Рабочая программа пищевые и биологически активные добавки

Министерство сельского хозяйства РФ

Мичуринский филиал

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»

Рабочая программа

дисциплины

Пищевые добавки, применяемые в общественном питании

Специальность 19.02.10  Технология продукции общественного питания

Брянск, 2017

Согласовано:

Зав.библиотекой

________ Ильютенко С.Н.

«___»_______20___ г.

Одобрено:

ЦМК  профессиональных модулей

Протокол № ________

от «___»________20___г.

Председатель ЦМК:

__________ Демченко Н.И.

Утверждаю

Зам. директора по учебной работе:

________Панаскина Л.А.

«_____»________20____г.

 ББК 74.57

  Р 13

 Р 13

Рабочая программа дисциплины  Пищевые добавки, применяемые в общественном питании  / Сост. Е.В.Чавыкина – Брянск:  Мичуринский филиал ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, 2017. – 14 с.

Рабочая программа дисциплины Пищевые добавки, применяемые в общественном питании  является частью  ППССЗ, выделенной из вариативной части часов, предусмотренных ФГОС СПО по специальности 19.02.10  Технология продукции общественного питания.

Рецензент:

      Н.И.Осипова преподаватель  профессиональных модулей Мичуринского филиала Брянского ГАУ.

Печатается по решению методического совета Мичуринского филиала Брянский ГАУ

                            ББК 74.57

© Чавыкина Е.В., 2017

© Мичуринский филиал ФГБОУ ВО «Брянский государственный  аграрный университет», 2017

Содержание

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Пищевые добавки, применяемые в общественном питании

1.1 Область применения рабочей программы

Программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО  19.02.10 Технология продукции общественного питания

Программа  дисциплины может быть использована  при реализации программ  дополнительного профессионального образования в части общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.

ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.

ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.

ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.

ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.

ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.

ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.

ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.

ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.

ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.

ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.

ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.

ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.

ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

1.2        Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.

        Дисциплина Пищевые добавки, применяемые в общественном питании входит в профессиональный учебный цикл.

1.3        Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель преподавания дисциплины состоит в формировании знаний по применению пищевых и биологически активных добавках в общественном питании.

Основные  задачи  дисциплины состоят из: ознакомления  с целями, формами и методами использования пищевых добавок в пищевой технологии и структуре питания, формированием товарного предложения этой продукции, пищевым законодательством в отношении  пищевых добавок, их химическим составом, особенностями этикетирования и хранения.

В результате освоения  дисциплины обучающийся должен уметь:

  • находить информацию о пищевых добавках, разрешенных к использованию на территории России;
  • пользоваться санитарно-гигиенической и другой нормативной документацией по пищевым добавкам;
  • оценивать целесообразность применения пищевых добавок  в промышленности, общественном питании, оздоровительных программах;
  • оценивать правильность и полноту информации для потребителя на этикетке пищевых продуктов, полученных с использованием пищевых добавок;
  • контролировать адекватность сопровождающей документации на пищевые добавки;
  • определять степень соответствия рекламы пищевых добавок действующему законодательству.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • обоснование необходимости и принципы использования пищевых добавок;
  • принципы классификации и кодирования пищевых добавок;
  • методические подходы к оценке качества и безопасности пищевых добавок;
  • процедуру регистрации пищевых добавок.

1.4.  Количество часов на  освоение рабочей программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 40 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 18 часов.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

практические занятия        20

практические занятия        

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Читайте также:  Пищевая добавка е 194

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

РАЗДЕЛ  I. Общие сведения о пищевых добавках

6

Тема 1.1  

Введение.

Пищевые добавки в России и за рубежом

Содержание

2

1,2

История применения пищевых добавок (ПД) при развитии промышленности  торговли и этапы становления рынка  их  в России и за рубежом. Основы современной технологии отрасли. Основные требования к пищевым добавкам.

Самостоятельная работа

2

2,3

Доклады на тему: «Использования пищевых добавок в истории человечества».

Тема 1.2

Российский рынок пищевых добавок и ингредиентов

Содержание

2

1,2

Структура питания современного человека. Влияние пищевых добавок и ингредиентов на здоровье человека. Функциональные свойства пищевых продуктов и возможность их изменения под действием пищевых добавок. Тенденции пищевого совершенствования.

Раздел II. Основные группы пищевых добавок и их функциональное назначение

36

Тема 2.1

Пищевые красители

Содержание

2

1,2

Классификация пищевых красителей. Характеристика  их свойств и особенности использования.

Практическое занятие

2

2,3

Определение пищевых красителей в продуктах питания.

Самостоятельная работа

2

3

Реферат: «ПД на этикетках реализуемых в Брянске  пищевых продуктов разного происхождения».

Тема 2.2

Улучшители консистенции

Содержание

4

1,2

Эмульгаторы; стабилизаторы; загустители; разрыхлители; волокна пищевые (пектины, инулины, производные альфа-целлюлозы, камеди); агенты желирующие, желеобразователи (гелеобразователи); замутнители; соли-плавители (эмульгирующие соли); антислеживатели, антикомкователи,модефицированные крахмалы. Создание ассортимента продуктов эмульсионной и гелевой природы.

Гидрофильно-липофильный баланс и допустимое суточное потребление (ДСП) эмульгаторов. Химическое строение гидроколлоидов. Применение пектинов и желатина.

Практическое занятие

2

2,3

Определение эмульгаторов и стабилизаторов в пищевых продуктах.

Самостоятельная  работа

2

1

Сообщение  на тему: «Поведение эмульгаторов в пищевых продуктах разного состава».

Тема 2.3 Консерванты и антиоксиданты

Содержание

2

1,2

Классификация: консерванты и антибиотики. Использование смесей нескольких консервантов. Разработка конкретной рецептуры внесения консерванта в продукт. Природные и искусственные антиокислители, их дозировки в жировых продуктах.

Самостоятельная работа

2

3

Рефераты на тему: «Особенности химического строения природных и синтетических пищевых добавок».

Тема 2.4

Пищевые добавки, улучшающие вкус и аромат пищевых продуктов

Содержание

2

1,2

Классификация: вещества вкусоароматические; ароматизаторы пищевые; усилители, модификаторы вкуса и аромата; сахарозаменители; подсластители; кислоты пищевые; регуляторы кислотности. Природные ароматизаторы и вкусовые добавки, их химическая природа (эфирные масла, альдегиды, спирты, сложные эфиры). Олеорезины Идентичные натуральным ароматизаторы. Искусственные ароматизаторы, порошковые ароматизаторы. Усилители вкуса и аромата, нуклеотиды, мальтол и этилмальтол. Подсластители, сахарозаменители. Гигиенические регламенты применения добавок, улучшающих вкус и аромат пищевых продуктов.

Практическое занятие

 2  

2,3

Определение ароматизаторов в продуктах питания.

Самостоятельна работа

    2

3

Эссе на тему: «Разработка и выведение на рынок новых подсластителей».

Тема 2.5

Комплексные пищевые добавки в составе важнейших групп продовольствия

Содержание

 2

1,2

Применение пищевых добавок в технологии рыбной, мясной, кондитерской и прочей продукции. Комбинации пищевых добавок, обеспечивающих комплекс свойств (многофункциональные смеси пищевых добавок).

Практическое занятие

2

2,3

Определение консервантов в пищевых продуктах

Самостоятельная работа

2

3

Кроссворд : пищевые добавки в общественном питании».

Тема 2.6

Пищевые добавки и проблема подлинности пищи

Содержание

2

1,2

Критерии подлинности различных групп пищевых продуктов. Методы анализа подлинности продуктов и связь проблемы подлинности с использованием пищевых добавок.

Практическое занятие

2

2,3

Изучение состава пищевых продуктов с целью выявления пищевых добавок.

Самостоятельная работа

2

3

Доклад  на тему: «Идеи и характеристики новых пищевых красителей».

Раздел III. Кодификация, качество и информация о пищевых добавках

12

Тема 3.1

Цифровая кодификация пищевых добавок

Содержание

2

1,2

Цифровая кодификация ПД. Классификация ПД в соответствии с системой цифровой кодификации. Обозначение ПД как индивидуальных веществ или как представителей функционального класса в сочетании с номером Е.

Самостоятельная работа

2

3

Сообщение  на тему: «Продовольственные товары: информация этикетки которых не соответствует требованиям ГОСТ Р 51074-2003»

Тема 3.2

Качество пищевых добавок и спецификации

Содержание

2

1,2

Экспериментальное определение качества и безопасности ПД. Оценка качества: показатели, градации. Методы оценки качества. Анализ химической структуры вещества, его прогнозируемого воздействия на организм, присутствия в качестве нормальных составных частей организма человека, использования в традиционных продуктах питания, знаний о его воздействии на организм. Компендиум спецификаций на ПД.

Тема 3.3

Особенности этикетирования пищевых продуктов, содержащих пищевые добавки, в России и за рубежом

Содержание

2

1.2

ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»  и интерпретация его требований к этикетированию пищевых продуктов, содержащих ПД. Методы оценки качества.

Содержание

2

1,2

Органы, определяющие безопасные уровни пищевых добавок и особенности их использования в России и за рубежом.  Отличия государственного регулирования ПД. Причины отрицательного восприятия ПД зарубежными и отечественными  потребителями.

Самостоятельная работа

2

3

Сообщение на тему: «Нужно ли ограничивать потребление ПД?»

Раздел IV. Контроль безопасности пищевых добавок

4

Тема 4.1

Безопасное использование пищевых добавок в структуре питания населения

Содержание

4

1,2

Понятие о состоянии пищевого законодательства за рубежом и в России. ПД – законодательные и аналитические подходы. Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». Воздействие ПД на организм человека. Нормативные документы, регламентирующие использование ПД. Максимальные безопасные дозы ПД в пищевых продуктах. Дефекты: виды, причины возникновения, признаки, способы обнаружения.

Всего:

58

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования к материально-техническому обеспечению

Читайте также:  Запрещенные и неразрешенные пищевые добавки

Реализация   дисциплины осуществляется в учебном кабинете Технология продукции общественного питания.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • учебно-методическое обеспечение.

Средства обучения:

  • инструкционные карты к практическим занятиям;
  • опорные конспекты  по темам:
  • Пищевые красители;
  • Консерванты и антиоксиданты.

3.2.        Информационное обеспечение обучения 

Основные источники:

  1. Пищевые добавки, применяемые в общественном питании: учебное пособ./ Сост. Е.В. Чавыкина.–Брянск: Мичуринский филиал ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, 2017. –  128с.
  2. Пищевые добавки, применяемые в общественном питании: практикум. / Сост. Е.В. Чавыкина.–Брянск: Мичуринский филиал ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, 2017. – 16 с.

Дополнительные источники:

  1. Болотов, В.М. Пищевые красители: классификация, свойства, анализ, применение / В.М. Болотов, А.П. Нечаев, Л.А. Сарафанова. – СПб.: Гиорд, 2008. – 240 с.: ил.
  2. Булдаков, А.С. Пищевые добавки: Справочник / А.С. Булдаков. – М.: ДеЛи принт, 2003. – 436 с.
  3. Могильный, М.П. Пищевые и биологически активные вещества в питании / М.П. Могильный. – М.: ДеЛи  принт, 2007. – 240 с.
  4. Нечаев, А.П. Пищевые добавки: учеб.  / А.П. Нечаев, А.А. Кочеткова, А.Н. Зайцев. – М.: Колос, 2001. – 256 с.: ил. – (Учеб. и учеб. пособ. для студентов вузов)

Интернет-ресурсы:

  1. Вся правда о пищевых добавках [Электронный ресурс] / Интернет-Каталог продуктов питания: сайт // Режим доступа: https://www.goodsmatrix.ru/articles/Vsja-pravda-o-piwevyh-dobavkah.html. – Заглавие  с экрана. -Дата обращения: 22.03. 2017
  2. Пищевые добавки [Электронный ресурс] / Энциклопедия Кругосвет: сайт // Режим доступа:   https://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/tehnologiya_i_promyshlennost/PISHCHEVIE_DOBAVKI. –  Заглавие  с экрана. -Дата обращения: 22.03. 2017
  3. Пищевые ингредиенты, добавки и пряности   [Электронный ресурс]     Выставка Ingredients Russia.- Режим доступа: https://www.ingred.ru/ свободный. Заглавие  с экрана. -Дата обращения: 22.03. 2017
  4. Таблица пищевых добавок Е [Электронный ресурс] / Интернет-Каталог продуктов питания: сайт // Режим доступа: https://www.goodsmatrix.ru/articles/Tablica-piwevyh-dobavok-e. – Заглавие  с экрана. – Дата обращения: 22.03. 2017

 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, обязательного тестирования, заслушивания сообщения, докладов, а так же выполнения обучающимися индивидуальные задания.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать:

обоснование необходимости и принципы использования пищевых добавок; принципы классификации и кодирования пищевых добавок;

методические подходы к оценке качества и безопасности пищевых добавок; процедуру регистрации пищевых добавок.

ОК 1,2, 3, 4, 5,6,7,8,9

ПК 1.1.-1.3, ПК 2.1.-2.3, ПК 3.1.-3.4, ПК 4.1.-4.4, ПК 5.1.-5.2, ПК 6.1.-6.5.

экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы

Уметь:

находить информацию о пищевых добавках, разрешенных к использованию на территории России;

пользоваться санитарно-гигиенической и другой нормативной документацией по пищевым добавкам; оценивать целесообразность применения пищевых добавок  в промышленности, общественном питании, оздоровительных программах;

оценивать правильность и полноту информации для потребителя на этикетке пищевых продуктов, полученных с использованием пищевых добавок; контролировать адекватность сопровождающей документации на пищевые добавки; определять степень соответствия рекламы пищевых добавок действующему законодательству.

ОК 1,2, 3, 4, 5,8

ПК 1.1.-1.3, ПК 2.1.-2.3, ПК 3.1.-3.4, ПК 4.1.-4.4, ПК 5.1.-5.2, ПК 6.1.-6.5.

 внеаудиторная самостоятельная работа, устный опрос, перекрестный опрос, блиц-опрос, фронтальный опрос, тестовые задания                                      

Источник

Министерство сельского хозяйства РФ

Мичуринский филиал

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»

Рабочая программа

дисциплины

Пищевые добавки, применяемые в общественном питании

(заочное отделение)

Специальность 19.02.10  Технология продукции общественного питания

Брянск, 2017

Согласовано:

Зав.библиотекой

________ Ильютенко С.Н.

«___»_______20___ г.

Одобрено:

ЦМК  профессиональных модулей

Протокол № ________

от «___»________20___г.

Председатель ЦМК:

__________ Демченко Н.И.

Утверждаю

Зам. директора по учебной работе:

________Панаскина Л.А.

«_____»________20____г.

 ББК 74.57

  Р 13

 Р 13

Рабочая программа дисциплины  Пищевые добавки, применяемые в общественном питании  / Сост. Е.В.Чавыкина. – Брянск:  Мичуринский филиал ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, 2017. – 11 с.

Рабочая программа дисциплины Пищевые добавки, применяемые в общественном питании  является частью  ППССЗ, выделенной из вариативной части часов, предусмотренных ФГОС СПО по специальности 19.02.10  Технология продукции общественного питания.

Рецензент:

      Н.И.Осипова преподаватель  профессиональных модулей Мичуринского филиала Брянского ГАУ.

Печатается по решению методического совета Мичуринского филиала Брянский ГАУ

                            ББК 74.57

© Чавыкина Е.В., 2017

© Мичуринский филиал ФГБОУ ВО «Брянский государственный  аграрный университет», 2017

Содержание

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Пищевые добавки, применяемые в общественном питании

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена СПО, выделенной из вариативной части часов, предусмотренных в ФГОС по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания  базовой подготовки.

1.2        Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.

        Дисциплина Пищевые добавки, применяемые в общественном питании входит в профессиональный цикл.

1.3        Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель преподавания дисциплины состоит в формировании знаний по применению пищевых и биологически активных добавках в общественном питании.

Основные  задачи  дисциплины состоят из: ознакомления  с целями, формами и методами использования пищевых добавок в пищевой технологии и структуре питания, формированием товарного предложения этой продукции, пищевым законодательством в отношении  пищевых добавок, их химическим составом, особенностями этикетирования и хранения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • находить информацию о пищевых добавках, разрешенных к использованию на территории России;
  • пользоваться санитарно-гигиенической и другой нормативной документацией по пищевым добавкам;
  • оценивать целесообразность применения пищевых добавок  в промышленности, общественном питании, оздоровительных программах;
  • оценивать правильность и полноту информации для потребителя на этикетке пищевых продуктов, полученных с использованием пищевых добавок;
  • контролировать адекватность сопровождающей документации на пищевые добавки;
  • определять степень соответствия рекламы пищевых добавок действующему законодательству.
Читайте также:  Соевый лецитин как пищевая добавка

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • обоснование необходимости и принципы использования пищевых добавок;
  • принципы классификации и кодирования пищевых добавок;
  • методические подходы к оценке качества и безопасности пищевых добавок;
  • процедуру регистрации пищевых добавок.

В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются следующие общие компетенции:

        ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

        ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

        ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

        ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

        ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

        ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

        ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

        ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

        ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются следующие профессиональные  компетенции:

ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.

ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.

ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.

ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.

ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.

ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.

ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.

ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.

ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.

ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.

ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.

ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.

ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.

ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

1.4.  Количество часов на  освоение рабочей программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часа,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 10 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 48 часов.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

10

в том числе:

практические занятия        20

практические занятия        

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

48

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

РАЗДЕЛ  I. Общие сведения о пищевых добавках

4

Тема 1.1  

Введение.

Пищевые добавки в России и за рубежом

Содержание

2

1,2

История применения пищевых добавок (ПД) при развитии промышленности  торговли и этапы становления рынка  их  в России и за рубежом. Основы современной технологии отрасли. Основные требования к пищевым добавкам.

Тема 1.2

Российский рынок пищевых добавок и ингредиентов

Самостоятельное изучение

2

3

Структура питания современного человека. Влияние пищевых добавок и ингредиентов на здоровье человека. Функциональные свойства пищевых продуктов и возможность их изменения под действием пищевых добавок. Тенденции пищевого совершенствования.

Раздел II. Основные группы пищевых добавок и их функциональное назначение

40

Тема 2.1

Пищевые красители

Содержание

2

1,2

Классификация пищевых красителей. Характеристика  их свойств и особенности использования.

Практическое занятие

2

2,3

Определение пищевых красителей в продуктах питания.

Тема 2.2

Улучшители консистенции

Самостоятельное изучение

8

3

Эмульгаторы; стабилизаторы; загустители; разрыхлители; волокна пищевые (пектины, инулины, производные альфа-целлюлозы, камеди); агенты желирующие, желеобразователи (гелеобразователи); замутнители; соли-плавители (эмульгирующие соли); антислеживатели, антикомкователи,модефицированные крахмалы. Создание ассортимента продуктов эмульсионной и гелевой природы.

Гидрофильно-липофильный баланс и допустимое суточное потребление (ДСП) эмульгаторов. Химическое строение гидроколлоидов. Применение пектинов и желатина.

Определение эмульгаторов и стабилизаторов в пищевых продуктах.

Тема 2.3 Консерванты и антиоксиданты

Самостоятельное изучение

4

3

Классификация: консерванты и антибиотики. Использование смесей нескольких консервантов. Разработка конкретной рецептуры внесения консерванта в продукт. Природные и искусственные антиокислители, их дозировки в жировых продуктах.

Тема 2.4

Пищевые добавки, улучшающие вкус и аромат пищевых продуктов

Самостоятельное изучение

8

3

Классификация: вещества вкусоароматические; ароматизаторы пищевые; усилители, модификаторы вкуса и аромата; сахарозаменители; подсластители; кислоты пищевые; регуляторы кислотности. Природные ароматизаторы и вкусовые добавки, их химическая природа (эфирные масла, альдегиды, спирты, сложные эфиры). Олеорезины Идентичные натуральным ароматизаторы. Искусственные ароматизаторы, порошковые ароматизаторы. Усилители вкуса и аромата, нуклеотиды, мальтол и этилмальтол. Подсластители, сахарозаменители. Гигиенические регламенты применения добавок, улучшающих вкус и аромат пищевых продуктов.

Определен