Назовите каким свойством по отношению к индивиду обладают по мысли

Назовите каким свойством по отношению к индивиду обладают по мысли thumbnail

Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д.

Понятие «индивид» употребляется для обозначения человека как отдельной особи среди других людей. Индивид не просто один, а всегда «один из».

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.

Понятие «индивидуальность», употребляется для обозначения человека, как одного из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер, темперамент, интеллект, способности и т. п.

Личность (от лат. persona — актёрская маска) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Понятие «личность» употребляется для обозначения человека с социально значимыми качествами. Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации.

Социализация  —  это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.

Различают следующие этапы социализации:

  • начальный — семья, детские дошкольные учреждения;

  • средний — школа;

  • завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д..

Более распространённой является разделение на первичную (до формирования зрелой личности) и вторичную социализацию.

На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации — разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

  • Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.

  • Агенты вторичной социализации — средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, производственные предприятия и т. д.

Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные.

Первичными институтами социализации могут быть семья, школа, вуз, вторичными — СМИ, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере социальных отношений

Информация к размышлению:

«Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо, и поскольку даже в самых сложных жизненных испытаниях он не теряет лица».

(С. Рубинштейн)

«Личность — субъект поступания».

(М. Бахтин) 

Понятие «личность» — подчёркивает сознательно-волевое начало. Слово «личность» («persona») первоначально обозначало маску, которую надевал античный актёр. Затем оно стало означать персонаж (сам актёр и его роль). У римлян слово «persona» употреблялось как с указанием определённой социальной функции, так и роли, амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя).

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют лишь в той или иной степени. В личности интересны сами поступки.

Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся ли он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Нравственные основы личности могут быть различными. Например, в эпоху Возрождения, реформации церкви Мартин Лютер заявлял: «На том стою и не могу иначе» — это начало становления исторического типа личности. Первое философски обобщённое изображение структуры такого поведения дал Кант: «Самодисциплина, самообладание, способность быть господином самому себе… автономия».

1938 год — венский психиатр Бруно Беттельгейм был заключен в концлагерь. В течение двух лет он писал книгу в уме, где анализировал поведение людей в условиях концлагеря. В 1960 году его книга вышла в свет под названием «Просвещённое сердце», где автор определял, что цель концлагеря — ампутация личности в человеке, формирование идеального заключённого. Этой цели фашисты добивались фанатично. В массе случаев они добивались того, к чему стремились. Но… «идеальный заключённый», как правило, оказывался совершенно нежизнеспособным существом. После ампутации личности в нём разрушались такие качества, как индивидуальность и индивид, атрофировались способности, затухала память, притуплялся инстинкт самосохранения. «Идеальный заключённый» был голоден, но не испытывал голода, двигался машинально, безропотно, слабел и… умирал. Один из заключённых «старожилов» рассказал правила: заставляя себя, ешь каждый раз, спи или читай, если выпала свободная минута, непременно чисть зубы по утрам. Смысл правил — делать не предписанное, к чему начальство тебя не принуждает. В данном случае чистка зубов — поступок… Чтобы не вымереть, надо перестать бояться неминуемой насильственной смерти, самому выбрать то, за что тебя однажды казнят. Беттельгейм выявил: нравственность — не просто средство общественного регулирования индивидуального поведения, это средство персонального выживания самого индивида. Там, где нет свободно выбранных нравственных обязанностей, начинается общая деградация человека.

Человек — биосоциальное существо (иногда встречается определение человека как биопсихосоциального существа).

Основные отличия человека от животных

Животное

Человек

1. Существование направля­ется только инстинктами.

1. Наряду с инстинктами человек обладает мышлением и членораздельной речью, которые направляют деятельность человека.

2. Подчинено инстинкту, все действия изначально запрограммированы.

2. Может осуществлять со­знательную целенаправленную творческую деятельность. Человек способен обуздывать свои инстинкты.

3. Приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни. Не может осуществлять коренные изменения своего существова­ния.

3. Преобразует окружаю­щий мир, создает материаль­ные и духовные блага.

4. Некоторые животные мо­гут использовать подручные средства, такие как камни, палки, но ни одно животное не может изготавливать ору­дия труда.

4. Может изготавливать орудия труда и использовать их как средства производства материальных благ.

5. Воспроизводит только свою биологическую сущ­ность.

5. Воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность; удо­влетворяет материальные и духовные потребности.

Биологическая сущность

человека

Социальная сущность

человека

Условие, предпосылка существова­ния человека. Биологическая природа че­ловека проявляется в его анато­мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами.

Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отно­шения, в общение с другими. Соци­альная сущность человека прояв­ляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и от­ветственность и др.

Информация к размышлению:

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек — 2 лет и 7−8 лет. В одной из деревень штата Западный Бенгал он услышал рассказ о лесных духах, которые появляются временами вблизи крестьянских хижин. Очевидцы самым серьёзным образом утверждали, что эти духи похожи на людей, но бегают на четырёх ногах. Выслушав несколько десятков человек, Синг как человек любознательный и несуеверный пришёл к выводу, что за рассказами о «духах» кроется вполне реальное явление. Один из крестьян указал ему место, где «лесные духи» появляются чаще всего. Синг организовал там засаду и увидел невероятное: сначала появились три волка и два волчонка, а за ними неторопливо прошествовали два человекоподобных существа. Как и волки, они шли на четырех лапах.

Чтобы всё выяснить до конца, Синг решил проникнуть в волчье логово, где обитала эта необычная семья. Перепугавшись, крестьяне, сопровождавшие пастора, отказались ему помогать. И лишь через неделю, уговорив охотников, Синг подошёл к логову. Два взрослых волка сразу же убежали, а волчица осталась, чтобы защищать своих детей до конца. Пришлось её застрелить. В логове нашли двух волчат и двух одичавших девочек. Старшей на вид можно было дать лет семь−восемь, а младшей — около двух. Младшая, Амала, вскоре умерла, а Камала дожила до 17 лет. Пастор Синг подробно, день за днём, в течение девяти лет описывал её жизнь. Вот лишь некоторые факты.

Камала очень боялась солнечного света и огня. В качестве пищи признавала только сырое мясо. Ходила на четвереньках. Днём девочка обычно спала, а ночью бродила по дому. В первые дни своего пребывания среди людей «сёстры-волчицы» каждую ночь постоянно выли, причем их вой повторялся через правильные промежутки времени — около десяти часов вечера, в час ночи и в четыре часа утра.

«Очеловечивание» Камалы проходило с большим трудом. Очень долго она не признавала никакой одежды, срывая с себя всё, что пробовали на неё надеть. С особым упорством и страхом сопротивлялась мытью. Лишь через два года жизни среди людей Камалу приучили стоять и ходить на двух ногах, однако когда ей хотелось передвигаться побыстрее, она всё равно становилась на четвереньки.

Постепенно Камала привыкла спать по ночам, есть руками, а не рвать еду зубами, пить из стакана. Труднее всего было обучить одичавшую девочку человеческой речи. Даже через семь лет после того, как Камалу забрали из волчьего логова, она понимала всего около 45 слов. К 15 годам умственное развитие «волчьей воспитанницы» соответствовало развитию двухлетнего ребёнка, а к 17 — четырёхлетнего.

Всего же науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детёнышей волками, 5 — медведями, 1 — павианами, другими породами обезьян — не менее 10 случаев, 1 ребёнок был вскормлен леопардом, 1 — овцой.

(материал из «Википедии»)

ВОПРоСЫ: 

1. Какие из перечисленных качеств человека являются социальными? Укажите все правильные ответы:

  1. Умение общаться при помощи членораздельной речи.

  2. Способность к продолжению рода.

  3. Умение находить пропитание и обустраивать жилье.

  4. Умение защищаться от врагов.

  5. Способность преобразовывать природную среду.

  6. Способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.

ВОПРОСЫ:

1. В приведённом списке указаны черты сходства человека и животного и черты отличия человека от жи­вотного. Выберите и запишите  сначала порядковые номера черт сходства (2), а затем — черт отличия (2).

1)удовлетворение потребностей  
2)целесообразная творческая деятельность
3)конечность существования
4) обладание мышлением и речью

Источник

Каждый человек стремится достичь определенной цели. Особую роль играет внутреннее желание. Мотивация — это не просто красивое слово, а настоящая работа над собой и над своим духом. Именно постоянный труд, терпение и усидчивость позволяют воплощать самые необычные и дерзкие мечты в реальность. Чтобы понять, с чего следует начинать, человек должен переосмыслить свою жизнь, понять истинные желания и мотивы своих поступков. Что такое мотивация? Мотив (от лат. moveo – двигаю) означает нечто (потребность, влечение, склонность, стремление и т.д.), побуждающее человека к определенным поступкам и действиям. При всех различиях в значениях этих слов, все они указывают на «динамический» момент, т.е. направленность действия на определенные цели. Поэтому, когда мы говорим «что движет нами?», мы говорим о мотивации наших поступков и даже мыслей.

В современном мире люди довольно часто произносят понятие «мотивация», при этом до конца не осознавая истинную трактовку слова. Каково же понятие мотива и мотивации? На данный момент существует несколько определений:

  • осознанное влечение человека к выполнению определенной цели, которое может быть компенсировано как материальными, так и духовными ценностями;
  • проявление человеческого желания для достижения поставленной задачи, проявляется в изменении внутреннего и внешнего состояний;
  • это определение, затрагивающее духовные аспекты состояние человека, его способность ставить перед собой высокие цели;
  • стремление достичь наилучшего результата, желание искать новые цели и задачи;
  • способность и желание удовлетворить материальные, биологические и духовные потребности;
  • стремление достичь результата, психофизиологический процесс, который управляет поведением, эмоциями, действиями человека.

Становится ясно, что мотивация — понятие сложное и крайне индивидуальное. Желание достичь успеха появляется у человека в различных ситуациях, и, соответственно, способы достижения результата будут отличаться. Основные элементы мотивации: цели, задачи, политика, методы, инструменты, программы.

Мотивация связана с нашими интересами и потребностями. Именно поэтому она индивидуальна.

Ключевое понятие мотивации – мотив. Это идеальный (не обязательно существующий в материальном мире) предмет, на достижение которого направлена деятельность личности.

Классификация мотивов

  • Мотив самоутверждения

Если человеком движет стремление утвердить себя в социуме, мы говорим о честолюбии, самолюбии, чувстве собственного достоинства. Человек делает что-то, стремясь доказать окружающим (и самому себе, разумеется), что он чего-то стоит. Добиваясь определенных целей и/или социального статуса, человек получает главное – самоуважение, которое в этом случае связывается для него с оценкой других людей.

  • Мотив идентификации с другим

Мотив идентификации с другим человеком это всем известное стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (образец для подражания). Существует и такое мнение, что идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала за счет «заимствования» энергии у кумира – объекта идентификации. Это мнение, разумеется, не доказано научно, однако имеет право на существование. Впрочем, при всей ненаучности, в нейролингвистическом программировании существует техника, когда для достижения результата и доступа к состоянию уверенности необходимо представить, что бы сделал в этой ситуации твой кумир, человек, на которого хотелось быть похожим. И эта техника отлично работает, при условии, что кумир действительно является кумиром.

  • Мотив власти

Мотив власти – это стремление субъекта влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) – одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Этот мотив занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например, руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими – это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив. В этом случае теряется удовольствие от самого процесса достижения, и жизнь превращается в постоянную погоню за сильным ощущением.

  • Процессуально-содержательные мотивы

Побуждение к деятельности самим процессом и содержанием деятельности. Когда человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, они являются внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними. В случае же действия процессуально- содержательных мотивов человеку нравится (и побуждает к активности) процесс и содержание определенной деятельности.

  • Внешние мотивы

Мотив долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, стремление получить высокий социальный статус (мотив престижа), мотив достижения и мотив избегания неприятностей и наказания, мотив поиска любви, присоединения и др. Так называемые внешние мотивы — побуждающие к деятельности факторы находятся вне самой деятельности. Например, человек может руководствоваться чувством долга и/или ответственности, стремиться к самоутверждению и самосовершенствованию, может избегать негативных последствий или наказания (негативная мотивация). В случае преобладания негативных мотивов, результат не будет максимальным. Мало кто способен проявлять чудеса творчества или просто работать с полной отдачей «из-под палки».

  • Мотив достижения

Большинство людей желает добиться лучших результатов своего труда, успеха в определенной сфере. Чаще это осознанный выбор личности наиболее сложных жизненных задач. Данный стимул – ведущий фактор для достижения признаний в определенной сфере труда. Достижение цели зависит не только от врожденных способностей человека, но и от его желания работать над собой, мотивировать себя на работу.

Виды мотиваций и их отражение в психике
Назвать определенное количество видов окажется практически нереально. Любой человек может найти что-то новое, то, что кардинально изменит его представления и жизнь. Виды мотивации в психологии всегда активно обсуждались в кругу специалистов. Многочисленные теории философов опубликованы во многих учебных пособиях. Какие бывают мотивации?

  • Внешняя мотивация — не зависит от человеческого желания, происходит с участием посторонних лиц или явлений, трудно поддается контролю.
  • Внутренняя мотивация — это душевное желание достичь результата с четким пониманием, что для этого нужно, какие средства понадобятся.
  • Устойчивая мотивация — связана непосредственно с биологическими потребностями человека, например, желание найти воду или пропитание, устроить жилье, завести семью.
  • Неустойчивая мотивация — требует постоянного контроля со стороны другого человека. Это может быть побуждение вести здоровый образ жизни, бросить курить и пить.
  • Индивидуальная правильная мотивация — затрагивает конкретную личность, при этом может оказывать влияние и на ближайшее окружение. Например, жажда, поддержка благоприятной температуры тела.
  • Групповая сильная мотивация — объединяет людей в группу, которая стремится достичь одной цели: найти работу, выйти замуж/жениться.
  • Существует и неосознанная мотивация, виды мотивации при этом отличаются от стандартных. Так, у человека появляется необъяснимое желание добиться своей цели, при этом назвать причину, вызвавшую такую эмоцию, он не может.

Теория иерархии Маслоу
Как найти мотивацию? Нужно обладать определенными знаниями, чтобы ответить на данный вопрос. Для того чтобы собрать воедино многие представления о врожденных потребностях, американскому психологу пришлось проделать тщательный анализ характера человека, его изменения в зависимости от смены цели, изучить типы мотивации. Основные положения данной концепции гласят:

  • человек всегда имеет потребность в чем-то, это не зависит от пола и возраста;
  • сильно выраженные потребности, которые индивид испытывает в определенных ситуациях, могут быть объединены группы;
  • расположение этих групп построено по иерархическому принципу;
  • человек совершает действия благодаря неудовлетворенным потребностям;
  • через некоторое время у человек вновь появляется неудовлетворенность, он желает получить большее;
  • в обычном состоянии индивид чувствует несколько потребностей, они могут быть взаимосвязаны;
  • сначала удовлетворяются желания, находящиеся в основании пирамиды Маслоу, затем начинают воздействовать верхние потребности;
  • человек способен найти большое количество способов для удовлетворения высоких потребностей, нежели низких.

Позже американский психолог Абрахам Маслоу добавил еще несколько важных составляющих пирамиды. В своей работе «К психологии Бытия» автор выделил потребности роста, которые оказались трудны в описании. В эту книгу вошли такие интересные качества, как совершенство, желание быть выше других, справедливость, ответственность, красота, дружелюбие, завершенность. Автор подробно описал формы мотивации.

Маслоу считает, что во многих случаях именно потребности роста являются мощнейшим мотивом для достижения целей. Каждый человек может проверить достоверность этих слов на себе. Достаточно выписать самые значимые потребности, расположить их по иерархическому принципу: внизу — то, что удовлетворяется в первую очередь, наверху — то, ради чего приходиться изрядно трудиться.

По мнению Маслоу, стадию самореализации достигают лишь 2% населения, другие же вынуждены постоянно стремиться к совершенству. Мотивация к действию появляется у многих только в критических ситуациях.

Личность и мотивация

  • Взрослый человек, хорошо знающий, что он хочет, и заинтересованный каким-то определенным видом деятельности, вряд ли станет ходить на нелюбимую работу. Разве что, в силу вступят другие мотивации — например, финансовая, если за нелюбимую работу платят гораздо больше, чем за любимую. Или даже стремление вернуться в детство, когда все решали мама и папа, и снять с себя груз ответственности за принимаемые решения — тогда любимая работа просто не появится, пока кто-то не убедит в том, что именно эта «должна быть любимой». Подобную ситуацию уже можно отнести к невротическим мотивам, к укоренившимся в сознании привычкам, избавиться от которых бывает очень и очень сложно — как от любой привычки. И появляется постоянное недовольство собой, окружающим миром и результатами собственного труда.
  • Человек «не знает», чего он хочет, не может сделать выбор и злится на себя самого и на всех, кто этот самый выбор сделать может, а ему не говорит, что нужно делать. «Большие, а помочь не могут» — говорит в нем маленький ребенок.
  • Возникает внутренний конфликт между стремлением «вырасти» и утвердить свое «Я» и нежеланием это делать, при этом нежелание выбора вследствие конфликта трансформируется в «неумение», и человек убеждает себя в том, что он действительно не знает, каково его место в мире. Подобный конфликт можно называть экзистенциальным, то есть затрагивающим вопросы экзистенции, самого существования (экзистенциальные категории — воля, выбор, смерть, предназначение, ответственность и др.).
  • Человек в поисках смысла может зайти очень далеко, и действительно не видит того, что смысл есть в самом его существовании. Здесь психология тесно переплетается с философией, в особенности буддийской философией и даосизмом. «Смысл жизни в самой жизни», «Будда в каждом цветке и в каждой песчинке», и т.д. Здесь переплетаются все мотивы, и выбор человека зависит от очень многих факторов. Но, прежде всего — от самого человека.

Юнг писал «Выйти на новый путь в полном смысле слова человек может, если сам того желает. Разные люди нуждаются в разных вещах, и свобода для одного будет тюрьмой для другого. Есть только множество отдельных случаев — , и у каждого из них свои потребности, нужды и стремления.»

Заключение
Человека можно заставить, способов для этого очень и очень много. Вопрос в том, нужно ли? Может ли человек заставить сам себя? Конечно, может. И снова вопрос — нужно ли? Мы делаем свои выборы каждый день, каждую минуту. Отсутствие выбора — тоже выбор. А осознание своих выборов — волшебная палочка, позволяющая делать меньше ошибок.

Если не хочется, но надо. Если надо, но не хочется. Попробуйте поговорить с собой. Прислушайтесь к себе. Объясните себе свои сомнения и подумайте, какие у вас есть варианты. Спросите себя, почему «я хочу этого» или же «не хочу». Напишите свои мысли на листе бумаги, так может быть проще.

Попробуйте задать себе четыре «волшебных вопроса» НЛП:

  • Что будет, если я сделаю это?
  • Чего не будет, если я сделаю это?
  • Что будет, если я этого НЕ сделаю?
  • Чего НЕ будет, если я этого НЕ сделаю?

Посмотрите на ответы, подумайте, а потом спросите себя вновь. Ответы могут изменится. Если вы хорошо подумаете. А наградой будет обретение того, что вы действительно желаете.

Источник