Придумать загадку о каком нибудь предмете называя его свойства

Придумать загадку о каком нибудь предмете называя его свойства thumbnail

Придумать загадку – это творческое задание для развития детей в начальной школе. Школьники анализируют, сравнивают, противопоставляют  свойства, особенности, признаки различных предметов, явлений, животных и т.д.

Сочинять загадки самостоятельно очень увлекательный процесс который обожают дети. Они с удовольствием готовят такие домашние задания по окружающему миру или другим предметам в 1-3 классе начальной школы. Детям особенно нравится самим придумывать загадки  про животных, про времена года, про птиц и растения. Приведем ниже загадки придуманные учениками к одному из таких уроков.

Загадки придуманные детьми

Хрусталь лежит или висит, а вот под солнцем моросит. (Лед).

Серебряное одеяло речку напрочь сковало (лед).

Белый и пушистый, но не вата. (Снег)

Мягкая перина весь свет завалила (снег).

Желтый ковер шуршит под ногами (листья).

Весной появляются, летом тень дают, осенью осыпаются, а зимой не увидишь (листья).

Зеленый висит, желтый летит (лист).

Серая, пушистая, но не волчица.
Полосатая, но не тигрица.
Есть усы, но не дед.
Называй скорей ответ!
                                         (Кошка)

Без рук, без ног по подоконнику стучит (дождь).

С неба падает вода, то каплет, то как из ведра. (Дождь).

Миллион черных братьев бок о бок живут, масло дают (подсолнух).

На  полях растёт,
В корзинке семена даёт.
Масла много в семенах.
Речь здесь о каких цветах? (Подсолнух)

В шубе летом, а зимой раздетый. (Лес)

И летом весело,
И осенью сытно,
И зимой тепло. (Лес)

Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его …

Тикают, считают, время исчисляют,
Ходят и спешат, хотя на месте стоят.
                                         (Часы)

Льёт и грядки поливает
Садоводы уважают
                          (Дождь)

С неба капает вода
Что такое кто куда
Быстро дети вырастают
Если под него попадают
                                (Дождь)

На одной ножке четыре рожка.
Тыкает, хватает, кушать помогает.
                                         (Вилка)

Маленький слонёнок
По ковру бежит.
Хоботом пыль собирает,
Хвостик в розетке торчит.
                             (Пылесос)

Мастер шубу сшил,
Иглы вынуть позабыл.
                             (Ёжик)

Что всё время ходит без оглядки 
                            (Часы)

У меня подружек много,
Все мы очень хороши.
Если нужно человеку,
Мы поможем от души.  (Книги)

Дожидаюсь вас, ребята!
Очень, очень я красив!
Почему же не берёте?
Потому что ядовит!
                            (Мухомор)

Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?
                                 (Петух)

Дым пускает и тепло даёт.
                            (Печь)

Его бьют, а он летает.
                               (Волан)

Нам расскажет обо всём
Утром, вечером и днём.
                             (Телевизор)

Утром раскрывают,
Вечером закрывают.
                           (Шторы)

Механический экран
Всё показывает нам.
Из него мы узнаём
Что и где, когда, почём?
                               (Телевизор)

Что за чудо- рюкзачок?
Есть в нём ручки и мелок,
А ещё карандаши
И фломастеры ищи.
                           (Пенал)

Что за ягодка такая,
Аппетитная, большая?
Сверху зеленью полна,
А внутри красна.
                          (Арбуз)

У него четыре ножки,
Он всё скачет по дорожке.
                                   (Заяц)

Этот дом весьма толковый,
В нём мы знания берём.
                                    (Школа)

Она сама немая,
Но учит всех она.
                       (Доска)

Полосатый гражданин
Нашу жажду утолил.
                        (Арбуз)

Лохматый дружок
Дом стережёт.
                  (Собака)

Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.
                      (ЧУКОТСКИЙ ДЕД МОРОЗ)

Сидит на ложке,
Длинные ножки.
                 (Лапша)

Маленький, разноцветный,
Улетит-не поймаешь.
                      (Воздушный шар)

Говоришь тихо-слышно громко.
                              (Микрофон)

Метели холодные,
Волки голодные,
Ночи тёмные,
Когда это бывает?
                     (Зимой)

После зимы прилетает
Масленицу встречает
Всех теплом согревает
Птиц созывает
(Весна)

Он про всё расскажет,
И весь мир покажет.
                         (Телевизор)

придумать загадкудля 1-2 класса

По утрам по ним встаём,
И все в школу мы идём.
                          (Часы)

У неё одна рука, очень тонкая она.
Всё работает, копает,
Большие ямы вырывает.
                             (Лопата)

С ним – тепло,
Без него – холодно.
                           (Сорлнце)

Это красивое животное,
Оно любит ласку, чистоту,
Молоко и мышей.
                             (Кошка)

Это самая любимая вещь
Маленький детей.
Эту вещь можно купить,
А можно сделать своими руками.
                             (Кукла)

А это – любят все,
Особенно в жару.
                      (Мороженое)

Что за яркий свет в темноте?
                                    (Лампочка)

Маленький, колючий.
                         (ЁЖ)

Внутри натянут проводок.
Словно солнце ярко светит,
Всех приветливо он встретит.
                               (Лампочка)

Вырыта яма,водой она полна.
Кто хочет, напьётся сполна.
                               (Колодец)

Утром распускается,
Ночью закрывается.
                            (Цветок)

Круглый шарик
По полю катается.
                    (Мяч)

У нас на кухне появился слон,
На плиту уселся он.
И свистит, и пыхтит,
В животе вода кипит. (Чайник)

На солнце клин,
При дожде блин
(зонт)

Если ребенок испытывает трудности, родители могут подключиться и помочь придумать загадку в школу вместе всей семьей. Сочиняйте вместе с детьми это заряжает позитивом, а ребенку дарит желанное время близкого общения с родителями. Что может быть важнее этих минут?

Коллективная работа учащихся 5 класса. Автор публикации: Вашкевич Олеся Дмитриевна

Смотрите также:

Источник

Загадка – гениальное изобретение человеческого разума. Она помогает искать и находить связи между предметами, проявлять внимание к деталям, смотреть на знакомые вещи под другим углом. Эта крохотная задачка учит нас думать, тонко чувствовать язык и глубже понимать окружающий мир. Большинство взрослых убеждены, что загадки – это забава для детей. Однако тренировать мозг следует в любом возрасте – хотя бы для профилактики старческого слабоумия. Сколько народных задачек вы сможете вспомнить сходу? 10? 20? Наверняка, это будут самые известные. А ведь загадок тысячи! Кроме того, можно и самим их сочинять.

Как придумать загадку? Дадим несколько советов.

Изучаем

Для начала рекомендуем накопить материал для наблюдений. Чтобы начать творить самому, нужно ознакомиться с тем, как это делают другие авторы. Захватите сборник загадок в долгую дорогу на море или на дачу. Разгадывайте их всей семьей, обсуждайте, насколько они удачны, восхищайтесь народной (или писательской) мудростью, удачными сравнениями.

  • Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёж).
  • Медный бес на стол залез. (Самовар).
  • Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка).

    как придумать загадку

Обратите внимание, что один и тот же предмет или явление можно описать совершенно по-разному. Например, сон.

  • И рать, и воеводу – всех повалил.
  • Что слаще всего на свете?
  • Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдёт.

Как придумать загадку-сравнение?

Чтобы сочинить простейшую задачку, нужно научиться находить свойства предмета и сравнивать его по этим качествам с другими предметами (явлениями). Очень удобно заполнить небольшую таблицу.

Солнце

Какое?

На что похоже?

жаркое

на печку

золотое

на яблоко, одуванчик

круглое

на мяч, колесо, камешек, клубок, голову

яркое

на огонь

Объединить полученные данные можно так:

Жаркое, как печка.
Золотое, как одуванчик.
Круглое, как колесо.
Яркое, как огонь.

Попробуйте – это увлекательный процесс!

какую можно придумать загадку

Как придумать загадку, если предмет или явление не имеет четко выраженных признаков? Задайте себе вопрос: «А что он умеет делать? Кто еще так поступает?»

Ветер

Что делает?

На что (кого) похож?

воет

на волка

летит

на птицу

гнёт деревья

на великана

свищет

на Соловья Разбойника

Вот что получилось:

Летит, словно птица.
Воет, будто волк.
Свищет, как Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, как великан.

Другой вариант – используем противительные союзы и отрицания:

Летит, да не птица.
Воет, да не волк.
Свищет, да не Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, да не великан.

Как придумать загадку «наоборот»?

Мы по-прежнему будем рисовать словесные картины, но кроме схожих черт найдём характерные отличия рассматриваемого предмета или явления от других. Например, туча – белая, как вата, да в руки не взять. Туман – седой, как древний старик, да сказку не расскажет. Луна – аппетитная, как ватрушка, да не укусишь.

Жук

Какой?

На что (кого) похож?

Что умеет делать?

Чем отличается?

крылатый

на птицу

да без хвоста

рогатый

на барана

да не забодает

на самолёт

летает

да садится на листья деревьев

на пчелу

жужжит

да не укусит

Возможный вариант:

Крылатый, как птица, да без хвоста.
Рогатый, как баран, да не забодает.
Летает, как самолёт, да садится на листья деревьев.
Жужжит, как пчела, да не укусит.

придумываем загадки сами

Рассмотрим части и целое

Какую можно придумать загадку посложнее? Давайте привлечем на помощь математику! Рассмотрим человеческое тело. Из каких частей оно состоит? Один язык, губы, один рот, по два глаза, уха, по паре рук и ног. Как народ отразил это в фольклоре?

Один болтун,
Другой свистун
И третий едун.
Два брата видаки,
А два – слышаки,
Два бегуна,
Да два брата-ухвата.

А теперь по этому принципу придумываем загадки сами.

Велосипед

Названия частей

Сколько их?

На что похожи?

Что такое же?

колесо

2

кольцо, тарелка, сушка, блюдце, солнце

руль

1

вилы, ухват, рога

седло

1

горб верблюда, стул

педаль

2

подножка, стремя, ступенька

Сам сижу на стуле,
ноги – на ступеньках,
Руками за вилы ухватился.
На двух тарелках, будто ракета, мчусь.

Мы привели лишь несколько примеров. Конечно, большинство из них вряд ли когда-нибудь попадут в фольклорные или авторские сборники, но мы на это и не претендуем. Главное – это забавное развлечение будет необыкновенно полезно как детсадовцу, так и младшему школьнику. Наверняка, в процессе совместной игры с ребенком у вас появятся собственные приёмы и художественные находки.

Источник

        Самодельные загадки.

                                                           Бутакова Настя

Серая, пушистая, но не волчица.

Полосатая, но не тигрица.

Есть усы, но не дед.

Называй скорей ответ!

                                         (КОШКА)

Тикают, считают, время исчисляют,

Ходят и спешат, хотя на месте стоят.

                                         (ЧАСЫ)

На одной ножке четыре рожка.

Тыкает, хватает, кушать помогает.

                                                (ВИЛКА)

Маленький слонёнок

По ковру бежит.

Хоботом пыль собирает,

Хвостик в розетке торчит.

                              (ПЫЛЕСОС)

                                        ПОДОПРИГОРА НАСТЯ

Мастер шубу сшил,

Иглы вынуть позабыл.

                              (ЁЖИК)

Что всё время ходит без оглядки?

                              (ЧАСЫ)

У меня подружек много,

Все мы очень хороши.

Если нужно человеку,

Мы поможем от души.

                                   (КНИГИ)

Дожидаюсь вас, ребята!

Очень, очень я красив!

Почему же не берёте?

-Потому что ядовит!

                                 (МУХОМОР)

Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт?

                                 (ПЕТУХ)

                                       АНТУШЕВА КАТЯ

Дым пускает и тепло даёт.

                                           (ПЕЧЬ)

Его бьют, а он летает.

                               (ВОЛАН)

Нам расскажет обо всём

Утром, вечером и днём.

                             (ТЕЛЕВИЗОР)

Утром раскрывают,

Вечером закрывают.

                           (ШТОРЫ)

                                               БЕНДАК ТАНЯ

Механический экран

Всё показывает нам.

Из него мы узнаём

Что и где, когда, почём?

                               (ТЕЛЕВИЗОР)

Что за чудо- рюкзачок?

Есть в нём ручки и мелок,

А ещё карандаши

И фломастеры ищи.

                           (ПЕНАЛ)

Что за ягодка такая,

Аппетитная, большая?

Сверху зеленью полна,

А внутри красна.

                          (АРБУЗ)

                                                                  ПИГИНА НАСТЯ

У него четыре ножки,

Он всё скачет по дорожке.

                                   (ЗАЯЦ)

Этот дом весьма толковый,

В нём мы знания берём.

                                    (ШКОЛА)

Она сама немая,

Но учит всех она.

                                  (ДОСКА)

                                                                      ЯКИМЧУК  ВИКА

Полосатый гражданин

Нашу жажду утолил.

                        (АРБУЗ)

Лохматый дружок

Дом стережёт.

                      (СОБАКА)

                                              КИРИЛЛОВА ВАЛЯ

Косоглазый, маленький,

В белой шубке, в валенках.

                      (ЧУКОТСКИЙ ДЕД МОРОЗ)

Сидит на ложке,

Длинные ножки.

                        (ЛАПША)

ШИШМАНОВА СВЕТА

Маленький, разноцветный,

Улетит-не поймаешь.

                      (ВОЗДУШНЫЙ ШАР)

Говоришь тихо-слышно громко.

                              (МИКРОФОН)

БАЛСУНОВСКАЯ ТАНЯ

Метели холодные,

Волки голодные,

Ночи тёмные,

Когда это бывает?

                     (ЗИМОЙ)

                                                                 ТЫРОВА НИНА

Он про всё расскажет,

И весь мир покажет.

                           (ТЕЛЕВИЗОР)

По утрам по ним встаём,

И все в школу мы идём.

                          (ЧАСЫ)

У неё одна рука, очень тонкая она.

Всё работает, копает,

Большие ямы вырывает.

                                          (ЛОПАТА)

С ним – тепло,

Без него – холодно.

                           (СОЛНЦЕ)

ГАСАНОВА ВИКА

Это красивое животное,

Оно любит ласку, чистоту,

Молоко и мышей.

                             (КОШКА)

Это самая любимая вещь

Маленький детей.

Эту вещь можно купить,

А можно сделать своими руками.

                             (КУКЛА)

А это – любят все,

Особенно в жару.

                              (МОРОЖЕНОЕ)

                                                              ШЕСТАКОВА ТАНЯ

Что за яркий свет в темноте?

                                      (ЛАМПОЧКА)

Маленький, колючий.

                                       (ЁЖ)

                                                        ГОРБУНОВ САША

Висит стеклянный пузырёк,

Внутри натянут проводок.

Словно солнце ярко светит,

Всех приветливо он встретит.

                               (ЛАМПОЧКА)

Вырыта яма,водой она полна.

Кто хочет, напьётся сполна.

                               (КОЛОДЕЦ)

                                                 КУЗНЕЦОВА КАТЯ

Утром распускается,

Ночью закрывается.

                            (ЦВЕТОК)

Круглый шарик

По полю катается.

                            (МЯЧ) 

Наши классные частушки!

Как – то раз на физкультуре

Мы в футбол играли.

Мячик били и пинали,

И в ворота попадали.

                                     Пигина Настя

Год закончился, ура!

Всем пора прощаться.

Море будет и жара,

Будут все купаться.

                       Шестакова Таня

Таня с Тёмой танцевала

И на ноги наступала.

Ну а он весь покраснел

И на место снова сел.

                             Все вместе

На уборку мы пошли,

В парке денежку нашли.

Колы накупили

И все вместе пили

                         Ившин Сергей

Вот прошёл учебный год

Много мы узнали.

И в морозы, и в жару

В школу мы бежали.

                           Пигина Настя

Сочиненье мы писали

На литературе.

До чего мы дописали-

Чуть все не заснули.

                             Тырова Нина

На уроке мы сидим

И в учебники глядим.

Ох, скорее бы звонок

И закончился б урок.

                            Кузнецова Катя

А на русском языке

Мы писали на доске.

Ух! Ну и каракули

Мы там накалякали!

                               Кириллова Валя

Как в спортзале-то наш класс

Спортом занимается.

Все мы громко там кричим-

Стены содрогаются!

На уроке физкультуры

Бегаем, стараемся.

Не успеем отдышаться –

Снова упражняемся.

                                Ханова лена

Вика бегала, играла

И учебники кидала.

Залетел учебник в глаз!

Испугался весь наш класс!

Как-то был у нас футбол-

Мы парням забили гол!

Хоть и гол был – просто класс,

Но попал он Коле в глаз!

                                      Бутакова Настя, Подопригора Настя, Лисая Нина, Бендак Таня

Как-то раз пришли на поле,

Поиграть хотели мы.

Разыгрались мы на воле,

Мяч гоняли от души.

Как-то раз на физкультуре

Мы играли во флорбол.

И ботинками своими

Мы испортили весь пол!

Как-то раз, примерно в пять

Парк пошли мы убирать.

Грабли, вилы поломали,

И мешки мы все порвали.

В нашем классе есть два друга

Это Тёма и Колян.

Как-то в праздник пели песни

И порвали весь баян.

                        Мотавкин Саша, Горбунов Саша, Новосёлов Вова, Антонов Алеша

В нашем классе есть отличник-

Зовут его Саша.

С каждым днём он всё умнее,

Веселей и краше!

На уроке рисованья

Мы рисуем разное:

Желтое, зелёное,

Синее и красное!

                         Гасанова Вика, Балсуновская Таня

Наши парни в рождество

Занялись гаданием.

И теперь у нас повсюду

Взаимопонимание.

На классном вечере мы были,

Танцевали медляки.

Парни девчонок приглашали,

Только девочки не шли.

             Шишманова Света, Колебакина Алена, Рудная Маша, Якимчук Вика.

Источник

В своей работе я использую технология ТРИЗ.

Придумать загадку – это творческое задание для развития детей в начальной школе. Школьники анализируют, сравнивают, противопоставляют  свойства, особенности, признаки различных предметов, явлений, животных и т.д.

Сочинять загадки самостоятельно очень увлекательный процесс, который обожают дети. Они с удовольствием готовят такие домашние задания по окружающему миру или другим предметам в 1-4 классе начальной школы. Детям особенно нравится самим придумывать загадки  про животных, про времена года, про птиц и растения.

Простые модели сочинения загадок для самых маленьких

(от Т.А. Сидорчук и А.А. Нестеренко)

Загадки по этим моделям могут придумывать дети 3-4 лет.

Модель 1

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.

Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка.

hello_html_m139e1182.jpg

Добавляем слова-связки и получаем загадку:

Ласковый, но не солнышко,

Теплый, но не свитер,

Усатый, но не сом.

Модель 2

Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

У меня снова про котенка.

hello_html_4fa1defe.jpg

Получилась загадка:

Охотится, но не волк,

Умеет прыгать, но не мяч,

Урчит, но не мотор.

Модель 3

Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:

hello_html_m238bcb1b.jpg

Похож на игрушку, но живой,

Похож на льва, но без гривы,

Похож на сову, но не летает.

Рисовать таблички каждый раз совершенно не обязательно! Достаточно представлять себе мысленно нужную модель. А можно даже в одной загадке объединять две модели.

Если посмотреть на такой способ придумывать загадки шире, то можно применять его на более старших учениках для лучшего запоминания научных понятий из химии, физики, биологии. В этом помогает то, что в процессе сочинения задействуется образное мышление, а, значит, запоминание проходит эффективнее.

Способ сочинять загадку для детей от 7 лет

(от А.В. Кислова и Е.Л. Пчелкиной)

Шаги алгоритма отчасти похожи на  уже описанные, но их чуть больше:

1. Выбрать объект;
2. Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или изменчивых;
3. Каждое выделенное свойство дополнить образом, который возникает по ассоциации;
4. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим впечатление;
5. Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение.

Мы с ребятами придумывали загадку про неисправную лампочку, которая мигала у нас над головой. Конечно, сам алгоритм я не записывала слово в слово, а  просто обозначала шаги значками. Вот как это происходило.

hello_html_4c9d41be.jpg

Не беда, если загадка не складывается в стихотворение! Прозаические загадки-рассказы тоже очень интересны и необычны, а главное, побуждают к речевому творчеству.

Приведем ниже загадки придуманные учениками к одному из таких уроков

Ночью летает, а не самолёт,

В темноте глаза горят, а не кошка,

Мышей пугает, а не лиса. (Сова)

Белая, но не бумага,

Черная, но не буква

О многом говорит, но не книга.

Новости в лес приносит, но не газета. (Сорока)

Во дворе я королева

Вон мой дом на ветке слева

Птица в перьях серо-чёрных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

Непоседа птица эта, одного с берёзой цвета

Всё ворует, что блестит, глаз за всем следит.

Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

Маленький а не мышка

Коричневый, а не собака.

Летает, а не змей. (Воробей)

Серый маленький комочек.

Он драчливый очень, очень.

По асфальту прыг да скок.

Хлеба собирает много крох. (Воробей)

Белый, а не сахар.

Мягкий, а не вата.

На руку упадет.

Очень быстро пропадёт. (Снег)

Я сладкая, а не сахар,

Оранжевая, а не солнце,

В земле сижу, а не крот. (Морковь)

Ты ведёшь меня домой,

По тебе идём тайгой,

Мы в болото не пойдём,

Обойдём всё стороной. (Дорожка)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Это не овощ, и даже не фрукт

На хвойных деревьях красиво растут,

И даже бывают на лбах у детишек. (Шишки)

Красивая толстуха.

Берут её за ухо,

Она гостей встречает

И чаем угощает. (Чашка)

Главная привлекательность использования приемов ТРИЗ заключается в том, что все они интересны для ученика, формируют познавательную активность, развивают все операции мышления, все виды универсальных учебных действий. Они помогают находить варианты решения проблемной ситуации, проводить рефлексию пройденного материала, развивать творческое и логическое мышление, проводить оценивание своей работы.

Источник