Право заложено в свойствах человека это теория какого права

Существует множество теорий, объясняющих происхождение права. Старейшие из них были созданы несколько тысяч лет назад, а возможно, что и несколько десятков тысяч лет назад. Большое количество теорий объясняется тем, что:
• они создавались на протяжении многих тысячелетий;
• в каждую историческую эпоху господствовали свои взгляды и системы ценностей;
• взгляды на происхождение права зависели и от географического положения региона, на территории которого была предложена конкретная теория;
• каждый из авторов многочисленных теорий имел свои личные убеждения.
Рассмотрим более детально основные из этих теорий.

Патриархальная теория

Пожалуй, она является самой древней.

Ее приверженцы полагают, что государство – это закономерное продолжение патриархальной семьи.

Власть правителя страны аналогична власти главы семейства, а ее граждане рассматриваются как члены большой семьи, главой которой и является правитель. Издаваемые им законы должны исполняться всеми подданными, как все члены патриархальной семьи должны находиться в послушании у ее главы. Это необходимо для обеспечения стабильности и порядка в государстве.
Известно, что такие взгляды развивал в своих трудах Аристотель.

Теологическая теория

Это одна из старейших теорий, в которой дается попытка объяснить, как возникло право.

Она предполагает, что право было даровано человечеству Богом.

Ее сторонники придерживаются мнения, что существуют высший божественный закон и основанное на нем естественное право, а все нормативные акты, принимаемые законодателями, должны этим нормам соответствовать.

Сторонником этой теории был живший в XII-XIII веках Фома Аквинский. Но эта теория была создана задолго до него в обществах с иными религиозными взглядами. Например, в Древнем Египте в эпоху царствования фараонов обязательность исполнения правовых норм объяснялась тем, что власть правителям была дана богами, и законы принимаются согласно их воле.

Естественно-правовая теория

Ее приверженцы противопоставляют законы, устанавливаемые государством, естественному праву.

Концепция естественного права подразумевает, что каждый человек с момента рождения наделен определенными неотъемлемыми правами.

Это прежде всего право на жизнь, свободу, социальную справедливость, равенство, владение частной собственностью. Такие права принадлежат человеку от природы, а государство или иные общественные структуры ни у кого не вправе их отнимать. Естественные права ставятся выше законов.

Данная теория имеет много общего с теологической. Она несет идеи социальной справедливости и гуманизма. Вопросы, связанные с происхождением права, естественно-правовая теория не рассматривает, поскольку предполагается, что определенными правами люди всегда обладали с рождения.

Эти взгляды разделяли Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк. Начиная с XVII в. под лозунгами, провозглашавшими необходимость построения новых государств, в которых естественные права человека будут приоритетными, прошли многие акции революционеров.

Историческая теория

Была разработана в начале XIX в. В Германии. Это одна из первых теорий о происхождении права, которая стала рассматривать реально происходящие процессы, в результате которых оно возникло. Ее автором является немецкий юрист и историк Савиньи (спустя некоторое время после ее разработки он стал министром юстиции прусского короля).

По мнению Савиньи, законодателей создателями права считать нельзя. Оно формируется самопроизвольно и является следствием развития народного духа.

Рождение права Савиньи сравнил с появлением языка. Право порождается самим народом, а ученые-правоведы должны уловить его суть и выразить ее в юридических формулировках. Затем эти тезисы законодатель должен заставить работать, а для этого их необходимо включить в общеобязательные нормативные акты.

Возникновение государства Савиньи также объяснял результатом развития народного духа.
Историческая теория содержит верное утверждение, согласно которому государство и право возникают как закономерный результат развития человеческой цивилизации. Однако она так и не дает ответа на вопрос, что такое «народный дух», который, по утверждению Савиньи, является движущей силой исторического развития.

Появление данной теории стало огромным шагом вперед для гуманитарной науки. Автор теории и его сторонники впервые уловили, какое значение имеет глубинный этнокультурный пласт для зарождения права.

Марксистская теория

Ее авторами являются К. Маркс и Ф. Энгельс, а позже она была принята** В. Лениным** и его последователями.

В соответствии с этой теорией право возникает одновременно с государством. Его необходимость обусловлена появлением частной собственности, разделением труда и расслоением общества на классы с противоположными интересами.

В таком обществе право рассматривается сторонниками теории как государственный инструмент, применяемый для урегулирования общественных отношений. При этом правящий класс использует правовые нормы для принуждения представителей угнетенных классов. Так, по мнению марксистов, с помощью права закрепляется общественное неравенство.

Существенным недостатком марксистской теории можно считать значительное преувеличение связи права с государственным аппаратом, экономикой, классовым делением общества и мерами принуждения. Такая связь, безусловно, имела место в действительности, но была не столь всеобъемлющей. Кроме этого, сторонники теории были убеждены, что право не может существовать без особого аппарата принуждения. Ему приписывались репрессивные и карательные функции. Другие же факторы учитывались в недостаточной степени.

Сильными сторонами марксистской теории следует признать использование исторического подхода, рассмотрение права как социального института, учет его связи с материальной жизнью общества и его классовыми структурами. На момент своего появления марксистская теория способствовала значительному продвижению теории государства и права как науки.
Под влиянием идей марксизма произошел Октябрьский переворот 1917 г.

Психологическая теория

Согласно ее положениям человек нуждается в праве потому, что так легче контролировать внутренние переживания.

Сторонники теории убеждены, что каждый народ обладает собственным интуитивным правом. Оно развивается в течение многих веков и не зависит от внешних влияний. Правовая система определенного народа определяется его правосознанием и правовой культурой.
Такой точки зрения придерживались З. Фрейд и Л. Петражицкий.

Социологическая теория

Она провозглашает, что источниками права являются не законы, а жизнь отдельных людей и общества в целом.

Законы могут лишь фиксировать принятые нормы поведения. Важно не столько само право, сколько его реализация. Судебные решения по конкретным делам (прецеденты) ставились выше нормативных актов. Недостатками такого подхода являются трудность в разграничении законных и незаконных действий, а также пренебрежение нормативно-правовой базой. Эти взгляды разделяли Эрлих и Муромцев.

Нормативистская теория

Источником права считается воля государства, зафиксированная в нормативном акте.

Ее исполнение обеспечивается государственными мерами принуждения. Правовая система должна иметь иерархическую структуру в виде пирамиды, вершиной которой является «основная норма». Низшие нормы (договора, решения судов) законны только в случае соответствия высшим.
Сильными сторонами теории являются нормативный подход, иерархичность правовой системы, нацеленность на обеспечение законности. Но она преувеличивает влияние государства и не рассматривает содержательную часть права (определяющую права и свободы человека). Представители нормативисткой теории: Кельзен, Новгородцев, Штаммлер.

Существует ли единая теория?

Каждая из рассмотренных теорий была актуальна в свое время и соответствовала уровню развития цивилизации в определенную эпоху. Многие теории верно отражают отдельные аспекты возникновения права, но не учитывают иные важные обстоятельства. В разных регионах Земли появление права имело свои особенности. По многим вопросам, касающихся его возникновения, ученые так и не пришли к общему мнению. Поэтому единой теории появления права на сегодняшней день не существует. Но в любом случае есть основания считать, что право – это продукт развития человеческой цивилизации.

Тест по теме «Теории происхождения права»

Источник

Соотношение понятий «право» и закон и зачем нам нужно правосудие?

Если исходить из буквального толкования значений этих слов, то право означает совокупность норм, регулирующих общественные отношения, санкционированных государством. Закон же означает нормативный акт ,обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке либо представительным органом государства или же народом, посвященный регулированию наиболее важных отношений.

Таким образом, понятие права гораздо шире понятия закона. Закон выступает лишь одним из источников права наряду со многими другими.

В течении многих веков мыслителей занимал вопрос соотношения понятий закон и право. Еще Цицерон в сочинении «О законах» писал, что естественное право возникло раньше писаного закона, следовательно, закон должен соответствовать праву. Древнегреческий мыслитель Антифонт также выделял законы полиса и естественное право, происходящее от велений природы.

В результате обсуждений этой проблемы возникли две основные школы или направления: естественно-правовая и позитивистская.

Сторонники естественно- правовой школы (Локк,Монтескье) различают дуализм закона и права. Под законом они понимают любое позитивное право, исходящее от государства, а право же представляет собой совокупность идеальных норм, принадлежащих человеческому сознанию от рождения и независящих от внешней социально-политической реальности. Право существует независимо в сознании человека, естественные права принадлежат ему уже от рождения, а не в силу наделения ими человека государством. . Исходя из позиции этой школы, право и закон никогда не совпадают, но законодатель должен включать нормы естественного права в законодательство, чтобы оно приобрело правовой характер. Эта школа закладывает идею внутреннего правосознания человека, но при этом имеет элементы идеологической конструкции и пропадает разница между правом и моралью.

Совершенно противоположной позиции в разрешении вопроса о соотношении права и закона придерживается школа юридического позитивизма(Остин). Ее сторонники воспринимают право как все то позитивное, что исходит от государства. Право-это приказ суверена. Иначе говоря, понятия право и закон отождествляются. Любой закон является правом, а само право состоит исключительно из тех актов, которые принимает государство.

На мой взгляд, понятие закона уже понятия права, он может являться его частью( источником), а может и не являться. Все зависит от правового содержания закона. Лишь тот закон, который является правовым, будет правом. Любой закон, принятый государством не может однозначно считаться правом. Право должно стоять над законом и связывать даже законодателя. Неправовой закон может приниматься и даже действовать, что не делает его правом.

Основная задача правосудия заключается в том, чтобы применять нормы права при рассмотрении конкретных споров, а также справедливое разрешение этих споров по существу. Правосудие это «правый суд», суд, который восстанавливает справедливость в обществе. Неслучайно еще Аристотель в «Этике» писал, что «идти в суд- значит обратиться к справедливости».Истинная задача правосудия -правильно применить закон и право в интересах граждан. Неслучайно право граждан на судебную защиту своих прав является важнейшим правом и закреплено в Конституции. Правосудие может приобретать даже надгосударственный характер в некоторых случаях. Например, речь идет о Европейском суде по правам человека, куда может обратиться любой гражданин страны-участницы Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Помимо разрешения дел суды также могут создавать право, осуществляя правосудие. В англо-саксонской системе решения судов являются еще и источниками права, формируя прецеденты. В нашей континентальной системе они не являются источниками, однако постановления пленумов ВАС и Верховного судов являются обязательными для нижестоящих судов и активно применяются при разрешении дел, оказывая большое влияние на судебную практику.

Подводя итоги, можно сказать, что и право, и закон, и правосудие являются самостоятельными, но взаимосвязанными и взаимозависящими институтами, оказывающими очень большое влияние на жизнь общества и состояние правовой системы в целом. И действительно правовым государством является то государство, где существует целостное верховенства права и закона, и независимая и авторитетная система правосудия.

Соотношение понятий «право» и закон и зачем нам нужно правосудие?

Если исходить из буквального толкования значений этих слов, то право означает совокупность норм, регулирующих общественные отношения, санкционированных государством. Закон же означает нормативный акт ,обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке либо представительным органом государства или же народом, посвященный регулированию наиболее важных отношений.

Таким образом, понятие права гораздо шире понятия закона. Закон выступает лишь одним из источников права наряду со многими другими.

В течении многих веков мыслителей занимал вопрос соотношения понятий закон и право. Еще Цицерон в сочинении «О законах» писал, что естественное право возникло раньше писаного закона, следовательно, закон должен соответствовать праву. Древнегреческий мыслитель Антифонт также выделял законы полиса и естественное право, происходящее от велений природы.

В результате обсуждений этой проблемы возникли две основные школы или направления: естественно-правовая и позитивистская.

Сторонники естественно- правовой школы (Локк,Монтескье) различают дуализм закона и права. Под законом они понимают любое позитивное право, исходящее от государства, а право же представляет собой совокупность идеальных норм, принадлежащих человеческому сознанию от рождения и независящих от внешней социально-политической реальности. Право существует независимо в сознании человека, естественные права принадлежат ему уже от рождения, а не в силу наделения ими человека государством. . Исходя из позиции этой школы, право и закон никогда не совпадают, но законодатель должен включать нормы естественного права в законодательство, чтобы оно приобрело правовой характер. Эта школа закладывает идею внутреннего правосознания человека, но при этом имеет элементы идеологической конструкции и пропадает разница между правом и моралью.

Совершенно противоположной позиции в разрешении вопроса о соотношении права и закона придерживается школа юридического позитивизма(Остин). Ее сторонники воспринимают право как все то позитивное, что исходит от государства. Право-это приказ суверена. Иначе говоря, понятия право и закон отождествляются. Любой закон является правом, а само право состоит исключительно из тех актов, которые принимает государство.

На мой взгляд, понятие закона уже понятия права, он может являться его частью( источником), а может и не являться. Все зависит от правового содержания закона. Лишь тот закон, который является правовым, будет правом. Любой закон, принятый государством не может однозначно считаться правом. Право должно стоять над законом и связывать даже законодателя. Неправовой закон может приниматься и даже действовать, что не делает его правом.

Основная задача правосудия заключается в том, чтобы применять нормы права при рассмотрении конкретных споров, а также справедливое разрешение этих споров по существу. Правосудие это «правый суд», суд, который восстанавливает справедливость в обществе. Неслучайно еще Аристотель в «Этике» писал, что «идти в суд- значит обратиться к справедливости».Истинная задача правосудия -правильно применить закон и право в интересах граждан. Неслучайно право граждан на судебную защиту своих прав является важнейшим правом и закреплено в Конституции. Правосудие может приобретать даже надгосударственный характер в некоторых случаях. Например, речь идет о Европейском суде по правам человека, куда может обратиться любой гражданин страны-участницы Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Помимо разрешения дел суды также могут создавать право, осуществляя правосудие. В англо-саксонской системе решения судов являются еще и источниками права, формируя прецеденты. В нашей континентальной системе они не являются источниками, однако постановления пленумов ВАС и Верховного судов являются обязательными для нижестоящих судов и активно применяются при разрешении дел, оказывая большое влияние на судебную практику.

Подводя итоги, можно сказать, что и право, и закон, и правосудие являются самостоятельными, но взаимосвязанными и взаимозависящими институтами, оказывающими очень большое влияние на жизнь общества и состояние правовой системы в целом. И действительно правовым государством является то государство, где существует целостное верховенства права и закона, и независимая и авторитетная система правосудия.

Источник

Развитие юридической науки неизменно включало размышления на тему происхождения самого права. В итоге сходные мнения объединялись в теории на эту тему. Они не только стали проявлением научной мысли своего времени, но и отражают особенности государств и устройства общества того периода. Рассмотрим кратко основные теории, из плюсы и минусы.

Одни из самых первых авторов основных исторических теорий происхождения права: причины, сущности, пути теории

Право формировалась вместе с развитием общества. Уже в ранние периоды государственности появились первые концепции его происхождения. К ним можно отнести патриархальную, теологическую и регулятивные теории происхождения.

Патриархальная

Старейшая модель появления права – патриархальная теория. Ее основанием считается Аристотель, а среди последователей М.Н. Покровский и Н. К. Михайловский. Сущность в следующем: в ее рамках государство и прав тесно связаны. Государство происходит из первичной ячейки – патриархальной семьи и становится единственной формой организации общества.

Оно же возникает, развивается и существует вместе с ним. Монарх становится аналогом отца для семьи – граждан. Эта теория не оставляет свободы для человеческой воли и социальной активности, она далека от демократичности.

На видео-теории происхождения права кратко:

Теологическая

Одна из наиболее старых теорий появления права – теологическая. Самые известные ее представители Ж. Маритен, Форма Аквинский и И. Волоцкий. Концепция базируется на убеждении в том, что право – вечное явление, в основе которого лежит проявление высшего разума или воли Бога. Общества древней Греции, Рима и Египта были глубоко пропитаны религиозными убеждениями. По их верованиям боги могли вступать в контакты с людьми, лично выражать свою волю и карать за проступки. Мораль и право были неразрывно связаны.

Законодательство устанавливалось волей богов, а наказание за нарушение наступало от их имени. Эта теория тесно переплетает правовые и государственные аспекты. В итоге и власть, и право настолько плотно переплелись с религией, что Демосфен назвал его изобретением и даром богов.

Регулятивная

Регулятивная теория возникла на заре государственности. В ее рамках право тесно связано с государством, так как возникает из необходимости построения и сохранения порядка на всей территории страны. Под порядком понимается комплекс отношений, все более усложняющийся в ходе развития общества. По мере развития жизни общества все сферы общественной жизни все регулируются все более жестко, и формируется право.

Эта теория рассматривает его в его развитии и этот подход верен, анализ правовых источников показывает одновременное усложнение права и общественной жизни. Однако, она переоценивает достоинства права и мыслительные способности человека, так многие явления были урегулированы только в ХХ веке. Эта модель также не учитывает, что право не единственный регулятор общественной жизни.

Многообразие теорий в период буржуазных революций

Этот исторический период характеризовался волнениями в обществе, поиском новых идеалов. Это отразилось и в правовой мысли того времени и противопоставлении естественной и договорной теорий.

Естественная

Естественная теория формирования права получила свою законченную форму в XVII-XVIII вв. ее яркими сторонниками стали А.Н. Радищев, Дж. Локк и Т. Гоббс. В соответствии с ней оно возникло в результате естественных процессов и дано человеку от рождения. По мнению сторонников этой концепции, оно делится на естественное и позитивное. Естественная часть – это данные от природы права и свободы и никто не может дать или отнять их. Они существуют самостоятельно и не зависят от воли государства. Интересно в свете данной теории ознакомиться с экономической теорией прав собственности Капелюшникова. Так же стоит отдельно остановиться на развитии естественно правовой теории.

Позитивная

Позитивное или писаное право – это комплекс норм создаваемых государством. Они не должны противоречить нормам естественного права. Сторонники этой теории не принимали во внимание экономические факторы, влияющие на формирование права и, смешивая право с правосознанием, упускали его юридические качества.

Право и мораль выступают в этой концепции единым целым, а справедливость и равенство стали основой нормотворчества. Благодаря этому, естественная и договорная теории стали популярны в период буржуазных революций.

Договорная

Договорная теория права после долгого периода развития обрела завершенный вид XVII-XVIII вв. Очень часто она рассматривается в связи с естественной теорией, но договорная уделяет больше внимания проблемам государства. В рамках этой концепции формирование  – результат общественного договора, а идеи божественной воли отметаются.

Важнейшей задачей права становится защита частной собственности и безопасности участников договора. Основной задачей и целью государства и права становится обеспечение всеобщего блага, безопасности и процветания.

В новейшей истории

ХlХ – ХХ века были богаты на открытия во всех сферах жизни, буквально за 100 лет общество изменилось до неузнаваемости. Проследить это можно и на примере теорий происхождения права, так марксизм и расизм не вычеркнуть из истории ХХ века.

Историческая

Историческая теория возникла в начале ХlХ века, ее поддержали Н.М. Карамзин, Г. Гуго, К. Савиньи. Она сформировалась как противопоставление естественной теории, призывавшей к революциям и коренным переменам. Право в ней воспринимается как исторически сложившиеся обычаи, возникающие из правосознания и духа народа. Эта теория отделяет возникновение права от государства. Оно возникает самостоятельно путем общения, образования и добровольно принимается обществом.

Эта концепция идеализирует роль общественного сознания в ущерб экономическим, политическим, климатическим и другим аспектам, хотя все они оказываются существенное влияние на правосознание. Также преувеличена роль обычаев в формировании права. При этом обычаи могут выходить за пределы национального народного духа, и далеко не всегда справедливы и не могут служить развитию.

На видео-теории происхождения государства и права:

Позитивистская теория

Позитивистская теория происхождения сформировалась ХlХ веке. Его сторонниками стали Д. Остин, Ш. Амос и Г. Ф. Шершеневич. По их мнению, источниками, как правил должного поведения, могут стать только нормативно-правовые акты государства. Закон принимается как догма независимо от морали, душевных переживаний человека.

Даже судьи подчинены закону, при этом они не могут отказать в разбирательстве, ссылаясь на пробелы или неясности в праве. Однако, эта теория не оставляет места морально – нравственному аспекту права и оставляет место для государственного произвола, а определение права через совокупность государственных нормативно-правовых актов – это логическая ошибка. Свою окончательную форму она приобрела в виде нормативизма.

Нормативистская концепция – плюсы и минусы

Нормативистская теория выросла из позитивистской теории в начале ХХ века и стала ее логичным завершением. Ее поддержали в своих трудах Кельзен, Новгородцев и Штаммер. В рамках этой модели нормативно – правовые акты получили четко систематизированную иерархию во главе с Конституцией. В зависимость от качества построения этой системы поставлена сила права в государстве.

Как всем известно, данная область оторвана от религии, философии, морали или нравственности. «Закон суров, но он закон!» – вот основная характеристика этой концепции нормативного права. Эта теория полностью противоречит идеям естественного права и оставляет простор для тирании государственного произвола.

Марксистская материалистическая или классовая теория происхождения государства и права

ХХ век ознаменовался распространением материализма и марксистской теории возникновения права.

Конец XlX и ХХ вв. можно назвать эпохой марксистской или классовой теории. К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин самые известные его сторонники. В рамках марксистской теории право определяет меру свободы членов общества и представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса. Государство пытается выдать интересы господствующего класса за благо общества, используя право.

Что такое система отрасли административного права, подробно указано в данной статье.

Что собой представляют понятие и виды объектов гражданских прав, подробно указано в данной статье.

Всё про понятие и виды форм источников права, подробно указано здесь: https://ruleconsult.ru/tgp/ponyatiya/ponyatie-vidy-form-istochnikov-prava.html

Оно понимается, как закон и тесно связано с государством. Закон подкрепляется аппаратом принуждения, как инструментом насилия. Четкость разделения противоправно и законопослушного – явное преимущество этой модели.

С точки зрения современной науки, экономический уклон этой концепции оправдан, но слишком силен, а идея поддержки права только угрозой наказания нельзя согласиться.

Как продолжение марксисткой материалистической теории в большой степени уделяет внимание возникновению государства под воздействием экономических и социальных обстоятельств. Из последних исходит и социальные правоотношения. Социальное право это совокупность правовых норм, регулирующих специфический метод распределения части ВВП в пользу малообеспеченной части населения.  Совершенствование орудий труда, его разделение привело к появлению избыточного продукта и классового неравенства. Эта теория не уделяет внимания религиозным, национальным, психологическим и иным аспектам жизни человека.

Страшные события войн, развернувшихся в ХХ веке, тоже могут быть с позиции происхождения.

Известная правовая теория насилия

Теория насилия возникла на рубеже XlX и ХХ веков. Л.Гумплович и К.Каутский были ее сторонниками. Главная ее идея – возникновение права в результате насилия, завоевания и порабощения одного народа другим и его использование для управления сильного слабым. Для примера приводились государства Европы и Америки, возникшие таким путем и их правовые системы. Другие варианты развития правовых систем игнорируются или минимизируются как исключения.

Одной из главных задач права становиться защита частной собственности. Ее преимущество стало отражение исторических процессов, происходивших на раннем этапе развития государственности. Эта узконаправленная теория не учитывает религиозные, психологические и иные аспекты развития.

Расовая теория возникновения права и ее приверженцы и сторонники

Расовая теория прошла долгое развитие и нашла практическое применение в XlX и ХХ вв. Откровенным ее приверженцами стали А. Гитлер и Б. Муссолини. В соответствии с ней право стало результатом деления общества по расовому признаку и преимущества одной расы над другими. Человечество разделяется на «высшие» и «низшие расы. Вторые созданы для служения первым, а право служит поддержанию господства «высших» рас.

Страшными последствиями ее применения стала политика колониализма и мировая война. Но даже этих уроков оказалось не достаточно, и в период холодной войны можно было встретить высказывания сторонников этой теории в прессе.

К сожалению, и сегодня эта, изжившая себя теория, имеет популярность, однако, в большинстве цивилизованных стран стоит вне закона.

Несмотря на события войн и конфликтов, человечество стремится к миру и гуманизму, что отражается в юридической науке.

Кратко о примирительной

Общая характеристика: примирительная теория популярна в Европе ХХ века. Г. Берман, Э. Аннерс и другие ее сторонники утверждают, что право возникло для упорядочения отношения между родами, а не внутри них. В обоснование своей позиции они утверждали, что на начальном этапе развития общества функции судьи выполнял старейшина, а безопасность и защита обеспечивалась силами всего рода.

В такой ситуации отдельный человек был только частью рода и не нуждался в отдельном праве. В тот период конфликты не были редкостью и без примирения могли привести к полному истреблению общины. Заключались перемирия советом старейшин.

Затем, в силу повторения ситуаций они вошли в правило, а обстоятельства усложнялись. Так дифференцировалось и формировалось примирительное право. Затем, оно перешло из устной формы в письменную – законодательство. Эта модель не отмечает роль права в предотвращении конфликтов, в организации и регулировании общественной жизни.

Социологическая теория и ее представители

Социологическая теория возникновения права окончательно сформировалась в ХХ веке. Она нашла свое отражение в работах Иеринга, Р. Паунда и Е. Эрлиха. Она четко разделяет право и закон. Закон трансформируется в право только тогда, когда начинает применяться, отсюда вышло альтернативное название «теория живого права». Большое значение придается судебной практике и свободе судебного решения, так как они в своей работе создают «живое право».

В рамках этой модели приоритет отдается содержанию в ущерб форме, но она оставляет свободу для судебного произвола и оставляет свободу для трактовки закона.

Общая характеристика психологической современной теории

Психологическая теория, основанная в ХХ веке А.И. Петрашицким (автор) и поддержанная Г. Тардом, А. Россом, И. Рейснером (представители), представляет право, как результат психической деятельности человека. В соответствие с ней, поведение человека обусловлено осознанием ожиданий окружающих. Ощущая себя обязанным, он ведет себя определенным образом, что и служит формированию «интуитивного права». Например, должник, ощущает себя обязанным отдать долг, а государство лишь закрепило такое обязательство.

Правосознание делится на личные и установленные государством переживания, которые могут быть не связаны между собой. Эта теория слишком углублена в сторону психологии, упуская государственные, социальные и экономические аспекты, а « интуитивное право» отдалено от формализма.

Возможно так же будет интересно узнать, каковы причины возникновения государства и права.

Что из себя представляет предмет науки конституционного права. Подробно описано в данной статье.

Так же здесь можно изучить, что такое право и каковы его признаки.

Интересно будет ознакомится с методом философии права.

Анализ основных теорий возникновения права показывает, что интерес к этим проблемам проявляли ученые правоведы, историки, философы и экономисты на всем протяжении существования государственности. Часто они служили конъюнктурным интересам или служили основой для принятия политических решений. Именно это является причиной многообразия теорий. Ни одна из них не учитывает всех факторов, оказавших влияние на этот процесс. Разработка всеобъемлющей, объективной теории – это одна из задач, которые стоят перед правоведами будущего.

Источник