обработка груза в порту назначения

Этот этап физической обработки грузов происходит одновременно в порту назначения и в офисе экспедитора и включает в себя ряд мероприятий. Он начинается с получения документов из офиса экспедитора или агента в стране отправления и предъявления оригинала коносамента судоходной линии. Затем контейнер перемещается с борта судна на площадку в порту и размещается на складе. Там контейнер вскрывается, находящийся в нем груз проверяется и сортируется для дальнейшей транспортировки конечным грузополучателям.

Сортировка грузов в порту назначенияЗа обработку сборного груза в порту назначения всегда несет ответственность экспедитор или агент экспедитора. Причиной такого подхода является необходимость разконсолидации грузов из транспортного морского контейнера. Экспедитор является обычно единственным, кто может забрать контейнер из порта.

Оплату обработки грузов в порту назначения может быть возложена как на грузоотправителя, так и на грузополучателя. Если стороны согласовали условия поставки DDU (поставка без оплаты пошлины) или DDP (поставка с оплатой пошлины), ответственность за оплату обработки груза в стране назначения возлагается на грузоотправителя. Для других коммерческих условий поставки, таких как EXW (франко-завод), FCA (франко-перевозчик), FOB (франко-борт), CIF (стоимость, страхование, фрахт), оплата обработки в порту назначения будет производиться за счет грузополучателя. Если обработка груза в порту назначения оплачивается той же компанией, которая оплачивает основную морскую перевозку, она либо может быть осуществлена одновременно с оплатой морского фрахта, либо в любое время до отправки груза со склада назначения в порту.

Шаг 7. Импортное плечо перевозки

Передача груза от склада грузополучателя в порту назначения до конечного пункта назначения груза называется импортным плечом международной перевозки. Этот этап обычно осуществляется автомобильным или железнодорожным транспортом или их комбинацией и занимает время от нескольких часов до многих дней, в зависимости от расстояния и условий местности.

Импортное плечо перевозки может осуществляется или экспедитором при обработке грузов, перевезенных международной морской перевозкой или местной транспортной компанией. Кроме того, получатель может принять решение забрать груз самостоятельно непосредственно на складе получателя и сэкономить на расходах на импортном плече. Экспедитор может выполнять перевозку на плече импорта с использованием собственного автотранспорта или с помощью сторонних автотранспортных компаний.

Доставка товаров на склад получателяИмпортное плечо перевозки может проходить через несколько хабов — промежуточных складов, в которых эффективно перераспределяются транспортные потоки. Некоторые экспедиторы предлагают услуги по отслеживанию всех этих перемещений, но, в конце концов, клиенту важно время конечной доставки груза, а не его маршрут.

За исключением использования условий поставки DDU или DDP (Поставка без или с оплатой пошлины), оплата импортного плеча перевозки, происходит, как правило, за счет грузополучателя. Порой может быть целесообразным задействовать экспедитора на импортном плече. В этом случае груз будет доставлен «до двери», и экспедитор будет нести ответственность за весь период перевозки до двери получателя. Заметьте, что и в этом случае вопрос оплаты таможенных пошлин решается отдельно.

Если экспедитор не в состоянии предложить услуги по перевозке на импортном плече, то обычно вы можете выбрать один из множества вариантов, доступных на местном рынке. Также экспедитор может рекомендовать автотранспортные компании, может быть у грузополучателя уже есть опыт работы с некоторыми поставщиками транспортных услуг. В противном случае вам придется самим выбирать услуги конкретной транспортной компании, представленной на местном рынке. Такие предложения вы можете легко найти в Интернете.

Источник