О каких способностях и свойствах бородина говорят следующие факты

О каких способностях и свойствах бородина говорят следующие факты thumbnail

Александр Порфирьевич Бородин был уникальным человеком. Он добился успехов в двух абсолютно разных областях: музыке и медицине. Кроме того, он занимал активную общественную позицию: сделал все возможное, чтобы русские женщины могли получить высшее образование.

Стоит отметить, что его личность до сих пор не оценена по достоинству. Жители России, которые не интересуются классической музыкой, наверняка даже не слышали его имени.

Да, возможно, на счету Александра Порфирьевича не такое большое количество произведений, как у других композиторов, но этот факт можно объяснить чересчур завышенными требованиями к себе.

Если вам нравится классическая музыка, обязательно обратите внимание на творчество этого композитора, также есть смысл ознакомиться с нашей статьей. Здесь представлены самые интересные факты о Бородине и истории из его жизни.

10. Незаконнорожденный ребенок грузинского князя

О каких способностях и свойствах бородина говорят следующие факты

Место рождения Александра Порфирьевича – Санкт-Петербург. Он был незаконнорожденным ребенком грузинского князя. Отец – Лука Гедианов, мать – Авдотья Антоновна. О них мало что известно.

Ребенок был записан на крепостного Луки Порфирия Бородина. Гедианов не мог признать его своим, но принял активное участие в его судьбе. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец дал ему вольную. Он купил большой четырехэтажный дом для сына и его матери.

Авдотья Антоновна вышла замуж, родила еще двоих детей. Она не скрывала от Александра, что была его матерью, но попросила называть ее «тетей». Таким образом женщина хотела избежать лишних пересудов и сплетен.

9. Обучался на дому лучшими педагогами

О каких способностях и свойствах бородина говорят следующие факты

Мальчик рос в хороших условиях. Его обеспечили всем необходимым, но из-за своего происхождения он не мог получить образование в гимназии. Его мать пригласила лучших педагогов, Саша обучался на дому. Он преуспел в изучении языков. Особую любовь питал к музыке, играл на трех музыкальных инструментах.

8. Рос многосторонне развитым ребенком

О каких способностях и свойствах бородина говорят следующие факты

Уже в детстве проявились уникальные способности Бородина. В 9 лет он написал свое первое музыкальное произведение, а в 10 его заинтересовала химия. Мальчик был очень талантливым, проявлял незаурядные способности.

Вскоре Авдотья Антоновна поняла, что домашнего образования недостаточно. Она решила пойти на хитрость. Мальчика незаконным путем записали купцом третьей гильдии. Он получил возможность обучаться в гимназии. В дальнейшем он решил продолжить учебу. Выбор пал на Медико-хирургическую академию (Санкт-Петербург).

7. Отдавал предпочтение химии

О каких способностях и свойствах бородина говорят следующие факты

Выше уже было отмечено, что в детстве Александр проявил большой интерес к химии. После поступления в академию, она и вовсе стала его любимым предметом.

В 1853 году его заметил российский химик-органик Николай Зинин, он оказал большое влияние на карьеру Александра Порфирьевича. Николай был заботливым наставником, он много времени уделял занятиям и надеялся, что в будущем Бородин станет его заместителем. Александр, в свою очередь, был прилежным учеником, но по-прежнему испытывал страсть к музыке. Зинину это очень не нравилось, он хотел, чтобы Бородин целиком и полностью посвятил себя науке.

Когда он окончил академию, устроился работать врачом в госпиталь, а также стал ассистентом Зинина. В 1858 году успешно защитил диссертацию по химии и медицине.

6. Знакомство с Протопоповой вернуло любовь к музыке

О каких способностях и свойствах бородина говорят следующие факты

Казалось, что Бородин забыл о музыке. Его карьера в науке складывалась удачно. Однажды он отправился в командировку за границу.

В Гейдельберге состоялось его знакомство с Екатериной Сергеевной Протопоповой. Девушка приехала в Германию на лечение. У нее были больные легкие. Екатерина Сергеевна занималась музыкой, была талантливой пианисткой. Она очень любила произведения Шопена и Шумана. К ней нередко приходили гости, девушка с удовольствием играла для них.

Бородин, вдохновленный чувствами и музыкой Протопоповой, вспомнил о своем увлечении. В этот период он сочинил несколько музыкальных произведений.

Впоследствии Екатерина Сергеевна стала его женой. У нее был сложный характер, но Бородин очень любил свою супругу. Он ухаживал за ней во время болезни, выполнял функции врача и сиделки.

5. Входил в «Могучую кучку»

О каких способностях и свойствах бородина говорят следующие факты

Так называли творческий союз русских композиторов. Официальное название «Новая русская музыкальная школа». Кроме Бородина в число участников вошли М.П Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и др. (основной состав 5 человек). Были еще участники, которые состояли в «кучке» непродолжительное время.

Эта организация считала своей первостепенной целью продвижение русской музыки. Основными принципами их творчества являлись народность и национальность. Они обрабатывали народные песни, интересовались фольклором других стран, в особенности восточных. Творческая деятельность «кучкистов» — важный этап в развитии русской музыки.

4. Около 20 лет работал над оперой «Князь Игорь»

О каких способностях и свойствах бородина говорят следующие факты

Главным музыкальным произведением композитора называют оперу «Князь Игорь». Работе над этим проектом Александр Порфирьевич уделил 19 лет. Она основана на знаменитом «Слове о полку Игореве». Либретто (текст вокального произведения) он написал в соавторстве с музыкальным критиком В.В. Стасовым.

Бородин загорелся идеей создания оперы в 1869 году, спустя год он отказался от этой затеи, объяснив это тем, что не сможет совмещать такой грандиозный проект с научной деятельностью. Через 4 года он снова вернулся к этому произведению. В течении последующих 14 лет он продолжал свою работу, но так и не успел закончить.

Премьера оперы «Князь Игорь» состоялась в 1890 году, опера была завершена композиторами Римским-Корсаковым и Глазуновым.

3. Сочинил 3 симфонии, 16 романсов и т.д.

О каких способностях и свойствах бородина говорят следующие факты

Бородин был талантливым композитором, но количество его произведений невелико. 3 симфонии, 16 романсов, две оперы, трио, квартеты… На это были свои причины.

Первая: Александр Порфирьевич предъявлял к себе слишком высокие требования. Он тратил много времени, чтобы добиться идеального результата.

Второй причиной стала загруженность: академическая служба, домашние дела. Порой у композитора не было ни одной свободной минутки. Возможно, если бы он выбрал одну сферу, добился бы в ней гораздо больших успехов.

2. Создал Женские врачебные курсы

О каких способностях и свойствах бородина говорят следующие факты

Бородин активно участвовал в общественной деятельности. Он приложил максимум усилий, чтобы женщины тоже получили возможность учиться и получать высшее образование.

Александр Порфирьевич основал Высшие женские врачебные курсы, где 13 лет преподавал химию. Они были открыты в 1872 году при Медико-хирургической академии. Это были первые курсы для изучения медицины не только в России, но и в Европе.

1. Умер в компании друзей-медиков от и инфаркта

О каких способностях и свойствах бородина говорят следующие факты

Смерть Александра Порфирьевича была быстрой. Последние годы он страдал от болей в сердце. В тот вечер все было как обычно. Бородин вместе со своими друзьями отдыхал на «академической квартире». Они организовали костюмированную вечеринку в честь праздника Масленицы.

Он разговаривал с М.В. Доброславиной, а потом неожиданно потерял сознание. Друзья-медики попытались привести его в чувства, но все попытки не имели никакого результата.

Бородин скончался от сердечного приступа, ему тогда было 53 года. Александра Порфирьевича похоронили на Тихвинском кладбище.

Источник

Бородин

Характеристика личности Бородина

Характеристика творчества Бородина

Жизнеописание Бородина

Список произведений Бородина

Наследственность Бородина

Заболевания Бородина

Диагноз Бородина

БОРОДИН АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ(1833-1887),русский композитор,(один из создателей русской классической симфонии) и ученый-химик (с 1864 г.профессор), общественный деятель.

«Обстоятельства рождения Бородина не совсем обычны. Сын князя и солдатской дочери… Мальчик рос хрупким и впечатлительным, дружил преимущественно с девочками, в особенности с двоюродной сестрой Мари. Они вместе играли в куклы, гуляли и были настолько близки, что Саша даже определял себя в женском роде». (Дымова,
2001,с.117.)
«Саша в раннюю пору своего детства представлял из себя существо крайне нервное и болезненное… Привыкнув с детского возраста спать в темной комнате, он никогда уже не мог отвыкнуть от этой привычки. В его спальне на ночь всегда должны были быть спущены темные шторы. Если же этого нельзя было сделать, то, ложась спать, он завязывал себе глаза». (Бородина, 1985, с 83, 85.)

Читайте также:  Каким свойством обладают щелочные металлы

«Слабый до болезненности, нежный и впечатлительный ребенок, Бородин проявил музыкальные способности в самом раннем детстве. Девяти лет от роду он сочинил польку “Helene”, названную по имени одной взрослой особы, в которую мальчик не на шутку влюбился» (Тимофеев Г., CD Брокгауз и Ефрон)

«Вся жизнь их была полна беспорядка. Время обеда и других трапез было весьма неопределенным. Не считая воспитанниц, которые у них в доме не переводились, квартира их часто служила пристанищем и местом ночлега для разных родственников, бедных или приезжих, которые заболевали в ней и даже сходили с ума, и Бородин возился с ними, лечил, отвозил в больницы, навещал их там. В четырех комнатах часто ночевало по несколько человек таких посторонних лиц, так что спали на диванах и на полу. Частенько оказывалось так, что играть на фортепиано было нельзя, потому что в соседней комнате кто-нибудь спит». (Римский-Корсаков, 1955, с. 113.)
«…Вся их жизнь, а также хозяйство в доме шли в большом беспорядке и безалаберности, что, естественно, должно было отражаться на композиторской и научной деятельности Александра Порфирьевича… При таком образе жизни о плодотворной работе нечего было и думать, и если он что-нибудь сочинял, то в редкие свободные часы по ночам». (Курбанов, 1985, с. 188—189.

Особенности творчества
«Если рассеянность считать признаком способности к умственной сосредоточенности, то Бородин обладал этой способностью в самой высокой степени, ибо рассеянность его была феноменальной». (Кашкин, 1985, с. 110.)
«О том, как он занимался сочинением, сам композитор рассказывает следующие любопытные подробности:”Когда я болен настолько, что сижу дома, ничего “дельного” делать не могу, голова трещит, глаза слезятся, через каждые две минуты приходится лазить в карман за платком, — я сочиняю музыку. Нынче я два раза в году был болен подобным образом, и оба раза болезнь разрешилась появлением новых кирпичиков для здания будущей оперы”. [Письмо А.П. Бородина от 15.04.1875 г.]». (Стасов, 1985, с. 35.)
«Человек очаровательный, талант, кажется, необыкновенный, но ни на что не хватает у него времени, и музыку свою пишет он карандашом на чем придется. Потом покрывает рукописи яичным белком, чтобы карандаш не осыпался, и развешивает на веревках по квартире, как белье для просушки. Говорят: “гений”». (Берберова, 1993, с. 57.)
«Бородин писал помногу и главным образом потому, что много болел. Несварение желудка, ангина, простой насморк удерживали его дома, и у него было время писать». (Берберова, 1998, с. 36.)
«Когда он сидел за фортепиано и сочинял, то словно улетал от земли — до такой степени был рассеянным. По десять часов подряд мог сидеть за инструментом и тогда уже все забывал: мог не обедать и не спать.
И когда отрывался от такой работы, то долго еще не мог придти в нормальное состояние. Его тогда ни о чем нельзя было спрашивать: непременно ответит невпопад». (Бородина, 1985, с. 95.)
«Все, кто близко знал Бородина, отмечали его добродушие и незлобивость как лучшие качества души. В этом контексте интересно замечание Мусоргского: “О, если б Бородин озлиться мог!”, которое подразумевает, что наличие негативного психологического фактора (злости!) могло бы сыграть позитивную роль в музыкальном творчестве композитора. Но подобные “жесткие” эмоции были чужды натуре этого музыкального гения». (Демьянчук, 2001,рукопись)

Источник

Цитата сообщения nadia_obo

Александр Бородин – гениальный композитор и выдающийся ученый

Александр Порфирьевич Бородин родился 12 ноября 1833 года. Его родители – 62-летний грузинский князь из рода князей Имеретинских и 25-летняя Евдокия Антонова – не были женаты. При рождении он был записан сыном крепостного слуги князя – Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.

До семи лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. Нравы первой половины XIX века не допускали внебрачных связей, поэтому имена родителей скрывались и в обществе мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость. В возрасте 10 лет стал интересоваться химией.

Окончил Медикохирургическую академию (1856) в Петербурге. Химия в дальнейшем стала наряду с музыкой делом его жизни: Бородин подготовил, провел и напечатал 21 химическое исследование. Имя его в химии может быть поставлено наряду с именами наиболее крупных первоклассных ученых Западной Европы.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Он считается одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Он работал над ней 18 лет и не успел завершить. Она была закончена Римским-Корсаковым и Глазуновым после смерти Бородина

Александр Порфирьевич Бородин скончался 27 февраля 1887 года в Санкт-Петербурге.

Интересные факты

1. рассеянность бородина

Композитор и химик Александр Порфирьевич Бородин был очень рассеянным человеком. Однажды он пригласил к себе на вечер гостей. Было много музыки, потом ужин с дружеской беседой. Вдруг Бородин встает и начинает одеваться. Его спросили:
“Куда это вы собрались, Александр Порфирьевич?”
Тот удивился:
“Как это куда? Домой! уже поздно, а у меня завтра лекция…”
Все рассмеялись, а хозяин вспомнил, что он у себя дома.

2. флейта бородина

Однажды Бородин со своим приятелем возвращался с вечера, на котором они тоже играли и пели. Было темно, а фонари едва мерцали. Вдруг шаги Бородина пропали, а откуда-то из-под земли вдруг раздались звуки флейты. Оказалось, что он угодил в подвал какой-то лавки и испугался за сохранность своей флейты.

3. за меня не волнуйтесь…

Однажды в юности Бородин с другом возвращался с домашнего музыкального вечера, в котором оба молодых человека принимали участие: Бородин играл на флейте, его друг – на скрипке. Было уже довольно поздно, фонари еле-еле мерцали. Бородин, о чем-то задумавшись, шагал впереди, а его засыпавший на ходу приятель несколько отстал… Вдруг какой-то странный и непонятный шум, а затем вскрик заставили приятеля встрепенуться…
– Эй! – позвал он, однако никто ему не ответил.
Бородин исчез…
Испуганный молодой человек замер, прислушиваясь, и минутой спустя услышал звуки флейты… Удивительным было то, что они доносились откуда-то из-под земли. Оказалось, что в темноте Бородин оступился и упал в какую-то глубокую яму…
– Александр, с тобою все в порядке? – крикнул вниз приятель.
– Пока не знаю, – отозвался молодой музыкант, – но, слава Богу, флейта, кажется, цела!

4. пора и честь знать…

Однажды вечером к Бородину в гости пожаловали друзья. Играли его произведения, ужинали, беседовали… Вечер прошел так замечательно, что никто и не заметил, как время пролетело.
Неожиданно Бородин посмотрел на часы и, ахнув, заспешил: он поднялся из-за стола, вышел в прихожую, торопливо надел пальто и принялся дружески со всеми прощаться.
Друзья были в полном недоумении.
– Куда это вы, Александр Порфирьевич?
– Будьте здоровы, милые мои, а мне, пожалуй, уже и домой пора… Засиделся я с вами, а ведь у меня завтра лекция…
И долго еще Бородин не мог понять, отчего все вокруг так хохочут.

Читайте также:  Каким свойством обладает тыквенное масло

5. ты скажи хотя бы, как тебя зовут…

Однажды Бородин с женой отправились за границу. На пограничном пункте, оставив жену на улице, Бородин зашел в комендатуру.Чиновник, проверявший паспорта, проформы ради спросил Александра Порфирьевича, как зовут его жену.
Бородин же, отличавшийся чрезвычайной рассеянностью, никак не мог вспомнить имя своей супруги… Разумеется, для человека, не знавшего Бородина, это выглядело крайне подозрительно, и чиновник уже хотел было задержать этого странного проезжего.
К счастью, в это время в помещении появилась заждавшаяся на улице жена, и, обрадовавшись от всей души, Александр Порфирьевич закричал:
– Катенька, ради Бога, как тебя зовут?..

6. ваше сиятельство!

Очень часто Бородину, профессору Медико-хирургической академии, приходилось отправляться к высокопоставленным лицам, чтобы хлопотать о ком-либо из своих студентов или коллег. При этом полагалось надевать парадный генеральский мундир, регалии. Не без юмора описывал композитор свой вид в подобных случаях:
– Стоит мне возложить на себя “амуницию”, от меня во все стороны начинает распускаться сияние, можно писать картину “Преображение”, вроде рафаэлевской; сияет воротник, сияют обшлага, сияют шестнадцать пуговиц, как звезды; сияют эполеты, как два солнца, сияет темляк, сияет околыш кепи. Одним словом, Ваше сиятельство, да и только”.

7. работать надо!

Перефразируя известную фразу, вечный труженик Бородин любил часто повторять:
– Всем тем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе!

Источник:https://www.classic-music.ru/borodin.html

Источник

Александр Порфирьевич Бородин

Александр Бородин

Такие люди рождаются раз в сотню лет – можно с уверенностью сказать об Александре Порфирьевиче Бородине, ведь круг его интересов, знаний и умений настолько велик, что становится очевидно: это не простой человек, это истинный гений.

Ещё одна особенность – таланты Бородина практически невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Бородин-композитор, Бородин-химик, просветитель, поэт – не просто грани одной личности, а словно детали мозаики, дополняющие и поддерживающие друг друга. И, кажется, если бы изъять из этого списка какую-то одну черту, то и остальные станут не в полной мере яркими, выдающимися, гениальными.

Краткую биографию Александра Бородина и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Бородина

История рождения Александра Порфирьевича необычна для современных реалий, однако в XIX веке подобные случаи встречались сплошь и рядом. Его отец, 62-летний грузинский князь Лука Степанович Гедианов (Гедеванишвили), вступил во внебрачную связь с 20-летней Авдотьей Константиновной Антоновой, дочерью военного, в 1833 году в Санкт-Петербурге. Разница в возрасте и общественное мнение не смогли повлиять на чувства. Супруга Гедианова проживала в Москве, но возможности разорвать брак с ней не представлялось.

место рождения Александра Бородина

Рожденного 12 ноября 1833 года мальчика князь назвал Александром и записал сыном своего камердинера, Порфирия Бородина. Чуть позже Лука Степанович устроил брак Авдотьи с военным врачом Х. Клейнеке, чтобы упрочить ее положение в обществе. В детстве Александру было настрого наказано называть Авдотью тетей при посторонних, ведь мальчика представляли всем как ее племянника. Однако любовь, которую дарила Дуняша сыну, была поистине материнской, и порой даже находилась на грани здравого смысла.

Лука Степанович умер в 1843 году, предварительно оформив своему «крепостному» вольные документы. Авдотья же с самого раннего детства вплотную занялась образованием сына, нанимала прекрасных учителей и гувернеров для Сашеньки. С первых же уроков особенное внимание мальчика привлекла музыка. Он стал развиваться в этом направлении, и вскоре уже создал несколько собственных произведений. Авдотья Константиновна позаботилась о том, чтобы эти первые пьесы были изданы, и тогда музыкальные критики впервые услышали о 16-летнем композиторе. Помимо музыки Александр живо интересовался химией – наукой в тот момент молодой, чем приводил мать в состояние ужаса: комната подростка была заставлена странными склянками и колбами, а смелые эксперименты грозили пожаром.

Бородин интересовался химией

Согласно биографии Бородина в 17-летнем возрасте остро встал вопрос о дальнейшем обучении Александра. Естественно, что с его крепостной «родословной» пути в науку были заказаны. Однако любящая мать и тут нашла выход: за приличную взятку Сашу записали купцом Третьей гильдии. Не самый высокий титул, но его обладатель все же получал право на поступление в медико-хирургическую академию, которым Бородин успешно воспользовался. В академии Александр проявил себя очень талантливым студентом, его наставником стал знаменитый химик Николай Зинин. Не бросал он и музыкальные занятия, играя на различных инструментах, посещая концерты и, конечно, сочиняя.

Увлечение медициной и отъезд за границу

Бородин в юности

По окончании академии в 1856 году Бородин получил должность ординатора Военно-сухопутного госпиталя, а также поступил ассистентом на кафедру общей терапии и патологии, возглавляемую профессором Здекауэром. Все наставники прочили ему славу великого доктора, однако работа в госпитале не пришлась по душе ранимому Александру: на него наводил ужас вид истерзанных тел и тяжелобольных пациентов.

Испытание закончилось новым витком карьеры: в 1859 году начинающему исследователю дали направление в Гейдельберг для повышения квалификации. В то время там сложился так называемый «Гейдельбергский кружок» из нескольких выдающихся русских деятелей науки, в том числе И. Сеченова и Д. Менделеева. Бородин с его живым умом и многочисленными талантами легко вписался в этот «островок вольнодумства», где с интересом обсуждали не только научные новости, но и общественно-политические события, поддерживали идеи Чернышевского и Белинского. В кругу единомышленников по науке он не торопился раскрывать свои музыкальные увлечения, и ограничивался лишь воспроизведением популярных итальянских арий. Но за пределами русского общества с удовольствием играл в дуэтах, квартетах и квинтетах с зарубежными музыкантами.

Бородин и Менделеев

В 1860 году в компании Менделеева и Зинина Бородин посетил город Карлсруэ, где проходил химический конгресс. Бородин с увлечением путешествует по странам Европы, изучая их культурную и общественную жизнь, получая новые необычные знания и умения. Так, во Франции он научился самостоятельно выдувать из стекла колбы и мензурки, в Италии собрал коллекцию образцов лавы из великого вулкана Везувия, посетил химические предприятия. В этот период Александр также не забывает о своем музыкальном развитии: он побывал на концертах многих популярных композиторов того времени – Берлиоза, Вагнера, Листа, Вебера.

В 1861 году в Гейдельберге происходит судьбоносная встреча Бородина с Екатериной Протопоповой – молодой пианисткой, познакомившей его с творчеством Шопена и Шумана. Молодой ученый был завидным женихом, и многие девушки пытались добиться его расположения. Екатерина же вела себя иначе – искренне и скромно, при этом разделяла музыкальные интересы Бородина. Беседы о музыке вскоре переросли в романтическое чувство, но счастье влюбленных омрачила болезнь Катерины. Чтобы поправить ее здоровье, Бородин по совету врачей увозит невесту в Пизу. В 1862 году влюбленные возвращаются в Россию, и какое-то время проводят в вынужденной разлуке. Бородин в Петербурге получил должность адъюнкт-профессора, параллельно преподавая химию, а Катерина отправилась в Москву, так как климат северной столицы был для нее неприемлем.

Знакомство с Балакиревым и «Могучая кучка»

Осенью 1862 года состоялось еще одно важное знакомство в жизни Бородина. И снова тесная связь медицины и музыки сыграла решающую роль. На одном из музыкальных вечеров в доме С. Боткина, который, помимо своей основной профессии, был еще и большим любителем музыки, Александр оказался в обществе Милия Балакирева. Этот деятель культуры вместе с несколькими единомышленниками развивал в обществе идею русского национального искусства. Бородину и раньше приходили мысли о том, насколько значительно народное творчество, и многие его произведения на тот момент имели в своей основе исконно русские мотивы. На почве такой близости мнений они мгновенно сошлись с Балакиревым, Римским-Корсаковым, Мусоргским, Кюи. Впоследствии их содружество получило название «Могучая кучка».

Читайте также:  Какое лечебное свойство имеет одуванчик

Александр Бородин и могучая кучка

Благодаря дружбе с Балакиревым, Бородин утвердился в собственных силах, хотя раньше считал свои произведения посредственными. Милий убедил Александра продолжать композиторскую деятельность, и он принялся за симфонию. Работа над симфонией продвигалась медленно, Александра постоянно подгоняли друзья из «Могучей кучки», ведь основной его деятельностью по-прежнему была химия.

Свое первое значительное произведение композитор закончил в 1867 году, спустя два года симфонию исполнили на концерте, дирижировал оркестром сам Балакирев. Первая симфония получила признание публики и стала своеобразной вершиной творческого пути Бородина – именно в ней нашли воплощение все результаты его творческих поисков и полностью сформировался индивидуальный стиль композитора, особенностями которого явилась яркая энергия, широкий размах, самобытные образы в сочетании с классическим строем музыки.

Вторая половина 60-х годов ознаменована созданием нескольких небольших, но разнообразных произведений – романсов на различные темы. Отличается и звучание песен того периода, каждая из них – это отдельная история, никак не связанная с другими. Слова к нескольким из этих романсов композитор написал сам.

Бородин опера «Князь Игорь»

К окончанию 60-х годов Александр Порфирьевич решился начать Вторую симфонию, а также оперу «Князь Игорь». На эту мысль его натолкнул еще один член «Могучей кучки» В.Стасов, предложив «Слово о полку Игореве» как основу для нового крупного произведения. Сомневаясь в своей способности интерпретировать такой сложный сюжет, он все же взялся за него, подробно изучив все, что было связано со «Словом…», чтобы создать максимально подлинные образы и характеры. К сожалению, сам Александр Порфирьевич так и не смог завершить оперу, и при жизни успел лишь увидеть постановки отдельных ее фрагментов.

Общественная деятельность

О каких способностях и свойствах бородина говорят следующие факты

Личность Бородина отличалась невероятной энергией. Он успевал одновременно заниматься несколькими, причем далеко не двумя или тремя, видами деятельности. При этом все у него блестяще получалось. Сам маэстро признавался, что не замечает, как летят недели. Он успевал создавать злободневные музыкальные произведения, делать химические открытия, читать лекции в двух академиях, редактировать журнал, издавать литература, а также живо интересоваться общественной жизнью и развивать образование.

В ноябре 1872 года при активном содействии Бородина начали работу женские врачебно-акушерские курсы. Александр Порфирьевич сам не только преподавал студенткам, но и всячески пытался оказать им поддержку, устраивая благотворительные концерты, защищал их права, «выбивал» стипендии, содействовал в поиске рабочих мест после окончания курсов.

Современники вообще часто отмечают добросердечность и отзывчивость этого человека: в его доме нередко можно было встретить дальних родственников, приехавших в Петербург на лечение, и каждому он уделял внимание, устраивал в больницы, посещал там и даже иногда сам ухаживал за больными.

Музей А.П. Бородина

Летние каникулы с 1877 по 1879 г. Бородин проводил с супругой в деревне во Владимирской области, куда приглашал его А.Дианин, студент академии, где преподавал профессор. Здесь композитор чувствовал невероятную свободу, а окружающая природа вдохновляла на новые творческие свершения. Именно в Давыдове была написана значительная часть оперы «Князь Игорь». Специально для этой деятельности из столицы было привезено фортепиано.

Летом 1879 года Александр Порфирьевич, вновь приехав в Давыдово, обнаружил там заново отстроенный после пожара хозяйский дом. Именно он сегодня является памятником культуры и вмещает единственный в мире музей великого композитора. Однако в новом строении он прожил недолго, найдя его слишком тесным, и перебрался в один из крестьянских домов. К сожалению, этот дом не сохранился до наших дней.

Здесь, среди живописной природы вблизи поймы реки Клязьмы, Александр Порфирьевич, пожалуй, впервые давал волю своему народному духу. Он надевал простую одежду и отправлялся по соседним сёлам, общался с крестьянами, записывал их песни, а затем включал народные мотивы в свои произведения. Также на творческие всплески повлияло знакомство Бородина с памятниками древнего зодчества, расположенными неподалеку, в частности, с церковью Покрова на Нерли.

Интересные факты о Бородине

  • Первый интерес к музыке проснулся у Бородина в раннем детстве. После посещения Семеновского плаца, где играл военный оркестр, он дома на пианино старательно подбирал по памяти услышанные марши. Чуть позже Авдотья Константиновна наняла солдата из этого оркестра, чтобы преподавать мальчику музыку – одно занятие стоило 10 копеек.
  • Александр был прилежным студентом, он буквально горел медициной и химией. На одном из практических занятий ему нужно было обследовать труп больного. Одно торопливое и неосторожное движение привело к тому, что в его палец впилась мелкая гнилая косточка. Произошло заражение, и оно могло стоить Бородину жизни. К счастью, после длительного лечения, он выздоровел.
  • Особые отношения связывали Александра Бородина и выдающегося русского химика Николая Зинина. В студенческие годы Бородин дерзнул попроситься работать в одной лаборатории со студентами старших курсов. Профессор долгое время приглядывался к молодому человеку, но вскоре отметил его усердие и немалые познания. Зинин стал приглашать его в свою домашнюю лабораторию. Эти визиты скоро переросли в долгие беседы за ужином или чаем на разные научные темы. Именно Бородин стал преемником Зинина, а их дружеско-наставнические отношения продлилось еще много лет.
  • Александр был круглым отличником в академии, все предметы он изучал легко и с интересом. Лишь одна дисциплина у него «не пошла» – Закон Божий. Возможно, студент просто не нашел общего языка со священнослужителем, преподававшим его. Но в итоге именно из-за того, что Бородин «слишком вольно» пересказывал Библию, его выпустили с одним лишь похвальным листом вместо полноценного документа об образовании.
  • Из биографии Бородина мы узнаём, что докторская диссертация, успешно защищенная им в 1858 году, стала первой подобной работой на русском языке. До этого как защитная речь, так и сам текст диссертаций традиционно писались на латыни.
  • Д. Менделеев считал, что Бородину следовало бы бросить занятия музыкой и полностью посвятить себя отечественной науке.
  • Венчание космпозитора с Екатериной Протопоповой состоялось в апреле 1863 года. Молодожены были вполне счастливы, однако бытовые условия их жизни оставляли желать лучшего: четырехкомнатная квартира, предоставленная академией, оказалась совершенно неудобной для жизни, а молодая супруга – не приспособленной вести хозяйство. В последующем супруги проводили вместе только зимы в Петербурге и летние каникулы. Сам Бородин писал жене в письмах, что они словно «бобыли», «женатые холостяки».

Екатерина Протопопова, жена Бородина

  • У Бородина и Катерины не было своих детей, однако было много нерастраченной родительской любви и энергии. Ее они реализовали, взяв к себе на воспитание четырех девочек.
  • Протопопова так описывала моменты творческих порывов мужа: по ее словам, он мог сидеть за инструментом или нотами часами, причем в эти моменты полностью уходил в себя, мог не принимать пищу и не спать по 8-10 часов. После выхода из этого состояния Александр Порфирьевич еще долго был словно не в себе, на вопросы мог отвечать невпопад и имел отсутствующий вид.
  • Бородин активно ратовал за национализацию русского искусства и выступал против огромного количества зарубежных произведений на сцене. В этой борьбе он не только часто обращался к народным мотивам, но и создал мини-перу «Богатыри», которую наполнил шуточными мотивами, напоминающими популярные штампы зарубежной музыки того времени. ?