Обмен продуктами какая сфера

Билет № 5
Производство, распределение, обмен, потребление.
Движение богатства идёт по такому кругу: производство – распределение – обмен – потребление.
Исходным является непосредственное производство – процесс создания полезного продукта. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению общественных потребностей.
Распределение выявляет долю каждого человека в созданном богатстве. Такая доля зависит в первую очередь от количества создаваемых благ, подлежащих рапределению. Так, когда создаётся очень мало продуктов, обычно вводится уравнительное распределение продуктовпитания по низким нормам. Таким способом хотя бы минимальным количеством пищи обеспечивают каждого жителя страны.
Доставшиеся при распределении продукты зачастую нельзя израсходовать для личного потребления, когда люди нуждаются в совершенно других благах.
Тогда происходит обмен – процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие.
Потребление означает использование людьми материальных благ для удовлетворения своих потребностей. Полезные вещи исчезают в процессе потребления, в силу чего их требуется воспроизводить.
ОБМЕН:
Обмен – фаза в экономике общественного воспроизводства, связывающая производство с распределением и потреблением.
Обмен – акт, в котором участвуют как минимум две стороны и каждая из сторон желает получить от другой стороны некоторый продукт. Для совершения обмена необходимо, чтобы каждая сторона:
– располагала чем-то, представляющим ценность для другой стороны;
– желала совершить обмен с другой стороной;
– была свободна в выборе: вступать в обмен или нет;
– была в состоянии осуществлять коммуникации и доставку своего продукта.
ПОТРЕБЛЕНИЕ:
Потребление – заключительная фаза процесса воспроизводства, состоящая в использовании продукта труда в процессе удовлетворения потребностей человека, производства и непроизводственной сферы общества.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ:
Распределение – в экономике – разделение благ между субъектами с предоставлением каждому из них определенной части.
Распределение, как фаза общественного воспроизводства, связывает производство и потребление.
ПРОИЗВОДСТВО:
Производство – процесс превращения ресурсов в готовую продукцию. В процессе производства используются средства производства.
Формы производства: от натурального крестьянского хозяйства до современного предприятия, выпускающего крупносерийную продукцию.
Непрерывность воспроизводства порождена совпадение производства и потребления: «производство есть потребление, потребление есть производство» (К. Маркс). Это значит, что всякое производство есть потребление, а всякое потребление есть производство. Но их совпадение является не метафизически тождественным, но диалектически противоречивым, т. е. во взаимообусловленных, но разных отношениях. Противоречивость производства и потребления порождена противоречивостью, которые по отношению к предыдущему процессу производства выступают его результатом, а по отношению к последующему его предпосылкой. Продукт – диалектическое тождество результата и предпосылки. Результат «процесса производства столь же неизбежно принимает вид его предпосылок, как его предпосылки вид его результата». Поэтому производство результатов есть потребление предпосылок, а потребление предпосылок есть производство результатов.
Единый процесс общественного производства диалектически дифференцируется соответственно качеству и числу классов общественных продуктов. Поэтому оно выступает как диалектически противоречивое единство четырех форм производства. Эти наиболее фундаментальные, инвариантные для всякого механизма общественного развития формы целесообразно называть сферами производства, каждая из которых объединяет в себе однородные по конечному результату отрасли и виды деятельности. Сферы производства: первая и определяющая – сфера материального производства, результат которого – вещи. Вторая – сфера организационного производства, результат которого – организации, организованные общественные отношения. Третья – сфера духовного производства, результат которого – информация, выражающая содержание общественного сознания. Четвертая – сфера производства человека, результат которого – люди, население. Четыре сферы производства диалектически противоположны и едины. Едины они в том, что производство одного продукта требует потребления предпосылок всех четырех классов. Поэтому в каждой сфере вместе с производством основного продукта воспроизводятся все другие продукты, но по-разному.
Производство – это главное звено воспроизводства. Между производством и потреблением существует сложная связь. При всей важности производства оно имеет смысл лишь тогда, когда служит потреблению. Потребление образует цель и одновременно движущий мотив производства. Появление потребления в решающей степени обусловлено самим производством. Распределение и обмен являются связью между производством и потреблением, образуют своеобразный механизм их взаимодействия. Все эти стадии не существуют сами по себе, изолированно друг от друга, а образуют части единого целого. Производство – исходный пункт, с которого начинается все движение. Распределение все входит в производство в виде распределения средств производства и собственно членов общества по сферам и отраслям производства, экономическим регионам, предприятиям. В то же время распределение решает проблему: что делить и как делить. Обмен является связью между производством и распределением, с одной стороны, и потреблением – с другой. Обмен, как и распределение, совершается и в самом производстве, и вне его, представляя собой самостоятельную функцию в движении продукта. Потребление является завершающей стадией движения продукта. Именно здесь реализуется его потребительная стоимость. Потребление бывает двух видов: производственное потребление – сжигание угля в паровом двигателе, – и личное потребление, в процессе которого пища, одежда, жилье, предметы культурно-бытового назначения используются человеком для удовлетворения своих потребностей.
Источник
Сферы обмена – это эвристический инструмент для анализа торговых ограничений в обществах, которые управляются на уровне общин и где ресурсы общедоступны. Товары и услуги определенных типов относятся к разным ценностным категориям, и применяются моральные санкции для предотвращения обмена между сферами. Это классическая тема экономической антропологии .
Пол Боханнан разработал эту концепцию применительно к тиву Нигерии, который, как он утверждал, имел три сферы обмена. Он утверждал, что в каждой сфере можно обменивать только определенные виды товаров; в каждой сфере была своя собственная форма денег. Этот термин также используется в отношении экономики дарения . Аналогичным образом, модель «двойной экономики» Клиффорда Гирца в Индонезии и модель «моральной экономики» Джеймса С. Скотта выдвинули гипотезу о различных сферах обмена, возникающих в обществах, недавно интегрированных в рынок; оба выдвинули гипотезу о продолжении культурно упорядоченной «традиционной» сферы обмена, устойчивой к рынку. Гирц использовал сферу, чтобы объяснить крестьянское самодовольство перед лицом эксплуатации, а Скотт – для объяснения крестьянского восстания. Эту идею, наконец, подхватили Джонатан Парри и Морис Блох , которые утверждали в работе «Деньги и мораль обмена» (1989), что «транзакционный порядок», посредством которого происходит долгосрочное социальное воспроизводство семьи, должен быть сохранен. отдельно от краткосрочных рыночных отношений.
Введение денег в общинные общества, где существуют эти ограничения сферы обмена, может нарушить распределение ресурсов, создавая путь для обмена, который не учитывается в существующих ограничениях. Однако в некоторых обществах деньги более или менее успешно интегрировались в сферы обмена.
Тив сферы обмена
Понятие сфер обмена было введено Полом Боханнаном и Лаурой Боханнан при анализе их полевой работы с Тив в Нигерии. Боханнаны обсуждают три типа ранжированных объектов обмена, каждый из которых ограничен своей отдельной сферой обмена; в идеале объекты не перемещаются между сферами. Сфера жизнеобеспечения включала в себя такие продукты питания, как ямс, зерно, овощи и мелкий домашний скот, а также столовые приборы, сельскохозяйственные инструменты и инструменты для приготовления пищи. Вторая сфера богатства – это латунные прутья, скот, белая ткань и рабы. Третьей и самой престижной сферой были родственницы женского пола. “Называя эти различные области обмена сферами, мы подразумеваем, что каждая из них включает товары, которые не считаются эквивалентными этим товарам в других сферах и, следовательно, в обычных ситуациях не подлежат обмену. Каждая сфера представляет собой разную вселенную объектов. Различный набор предметов моральные ценности и разное поведение можно найти в каждой сфере “. В результате считается аморальным использовать предметы престижа для покупки товаров из более низкой сферы.
Подобные примеры сфер обмена были отмечены Фредериком Бартом среди меха Судана; Раймонд Ферт среди Тикопии в южной части Тихого океана; Бронислава Малиновского на Тробрианских островах у Новой Гвинеи среди других.
Почему сферы обмена?
Ряд авторов подчеркивают, что сферы обмена созданы для того, чтобы защитить товары для жизни от монополизации нескольких членов группы, которые контролируют объекты богатства. Блох и Парри поочередно формулируют это для рыночных обществ; там, где были введены универсальные деньги, вводятся моральные запреты, запрещающие их использование в семье. Семья, которая отвечает за долгосрочное социальное воспроизводство индивидов и группы, должна быть защищена от краткосрочной морали рыночного обмена.
Боханнан и Далтон утверждают, что эти общественные ограничения существуют в традиционных эгалитарных обществах, чтобы препятствовать накоплению богатства несколькими людьми в ущерб общине. Торговые ограничения, не позволяющие обменивать предметы богатства, находящиеся в руках немногих, на другие виды товаров, гарантируют наличие предметов первой необходимости для всех членов группы. Силлитоэ добавляет, что высоко ценимые предметы «богатства» (такие как латунные стержни в примере Tiv) не производятся на местном уровне, поэтому политически амбициозные лидеры не могут наращивать производство этих товаров, тем самым поддерживая эгалитарный социальный порядок.
Дэвид Грэбер дает историческое объяснение развития сфер обмена Tiv, в котором меньше внимания уделяется сохранению общинной жизненной сферы, а больше – развитию западноафриканского рабства голландскими и португальскими купцами. В том же духе Джейн Гайер утверждает, что отказ от конвертации предметов между сферами обмена на местном уровне имеет смысл с точки зрения региональной экономики торговли между этническими группами. Например, Тивы отказались переоборудовать латунные прутья для пропитания в этом районе, потому что они копили свои запасы для преобразования в сторону прав людей с группами на Севере. С этой точки зрения Tiv не отказывался от конвертации между сферами, а просто участвовал в долгосрочной торговле, где конвертация принесла бы наибольшую прибыль.
Влияние денег на сферы обмена
Боханнанцы отмечают, что в некоторых сферах определенные виды предметов (например, латунные стержни) могут служить одной из классических функций денег, эталоном стоимости предметов в этой сфере обмена. Введение (колониально производимых) денег общего назначения привело, как они утверждали, к универсальному стандарту ценности во всех сферах обмена, который разрушил барьеры между ними. Большинство последующих дебатов было сосредоточено на влиянии денег на различные сферы обмена.
Хотя деньги действительно разрушили сферы обмена Tiv, приводились и другие случаи, когда деньги были социализированы; то есть, когда характеристика денег как универсальной единицы обмена была подорвана и не позволяла осуществлять обмен между сферами.
Моральная экономика
Английский историк Е. П. Томпсон писал о моральной экономии бедных в контексте массовых продовольственных бунтов в английской деревне в конце восемнадцатого века. По словам Томпсона, эти беспорядки в целом были мирными актами, демонстрирующими общую политическую культуру, основанную на феодальном праве «устанавливать цену» на основные товары на рынке. Эти крестьяне считали, что традиционная «справедливая цена» более важна для общины, чем «свободная» рыночная цена, и наказывали крупных фермеров, которые продавали свои излишки по более высоким ценам за пределами деревни, в то время как в деревне все еще оставались нуждающиеся. Таким образом, моральная экономика – это попытка уберечь альтернативную сферу обмена натуральными товарами от проникновения на рынок. Представление о некапиталистическом культурном менталитете, использующем рынок в своих целях, было связано с натуральным сельским хозяйством и необходимостью страхования жизни в тяжелые времена.
Двойная экономика
Модель «двойной экономики» была разработана голландским колониальным экономистом Дж. Х. Боке, а затем расширена и популяризирована антропологом Клиффордом Гирцем в работе «Сельскохозяйственная инволюция: процесс экологических изменений в Индонезии». Тезис Бёке о «двойной экономике» утверждал, что голландский капитализм никогда не проникал в «исконную» экономику Индонезии ( Нидерландская Ост-Индия ); местная экономика формировалась и формировалась докапиталистической культурой и, таким образом, оставалась встроенной в «социальные», а не «экономические» потребности. В ранних дебатах с либеральными экономистами (дебаты, которые позже были воспроизведены субстантивистскими и формалистскими экономическими антропологами в 1960-х годах) он выступал за создание новой субдисциплины, колониальной экономики, которая не основывалась на универсальных моделях экономического человека. Однако модель Бёке служила колониальным интересам, подчеркивая экономическую рациональность Запада и ставя индонезийцев в подчиненное эволюционное положение: они еще не стали цивилизованными. Гирц утверждал, что колониализм «стабилизировал и усилил двойную экономическую модель капиталоемкого западного сектора и трудоемкого восточного сектора, быстро развивая первый и строго стереотипируя второй». Интерпретация Гирцем экономической рациональности яванских крестьян как статичной, изнеженной внутри закрытого корпоративного сообщества и изолированной от капиталоемкой колониальной экономики все чаще подвергается сомнению. Критики утверждают, что Герц игнорирует то, каким образом «традиционная» яванская экономика была включена в колониальный капиталистический режим и использовалась им.
Социальный, культурный и экономический капитал
Капитал может быть либо экономическим богатством в форме денег или собственности, либо чем-то, что ценится в социальном или культурном контексте. Капитал можно использовать для влияния на других людей.
Ноты
Источник
В целом производство — это деятельность общества, направленная на удовлетворение своих потребностей. Можно выделить 4 этапа производства, первым из которых будет выступать производство в узком смысле этого слова:
1) Производство — это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.
* Существуют различные подходы к классификации. Например, производство разделяют на материальное и нематериальное, отдельно выделяя сферу услуг. При другой классификации разделение производится только на два вида: материальное и нематериальное производства, в каждом из которых происходит разделение на производство товаров и услуг.
Товар — продукт труда (материальный, т.е. вещь) произведённый для продажи на рынке.
Услуга — результат деятельности, направленной на удовлетворение определённых потребностей общества и предлагаемой на рынке. Не имеет материального выражения, реализуются и потребляется в процессе осуществления этой деятельности.
2) Распределение — это разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве.
Может рассматриваться как в узком смысле (между отдельными лицами, участвующими в производстве товара/услуги), так и в широком смысле (в экономике в целом, с учётом перераспределения с участием государства).
3) Обмен — это процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт (бартер).
4) Потребление — заключительная стадия производства, в процессе которой произведённый продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление краткосрочной продукции).
Сферы производства, распределения, обмена и потребления как фазы единого процесса производства не только следуют друг за другом, но и взаимопроникают друг в друга.
В производстве задействованы средства производства:
Предмет труда — вещество природы, преобразуемое в процессе трудовой деятельности и/или информация, перерабатываемая в процессе интеллектуальной деятельности. Например, дерево, из которого создаётся мебель или статьи журналистов, проверяемые редактором журнала. Предмет труда, уже изменённый человеком, но требующий дальнейшей обработки (не конечное изделие, а используемое для последующего создания товара) называется сырьём.
Средства труда — то, с помощью чего осуществляется производственная деятельность, инструменты деятельности. Например, станки на предприятии.
Создание товаров/оказание услуг обычно разделяется на несколько этапов (может быть и непрерывным процессом). Такие этапы называются производственными циклами.
Производственный цикл — период пребывания предметов труда в производственном процессе с начала изготовления до выпуска готового продукта.
Леон Вальрас (1834−1910) — французский экономист, лидер лозаннской школы маржинализма.
Профессор Лозаннского университета, кафедра политической экономии (1870).
Изучением его творчества занимаются Центр междисциплинарных исследований Вальраса — Парето, Международная ассоциация Вальраса и Центр Огюста и Леона Вальрасов.
Основатель концепции общего экономического равновесия. Впервые ввёл наиболее общие критерии рыночного равновесия, ввёл понятия 4 рынков: труда, капитала, финансовый, потребительских благ и услуг.
Закон Вальраса гласит, что стоимость требуемых экономикой товаров равна стоимости продаваемых товаров.
Разработал концепцию предельной полезности, полезности, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.
Считал использование математических методов обязательным элементом экономической науки, представитель математической школы в экономике.
Основные произведения: «Элементы чистой политической экономии» (1874), «Этюды социальной экономии» (1896), «Этюды прикладной политической экономии» (1898).
Чистая политическая экономия — это, по существу, теория определения цен при гипотетическом режиме совершенной свободной конкуренции. Она является разделом прикладной экономической теории, исследующей, всегда ли режим свободной конкуренции является наилучшим.
Аналогично, если существует определённая чистая экономическая теория, она должна предшествовать прикладной экономической теории; и эта чистая экономическая теория есть наука, во всех отношениях подобная наукам физико-математическим… Если чистая экономическая теория или теория обмена и меновой ценности, т. е. теория общественного богатства, взятая сама по себе, есть физико-математическая наука, подобно механике или термодинамике, тогда экономисты не должны бояться использовать методы и язык математики.
Совершенное или общее равновесие рынка имеет место лишь в том случае, если цена двух каких-либо товаров, одного в другом, равна отношению цен и того и другого в каком-либо третьем (товаре).
Источник