Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт thumbnail

  Цели работы:

1. Познакомить учащихся со свойствами воды.

2. Пробудить интерес и любовь к окружающей природе.

3. Усилить мотивацию к  учебной добровольческой деятельности без приказов, заинтересовать

    детей. 

4. Воспитывать чувство коллективизма, позитивное отношение к окружающему миру.

Задачи:  1.  Познакомить, как опытным путём можно установить некоторые свойства воды: 

                      бесцветность, прозрачность, плохую теплопроводность, способность воды растворять  

                      вещества.

                 2. Учить детей наблюдать, экспериментировать.

                 3. Отработать основные навыки планирования.

                 4. Изучить литературу по теме, отработать навыки анализа и выделения главного в литературе.

                 5. Творчески подходить к проблемной ситуации.

                 6.Отработать умения структурировать информацию.

Ушедший 2011 год – год великого русского человека, учёного, гражданина России Михаила Васильевича Ломоносова.

Это Александр Сергеевич Пушкин сказал о Ломоносове: «Он был первым нашим университетом». Перечислить всё сделанное великим человеком представляет сегодня немалую трудность.       

Михаил Васильевич Ломоносов – это первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного литературного языка, художник, историк, энциклопедист, химик. Он заложил основы термодинамики, науки о стекле. Ломоносов  астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог. Разработал проект Московского университета, который назван в его честь.

 Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Заложил основы физической химии, выдвинул учение о цвете. Описал строение Земли. Возродил искусство мозаики и производство смальты (цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластин, которое применяется для изготовления мозаик.)

 Ломоносов был обременён множеством дел и обуреваем множеством замыслов. Он говорил так: «Хоть голова моя и много значит да руки одни».

 Есть у Ломоносова достоинства, особенно близкие сердцу русского человека. «Он был верным и преданным сыном России. И был он высоким гражданином Отечества. Умел за себя постоять и не дорожить  покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей. 

 Среди всех наук, которыми занимался Ломоносов, 1 место принадлежало химии. В 1748 году по инициативе М.В.Ломоносова была построена 1 в России химическая лаборатория, в которой он провёл более  3000 опытов.

 Мы пошли по стопам Ломоносова и создали  в этом кабинете свою химическую лабораторию. 

Изучая в 3 классе окружающий мир, мы узнали, что явления, в результате которых меняется форма, размер тела, происходит перемещение тела в пространстве, учёные называют физическими. Например, можно из одного большого пластилинового шара вылепить три маленьких. Изменится число шаров и их размер, но вещество, из которого они вылеплены, останется прежним.

Явления, в результате которых происходит превращение одних веществ в другие, называют химическими.  Вчера я положил железный гвоздь в банку с водой. Что произошло с моим гвоздём? Он покрылся ржавчиной. Ржавчина по своему составу отличается от железа, это совсем другое вещество.

 Каждое тело имеет определённую форму (кусок мела, спичечная коробка, кусочек ткани). Твёрдые тела сохраняют свою форму.  Для того,  чтобы изменить форму твёрдого тела, нужно применить силу. (Демонстрирует). А вот жидкости не сохраняют свою форму. Я наливаю жидкость в сосуды разной формы.  Жидкость принимают форму того сосуда, в котором находится.

На уроках окружающего мира мы проводили много опытов,  для проведения которых нужна химическая лаборатория. Для чего нужна химическая лаборатория? (Для проведения  опытов).  Что в ней есть? Учитель показывает колбы.

Сейчас  мы хотим вам продемонстрировать другие опыты. Опыты.

Вода – самое распространённое в природе вещество.

Вода – уникальный материал для хранения и передачи информации. Последние исследования свойств воды доказывают, что вода проявляет себя как живое вещество.

Японский учёный Эмото Масару доказал, что вода обладает мощными целительными свойствами, а её структура может воспринимать и хранить огромные объёмы информации. Вода как зеркало, сохраняет информацию, которая в неё поступает. Когда вода попадает внутрь человека, животного или растения, информация передаётся в него и потом попадает в каждую клеточку нашего организма.

 Эмото Масару сфотографировал очень много кристаллов воды, оказывая на неё различное влияние. Посмотрите фрагмент фильма. Красивые кристаллы, нежные, хрупкие, светлые, кроме последнего,  который слушал тяжёлый рок – это тяжёлая музыка. А вот так выглядит кристалл воды, который подвергся нападению мобильного телефона. Его звонок настолько не понравился воде, что на  кристаллах  образовались  агрессивные тёмные пятна. 

  А я хочу рассказать о святой воде. Рассказ ученицы о свойствах святой воды.  

  Вода обладает памятью. Исследования учёных доказывают, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Вместе со словами положительного содержания мы передаём   ей благоприятное состояние, и при замерзании в ней образуются красивые кристаллы. Наши добрые слова дают воде положительную энергию. На слайдах мы сейчас увидим, как меняются кристаллы воды в   зависимости от того, что мы ей говорим. Показ слайдов. Вам нравятся кристаллы?

                                                                            Так давайте говорить друг другу только приятные, добрые, ласковые, хорошие слова!

   Звучит произведение Слонимского “Под дождём мы поём”. Исполняет на пианино ученица класса. Какие картины природы вы себе представили?  

   Вы знаете, что вода, как и всякая другая жидкость, текуча. Она принимает форму того сосуда, в который её налили. Попробуем с помощью опытов установить и другие свойства воды.

  Опыт №1. В миску с чистой водой мы бросаем монетку. Ваня подойди и брось монетку. Ты видишь её? Какое свойство воды позволяет видеть нам эту монетку на дне миски? Вода –  прозрачное     бесцветное вещество.

Опыт№2. У воды есть одно важное свойство – теплопроводность. Теплопроводностью называется свойство тел и веществ передавать тепло. Проделаем опыт. Нальём в пробирку воды и начнём нагревать её пламенем спиртовки, взяв пробирку за донышко.  Вскоре вода в пробирке закипит. Но только в том месте, где её нагревали, а в нижней части пробирки она по – прежнему будет холодной.

Что мы узнали из этого опыта? Вода плохо проводит тепло.

Опыт №3. Мы насыпали в стакан с водой немного соли. Размешали соль в воде. Что произошло? Вода в стакане осталась прозрачной и бесцветной. Попробуйте воду на вкус. Она стала какой? Солёной. Значит, соль не исчезла, а растворилась в воде.  Мы получили раствор соли.

Читайте также:  Какими веществами обусловлены бактерицидные свойства молока

Насыплем  в воду немного песка, размешаем воду. Что вы видите? Песок не растворился в воде.

Положим в стакан с водой немного кристалликов марганцовки и размешаем воду. Какого цвета стала вода? Марганцовка растворилась или нет? Да! Молекулы марганцовки, которые придали розоватый цвет воде, равномерно  распределились между молекулами воды, так же как и молекулы соли. 

Теперь попробуем растворить в воде глину. Положим ложку глины в стакан с водой. Размешаем. Что замечаем? Вода поменяла цвет, на дне стакана осадок (глина). Глина плохо растворяется в воде.

С помощью опытов мы установили, что одни вещества хорошо растворяются  в воде, другие – плохо, а третьи почти не растворяются. Вода с растворёнными в ней веществами называется раствором. 

Опыт №4. Нальём подкрашенную воду в колбу с длинной трубкой. Отметили место на трубке, до которого дошла вода. Будем нагревать воду. Что мы видим? Вода в трубке поднялась выше нашей метки.  Теперь поставим колбу остывать. Что произошло? Вода в трубке опустилась ниже метки.   

Все твёрдые и жидкие вещества при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. Мы это доказали на примере воды.

Вода, как и все окружающие нас вещества, состоит из атомов. Атомы объединены в молекулы.  В твёрдых, жидких и газообразных веществах молекулы располагаются по – разному.

Мы покажем вам, как расположены молекулы в этих веществах. Ученики наглядно показывают расположение атомов в разных веществах. 

  А теперь представьте, что каждый ученик нашего класса – это молекула. Молекулы нашего класса тесно связаны друг с другом, нас не сломить. А кто попытается изменить наш класс, тому надо приложить значительные усилия. Наш класс «Апельсин. Он один и не делим». 

Источник

Занятие для младших школьников «Свойства воды»

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления обучающихся со свойствами воды, обучения умению определять по свойствам возможность употребления воды в пищу; способствовать развитию наблюдательности, умений сравнивать и делать выводы.

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт

Воспитательные результаты:
– результаты первого уровня: приобретение учащимися знаний о способах нахождения и обработки информации;
– результаты второго уровня: развитие бережного отношения к воде как важнейшей составляющей жизни человека.
Оборудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) для педагога и каждого ученика; пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой, бумажный фильтр, штатив на каждый стол; толченый мел, песок, кристаллы медного купороса и марганцовки.

Ход работы

I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
– О том, какое вещество мы будем сегодня изучать, вы узнаете из загадки:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды).
– Тема нашего занятия – вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды.
II. Практическая работа.
Опыт 1.

Какова прозрачность воды?
– Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?
– В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода прозрачна.

Опыт 2.
Какого цвета вода?
– На столе у вас лежат разноцветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
– Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая? Желтая? Красная? Белая? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок.)
– Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Каков же цвет воды?
Вывод: вода бесцветна.

Опыт 3.
Каков запах воды?
– Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
– А чем пахнет чистая вода? Понюхайте ее и сделайте вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4.
Вода – растворитель.
– Насыпьте в один стакан с водой соли или сахара, а в другой – столько же глины или измельченного мела. Помешайте воду.
– Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).
Вывод: вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
– Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?
Педагог готовит три раствора: первый стакан – медный купорос, второй – марганцовка, третий – напиток в порошке.
– Вода растворила все кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для употребления в пищу (напиток).

Опыт 5.
Можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?
– Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.
– Фильтр – это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.
– Какая это часть круга? (Это четвертая часть.)
– Сколько таких частей в круге? (В круге четыре части.)
– Отделите три части в одну сторону, а одну часть – в другую. Вставьте в воронку.
– По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки применяются более совершенные фильтры, чем наш.
Вывод: нерастворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

Опыт 6.
Что происходит с водой при нагревании и охлаждении?
– Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.
– Почему?
– Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.
– Как вы это объясните?
Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении – сжимается.

Опыт 7.
– Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)
– Что произойдет с водой, если наклонить поверхность? (Вода стекает под уклон.)
– Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
– Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?
Вывод: вода течет (свойство – текучесть).
– Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
– Понравилось ли вам занятие? Что нового вы узнали? Изменилось ли ваше отношение к воде после занятия? (Ответы детей.)
– Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, в том числе человек. Поэтому воду – наше главное богатство – надо беречь!

Читайте также:  Какие полезные свойства гречишного меда

Рекомендуем посмотреть:

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт
Кроссворд с ответами для учащихся 3 – 4 класса

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт
Внеурочное занятие по окружающему миру 3 класс. Конспект

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт
Внеурочное занятие по окружающему миру, 3 класс. Кто на болоте живет?

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт
Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе. Конспект

Похожие статьи:

Урок КВН по окружающему миру, 3 класс

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России

Рассказ про плотву, 3 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Задачи:

  • показать детям, что плавать или тонуть предметы
    могут в различных жидких средах;
  • доказать опытным путем, что вода может быть
    сильной;
  • познакомить со свойствами воды;
  • наглядно показать круговорот воды в природе;
  • объяснить значение воды для мира живой природы.

Введение в тему “Подводная лодка из
яйца”

Цель: вызвать у детей желание продолжить
опыты с водой, систематизировать знания о
свойствах воды, познакомить детей с некоторыми
неизвестными им свойствами воды и их
практическим применением в обыденной жизни.

Наполняем чистой водой половину литровой
банки. Опускаем в нее сырое яйцо.

Во второй банке разводим до 5 столовых ложек
поваренной соли на 0,5 л воды (очень насыщенный
раствор).

Выливаем медленно насыщенную солью воду в
банку, где лежит на дне яйцо. Что происходит???
Яйцо постепенно начинает подниматься на
поверхность – всплывать.

Вспоминаем с детьми, что в море на воде
держаться гораздо легче, чем в бассейне. Почему?
Потому что в море вода соленая, а в бассейне –
нет. Говорим, что воду в речках, озерах, прудах
называют пресной.

Вывод: Соленая вода тяжелее, чем пресная,
поэтому плавать в море легче, чем в реке. Яйцо
всплывает, потому что вода стала тяжелой из-за
раствора соли.

Опыт 1: “Плавучесть предметов в разных средах”

Что произойдет, если в банку с соленым
раствором добавить еще воды?

– Жидкость перемешалась.

Вспоминаем с детьми, что пуговица, когда мы ее
опускали на воду, тонула.

– Что произойдет, если в банку с соленой водой
опустить пуговицу?

Предположения детей:

– Яйцо в соленой воде всплыло, значит, пуговица
будет плавать.

Опускаем пуговицу на поверхность воды,
действительно, не потонула – осталась на
поверхности воды.

– Что произойдет, если взять растительное масло
и добавить в эту же емкость воды?

Проверяем опытным путем, масло остается в
банке над водой. Пробуем перемешать, масло
разделяется на шарики, но с водой не смешивается
и снова поднимается на поверхность. Опускаем
пуговицу, Она остается на граничном слое масла с
водой.

– А если воду добавить в жидкость для мытья
посуды? Как поведет себя пуговица в этом случае?

В банку с жидкостью для мытья посуды наливаем
воды, слой воды остается сверху. Пуговица
задержалась на граничном слое, а потом упала на
дно банки.

Перемешается ли жидкость для мытья посуды с
водой? Пробуем помешать ложечкой. Да, все
перемешалось, получился мыльный раствор.

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт

Вывод: есть жидкие вещества, которые
смешиваются с водой, есть, которые не
смешиваются.

Все зависит от плотности и растворимости этих
веществ

В разных веществах одинаковые предметы могут
плавать или тонуть. Это зависит от плотности
предмета и вещества.

Опыт 2: “Растворяется или нет?”

Для проведения опыта берем кипяченую воду и
пищевые продукты. Вспоминаем правила поведения в
мини-лаборатории.

Предлагаю детям проверить растворимость
некоторых веществ. Для проведения опыта готовим
стаканчики с порошком какао, листьями чая,
сахарным песком, солью, мукой… А также ложечки,
чашечки с водой.

Воду дети выливают в стаканчики с выбранным ими
веществом, тщательно размешивают и наблюдают за
результатом.

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт

Вывод: есть растворимые (сахар) и
нерастворимые (листья чая) в воде вещества, есть
вещества частично растворимые (порошок какао).
Некоторые вещества придают воде вкус и запах.

Рассказать детям о силе воды, предложить
провести опыты по ее исследованию:

Опыт 3: “Водяная мельница”

Дети по схеме в свободной деятельности
изготавливают вертушку, которая работает по
принципу мельницы, затем проделываем опыт: льем
воду на вертушку и наблюдаем за ее вращением.
Выясняем, почему вертушка вращается (лопасть
вертушки сделана под углом, вода толкает ее и
перемещает, под струю попадает другая лопасть,
она вращается). Дети делают вывод: падающая
вода обладает силой и надо увеличить поток воды,
чтобы вращение шло быстрее.

Рассказать о применении этого свойства воды
при получении электричества, на мельницах…

“Чудесные спички”

Берем 5 спичек. Надламываем их посередине.
Сгибаем под углом и укладываем на блюдце, уголком
к середине.

На место сгиба каждой спички капаем шприцом
несколько капель воды.

Наблюдаем. Что происходит? Сгибы начинают
расправляться, соединяя концы спичек друг с
другом, образуя звезду. Почему?

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт

Вывод: Волокна дерева впитывают влагу, дерево
набухает. Волокна, которые не сломались, начинают
“толстеть” и расправляются.

Опыт 4: “Вода вверх ногами”

Наполняем наполовину водой детское ведерко.
Привязываем к ручке веревку и начинаем быстро
раскручивать ведерко в вертикальной плоскости.

Что происходит? Даже когда ведро находится над
головой перевернутым, вода из него не выливается.
Почему?

Вывод: Вращаясь, вода прижимается к стенкам и
дну ведерка и поэтому не может вылиться. Если
скорость вращения недостаточная, может
получиться холодный душ.

Опыт 5: “Батискаф”

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт

Говорим с детьми об исследованиях жизни в
водоемах, о подводных лодках и водолазах, о
батискафах исследователей. Предлагаю проверить
волшебство, как можно выйти сухим из воды? Это
возможно?

В емкость с водой опускаем лодку – крышечку
пузырька. Предварительно вспомнив – поплывет
или потонет и почему. В лодку помещаем водолаза –
кусочек сахара. Водолаз должен опуститься на
“дно морское” и не промокнуть!

Накрываем строго вертикально нашу лодку сверху
перевернутым вверх дном стаканом и постепенно
опускаем стакан вниз, на дно. О ЧУДО! Лодка тоже
опускается на дно! А теперь аккуратно, не
торопясь поднимаем стакан к поверхности и
снимаем его с поверхности воды – водолаз в лодке
остался, благодаря батискафу, сухим!

Опыт 6: “Круговорот воды в природе”

Известно, что вода на Земле постоянно
циркулирует: поднимается в виде пара вверх, а
затем, остывая, падает на землю в виде осадков.
Как же это происходит?

Читайте также:  Какими свойствами обладают буферные растворы

В банку наливаем горячую воду. Подкрашиваем.
Берем сухое блюдце. Дети трогают его, проверяя,
что оно действительно не оставляет мокрых пятен
на пальцах.

Накрываем блюдцем и ждем некоторое время,
наблюдая, как пар от воды в банке поднимается
вверх. Что с ним происходит дальше?

Снимаем блюдце. Чудо-блюдце стало мокрым, вода
собралась на нем крупными каплями.

Вывод: Касаясь блюдца, пар охлаждается,
блюдце запотевает, на нем появляются капли воды.
В природе, испаряясь, вода поднимается вверх,
там охлаждается и возвращается в виде осадков на
землю.

Но ведь мы не кипятим всю воду на Земле, чтобы
она поднялась вверх в виде пара. Предлагаю
накрыть стаканчиками землю в цветочных горшках
после полива цветов и пронаблюдать, что будет? А
если накрыть землю, не поливая цветок – что будет
в этом случае?

Вывод: Стаканчики “запотели” внутри, на
стенках появилась влага из-за испарения воды в
цветочном горшке. В горшке, который не поливали,
влаги на стенках стаканчика образовалось меньше
– растению необходима вода, иначе оно может
погибнуть.

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт

Опыт 7: “Движение воды через корешки растений”

Доказать, что корешок растения всасывает воду,
уточнить функцию корней растений, установить
взаимосвязь строения и функции.

Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым
красителем.

Дети рассматривают черенки бальзамина с
корешками, уточняют функции корешков. (Укрепляют
растение в почве, берут из нее влагу). Что могут
еще брать корешки из воды? Предположения детей
обсуждаются. Рассматривают пищевой краситель –
“питание”, добавляют его в воду, размешивают.
Выясняют, что будет происходить, если корешки
могут забирать не только воду (корешок должен
окраситься в другой цвет).

Через несколько дней результаты опыта дети
зарисовывают.

Вывод: корешки берут из почвы не только
воду, но и питательные вещества. Что произойдет,
если в земле окажутся вредные для растения
вещества?

Поговорить о значении соблюдения правил охраны
окружающей среды.

Опыт 8: “Вершки и корешки”

Выяснить значение воды для прорастания семян.
Что раньше появится из семени – корешок или
листик? Дети выбирают предложенные семена (горох,
фасоль, подсолнечник, тыква…), создают условия
для х прорастания – в прозрачную емкость кладут
плотно к стенкам влажную ткань или бумажную
салфетку. Между салфеткой и стенками помещаем
семена, салфетку по мере необходимости
увлажняем. Ежедневно в течение 10–12 дней
наблюдаем за происходящими изменениями: сначала
появится корешок, затем пойдут стебельки:
корешки будут разрастаться, верхний побег
увеличиваться. Почему сначала вырос корешок?
Предположения детей.

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт

Вывод: сначала появляется корешок, он питает
растение.

Опыт 9: “Изучаем непосредственно свойства
воды”

Уточнить представления детей о свойствах воды:
прозрачная, без запаха, без вкуса, не имеет
собственной формы.

Детям наливают воду в стаканчики, предлагают ее
рассмотреть. Какая вода?

Предлагаются подсказки – схемы: вкус, цвет,
запах, форма.

Повторяем правило: пробовать на вкус без
разрешения нельзя. Почему?

Имеет ли вода запах? Детям предлагается
понюхать воду. Что заметили? Сравним запах воды с
запахом напитка из ягод смородины. Делаем вывод
– напиток пахнет ягодами, а у воды запаха нет.

Имеет ли вода вкус? Пробуем воду из
стаканчика на вкус (вода кипяченая!), сравним ее
со вкусом напитка из ягод – напиток имеет вкус
смородины, а вывод: вода не имеет вкуса.

Какой формы вода? Предлагаю поочередно
налить воду в разные емкости – стаканчик с
круглым дном, баночку с квадратным дном,
ракушку… Какую форму принимает вода?

Вывод: вода текуча, принимает форму сосуда, в
который налита.

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт

Опыт 10: “Ледяная тайна”

Говорим с детьми еще об одном свойстве воды –
она может быть твердой – замерзать. Приносим в
группу льдинки и снег, выясняем, что в теплом
помещении лед и снег превращаются в воду.

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт

С прогулки приносим большой кусок льда. После
того, как все дети переоделись, опускаем его в
емкость с водой. Что происходит?

Лед не тонет! Почему, ведь лед – это та же вода,
но замерзшая.

Вывод: Плотностьльда меньше, чем
плотность воды, поэтому лед держится на
поверхности воды.

Рассказываю детям, что с наступлением холодов
холодная вода на поверхности начинает
охлаждаться и опускается вниз, где
перемешивается с остальной водой. Когда
температура всей воды достигает 4 градуса, вода с
поверхности уже не опускается и не
перемешивается с остальной, а остается тонким
слоем на поверхности. Этот тонкий слой служит
“покрывалом” для водоема, не дает морозу
сковать водоем до дна, оберегая его обитателей от
замораживания.

В свободное время наливаем в пластиковые
стаканчики (по количеству детей) воды, каждый
ребенок берет из формочки приготовленный в
морозильнике кусочек льда, проверяет – будет ли
его льдинка держаться на поверхности воды.

Опыт 11: “Через край”

Делаем в крышке пластмассового пузырька
отверстие. Ставим в отверстие соломинку для
коктейля, закрепляем ее наклонно.

В пузырек наливаем очень холодной воды,
закрываем его крышкой с соломинкой.

В емкость наливаем горячей воды, ставим в нее
подготовленный пузырек. Что произойдет? Через
некоторое время вода из пузырька начинает
подниматься и стекать по соломинке вниз.

Почему это происходит, ведь мы не доливали воды
в пузырек?

Вывод; после того, как пузырек поместили в
емкость с горячей водой, холодная вода в нем
начала нагреваться, увеличиваясь в объеме.
Поэтому из закрытого пузырька стала подниматься
по соломинке, т.к. объема ей уже не хватало.

Обратить внимание детей, что нельзя наливать в
чайник для кипячения воды до краев, нагреваясь,
она будет выливаться через край.

Опыт 12: “Фонтан”

Сделать отверстия в боковых стенках на
расстоянии 5-7см от дна пластмассовой бутылки.
Заклеить их скотчем. Налить в бутылку воды,
закрыть крышкой. Над большой емкостью аккуратно
снимаем скотч и медленно открываем крышку. Что
видим? Маленькое чудо. Если крышка закрыта, вода
не выливается через отверстия в бутылке. Когда
раскрываем крышку – “просыпается” фонтан.

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт

Вывод: когда раскрываем крышку, на
поверхность воды в бутылке с большей силой давит
воздух, поэтому вода начинает вытекать через
отверстия.

Обратить внимание детей на практическое
применение “фонтана” – можно таким способом
сделать умывальник на даче.

Далее проводятся итоговые занятия по свойствам
воды. Дети готовят рисунки и презентации по
свойствам воды, их практическому применению, о
значении воды для растений, животных, человека, о
способе сохранения водных ресурсов планеты
Земля.

Список используемой литературы

  1. А.И. Савенков Детское исследование как метод
    обучения старших дошкольников (материалы курсов
    повышения квалификации).
  2. А.И. Савенков Методика исследовательского
    обучения дошкольников.
  3. Н.М. Зубкова Научные ответы на детские почему.
  4. Н.М. Зубкова Пять тысяч – где, семь тысяч – как, сто
    тысяч – почему.

Источник