Назовите каким свойством по отношению к индивиду обладают по мысли автора
Текст 2
Своими изначально практическими действиями и поступками в ходе общения человек как субъект целенаправленно изменяет внешний мир (природу и общество), а тем самым также и себя. Вот почему именно деятельность, всегда осуществляемая на различных уровнях общения, играет столь существенную роль в развитии и саморазвитии людей. Изменяя мир, мы все глубже его познаем. Познание и практика неразрывно взаимосвязаны. Объективность научного познания вовсе не основывается на пассивности, бездейственной созерцательности познающего субъекта. В ходе изначально практической и затем также теоретической, но в принципе единой деятельности люди изменяют, преобразуют мир «в меру» его объективных закономерностей, все более раскрываемых и используемых именно в процессе этой преобразующей деятельности…
В самом полном и широком смысле слова субъект – это все человечество в целом, представляющее собой противоречивое системное единство субъектов иного уровня и масштаба: государств, наций, этносов, общественных классов и групп, индивидов, взаимодействующих друг с другом. Отсюда вытекает сразу несколько следствий. Это, в частности, приоритет общечеловеческих ценностей и изначальная социальность любого человеческого индивида (социальное всегда неразрывно связано с природным даже в наиболее сложных личностных качествах человека)… Социальность не означает, что индивид как субъект, находясь внутри человечества, лишь воспроизводит усваиваемую им культуру и потому вообще якобы не выходит за пределы уже достигнутого обществом. Каждый человек в силу своей уникальности, неповторимости, незаменимости участвует в развитии культуры и всего общества. Это проявляется, в частности, в том, что мышление любого индивида является хотя бы в минимальной степени творчески, продуктивным, самостоятельным, т.е. оно соотносительно с данным конкретным субъектом…
В самом широком смысле социальность – это всегда неразрывные взаимосвязи (производственные, чисто духовные и др.) между людьми во всех видах активности независимо от степени их общественной полезности, нравственной оценки и значимости: будь то высшие уровни творчества, противоправного поведения и др. Это социальность всех взаимодействий человека с миром (с обществом, природой, другими людьми и т.д.) – его индивидуальности, свободы, ответственности и т.п. Любой человек, выходя за пределы уже достигнутого уровня культуры и развивая ее дальше, делает это именно во взаимодействии с культурой, опираясь на нее даже в процессе преодоления ее ограниченности на тех или иных направлениях общественного прогресса. Качественно новый вклад в развитие культуры человечества вносят, прежде всего, выдающиеся деятели науки, искусства, политики, религии и т.д.
(А.В.Брушлинский)
В чем автор видит смысл деятельности человека? Как связаны между собой практика и познание мира? Кто, по его мнению, является субъектом деятельности в самом широком смысле слова?
1) Дан ответ на вопрос:
– Смысл деятельности человека (его действий и поступков) автор видит в преобразовании мира (общества, природы) и самого себя;
2) Раскрыта связьпознания и практики:
– Преобразуя и изменяя мир, человек одновременно его познает.
3) Определен субъект деятельности:
– все человечество в целом, представляющее собой противоречивое системное единство субъектов иного уровня и масштаба, взаимодействующих друг с другом.
Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках
Что автор называет социальностью в широком смысле? Какие особенности социальности выделяет автор?
Проиллюстрируйте примером мысль автора о том, что «социальное всегда неразрывно связано с природным даже в наиболее сложных личностных качествах человека».
1) Дан ответ на вопрос: социальность – это неразрывные взаимосвязи между людьми во всех видах активности независимо от степени их общественной полезности, нравственной оценки и значимости;
2) Выделены особенности социальности:
– социальность не означает, пассивного освоения индивидом определенной культуры, восприятия внешних воздействий;
– социальность предполагает активность индивида в развитии культуры и общества в целом.
3) Приведенпример, допустим:
– обладая хорошим воображением, образным мышлением, Александр стал прекрасным художником;
– способности к логическому мышлению позволили Ольге стать прекрасным математиком и получить должность аналитика на фирме;
– художественный вкус, развитые эстетические чувства способствовали тому, что Мария стала талантливым модельером и дизайнером.
Может быть приведен другой пример.
Сформулируйте три суждения, поясняющие мысль автора о том, что своими практическими действиями по преобразованию мира человек меняет и самого себя.
Сформулированы суждения:
1) в процессе трудовой деятельности человек приобретает необходимые знания, умения, становится высококвалифицированным специалистом, профессионалом в своей области;
2) преодолевая трудности, препятствия, возникающие в жизни и труде, человек развивает свои волевые качества, накапливает опыт воздействия на обстоятельства, на окружающую реальность;
3) разрешая сложные загадки, возникающие в процессе познания мира, ученые накапливают свой творческий потенциал, совершают открытия, становятся более уверенными и смелыми в своем научном поиске, более ответственными в принятии решений;
Могут быть сформулированы иные верные суждения
Автор подчеркивает, что: «Любой человек, выходя за пределы уже достигнутого уровня культуры и развивая ее дальше, делает это именно во взаимодействии с культурой».
Приведите три пояснения авторского суждения.
Даны объяснения, например:
1) ученые, исследователи, работая над открытиями, опираются на достижения своих предшественников, например, Чарльз Дарвин опирался на труды своих предшественников-биолоов;
2) разработки техники и технологий всегда имеют в качестве основы предыдущие образцы, например, конструкции самолетов;
3) архитекторы и строители возводят комплексы зданий, опираясь на теорию и практику архитектуры, утвердившиеся в строительстве принципы, например, стили строительства храмов, возникшие еще в древней Греции.
Могут быть даны другие объяснения
Текст 3
Личность
Часто категория личности используется как оценочная. Если тот или иной индивид отвечает какому-то набору используемых оценивающим субъектом требований, он признается личностью. Нередко под личностью понимается набор характеристик, которые кому-то представляются «нужными», «существенными» и т. д. Отсюда лишь один шаг до утверждения, что личность – это то, что нам кажется приемлемым. На таком основании легко отказать в праве считаться личностью любому, кто кажется отличающимся в каком-то показателе, а затем и вообще любому «иному». Социальные, а соответственно, и правовые последствия широкой трансляции таких моделей личности хорошо известны.
Поэтому, обращаясь к понятию личности, следует выявить его общезначимые, общеупотребительные, объективные параметры, учитывая, что в социальной действительности оно собой отражает.
В понятии личности фиксируются социальные качества индивида. Тем самым в нем упор делается не на отличающих друг от друга особенностях людей, а на, в определенной мере, общечеловеческих параметрах. Этот акцент не случаен. Он обусловлен задачей оттенить важнейшее значение тех моментов человеческого бытия, которые в своей сущности есть нечто большее, нежели просто конкретность частной жизнедеятельности (что хорошо заметно в понятии «историческая личность»).
Итак, понятие личности фиксирует в первую очередь социальнозначимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду и характеризующие его включенность в общественные отношения. Но это лишь узкий смысл понимания того, что представляет собой личность. Как и понятие индивидуальности, понятие личности есть особый («социальный») аспект многообразия человеческой жизнедеятельности и должно быть обращено на всю целостность человеческого существа.
В качестве личности человек является самостоятельным, творческим субъектом общественного сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию.
Как особое, социальное существо личность характеризуется внутренним миром. Именно наличием внутреннего мира люди отличаются от животных и машин, от всех объектов Вселенной, хотя мы и не можем категорически заявлять, есть ли у животных внутренний мир или нет, обладают ли способностью к рефлексии сложные компьютерные установки.
Внутренний мир – это индивидуально интерпретированный, насыщенный личностными эмоциями, осмысленный в диалогах с реальными и идеальными собеседниками внешний мир во всех возможных его вариантах и проекциях. Внутренний мир – это также сложная система способов субъективной переработки личностью тех ситуаций, в которые она попадает, тех влияний, объектом которых оказывается. И то, как субъект опознает, интерпретирует, проблематизирует ту или иную социальную ситуацию, определяет качество личностного включения в происходящие события. При этом чем выше уровень эмоциональности, творческого отношения к своему взаимодействию с миром, чем полнее личность вкладывает себя в окружающий мир, тем богаче и многообразнее становится ее внутренний мир и тем более сокращается психологическое, переживаемое личностью расстояние между нею и окружающей средой.
(Е.И. Попов)
Автор приводит несколько характерных понимания личности. Приведите с опорой на текст любые три авторских характеристики.
Приведены характеристики личности с опорой на текст, например:
– если тот или иной индивид отвечает какому-то набору используемых оценивающим субъектом требований, он признается личностью;
– под личностью понимается набор характеристик, которые кому-то представляются «нужными», «существенными»;
– личность включает социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду, и характеризующие его включенность в общественные отношения.
Могут быть приведены и иные определения личности по тексту.
Как автор определяет понятие «внутренний мир человека»? Приведите две характеристики внутреннего мира, данные автором. Каким синонимом можно охарактеризовать внутренний мир человека?
1) Приведены фразы, определяющие значение внутреннего мира, сформулированное автором:
– «Внутренний мир — это индивидуально интерпретированный, насыщенный личностными эмоциями, осмысленный в диалогах с реальными и идеальными собеседниками внешний мир во всех возможных его вариантах и проекциях»;
– «Внутренний мир – это также сложная система способов субъективной переработки личностью тех ситуаций, в которые она попадает, тех влияний, объектом которых оказывается».
2)В качестве синонима могут фигурировать понятия: душа, духовность.
Могут быть приведены иные верные синонимы.
Автор подчеркивает, что в понятии личности фиксируются социальные качества индивида. Приведите, опираясь на текст и знание курса, четыре любых социальных качества индивида, значимых для общества.
Приведены четыре социальных качества, например:
1) наличие определенных трудовых навыков, квалификации;
2) общительность, умение находить общий язык с другими людьми;
3) творческое отношение к своему взаимодействию с миром;
4) наличие мировоззренческих установок и моральных ценностей;
5) способность к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию;
6) наличие общей и поведенческой культуры, кругозора, эрудиции.
Могут быть приведены иные верные качества.
Автор пишет: «…чем выше уровень эмоциональности, творческого отношения к своему взаимодействию с миром, чем полнее личность вкладывает себя в окружающий мир, тем богаче и многообразнее становится ее внутренний мир и тем более сокращается психологическое, переживаемое личностью расстояние между нею и окружающей средой».
Поясните мысль авторов. Опираясь на знание курса, приведите два аргумента в обоснование авторского суждения.
1) пояснение, например:
Автор полагает, что яркий талантливый, душевно щедрый человек более активно включается в окружающий мир, преобразуя его под себя и изменяясь, обогащаясь под влиянием мира.
2) приведены два аргумента, допустим:
– талантливый ученый способен разработать методики, сделать открытия, которые смогут влиять на других людей, мир, общество в целом;
– творческая активность и неравнодушие художника увеличивают в мире меру добра и новаторства, способствуют поступательному развитию.
Может быть приведено иное пояснение, указаны иные аргументы.
Текст 4
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Источник
Предварительный просмотр:
Тема Общество
А1. Обществом в широком смысле слова называют:
1) объединение людей по интересам
2) жителей той или иной страны
3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе
4) совокупность форм объединения людей
А2. Человек воздействует на природу:
1) благоприятно
2) его влияние не имеет последствий
3) и – благоприятно, и не благоприятно
4) неблагоприятно
А3. К общественным отношениям не относятся:
1) отношения в семье
2) отношения между работником и работодателем
3) отношения между природой и обществом
4) связи между социальными группами и внутри них
А4. Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня:
1) экономического развития страны
2) политического развития страны
3) духовности общества
4) развития межнациональных отношений
А5. Верны ли следующие суждения?
А. «Исторически общество первично, а государство – вторично».
Б. «Государство порождает общество».
1) верно А
2) верно Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А6. Организация, регулирование, управление жизнью общества осуществляется в:
1) экономической сфере
2) духовной сфере
3) политической сфере
4) социальной сфере
А7. Характерной чертой западной цивилизации является:
1) низкая социальная мобильность
2) длительное сохранение традиционных правовых норм
3) активное внедрение новых технологий
4) слабость и неразвитость демократических ценностей
А8. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:
1) революционный характер перемен
2) скачкообразность
3) насильственные методы
4) постепенность
А9. К числу глобальных проблем не относится:
1) угроза ядерной войны
2) распространение наркомании
3) дефицит природных ресурсов
4) атеизм как противопоставление религиозной идеологии
А10. Демографические проблемы порождены:
1) гонкой вооружения
2) соперничеством СССР и США
3) быстрым и неконтролируемым ростом населения на планете
4) загрязнением окружающей среды
А11. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество, как и природа, является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.
Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека материальный мир.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А12. Единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состоит в:
1) эволюции человека как гармонично развитой личности
2) улучшении нравов
3) развитии науки и разума
4) росте идеалов истины и справедливости
А13. Какое из ниже перечисленных определений истории как реальности является самым глубоким и точным?
1) любая последовательность событий
2) живая память общества, народа, социальной группы
3) прошлое, давно минувшее
4) сущностная динамика общественного развития
А14. Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация – культура» верны?
А. Цивилизация – приспособление к условиям природной среды; культура – творческое отношение человека к миру и к самому себе.
Б. Цивилизация – сущее; культура в большей мере – должное (долг быть человеком).
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А15. Верны ли следующие суждения?
Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как (укажите самое глубокое обоснование):
А. Этому мешают существующие социально-политические барьеры, государственные суверенитеты.
Б. Цивилизационное разнообразие столь же необходимо для стабильности и развития человеческого общества, сколь генетическое разнообразие – для природы .
1) верно А
2) верно Б
3) верно только А
4)верно только Б
А16. Вопросы власти, государства решаются в:
1) экономической сфере
2) духовной сфере
3) социальной сфере
4) политической сфере
А17. Понятие «развитие », «взаимодействие элементов» характеризует общество как:
1) динамичную систему
2) часть природы
3) весь окружающий материальный мир
4) взаимодействие людей в социальных группах
А18. Примером влияния природных факторов на развитие общества является:
1) возникновение первых очагов цивилизации в речных долинах
2) строительство египетских пирамид
3) распад империи Карла Великого
4) объединение земель вокруг Москвы
А19. Природные условия России:
1) были благоприятны для занятия земледелием
2) позволяли тщательно обрабатывать землю
3) требовали крайнего напряжения сил
4) слабо влияли на жизнь людей
А20. Верны ли суждения? Геополитическое положение России было
А. Благоприятным для развития страны.
Б. Неблагоприятным, тормозило развитие экономики, социальных и политических институтов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А21. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?
1) производства, распределения, потребления и духовной сферы
2) экономики и политики
3) экономики и социальных отношений
4) экономики и культуры
А22. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество?
1) стремление к прогрессу
2) «непрерывность», плавность исторического процесса
3) высокая социальная мобильность
4) стремление максимально использовать природу в своих целях
А23. При переходе от традиционного общества к индустриальному:
1) личность подчинилась обществу
2) возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений
3) усилилось внешне экономическое принуждение
4) возросла социальная мобильность
А24. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общества?
А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.
Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А25. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.
Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохранностью окружающей среды.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А26. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А. Все глобальные процессы являются следствием усиления международных контактов.
Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А27. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.
Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое производство.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А28. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.
Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
А29. Автором культурологического подхода в изучении истории был
1) А. Камю
2) Д. Белл
3) О. Шпенглер
4) Г. Плеханов
А30. А. Тойнби сформулировал закон:
1) единства и борьбы противоположностей
2) смены общественно-экономических формаций
3) классовой борьбы
4) «вызов – ответ»
Задания уровня В
Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв ИЛИ цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.
В1 Вставьте пропущенное в следующей фразе слово:
«……………. среда – это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование».
В2 Какому понятию соответствует следующее определение?
«Форма общественного развития, противоположная прогрессу, возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградация»,
В3 Цивилизация – это:
А. Определенный этап общественного развития
Б. Высокий уровень культуры и воспитанности
В. Совокупность определенных норм, отличающих одну общность людей от другой
г. Особое состояние общества с правами и свободами
1) верно А Б
2) верно Б Г
3) верно А Г
4) верно А Б В Г
В4. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Социальные институты обеспечивают границы и формы совместной деятельности людей в разных сферах и отличаются друг от друга своими ___________(1). Главными институтами общества являются __________(2). Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может: институты создают условия, в которых протекает человеческая жизнь, а жизнь людей порождает и изменяет институты. Развитие социальных институтов происходит в ходе _________(3) общества».
Выберите из предлагаемого списка соответствующие понятия, приведенные в именительном падеже. Выбирайте каждое понятие одно за другим, мысленно заполняя пробелы. При этом вариантов понятий больше, чем пробелов.
А) частный бизнес
Б) государство
В) функциональные качества
Г) экономика, семья, образование, религия
Д) общественные потребности
Е) эволюция
Ж) совместная деятельность
В6. Установите соответствие между сферами жизни общества и элементами общественной жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.
В7. Впишите слово, которое пропущено в следующей фразе:
«Науку, нравственность, религию, философию, культурные и образовательные учреждения, религиозные организации, соответствующую деятельность людей охватывает ………. сфера жизни общества».
Ответ: ……………………
В8. Что из перечисленного ниже характерно как цивилизации Запада, так и цивилизации Востока?
1) Приоритет индивидуального над коллективным
2) Развитие литературы и искусства
3) Наличие социальных групп с различным социальным статусом
4) Разнообразие философских учений
5) Государственное регулирование основных сторон жизни общества
Запишите в порядке возрастания соответствующие цифры:
В9. Вставьте пропущенное слово:
«Материальное производство – это создание вещей, а ………… производство – создание идей.
Ответ:_________________
В10. Из ниже приведенного списка выберите признаки индустриального общества.
1) Основа производства – земля, сельскохозяйственный труд
2) Развитие крупной машинной промышленности
3) Преобладание ручного труда
4) Основа производства – знания, информация
5) Широкое применение машинной техники
6) Неграмотность большинства населения
7) Основной вид экспорта – средства производства
8) Основной вид экспорта – сырье
9) Основной вид экспорта – интеллектуальные продукты (программы, технологии и т.д.)
10) Ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование
11) Непрерывное образование граждан
12) Решается задача преодоления неграмотности населения
Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:
В11. Что из приведенного ниже является проявлением глобальных проблем?
1) Истощение плодородного слоя почвы
2) Истощение запасов пресной воды
3) Спад производства
4) Увеличение задолженности развивающихся стран развитым
5) Кризис финансовой системы
6) Проблемы войны и мира
Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:
В12. Вставьте пропущенное слово: «Промышленной революцией называется замена …………… труда машинным, мануфактуры фабрикой».
Ответ: _______________
В13. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления.
1) Возникновение государства
2) Переход от присваивающего хозяйства к производящему
3) Изменение климата на планете
4) Формирование наций
5) Способность человека к чувственному познанию
6) Традиции и обычаи
7) Генетическая предрасположенность человека к какому-либо заболеванию.
Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:
Задания уровня С
Дайте развернутый ответ. При выполнении заданий необходимо уметь:
1) перечислять признаки какого-либо явления, объекта одного класса;
2) раскрывать понимание какого-либо теоретического положения на конкретном примере;
3) решить задание-задачу, содержащую условие в виде ситуации или высказывания на основе предписаний (вопросов) к ней;
4) проанализировать фрагмент текста на основе заданий к нему;
5) написать краткое сочинение – эссе научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение темы, выделив проблему и аргументировав ее на основе оперирования понятиями обществоведческого курса, знания фактов общественной жизни, использования личного опыта и обоснования своей позиции.
С1. Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.
С2. Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты?
С3. Назовите три исторических типа общества, По каким признакам они выделены?
С4. Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «вторгаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано».
Ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.
С5. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем человечества.
С6. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Набирая все новые и новые силы, цивилизация не редко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций …
Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства – миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу…
Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться. В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм……
Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности и желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол – между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации…
Маловероятно чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание. особенно сейчас. когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. А.Печчеи
1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.
2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения.
3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации … сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».
4) Возможно ли на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.
С7. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде краткого сочинения-эссе.
1. «Я – гражданин мира». (Диоген Синопский)
2. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом». (Ж. Вольфром)
3) «Цивилизация заключается не в большей или меньшей утонченности. Но в сознании, общем для целого народа. И это сознание никогда не бывает утонченным. Наоборот, оно вполне здоровое. Представлять цивилизацию творением элиты – значит отождествлять ее с культурой, меж тем как это совершенно различные вещи». (А. Камю)
ОТВЕТЫ: Уровень А
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | № задания | Ответ |
1 | 4 | 11 | 3 | 21 | 3 |
2 | 3 | 12 | 1 | 22 | 2 |
3 | 3 | 13 | 4 | 23 | 4 |
4 | 1 | 14 | 3 | 24 | 3 |
5 | 1 | 15 | 2 | 25 | 3 |
6 | 4 | 16 | 4 | 26 | 2 |
7 | 3 | 17 | 1 | 27 | 4 |
8 | 4 | 18 | 1 | 28 | 1 |
9 | 4 | 19 | 3 | 29 | 3 |
10 | 3 | 20 | 3 | 30 | 4 |
Уровень В
№ Задания | Ответ |
1 | Естественная |
2 | Регресс |
3 | АБВГ |
4 | 1 – В; 2 – А; 3 – Г; 4 – Б |
5 | 1 -В; 2-Г; 3-Ж |
6 | 1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4 – Г |
7 | Духовная |
8 | 2, 3, 4 |
9 | Духовное |
10 | 4, 9, 11 |
11 | 1, 2, 4, 6 |
12 | Ручной |
13 | 1, 2, 4, 6 |
Уровень С
С1. Правильный ответ может содержать следующие характеристики: целостность; состоит из взаимосвязанных элементов; элементы изменяются с течением времени; меняется характер взаимосвязи между системами; меняется система в целом. Могут быть приведены другие характеристики.
С2. Правильный ответ: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую (буржуазную), социалистическую (коммунистическую)
С3. Традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустриальное.
Признаки: доиндустриальное общество: основа – сельское хозяйство;
индустриальное общество: основа – крупная промышленность;
постиндустриальное (технотронное, технологическое) общество: основа – информация.
С4. Правильный ответ может содержать следующие позиции: общество и природа взаимосвязаны; природа – естественная среда обитания общества; цель производства – удовлетворение фундаментальных потребностей человека в пище, одежде; столетиями человек пользовался богатствами природы, загрязняя атмосферу, вырубая леса, добывая полезные ископаемые, заражая воду, уничтожая почву; в результате возникла угроза глобальной экологической катастрофы – необратимых изменений естественных условий жизни на Земле, грозящих деградацией и даже гибелью человека; в нынешнем Уголовном кодексе РФ предусмотрена серьезная ответственность за такие экологические преступления, как нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение вод, незаконная охота и т.д. Могут быть приведены другие позиции.
С5. Могут быть приведены любые три примера взаимосвязи глобальных проблем современности, например: угроза, экологического кризиса отражается на экономике: развитые страны стремятся переводить вредные» производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север – Юг»; угроза международного терроризма переплетается с проблемой угрозы ядерной войны в связи со стремлением террористов к доступу к технологиям производства оружия массового поражения; демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран третьего мира, который увеличивает разрыв в экономическом отношении с развитыми странами.
С6. Содержание верных ответов на задания к тексту.
1) Выделены проблемы: ограниченность ресурсов; неравномерность развития (проблема «Север – Юг»); демографическая; последствия НТР.
2) Могут быть сделаны предположения: наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальных преобразований создает угрозу самой жизни на Земле; формирование общества потребления делает скорость и комфорт приор?