О каком свойстве внимания идет речь
Вариант №1.
1. Психологические особенности социально-правовой деятельности.
2. Методы психологического исследования, их назначение и возможность применения в социально-правовой деятельности.
3. Прокомментируйте следующее мнение. Ответьте на поставленный вопрос. Приведите, по крайней мере, 5 доводов «за» и «против».
Психология – это не наука, а самая что ни на есть житейская практика! Посмотрите на таксистов, официантов, гадалок, нищих – чем не психологи? Войти в доверие, вовремя сориентироваться на ваши слова и состояния, заставить разоткровенничаться, поверить, довериться, угадать ваше настроение, социальное положение, особенности характера, а потом воспользоваться всем этим – да тут и «настоящим» психологам есть чему поучиться!
Вариант №2.
1. Психика: понятие, функции. Структура психики: психические процессы, состояния, свойства.
2. Геронтология как наука, предмет изучения, ее составные части. Психологические особенности личности пожилого человека. Типы старения.
3. Расклассифицируйте методики следующего списка по трем основаниям, представленным в таблице.
Тесты профессионального отбора, действенные тесты, тесты достижения, социометрические методики, групповые тесты, тесты профпригодности, вербальные тесты, графические тесты, тесты межличностных отношений, тесты интересов, тесты установок, тесты способностей, личностные тесты, тесты эмоциональной регуляции, проективные тесты, тесты психологической совместимости, опросники, тесты «карандаш – бумага», интеллектуальные тесты, экспертная оценка, диагностика темперамента.
№ | Основание для классификации | Группы методик |
1. | По цели применения | |
2. | По процедуре проведения | |
3. | По содержанию |
Вариант №3.
1. Познавательные процессы личности. Мышление, воображение.
2. Перцептивная сторона общения. Эффекты и механизмы восприятия в межличностном взаимодействии. «Каузальная атрибуция», рефлексия, эмпатия, конформизм, стереотипизация.
3. У одного из рядовых сотрудников коллектива чаще, чем у других возникают конфликтные ситуации с посетителями. Каждый раз при разборе ситуации этот сотрудник находит либо какие-нибудь объективные причины конфликта, либо объясняет все личностными особенностями самих посетителей.
1. Перечислите защитные механизмы, которые проявляются у сотрудника.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как следует поступить руководителю?
3. Что необходимо сделать самому сотруднику?
Вариант №4.
1. Характер в структуре личности. Формирование характера. Акцентуации характера.
2. Эмоциональная регуляция поведения. Виды эмоций, их роль в жизни человека и в профессиональной деятельности. Управление эмоциональным состоянием. Стресс.
3. Определите, какие их перечисленных характеристик относятся к личности, а какие – нет.
Способности, убеждения, характер, моральные свойства, направленность, мотивы, самосознание, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, навыки, талант, темперамент, инстинкты, знания, социальная установка, возрастные особенности, память, воля, желания, потребности, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.
Вариант №5.
1. Психология общения. Структура процесса общения. Коммуникативная сторона общения. Этапы передачи информации. Коммуникативные барьеры. Виды слушания (рефлексивное и нерефлексивное слушание).
2. Профессиональная этика социально-правовой деятельност.
3. Из данных понятий выстроите логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
1. Общество, коллектив, группа, реальная группа, малая группа.
2. Дружба, общественное производство, общественные отношения, общество, межличностные отношения.
Вариант №6.
1. Невербальные средства общения. Виды, их роль в профессиональной деятельности.
2. Социально-психологическая характеристика коллектива, его формирование.
3. Ниже перечислены разнообразные причины, способные вызвать стресс. Ранжируйте их как в пределах каждой группы, так и по значимости в целом (выборочно), учитывая условия жизни современного человека.
1. На уровне аффективных связей: смерть супруга, изменение отношений с партнером или другом, брак, болезнь, развод, смерть близкого родственника, появление нового члена семьи (рождение ребенка, усыновление, принятие пожилого человека на попечение, женитьба детей), поступление на работу или увольнение.
2. На уровне учебы: поступление в университет (колледж, институт и т.д.), смена учебного заведения, совмещение учебы с работой, трудности в учебе, проблемы с преподавателями (администрацией), коммуникативные проблемы.
3. На уровне профессиональной жизни: изменение профессии или работы, потеря постоянной работы, рост или понижение по службе, изменение режима работы, неприятности с начальством.
4. На уровне личных установок: смена религиозной конфессии, изменение личных привычек (одежды, друзей, поведения), конфликт личных ценностей, изменения личной ответственности и независимости.
5. На уровне здоровья: серьезная болезнь или травма, изменения в режиме сна (длительность или время начала и конца), изменения в еде (по количеству или по времени приема).
6. На уровне повседневной жизни: переезд (изменение квартирных условий), личное достижение исключительного уровня, значительное изменение финансового положения (в лучшую или худшую сторону), обвинение в незначительном нарушении закона (превышение скорости, переход на красный свет).
7. На уровне досуга: изменение участия в общественной жизни, развлекательная поездка (круиз), изменения в характере досуга.
Вариант №7.
1. Типы конфликтов в организации, их развитие и управление ими.
2. Темперамент в структуре личности. Типы, характеристика, проявление в профессиональной деятельности. Взаимосвязь темперамента с другими элементами в общей структуре личности.
3. О каком виде воображения идет речь? Охарактеризуйте данный вид воображения.
Одежда из белой ткани или в горизонтальную полоску полнит фигуру по сравнению с одеждой из темной ткани или в вертикальную полоску, которые « удлиняют» фигуру человека. Предметы, окрашенные в темный цвет, кажутся тяжелее, чем белые или желтые. Наоборот, объем предмета кажется большим, если предмет светлый, а не темный. О каком свойстве восприятия идет речь?
Вариант№8.
1. Конфликтные эмоциональные состояния. Стресс, аффект, фрустрация. Профилактика конфликтных эмоциональных состояний.
2. Девиантное поведение. Понятие, формы, виды. Причины девиантного поведения.
3. Проанализируйте приведенные высказывания. Какие из них правильны, какие – нет?
1) Стресс способен повышать объем и устойчивость внимания.
2) Стресс травмирует организм, но не личность.
3) Возникновение стресса зависит от физической силы воздействия, а не от личностной значимости действующего фактора.
4) С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту.
5) Стресс является составной частью жизни каждого человека и даже создает «вкус к жизни».
6) Три четверти людей считают, что их работа вызывает у них стресс.
7) В стрессовых состояниях многие люди начинают усиленно питаться.
8) Стресс – не самостоятельное психическое состояние, а промежуточная форма между аффектом и настроением.
9) Главные стрессогенные факторы – личностные противоречия, семейная атмосфера, производственные и финансовые затруднения.
10) Из десяти самых распространенных причин стресса пять связаны с браком и семьей.
Вариант №9.
1. Особенности психологии инвалидов. Дезадаптивное поведение инвалидов. Психологические особенности социально-правовой работы с инвалидами.
2. Профессиональная этика в социально-правовой работе.
3. О каком свойстве восприятия идет речь? Охарактеризуйте данный вид восприятия.
И даже самый верный друг, шагающий с тобой,
Совсем иначе видит луг, и море и прибой…
Вам как бы две Земли даны и каждому –Луна.
Вам две вселенные видны из одного окна.
Вариант №10.
1. Эмоциональная регуляция поведения. Виды эмоций, их роль в жизни человека и в профессиональной деятельности. Управление эмоциональным состоянием. Стресс.
2. Методы психологического исследования, их назначение и возможность применения в социально-правовой деятельности.
О каком свойстве внимания идет речь? Охарактеризуйте данный вид внимания.
Поразительный пример – случай, имевший место со знаменитым сказочником Якобом Гриммом. В 1794 г., когда ему было 9 лет, ему произвели удаление опухоли хирургическим путем. Наркоза и обезболивающих средств тогда еще не было, и мальчика отвлекали, рассказывая ему интересную историю. Впоследствии он утверждал, что эта история его так увлекла, что он совсем не чувствовал боли.
Источник
Существуют различные мнения ученых о том, кого из учащихся следует считать более внимательным. Одни ученые полагают: если учащегося не могут отвлечь ни разговоры, ни посторонние шумы, он, конечно, внимателен. Другие думают: внимателен тот, кто, рассказывая, видит и слышит все, что делается вокруг. Третьи под внимательностью понимают способность мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много деталей.
Практическое задание №27.
Ниже приводятся примеры волевых действий. Проанализируйте их, назовите мотивы, побуждающие учащихся к этим действиям, и укажите, какие волевого действия проявились в этих случаях.
1. Учащийся Л. – член редколлегии стенной газеты. Его предупредили, что сегодня в 5 часов вечера он должен вместе с другими ребятами готовить очередной номер газеты. Его товарищ Б. предложил ему участвовать в групповой лыжной вылазке, которая состоится тоже в 5 часов. Л. долго колебался: идти ему на заседание редколлегии или покататься на лыжах. Верх взяло первое соображение.
2. В компании подростков самый старший закурил и стал предлагать сигареты другим. Некоторые, хотя и колебались, взяли сигарету. Тем, кто отказывался, старший говорил: «Боишься! Какой же ты мужчина!». Под влиянием насмешек и оказываемого на них давления эти ребята тоже засомневались. Но вот один из них возразил: «Причем тут боязнь?» Наступление прекратилось, а с ним исчезли и сомнения: брать или не брать сигарету.
Практическое задание №28.
Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального в структуре личности. Какую из указанных точек зрения следует считать правильной?
а) Личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния.
б) Личность определяется биологическими, наследственными факторами; никакое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой.
в) Личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс развития и формирования личности обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека в формировании его личности.
Практическое задание №29.
Определите мотивы, которые побуждают трудиться каждого из строителей.
Существует древняя поучительная притча о тачке.
Трое, напрягаясь изо всех сил, везут тяжелые тачки с камнями. Прохожий задает каждому из них один и тот же вопрос:
– Что ты делаешь?
Первый сказал: «Вот везу эту проклятую тачку». Второй сказал: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий же произнес: «Строю город».
Практическое задание №30.
Можно ли на основе факта, указанного ниже, судить о климате в бригадах? Если да, то, как бы вы охарактеризовали социально-психологический климат этих бригад?
Начальника цеха попросили дать сравнительную характеристику двух бригад. Задача оказалась для него трудной. У первой были лучше успехи, а в остальном бригады вроде бы ничем не отличались. Начальник, однако, обратил внимание на незначительное, казалось бы, деталь: очень по-разному уходили с работы эти бригады. Первая – шумно, с шутками, отдельными группами. Члены второй бригады собирались торопливо, уходили по одиночке.
Обсуждено на заседании цикловой комиссии
гуманитарно-педагогических дисциплин
Протокол № ____ от «___»____________ 2012 г.
Председатель комиссии ________________ И.П. Хлопкова
Образец экзаменационного билета
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
“Витебский государственный технический колледж”
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1_
Для экзамена по дисциплине «Психология»
Специальность: 2-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство»
Специализация: 2-70 02 01 93»Профессиональное обучение»
Группа ПО-13 2011/2012 учебный год
1. Дать определение психологии как науки. Раскрыть предмет, задачи психологии. Охарактеризовать психические процессы, свойства, состояния.
2. Охарактеризовать особенности развития в младшем школьном возрасте. Раскрыть сущность готовности к обучению в школе.
3. Практическое задание №1.
Преподаватель _________ Председатель цикловой
(предметной) комиссии_________
Источник
Самостоятельная работа
Тема «Психические познавательные процессы: внимание, ощущение, восприятие»
1.Ответьте на вопрос
Существуют различные мнения о том, кого из учащихся следует считать более внимательным. Одни полагают, если ученика не могут отвлечь ни разговоры, ни посторонние шумы, он, конечно, внимателен, Другие думают, внимателен тот, кто, рассказывая, видит и слышит все, что делается вокруг. Третьи под внимательностью понимают способность мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много деталей.
Вопрос: о каком свойстве внимания идет речь в каждом из этих случаев?
Ответ: 1) «если ученика не могут отвлечь ни разговоры, ни посторонние шумы,» – Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения интенсивного внимания.
2) «тот, кто, рассказывая, видит и слышит все, что делается вокруг» – Распределение внимания — одновременное успешное выполнение (совмещение) двух или более различных видов деятельности ( нескольких действии).
3) «способность мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много деталей» – Объем внимания, который определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов в единицу времени.
2. Выберите правильный ответ
1. К восприятию пространства относят следующее, кроме:
в) восприятие времени;
2. Условием возникновения непроизвольного внимания является:
г) все ответы верные.
3. К экстероцептивным ощущениям относятся:
а) зрительные;
4. Свойство восприятия, тесно связанное с основной функцией внимания:
а) предметность;
5 Психофизиологическая закономерность ощущений, приводящая к изменению чувствительности, это —
в) сенсибилизация;
3. Заполните таблицу
Таблица
Факторы, влияющие на свойства внимания
1. Подвижность объектов внимания. Так, невозможно длительно сосредотачиваться на одном и том же объекте.если он сам не меняется или если его нельзя каким-то образом изменить. Однообразие значительно снижает устойчивость внимания.
2. Устойчивость внимания повышается с увеличением сложности объекта.
3. Активность человека также играет большую роль для сохранения устойчивого сосредоточения.
Переключение внимания
1. показатели успешности переключения значительно снижаются при переходе от легкой деятельности к трудной;
2. успешность переключения зависит от отношения человека к прежней и новой деятельности, чем интереснее была предыдущая деятельность и чем менее интересна последующая, тем сложнее происходит переключение!
3.переходить к новой деятельности значительно труднее, если не завершена предыдущая:
4. при глубоком сосредоточении переключение достигается с большим трудом.,
Распределение внимания
1. Чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труднее распределять внимание. Если же одна из деятельностей становится очень сложной, практически невозможным.
2. Трудность представляет совмещение двух видов умственной деятельности. Более эффективным является сочетание умственной и двигательной деятельностей.
З.Во всех случаях основным условием успешного распределения внимания является автоматизация, по крайней мере одного из одновременно осуществляемых видов деятельности.
4. Умение распределять внимание может быть развито в процессе упражнения и накопления соответствующих навыков.
4. Заполните пробелы
При воздействии _раздражителя______ на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторый отрезок __времени______, который носит название_латентного(скрытого)___ периода ощущений.
_Ощущения_ и _восприятие__ представляют собой чувственное отражение реальности при ___непосредственном__ воздействии ее на органы чувств.
Закон __заполненного__временного__отрезка_: чем более заполненным и, значит, расчленённым на маленькие_интервалы_является отрезок времени, тем более _длительным_он представляется.
Источник
Тема: Методы исследования внимания.
Практические задания.
- Приведите примеры проявления основных видов внимания и условий, которые их вызывают.
Непроизвольное – ученики старшего класса пишут контрольную работу. Раздавшийся звук грома за окном привлек внимание каждого из-за чего все обернулись в сторону окна, оторвавшись от тетрадей. Условие: действие сильного, контрастного или значительного, вызывающего эмоциональный отклик, раздражителя.
Произвольное – Сотруднику банка к следующему дню необходимо подготовить важный отчет. Чтобы не отвлекаться, он специально выключает телевизор и откладывает телефон. Условие – постановка (принятие) задачи.
Послепроизвольное – ученик, читая определенную главу книги, которую задали прочитать к завтрашнему уроку литературы, на столько заинтересовался сюжетом, что прочитал больше заданного. Условие: вхождение в деятельность и связанный с этой деятельностью интерес.
2. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
Послепроизвольное/распределение – а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.
Произвольное/устойчивость – б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.
в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.
Произвольное/концентрация – г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.
Непроизвольное/переключение – д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.
Послепроизвольное/переключение – е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.
Произвольное/устойчивость – ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».
Произвольное/объем – з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.
и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.
к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.
л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.
м) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.
Произвольное/концентрация – н) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в материале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос.
3. Опишите ситуации, в которых проявляются основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).
Устойчивость – студент готовится к экзамену в течение всего вечера;
Концентрация – девочка так увлеклась рисованием своей новой картины, что не услышала, как мама вернулась домой, хлопнув дверью;
Распределение – преподаватель читает лекцию, при этом следит за поведением студентов;
Переключение – молодой человек, гуляя по парку, наблюдал за уточками в пруду, а затем ответил на телефонный звонок, переключив внимание на собеседника.
4. Проранжируйте действия, требующие распределения внимания, в порядке нарастания степени трудности:
1-б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую телепередачу.
2-д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе.
3-в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.
4-г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на иностранном языке (язык изучается четыре месяца).
5-а) Читать про себя с полным пониманием текста и одновременно записывать под диктовку слова.
6-е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно записывать названия категорий, к которым относятся диктуемые слова.
7-ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в среднем темпе.
5. Напишите рекомендации по поводу того, как организовывать на уроках внимание учащихся со следующими особенностями:
а) с низкой концентрацией
б) с хорошим распределением
в) с плохим переключением.
Рекомендации должны содержать следующие компоненты: цель, описание ситуации, адресат и способы воздействия.
6. Чтобы во время урока или самостоятельных занятий учащиеся были в состоянии управлять своим произвольным внимание, о каких условиях его организации и поддержания им следует помнить?
- Прямое требование внимания;
- Поддержание дисциплины на уроке;
- Усиление впечатления;
- Осознание долга и обязанности;
- Отчетливое понимание конкретной задачи, выполняемой деятельности;
- Привычные условия работы;
- Возникновение косвенных интересов;
- Создание благоприятных условий для деятельности;
- Постановка вопросов по ходу выполнения деятельности.
7. Опишите ситуации, в которых возникает необходимость привлечения внимания. Предложите способы привлечения внимания в данных ситуациях.
8. Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.
Контрастные цвета – а) Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу.
Изменение интенсивности – б) Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!».
Искусственное подогревание общественного интереса – в) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей.
Повторение – г) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату».
Новизна – д) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета.
Новизна – е) Новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина.
Ситуационные задачи для разбора на занятии
1. Какое свойство внимания проявляется в игре? По каким признакам можно это установить?
В течение одной минуты ребёнок должен увидеть вокруг себя как можно больше предметов установленного цвета. Проходит минута, раздаётся сигнал, и поиски прекращаются. Ведущий узнаёт, кто насчитал больше предметов, предлагает ему перечислить вслух увиденное. То, что он не заметил. Дополняют остальные участники игры. Победителем считается тот, кто успел увидеть больше других.
Ответ: В игре проявляется такой свойство внимания, как объем. Объем – количество предметов, которое одновременно может охватить внимание. Это можно установить по принципу игры – необходимо увидеть вокруг себя, как можно больше предметов, посчитать их и в последствии озвучить ведущему свой ответ.
2. Какое свойство внимания проявляется в описанном случае? По каким признакам можно это установить?
Начинающий художник – реставратор однажды восстановил старую картину. На поверхности доски в разное время были сделаны два рисунка – фигура человека и телега, запряженная парой волов. Теперь оба рисунка ясно проступали, и их детали переплетались между собой. Художник восстанавливал только одно изображение, но многие отрезки линий, относящихся к изображению телеги, входили в изображение человека.
Ответ: В описанном случае проявляется такой свойство внимания, как концентрация. Концентрация – удержание внимания на одном объекте при отвлечении от всего остального. Художник восстанавливал определенное изображение, не обращая внимания на предыдущее.
3. О каком свойстве внимания говорится в отрывке? Назовите условия его формирования.
М. Горький писал: «Вот, в Берлине, одна дама показывает фокусы: обеими руками в одно время пишет на разных языках – английском, немецком, французском – разные фразы. Даже так делает: в руки берёт по два карандаша, в зубы – пятый и одновременно пишет пять различных слов на пяти языках».
Ответ: В этом отрывке говорится о таком свойстве внимания, как распределение. Распределение – умение выполнять два или более различных вида деятельности, удерживая на них свое внимание. Чтобы успешно выполнять несколько работ одновременно, необходимо знать хотя бы одну из них настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно.
Источник