Пищевые биологически активные добавки учебник

Авторы: Кононова С.В.
Введение.
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения.
Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде.
В России смертность от хронических болезней, развитие которых в значительной степени связано с алиментарным фактором, остается значительно выше, чем в большинстве европейских стран.
Показатели здоровья россиян свидетельствуют о необходимости развития программ, направленных на оптимизацию питания населения России, разработки новых биологически активных продуктов лечебного и профилактического действия.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 25.10.2010 №1873-р «Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием. Одной из основных задач является развитие промышленного производства специализированных продуктов детского питания, продуктов функционального назначения, диетических (лечебных и профилактических) пищевых продуктов и БАД к пище, в т.ч. для питания в организованных коллективах. Данный документ подчеркивает необходимость и значимость развития исследований в области современных биотехнологических способов получения новых источников пищи и медико-биологической оценки качества, разработки диетических продуктов; БАД к пище; продуктов функционального назначения, обогащенных витаминами и минеральными веществами.
В качестве одной из несложных мер по реализации улучшения структуры питания является расширение применения биологически активных добавок.
БАД используются как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, в т.ч. продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для:
– оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях,
– нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека,
– снижения риска заболеваний,
– нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта,
– в качестве энтеросорбентов.
БАД все более активно составляет конкуренцию безрецептурным лекарственным препаратам, при этом границы рекомендаций по применению обеих групп становятся все более размытыми, т.к. происходит перемещение торговых наименований лекарственных средств из группы безрецептурных лекарственных препаратов торговые наименования БАД. Это стимулирует применение БАД не только в качестве средств профилактики различных заболеваний, но и в комплексных схемах лечения некоторых заболеваний, а также для снятия побочных эффектов лекарственных препаратов.
Глава I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ БАД
1.1 ОПРЕДЕНИЕ БАД
Федеральный закон №29 от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» содержит следующие термины:
Биологически активные добавки – природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно пищей или введения в состав пищевых продуктов.
Пищевые добавки – природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов.
Не следует путать эти два понятия. Пищевые добавки нужны для придания пищевым продуктам определенных свойств и качеств, а также обеспечения сохранности компонентов продукта. К пищевым добавкам относят эмульгаторы, консерванты, ароматизаторы и др. БАД применяют с целью обогащения рациона отдельными пищевыми или биологически активными веществами и их комплексами.
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ БАД
В МУК 2.3.2.721-98 «Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище» приведена следующая классификация БАД:
1) нутрицевтики
2) парафармацевтики
Нутрицевтики – биологически активные добавки к пище, применяемые для коррекции химического состава пищи человека (дополнительные источники нутриентов: белка, аминокислот, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон) (МУК 2.3.2.721-98).
Функциональная роль нутрицевтиков (рис.1) направлена на:
– восполнение дефицита эссенциальных пищевых веществ;
– направленные изменения метаболизма веществ;
– повышение неспецифической резистентности организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды;
– иммуномодулирующее действие;
– связывание и выведение ксенобиотиков;
– лечебное питание.
Конечной целью использования нутрицевтиков является улучшение пищевого статуса человека, укрепление здоровья и профилактика ряда заболеваний.
Чтобы читать дальше, купите книгу.
Стоимость:
Источник
- 2,426,971 книга
- без регистрации
- бесплатно
- Мобильная версия
- Книги
- Категории и жанры
- Лучшие книги
- Добавить книгу
- Библиотека
- Помощь
- Мобильная версия
- Плагин
- Контакты
- Как помочь?
- Спонсорам и инвесторам
- API
-
Booksee.org
Главная →
Биологически активные добавки
Г. Н. Докучаева, В. А. Гуркин
Скачать книгу бесплатно (djvu, 2.52 Mb) | Читать «Биологически активные добавки»
Популярные книги за неделю:
#1
Твоё свободное время (занимательные задачи, опыты, игры)
Болховитинов В.Н., Колтова Б.И., Лаговский И.К.
Категория: Педагогика в помощь учителю
33.80 Mb
#2
Биохимия
Северин Е.С
Категория: Медицина, Химия, Биохимия
26.09 Mb
#3
Атлас анатомии человека. В 4 томах
Синельников В.В.
Категория: Медицина
40.81 Mb
#4
Общая хирургия
Петров С.В.
32.57 Mb
#5
Сексуальные позиции. Практическое руководство
Неонилла Самухина, Дмитрий Исаев
Категория: people, health, hobby, active
23.38 Mb
#6
Атлас анатомии человека
Фрэнк Неттер
Категория: info, encyc, science, human, people, health
373.85 Mb
#7
История России. Учебник
А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина
Категория: society, society, history
31.37 Mb
#8
Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Калинина Г.Ф.
Категория: КНИГИ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
35.52 Mb
#9
От земли до неба. Атлас-определитель
А. А. Плешаков
Категория: ДЛЯ ДЕТЕЙ, НАУКА и УЧЕБА
23.62 Mb
#10
Зеленая лошадь или лекции по тригонометриии
Тынянкин С.А.
Категория: M_Mathematics, MSch_School-level
1.47 Mb
Только что пользователи скачали эти книги:
#1
Месть аудитора
Блок Лоуренс
Категория: Иронический детектив
35 Kb
#2
Вулкан эротических фантазий (рассказы)
Икс Мистер
Категория: Эротика, Секс
273 Kb
#3
Денис Евтушенко. Сборник эротических рассказов
174 Kb
#4
Алгебра. 7 класс, учебник
Мордкович А.Г.
Категория: Mathematics, School-level
1.52 Mb
#5
Математико-статистические методы экспертных оценок
С. Бешелев
Категория: Математика
1.79 Mb
#6
Многомерные статистические методы для экономики
Болч Б., Хуань К.Д.
5.26 Mb
#7
Операционная система реального времени QNX Neutrino 6.3. Системная архитектура
Переводчик: Ю. Асотов
Категория: computers, computers, os
31.78 Mb
#8
Короткие эротические рассказы разных авторов
Категория: Эротика
4.39 Mb
#9
Сборник коротких эротических рассказов
Категория: Эротика
1.93 Mb
#10
План-конспект. Правил дорожного движения (с иллюстрациями и примерами) для учащихся авто-школ: практ. пособие
Павловский А. Г.
Категория: КНИГИ РАЗНОЕ
36.01 Mb
Источник
Томский межвузовский центр дистанционного образования
Т.П. Лапина
ПИЩЕВЫЕ И БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ДОБАВКИ
Учебное пособие
ТОМСК – 2005
Рецензенты: НачальниклабораторииФедерального Госучреждения ЦСМ, канд. техн. наук Иголинская М.А., заведующая лабораторией ОАО «Новокемеровский пивобезалкогольный завод» Лосенкова Г.П.
Корректор: Воронина М.А.
Лапина Т.П.
Пищевые и биологически активные добавки: Учебное пособие. − Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. − 96 с.
Учебное пособие по курсу «Пищевые и биологически активные добавки» предназначено для студентов специальности 270500 «Технология бродильных производств и виноделие» всех форм обучения. Учебное пособие включает программу дисциплины, конспект лекций и методические указания к выполнению контрольной работы, перечень заданий к контрольной работе.
Лапина Т.П., | 2005 |
Кемеровский технологический институт | |
пищевой промышленности, | 2005 |
Томский межвузовский центр | |
дистанционного образования, | 2005 |
3 | ||
ОГЛАВЛЕНИЕ | ||
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….. | 5 | |
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПИЩЕВЫЕ И | ||
БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ДОБАВКИ»…………………………… | 6 | |
Тема 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК……………… | 7 | |
Тема 2. БЕЗОПАСНОСТЬ ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК……………….. | 12 | |
Тема 3. ВЕЩЕСТВА, УЛУЧШАЮЩИЕ ВНЕШНИЙ ВИД | ||
ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ…………………………………………………….. | 16 | |
3.1 | Пищевые красители……………………………………………………….. | 16 |
3.1.1 Натуральные красители……………………………………………. | 16 | |
3.1.2 Синтетические красители…………………………………………. | 20 | |
3.1.3 Минеральные (неорганические) красители ……………….. | 23 | |
3.2 | Цветокорректирующие материалы…………………………………. | 23 |
3.3 | Применение красителей в бродильных производствах……. | 25 |
Тема 4. ВЕЩЕСТВА, ИЗМЕНЯЮЩИЕ СТРУКТУРУ | ||
И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПИЩЕВЫХ | ||
ПРОДУКТОВ………………………………………………………………………… | 27 | |
4.1 | Загустители и гелеобразователи …………………………………….. | 28 |
4.1.1 Классификация загустителей и гелеобразователей…….. | 28 | |
4.1.2 Загустители и гелеобразователи полисахаридной | ||
природы………………………………………………………………….. | 29 | |
4.1.3 Гелеобразователи белковой природы……………………….. | 39 | |
4.2 | Эмульгаторы…………………………………………………………………. | 40 |
4.3 | Стабилизаторы………………………………………………………………. | 44 |
4.4 | Пенообразователи………………………………………………………….. | 45 |
4.5 Применениестабилизаторовипенообразователей в | ||
бродильных производствах ……………………………………………. | 46 | |
4.6 | Вещества, препятствующие слеживанию и комкованию…. | 48 |
4.7 | Регуляторы рН пищевых систем…………………………………….. | 51 |
4.8 | Применение регуляторов рН пищевых систем в | |
бродильных производствах ……………………………………………. | 55 | |
Тема 5. ВЕЩЕСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВКУС И АРОМАТ | ||
ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ…………………………………………………….. | 56 | |
5.1 | Подслащивающие вещества…………………………………………… | 56 |
4 | |
5.1.1 Природные подсластители и сахаристые | |
крахмалопродукты…………………………………………………… | 57 |
5.1.2 Сахарозаменители……………………………………………………. | 58 |
5.1.3 Синтетические (интенсивные) подсластители …………… | 61 |
5.1.4 Применение подслащивающих веществ | |
в бродильных производствах……………………………………. | 64 |
5.2 Ароматизаторы……………………………………………………………… | 65 |
5.2.1 Эфирные масла и душистые вещества………………………. | 68 |
5.2.2 Ароматические эссенции………………………………………….. | 69 |
5.2.3 Применение ароматизаторов в бродильных | |
производствах…………………………………………………………. | 72 |
5.3 Пищевые добавки, усиливающие и модифицирующие | |
вкус и аромат…………………………………………………………………. | 73 |
5.4 Соленые вещества…………………………………………………………. | 73 |
Тема 6. ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ, ЗАМЕДЛЯЮЩИЕ МИКРОБНУЮ И ОКИСЛИТЕЛЬНУЮ ПОРЧУ ПРОДУКТОВ.74
6.1 | Консерванты …………………………………………………………………. | 74 |
6.2 | Применение консервантов в бродильных производствах… | 78 |
6.3 | Антибиотики…………………………………………………………………. | 79 |
6.4 | Пищевые антиокислители ……………………………………………… | 80 |
6.5 | Применение антиокислителей в бродильных | |
производствах……………………………………………………………….. | 83 | |
Тема 7. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ДОБАВКИ………………. | 85 | |
7.1 | Функциональная роль БАД ……………………………………………. | 85 |
7.3 | Представители нутрицевтиков и парафармацевтиков……… | 86 |
7.3 | Применение БАД в бродильных производствах ……………… | 88 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ | ||
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………………………………………. | 90 | |
Варианты контрольной работы по курсу «Пищевые и | ||
биологически активные добавки» ……………………………………….. | 91 | |
Вопросы для самоконтроля по курсу «Пищевые | ||
и биологически активные добавки» …………………………………….. | 94 | |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………… | 96 |
5
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие по дисциплине «Пищевые и биологически активные добавки» предназначено для студентов специальности 270500 «Технология бродильных производств и виноделие» всех форм обучения и включает программу дисциплины, конспект лекций, методические указания к выполнению контрольной работы, вопросы к контрольной работе, список рекомендуемой литературы.
При изучении дисциплины, в первую очередь, необходимо ознакомиться с классификацией пищевых добавок, гигиенической регламентацией применения пищевых добавок в продуктах питания. При изучении отдельных классов пищевых добавок и их представителей рассматриваются их свойства, химическая природа и строение. Приводится их краткая технологическая характеристика и области применения. Указывается предельно допустимая концентрация пищевых добавок в продуктах питания (ПДК), допустимая суточная доза (ДСД). Рекомендуется проанализировать информацию о содержании пищевых добавок в наиболее распространенных продуктах питания, пиве, безалкогольных продуктах. При изучении биологически активных добавок следует ознакомиться с добавками, разрешенными к применению в пищевых продуктах по нормативам СанПиН, знать представителей нутрицевтиков и парафармацевтиков биологически активных добавок, их роль в питании человека. Приведенные в конце учебного пособия вопросы помогут в подготовке к сдаче зачета по курсу «Пищевые и биологически активные добавки».
6
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПИЩЕВЫЕ
ИБИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ДОБАВКИ»
1.1.Цель и задача дисциплины, ее место в учебном процессе.
1.2.Классификация пищевых добавок.
1.3.Гигиеническая регламентация пищевых добавок. Меры токсичности веществ, установление безопасности пищевых добавок.
1.4.Вещества, улучшающие внешний вид пищевых продуктов. Пищевые красители: натуральные, синтетические, неорганические, цветокорректирующие материалы. Их классификация, строение, свойства, применение.
1.5.Вещества, изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов: загустители и гелеобразователи, эмульгаторы, стабилизаторы, пенообразователи; вещества, препятствующие слеживанию и комкованию, регуляторы рН пищевых систем. Их классификация, строение, свойства, применение.
1.6.Вещества, влияющие на вкус и аромат пищевых продуктов: подслащивающие вещества (природные, синтетические и смеси), ароматизаторы, пищевые добавки, усиливающие и моделирующие вкус и аромат, соленые вещества. Их классификация, строение, свойства, применение.
1.7.Пищевые добавки, замедляющие микробную и окислительную порчу пищевого сырья и готовых продуктов: консерванты, антибиотики, пищевые антиокислители. Их классификация, строение, свойства, применение.
1.8.Биологически активные вещества и биологически активные добавки: нутрицевтики, парафармацевтики, их классификация, свойства, применение, роль в питании человека.
7
Тема 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК
Пищевые добавки – это химические вещества и природные соединения, обычно неупотребляемые в качестве пищевого продукта или в качестве компонента пищи, но которые преднамеренно добавляют в продукты по технологическим соображениям на этапах хранения, транспортирования, в ходе технологического процесса для облегчения производственного процесса, увеличения стойкости продуктов, сохранения внешнего вида, улучшения органолептических свойств.
Пищевые добавки – это вещества, соединения, которые вносят преднамеренно в пищевые продукты для выполнения определенных функций, направленных на улучшение качества продуктов питания.
Люди много веков используют различные вещества в качестве добавок в пищу. Давно и широко известно применение соли, меда, различных специй. Широко стали применять пищевые добавки в ХХ веке, что связано с ростом населения планеты и необходимостью увеличения объемов производства продуктов питания для потребления человеком.
Существует множество причин, по которым пищевые добавки используются в производстве продуктов питания. Отметим некоторые из них:
-необходимость перевозки сырья и продуктов питания на большие расстояния, длительного хранения, в том числе и скоропортящихся продуктов;
-удовлетворение спроса потребителей во вкусе, цвете, привлекательном внешнем виде, удобстве использования, невысокой стоимости пищевых продуктов;
-создание новых видов пищи, отвечающих современным требованиям науки о питании и спросу потребителей (низкокалорийные продукты, аналоги мясных, молочных и рыбных продуктов);
-совершенствование технологического процесса получения традиционных и новых пищевых продуктов.
Таким образом, требуется создание нового поколения пищевых продуктов, отвечающих требованиям сегодняшнего дня – это продукты со сбалансированным химическим составом, понижен-
8
ным содержанием сахара и липидов, пониженной калорийностью, продукты функционального назначения, быстрого приготовления, длительного хранения. Что невозможно без применения различного рода пищевых добавок.
Все более широкое применение пищевых добавок требует использования четкого их разделения и классификации. Классификация составлена на основе влияния на различные технологические функции сырья и продуктов питания. ФАО-ВОЗ (всемирная организация здравоохранения) разработала международную цифровую систему кодификации пищевых добавок (International Numberinq Sistem – INS). Каждой пищевой добавке присвоен трехили четырехзначный номер, в Европе с предшествующей номеру буквой Е. Присвоение веществу статуса пищевой добавки
иномера Е подразумевает, что:
-вещество проверено на безопасность,
-вещество может применяться, не изменяя тип и состав продукта,
-вещество имеет достаточный уровень чистоты, не ухудшающий качество продукта.
Наличие пищевых добавок обязательно фиксируется на этикетках, при этом пищевая добавка может обозначаться как индивидуальное вещество (тартразин) или как представитель индивидуального класса (краситель Е102).
Система цифровой классификации пищевых добавок представлена следующим образом:
Е100-Е182 – красители; Е200 и далее – консерванты;
Е300 и далее – антиокислители; Е400 и далее – стабилизаторы консистенции; Е450 и далее, Е1000 – эмульгаторы;
Е500 и далее – регуляторы кислотности, разрыхлители; Е600 и далее – улучшители вкуса и аромата; Е700-Е800 – запасные индексы для другой возможной ин-
формации; Е900 и далее – глазирующие агенты, улучшители хлеба.
9
Классификация пищевых добавок в зависимости от их назначения
1.Вещества, улучшающие внешний вид продуктов.
1.1Красители.
1.2Стабилизаторы окраски.
1.3Отбеливатели.
2.Вещества, регулирующие вкус продуктов.
2.1Ароматизаторы.
2.2Вкусовые добавки.
2.3Подслащивающие вещества.
2.4Кислоты.
2.5Регуляторы кислотности.
3.Вещества, регулирующие консистенцию и формирующие текстуру продуктов.
3.1Загустители.
3.2Гелеобразователи.
3.3Стабилизаторы.
3.4Эмульгаторы.
3.5Разжижители.
3.6Пенообразователи.
4.Вещества, повышающие сохранность продуктов питания
иувеличивающие сроки хранения.
4.1Консерванты.
4.2Антиоксиданты.
4.3Влагоудерживающие агенты.
4.4Пленкообразователи.
К пищевым добавкам не относят вещества, повышающие пищевую ценность продуктов питания и причисленные к группе биологически активных веществ, такие как витамины, микроэлементы, аминокислоты.
Функциональные классы пищевых добавок
1.Кислоты, назначение – повышают кислотность и придают кислый вкус пище.
2.Регуляторы кислотности, кислоты, щелочи, основания, буферы, регуляторы рН, назначение – изменяют или регулируют кислотность продукта.
10
3.Вещества, препятствующие слеживанию или комко-
ванию, добавки, препятствующие затвердению, уменьшающие липкость, высушивающие добавки, присыпки, разделяющие вещества, назначение – снижают способность частиц пищевого продукта к прилипанию друг к другу.
4.Пеногасители, назначение – предупреждают или снижают образование пены.
5.Антиокислители, синергисты антиокислителей, комплексообразователи, назначение – увеличивают срок хранения продукта, защищая от окисления.
6.Наполнители – вещества, не относящиеся к воде или воздуху, назначение – увеличивают объем продукта, не влияя на его энергетическую ценность.
7.Красители, назначение – усиливают или восстанавливают цвет продукта.
8.Вещества, способствующие сохранению окраски, на-
значение – стабилизируют, сохраняют или усиливают окраску продукта.
9.Эмульгаторы, поверхностно-активные добавки, назна-
чение – образуют или поддерживают однородную смесь двух или более несмешиваемых фаз в продуктах.
10.Эмульгирующие соли, соли-плавители, комплексо-
образователи, назначение – взаимодействуют с белками сыров с целью предупреждения отделения жира при изготовлении плавленых сыров.
11.Уплотнители (растительных тканей), назначение – делают или сохраняют ткани фруктов и овощей полными и свежими, взаимодействуют с желирующими веществами для образования или укрепления геля.
12.Усилители вкуса и аромата, назначение – способству-
ют развариванию, усиливают природный вкус и запах продуктов.
13.Вещества для обработки муки, отбеливающие добавки, назначение – улучшают хлебопекарные качества хлеба и муки.
14.Пенообразователи, назначение – создают условия для равномерной диффузии газообразной фазы в жидкие и твердые продукты.
15.Глазирователи, пленкообразователи, назначение – об-
разуют защитный слой или придают блеск продукту.
Источник