Пищевые добавки с содержанием спирта

Продукты и услуги

Информационно-правовое обеспечение

ПРАЙМ

Документы ленты ПРАЙМ

Постановление Правительства РФ от 9 ноября 2017 г. № 1344 “Об утверждении перечней пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции”

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 9 ноября 2017 г. № 1344 “Об утверждении перечней пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции”

В соответствии с подпунктом 7 статьи 2 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции” и подпунктом 3 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

перечень пищевой продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции;

перечень пищевой продукции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 656 “Об утверждении перечня пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 27, ст. 3765);

пункт 8 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2014 г. № 202 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 12, ст. 1298).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 ноября 2017 г. № 1344

Перечень
пищевой продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции

_____________________________

* Для целей применения настоящего перечня необходимо руководствоваться как наименованием товара, указанного в графе, касающейся наименования товара, так и указанным для этого наименования кодом Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 ноября 2017 г. № 1344

Перечень
пищевой продукции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции

_____________________________

* Для целей применения настоящего перечня необходимо руководствоваться как наименованием товара, указанного в графе, касающейся наименования товара, так и указанным для этого наименования кодом ТН ВЭД ЕАЭС (за исключением позиции “Прочие”, для которой необходимо руководствоваться кодом 2106 90 ТН ВЭД ЕАЭС).

** Кроме содержащих спиртовые добавки.

Обзор документа

К алкогольной относится вся пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 0,5%. Следовательно, на ее производство, хранение, поставки и розничную продажу нужна лицензия.

Однако Правительство РФ определяет перечень продукции, которая хотя и содержит спирт в указанном количестве, но к алкогольной не относится.

Утверждены 2 отдельных перечня с кодами ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС. Напомним, что ранее действовал единый перечень с кодами отмененного ОК 005-93 и ТН ВЭД ТС.

Перечень значительно расширен. Среди новых позиций – повидло, желе, соусы, пасты, приправы, фрукты протертые или дробленые с сахаром и др.; экстракты, сиропы-полуфабрикаты плодовые и ягодные; экстракты пряностей; натуральные ароматообразующие вещества.

Прежний перечень утрачивает силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник

Минфин подготовил новые поправки в закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…», которые запрещают розничные продажи спиртосодержащей пищевой продукции. Например, ароматизаторов и пищевых добавок. С начала года производство подобной продукции выросло на 150% на фоне ограничений продаж непищевой спиртосодержащей продукции — главным образом лекарственных спиртовых настоек.

Минфин подготовил поправки в закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…» (171-ФЗ), которые запрещают розничную продажу пищевой спиртосодержащей продукции — ароматизаторов и пищевых добавок крепостью свыше 0,5%. Об этом «Известиям» сообщили в Минфине, добавив, что возражений по указанному запрету от других ведомств не поступало. Проект ведомства подготовлен в соответствии с поручением правительства, заметили в министерстве. Предложения Минфина включены в пакет поправок в 171-ФЗ, который был подготовлен сенаторами и депутатами. Данный документ поступил в Госдуму и 24 марта прошел первое чтение. До конца апреля в него вносятся корректировки, после чего он будет готов ко второму чтению.

— Запрет розничной продажи пищевой спиртосодержащей продукции связан с тем, что она очень часто используется в качестве суррогатного алкоголя по достаточно дешевым ценам, — пояснили в министерстве, добавив, что «иных ограничений для производства крепкого алкоголя и спиртосодержащей продукции не предусматривается».

Речь идет именно о запрете розничных продаж спиртосодержащих эссенций — кондитерским комбинатам, например, они по-прежнему будут доступны.

30 марта впервые в России был введен запрет на розничную реализацию пищевой продукции на основе спирта сроком на 90 дней. Он был установлен постановлением главного санитарного врача Анны Поповой. В документе упоминались пищевые добавки и ароматизаторы. До этого, 23 декабря 2016 года, Роспотребнадзор ввел ограничение на продажу непищевой спиртосодержащей продукции с содержанием алкоголя свыше 25% сроком на 30 дней. Затем запрет был продлен. Это дало результат — по данным Роспотребнадзора, по состоянию на 1 апреля с начала года снизилось количество алкогольных отравлений по сравнению с предыдущими пятью годами за тот же период на 24%. Количество летальных случаев сократилось почти в два раза.

В Роспотребнадзоре уточнили, что в отдельных регионах в несетевой рознице были зафиксированы попытки продажи спиртосодержащих жидкостей под видом пищевой добавки.

— По сути, это тот же спирт, но производители позиционируют его как пищевую добавку, например, для пропитки тортов, обходя акцизы и продавая ниже минимальной розничной цены, — объяснил представитель Роспотребнадзора.

Для того чтобы пресечь попытки продажи спирта под видом ароматизаторов и пищевых добавок, при продлении запрета на спиртосодержащую непищевую продукцию была ограничена в реализации и спиртосодержащая пищевая продукция, сказали в Роспотребнадзоре.

Согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) за январь–март 2017 года, производство пищевой спиртосодержащей жидкости выросло на 150% относительно прошлого года и составило 203 млн л. Для сравнения: производство водки в России за I квартал составило 166 млн л. Данных о розничных продажах в системе за январь–март текущего года еще нет.

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз уточнил, что по составу непищевые и пищевые спиртосодержащие жидкости практически не отличаются друг от друга. Но на последних указано, что они произведены для внутреннего потребления. При этом пищевая продукция может быть любой крепости, но обычно в продаже встречаются напитки крепостью менее 40%.

 — В России будут полностью запрещены продажи, фактически и производство, спиртосодержащих жидкостей, но никто не может запретить нелегальную реализацию этой продукции. Поэтому стоит говорить о том, что население, которое раньше покупало данную продукцию, продолжит это делать, но уже незаконно, — сказал он.

Дробиз подчеркнул, что производители тортов и другой кондитерской продукции делают оптовые закупки ингредиентов и запрет их не коснется.

Президент Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) Юрий Кацнельсон сказал, что спиртосодержащие пищевые добавки используют при производстве тортов, пряников и конфет, а также в пирожных в качестве отдушек. Речь идет о добавках с ароматизаторами рома, коньяка. На торт весом  1 кг требуется 5 г жидкости с нужным ароматом. При этом непосредственное использование спиртных напитков повышает себестоимость продукции.

В Минпромторге на запрос «Известий» не ответили.

​​​​​​​

Источник

Опасные суррогаты спиртного продают в регионах вдвое дешевле официального алкоголя. Фото: Петр ГУБИН

«Левая» водка, различные настойки медицинского назначения типа «Боярышник», многочисленные «размораживатели замков» на основе спирта – вот неполный перечень всевозможных суррогатов алкоголя, являющихся источником постоянной опасности здоровью россиян. К сожалению, этот список постоянно пополняется: подпольные производители спиртного ищут новые лазейки в законах для получения сверхприбылей на незаконном производстве и торговле.

Начало лета этого года ознаменовалось появлением в магазинах нового алкогольного суррогата. Первыми пострадавшими стали регионы Сибирского федерального округа (Иркутская и Омская области, а также Красноярский край), где в продаже стали появляться так называемые пищевые добавки – ароматизаторы под названиями «Кедровый», «Хлебный», «Наполеон» и ряд других.

Первыми пострадавшими стали регионы Сибирского федерального округа. Фото: Петр ГУБИН

Все эти пищевые добавки представляют собой, как следует из надписи на этикетке, смесь обычного этилового спирта, воды и тех самых ароматизаторов. Жидкость разливают в обычные бутылки емкостью 0.5 литра. Крепость такого «ароматизатора» – 45%.

В Сибири цена на полке этого продукта составляет 120-140 рублей. В середине июня ароматизаторы по непонятной причине массово появились в магазинах Ставропольского края, причем существенно дешевле – в среднем по 100 рублей за бутылку.

Общественники бьют тревогу: «ароматизаторы» продают везде – в небольших розничных точках, на оптовых рынках и даже супермаркетах края. Ведь никаких ограничений типа лицензий на продажу подобной продукции не нужно.

В продуктовых магазинах бутылки «Хлебного» и «Кедрового» ароматизатора стоят на прилавках вместе с легальной алкогольной продукцией, выгодно отличаясь от них по цене. Напомним, что сейчас минимальная розничная цена на водку составляет 185 рублей за поллитровку, и эта цена включает в себя акциз и другие налоги.

В Сибири цена на полке этого продукта составляет 120-140 рублей. Фото: Петр ГУБИН

Очевидно, что производители суррогата уплатой налога не заморачиваются. Но это лишь часть проблемы. Куда серьезней представляется вопрос безопасности данных ароматизаторов – никакой проверки качества они не проходили. А низкая цена указывает на то, что и о качестве сырья производители «ароматизаторов» не особо беспокоились.

Технолог ликероводочного завода, к которому обратился корреспондент КП, придирчиво осмотрел бутылку и вынес свой вердикт – производители «ароматизатора» экономили на всем. «Бутылка подобного типа стоит максимум 4 рубля. Дешевая укупорка типа «винт», этикетка чуть ли не принтером напечатанная, я даже представить себе не могу, что там внутри налито – на стол это безобразие конечно не поставишь, но для определенной части потребителей, которые до стола продукт и не доносят, вполне сойдет.»

Как следует из сопроводительных документов, местом производства «ароматизаторов» является Казахстан. В соответствии с ГОСТом на пищевые ароматизаторы (№32049-2013) на этикетке должна быть предупредительная “при случайном проглатывании следует вызвать рвоту, провести промывание желудка и обратиться за медицинской помощью». Однако этого на бутылке нет. На этикетках лишь успокаивающая надпись: «изделие добавляют в дозировке 40-50 мл на килограмм готового продукта». Впрочем, никаких сомнений в том, для чего именно покупают этот товар, нет ни у продавцов, ни у покупателей. В продуктовых магазинах ароматизатор стоит в одном ряду с алкогольной продукцией.

Производители «ароматизатора» экономили на всем. Фото: Петр ГУБИН

«Берут хорошо – поделилась с корреспондентом КП продавщица небольшого продуктового магазина на улице Ленина в центре Ставрополя – даже лучше водки. И потом, водку мы продаем не всем – ну там по времени ограничения, по возрасту, паспорт обязаны спрашивать, а тут ничего и не надо».

Формально эти пищевые добавки алкогольной продукцией не являются, поэтому никаких ограничений на ввоз не существует. Однако сам факт появления такого продукта на полках со спиртным должен был, как минимум, насторожить региональные власти. Ведь именно они отвечают за соблюдение требований розничной продажи спиртного. Между тем, пока ни в Сибири, ни в Ставрополе никакой реакции на происходящее не последовало. Видимо власти увидят проблему лишь тогда, когда регионы опять сотрясут громкие сообщения о массовых отравлениях некачественным алкоголем.

Резкий рост налогов на горячительное и, как следствие, розничных цен (за последние четыре года минимальная цена на водку увеличилась почти в два раза) привел к появлению дешевых заменителей спиртного.

«Ароматизаторы» продают везде – в небольших розничных точках, на оптовых рынках и даже супермаркетах края. Фото: Петр ГУБИН

Последние три года в южные и сибирские регионы нашей страны активно завозилась «беленькая» из Казахстана. Причем делали это не только так называемые юридические лица, но и простые граждане, ввозившие в огромных количествах казахскую водку якобы «на свадьбу», «день рождения папы». На самом деле эта водка оказывалась на прилавках российских магазинов.

Причина такого массового завоза была проста – в Казахстане налоги на водку ниже, чем в России, и цены, соответственно, тоже. Вот и зарабатывали по 20-30 рублей с бутылки незадачливые предприниматели, покупая «беленькую» в казахских магазинах и продавая ее у себя. Однако после того, как рубль упал по отношению к основным валютам, в том числе и казахской тенге, такая схема стала невыгодной. И вот теперь нашли новый способ.

Источник

Спиртосодержащие ингредиенты – быть или не быть производству натуральных пищевых ароматизаторов, экстрактов, фруктовых наполнителей в России!

С 1 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 490-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с внесенными изменениями с 1 июня 2015 года пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 0,5% относится к спиртосодержащей пищевой продукции, тем самым снижается порог уровня содержания этилового спирта в продуктах, подлежащих государственному регулированию производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции с 1,5% до 0,5%.

Сегодня уже нет сомнений, что производство основных групп современных продуктов питания, как традиционных, так и функциональных (обогащенных) продуктов, продуктов детского и диетического питания невозможно без применения микроингредиентов: пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств, физиологически функциональных ингредиентов.

Тенденция здорового образа жизни, использование в рационе функциональных продуктов питания на сегодняшний день является одной из актуальнейших. Повышение спроса на натуральные и органические продукты питания связано с все большей заботой людей о своем здоровье, в следствии чего, растут потребности пищевой отрасли в натуральных ингредиентах.

Это ставит перед производителями пищевых продуктов определенные задачи, связанные с подбором нового сырья и ингредиентов, обладающих физиологической пользой, и, конечно же, натуральных. Не исключением в этом списке являются и ароматизаторы/экстракты/фруктовые наполнители. «Собрать» или получить натуральный ароматизатор (за редким исключением эфирных масел цитрусовых) можно только при условии использования в качестве растворителя/носителя этилового спирта.

Этанол является натуральным растворителем/носителем для многих биологически активных веществ, в т.ч. и вкусоароматических, а зачастую и единственным. Именно применение этанола в производстве спиртосодержащих ингредиентов позволяет сохранить их нативность (натуральность) и обеспечить стабильность в технологическом потоке.

Применение этанола несколько ограничивает возможную область применения ароматизаторов, что обусловлено его высокой летучестью, однако с точки зрения «чистой этикетки» его использование предпочтительнее, чем использование других растворителей/носителей, таких как пропиленгликоль, диацетин и триацетин, бензиловый спирт. Использование этих «не этанольных» растворителей/носителей позволяет работать с пищевыми продуктами, которые производятся с использованием высоких температур, однако их присутствие накладывает ограничения как на целевые возрастные группы использования, так и возможные варианты типов пищевой продукции и дозировки ароматизатора в конечной продукции.

Норма добавления таких ароматизаторов составляет всего 0,7 — 1% к массе готового продукта, и в чистом виде они не годятся к употреблению, поскольку являются высококонцентрированными и предназначены исключительно для целей В2В. Не трудно пересчитать (учитывая макс. содержание спирта в сырье и дозировку пищевой добавки), что остаточное содержание спирта в конечном продукте будет значительно ниже 0,5% (если учитывать производственные термопроцессы – следовые количества). Эти цифры сопоставимы с содержанием спирта в детских кисломолочных продуктах, детских квасах, которые выпускаются под известными брендами.

Указанные фруктовые наполнители закупаются российскими производителями пищевой продукции в основном на российском рынке, а также могут ввозиться из-за рубежа.

Так, в производстве соковой продукции используются натуральные ароматообразующие вещества и концентрированные натуральные ароматообразующие вещества, которые получают в процессе производства концентрированного сока в виде жидкого дистиллята, при этом происходит концентрирование летучих веществ фруктов и овощей, в том числе спиртов. Содержание этилового спирта в готовой соковой продукции с добавлением концентрированных натуральных ароматообразующих веществ не превышает 0,2 %.

В готовом составном молочном или молокосодержащем продукте, изготовленном с применением фруктовых наполнителей, содержание этилового спирта составляет значительно меньше 0,5%, а сами кисломолочные продукты исключены из продуктов, подлежащих государственному регулированию оборота алкогольной продукции, согласно Постановлению Правительства РФ от 28 июня 2012 г. N 656 «Перечень пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции».

Однако операции, в соответствии с ФЗ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (статья 2), производимые предприятиями, связанные с закупкой (в т.ч. за рубежом), хранением, перевозками натуральных ароматизаторов, ароматообразующих веществ, пищевых ингредиентов, изготовленные на спиртовой основе (носитель/растворитель – этиловый спирт), а также экстракты из растительного сырья и фруктовых наполнителей, согласно ст. 2 п. 16 ФЗ РФ №171-ФЗ, попадают под понятие «оборот» этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и является лицензируемым видом деятельности, а сами упомянутые ингредиенты отнесены к спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 2 п. 4 ФЗ РФ №171-ФЗ).

Эксперты отрасли ингредиентов и пищевого бизнес-сообщества считают, что необходимость лицензирования оборота спиртосодержащих ингредиентов тормозит развитие пищевой отрасли в целом, не позволяя вывести на рынок российские инновационные продукты, увеличивая себестоимость, как ингредиентов, так и конечных продуктов, и делает данное направление отрасли импортозависимым, т.к. у российских производителей нет возможности развивать направление производства спиртосодержащих ингредиентов.

Использование же других вариантов растворителей/носителей повышает нагрузку этими веществами на организм человека, что вносит дополнительные риски в обеспечение здоровья нынешнего и будущих поколений.

Также не стоит забывать, что в странах ЕС, гармонизация с требованиями которых является главным постулатом Реформы технического регулирования РФ, и странах ВТО оборот спиртосодержащих ингредиентов не является лицензируемым видом деятельности.

Еще одно немало важное обстоятельство: все спиртосодержащие ингредиенты поставляются от производителя конечному потребителю (производителю готовой продукции) в опломбированной упаковке крупного объема, без промежуточного розлива в потребительскую тару, т.е. непосредственно предназначено для сектора В2В, и по определению не может попасть в руки простому обывателю! Кроме того, следует отметить, что выбранная дозировка ароматизатора (практически его разбавление в 100 – 150 раз) дает возможность получить «органолептически приемлимый» аромат. Использование ароматизатора в меньших разбавлениях практически невозможно с точки зрения органолептики.

Применение спиртосодержащих ингредиентов в продуктах питания направлено исключительно на улучшение качества продукции (и далеко не только алкогольной), производимой в России. Все спиртосодержащие ингредиенты проходят обязательную экспертизу безопасности.

Тем не менее, вступающее в силу законодательство неумолимо — операции, производимые компаниями, связанные с закупкой (в т.ч. за рубежом), хранением, перевозкой упомянутых ароматизаторов пищевых, экстрактов, ароматообразующих веществ и фруктовых наполнителей, согласно ст.2 п.16 ФЗ РФ №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», попадают под понятие «оборот» этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и налагают на производителей и поставщиков ароматизаторов пищевых, экстрактов, ароматообразующих веществ требования к лицензированию (ст.18, пп 1-2); декларированию объема производства, оборота и (или) использования спиртосодержащей продукции (ст.14, п.1); оформлению сопроводительных документов (ст.10.2, пп 1-3); дополнительному оснащению оборудования (ст.8 п.2).

В этой связи актуальным является срочное внесение изменений в «Перечень пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции» (утв. постановлением Правительства РФ от 28 июня 2012 г. N 656), включив в него фруктово-ягодные наполнители, ароматизаторы пищевые, натуральные ароматообразующие вещества и концентрированные натуральные ароматообразующие вещества, экстракты плодовые и ягодные.

Также нуждается в срочном регулировании вопрос отмены Лицензий на осуществление закупки, хранения и поставки спиртосодержащих пищевых ингредиентов (натуральных пищевых ароматизаторов и экстрактов) с учетом их назначения и функциональности, т.к. не решение данного вопроса в свою очередь приведет не только к удорожанию упомянутых ингредиентов и/или прекращению их массового производства на территории РФ, но поставит российских производителей в заранее невыгодное положение, т.к. оборот спиртосодержащих ингредиентов не является лицензируемым видом деятельности ни в одной из этих стран участниц ВТО, и сделает реализацию Стратегии Импортозамещения в данном секторе практически невозможной!

Семенова П.А., к.т.н. исполнительный директор Союза производителей пищевых ингредиентов
Бессонов В.В., д.б.н., руководитель лаборатории химии пищевых продуктов ФГБНУ «НИИ питания»

Документы по теме:
— Федеральный закон N 490-ФЗ от 31 декабря 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД 23 декабря 2014 года, Одобрен СФ 25 декабря 2014 года).

Примечание: Статья 1 вступает в силу с 1 июня 2015 года.

— Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995)(действующая редакция от 06.04.2015).

Источник