Полезность какого либо продукта является
Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, которые руководствуются своими потребностями и наличными средствами. Но для того чтобы распределить свои средства между разнообразными потребностями, необходимо иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце XIX в. экономисты приняли полезность.
Потребление – это процесс использования продукта с целью удовлетворения потребностей. Целью потребления является полезность.
Полезность – удовлетворение, которое потребитель получает от потребления товаров или услуг или от какой-либо деятельности.
Было принято, что при заданных ценах покупатель стремится так распределить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность от их потребления. При этом он руководствуется своими личными вкусами и представлениями.
Очевидно, что определяемая таким образом полезность имеет сугубо личностный, субъективный или индивидуальный характер.
Целью потребителя, ради которой он покупает товар, является удовлетворение своих запросов и потребностей и получение удовольствия от потребления товаров и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.
Полезность (utility) – это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.
Понятие «полезность» было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748–1832). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на двух теориях: полезности и стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса, т.е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот.
Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого.
Теория субъективной полезности опирается на следующие основные предположения:
1. Потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход.
2. Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара (предельная полезность), меньше полезности предыдущей единицы.
Различают две формы полезности: общую и предельную.
Общая полезность (total utility) (TU) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля рис. 26.1.
Рисунок 26.1 – График отображения общей полезности
Предельная полезность (MU) представляет собой дополнительную полезность, извлекаемую потребителем из добавочной единицы конкретной продукции.
Общая полезность определяется как сумма полезности, которую получает потребитель от потребления данного количества товара в течение определенного периода времени. Total Utility = TU = f(Q, предпочтения)
Полезность повышается только до определенного уровня потребления товаров, (максимальное значение составляет 27 утилей), затем снижается при дополнительном потреблении единиц товаров.
Предельная полезность удовлетворение, получаемое от потребления дополнительной единицы блага рис. 26.2.
Рисунок 26.2 – График отображения предельной полезности
Между общей и предельной полезностью существуют зависимости. Общая полезность равна сумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим убывание предельной полезности по мере насыщения потребности в данном благе.
Например, если индивид, съев две порции мороженого, ест третью, то общая полезность увеличится, а если он съест и четвертую, то она будет продолжать расти. Однако предельная (приростная) полезность четвертой порции мороженого не будет столь же велика, как предельная полезность от потребления третьей порции.
Связь TU и MU
- При повышении TU – MU снижается.
- При снижении TU – MU отрицательна.
Общая полезность (TU), как следует из ее названия, характеризует суммарную полезность некоторого количества единиц определенного блага. Механизм формирования данного показателя может быть представлен в виде функции общей полезности TUΣ ф-ла 26.1:
(26.1)
где f — символ функции; U — уровень полезности; QX, QY — количество товаров Х и Y, потребленных за определенный период. В данную функцию можно включить любое количество переменных. Эта функция демонстрирует, что полезность, получаемая человеком, зависит только от количества потребляемых благ. Различают предельную и совокупную полезность блага.
Совокупная полезность определяется суммированием показателей предельной полезности и рассчитывается следующим образом ф-ла 26.2:
(26.2)
где TU — совокупная полезность; MU — предельная полезность.
где TU1 и TU2 — первоначальная и новая величина совокупной полезности; Q1 и Q2 — первоначальное и новое количество блага.
Предельная полезность определяется как отношение изменения величины совокупной полезности к изменению количества потребленного блага ф-лы 26.3, 26.4:
(26.3)
Mu = (Tu1 – Tu0)/(Q1 – Q0) (26.4)
Предельная полезность (MU) представляет собой прирост общей полезности i-го блага в результате увеличения потребления его на одну единицу ф-ла 26.5:
MUi = TUi(Qi + 1) – TUi(Qi), (26.5)
где TUi(Qi) – общая полезность Q единиц i-ro блага;
TUi(Qi+l) – общая полезность Q+1 единиц i-ro блага.
ΔQi – увеличение объема потребления i-ro блага на одну единицу.
Пример. Предположим, потребитель читает журналы и слушает музыку, записанную на диски. Ниже приведена таблица 26.1, которая показывает полезность, которую потребитель получает от потребления различного количества журналов и дисков.
Таблица 26.1 – Полезность, которую потребитель получает от потребления различного количества журналов и дисков
Количество | Полезность журналов (ютил) | Полезность дисков (ютил) |
Цена журнала – 1,5 ден. ед., а цена диска – 7,5 ден. ед. Обычно потребитель покупает 2 диска и 10 журналов.
Необходимо определить:
1. Сколько денег тратит потребитель на покупку этого количества дисков и журналов?
2. Какую полезность получает потребитель от этой комбинации товаров?
3. Какова предельная полезность, которую получает потребитель от потребления кассет и дисков? Каково отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров?
4. Максимизирует ли потребитель полезность?
5. Какую полезность получает потребитель, если весь свой бюджет он будет тратить на покупку дисков?
6. При какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной?
Решение задачи:
Рассчитываем, сколько денег тратит потребитель на покупку этого количества дисков и журналов: 2*7,5+10*1,5=30 ден. ед.
Два диска приносят 630 ютил, десять журналов – 371 ютил, итого – 1001 ютил.
Для расчета предельной полезности, которую получает потребитель от потребления кассет и дисков, заполняем таблицу, в которой рассчитываем отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров табл. 26.2, 26.3:
Таблица 26.2 – Отношение предельной полезности к цене для журналов
Количество | Полезность журналов (ютил) | Предельная полезность журналов | Отношение предельной полезности к цене журналов |
– | – | ||
111-60=51 | 51/1,5=34 | ||
156-111=45 | 45/1,5=30 | ||
196-156=40 | 40/1,5=26,7 | ||
232-196=36 | 36/1,5=24 | ||
265-232=33 | 33/1,5=22 | ||
295-265=30 | 30/1,5=20 | ||
322-295=27 | 27/1,5=18 | ||
347-322=25 | 25/1,5=16,7 | ||
371-347=24 | 24/1,5=16 |
Таблица 26.3 – Отношение предельной полезности к цене для дисков
Количество | Полезность дисков (ютил) | Предельная полезность дисков | Отношение предельной полезности к цене дисков |
– | – | ||
630-360=270 | 270/7,5=36 | ||
810-630=180 | 180/7,5=24 | ||
945-810=135 | 135/7,5=18 | ||
1050-945=105 | 105/7,5=14 | ||
1140-1050=90 | 90/7,5=12 | ||
1215-1140=75 | 75/7,5=10 | ||
1275-1215=60 | 60/7,5=8 | ||
1320-1275=45 | 45/7,5=6 | ||
1350-1320=30 | 30/7,5=4 |
Если потребитель приобретет два диска и десять журналов, он не сможет максимизировать свою полезность, поскольку не будет соблюдаться условие максимизации полезности, при котором предельные полезности приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу совпадают. А в данном случае: 36>16, т.е. правило не соблюдается.
Если весь свой бюджет потребитель будет тратить на покупку дисков, то купит 4 диска, которые дадут 945 ютил полезности.
Полезность окажется максимальной при покупке следующей комбинации товаров: 3 диска и 5 журналов. При этом соблюдается правило максимизации полезности, речь о котором шла выше: 24=24.
Источник
Экзамен по экономике за 10 класс
Часть 1
1. Основу экономической сферы жизни общества составляет
1) Регулирование социальных отношений
2) Производство материальных благ
3) Разработка ресурсосберегающих технологий
4) Взаимодействие государства и политических партий
2. К экономической сфере жизни общества относится понятие
1) Миграция сельского населения
2) Межнациональная интеграция
3) Разделение труда
4) Социальная дифференциация
3. Поведение субъектов экономической деятельности исходит из принципа
1) Рациональности
2) Справедливости
3) Производительности труда
4) Образованности
4. Верны ли суждения об экономической культуре потребителя?
А. Экономическая культура потребителя состоит в рачительном и бережливом отношении к приобретаемым благам.
Б. Экономическая культура потребителя всегда должна опираться на принцип: «Чем больше товаров приобретается и потребляется, тем лучше».
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Известный профессор-биолог передал в дар университетской библиотеке свою коллекцию книг о бабочках. Данный пример иллюстрирует право собственника
1) Владеть
2) Пользоваться
3) Потреблять
4) Распоряжаться
6. К типам экономических систем относятся
1) Феодальная, капиталистическая, коммунистическая
2) Рыночная, смешанная, коммунистическая
3) Развивающаяся, рыночная, централизованная
4) Традиционная, рыночная, централизованная
7. Экономику бывшего СССР в наибольшей степени можно отнести к
1) Традиционному типу
2) Рыночному типу
3) Командному типу
4) Рыночному типу с элементами традиционной системы
8. Основу традиционной экономики составляет
1) Торговля
2) Специализация производства
3) Натуральное хозяйство
4) Государственное управление
9. К факторам производства относятся
1) Деньги в сейфе кассира банка
2) Станки
3) Акции фирмы
4) Инвестиции
10. Плата за природные ресурсы называется
1) Прибылью
2) Рентой
3) Процентом
4) Доходом
11. В соответствии с законом спроса при увеличении цены на товар
1) Увеличивается величина спроса
2) Снижается величина спроса
3) Всегда увеличивается выручка продавца
4) Всегда снижается выручка продавца
12. При снижении предложения товара на рынке, как правило
1) Увеличивается его цена и количество
2) Снижается его цена и количество
3) Увеличивается его цена и снижается количество
4) Снижается его цена и увеличивается количество
13. Наибольшему увеличению равновесной цены соответствует
1) Увеличение спроса с одновременным уменьшением предложения
2) Уменьшение спроса с одновременным увеличением предложения
3) Одновременное увеличение спроса и предложения
4) Одновременное уменьшение спроса и предложения
14. Рыночную экономическую систему характеризует
1) Существование производственных кооперативов
2) Внедрение новой техники и технологий
3) Наличие конкуренции как условия ее развития
4) Закупка части потребляемых товаров в других странах
15. В социально-экономической сфере рынок осуществляет функцию
1) Распределения ресурсов и материальных благ
2) Обеспечения социально-политической стабильности
3) Определения количества и видов налогов
4) Обеспечения охраны окружающей среды
16. Если в стране наблюдается рост экономики, то это приводит к росту спроса на квалифицированных инженеров. Данный факт представляет собой пример функционирования рынка
1) Сырья и материалов
2) Средств производства
3) Труда
4) Потребительских товаров
17. В рыночной экономике следствием конкуренции производителей является
1) Снижение налогов
2) Экономический застой
3) Увеличение потребления
4) Уравновешивание спроса и предложения
18. Если потребитель имеет желание и возможность купить товар в определенное время и в конкретном месте, то это называется
1) Спросом
2) Потребительским бюджетом
3) Потребностью
4) Покупательной способностью
19. Влияние рыночной цены на поведение производителя выражается в
1) Постоянном увеличении объема предложения
2) Определении вида и объема производимой продукции
3) Стимулировании увеличения затрат производства
4) Поддержании конкурентоспособности производителя
20. Формирование равновесной цены происходит под действием механизма согласования спроса и предложения, который называется
1) Конкуренцией
2) Торговлей
3) Рынком
4) Товарооборотом
21. Верны ли следующие суждения о факторах, влияющих на изменение предложения товара?
А. Одним из факторов роста предложения товара выступают размеры прибыли, полученной производителем.
Б. Одним из факторов, который обычно приводит к сокращению предложения данного товара, является снижение его цены.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
22. Совершенствуя способы использования экономических ресурсов, человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности
1) Информацию
2) Специализацию
3) Производительность труда
4) Производство благ
23. Общественные товары и услуги – это
1) Товары и услуги, от преимуществ пользования которыми никто не может быть устранен
2) Товары и услуги, за которые частные лица платят добровольно
3) Товары и услуги, всегда ассоциируемые с внешними издержками
4) Товары и услуги, представляемые частным сектором для блага каждого отдельного лица
24. К признакам рынка не относится
1) Нерегулируемая цена
2) Нерегулируемое налогообложение
3) Нерегулируемое предложение
4) Нерегулируемый спрос
25. Источником доходов потребителя является
1) Пособие по безработице
2) Подоходный налог
3) Дивиденд
4) Потребительская корзина
26. Увеличение расходов рациональных потребителей происходит при
1) Росте и стабильности доходов
2) Возрастании политической нестабильности
3) Росте потребности приобретать дорогостоящие товары
4) Ожидании снижения спроса на товары
27. Минимум средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность человека, называется
1) Прожиточным минимумом
2) Среднедушевым потреблением
3) Минимальным размером оплаты труда
4) Потребительской корзиной
28. Полезность какого-либо продукта
1) Является постоянной величиной
2) Не зависит от вкусов отдельных потребителей
3) Является различной для разных потребителей
4) Определяется только качеством данного продукта
29. Чистая прибыль – это
1) Доход управляющего фирмой
2) Доход фирмы от реализации продукции
3) Выручка от продаж за вычетом расходов на оплату факторов производства
4) Выручка от продаж за вычетом налогов, расходов на оплату ресурсов и других обязательных платежей
30. Экономические затраты – это
1) Явные затраты
2) Неявные затраты
3) Сумма явных и неявных затрат
4) Разница между явными и неявными затратами
Часть 2
1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «рынок».
Спрос, предложение, равновесная цена, потребитель, государственное ценообразование, дефицит.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «рынок»
2. Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами.
ПРИМЕРЫ НАЛОГОВ А) подоходный Б) с продаж В) на добавленную стоимость Г) на наследство Д) на имущество | ВИДЫ НАЛОГОВ 1) Прямые налоги 2) Косвенные налоги |
3. Установите соответствие между типами экономических систем и их признаками.
ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ А) цены на товары определяются соотношением спроса и предложения Б) основные средства производства принадлежат государству В) экономические пропорции устанавливаются централизованно Г) развитие производства основывается на конкуренции производителей | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 1) Командная экономика 2) Рыночная экономика |
4. Найдите в приведенном ниже списке позиции, раскрывающие рычаги финансово-экономического регулирования рынка со стороны государства.
1) Антимонопольное законодательство
2) Кредиты, предоставляемые предпринимателям
3) Развитие системы экономического образования в средней школе
4) Вручение государственных наград за производственные успехи
5) Налоговая политика
5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Курс доллара на мировых финансовых рынках за последние шесть месяцев снизился на 10 процентов. (2) Можно полагать, что данная тенденция сохранится в ближайшие три месяца. (3) Аналитики финансового рынка считают, что серьезных оснований для паники нет, поскольку подобные колебания курса являются нормальным явлением. (4) В тот же самый период курс рубля укрепил свои позиции на 5 процентов.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В русском языке термин «___________»(1) имеет два значения. Во-первых, так называется способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения рассматриваемого термина является понятие «_______»(2). Во-вторых, этим термином обозначают ___________(3), которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ___________(4) для удовлетворения своих неограниченных ____________(5). В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и __________(6). Они взаимодействуют между собой чрез рынки факторов производства и потребительских товаров».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) наука Б) государство В) экономика Г) человек Д) ресурс | Е) сфера Ж) потребность З) хозяйство И) производитель |
Часть С
1. Назовите любые три фактора, которые влияют на изменение спроса, и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.
2. Познакомьтесь с высказыванием ученого-экономиста В. Леонтьева. «Систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать без присмотра». Назовите тип экономической системы, о которой говорит В. Леонтьев. Перечислите две экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно, и две экономические проблемы, которые требуют вмешательства государства.
3. Изложите свои мысли по поводу поднятых в приведенном высказывании проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
· «Главная цель капитала – не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни» (Г. Форд).
Источник