О каком свойстве счастья размышляет автор

О каком свойстве счастья размышляет автор thumbnail
  • Анализ стихотворений
  • Баратынский
  • Как счастье



Обучение анализу лирического стихотворения. Практикум.

Цель урока: обучение анализу стихотворения на примере сти хотворения Е. Баратынского «Элегия».

Словарная работа: элегия, мироощущение.

I. Проверка домашнего задания – чтение учащимися стихотворе ний наизусть.

II. Работа с классом. Анализ лирического произведения.
Предложим следующий план анализа.

– Композиция и внутренний сюжет (если есть).

– Лирический герой и система образов.

– Основные особенности поэтического языка на уровне фонети ки, лексики, морфологии или синтаксиса.

– Особенности ритмики, размера, рифмы.

– Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?

– Его место в творчестве автора и русской поэзии вообще.
Методический комментарий.

Предлагаемый план условен, последовательность частей анализа, как и их наполненность, может быть условна и зависеть от уровня подготовки учащихся, целей анализа, особенностей самого поэтического текста.

Обязательным является обучение осуществлению связей и плавных переходов от одной части анализа к другой.

Главное научить чувствовать живую связь стихотворной формы и лирического содержания, чтобы правильно читать и воспринимать поэтиче ский текст.

Предложим для анализа на уроке стихотворение Е.А. Баратынского «Элегия».

III. Выразительное чтение стихотворения.

Как счастье медленно приходит, Как скоро прочь от нас летит! Блажен, за ним кто не бежит, Но сам в себе его находит! В печальной юности моей Я был счастлив – одну минуту, Зато, увы! и горесть л юту Терпел от рока и людей! Обман надежды нам приятен, Приятен нам хоть и на час! Блажен, кому надежды глас

В самом несчастьи сердцу внятен!

Но прочь уже теперь бежит

Мечта, что прежде сердцу льстила;

Надежда сердцу изменила,

И вздох за нею вслед летит!

Хочу я часто заблуждаться,

Забыть неверную. но нет!

Несносной правды вижу свет,

И должно мне с мечтой расстаться!

На свете все я потерял,

Цвет юности моей увял:

Любовь, что счастьем мне мечталась,

Любовь одна во мне осталась!

IV. Беседа – анализ.

– Что характерно для жанра, элегии, как это проявляется в стихотворении?

Элегия– (от греч. «жалоба») – лирическое стихотворение, пере дающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

– О чем размышляет поэт?

– Какие слова помогают понять мироощущение лирического героя? Что он чувствует?

– К какому литературному направлению можно отнести это произве дение?

– О каком свойстве счастья размышляет автор? Что он думает об этом?

– Как развивается эта мысль в стихотворении? С чем в жизни челове ка связано состояние счастья или его отсутствие? (Проследим развитие лирической мысли по четверостишиям).

– Как автор передает ощущение скоротечности, эфемерности счастья?

Обратим внимание на:

а) словесный ряд, соотнесенный со словом счастье («одна ми нута», «обман надежды», «мечта бежит», «надежда серд цу изменила», «все потерял»);

б) антитезы (счастье – «горесть люта», Медленно приходит – скоро уходит);

в) эпитеты (печальна юность, несносна правда. ).

– Для чего в стихотворение введена высокая лексика?

– Какие предложения преобладают и почему?

– Какую смысловую нагрузку несут повторы междометий, другие по вторы?

– Какие мысли и чувства вызвало у вас это лирическое стихотворе ние? Чем оно интересно современному читателю?

1. Материалы, собранные по анализу стихотворения на уроке, офор мить в виде сочинения.

2. Подготовленным учащимся можно дать задание самостоятельно проанализировать стихотворение поэта-романтика начала XIX ве ка.

Литература к уроку:

Б. Городецкий. Русские лирики: Историко-литературные очерки.-Л. 1974 В. Коровин. Поэты пушкинской поры.-М.,1980. В. Коровин. Русская поэзия XIX века. – М.,1997 И. Семёнко. Поэты пушкинской поры. – М. 1970

Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Элегия»

Картинка Анализ стихотворения Баратынского Как счастье № 1

Для Евгения Абрамовича Баратынского путь к творчеству был тяжелым и тернистым. Выходец из обеспеченной, аристократической среды – казалось, все дороги перед ним открыты и ждет его хорошая должность, высокий чин и безбедное будущее.

Выгнанный за невинную юношескую шутку из Пажеского корпуса, Евгений Баратынский навсегда потерял возможность поступить на государственную службу, а в военном деле мог претендовать лишь на звание рядового.

Юноша испытал на себе и раскаяние, и муки совести. Тогда, чтоб как-то искупить свою провинность перед семьей Евгений решается на отчаянный шаг и вступает в Егерский полк. В течении девяти лет, будущий поэт познавал солдатскую жизнь, там же, на службе родились и первые его сильные стихи.

Полк в котором служил Баратынский каждое лето прибывал в Санкт-Петербург для несения караула. Именно в столице огранился алмаз таланта великого поэта. Здесь он знакомиться с выдающимися литераторами того времени, начал бывать на литературных чтениях и нашел верных и преданных товарищей, к воспоминаниям о которых и возвращает нас стихотворение «Элегия». Евгений Абрамович был крепко дружен с Дельвигом, Рылеевым, Кюхельбекером, Бестужаевым и Пушкиным.

В среде молодых поэтов того времени было принято писать лирические стихотворения в жанре «элегия». И ни у кого так не получалось передать в лирике столько образов, мыслей и чувств, как у Евгения Абрамовича Баратынского. Друзья отмечали необычайную философичность, чувственность и психологичность его произведений.

Пушкин прозвал его «Гамлет-Баратынский» и полностью охарактеризовал творчество поэта в своем романе в стихах «Евгений Онегин», назвав его «певцом пиров и грусти томной».

Ключевыми в творчестве Евгения Баратынского стали элегии «Ропот», «Разуверение», «Поцелуй», «Признание».

«Элегия» Баратынского — это, в первую очередь, философские размышления автора бы дружбе, скоротечности времени, разочаровании и распаде. Но в то же время данная элегия хранит в себе и теплоту прежних чувств, сожаления об утраченном нежном друге, который будет в бесчувственном забвенье глядеть на зыби синих волн.

И сам поэт будет с тоской, но в то же время, с облегчением смотреть в даль своих минувших дней, на то как уплывает и растворяется в памяти давно отбывший дружний челн.

«Анализ стихотворения К. Батюшкова «Как счастье медленно приходит»»

Картинка Анализ стихотворения Баратынского Как счастье № 2

К творчеству К. Батюшкова относились и относятся до наших дней с большим интересом, поскольку сам поэт далеко незаурядная личность. Судьба его была поистине трагична. На мой взгляд, он так и не успел написать своего главного произведения: «Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было!» — говорил он о себе. С именем Батюшкова прочно связалось понятие «легкой поэзии».

Творчество этого поэта по своей сути было неоднородным, поскольку он затрагивал с своих стихотворениях разные темы и проблемы действительности. По моему мнению, именно легкость и актуальность были основой такого интереса, благоговения и восхищения со стороны читателей, критиков и исследователей.

Батюшков не раз в своем творчестве обращается к элегии, считая ее одним из лучших способов передать чувства и внутреннее состояние, потому что именно в форме элегии писали в 19 веке философские размышления, грустные раздумья.

Таково лирическое произведение «Как счастье медленно приходит». Здесь автор размышляет о зыблимости всего сущего, о искаженности наших представлений о счастье, которое люди ждут все время, несмотря на то, что оно недолговечно.

Батюшков говорит о том, что люди, не бегущие за счастьем, а умеющие видеть его в себе, в окружающих, по-настоящему достойны восхищения:

Как счастье медленно приходит,

Как скоро прочь от нас летит!

Блажен, за ним кто не бежит,

Но сам в себе его находит!

Лирически герой рассуждает о своей жизни, в которой он испытывал много боли и страдания. Да, конечно, он испытывал счастье, но это была «маленькая капля в море, чаще всего случалось обратное:

В печальной юности моей

Я был счастлив одну минуту,

Зато, увы! И горесть люту,

Терпел от рока и людей.

Дальше Батюшков от понятия «счастье» переходит к понятию «надежды», которой дает разностороннюю и в чем-то противоречивую характеристику. Лирический герой понимает, что бывают минуты, когда человеку очень важно и нужно надеяться на лучшее. Надежда становится своеобразным спасительным жизненным маяком:

Но прочь уже теперь бежит

Мечта, что прежде сердцу льстила;

Надежда сердцу изменила,

И вздох за нею вслед летит!

Лирический герой не способен обманываться надеждой, ибо судьба научила его видеть истину, реальное положение дел. Это все мешает ему погружаться в мир грез:

Хочу я часто заблуждаться,

Забыть неверную… не нет!

Несносной правды вижу свет,

И должно мне с мечтой расстаться!

В последних четырех строках говорится уже о любви, которую автор также переосмысливает. Для него счастье и любовь понятия вовсе нетождественные, он воспринимает два этих состояния совсем по-разному. Обращаясь к своей прошлой жизни, лирический герой в большей степени говорит о том, что потеряно, о годах, ушедших бесследно, не оставивших в памяти хороших воспоминаний. На мой взгляд, удивительны последние строки элегии:

Любовь, что счастьем мне мечталась,

Любовь одна во мне осталась!

Именно здесь, по моему мнению, проявляется истинная натура лирического героя, который, несмотря на все тягости и страдания, остается человеком и умеет любить.

В элегии автор олицетворяет счастье, надежду, любовь, очеловечивает их, таким образом создавая картину, в которой все живо и динамично. Однако, динамичность в большей степени создается за счет глаголов, которыми изобилует текст. Для данной элегии характерен прямой порядок слов, однако прочтение этого произведения вызывает сложность, хотя в тексте даже нет трудных слов. Я считаю, что это в первую очередь связано с тем, что стихотворение трехсложное, что придает стройность, четкость и стремительность сюжета. Я думаю, что в этой элегии заключена жизненная философия Батюшкова, его отношение к действительности, окружающему миру.

Константин Батюшков — Как счастье медленно приходит ( Элегия )

Картинка Анализ стихотворения Баратынского Как счастье № 3

Анализ стихотворения К.Батюшкова «Как счастье медленно приходит»
К творчеству К.Батюшкова относились и относятся до наших дней с большим интересом, поскольку сам поэт далеко незаурядная личность. Судьба его была поистине трагична. На мой взгляд, он так и не успел написать своего главного произведения: «Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес он на голове красивый сосуд, чем-то наполненный сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было!» – говорил он о себе. С именем Батюшкова прочно связалось понятие «легкой поэзии».
Творчество этого поэта по своей сути было неоднородным, поскольку он затрагивал с своих стихотворениях разные темы и проблемы действительности. По моему мнению, именно легкость и актуальность были основой такого интереса, благоговения и восхищения со стороны читателей, критиков и исследователей.
Батюшков не раз в своем творчестве обращается к элегии, считая ее одним из лучших способов передать чувства и внутреннее состояние, потому что именно в форме элегии писали в 19 веке философские размышления, грустные раздумья.
Таково лирическое произведение «Как счастье медленно приходит». Здесь автор размышляет о зыблимости всего сущего, о искаженности наших представлений о счастье, которое люди ждут все время, несмотря на то, что оно недолговечно.
Батюшков говорит о том, что люди, не бегущие за счастьем, а умеющие видеть его в себе, в окружающих, по-настоящему достойны восхищения:
Как счастье медленно приходит,
Как скоро прочь от нас летит!
Блажен, за ним кто не бежит,
Но сам в себе его находит!
Лирически герой рассуждает о своей жизни, в которой он испытывал много боли и страдания. Да, конечно, он испытывал счастье, но это была «маленькая капля в море, чаще всего случалось обратное:
В печальной юности моей
Я был счастлив одну минуту,
Зато, увы! И горесть люту,
Терпел от рока и людей.
Дальше Батюшков от понятия «счастье» переходит к понятию «надежды», которой дает разностороннюю и в чем-то противоречивую характеристику. Лирический герой понимает, что бывают минуты, когда человеку очень важно и нужно надеяться на лучшее. Надежда становится своеобразным спасительным жизненным маяком:
Но прочь уже теперь бежит
Мечта, что прежде сердцу льстила;
Надежда сердцу изменила,
И вздох за нею вслед летит!
Лирический герой не способен обманываться надеждой, ибо судьба научила его видеть истину, реальное положение дел. Это все мешает ему погружаться в мир грез:
Хочу я часто заблуждаться,
Забыть неверную… не нет!
Несносной правды вижу свет,
И должно мне с мечтой расстаться!
В последних четырех строках говорится уже о любви, которую автор также переосмысливает. Для него счастье и любовь понятия вовсе нетождественные, он воспринимает два этих состояния совсем по-разному. Обращаясь к своей прошлой жизни, лирический герой в большей степени говорит о том, что потеряно, о годах, ушедших бесследно, не оставивших в памяти хороших воспоминаний. На мой взгляд, удивительны последние строки элегии:
Любовь, что счастьем мне мечталась,
Любовь одна во мне осталась!
Именно здесь, по моему мнению, проявляется истинная натура лирического героя, который, несмотря на все тягости и страдания, остается человеком и умеет любить.
В элегии автор олицетворяет счастье, надежду, любовь, очеловечивает их, таким образом создавая картину, в которой все живо и динамично. Однако, динамичность в большей степени создается за счет глаголов, которыми изобилует текст. Для данной элегии характерен прямой порядок слов, однако прочтение этого произведения вызывает сложность, хотя в тексте даже нет трудных слов. Я считаю, что это в первую очередь связано с тем, что стихотворение трехсложное, что придает стройность, четкость и стремительность сюжета. Я думаю, что в этой элегии заключена жизненная философия Батюшкова, его отношение к действительности, окружающему миру.

Комментарий доступен только авторизованным пользователям.

Kak schastye medlenno prikhodit,
Kak skoro proch ot nas letit!
Blazhen, za nim kto ne bezhit,
No sam v sebe yego nakhodit!
V pechalnoy yunosti moyey
Ya byl schastliv — odnu minutu,
Za to, uvy! i gorest lyutu
Terpel ot roka i lyudey!
Obman nadezhdy nam priaten,
Priaten nam khot i na chas!
Blazhen, komu nadezhdy glas
V samom neschastyi serdtsu vnyaten!
No proch uzhe teper bezhit
Mechta, chto prezhde serdtsu lstila;
Nadezhda serdtsu izmenila
I vzdokh za neyu vsled letit!
Khochu ya chasto zabluzhdatsya,
Zabyt nevernuyu. no net!
Nesnosnoy pravdy vizhu svet,
I dolzhno mne s mechtoy rasstatsya!
Na svete vse ya poteryal,
Tsvet yunosti moyey uvyal:
Lyubov, chto schastyem mne mechtalas,
Lyubov odna vo mne ostalas!

Rfr cxfcnmt vtlktyyj ghb[jlbn,
Rfr crjhj ghjxm jn yfc ktnbn!
,kf;ty, pf ybv rnj yt ,t;bn,
Yj cfv d ct,t tuj yf[jlbn!
D gtxfkmyjq /yjcnb vjtq
Z ,sk cxfcnkbd — jlye vbyene,
Pf nj, eds! b ujhtcnm k/ne
Nthgtk jn hjrf b k/ltq!
J,vfy yflt;ls yfv ghbznty,
Ghbznty yfv [jnm b yf xfc!
,kf;ty, rjve yflt;ls ukfc
D cfvjv ytcxfcnmb cthlwe dyznty!
Yj ghjxm e;t ntgthm ,t;bn
Vtxnf, xnj ght;lt cthlwe kmcnbkf;
Yflt;lf cthlwe bpvtybkf
B dplj[ pf yt/ dcktl ktnbn!
[jxe z xfcnj pf,ke;lfnmcz,
Pf,snm ytdthye//// yj ytn!
Ytcyjcyjq ghfdls db;e cdtn,
B ljk;yj vyt c vtxnjq hfccnfnmcz!
Yf cdtnt dct z gjnthzk,
Wdtn /yjcnb vjtq edzk:
K/,jdm, xnj cxfcnmtv vyt vtxnfkfcm,
K/,jdm jlyf dj vyt jcnfkfcm!

Помогите. Нужен анализ стихотворения Баратынского «как счастье медленно приходит…»

Картинка Анализ стихотворения Баратынского Как счастье № 4

Помогите. Нужен анализ стихотворения Баратынского «как счастье медленно приходит…»

  1. Лера, Лера… не хорошо списывать и заставлять кого-то думать за тебя
  2. Такова элегия XI — размышление о
    течении времени, о надежде и счастье:

Как счастье медленно приходит,
Как скоро прочь от нас летит!
Блажен, за ним кто не бежит,
Но сам в себе его находит.
…Обман надежды нам приятен,
Приятен нам хоть и на час!
Блажен, кому надежды глас
В самом несчастье сердцу внятен.

(Перевод К. Батюшкова, 1804)

Парни — первый поэт XVIII века, стихи которого были не
абстрактно-обобщенным безличным набором традиционно-элегических формул, но
непосредственно-лирическим выражением чувств единственной в своих
переживаниях человеческой личности. Характерна в этом смысле и сохранившаяся
в памяти мемуаристов и современников-биографов реальная подоснова этих
элегий: стихи Парни отличаются столь неподдельной подлинностью, что читателя
неудержимо влечет узнать — кто же она, эта Элеонора? Кем она стала? Почему
бросила своего преданного возлюбленного? Роман Парни и Эстер, конечно, в
духе эпохи — любовь между учителем музыки и его ученицей повторяет ситуацию
Жюли и Сен-Пре в «Новой Элоизе» Жан-Жака Руссо, только у Руссо дворянкой
была она, Жюли, а плебеем — учитель, здесь — наоборот. Можно сказать, что
элегии Парни — лирический роман, в стихах повторивший «Новую Элоизу», но
отличающийся большей подлинностью и непосредственностью чувств, а также
крутым переходом от фривольно-жизнерадостных стихов книги I к трагическим
элегиям книги

Навигация по записям

Послушайте стихотворение Баратынского Как счастье

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Как счастье

Анализ стихотворения Баратынского Как счастье

Источник

«Кому живётся весело, вольготно…»

Своей поэмой Некрасов хотел показать крестьянской России путь к истинному счастью, к свободе, которой можно достичь только при помощи жестокой революции.

В самом произведении нет как такового портрета «счастливца», который действительно радуется каждому дню жизни, есть только Гриша Добросклонов, который наиболее приближен к человеку, познавшему хорошую сторону жизни, счастье. В понимании Некрасова, счастье — то, что может стать смыслом жизни, а для него это служение народу. Именно в службе людям и родной стране видит счастье автор поэмы.

Семь странников — семь мужиков

На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков: Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина. Горелова, Неелова — Неурожайка тож, сошлися — и заспорили: кому живётся весело, вольготно на Руси?

Главными действующими лицами поэмы выступают семеро мужиков, которые решили отправиться в путь и найти всё-таки того, кому «весело, вольготно живётся на Руси». Странствие героев не ограничивается реально возможными событиями, здесь Некрасов использует сказочные аспекты, например, самобраную скатерть «по вашему велению», структуру и композицию, свойственные именно русским сказкам.

Всё это нужно, чтобы реально показать всю «необъятную Русь» и сделать это ёмко и кратко, уместив действие в сравнительно небольшие размеры. Сами мужики чем-то схожи с героями русских сказок, при помощи этого поэт смог наделить своих персонажей основными чертами простого русского человека.

Мужики начинают своё странствие, дабы найти счастливого. Все герои произведения видят счастье в самых разных вещах, которые на деле не приносят настоящей радости. Некоторые, например, считают, что «быть богатым» — предел человеческого счастья, однако автор примерами это опровергает: он показывает, что богатые так же, как и все, могут быть несчастными, ведь по тем или иным причинам видят радость в чём-то другом — в том, чего сами не имеют.

Именно это и характеризует почти всех русских людей, независимо: простой ли это мужик, или зазнавшийся помещик: все они желают того, чего у них нет, а то, что есть — никак не ценится, пока не исчезнет. Такая вот народная особенность, и это Некрасов стремился искоренить из людей, чтобы они смогли зажить настоящей жизнью, свободной от всякой зависти.

Счастливцы на пути

Во время своего путешествия герои встречают самых различных претендентов на истинную радость жизни. Однако не только эти персонажи являются героями поэмы, поэтому стоит выделить всех тех, кто помогает автору донести до читателя свои мысли по поводу настоящего жизненного счастья:

  1. Семеро мужиков (Основное связующее всего произведения. Знакомство происходит в прологе)
  2. Поп (Первый встретившийся по дороге. Появляется в первой главе под названием «Поп»)
  3. Яким Нагой (Глава «Пьяная ночь»)
  4. Ермила Гирин (Счастливый, честный и добрый молодец по словам народа. Глава «Счастливые»)
  5. Гаврила Афанасьич Оболт-Оболдуев (Помещик, недовольный отменой крепостного права. Встречается в главе «Помещик»)
  6. Матрена Тимофеевна (Образ женщины в поэме. Главная героиня главы «Крестьянка»)
  7. Гриша Добросклонов (Добрый и чуткий семинарист, который видит своё предназначение в служении народу. Появляется в эпилоге)

Таким образом, Некрасов подводит в эпилоге произведения читателя к выводу, что счастлив тот, кто знает своё предназначение, кто готов жертвовать и служить родине и населяющим её людям. Всё это автор доказывает примером Гриши Добросклонова. Все другие, встретившиеся на пути, не ведают радостей жизни, однако на этом стоит остановиться поподробнее.

Типы крестьян

В поэме представлены разные представители крестьянской Руси. И каждый из персонажей являет собой отдельный собирательный образ русского человека. Наиболее удобный и понятный способ разобраться во всех героях произведения — таблица:

ОБРАЗ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА
Семеро мужиков Поиск ответа на вопрос об истинном счастье.
Яким Ногой Демонстрация духовного мира русского народа.
Ермил Гирин Защита общественных интересов.
Савелий Оппозиция власти. Образ русского богатыря.
Матрена Тимофеевна Борьба с общественными устоями на Руси.
Гриша Добросклонов Служение Родине и народу.

Некрасов смог отлично передать всю суть русских людей, разобрав по отдельности каждый слой общества. Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо», показывая, что из себя представляют крестьяне на Руси, размышляет о счастье, которого все так искренне желают, и старается дать читателю верный путь к обретению его.

Реальная ценность богатства «богатых»

Первый, с кем знакомит мужиков рассказчик, это безымянный священнослужитель. Жаждущие правды герои расспрашивают незнакомца, в чём счастье попа.

Мужики, которые всегда верили, что церковники — люди, уж точно познавшие радость жизни, оказываются разочарованными; они вдруг узнают, что «высокие» и значительные тоже могут быть несчастливы. Сам батюшка говорит, что его жизнь далеко не сахар, и что он мечтает о другом, о том, чего у него, конечно, нет.

Автор постепенно подводит читателя к тому, что все люди привыкли видеть настоящие радости в том, чего у них самих нет: мужики видели счастье в богатстве, так как у них самих ни гроша в карманах, а те самые «богатые» считают, что деньги не так уж и важны и жизни, и грезят уже о чём-то другом, о том, чего у них нет.

Далее Некрасов продолжает свою мысль, подтверждая его разными примерами. Особенно стоит выделить встречу мужиков с помещиком Оболтом-Оболдуевым. Ещё один «богатый» предстаёт перед читателем и героями человеком, который также не может найти счастья. Этот помещик, который ни во что не ставит простых людей, привыкший жить за счёт других, даже понятия не имеет, что такое честь, не чувствует в своей жизни никакой благодати. Он тоже чего-то хочет, что-то ищет; он не знает, что ему требуется от жизни и не может быть счастливым.

Роль песен в поэме

Песенное творчество всегда было неотъемлемой частью жизни человека на Руси и, следовательно, поэмы, которая посвящена быту русского народа. Песни всегда были и будут вечным спутником в жизни человека, так как в них выражается общее сознание народа.

  1. «Барщинная»
  2. «Весёлая»
  3. «Голодная»
  4. «Солдатская»
  5. «Солёная»

Все песни посвящены народу, его месту в жизни страны, его тяжёлому прошлому, непонятному настоящему и неизвестному будущему. Изначально они лишь дополняют смысл всей поэмы и помогают читателю его понять. Однако, ближе к концу несут основные мысли самого Некрасова, например, песня Гриши Добросклонова содержит желанный ответ на вопрос о настоящем счастье:

  1. «Барщинная» рассказывает о голодном Калинушке, который «горе топит в вине». В ответ на эту песню мужики начинают кичиться своими пережитыми страданиями, что, с одной стороны, говорит о них как о сильных людях, но, с другой, в их гордости своим терпением проявляется их слабость — народ считает умение терпеть чем-то достойным, но это неправда, которая выросла благодаря рабскому положению крестьян.
  2. «Весёлая» песня на самом деле таковой не является: она об унижении крестьян, и весёлой представляется только для попов и помещиков. Но народ не выступает против нее хотя «Голодная» ему ближе, возможно, потому что считает крепостное право далёким прошлым, старым ярмом, угрозы которого уже не страшны.
  3. Душой мужики поют «Голодную», которая полностью отражает их положение и состояние. Они отождествляют себя с песней о голоде — настолько тяжела была жизнь простого человека.
  4. «Солдатская» песня вызывает сочувствие у мужиков: они не несли солдатское бремя, поэтому настоящие чувства у них может вызвать только припев, передающий все тяжести их крестьянской жизни.
  5. Тяжёлая песня «Солёная» посвящена больше женщинам-крестьянкам: история матери, кормящей сына хлебом, политым солёными слезами, не может оставить равнодушным. Песня и о полной страданий жизни женщин «на Руси», и об отсутствии у крестьянских детей детства как такового.

Истинный путь к счастью

То, каков, по мнению Некрасова, путь к счастью, прекрасно отражается в одном из персонажей поэмы — Грише Добросклонове. Семеро мужиков искали всю дорогу того самого счастливца, у которого можно было бы всё расспросить о счастье, но так и не смогли отыскать «правильное» представление о счастье.

Некрасова по-настоящему беспокоил вопрос о счастье для народа, именно поэтому он решил написать огромную поэму-эпопею, где затронул бы все мельчайшие аспекты жизни русского человека, но он не успевал это сделать, так как болезнь перечёркивала все его планы. Первоначальный замысел поэта был куда обширнее и иначе, чем вышло в итоге: было множество так и не получивших развития сюжетных ходов, персонажей, вопросов и ответов. Но он, к сожалению, так и не успел всё это осуществить.

Однако одно он точно успел сделать — Некрасов смог дать читателю огромную пищу для размышлений о счастье и, своего рода, ответ на важнейший вопрос: «кому на Руси жить хорошо?» — тому, кто знает, для чего он живёт, кто готов к самопожертвованию ради других, может служить народу и стране. Вот кто на самом деле счастлив — именно это и состояло основным смыслом поэмы, в которой Некрасов всё-таки дал ответ на главный вопрос в жизни русского человека.

Еще материалы по поэме Н.A. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”:

  • Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Ермил Ильич Гирин – характеристика образа в произведении
  • Савелий, богатырь святорусский – характеристика героя поэмы
  • Гриша Добросклонов – характеристика героя поэмы
  • “Кому на Руси жить хорошо” – краткое содержание поэмы
  • Корчагина Матрена Тимофеевна – характеристика образа в поэме

Источник