Напиши какие свойства горных пород и минералов позволили

Напиши какие свойства горных пород и минералов позволили thumbnail

1. Самопроверка: знаете ли вы?

1. В чем отличие минералов от горных пород?

Минералы – это однородные вещества, а горные породы- – это сложные вещества, состоящие из минералов.

2. Какие химические элементы чаще других входят в состав минералов и горных пород?

Кислород, кремний, алюминий

3. В чем разница между глубинными и излившимися магматическими породами?

Излившиеся застывают на земной поверхности, а глубинные, соответственно, застывают на какой-то глубине.

4. Как образуются хемогенные осадочные горные породы?

Они образуются в результате различных химических реакций.

5. Что служит исходным материалом для образования метаморфических пород?

Осадочные и магматические породы

6. Какие свойства отличают магматические и метаморфические породы от осадочных?

На образование магматических и метаморфических пород, в основном, влияют внутренние силы Земли, а на образование осадочных – внешние.

7. Какие меры применяют при рекультивации земель после добычи полезных ископаемых?

На их месте создаются водоёмы, карьеры засыпаются почвой, выращиваются деревья или с/х культуры.

2. Практикум

1. В коллекции соседа Дениса много разных горных пород: гнейс, глина, каменный уголь, мрамор, пемза, калийные соли, базальт, кварцит, гипс, песчаник. Помогите Денису рассортировать их, записав названия в таблицу.

Виды горных породПримеры
ОсадочныеГлина, калийные соли, гипс, песчаник, каменный уголь
МагматическиеПемза, базальт
МетаморфическиеГнейс, мрамор, кварцит

2. Используя рисунок 40, объясните, как происходит геологический круговорот.

Происходит разрушение горных пород и осадконакопление. Образуются осадочные породы. Далее они входят в глубокие слои Земли. Далее под действием температуры и давления идут метаморфические процессы, в результате которых образуются горные породы, вещество продвигается ближе к центру Земли. В недрах Земли в условиях очень высоких температур происходит магматизм: породы плавятся, поднимаются в виде магмы по разломам к земной поверхности и выливаются на поверхность при извержениях.

3. Приведите примеры горных пород, из которых изготавливают: а) памятники; б) цемент; в) украшения; г) кирпичи; д) стекло.

а) гранит, мрамор; б) гипс, известняк; в) кварц, янтарь; г) песок, глина; д) кварцевый песок.

3. Давайте обсудим

1. Какие полезные ископаемые встречаются на территории Беларуси?

Торф, мергель, нефть, строительный камень.

2. Всегда ли минералы и горные породы твердые?

Нет, например, глина тоже является горной породой, но при этом она мягкая.

4. Приглашаем к творчеству

Проведите исследование: какие горные породы использованы при строительстве: а) школьного здания; б) дома, в котором вы живете.

а) известняк и глина для цемента, галька для украшения

б) гипс и известняк, глина, песок

Источник

Горными породами называют различные соединения, формирующиеся в ходе различных химических, физических и биологических процессов в коре нашей планеты. Сама горная порода может состоять из нескольких минералов. Минералом же называют горную породу, отличающуюся однородным составом и строением.

Минералы

Напиши какие свойства горных пород и минералов позволили

Традиционно под минералами понимают твердые вещества, но этот подход ошибочен. Нефть, и ртуть могут считаться жидкими минералами, а природный газ и метан – газообразными. Для того, чтобы вещество считалось минералом, достаточно лишь, чтобы его можно было найти в земной коре в природных условиях. Понятно, что один и тот же минерал может находиться в разных агрегатных состояниях, но одно из них считается «основным». Так, лед признается твердым минералов, а вода в минералогии считается расплавом льда.

Твердые минералы могут быть разделены на кристаллические и аморфные вещества. Первые имеют кристаллическую структуру, к этой категории относятся алмазы, кварц. Аморфные вещества (например, смолы), кристаллической структуры не имеют.

Каждый минерал имеет свой состав, то есть химическую формулу. Однако бывает так, что два различных минерала имеют одинаковую формулу. Классический пример – это алмаз и графит. Оба этих минерала являются формами углерода. Различия в их свойствах объясняются их разными кристаллическими структурами.

Одним из важнейших свойств минералов является их твердость, она оценивается по шкале Мооса. Однако в технических науках часто предпочитают определять твердость минералов, используя методы Бринелля, Виккерса и Шора. Самым твердым минералом является алмаз, самым мягким – тальк. Также можно определять такие свойства минералов, как хрупкость, плотность, блеск, цвет, спайность, магнитность и т. п.

По распространенности в земной коре выделяют редкие минералы, акцессорные минералы (их доля в горных породах обычно чуть ниже 5%) и породообразующие минералы, служащие основой горных пород.

Оказывается, что для описания химического состава 98% минералов, находящихся в земной коре, достаточно лишь 8 элементов. Наиболее распространен кислород, который образует оксиды других элементов и составляет 47% в массе земных минералов. Второй по распространенности элемент – кремний (26%). Чуть реже встречаются следующие элементы:

  • алюминий;
  • железо;
  • магний;
  • кальций;
  • натрий;
  • калий.

Горные породы

Напиши какие свойства горных пород и минералов позволили

Горные породы – это соединения, которые образованы сразу несколькими минералами. Например, горная порода гранит состоит из таких минералов, как кварц, полевой шпат, биотит и мусковит. При этом для горной породы нельзя указать точные доли минералов, составляющих их, поэтому и их состав, и их свойства указывают в некотором диапазоне. Например, всё тот же гранит может содержать от 60% до 65% шпака, от 25% до 35% кварца, его твердость колеблется от 5 до 7 баллов по шкале Мооса, а температура плавления находится в диапазоне 1215-1260°С. В качестве других примеров горных пород можно привести мел, глину, песок, уголь.

Все горные породы делят на 3 большие категории. Самую крупную из них составляют магматические горные породы, на них приходится примерно 90% горных пород нашей планеты. Образуются такие породы при остывании магмы. Если магма, выброшенная вулканом, застывает на поверхности планеты, то образуется эффузивнаяпорода, к которым относятся базальт, риолит, андезит. Если же магма застывает внутри земной коры, то возникает уже интрузивная порода, примерами которых являются гранит, диорит, габбро.

Читайте также:  В каком явлении проявляются квантовые свойства света

Вторая по распространенности группа пород – это осадочные породы. Они формируются в поверхностной части земной коры в результате процессов выветривания, эрозии, деятельности живых организмов и выпадения осадков. Хотя их доля в объеме горных пород оценивается в 10%, они покрывают примерно три четверти поверхности континентов. Классическими примерами осадочных пород являются известняк, глина, уголь, доломит, боксит.

В свою очередь группа осадочных горных пород может быть разделена на несколько подгрупп согласно природе их формирования. Хемогенные породы формируются при протекании химических реакций, часто ими являются соли, выпадающие из растворов. Сюда же относят породы, образующиеся при испарении воды. Биогенные породы формируются из-за деятельности организмов. Обломочные породы образуются из смеси обломков других горных пород.

Третья крупная группа – это метаморфические горные породы, они формируются в результате явления, известного как метаморфизм. Это значит, что породы образуются из-за воздействия давления и температуры в глубине земной коры. Также метаморфические породы могут возникать вследствие движения тектонических плит или при падении метеоритов. Примерами таких пород являются амфиболит, скарн, гнейс, филлит.

Приведенная классификация не является однозначной и полной. Грань между магматическими и метаморфическими породами условна, при этом некоторые геологи выделяют и так называемые мантийные породы.

Задача геологии – не только описать различные минералы и горные породы и классифицировать их. Важно понять механизмы их формирования, что позволит создавать их в лабораторных условиях. И в этом направлении есть большие успехи. Ученые уже умеют создавать искусственные алмазы, причем себестоимость их синтеза оказывается меньше себестоимости их добычи традиционным способом.

Список использованных источников

• https://obrazovaka.ru/geografiya/gornye-porody-i-mineraly.html
• https://ru.wikipedia.org/wiki/Горная_порода
• https://ru.wikipedia.org/wiki/Минерал

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Источник

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о составе твердой
оболочки Земли.

Задачи урока:

  • Сформировать понятия “минерал”, “горная порода”, “круговорот горных
    пород”, “полезные ископаемые”;
  • Сформировать представление об основных группах горных пород и их
    происхождении;
  • Начать формирование умения определять горные породы по внешним
    признакам, описывать их свойства и классифицировать;
  • Показать многообразие минералов и горных пород; раскрыть значимость
    полезных ископаемых в жизни человека и необходимость их рационального
    использования;
  • Формирование бережного отношения к объектам природы.

Планируемый результат.

Учащиеся должны знать / понимать:

  • Основные понятия урока;
  • Основные виды горных пород и минералов;
  • Неоднородность состава твердой оболочки Земли;
  • Круговорот горных пород.

Учащиеся должны уметь:

  • Определять, сравнивать, приводить примеры минералов, горных пород
    разного происхождения;
  • Объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их
    свойствами;
  • Давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности,
    происхождению, свойствам;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
    при характеристике горных пород своей местности.

Основные термины и понятия: минералы, горные породы: магматические,
осадочные, метаморфические; магма; круговорот горных пород; полезные ископаемые.

Оборудование и материалы:

  • Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова “География. Начальный курс. 6
    класс”.
  • Н.А. Никитина “Поурочные разработки по географии”(физическая география 6
    класс).
  • Г.Н. Элькин “Справочно-информационные материалы к урокам географии. 6
    класс”.
  • К.С. Лазаревич “Я иду на урок географии”.
  • Коллекции горных пород и минералов.
  • Раздаточный материал.
  • Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
  • Презентация “Горные породы и минералы”.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока по форме проведения: нетрадиционный.

Форма организационной деятельности: индивидуально-групповая.

Время проведения – 45 минут.

Перед началом урока класс разбивается на несколько групп (по 4 человека в
каждой) для проведения практической работы по определению свойств горных пород и
минералов.

По ходу объяснения учащиеся заполняют таблицу № 1 и пишут конспект урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний:

  • Вспомните, пожалуйста, какую оболочку мы с вами изучаем?
  • Что такое литосфера?
  • Каково внутреннее строение Земли?
  • Для чего изучают внутреннее строение Земли?
  • Везде ли земная кора имеет одинаковую толщину?
  • Из каких слоев состоит земная кора?
  • Как изучают земную кору?

III. Изучение нового материала.

Слайд 1, 2.

Мы с вами продолжаем изучение литосферы– каменной оболочки Земли. Сегодня вы
познакомитесь с вещественным составом земной коры. На 80% земная кора образована
тремя химическими элементами – кислородом, кремнием и алюминием. Химические
элементы образуют природные соединения-минералы, а из минералов, в свою очередь,
образуются горные породы.

Таким образом, верхняя, твердая оболочка Земли состоит из разнообразных
минералов и горных пород.

Слайд 3.

Минерал (от лат. – руда) – это природное тело, приблизительно однородное
по своему химическому составу и физическим свойствам, входящее в состав
вещества, слагающего земную кору.

В природе известно около 3000 минералов и горных пород. Они отличаются друг
от друга по цвету, форме, плотности и твердости, составу. Есть минералы, которые
представляют собой самородные элементы, то есть простые вещества, состоящие из
атомов одного элемента, – золото, платина, сера и др. Есть жидкие(самородная
ртуть) и даже газообразные минералы(углекислый газ, сероводород).

Горные породы – природные тела, состоящие из нескольких минералов.

Ребята! Обратите внимание на гранит(в руках учителя – образец гранита, на
парте у групп учащихся – коллекции горных пород). Гранит – это горная порода, а
кварц, полевой шпат и слюда – минералы, из которых эта горная порода состоит.
Горные породы сильно различаются по своим свойствам: сыпучий песок, вязкая
глина, твердый и прочный базальт. Состав и свойства горных пород определяются
составом и свойствами минералов, из которых они состоят, и зависят, прежде
всего, от того, где, на какой глубине и в каких условиях они образовались.

Читайте также:  Какие основные характеристики приняты для оценки механических свойств металлов

Горные породы различны по своему происхождению.

Слайд 4.

По происхождению горные породы делятся на: магматические, осадочные и
метаморфические.

Зарисуйте в тетрадь следующую таблицу, которую вы должны будете заполнить по
ходу урока.

Таблица №1.

Магматические
горные породы
Осадочные
горные породы
Метаморфические горные
породы
глубинные излившиесянеорганические органические 
  обломочныехимические   
      

Слайд 5.

Магматические горные породы – это породы, образовавшиеся непосредственно
из магмы в результате ее охлаждения и застывания. Минералы и горные породы,
образовавшиеся из магмы, обычно плотные, тяжелые и твердые. В зависимости от
условий застывания различают интрузивные (глубинные) и эффузивные
(излившиеся) горные породы.

Слайд 6–8.

Глубинные магматические горные породы образуются на глубине из медленно
остывающей магмы. Структура (внутреннее строение) образующейся породы зависит от
скорости остывания магмы. Из-за медленного остывания образуются крупные
кристаллы, они хорошо видны в породе.

Например, гранит, имеющий зернистое строение. Он образуется на большой
глубине, где застывание магмы идет долго, поэтому гранит – крупнокристаллическая
порода. По внешнему виду граниты очень разнообразны. Цвет гранита зависит от
цвета входящих в него кристаллов полевого шпата (розового, красного или серого),
кварца (молочно-белого) и слюды(черного). В зависимости от их состава может быть
красным, розовым, серым и пр. Это самая распространенная на Земле глубинная
магматическая горная порода. Граниты обладают высокой прочностью и стойкостью к
разрушению, хорошо полируются. Благодаря этим свойствам граниты издавна
использовали в строительстве и скульптуре.

Магматические горные породы могут образовываться на поверхности Земли.
Такие горные породы называются излившимися, потому что они
образуются из остывшей лавы. Магма, прорвавшаяся по трещинам и разломам на
земную поверхность, застывает быстрее. Поэтому излившиеся магматические породы
состоят из мелких кристаллов, их иногда трудно различить простым глазом; либо
представляют собой стекловидную массу (базальт, обсидиан и др.). Если расплав
магмы содержит воду, то, когда он достигает земной поверхности, давление
уменьшается и вода превращается в пар. Водяной пар раздувает еще не остывший
расплав, и в нем образуется множество пор. Такая излившаяся застывшая горная
порода называется пемзой.

Слайд 9.

Осадочные горные породы. Эти породы, в отличие от магматических,
образуются только на поверхности Земли в результате оседания под действием силы
тяжести и накопления осадков на дне водоемов и на суше. В основном они мягкие и
легко разрушаются. Осадочные горные породы бывают органические и
неорганические
.

Слайд 10–12.

Органические осадочные горные породы состоят в основном из остатков
растений, животных, накопившихся за миллионы лет на дне озер, морей и океанов.
Это горючие полезные ископаемые (каустобиолиты) – торф, каменный уголь, нефть,
природный газ, а также мел, известняки, состоящие из скопления остатков скелетов
морских животных. Для этих пород характерна слоистость. В пластах можно найти
остатки и отпечатки растений и животных.

Слайд 13.

Неорганические осадочные горные породы разделяются на обломочные и
химические.

Обломочные горные породы состоят из обломков различных пород. Их
происхождение связано с процессом разрушения твердых пород (выветривание,
размыв) и перемещения их обломков текущими водами, ледниками, ветром. При этом
обломки дробятся, измельчаются, окатываются. Валуны, щебень, галька, гравий,
песок, глина и ил оседают на дне морей, озер, рек или накапливаются на суше.

Слайд 14.

Химические горные породы образуются из водных растворов минеральных
веществ (калийные и поваренные соли, гипс и др.):

В воде морей, океанов и некоторых озер растворено много химических веществ;

При изменении условий эти вещества осаждаются в виде кристаллов на дне
водоемов;

Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы.

Слайд 15.

Метаморфоза– превращение (с греческого).

Метаморфические горные породы образуются втолще земной коры в
результате изменения (метаморфоза) осадочных или магматических горных пород.
Благодаря движениям земной коры осадочные и магматические горные породы могут
подвергаться воздействию высокой температуры, большого давления и различных
газовых и водных растворов, при этом они начинают изменяться и приобретают новые
свойства. Они чаще всего твердые и состоят из кристаллов. Например, из мягкого
мела и известняка образуется более твердый мрамор, а сыпучие кварцевые пески и
рыхлый песчаник превращаются в прочную зернистую горную породу – кварцит, гранит
– в гнейс.

Слайд 16, 17. Примеры образования
метаморфических горных пород.

В природе происходит непрерывный процесс превращения одних горных пород в
другие. Этот процесс называется круговоротом горных пород.

Слайд 18.Вещественный состав земной
коры.

Слайд 19.Искусственные минералы.

Слайд 20.

Полезные ископаемые – это природные минеральные вещества земной коры,
которые при современном уровне развития техники могут быть использованы в
народном хозяйстве в естественном виде или после предварительной обработки.
Количество минералов и горных пород, которые люди причисляют к полезным
ископаемым, увеличивается с каждым годом.

Классификация полезных ископаемых по агрегатному состоянию:

  • Твердые

(руды, песок, уголь и т.п.);

  • Жидкие
  • (нефть, подземные воды и т.п.);

  • Газообразные
  • (природные газы).

    Слайд 21.

    Классификация полезных ископаемых по составу и особенностям их использования:

    • Топливные (горючие)
    Читайте также:  Хурма какие полезные свойства

    – ископаемые угли, торф, горючие сланцы и т.п.

  • Металлические (рудные)
  • – руды черных, цветных, благородных и
    радиоактивных металлов.

  • Неметаллические (нерудные)
  • – строительные материалы, разнообразные
    драгоценные и поделочные камни, горно-химическое сырье, металлургическое
    сырье и т.п.

    Слайд 22–24.
    Геологические(тектонические) закономерности залегания горных пород.

    Слайд 25.

    Способы добычи полезных ископаемых:

    • Открытым способом в карьерах.
    • Сооружение шахт.
    • Бурение скважин.

    Слайд 26, 27.

    Использование полезных ископаемых:

    • Производство строительных материалов.
    • Производство металлов.
    • Добыча минерального топлива.
    • Производство минеральных удобрений.
    • Производство ювелирных изделий.
    • Производство посуды, предметов обихода.
    • Создание произведений искусства.
    • Производство предметов декоративного искусства, сувениров.
    • Медицина.

    Бывают ли ископаемые бесполезными?

    Да, бывают – до тех пор, пока человек не знает, как их использовать. Но
    знания о свойствах разных пород накапливаются, и бесполезные ранее породы
    становятся полезными. Например, еще сто лет назад вольфрам считался
    бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках
    освещают квартиры на всем земном шаре. Уже два века назад был открыт уран,
    но породы с этим минералом считались пустыми, а сейчас – это ценное сырье
    для атомной энергетики.

    Слайд 28.

    На Южном Урале в знаменитых Ильменских горах находится “минералогический
    рай”, единственный в своем роде по богатству и разнообразию ископаемых недр. В
    1920 г. здесь был создан первый в мире заповедник
    минералов. Разнообразные богатства Ильменских гор насчитывают около 200
    минералов, из которых около 20 впервые найдены именно здесь.

    Слайд 29.

    Когда любишь камни, хочется видеть их в полном блеске возможного
    совершенства, а где же, как не в музее, собраны известные шедевры минералогии.
    Это Московский минералогический музей им. А.Е.Ферсмана.

    Слайд 30–39.

    Мир камня удивителен. Вот уже много веков он не оставляет людей равнодушными.

    III. Обобщение и закрепление знаний.

    Мы с вами познакомились с многообразием горных пород и минералов. Теперь мы
    можем проверить заполнение таблицы №1: учащийся зачитывает магматические
    глубинные горные породы, другой – магматические излившиеся горные породы и т.д.,
    а остальные ученики сверяют свои записи.

    Практическая работа № 5:

    “Изучение свойств горных пород”.

    Итак, перед вами горные породы, с которыми вы сейчас будете работать по
    группам:

    Группа № 1 – поваренная соль.
    Группа № 2 – мрамор.
    Группа № 3 – песок.
    Группа № 4 – известняк.

    Вы должны выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства.

    Задание № 1.

    Опишите горную породу, которая у вас имеется, по этому плану (может совпадать
    2–3 признака).

    План описания горной породы:

    1. Рыхлая, сыпучая.
    2. Слабо связанная, легко ломается руками.
    3. Прочно связанная, руками не разламывается.
    4. Вся порода или отдельные слои (полосы) состоят из основной массы и
      каких-либо включений.
    5. Полосчатая, слоистая. Отдельные слои имеют однородное строение.
    6. Однородная.

    Задание № 2.

    I. Охарактеризуйте горную породу и определите, к
    какой группе она относится.

    План характеристики.

    1. Плотная или рыхлая горная порода?

    2. Кристаллическая или зернистая?

    3. Структура(размеры слагающих породу обломков или минеральных зерен). Выбери
    подходящее:

    • Крупнозернистая – более 2 мм;
    • Среднезернистая – 1-2 мм;
    • Мелкозернистая – 1 мм(пыль).

    4. Текстура(строение породы).Выбери подходящее:

    • Массивная;
    • Слоистая;
    • Со следами течения;
    • Волокнистая.

    5. Твердость: твердая или мягкая?

    6. Масса: легкая или тяжелая.

    7. Наблюдаются ли остатки организмов?

    II. С помощью определителя выявите, к какой группе
    относится ваша горная порода.

    IV. Итог урока.

    Давайте подведем итог урока. Что нового вы узнали сегодня? С какими горными
    породами и полезными ископаемыми познакомились?

    Горные породы.
    Hу, вот и остыла земная кора,
    Ее разделять научиться пора.
    По свойствам: по твеpдости, массе, кpисталлам,
    По цвету, его забывать не пpистало,
    Все это, скажу с уважением,
    Зависит от пpоисхождения.
    В начале, возникли поpоды из магмы,
    Они пеpвоpодные самые как бы,
    Тяжелый гpанит, в глубине остывал,
    Базальт на повеpхности лавою стал.
    Поpоды весьма симпатичные,
    Увесистые, магматичные.
    Hо пpочность – не вечность,
    И вот что случается:
    Поpоды выветpиванием pазpушаются,
    Дpобятся на глыбы, обломки, пески,
    Выносятся водами быстpой pеки,
    Река их по pуслу таскает,
    Обкатывает, отлагает.
    А там, где гоpячие воды стpуятся,
    Там в них минеpалы совсем pаствоpяться.
    Когда же pаствоp остывает,
    То соль из него оседает.
    А в толще моpской или в темном болоте,
    Вы массу остатков животных найдете,
    А также, pастений отмеpших остатки,
    Они обpазуют поpоды-осадки.
    (Все то, что pазpушено, пеpеотложено,
    Осело солями, остатками сложено.)
    Hо вот, под давлением, магма опять,
    Стpемится земную коpу pазоpвать,
    И в месте такого втоpжения,
    Hаметятся ,вдpуг, пpевpащения:
    Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,
    Был мел, очень мягкий , вдpуг мpамоp лежит.
    Такие поpоды, весьма специфические,
    Зовутся геологами метамоpфические.

    V. Домашнее задание:

    § 17; выучить новые понятия; нанести на контурную карту России основные
    месторождения полезных ископаемых.

    Литература:

    1. Учебник Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой “География. Начальный
      курс . 6класс”, – М.: Дрофа, 2005.
    2. Учебник А.А.Лобжанидзе “Планета Земля”, – М.:Просвещение,2008.
    3. Минералогическая энциклопедия.– Ленинград: Недра, 1985.
    4. Энциклопедия для детей: Геология.– М.: Аванта +, 1995.
    5. Энциклопедия для детей: География, т.3/ Гл. ред. М.Д.Аксенова
      М.: Аванта+, 2003.
    6. Энциклопедия для детей: Что есть что?: Земля.– М.: Слово, 2001.
    7. Максимов Н.А. “За страницами учебника географии”. – М.:
      Просвещение, 1981.
    8. Ферсман А.Е. “Занимательная минералогия”. – Ленинград, 1975.
    9. Муталов М.Г. “Волшебные минералы”. – Уфа, 1988.
    10. Филатова Е.В. “Минералы и горные породы” слайд-альбом серии
      “Географическая картина мира”. – М.: Центр ПЛАНЕТАРИУМ, 2006.
    11. Интернет.

    Источник