При использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойств

При использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойств thumbnail

Ответы:
Скачать: teoriya-poznaniya.rar [18,32 Kb] (cкачиваний: 4103)

teoriya-poznaniya.docx [20,81 Kb] (cкачиваний: 2021)

Просмотр(открыть спойлер) 

Просмотр:

Теория познания. Философия науки

1. Гносеология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о развитии вселенной;

в) о бытии как таковом;

*г) о сущности познания, о путях постижения истины;

д) о сущности человеческой истории.

2. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

*г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.

3. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:

а) рационализма;

б) реализма;

в) скептицизма;

*г) сенсуализма;

д) гедонизма.

4. Дедукция — это:

*а) логический путь от общего к частному;

б) передача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

5. Индукция — это:

а) логический путь от общего к частному;

б) подача ложного знания, как истинного;

*в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:

а) индукция;

*б) дедукция;

в) анализ;

г) синтез.

7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:

а) слово;

*б) категория;

в) дефиниция;

г) термин;

д) имя.

8. Эмпиризм — это:

а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;

*б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;

в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;

г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;

д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.

9. Агностицизм — это:

а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;

*б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;

в) учение о развитии мира;

г) учение о всеобщей причинной связи;

д) учение о сущности человеческой истории.

10. В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

*в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

г) сомнение в возможности познания;

д) метод познания.

11. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:

а) рассудок;

*б) разум;

в) чувство;

г) переживание;

д) интуиция.

12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):

*а) агностицизм;

б) эмпириокритицизм;

*в) скептицизм;

*г) гносеологический оптимизм;

д) гедонизм.

13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:

а) материализм;

*б) скептицизм;

в) эмпиризм;

г) идеализм;

д) рационализм.

14. Какое из понятий лишнее в данном перечне?

а) гносеологический оптимизм;

б) агностицизм;

в) скептицизм;

*г) антропоцентризм.

15. Уровни научного познания (укажите все варианты):

*а) эмпирический;

б) религиозный;

*в) теоретический;

г) мифологический;

д) диалектический.

16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:

а) чувственное отражение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

*в) представление;

г) объяснение;

д) ноумен.

17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

а) представление;

б) восприятие;

*в) идея;

г) ощущение.

18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:

а) понятие;

*б) представление;

в) умозаключение;

г) суждение;

*д) восприятие.

19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

а) абстрактным;

б) теоретическим;

*в) обыденным;

г) научным;

д) божественным.

20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

*г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

а) абстрактна;

*б) объективна;

в) субъективна;

г) абсолютна;

д) божественна.

22. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

а) пропаганда;

*б) заблуждение;

в) суждение;

г) предрассудок;

д) иллюзия.

23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:

*а) методика;

б) развитие;

в) навык;

г) механизм;

д) процесс.

24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?

*а) гипотеза;

б) теория;

в) проблема;

г) парадигма;

д) модель.

25. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности;

б) средних веков;

в) Возрождения;

*г) Нового времени;

д) в ХХ веке.

26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):

*а) проблема;

б) боль;

в) вера;

*г) гипотеза;

*д) теория.

27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:

*а) конвенционализм;

б) релятивизм;

в) рационализм;

г) агностицизм;

д) скептизизм.

28. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода:

а) аналогии;

б) индукции;

*в) дедукции;

г) анализа;

д) математического анализа.

29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название:

а) категорий;

б) универсалий;

в) модусов;

*г) антиномий;

д) законов.

30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?

а) расчет адекватных средств для данной цели;

б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;

в) логическая обоснованность правил деятельности;

*г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

а) анализ;

*б) наблюдение;

*в) эксперимент;

*г) измерение;

д) моделирование.

32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

*а) анализ;

б) наблюдение;

*в) идеализация;

г) измерение;

*д) моделирование.

33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:

а) индукции;

б) дедукции;

*в) идеализации;

г) наблюдении;

д) анализе.

34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):

*а) точностью;

*б) обоснованностью;

*в) большой предсказательной способностью;

г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);

д) своей исключительной эстетической ценностью.

35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:

а) абсолютная истина;

б) эмпирически достоверное знание;

в) математически обоснованное знание;

г) заблуждение;

*д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.

36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:

а) доклассическая;

б) классическая;

*в) неклассическая;

г) постнеклассическая.

37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):

*а) мировоззренческая;

*б) методологическая;

в) эстетическая;

г) политическая;

*д) предсказательная.

38. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:

а) научное;

*б) обыденно-практическое;

*в) игровое;

г) философское;

*д) мифологическое.

39. К основным концепциям истины относят:

*а) конвенциональную;

*б) прагматическую;

в) системную;

*г) соответствия;

д) аналитическую.

40. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ):

а) действие;

б) познание;

*в) опыт в целом;

г) физическая жизнь;

д) истина.

41. Установите последовательность возникновения гносеологических установок:

2 а) «Я верю, чтобы знать»;

1 б) «Я знаю, что ничего не знаю»;

3 в) «Я мыслю, следовательно я существую»;

4 г) «Мы живем внутри языка».

42. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:

а) сциентистские направления 4,5 1) неотомизм;

б) антисциентистские направления 1,2,3 2) экзистенциализм;

3) «философия жизни»;

4) неопозитивизм;

5) неокантианство.

43. Соотнесите термин с определением:

В 1. Абсолютная истина а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову

вселенной;

б 2. Относительная истина б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной

системе);

а 3. Истина как откровение в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю

проверку.

44. Какое определение истины соответствует исторической эпохе?

а) Античность 2 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам;

б) Средние века 3 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель);

в) Новое время 1 3. Бог, вот что является истиной;

г) XX в.4 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).

45. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки:

а) романтический; 2 1) XVII в.

б) классический; 1 2) XVв.

в) неклассический; 3 3) XXI в.

г) постнеклассический. 4 4) XX в.

46. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель?

а) Эмпирический 2,3 1. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой;

б) Теоретический 1,4 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;

3. Добыть новые экспериментальные факты;

4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.

47. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению:

а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;1 1) скептицизм;

б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и 2) агностицизм;

не дает никакого знания о мире;2

в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;4 3) прагматизм;

г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед 4) солипсизм.

конкретными людьми в жизненных ситуациях.3

48. Установите соответствие критерия истины тому или иному философскому направлению:

а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;3 1) неопозитивизм;

б) верифицируемость;1 2) диалектический материализм;

в) практика.2 3) конвенционализм.

Источник

1. Сущность метода.

2.Виды методов научного познания.

3.Функции методов научного знания.

1. Сущность метода.

Метод – средство познания (как лопата: если применяют – хорошо, если нет- плохо, перестает быть орудием). Более сложное определение: метод – система приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Аспекты метода: предметно-содержательный (в нем отражено представление о предмете исследования); операциональный (метод содержит совокупность требований, которые характеризуют порядок познавательных операций); аксиологический (характеризует степень его надежности, экономичности, эффективности).

Генезис метода. Он происходит из практики. Обобщается в науке. Проникает в философию, там совершенствуется, опять возвращается в обогащенном виде в науку. Это – методологический круговорот. Иногда метод диктует прибор (микроскопия), но тогда такой метод ограничено годен.

Пример развития метода. Эмпирический уровень (что-то разделяем); теоретический уровень – обобщение: делить можно все; метатеоретический – получаем метод – «анализ» (свойство становится средством).

2.Виды методов научного познания.

Выделяют приемы и методы научного познания. К приемам относятся:

Анализ и синтез. Анализ – прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения. Синтез – противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в целое с целью получить знание о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое.

Абстрагирование и идеализация. Это – общенаучные приемы исследования. Абстрагирование – процесс мысленного выделения отдельных интересующих нас признаков, свойств и отношений конкретного предмета и одновременно отвлечение от других свойств. Идеализация – прием, в процессе использования которого происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности. («Идеальный газ» – в физике, «материальная точка» – в механике, «точка», «прямая» – в геометрии).

Индукция («наведение») – мысль движется от частного (знание фактов) к общему (законам). Дедукция – мысль идет от знания общего к знанию частного.

Аналогия – прием, в котором по сходству объектов в некоторых признаках делают вывод об их сходстве в иных отношениях. 

 Методы научного познания.

Моделирование – такой метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. (Изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещаемых в аэродинамическую трубу). Выделяют (в зависимости от характера модели) следующие виды моделирования: предметное, физическое, математическое, логическое, знаковое. Модель – объективированная в реальности или мысленно представляемая система, замещающая объект познания.

Наблюдение – исходный метод эмпирического познания. Это – целенаправленное изучение предметов, опирающееся на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах рассматриваемого объекта. Его структурные компоненты: наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения, средства наблюдения (установки, приборы, измерительные инструменты). (Сравним наблюдение за куском породы обычного человека и геолога).

Измерение – важная форма наблюдения. Это – процесс определения отношений одной измеряемой величины, характеризующий изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Пример – измерение роста или веса человека.

Эксперимент – активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Связывает эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Виды эксперимента: 1) исследовательский (поисковый), нацеленный на обнаружение новых свойств объекта; 2) проверочный (контрольный), нацелен на проверку гипотез (может быть подтверждающим, опровергающим, решающим); 3) воспроизводящий; 4) изолирующий; 5) качественный (количественный); 6) физический, химический, биологический, социальный.

Мысленный эксперимент. Если в реальном эксперименте ученый для воспроизведения, изоляции или изучения свойств какого-либо явления ставит его в реальные физические условия и варьирует их, то в мысленном эксперименте эти условия являются воображаемыми, но воображение при этом строго регулируется известными законами науки и правилами логики.

Гипотеза – метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущих к установлению законов, принципов, теорий.

Классификации методов.

Методологический плюрализм. Сколько наук – столько методов.

Бинарный подход. Есть методы естественных наук и методы гуманитарных наук. Между ними нет ничего общего. Так, неокантианцы (В.Виндельбанд и Г. Риккерт) выделяли номотетические и идиографические методы.

Тройственный подход, который наиболее распространен. 3 группы методов: специальные, общенаучные, универсальные.

Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. Примеры: спектральный анализ в физике и химии, метод статистического моделирования, микроскопия.   

Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Примеры: эксперимент, наблюдение, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному.

Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности (с учетом их специфики). Примеры: диалектический метод, принцип историзма и т.д.

3.Функции методов научного знания.

Есть мнение, что заниматься методологией –бесмысленное занятие. Из философов об этом говорят постмодернисты (Ж. Делез, Ж.Деррида). Эта позиция неправильна. Методы нужны для упорядочения системы познания, придания ему единства. Пример: дорога со светофором и без него. 

Источник

  • Главная
  • Вопросы & Ответы
  • Вопрос 15707737

Главный Попко

более месяца назад

Просмотров : 3   
Ответов : 0   

Ваш ответ:

Комментарий должен быть минимум 20 символов

Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт

При использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойств

Лучшее из галереи за : неделю   месяц   все время

При использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойствПри использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойств

    При использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойств

    Другие вопросы:

    Таня Масян

    Помогите с переводом на английский! Без 45 минут 10 Без 30 минут 12 Без 20 минут 2 Без 10 минут 3 Без 30 минут 4 Без 55 минут 5 Без 50 минут 7 Без 15 минут 9

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 2   
    Ответов : 1   

    Мари Умняшка

    объясните как решить эти дроби 12 14 -( 7 1/3 1 1/6) =

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 1   
    Ответов : 1   

    Зачетный Опарыш

    какое число представлено в виде суммы разрядных слагаемых 5*(10в 4 степени) 3 * (10 в 3 степени) 2*(10 во 2 степени) 0*10 4 1)5324 2)53204 3)53024 4)5320104

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 3   
    Ответов : 1   

    Васян Коваль

    розповідь про всі достопримічательності києва в одному тексті

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 5   
    Ответов : 1   

    Зачетный Опарыш

    За 3 часа равномерного движения пешеход прошёл 12 километров Сколько километров он пройдёт за 5 часов такой ходьбы? Сколько времени ему понадобится, чтобы пройти в том же темпе 28 километров?

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 4   
    Ответов : 0   

    Источник