О каких выразительных свойствах музыки тебе напомнил цветик семицветик

О каких выразительных свойствах музыки тебе напомнил цветик семицветик thumbnail

Волшебный цветик – семицветик

(изучение темы рассчитано на два урока)

    Первый урок по теме.

   1. Прочитайте текст, выполните все указания.

    Сегодня мы познакомимся с различными средствами музыкальной выразительности.

    Ребята, посмотрите на этот удивительный «Цветик-семицветик». 

    Этот цветок не простой, все лепестки заколдованы, 

    но если мы с вами сможем их расколдовать, то наступит чудо. 

    Мы сможем с вами попасть в удивительную страну, которая называется Музыка.

    Ну, что, попробуем расколдовать цветик-семицветик?

В цветке самое главное – серединка, если не будет сердцевины, то лепестки все рассыпятся. 

Как любое растение, вырастает из маленького зёрнышка, так и любое музыкальное произведение вырастает из интонации. 
Интонация – главное свойство музыки. Из маленького зёрнышка-интонации музыка растёт, развивается, получается выразительной, запоминающейся. А помогают ей в этом средства музыкальной выразительности – лепесточки. Будем знакомиться с ними!

Первый лепесток – это мелодия. Мелодия – душа музыки. Из мелодии рождается музыкальное произведение. Мелодия — одно из главных средств музыкальной выразительности.

О каких выразительных свойствах музыки тебе напомнил цветик семицветик

Давайте расколдуем первый лепесток! 

Звучит прекрасная мелодия! Слушаем и подпеваем!

Музыкальные звуки бывают разными по высоте – высокими, средними, низкими. 

Например, песня “Цветик-семицветик” звучала в среднем регистре, нам было удобно её петь. 

Для того, чтобы показать в сказке “Петя и волк” птичку, композитор С. Прокофьев использовал звучание флейты на высоких нотках, то есть в высоком регистре, ну а тема волка была исполнена валторной на низких нотах, в низком регистре. 

Мы расколдовали второй лепесток, который называется регистр. 

Регистр – высота звучания.

Одна и та же мелодия, исполненная разными инструментами или голосами, прозвучит по разному. Каждый голос, каждый инструмент имеет свою окраску звука, свойственную только ему. 

Тембр – окраска звучания.

О каких выразительных свойствах музыки тебе напомнил цветик семицветик

Послушайте произведение “Шутка” немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха, который жил 300 лет тому назад. 

Тембр какого знакомого инструмента вы слышите?

Ответ можно проверить ЗДЕСЬ! Вы расколдовали третий лепесток!

Следующий лепесток – музыкальный лад. Выделяют два основных музыкальных лада: мажор – весёлый бодрый характер мелодии, минор – грустный, печальный характер мелодии.

Произведение русского композитора Георгия Васильевича Свиридова “Весна. Осень” звучит сначала в мажоре (так как музыка рисует весну, светлую, тёплую, долгожданную), а затем появляется минор (так как осенью природа увядает, идут дожди, погода хмурится).

О каких выразительных свойствах музыки тебе напомнил цветик семицветик

Вслушайтесь в музыку! 

Почувствуйте смену характера, смену музыкального лада!

Тембр какого знакомого инструмента исполнял минорную мелодию?

Ответ можно проверить ЗДЕСЬ! Вы расколдовали четвёртый лепесток!

Итак, мы узнали, что музыка обладает своими выразительными средствами. Давайте их перечислим: интонация, мелодия, музыкальный лад, регистр и тембр. Мы дали каждому их них определение, познакомились с произведениями композиторов И.С. Баха и Г. Свиридова.

2. Запишите в тетрадь (ВНИМАНИЕ! Записи по данной теме должны быть на одной странице, это важно. Открываем в тетради новую, чистую страницу, так как на следующем уроке под записями будем рисовать цветик-семицветик)

– тему урока: “Цветик-семицветик”

 Выразительные средства музыки:

 – интонация – главное свойство музыки.

 – мелодия – душа музыки.

 – музыкальный лад (мажор, минор).

 – регистр – высота звучания.

 – тембр – окраска звучания.

На следующем уроке продолжим изучение данной темы.

Домашнее задание:

Второй урок по теме.

1. Прочитайте текст, выполните все указания.

Продолжаем знакомство с выразительными средствами музыки. Осталось расколдовать ещё три лепесточка! Приступим?

Пятый лепесток – это темп. Музыка может звучать быстро, умеренно и медленно. 

Темп – скорость звучания. 

Чтобы расколдовать пятый лепесток, нужно ответить на вопрос: в каком темпе звучала “Шутка” Баха, а в каком “Весна. Осень” Свиридова? (можно прослушать повторно эти произведения) 

Правильно, в разном! Первое – в быстром, второе – в медленном темпе. 

Но бывает и так, что при исполнении одного произведения темп изменяется! 

Так происходит, например, в русской народной песне-распевке “Веники”!

О каких выразительных свойствах музыки тебе напомнил цветик семицветик

Попробуйте исполнить её вместе с ребятами из детского народного ансамбля “Затея”.

Веники, веники, 

Кум Гаврила, Кум Гаврила, 

Как изменялся темп? Правильно, скорость музыки менялась от медленного звучания к быстрому.

Пятый лепесток расколдован!

Мы знаем, что музыка может звучать громко и тихо. Об этом мы говорили ещё в начале года. Вспомните!

Форте – это значит ГРОМКО!

Заучи, не будь лентяй.

А пиано – значит тихо.

Ты, дружок запоминай.

Изменение силы звучания в музыке называется динамика. Динамика – сила звучания.

Если музыка нарастает, усиливается, то музыканты используют понятие крещендо, а если затихает – диминуэндо.

Чтобы расколдовать шестой лепесток необходимо выполнить следующее задание.

О каких выразительных свойствах музыки тебе напомнил цветик семицветик

Вам нужно исполнить песню “Цветик-семицветик” так: 

запев тихо (пиано), а припев – громко (форте).

Шестой лепесток расколдован. Молодцы!

Седьмой лепесток называется ритм. В музыке нотки следуют друг за другом и имеют разную длину. 

Чередование длинных и коротких звуков называется ритмом. 

О каких выразительных свойствах музыки тебе напомнил цветик семицветик

Я предлагаю вам прохлопать ритмический рисунок. 

Давайте длинные звуки назовём слогом ТА, а короткие – ТИ.

Итак, седьмой лепесток расколдован! 

Ритм – чередование длительностей нот. 

Теперь мы знаем название всех лепестков нашего волшебного “Цветика-семицветика”: мелодия, темп, регистр, тембр, лад, ритм, динамика. Всё это средства музыкальной выразительности, они спрятаны в маленьком музыкальном зёрнышке – интонации. 

Полюбуйтесь, какой красивый наш цветик-семицветик сейчас!

2. Продолжите записи в тетради, выпишите оставшиеся три определения из рамочки.

 Выразительные средства музыки:

 – интонация – главное свойство музыки.

 – мелодия – душа музыки.

 – музыкальный лад (мажор, минор).

 – регистр – высота звучания.

 – тембр – окраска звучания.

 – ритм – чередование длительностей нот.

 – темп – скорость звучания. 
 – динамика – сила звучания.
 

3. Рисуем на оставшемся на странице чистом месте “Цветик-семицветик”. 

Также “Цветик-семицветик” можно скачать, распечатать и вклеить.

4. Раскрашиваем цветок, подписываем названия серединки и лепестков.

Домашнее задание:

1. Сфотографируйте ваш Цветик-семицветик и отправьте на проверку

Источник

Краткое описание документа:

Цель: дать учащимся знания о средствах музыкальной выразительности.

Задачи:

– научить учащихся определять средства музыкальной выразительности, использованных для создания определенного образа в произведении;

– развивать чувство ритма, музыкальную память учащихся;

– развивать навык пения хором;

– воспитывать слушательскую культуру учащихся.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Музыкальный материал: Чайковский «Детский альбом» (фрагменты), Прокофьев «Петя и волк» (фрагменты), Крылатов «Колыбельная медведицы»; Чичков «Волшебный цветок».

Оборудование: музыкальный центр, компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

1. Музыкальное приветствие.

У: – Здравствуйте, ребята!

Д: – Здравствуйте!

2. Беседа

У: – Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Д: – Весна!

У: – Совершенно верно! И как вы знаете, именно весной природа просыпается, и распускаются первые цветы! Посмотрите, какой цветок расцвел у нас в классе сегодня!
Слайд №1.

У: – Вы видите, что каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название. Этот волшебный цветок перенесет нас в мир музыки, где всем управляют (Слайд №2) средства музыкальной выразительности.
Посмотрите еще раз на цветик-семицветик. Что находится в его сердцевине?

Д: – Интонация!

У: – Верно! Все лепестки выросли из этого главного свойства музыки – интонация.
Ребята, скажите пожалуйста, с каким музыкальным жанром наиболее связана речь человека?

Д: – С песней.

У: – Конечно же с песней! А какую песню человек слышит практически с первого дня своей жизни?

Д: – Колыбельную!

У: – Правильно! Сейчас мы с вами послушаем всем вам известную «Колыбельную медведицы», которую написал композитор Крылатов.
Звучит «Колыбельная медведицы».

У: – Скажите, какая интонация прозвучала в этой песне? Слайд №

Д: – Успокаивающая, убаюкивающая, нежная…

У: – Молодцы! Ребята, а без чего у нас не могло бы быть песни? Что является «душой музыки»?

Д: – Мелодия!

У: – Правильно! Мелодия – это основа любой песни, любого музыкального произведения, а также это одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Мелодия никогда не стоит на месте! Она может двигаться плавно вверх или вниз, может крутиться на двух-трех звуках рядом или развиваться стремительными скачками. Давайте с вами попробуем проследить за мелодией с помощью рук – как будет двигаться мелодия, такие движения вы выполняете руками.
Музыкально-пластическая работа в качестве физ. минутки – звучит «Колыбельная медведицы».

У: – Как двигалась мелодия в песне?

Д: – Плавно, без больших скачков…

У: – Верно! Еще два средства музыкальной выразительности, без которых не может быть музыки – это лад и динамика. Про лад мы с вами уже говорили раньше. Скажите, какие лады вы знаете?

Д: – Мажор и минор!

У: – Хорошо! Какой из них придает музыке темную краску, а какой – светлую?

Д: – Минор – темную, мажор – светлую.

У: – Правильно. У вас на столе лежат квадратики с изображением солнца и тучки с дождем. Мы с вами сейчас поиграем – когда будет звучать мажорная музыка, вы поднимаете солнышко, а когда минорная – тучку.
Звучит музыка из «Детского альбома» Чайковского. Ребята после игры называют композитора и названия прозвучавших произведений.

У: – Вы заметили, насколько по-разному звучали произведения? Но отличаются они не только ладом, но еще и динамикой. Динамика – это сила звука. И мы уже знаем, как обозначается динамика в нотах (Слайд №).
Что означают буквы f и p?

Д: – f – громко, p – тихо.

У: – Очень хорошо! А теперь давайте послушаем пьесу Чайковского «Неаполитанская песенка» и вспомним, что же в этой песенке такого необычного?
Звучит «Неаполитанская песенка» Чайковского.

Д: – Сначала звучит очень спокойно, потом ускоряется.

У: – Абсолютно точно! То есть в произведении меняется темп! Это еще одно средство музыкальной выразительности. Темп определяет скорость исполнения музыкального произведения – быстро, умеренно, медленно.
А сейчас, сядьте все очень прямо и ровно и положите правую руку на сердце. Что вы чувствуете?

Д: – Удары, биение сердца.

У: – Верно. У кого-то сердце бьется быстро, у кого-то медленно. У каждого по-разному. Так и в произведениях – каждое исполняется в своем темпе – в том, которое указал композитор. Иногда, как мы уже убедились, в произведении меняется темп. А еще, у каждого из вас сердце бьется в разном ритме! У одних – ровно, у других – нет. Этот ритм присутствует и в музыке. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя разновидностями ритма – ровным и пунктирным.
Учитель приводит примеры разного ритма. Класс разделяется на группы, повторяет ритмические примеры за учителем. Игра в качестве физ. минутки.

У: – А теперь давайте послушаем, как в разных произведениях используется разный ритм.
Звучат пьесы из «Детского альбома» Чайковского. Ребята определяют, в каком произведении ровный, а в каком – пунктирный ритм.

У: – Итак, вы все молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием! Но у нас с вами осталось еще 2 лепестка: тембр и регистр. Что же такое регистр? Это высота звучания голоса или инструмента. (Слайд № ). Посмотрите: существует высокий, низкий и средний регистр. Давайте попробуем догадаться, кому на картинке соответствуют эти разные регистры?

Д: – Высокий – птице, средний – человеку, низкий – волку.

У: – Правильно! У каждого инструмента разные возможности, например, фортепиано обладает всеми регистрами, а скрипка – только высоким! И мы всегда сможем отличить звучание скрипки от фортепиано. В этом нам помогает последнее средство музыкальной выразительности – тембр. Тембр – это окраска звучания. У каждого инструмента свой тембр. Так же, как и у каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И именно благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого. Давайте попробуем!
Звучат фрагменты симф. сказки Прокофьева «Петя и волк». Ребята называют персонажа, инструмент и какой регистр используется для создания данного образа.

У: – Молодцы!!! Мы с вами рассмотрели все лепестки нашего волшебного цветика-семицветика! Давайте теперь споем песню о волшебном цветке.

3. Звучит песня Чичкова «Волшебный цветок» в исполнении учащихся.

4. Рефлексия.

У: – Итак, давайте с вами еще раз вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы теперь знаем?

Д: перечисляют все средства.

У: – Молодцы! А сейчас я прошу вас показать мне, с каким настроением вы сегодня уходите с урока музыки – мажорным или минорным!
Ребята поднимают картинки.

У: – Замечательно! Вы сегодня очень хорошо поработали! Наш урок окончен! До свидания!

Источник

«Музыка. 2 класс»

Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка»(1-4 классы).

Тема раздела «Чтоб музыкантом быть, так надобно умение…» (6 часов).

Тема урока «Волшебный цветик-семицветик. Средства музыкальной выразительности» (1 час).

Эпиграф.

А у музыки семь нот.

Тип учебного занятия – урок получения новых знаний.

Применение коллективных форм: групповая работа, индивидуальная работа.

Критская Е.Д. Учебник «Музыка» 2 класс, с.106-107, 116-117.                                                                                                                                                           Критская Е.Д. Музыка: 1-4 кл. Методическое пособие                                                                                                                                                                            Критская Е.Д. Музыка. Рабочая тетрадь для 2 класса.                                                                                                                                                                   Мультимедийная   презентация, портрет композитора.

Ресурсы Интернета.

компьютер, фортепиано, металлофон, ксилофон, маракасы, нотная таблица по музыке, надувные цветы (составлены из воздушных шаров), фонохрестоматия.

Тема

«Волшебный цветик-семицветик. Средства музыкальной выразительности»

Цель

   Познакомить с темой урока  и раскрыть понятие «Волшебный цветик-семицветик. Средства  музыкальной  выразительности»

Планируемые результаты

Личностные:  формировать интерес к музыкальным занятиям; понимать эмоциональную силу музыки  и формировать умение распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки; умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; формирование исполнительских навыков, воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений; 

Метапредметные результаты.   Познавательные: общеучебные –осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы, применение знаково-символических и речевых средств для решения познавательных задач, различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;                   Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия согласно поставленной задаче, решать проблемы творческого характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений, оценивать правильность выполненного действия, адекватно воспринимать оценку учителя или товарищей.                                                                                                                                                 Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать со сверстниками. 

Предметные результаты. Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально- творческой деятельности. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях,  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением.

Основные понятия

Музыкальные средства выразительности: ( мелодия, аккомпанемент, лад, динамика, ритм, тембр, темп, регистр, интонация).

Технология проведения урока

Этап урока

Цель

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организацион-

ный

Проверка готовности обучающихся,   настрой на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность. 

          Музыкальное приветствие.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность.

Постановка цели и задач  урока

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Организует диалог с учащимися, в ходе которого конкретизирует ответ на вопрос. Формулирует некоторые задачи урока.

(слайды 1-3)

 – Ребята, скажите, какое сейчас время года?(весна)

 – Совершенно верно! И как вы знаете, именно весной природа просыпается, и распускаются первые цветы!      (слайд 3) Посмотрите, какой цветок расцвел у нас в классе сегодня! (надувной цветок)

Учитель читает стихотворение:

   Ровно семь цветов у радуги,

А у музыки семь нот,

На земле для нашей радости,

Вечно музыка живёт.

Вслушайтесь – весь мир поёт,

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всем живёт,

Мир её волшебен.

– Из чего состоит музыка? Какая бывает музыка? Нам поможет разобраться цветик-семицветик.( Слайд 4).                   – Каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название. Этот волшебный цветок перенесёт нас в мир музыки, где всем управляют средства музыкальной выразительности.  Какие разные цветы, но объединяют их определённые средства музыкальной выразительности.  (Слайд 5-7)

Ответы учащихся на вопросы

Перечисляют средства музыкальной выразительности.  Индивидуальная работа

Освоение нового материала

Создание эмоционального настроя  на восприятие нового материала.

Проведение параллели с ранее изученным материалом.

Указывает объект наблюдения на слайде и слушания произведений.                                                                      Посмотрите еще раз на цветик-семицветик. Что находится в его сердцевине? ( Интонация!)                                                            – Верно! Все лепестки выросли из этого главного свойства музыки – интонация. Интонация – это не только музыкальное понятие. В первую очередь – это одно из свойств человеческой речи. Интонация – она вся вырастает из нескольких зернышек (звуков) (мелодия «Маленькой ёлочке»).                                                                                       (слайды с 8-17) Объяснение темы в процессе работы с презентацией ( мелодия, аккомпанемент, лад, динамика, ритм, тембр, темп, регистр). Использование музыкальных фрагментов («Колыбельная Медведицы» Е.Крылатов мелодия, с аккомпанементом) «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский, «Патетическая» соната № 8. Л. Бетховен,«Карусель» Д. Б.Кабалевский, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский, С. Прокофьев «Петя и волк» (Птичка – флейта, Дедушка – фагот)

– Мы с вами рассмотрели все лепестки волшебного цветика-семицветика! А сейчас мы будем использовать эти средства музыкальной выразительности в нашем исполнении. Начнём с нашей разминки

Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.

Просмотр слайдов презентации

Узнают изученные музыкальные сочинения и называют композиторов

Физкультминутка.

Музыкальная разминка (слайд 18).                                                     «Часики»,  «Дыхание»,  «Лошадка» (медленный, быстрый темп), «Пусть попляшет язычок» (с хлопками),  «Паровозик».

Музыкально – ритмические движения.                                     Упражнения на дыхание и артикуляционная гимнастика, логоритмика.

Проверка усвоения нового материала

Обеспечение  положительной реакции детей на творчество одноклассников

(слайд 20.)                                                                                     –  Послушайте, с какой интонацией я произнесла слова: Кто дежурные? Мы дежурные. Самые дежурные!  (Вопросительная, повествовательная, восклицательная).  Определите, какие интонации прозвучат в песне. (слайд 21).

Рассказ учителя о композиторе Д.Б.Кабалевском. (слайды 22-23)          

Отгадайте загадку:

 «Развесёлый бодрячок, на нём рыжий колпачок.

 То смеётся он, то плачет, на арене резво скачет».

(клоун). (Слайды 24-27)

Закрепление новой темы на примере произведений                            Д. Кабалевского “Клоуны” (в презентации), «Карусель» (слайд 28-32).

Учитель исполняет песню «Карусель»

Группа детей исполняет песню

«Кто дежурные» Д.Б.Кабалевского

Оценивают собственную музыкальную деятельность и деятельность одноклассников.                                                             

Слушают учителя, смотрят презентацию

.

Слушают произведения, отвечают на вопросы

Исполняют ритм пьесы «Клоуны» Д. Кабалевского с использованием инструментов (металлофон, ксилофон, маракасы) + хлопки в ладоши(мажор), хлопки по коленям(минор)

Производят предварительную оценку работы

                                                                              Изображают руками движение карусели

Подведение итогов, рефлексия.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом 

Формировать у школьников самооценку

С произведениями какого композитора мы сегодня познакомились?  Какие  средства музыкальной выразительности запомнили?  Взгляните на лепестки нашего волшебного цветка, проверьте себя. (слайд 33)

Стихотворение

Всё в мире хочется познать,

 Всё хочется увидеть в мире:

 В стране мелодий погулять

 И поиграть на струнной лире.

 Цветок нас ждёт…

 Нам музыка всего дороже

 Фантазий сказочная нить

 Не заблудиться нам поможет.

Исполнение песни «Лети, лепесток» муз. К.Костина, сл. И.Григорьевой, К.Костина

(слайд  34)

(слайд 35)  

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься  ты земли –

Быть, по-моему, вели…

Вели, чтобы все ребята ушли с урока

с хорошим настроением и  с отличными отметками!

Итоговая отметка – это результат работы на уроке и уровень усвоения изученного материала.

Оцените свою работу на каждом этапе  урока

Музыкальное прощание:                                                      «Прозвенел звонок, окончился урок.                                        Вас благодарю, спасибо говорю. До свидания!» (слайд 36)                               

Ответы учащихся. Корректируют  выступления одноклассников.

Просмотр видеофрагмента из м/ф  «Цветик – семицветик»

Исполняют песню

Высказывают свои впечатления от урока.

Творческое домашнее задание: придумать свои цветики – семицветики из  различных материалов (нарисовать, вылепить, вышить, смастерить поделку).

Источник