О каком свойстве воды идет речь

Задачи:

  • Образовательные:
  • познакомить учащихся с распространением воды в
    природе, уточнить и расширить знания о значении
    воды для живых существ.
  • организовать исследование детьми основных
    свойств воды.
  • сформировать понятие бесцветности,
    прозрачности, безвкусности.
  • познакомить с фильтрованием как одним из
    способов очистки загрязненной воды.
  • Развивающие:
  • развивать связную речь, ввести в активный
    словарь термины и понятия: свойства,
    фильтрование, фильтр, бесцветность,
    безвкусность, прозрачность, текучесть,
    растворитель.
  • развивать зрительное восприятие, произвольную
    и непроизвольную, зрительную и слуховую память,
    произвольное внимание; умение сравнивать,
    наблюдать, анализировать и делать выводы на
    примере материала темы.
  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес к урокам окружающего мира,
    формировать элементы научного мировоззрения,
    бережное и активное отношение детей к живой
    природе.

Оборудование: учебник А. Плешакова
«Мир вокруг нас» 3 класс; карточки с условными
знаками погоды, меловая схема на доске для
проверки домашнего задания, запись темы и целей
урока, ребус, аудиозапись с шумом дождя, ручья,
океана, схема рассказа «Вода в природе», глобус,
инструкции к опытам, вода, стаканы, воронки,
шарики, фильтры из салфеток, песок, сахар, таблица
у детей в тетради и учителя на доске к опытам,
опорные слова к опытам, индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА

1. Организация класса (1 мин.)

– Сядет тот, кто правильно назовет условный
знак: ясно, пасмурно, переменная облачность,
дождь, снег, слабый, сильный, умеренный ветер,
гололед, кучевые, перистые, слоистые облака.

2. Природоведческая минутка (2 мин.)

– Послушаем наших дежурных, которые расскажут
об изменениях в природе за неделю.

3. Проверка домашнего задания. Введение в
тему
(5 мин.)

– На прошлом уроке мы изучили тему: Тела,
вещества, частицы. Проверим, как вы ее поняли.

1. Составь схему у доски и расскажи:

Пример заполнения схемы учеником:

2. Индивидуальные карточки:

1. Что такое тело?

Тело бывает только у человека и животных
Тело – любой предмет в окружающем мире

2. В каком ряду перечислены тела только неживой
природы, а в каком – только живой?

Сосулька, снежинка, капля воды, пузырек воздуха
_______________
Растения, животные, грибы______________

1. В чем отличия тел природы от изделий?

Тела природы только в природе, а изделия – в
домах
Изделия созданы человеком, а тела природы
человек не создавал 
Изделия состоят из глины, а тела природы из
древесины

2. Что такое вещество?

Это разные вещи в доме
Это то, из чего состоят тела
Это листопад, снегопад, гололёд  

1. Соедини слова первого столбика со словами из
второго столбика.

Стакан                                           
  Тела неживой природы
Кровать
Заяц
Снежинка                                        
Тела живой природы
Ромашка
Тетрадь
Сосулька                                           Изделия
Бабочка
Камень

2. Что такое вещество?

Это разные вещи в доме
Это то, из чего состоят тела
Это листопад, снегопад, гололёд  

1. Каким общим словом называются тела живой
природы? Подчеркни правильное.

Вещества, животные, организмы.

2. Перечисленные вещества раздели на 3 группы.
Соедини слова первого столбика со словами из
второго столбика.

Вода   
                                  
Жидкое
Соль                                      

Природный
газ                    
Твёрдое
Воздух
Молоко                                 
Газообразное
Сахар

3. Дать краткий ответ:

– Что такое тело? В какие группы объединяются
тела? Примеры.
– Что такое вещество? В какие группы
объединяется вещества? Примеры.
– Почему надо изучать свойств разных веществ?

4. Проверка задания № 1

5. Фронтально: Заполнить таблицу по образцу
(устно):

Предмет (тело)Название веществаСостояние тела, вещества
Гвоздьжелезотвердое
Мяч  
Стакан  
Сосулька  
Лед  

4. Сообщение темы, цели урока (1 мин.)

– Вот мы и подошли к теме нашего урока.
Отгадайте ребус и определите, чему мы будем
учиться на уроке.

  •  Свойства воды
  • Где встречается вода в природе?

5. Объяснение нового материала (5 мин.)

а) Прослушивание стихотворения (2 мин.)

Рассказывают два ученика.

– Послушайте стихотворение и скажите, в каких
природных явлениях и телах присутствует вода?

Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Из далека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
– Откуда ты? – спросил росу.
– Поверь, и я из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты? Ты кто такой?
– И я дружок, из океана!
– Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шёпот:
– Знай, малыш, и я пришла из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.

– Где еще мы можем встретить воду?
– Почему в стихотворении говорится об океанской
воде, мы ведь не пьем соленую воду?
– Здесь имеется вся вода нашей планеты. Вода
Мирового океана: соленая и пресная.

б) Сообщение учащегося (2 мин.)

План рассказа в виде рисунков на планшете.
– Послушаем сообщение Лены, а затем вы ответите
на вопрос: в каких состояниях встречается вода в
природе и для чего она нужна?

ВОДА В ПРИРОДЕ

– Ребята, что это такое? (Показать глобус)
– Какого цвета на глобусе больше?
– Голубым цветом изображаются моря, океаны, реки,
озёра нашей планеты. Они занимают места в 2 раза
больше, чем суша.
Толстый слой воздуха опутывает нашу Землю. В
воздухе находится много воды в виде туч, пара.
Вода есть и под землей и  в почве.
На Северном и Южном полюсах вода в виде льда.
Вода есть и в животных и растениях. А некоторые,
например рыбы, вообще без воды жить не могут.
Наше тело больше, чем на половину состоит из воды.
Она разносит питательные вещества по организму и
удаляет из него вредные вещества.
Без пищи человек может прожить 30 – 40 дней, а без
воды 4 – 5 дней. В сутки человеку требуется 2 – 2,5
литра воды (часть он выпивает, а часть содержится
в пище).
– Где же встречается вода в природе, в каких
состояниях? (в почве, под землей, в морях, океанах,
в воздухе, во льдах, в человеке, в растениях;
твердая, жидкая, в виде пара).
– Что интересного запомнили?

6. Физминутка (1,5 мин.)

– Давайте с вами немножко отдохнем.

Дети имитируют движения под шум воды.

От зеленого причала оттолкнулся теплоход.
Раз, два!
Сделал шаг назад сначала.
Раз, два!
А потом шагнул вперед,
И поплыл, поплыл по речке
Набирая полный ход.
Рыбки плавали в водице,
Веселились все в ручье,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

7. Практическая работа (11-12 мин.)

а) Изучение свойств воды (10 мин.)

– Мы много знаем о воде, но постараемся узнать
еще больше. Давайте познакомимся со свойствами
воды с помощью опытов. Возьмите
лист-инструкцию  к работе (см. учебник А.
Плешакова «Мир вокруг нас», 3 кл.)

СВОЙСТВА  ВОДЫ

Ты уже знаешь,  что вода —  жидкость.  
Познакомимся с её свойствами.

ПРАКТИЧЕСКАЯ     РАБОТА

О каком свойстве воды идет речьО каком свойстве воды идет речьОпыт 1. В
один стакан положи шарик или другой предмет, а в
другой стакан налей воды. Изменилась ли форма
шарика? А воды? О каком свойстве воды это говорит?
Опыт 2. Определи, имеет ли чистая вода запах.
Опыт 3. Попробуй воду. Имеет ли она вкус.
Сравни со вкусом молока, сахара, соли. Какой вывод
можем сделать?
Опыт 4. Опусти в стакан с водой ложку.
Видна ли  она?   О   каком свойстве 
воды  это  говорит?
Опыт 5. Сравни цвет воды с цветом
полосок, изображённых   на листе. Имеет 
ли  вода  цвет?
Опыт 6. Вылей на линейку немного воды.
Что заметил? Наклони линейку. Что произошло с
водой?
Опыт 7. Насыпь в один стакан с водой
немного соли или сахара, а в другой — столько же
песка. Помешай воду. Что ты  заметил?  
О  чём  говорит  этот  опыт?
Опыт 8. Мутную, загрязнённую воду можно
очистить. Для этого её нужно пропустить через фильтр.
– Сколько опытов мы должны сделать?
– Читаем опыт, выполняем, делаем выводы, и
результат заносим в таблицу. Вы у себя в тетради,
а я на доске.

Свойства водыЖидкая вода
ФормаНе имеет
ЗапахНе имеет
ВкусБезвкусная
ПрозрачностьПрозрачная
ЦветБесцветная
ТекучестьТекучая
РастворительРастворитель, но не все вещества в ней
растворяются
ОчисткаФильтрованием

Опыты проводятся с помощью учителя. По ходу
учитель задает вопросы:

– Что видите?
– Что чувствуете?
– Какой вывод можем сделать?

б) Обобщение (1 мин.)

У доски отвечает 1 ученик, рассказывая о своих
наблюдениях с опорой на таблицу.

8. Закрепление (10 мин.)

а) Проблемная ситуация

– В одной из русских загадок говорится, что
воду нельзя вкатить в гору, не унести в решете, в
руках не удержать. Почему? О каких свойствах воды
вы вспомнили?
– Мы узнали, что дома воду можно очистить с
помощью фильтра, а как же в природе происходит
очистка воды?
– Прочитаем об этом на странице  65 в учебнике
(с помощью песка).

б) Работа по карточкам

Сильным учащимся:

1. Некоторой своей деятельностью человек
загрязняет воду. Выдели ее в перечисленном.

Моют машины на берегах водоемов ; пьют воду ; спускают
отработанную на заводах и фабриках воду в
водоемы ;
бросают мусор в водоемы ; смотрят телевизор .
Допиши, если ты знаешь другие источники
загрязнения воды.

1.  Как знание свойств воды помогает охранять
здоровье?

Если вода непрозрачная или имеет вкус, ее
нельзя пить ;
если вода имеет вкус, ее надо пить ; вода текуча, значит,
хорошо смывает грязь с тела ; если вода имеет запах, ее
нельзя пить и нюхать ; горячая вода может вызвать ожоги
тела, а холодная — простуду .

2. По описанию определи, о каком свойстве воды
идет речь. Запиши название этого свойства. Если в
описании идет речь о свойстве, которого нет у
воды, напиши слово «нет».

Из чашки на стол пролилась вода. Вода
растеклась по столу. Вода…
Чашку с водой поставили вверх дном. Чашку убрали.
Осталась чашка из воды. Вода…
В стакан с водой положили сахар. Вскоре сахар
растворился. Вода…
Водой выкрасили дом в желтый цвет. Вода…
В стакан с водой опустили ложку. Ложка хорошо
видна. Вода…

Средним учащимся:

1. Какой бывает вода в природе? Продолжи примеры
из своих наблюдений.

Жидкая вода: роса, ________________________________________________ .
Твёрдая вода: лёд, __________________________________________ .
Газообразная вода: _______________________________________________ .

2. Как называется этот способ очистки воды?

В опыте

О каком свойстве воды идет речь

В природе

      
  О каком свойстве воды идет речь
О каком свойстве воды идет речь

1. Что такое вода?

Это твердое вещество ;  это жидкое вещество ; это газообразное
вещество .

2. Кроме жидкой, вода бывает в твердом и
газообразном состояниях.    Допиши
предложения.

Вода в твердом состоянии — это…
Вода в газообразном состоянии — это…

1. В задании перечислены свойства чистой воды.
Некоторые из них неверные. Вычеркни их.

Прозрачная, кислая, текучая, имеет форму шара,
не имеет запаха, имеет температуру…

2. Часть веществ в воде не растворяется и
загрязняет ее. Как можно очистить воду от грязи?

Перелить воду в чистую посуду ; дать воде отстояться ; воду
профильтровать .

Слабым учащимся:

Соедини слова с рисунками стрелками.

О каком свойстве воды идет речь

1.
Текуча         2. Прозрачна

О каком свойстве воды идет речь

3.
Без вкуса

О каком свойстве воды идет речь

4.
Без запаха

в) Проверка работы по карточкам

Дети меняются карточками и проверяют ответы
друг друга по карточкам с правильными ответами,
выданными учителем.

9. Итог урока

– Какие свойства воды вы узнали?
– Как называется способ очистки воды?
– Где встречается вода в природе?
– Какое значение имеет вода для живых
организмов?
– Для чего нужно знать свойства воды?

Оценка работы учащихся учителем, отметка за
урок.

10 . Домашнее задание (2 мин.)

Источник

Всем привет! Мы, как всегда, очень рады видеть вас на нашем канале! Предлагаем вашему вниманию очередную увлекательно-познавательную статью о поистине уникальном веществе, не имеющем аналогов – воде. Подписаться на наш канал, и тогда вам будет проще отслеживать появление новых интересных публикаций.

Лёд – это твёрдое состояние воды

Вода окружает нас повсюду: в природе, быту, на производстве. Словом, никому не нужно объяснять, что это такое. Однако попробуйте задать вопрос любому человеку: «Что такое вода?». Наверняка все ваши респонденты ответят на него одинаково: «Жидкость».

Фото с сайта https://yandex.ru/images

На самом же деле жидкость – это лишь одно из трёх агрегатных состояний, в которых может пребывать это поистине удивительное вещество. В данной статье объектом нашего обсуждения станет лёд – твёрдая вода или твёрдое состояние воды.

Последняя превращается в лёд при температуре 0оС. Впрочем, температура кристаллизации морской воды несколько ниже. Понятно, что солёность разных морей-океанов не одинакова, а потому, говоря о температуре кристаллизации морской воды, принято пользоваться средним показателем, равным – 1,9оС.

Значимость льда

Вряд ли кому-то нужно доказывать важность воды не только в жизни людей, но и планеты в целом. Но обычно в данном контексте речь практически всегда идёт о воде, пребывающей в жидком состоянии. Между тем, значение льда в этом плане тоже очень велико.

Фото с сайта https://yandex.ru/images

  • Основной запас пресной.
  • Вода на нашей планете сохраняется именно в твёрдом состоянии.
  • Лёд имеет меньшую плотность, чем жидкая вода, поэтому он находится на поверхности природных водоёмов, выполняя функцию «плавучего экрана». Он защищает реки, озёра, пруды от полного промерзания, тем самым сохраняя жизнь их обитателям.
  • Большую роль играет лёд и в жизни людей. Так, к примеру, его используют при охлаждении и хранении пищевых продуктов, а также с его помощью сохраняют биологические и медицинские препараты.

Ну и, конечно, лёд, расположенный на Южном и Северном полюсах, оказывает колоссальное воздействие на климат Земли. Неслучайно учёные во всём мире крайне озабочены таянием арктических и антарктических льдов, предрекая, если оно не остановится, катастрофы глобального масштаба.

Впрочем, все мы не раз наблюдали, какие беды может причинять вода в твёрдом состоянии (лёд, снег, град). Сколько проблем приносит гололедица! Каждую зиму она «отправляет» в больницы тысячи травмированных людей. А обледенение проводов, которое приводит к их обрыву, в результате чего объекты разного назначения остаются без электроснабжения!

Свойства льда

По своей кристаллической структуре природный лёд весьма напоминает алмаз, поскольку каждая молекула воды окружены четырьмя другими, которые расположены на одинаковых расстояниях в вершинах правильного тетраэдра.

Пожалуй, самым необычным свойством твёрдой воды является поразительное многообразие её внешних проявлений. Имея одну и ту же кристаллическую структуру, она может иметь разную форму.

Согласитесь, что прозрачные градины и сосульки, пушистые снежинки и иней, айсберги и материковые ледники мало похожи друг на друга. Но при этом во всех перечисленных примерах речь идёт о твердой воде, обладающей одинаковыми свойствами.

  • Вода меняет жидкое состояние на твёрдое, то есть превращается в лёд, при температуре 0оС.
  • При замерзании вода увеличивается в объёме, тогда как другие вещества ведут себя кардинально иначе, сжимаясь при снижении температуры. Это важно знать, иначе можно остаться в новогоднюю ночь без шампанского, выставив его для быстрого охлаждения, к примеру, на неотапливаемую лоджию в морозную погоду. Даже не сомневайтесь, вода, содержащаяся в вине, замёрзнет, расширится в объёме и непременно разорвёт бутылку. Оно вам надо?
  • А дальше вода опять ведёт себя нелогично: превратившись в лёд, она вдруг вспоминает, что является «порядочным» веществом! Это проявляется тем, что при дальнейшем понижении температуры лёд начинает сжиматься, в результате чего нередко образуются трещины.
  • Достаточно часто дети задают вопрос: «Почему лёд не тонет в воде?». Как на него отвечать? Ну, во-первых, лёд имеет меньшую плотность. А, во-вторых, в нём всегда находится много пузырьков воздуха, которые тоже, в свою очередь, повышают плавучесть льда.

А ещё при замерзании вода выделяет некоторое количество растворённых в ней газов и солей. Считается, что полученный лёд вообще не содержит посторонних примесей, а при переходе его в жидкое состояние якобы получается вода по всем свойствам сопоставимая с природной талой водой.

Вряд ли это так, а потому не стоит тратить время на сомнительные эксперименты по самостоятельной очистке воды. Нужно просто как можно скорее заказать фильтр под мойку нашего производства. Тогда у вас всегда будет питьевая вода, которая является таковой не по статусу, а по сути!

Ждём ваших комментариев и лайков, за которые заранее благодарны!

Источник

а) вода прозрачна

б) вода бесцветна

в) вода является растворителем

Татья­на Ьелов­а
[125K]

5 лет назад

Ответ а), т. е. – вода прозрачна. Именно эта прозрачность позволяет нам наблюдать в случае с ложкой так называемый “эффект сломанной ложки” – оптическую иллюзию, вызванную различием преломления света в воде и в воздухе. Различный коэффициент преломления световых лучей делает ложку визуально “сломанной” на границе двух сред – воды и воздуха.

Вот, даже не поленилась сделать фото, иллюстрирующее данный эффект:

Погружённая в стакан с водой ложка выглядит сломанной.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Безусловно, и свойства воды обозначенные под буквами “б” и “в” тоже имеют место быть, но проявляются они по другому нежели показано на рисунке.

Здесь мы явно видим подтверждение свойству воды указанному под буквой “а” – вода прозрачна. Настолько что похожа на линзу и преломляет изображение.

Вода прозрачная – это можно увидеть не только на примере стакана с ложкой, но и если подойти к любому чистому водоему.

Благодаря этому свойству воды мы можем наблюдать дно пруда, реки, озера и моря, опять же повторюсь, что водоем должен быть чистым, в грязной воде ничего не видно.

Ладле­н
[252K]

2 года назад

В данном случае нужно внимательно прочитать пояснение к вопросу. В принципе все свойства представленные в пояснении у воды есть. Но в нашем случае мы видим ложку в стакане воды, а значит вода прозрачная. И поэтому подходит пункт а).

lady v
[627K]

4 года назад

Из перечисленных вариантов ответа правильным будет, конечно, вариант с прозрачностью. Вода прозрачная и потому мы имеем возможность видеть опущенные в нее предметы. Впрочем, тесно с этим свойством стоит другое свойство воды – ее бесцветность, которое отдельно не подразумевает прозрачности воды, но зато делает возможной обладание водой прозрачностью. Ведь если бы вода имела цвет, ее прозрачность резко бы уменьшилась и мы бы могли и не увидеть опущенную в воду ложку. Ну а вообще, конечно, опущенная в воду ложка или палка служит прекрасной иллюстрацией преломления света на границе раздела двух сред.

mycha­nge
[70.8K]

2 года назад

В первую очередь мне пришел в голову ответ о свойстве воды преломлять свет, обычно эксперимент с опущенной в воду ложкой говорит именно об этом.

Но преломление света, проходящего через воду, возможно только благодаря другому качеству воды, которое есть в предложенных вариантах ответов, а именно – прозрачность. Правильный ответ – а).

Красн­ое облак­о
[217K]

2 года назад

На мой взгляд единственно верным ответом будет ответ о прозрачности воды (пункт “А” в вопросе).

Вода таки прозрачна и это хорошо видно если в неё опустить ложку.

Конечно речь идёт о чистой воде, не обязательно питьевой, но чистой.

Что вода прозрачна. А вообще по закону физики насколько я помню там присутствует закон преломления.

Знаете ответ?

Источник