Отображение в сознании отдельных свойств каких либо объектов

Основы философских знаний
для формирования мировоззренческой позиции. Тесты с ответами (2020 год)


42.03.03
ОК-1 – способностью
использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой
позиции

1. Предметом философии является:

1)     
законы
природы;

2)     
человек
и его место в мире;

3)     
универсальные
законы бытия природы, общества, человека и фундаментальные принципы отношения
человека к миру;

4)     
законы
истории и общества.

Ответ: В

2. Примените категориальную рефлексию для
установления соответствия понятия и его определения.

Детерминизм

философское направление, которое исходит из
первичности духовного по отношению к материальному

Идеализм

философское направление, которое исходит из
первичности материального по отношению к духовному

Материализм

философские взгляды, основывающиеся на
признании самоценности человека и его прав на абсолютную свободу с целью развития
и самовыражения

Гуманизм

философское учение об объективной закономерной
причинно-следственной связи и взаимообусловленности вещей, процессов и
явлений реального мира


Ответ: 1-4,2-1,3-2,4-3

3. Впервые в центр философии ставит проблемы
человека как морального существа:

1)     
Демокрит;

2)     
Сократ;

3)     
Гераклит;

4)     
Платон


Ответ: Б

4. Зная философские
персоналии и основные этапы исторического развития философии, установите
соответствие философа и эпохи.

Августин Блаженный

Новое время

Николай Кузанский

Средневековье

Кант

Возрождение

Платон

Античность


Ответ: 1-2,2-3,3-1,4-4

5. Решите мировоззренчески ориентированное
задание: «Какое философское течение
XIX в. провозгласило тезис о том, что наука «сама
себе» может быть философией?»

1)     
марксизм;

2)     
позитивизм;

3)     
прагматизм;

4)     
неокантианство.


Ответ:
Б

6.
В широком смысле слова бытие это:

1)                  
все,
что существует;

2)                  
все,
что существует вне человеческого сознания;

3)                  
только
человеческое существование;

4)                  
все,
что обладает материальностью.


Ответ:
А

7. Используя категориальный аппарат философии,
установите соответствие между разделами философии и их центральными понятиями

Онтология

Человек

Гносеология

Практика

Праксиология

Ценность

Аксиология

Бытие

Антропология

Познание


Ответ: 1-4,
2-5, 3-2, 4-3, 5-1

8. Укажите источник содержания сознания для
материалистов

а) ощущение,

 б) объективный мир,

 в) мир идей,

г) бессознательное


Ответ: Б

9. Примените категориальную рефлексию для
установления соответствия  между категориями философии сознания и их
содержанием

Ощущение

Процесс построения в сознании человека
целостных образов предметов, ситуаций, событий, действующих в данный момент
на органы чувств

Восприятие

Отображение в сознании отдельных свойств каких
либо объектов

Представление

Образы предметов, ситуаций, событий,
возникающие и удерживаемые в сознании вне непосредственной чувственной
поддержки


Ответ: 1-2, 2-1,3-3

10. Гносеология — это учение о…

1)     

ценностях,
об их происхождении и сущности

2)     

развитии
вселенной

3)     

бытии
как таковом

4)     

сущности
познания, о путях постижения истины


Ответ: Г

11. Установите
соответствие между видами познания, их главными ценностями и инструментами

Обыденное

Истина

Откровение

Художественное

Бог

Рациональные
методы

Религиозное

Красота

Здравый
смысл

Философское

Мудрость

Категориальная
рефлексия

Научное

Польза

Образная
выразительность

Ответ:
1-5-3, 2-3-5, 3-2-1, 4-4-4, 5-1-2

12.
Решите мировоззренчески ориентированную задачу: отметьте наиболее правильную
трактовку закона в гносеологическом аспекте:

1)                             
утверждения,
имеющие общезначимый сигнал;

2)                             
одно
из воплощений в природе и обществе мирового разума;

3)                             
форма
абстрактного мышления, организующего эмпирические данные;

4)                             
логическое
выражение общих, необходимых, устойчивых, существенных, повторяющихся связей
предметов и явлений мира.


Ответ: Г

13.Используя категориальный аппарат
философии, установите, в
какой из картин мира знания фиксируются в виде точных понятий:

1)   
научной;

2)   
религиозной;

3)   
философской;

4)    художественной.


Ответ: А

14. Укажите, что означает антропный принцип в
современной научной картине мира

а) центральное положение
человека в мире

б) человек как высшая
ценность познания

в) необходимое появление
человека в ходе глобальной эволюции Вселенной

г) признание человека
мерой всех вещей


Ответ:
В

15.
Укажите, благодаря какой причине эволюционирует общество как саморазвивающаяся
система

а) воздействию
географической среды;

б) научным знаниям,

в) смене религиозных
верований;

г) противоречиям
материального производства и столкновениям интересов людей


Ответ: Г

16. Установите последовательность этапов
общественного развития, используя методологическое значение категории
«общественно-экономическая формация»

1)     
рабовладельческое
общество

2)     
капиталистическое
общество

3)     
первобытное
общество

4)     
социалистическое
общество

5)     
феодальное
общество


Ответ: В,А,Д,Б,Г

17. Решите мировоззренчески ориентированную
задачу и определите, что является критерием исторического прогресса в теории
технологического детерминизма

1)     
состояние
морали;

2)     
способ
производства;

3)     
уровень
демократии в государстве;

4)     
развитие
науки и техники.


Ответ: Г

18.
Человек с позиции философии – это:

1)     
субъект
культуры;

2)     
продукт
обстоятельств;

3)     
образ
и подобие бога;

4)     
ступень
развития «царства природы».


Ответ:
А

19. Используя исторический метод философского
познания действительности, установите последовательность этических учений

1)     
этика
добродетелей

2)     
этика
ценностей

3)     
этика
долга

4)     
этика
эстетической непосредственности


Ответ: А,В,Б,Г

20.
В рамках системного взгляда на проблемы общества
установить причинно-следственную связь кризиса современной цивилизации с

1)     
развитием
науки;

2)     
отсутствие
разумной стратегии развития общества;

3)     
дефектами
социальной системы;

4)     
техническим
прогрессом


Ответ: Б

Источник

Восприятие — это психический процесс, заключающийся в целостном отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств. Условно восприятие можно представить как сумму ощущений, памяти и мышления.

Содержание

  • Физиологический механизм восприятия
  • Свойства восприятия
  • Принципы восприятия
  • Факторы восприятия
  • Эффекты восприятия
  • Классификация видов восприятия
  • Нарушения восприятия

    • Иллюзии восприятия
    • Галлюцинации

      • Эйдетизм как вид галлюцинаций

Если сравнить определения двух психических процессов, т.е. восприятия и ощущения, то можно заметить некоторые особенности. Так, например, восприятие является более сложным процессом. Если ощущения отражают отдельные свойства объектов, то восприятие — это целостное отражение. Таким образом, результатом восприятия является целостный перцептивный образ объекта, а не отдельное его свойство.

Физиологический механизм восприятия

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и ЦНС. Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры, и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в сенсорные зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана сенсорная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Иван Петрович Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т.е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений.

Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов:
1. Образуемые в пределах одного анализатора;
2. Межанализаторные.

Первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности (например, мелодия). Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раздражителя, — это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых Сеченов объяснял существованием ассоциаций. Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер.

Свойства восприятия

1. Предметность восприятия

Это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.
Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. По мнению Ивана Михайловича Сеченова, предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (движения рук; движения глаз, которые прослеживают контур предмета и др.). Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности.

2. Целостность восприятия

Восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.
Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями.

Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

3. Структурность восприятия

Структурность восприятия представляет собой не просто совокупность ощущений. В нем отражается взаимосвязь различный свойств и частей, т.е. структура предмета.
Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Можно сказать, что структурность восприятия — это отражение специфики взаимосвязи элементов целого. Например, ноты поступают в сознание, и мы узнаем мелодию, мы узнаем в фигуре треугольник, т.к. знаем соотношение сторон данной фигуры, или определенная буква остается той же буквой при разной манере написания. 

Структурность связана с другим свойством восприятия — целостностью.

4. Константность восприятия

Константность — это относительное постоянство образа предмета при изменении условий его восприятия (например, машина кажется нам большой на любом расстоянии от нее). В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.
Благодаря константности, проявляющейся в способности перцептивной системы (система восприятия, которая состоит из совокупности определенных анализаторов) компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные.

Человек многократно воспринимает определенный предмет, причем, этот предмет воспринимается при совершенно разных условиях. Это позволяет системе поддерживать относительное постоянство свойств объектов и явлений. Без константности восприятия люди не смогли бы ориентироваться в окружающем их мире.

5. Апперцепция

Апперцепция — это зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей личности воспринимающего.
Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт. В процессе восприятия, для того, чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов.

Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один предмет может по-разному восприниматься разными людьми.
Содержание восприятия определяется поставленной задачей, мотивами деятельности, интересами. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые легко могут изменить содержание восприятия.

6. Осмысленность восприятия

Осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект определенным смыслом. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, оно представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования полученных данных.

Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Вне зависимости от постоянно меняющегося содержания, мы узнаем один и тот же предмет. Восприятие человека, являясь своеобразным осознанием предметов и явлений, включает акт понимания, осмысления.

7. Активность (избирательность) восприятия

Избирательность восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты окружающего мира являются фоном нашего восприятия (не отражаются в сознании).

Например, находясь в лекционном зале, вы слушаете лекцию, не замечая, что позади вас кто-то обсуждает планы на вечер. Ваше восприятие направленно на лекцию, пока вас самих не спросят насчет планов. В этом случае, вы уже будете общаться, а не слушать лекцию, т.е. восприятие будет направленно на собеседников.

Принципы восприятия

Группа психологов, вместе с Максом Вертгеймером, немецким психологом и основоположником гештальтпсихологии, сформулировали законы восприятия, которые стали теоретической основой гештальтпсихологии. 

1. Принцип близости
Элементы, которые близки друг к другу в пространстве и во времени и кажущиеся нам объединенными в группы, мы воспринимаем совместно.

2. Принцип непрерывности
Существует тенденция следовать в направлении, позволяющим связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или определенную ориентацию. На рисунке мы видим не просто отдельные точки, а две пересекающиеся линии.

3. Принцип сходства
Подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы. Из-за цвета точки на рисунке мы воспринимаем как строки, а не столбцы. 

4. Принцип замыкания
Существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков.

5. Принцип простоты (закон содержательности, принцип хорошей формы, закон прегнантности)
Мы воспринимаем и интерпретируем составные или сложные объекты как простейшую форму или объединение простейших форм. На рисунке мы видим три разные простые фигуры, а не одну сложную.

Прегнантный гештальт означает, что в любых условиях мы стремимся видеть фигуры настолько завершенными, насколько это возможно.

6. Фигура-фон

Мы стремимся организовать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект (фигура) и задний фон, на котором он проявляется. Объект более ярок, значим, заметен.

Факторы восприятия

Наше восприятие зависит от внешних и внутренних факторов.

а) Внешние факторы:
— интенсивность раздражителя;
— размер раздражителя;
— контрастность раздражителя;
— движение раздражителя;
— узнаваемость раздражителя.

б) Внутренние факторы:
— 
установка человека;
— потребности;
— опыт;
— личностные особенности (самооценка, лево- или праворукость, оптимизм-пессимизм и др.);
— эффекты восприятия.

Эффекты восприятия

Выделим основные эффекты (ошибки) восприятия:

Эффект проекции — это свойство людей приписывать приятному для них человеку свои достоинства, а неприятному – свои недостатки. Т.е. эффект предполагает, что у других людей те же качества, что и у воспринимающего человека.

Эффект ореола — это формирование специфической установки на человека через направленное приписывание ему определенных качеств; информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Т.е. эффект заключается в распространении общего мнения на частности.

Эффект первичности и новизны  – это тенденция людей при противоречивой информации о другом человеке придавать больший вес данным, полученным вначале (если воспринимается незнакомый человек) или более новой информации (если воспринимается старый знакомый).

Эффект физиогномической редукции  — это свойство людей делать выводы о характере и психологических характеристиках человека, исходя из черт его внешности.

Классификация видов восприятия

1)Разделение по модальности:
— зрительное восприятие;
слуховое восприятие;
тактильное восприятие;
— вкусовое восприятие;
— обонятельное восприятие.
Возможны сочетания различных видов восприятия.

2) Разделение по объекту восприятия:
— восприятие пространства (включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления);
— восприятие времени (отражение длительности и последовательности явлений или событий);
— восприятие движения (отражение направления и скорости пространственного существования предметов);
— восприятие скорости;
— восприятие направления;
— восприятие произведения искусства;
— восприятие основных явлений жизни человека.

3) Разделение по цели:
— преднамеренное (произвольное) восприятие (руководствуемся ранее поставленной целью или задачей);
— непреднамеренное (непроизвольное) восприятие (отсутствует волевая активность и цель).

4) Разделение по участию других психологических образований:
— эмоциональное восприятие (восприятие, связанное с эмоциями и чувствами);
— рациональное восприятие(восприятие, подчиненное процессу мышления) .

Нарушения восприятия

1) Иллюзии — это ошибочное восприятие реальных предметов и явлений.
Они могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.

При определенных условиях возникают у большинства людей и могут вызываться физическими (восприятие ложки в стакане чай, кажущейся изломанной), физиологическими (раздвоение изображения предметов, если в момент восприятия надавить сбоку на глазное яблоко) и психологическими причинами (переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными).

Иллюзии восприятия

а) Иллюзия Эббингауза

Это оптическая иллюзия восприятия относительно размеров. Два предмета равного размера могут выглядеть по-разному. Если один предмет расположить среди более мелких предметов, то он будет казаться крупнее, чем если такой же предмет расположить среди более крупных предметов.

б) Иллюзия Понцо

Это оптическая иллюзия восприятия. Марио Понцо предположил, что мозг человека определяет размер объекта по его фону. Он нарисовал два одинаковых отрезка на фоне двух сходящихся линий, наподобие уходящего вдаль железнодорожного пути. В итоге, горизонтальные линии воспринимаются разными.

в) Иллюзия Аристотеля

Это иллюзия осязания. Небольшой предмет (карандаш) помещают между (под) скрещенными пальцами (проще использовать средний и указательный пальцы) так, чтобы он касался одного пальца с внутренней стороны, а другого пальца — с наружной. При движениях пальцев (и руки) по предмету (вперед-назад) через некоторое время возникает впечатление, что пальцы касаются 2 предметов.

г) Иллюзия Цельнера

Оптическая иллюзия, которая заключается в том, что параллельные линии, пересеченные серией коротких диагональных отрезков, кажутся расходящимися.

д) Иллюзия Мюллера — Лайера

Оптическая иллюзия, возникающая при наблюдении отрезков, обрамленных стрелками. Отрезок, обрамленный «остриями», кажется короче отрезка, обрамленного «хвостовыми» стрелками.

е) Иллюзия Поггендорфа

Оптическая иллюзия, где красная линия является продолжением черной линии, а не синей.

Галлюцинации

2) Галлюцинации — это ошибочное восприятие при отсутствии предмета.

Галлюцинации встречаются при злоупотреблении спиртным (алкогольный делирий), наркотиками, психостимулирующими средствами (ЛСД, кокаин и пр.), медикаментами (например, антидепрессанты), при психических заболеваниях (шизофрении, эпилепсии), органических поражениях головного мозга, при катаракте (галлюцинации Шарля-Боннэ).

Эйдетизм как вид галлюцинаций

Эйдетизм, или, проще говоря, фотографическая память — это особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринимаемого ранее предмета или явления. В этот образ могут входить насыщенные образы и по другим модальностям восприятия (слух, вкус и др.).

Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие. Физиологической основой эйдетических образов является остаточное возбуждение анализатора.

Эйдетизм означает, что человек сохранят в памяти детали образа после прекращения восприятия. В том или ином виде и степени, эйдетизм присущ каждому человеку, особенно в детском и подростковом возрасте, однако в своих ярких проявлениях встречается редко. Чаще всего фотографической памятью обладают дети, во взрослом возрасте она встречается редко. Развить фотографическую память в первозданном виде невозможно, но с помощью упражнений можно улучшить зрительную память, запоминание информации, ее воспроизведение.

Советую прочитать книгу Александра Романовича Лурии, которая называется «Маленькая книжка о большой памяти». Несмотря на свой очень маленький объем, что удачно отмечается в названии, она весьма интересно написана. Книга затрагивает вопросы памяти, синестезии, эйдотехники.

В некоторые классификации галлюцинаций включают эйдетизм как подвид. Это связано с тем, что люди с эйдетизмом воспринимают объекты в их отсутствие, что так же является составляющей галлюцинаций. С этой точки зрения, определение фотографической памяти может выглядеть так:

Эйдетизм – это расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.

В конце лекции рекомендую изучить два видеоролика по темам, связанным с ощущениями и восприятием. 

Источник