По каким свойствам внимания люди отличаются друг от друга

По каким свойствам внимания люди отличаются друг от друга thumbnail

1. Концентрация (сосредоточенность) – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Сосредоточенность внимания зависит от возраста и опыта работы (с годами незначительно повышается), а также от состояния нервной системы (при небольшой нервно-психической напряжённости несколько повышается, а при высокой – понижается). Обычно концентрация связана с глубоким интересом к деятельности, какому-либо событию, факту. Показателем её интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Например, ребёнок собирает новый конструктор. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течёт время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать – он не отвечает, а порой даже и не слышит.

2. Устойчивость – длительность сосредоточения на объекте или явлении.

Противоположностью устойчивого внимания является неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону. При неподвижном, неизменяющемся объекте – 5 сек., при активном действии с предметом – 15 сек. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи (поэтому необходимо экспериментальная, поисковая деятельность), а также связано с преодолением трудностей, связанных с положительными эмоциями.

Устойчивость зависит от следующих причин:

§ индивидуальные физиологические особенности человека, в частности свойства его нервной системы (например, люди со слабой нервной системой или перевозбуждённые могут довольно быстро утомиться, становятся импульсивными, внимание – колеблется; при плохом самочувствии – аналогично);

§ психическое состояние (возбудимость, заторможенность и т.п.);

§ соотнесение с мотивами (наличие или отсутствие интереса к предмету деятельности, его значимости для личности);

§ внешние обстоятельства осуществления деятельности (отсутствие внешних отвлекающих моментов).

3. Объём внимания – это количество информации (объектов), которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т.е. охватываются вниманием одномоментно.

Численная характеристика среднего объёма внимания людей 5 +/- 2. во многом зависит от знания объектов (наличия у человека опыта) и их связей друг с другом (объединение объектов по смыслу, группировки, от их расположения ).

Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, чтобы обратить внимание на рекламный щит и запомнить его, необходимо, чтобы на рекламе было не более 5 слов, а если их больше, то самые важные слова выделять ярче, но их не должно превышать 4-6.

4. Распределение внимания – это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них своё внимание.

Чтобы успешно выполнить одновременно две работы, хотя бы одна из них должна быть хорошо знакома, чтобы она выполнялась автоматически, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал её сознательно. В этом случае основное внимание уделяется второй работе (например, авиадиспетчер, оператор; водитель может одновременно совершать 42 операции: наблюдать за дорогой, оценивать дорожную ситуацию, переключать скорости и т.д. Историки утверждают, что Гай Юлий Цезарь и Наполеон могли выполнять сразу несколько дел. В 1887 г. французский психолог Полан демонстрировал свои способности: читал слушателям одно стихотворение и в то же время писал другое. Он одновременно декламировал стихи, письменно выполнял сложные умножения. У педагога тоже должно быть хорошо развито распределение внимания: одновременно видеть всех детей и каждого ребёнка в отдельности, объяснять (играть), рисовать и следить, чтобы никто не отвлекался.

Однако трудно совмещать два вида умственной деятельности.

5. Переключение внимания – это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой в связи с постановкой новой задачи.

Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания. Отвлекаясь, человек меняет объект непроизвольно; переключая – ставит цель заняться чем-то другим или отдохнуть.

Переключение зависит:

§ от характера объекта (например, писали контрольную работу – в начале следующего урока трудно переключиться от только что проделанной работы);

§ от привычка переключать внимание (например, в некоторых группах звенит звонок, входит учитель, наблюдается полное переключение на урок; если приучились длительное время не сосредотачиваться на уроке, то переключение происходит медленно);

§ интерес к предмету и осознание его значимости для человека (переключение происходит быстрее);

§ индивидуальные особенности человека, подвижность его нервной системы (переключаемость выше у людей молодого возраста). В состоянии нервно-психического напряжения этот показатель снижается за счёт повышения устойчивости и сосредоточенности.

Различные свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга. Так, высокая сосредоточенность может сочетаться со слабой переключаемостью.

Рассеянность внимания и ее виды. Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем либо определенном в течении длительного времени. Встречается два типа рассеянности: мнимая и подлинная.

Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый – результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.

Подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этого рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку не рассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемое. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легко иррадиирует, но с трудом концентрируется. В результате этого в коре головного мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.

Причины подлинной рассеянности внимания разнообразны, их знание необходимо, чтобы не укреплять рассеянность, а бороться с ней. Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие вентиляцию легких и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний. Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности, неупорядоченность увлечений укрепляет рассеянность. Еще одной причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли – один из источников рассеянности внимания учащихся.

Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.

Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-либо предмете. Мнимая рассеянность – результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не слышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад. Физиологической основой мнимой рассеянности является мощный очаг оптимального возбуждения в коре головного мозга, вызывающего торможение в окружающих его участках по закону отрицательной индукции. Неясность отражения различного рода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры головного мозга, находящихся в состоянии торможения.

Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире.

Внимательность как черта личности.Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.

Источник

Автор Лемондэй в 01.12.2018. Опубликовано Психология

По каким свойствам внимания люди отличаются друг от другаС приходом 21-го века возрос интерес общества к загадкам человеческой психики.

Одним из самых загадочных, и интересных для понимания феноменов является когнитивная сфера (познавательные процессы человеческой психики), включающая в себя следующие познавательные процессы, а именно:

  • Внимание;
  • Память;
  • Мышление;
  • Ощущение;
  • Речь и другие.

Психическим познавательным процессом человека можно считать явления влияющие на отражение действительности головным мозгом.

Современные психологи не считают внимание процессом. Есть мнение, что внимание лишь одна из обязательных сторон таких процессов, как отражение, мышление, восприятие и ощущение, выражающееся в отчётливом и ясном протекании, и точном выполнении каждого из вышеуказанных психических процессов.

Понятие «внимание» в психологии

Под понятием «внимание» в психологии подразумевается сосредоточенность во время психической деятельности на каком-либо объекте.

Все действия, которые сопровождаются пристальным вниманием всегда чётки и актуальны, благодаря чему мозг сможет воспринять именно те «раздражители», которые относятся к деятельности человека на текущий момент.

Следовательно, «внимание» может быть осуществлено только в определённой направленности деятельности конкретного человека.

Например, если восприятие слуховое, то благодаря вниманию, можно подметить мельчайшие звуки, причём именно те, которые нужно услышать, отвлекшись от сторонних звуков.

Виды внимания

В настоящее время известны два вида внимания, неодинаково формирующиеся в онтогенезе (индивидуальном развитии) и функционально различающиеся. В их основе находятся различные физиологические механизмы. Это:

  1. Внимание непроизвольное.
  2. Внимание селективное или избирательное (произвольное).

Свойства внимания

Различают несколько основных свойств внимания:

  1. Концентрированность;
  2. Устойчивость;
  3. Интенсивность;
  4. Объем;
  5. Переключение;
  6. Распределение.

На каждом из этих уникальных свойств необходимо остановиться и рассказать подробнее.

  • Концентрированность.

Это свойство отражает сосредоточение на определенном объекте (например, просмотр телепередач), иными словами — фокус психической активности, созданный во временной момент «здесь и сейчас» с определенной целью.

  • Интенсивность

Рассматривается, как совокупность, эффективности восприятия мышления с памятью и с ясностью сознания в целом. Чем сильнее осознание значимости деятельности и чем меньше она знакома человеку, чем большее количество раздражителя его, тем интенсивнее будет внимание.

  • Устойчивость

Рассматривается, как способность индивида удерживать концентрированность внимания на определенном объекте длительное время.

Она определяется типом нервной системы человека, его темпераментом, мотивацией, новизной, и значимостью. Потребностями в совокупности с личной заинтересованностью индивида, находящихся в обстоятельствах, связанных с его деятельностью.

  • Объем

Под этим свойством подразумевается количество однородных стимулов, которые человек может одновременно держать в фокусе своего внимания.

То есть, он, одновременно заостряясь на них, осуществляет удерживание концентрации внимания на нескольких объектах. В это же время проявляются ещё два уникальных свойства внимания – переключение и распределение, задействованные полномасштабно.

  • Распределение

Это свойство внимания характеризуется, как сосредоточенность на нескольких объектах одновременно.

Иными словами, находящиеся в центре внимания человека объекты, могут быть одновременно управляемы человеком, благодаря чему несколько действий одного человека одновременно управляют несколькими мыслительными процессами, не упуская ни одного из них из области своего внимания.

В современных условиях труда примером может быть ученик, находящийся на уроке истории и одновременно наблюдающий в окно класса за прилетевшими птицами. Получается, что половина его внимания посвящена материалам, рассказываемым преподавателем.

А другая половина его внимания следит за птицами, прилетевшими к окну. Это процесс может быть заметен по взгляду учащегося или по его позе. К тому же, если преподаватель обратиться в этот момент к человеку, то ответ последует не сразу (с небольшим опозданием) и будет немного заторможен.

Необходимо отметить, что уровень распределения внимания взаимосвязан с рядом обстоятельств. Примером таковых могут быть вид деятельности, и её сложность.

Неотъемлемой частью всего процесса по распределению внимания, в этом примере, будет также его переключаемость.

  • Переключаемость

Под переключаемостью внимания понимают способность перехода от одного вида деятельности к другому. С его функционалом связано включение и отключение внимания, переключением которого может быть проявление одного из основных двух его видов.

При произвольном переключении, человек сам отвлекается от основной своей деятельности на что-либо иное. В вышеприведённом примере это отчётливо видно.

Но он отвлекается на птиц, прилетевших к окну, тем самым переключая своё внимание по собственному желанию.

О внимании кратко

Внимание также можно трактовать в качестве избирательной направленности на тот или иной объект (например, ученик на уроке), рассмотренный выше.

Объем внимания подразумевает под собой количество объектов, которые может одновременно удерживать взрослый человек.

Например, у детей (в зависимости от возраста) это может быть от 2-х до 5-ти объектов, а у взрослых от 4-х до 8-ми объектов. Объём внимания можно измерять по средствам тестирования.

Человек с большим объёмом внимания подмечает больше событий. Основным элементом, при объёме внимания, становится зависимость от проблемы.

Проблемой внимания являются объекты и отсутствие (наличие) связи между ними.

Источник

Внимание –направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Внимание непрерывно связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:

– точность восприятия;

– прочность и избирательность памяти;

– направленность и продуктивность мышления.

Основные функции внимания:

-отбор значимых воздействий и игнорирование других;

-сохранение в сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;

-регуляция и контроль протекания деятельности.

Основные виды внимания:

1. В зависимости от волевых усилий личности:

непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилия воли;

произвольное внимание – активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы с более сильными воздействиями;

послепрозвольное внимание – наступает после произвольного, но качественно отличается от него.

2. По характеру направленности:

внешненаправленное внимание направлено на окружающие предметы;

внутреннее внимание – направлено на собственные мысли и переживания.

3. По происхождению:

природное внимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны;

социально обусловленное внимание складывается в процесс жизни, результате обучения, воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения;

4. По механизму регуляции:

непосредственное внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;

опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств.

5. По направленности на объект:

сенсорное;

интеллектуальное.

Основные свойства внимания:

Сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость внимания – длительность сосредоточения на объекте или явлении, определяется индивидуальными физиологическими особенностями организма, психическим состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Объем внимания – определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе восприятия.

Распределение внимания – возможность выполнения индивидом одновременно двух и более видов деятельности.

Переключаемость внимания – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

Память как психический познавательный Памятьюназывают процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.

Процессы памяти:

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление.

Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.

Виды и формы памяти:

Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека.

Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память классифицируют:

по целевой установке и затрачиваемым усилиям на запоминание:

непроизвольная память – автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание;

произвольная память – запоминание, имеющее специальную установку «запомнить» и требующее определенных волевых усилий.

по степени осмысленности:

механическая память основана на повторении материала без его осмысливания;

смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями.

в зависимости от установки:

кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;

оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;

долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

по материалу, сохраняемому памятью:

когнитивная память – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения человека;

эмоциональная память – сохранение в сознании переживаний и чувств;

личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.

по модальности:

словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;

образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.

Источник