Рассмотрите рисунки механизмов подчеркните какие свойства воздуха
Плешаков. 3 класс. РТ №1, с. 27 – 29
Воздух и его охрана
Ответы к стр. 27 – 29
1. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши на схеме, какие газообразные вещества входят в состав воздуха.
По горизонтали: 1. Вода. 2. Сахар. 3. Кислоты. 4. Глюкоза.
По вертикали: 1. Сода. 2. Алюминий. 3. Железо. 4. Крахмал. 5. Соль.
2. Практическая работа “Исследуем продукты на содержание крахмала”.
Отметь карандашами разного цвета (по своему выбору), какой газ живые существа при дыхании поглощают, а какой выделяют.
2. По результатам исследований заполни таблицу.
Свойства воздуха
Что изучаем? | Вывод |
1) Воздух прозрачен или непрозрачен? | Воздух прозрачен. |
2) Имеет ли воздух цвет? | Воздух бесцветен. |
3) Имеет ли воздух запах? | Воздух не имеет запаха. |
4) Что происходит с воздухом при нагревании? | Воздух расширяется. |
5) Что происходит с воздухом при охлаждении? | Воздух сжимается. |
3. Изобразите с помощью схематического рисунка, как располагаются частицы воздуха при нагревании и охлаждении. (Частицы воздуха обозначайте кружочками.)
4. Прочитай рассказ Мудрой Черепахи и выполни её задания.
Воздух – защитник живого
Травянистые растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому что в нём много воздуха. Благодаря воздуху холодный снег служит для растений тёплым “одеялом”.
К зиме у зверей становится гуще шерсть, а у птиц — перья. Между густыми волосками, перьями задерживается больше воздуха, и животным зимой теплее.
1) Эти факты объясняются ещё одним свойством воздуха, о котором мы пока не говорили. Подумай, какое это свойство.
2) Приведи пример, доказывающий, что это свойство воздуха важно не только для растений и животных, но и для человека.
У воздуха есть ещё одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает тёплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.
И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как тёплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А ещё зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела тёплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.
Мыши-полёвки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.
А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:
Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.
5. Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат “Берегите воздух!”
6. По заданию учебника узнай и запиши, что делается в вашем городе для охраны воздуха.
Чтобы очистить воздух, сажают в городе деревья, кустарники; устанавливают очистные сооружения.
Ответы по окружающему миру. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1. Плешаков А. А.
Окружающий мир. 3 класс
Плешаков. 3 класс. РТ №1, с. 27 – 29
4.3 (85.34%) от 116 голосующих
Источник
Краткое описание документа:
Тип урока:
открытие нового знания
Цели урока:
создание представлений учащихся о свойствах воздуха;
обобщить знания детей об использовании человеком свойства воздуха.
Задачи
• учить быть наблюдательными
.
• развивать познавательный интерес.
• воспитывать культуру общения, умение работать в группах;
Предметные:
продолжить формирование представлений об атмосфере, её составом, установить взаимосвязь между атмосферой и человеком;
Метапредметные:
развивать умение пользоваться учебной и справочной литературой;
развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с заданием; развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы и работы в парах.
За время урока учениками будут проведены опыты, которые помогут ребят сформировать свои знания о свойствах воздуха.
Методы: проблемный, частично- поисковый
УУД, формируемые на уроке:
• Личностные – формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
• Регулятивные – определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
• Познавательные – выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
• Коммуникативные – оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре;
Средства обучения: презентация, ЦОР
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;
2) определить содержательные рамки урока.
Включение в деловой ритм и игровую деятельность. Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей, Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу! Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?С друзьями. Я с вами полностью согласна. звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной». слайд 2 Подготовка к работе Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 2. Актуализация знаний Цель: 1) актуализировать знания о природе; 2мин Ответите на вопросы Учитель задаёт вопросы: слайд3 Что на глобусе обозначено голубым цветом? Как назвать одним словом снег, дождь, град? Время года после осени? Что летом бывает грибным? Время суток подходящее для завтрака? Деревья бывают лиственные и 1 Вода 2 Осадки 3 Зима 4 Дождь 5 Утро 6 хвойные А теперь из выделенных букв прочитайте слово Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии Коммуникативные: учитывать разные мнения, стремиться к координации, контролировать действия партнёра 3. Постановка учебной проблемы
Цель:
1) определение темы и целей урока 2мин Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации. Какое слово у вас получилось? Как вы думаете, почему я вам загадала это слово? Верно. Так какой же будет тема нашего урока? Слайд4 -Что бы вы хотели узнать о воздухе? Прочитайте вопросы и выберете интересующие вас Слайд5 Что такое воздух? Из чего он состоит? Каковы свойства воздуха? Как человек их использует Цель нашего урока ответить на эти вопросы. Предлагают пути разрешения проблемы. -воздух -Это тема урока Узнать: Состав воздуха Свойства воздуха Значение воздуха Личностные У детей формируется интерес к учебному материалу, способность к самооценке, эмпатия понимание чувств других, сопереживание Регулятивные: учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия; Познавательные: осуществлять поиск нужной информации 4. Построение проекта выхода из затруднения 20мин Организует исследование проблемной ситуации. А что такое воздух? Молодцы. Но воздух это не просто газ, а смесь газов? А кто- нибудь знает, из каких газов состоит воздух? Откройте учебники на С25 и найдите из каких газов состоит воздух. Посмотрите на диаграмму слайд6 Какого газа в воздухе больше всего? Какой газ в воздухе самый важный? Почему? Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе? Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе?Опыт ученик На надутый шарик положить книгу. Что произошло с шариком? (Он сжался) Убрать книгу А теперь, что мы видим? Приобрёл круглую форму) Воздух сопротивляется сжатию. Это свойство называется упругостью. Показать 2 воздушных шарика один более упругий. Какой шарик более упругий? Почему? Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как первый? Как? А что же произойдёт с воздухом во втором шарике, если мы добавим туда ещё воздух? (Воздух сожмётся) Значит, воздух можно сжать►
Вывод: Воздух сжимаем и упруг.
Слайд10Где применяется свойство сжимаемости? На этом свойстве основано использование воздуха в мячах, автомобильных шинах. нужен космонавтам, водолазам, используется в больнице, в реанимации). Используют пожарные, чтобы получить сильную струю воды для тушения огня. С помощью сжатого воздуха маляры разбрызгивают краску, покрывая ею стены. Приводится в действие отбойный молоток, которым шахтёры откалывают уголь. С помощью сжатого воздуха работают тормоза трамваев и поездов. 7 Опыт А, чтобы вы сказали о человеке, который бы решил взвесить 1кг воздуха? Показываю опыт. –Итальянский ученый Галилео Галилей 300 лет назад к всеобщему удивлению взял и взвесил воздух. Конечно, положить воздух на чашку весов ученый не мог, но он придумал одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова взвесил. Шар стал весить заметно меньше. (карточку на доску)
Слайд11 1000 литров воздуха весят1кг 293 грамма, 1 литр весит 1 гр 293 миллиграмма. В день человеку требуется 600литров воздуха 8. Посмотрите на оконные рамы. Это великое изобретение. Оно пропускает в помещение свет, но не пропускает тепло и холод. Почему? Почему в окнах двойные рамы? Что находится между ними? Какое свойство воздуха проявляется ВЫВОД: Воздух плохо проводит тепло►
Слайд12 Почему одежда сохраняет тепло нашего тела? Почему воробьи в холодную погоду сидят нахохлившись? В чём теплее зимой: в валенках или кожаных сапогах? Составляют алгоритм решения проблемы газ азот-78%,кислород-21% и углекислого газа 1%. азота кислород углекислого Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха. (Её не пускает воздух) Небо) Открыть нос). (Ничего). Запах духов). 2. запах распространяется по воздуху, В столовой, парикмахерской, аптеке и т. д. (Чистый воздух запаха не имеет). Без вкуса Не имеет формы Воздух при нагревании расширяется Воздух при охлаждении сжимается (Добавить воздуха) Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Воздушная прослойка не даёт телу потерять тепло. Они делают так, чтоб между перьями было как можно больше воздуха, чтоб он удерживал тепло тела. В валенках, они сделаны из войлока, а он содержит больше воздуха, чем кожа На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке ЛИЧН); Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме; Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. 5. Физминутка 2 мин Интерактивная физминутка 6. Первичное закрепление 5мин Устанавливает осознанность восприятия. О каких свойствах воздуха вы узнали из наших исследований
Слайд13 А теперь заполните таблицу Соедините стрелкой слова левого столбика со словами правого столбика.
Слайд14 Работа в парах Цвет воздуха бесцветный голубой душистый без запаха круглый нет формы газ жидкий Запах воздуха Форма воздуха Состояние воздуха Почему же воздух одно из главных богатств природы? Работа в группах Какое значение имеет воздух для нас? Благодаря воздуху мы…
Слайд15 Дышим Слышим Плаваем на яхтах и парусниках; Спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах; Убираем пыль пылесосом; Сушим бельё Сушим волосы феном Работа в группах
Слайд16 Объясните значение фразеологизмов. Что такое фразеологизмы? Бросать в воздух шапки Взлететь на воздух Глотай воздух Говорить/ сказать на воздух Ловить воздух Выполняют типовые задания с проговариванием во внешней речи. Работа в парах и в группах. Выражать крайнюю радость, ликовать Взорваться,подорваться. Бесследно исчезнуть Угроза расправы Говорить впустую Убегать откуда-л. Познавательные: осуществляют поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, дети спорят. Личностные: формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 3 мин Организует деятельность по применению новых знаний. Сейчас вы выполните самостоятельную работу.
Слайд17 Детям выдаются карточки. Вова Колесников, выполняя самостоятельною работу описал так свойства воздуха: Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный Найди у Вовы ошибки и исправь их. Самопроверка. Для самопроверки выдаётся карточка эталон. Бесцветный нет запаха Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный Кто допустил ошибку? Почему? Над чем надо поработать? Кто выполнил без ошибок? Самостоятельная работа. Самопроверка с пошаговым сравнением с эталоном Регулятивные: контроль, коррекция. Личностные: самоопределение 8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать способность к установлению взаимосвязи между объектами природы повторение знаний об охране природы и воздух 6 мин Как вы думаете, а что называют «лёгкими Земли»? Почему? Значит, важно ли охранять растения? Почему? А можете ли вы принимать в этом участие? Познавательные: общеучебные- умение структуировать знания,умение осознанно произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия, Коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция,оценка действий партнера. 9. Рефлексия деятельности 2мин Отметь знаком оцени свое настроение 1. Мое настроение в начале урока 2. Мое настроение в конце урока Отметь знаком оцени себя Хорошо Не очень Плохо 1. Данную тему я усвоил (а) слайд20 Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят цель и результаты. Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; Личностные смыслообразование 10. Дом. задание слайд 21 1мин Прочитать статью «Свойства воздуха» (учебник, стр. 25 -28). или в тетради.
Источник
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г.Пушкино»
Энгельсского района Саратовской области
Урок по курсу
«Окружающий мир» /УМК « Пнш»/
3 класс
Разработан
Зелепухиной Еленой Владимировной,
учителем начальных классов
I категории
Тип урока: Изучение нового материала и первичное формирование умений учащимися.
Вид урока : урок- исследование
Тема: «Свойства воздуха ».
Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской деятельности в процессе изучения свойств воздуха.
Задачи:
предметные:
создать условия для:
открытия учащимися основных свойств воздуха;
осмысленного использования детьми открытых свойств воздуха при решении учебных задач разной направленности.
метапредметные:
регулятивные
использование на практике простейших правил планирования своей деятельности (выбор цели- выбор средств её достижения- проведение эксперимента- оценка результата); формирование понимания, что цель любой деятельности связана с конечным результатом
познавательные
установление причинно-следственных связей, развитие умения получать, перекодировать, фиксировать информацию в различных формах
коммуникативные
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
личностные:
способствовать:
формированию положительного отношения к учению, познанию окружающего мира;
развитию личностной мотивации к самостоятельной учебной деятельности;
возникновению интереса к предметно-исследовательской деятельности и потребности в её осуществлении для самостоятельного решения познавательных и практических задач.
Оборудование:
для учителя:
– компьютер с программой Power Point;
– для демонстрации опытов: коробочка ,воздушные шары, , лабораторные весы, воздушный шарик, духи , чашки с холодной водой.
для учащихся:
– для исследовательской деятельности: цветные полоски, чашка, ваза, цветные полоски бумаги, геометрические фигуры:круг, квадрат, многоугольник, треугольник; цветные фломастеры , фольга.
Демонстрационный материал: авторскаяпрезентация«Свойства воздуха» , используемая учителем.
Формы деятельности: фронтальная работа, работа в парах, групповая работа.
Ход урока:
Этапы
урока
Планируемая
деятельность учителя
Предполагаемая
деятельность
учащихся
Методический
комментарий
Мотивация
к учебной деятельности.
( организационный момент)
Цель:
включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
с целью актуализации требований к успешному осуществлению учебной деятельности.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Я желаю вам удачи,
И успешности в придачу!
Введение в тему
На предыдущих уроках мы с вами узнали, что находится у нас под ногами и над головой. А сегодня на уроке мы узнаем, что окружает нас повсюду, но сначала отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.
– Что же это?
Воздух
Цель:
создание ситуации открытого незнания для осознания детьми своего незнания круга явлений, которым учащиеся пока не могут дать объяснение.
Актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Как вы думаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока –
Ч то вы знаете о воздухе? ( Откуда ты это узнал? Кто тебе об этом рассказал?)
А на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ?
(Что такое воздух ? Свойства воздуха? Кому он необходим? Из чего он состоит?….. )
Сегодня мы постараемся ответить на ваши вопросы, а так же узнаем:
Как человек использует воздух?
Какими свойствами обладает воздух?
Из чего он состоит?
Каково значение воздуха?
Как охранять воздух?
Чтобы ответить на ваши вопросы я предлагаю исследовать воздух.
Проведем урок – исследование в нашей лаборатории. Мы будем, как настоящие ученные выдвигать гипотезы, проводить опыты, чтобы найти ответы на наши вопросы, делать выводы.
Ребята, скажите, пожалуйста, мы быстрее добьемся успеха, если будем работать по одному или с другом?
– Положите свою ладонь на ладонь соседа и мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи.
Воздух
Дети отвечают( прозрачный, им дышат люди и животные и т.д.)
-Хотели бы узнать есть ли у воздуха цвет, запах, вкус, зачем и кому он нужен?
4.Создание проблемной ситуации. Организация
деятельноси по открытию новых знаний. Определение Постановка учебной задачи.
Цель:
организация фиксации образовательной цели и темы урока.
– Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Вношу коробочку, прошу ее открыть .
Что в них находится? (В ней ничего нет)
– Вы уверены? В них действительно ничего нет?
А я думаю, что там все таки что-то есть . – (воздух. )
– Проверим ваши предположения.
У вас на столах лежат мешочки. Попробуйте набрать в них воздух.
– Сделайте вывод.
Так есть ли воздух в нашей коробочке?
Мы это доказали.
О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом. Люди догадались об этом очень давно.
Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».
Уч-ся рассматривают внимательно коробочку.
– Коробочка пустая.
В ней есть воздух.
Уч-ся набирают воздух и закручивают мешочки.
Воздух вокруг нас.
Цель:
организация фиксации образовательной цели и темы урока.
– Опыт № 1 ( цвет) Определим цвет воздуха
Ваши гипотезы
У вас на столах лежат полоски разных цветов Покажите мне полоску желтого цвета, зеленого, красного.
У какого цвета воздух? –
Прозрачен только чистый воздух, дым костра, труб домов загрязняют воздух частицами гари и пыли, тогда он становится не прозрачным.
– А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.
Что вы видите вверху? (Небо)
Мы привыкли называть небо воздушным океаном.
Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца. Просмотр фильма.
От чего защищает воздушная оболочка нашу планету?
Продолжаем исследовать воздух
Опыт 2 Имеет ли воздух запах ?
Ваши предположения
Давайте проверим. Закрой глаза и не открывайте. Понюхайте воздух, сейчас чем-нибудь пахнет?
Продолжаем исследование.
Дети снова закрывают глаза.
Очищаю мандарин ,чтобы запах распространился. А сейчас?
Чистый воздух не пахнет, но он хорошо присваивает чужие запахи.
Чем может пахнуть воздух?
Опыт 3. Имеет ли воздух вкус?
Ваши предположения
Давайте проверим, попробуйте высунуть язычки и лизнуть воздух. Какой вывод мы можем сделать?
Опыт 4. Имеет ли воздух вес ? Можно ли его взвесить?
Ваши предположения
На весы кладем сдутые шарики. Весы находятся в равновесии. Теперь надуваем один из шариков. Взвешиваем.
Знаменитый ученый Галилео Галилей более 300 лет тому назад взвесил воздух. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. Затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова положил на весы. Шар стал легче! Так ученый пришел к выводу, что воздух имеет вес.
Под счетам ученых, вес всего воздуха, окружающего Землю, равняется примерно 5200 триллионам тонн.
Воздух имеет цвет, воздух не имеет цвета
Дети показывают полоски нужного цвета
Вывод: прозрачный
Дети смотрят в окно
Воздух имеет запах, воздух не имеет запаха.
Вывод: воздух не имеет запаха
Пахнет мандарином.
Свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.
Имеет вкус, не имеет вкуса.
Вывод: воздух не имеет вкуса
Имеет вес, не имеет вес
Вес одинаковый.
Один шарик перевесил.
Делаем вывод : воздух имеет вес.
5. Расшире
ние и углубление нового знания.
Цель:
создать условия для:
осуществления учащимися самостоятельной исследовательской деятельности;
пополнения и формирования ими знаний о свойствах воздуха;
развития умений наблюдать, анализировать, обобщать и делать выводы; высказывать свою точку зрения и аргументировать её.
– Опыт 5 Давайте выясним, что легче воздух или вода.
Гипотезы
На столах стоят чашки с водой. Опустите шарики в воду. Что с ним происходит?
Две группы опускают в воду воздушный шарик, две другие ракетный шарик,
Как человек применяет это свойство воздуха?
Опыт 6 Имеет ли воздух форму ?
Гипотезы
На доске геометрические фигуры. (Желтый круг, треугольник, квадрат)
Чем эти фигуры отличаются?
А какой формы воздух?
Возьмите шарики и заполните их воздухом.
Физминутка. Игры с мячом
Опыт 7. Воздух упругий или нет?
Гипотезы
Показываю надутый шарик и мяч. Что находится внутри шара и мяча?
Прошу детей их сжать.? Легко ли сжимается шарик и мяч?( нет)
Какой вывод можно сделать?
Как человек применяет это свойство воздуха?
– Во всем мире много миллионов автомобилей. И все они ездят как бы по воздушной подушке. Благодаря тому, что в камерах автопокрышек находится сжатый воздух, машины едут плавно
Опыт 8. Может ли воздух двигаться?
Гипотезы .
При помощи того, что лежит у вас на столах докажите одну из гипотез.
Ветер – это движение воздуха.
Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает быстро двигаться?
Какие ветра называют бедствием, стихией)
– Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать, поднимать или переносить разные предметы на некоторое расстояние. «А нельзя ли приручить ветер?» – думали они.
Так человечество изобрело парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов.
– Были изобретены лопасти ветряной мельницы, приводящие в движение весь механизм.
А как в домашних условиях люди применяют это свойство воздуха?
Опыт 9 . Можно ли воздух услышать?
Ваши предположения
Возьмите кусочек фольги и приложите к губам и подуйте вдоль на нее так, чтобы получился звук. Услышали звук? Что происходит?
Что делает артист, играющий на духовых инструментах?
Воздух помогает нам говорить и слышать. Когда мы с вами говорим- происходит колебание воздуха. Эти колебания достигают ушей наших слушателей.
Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.
Воздух легче воды
Вода легче
воздуха
Дети по группам проводят опыт
Вывод: воздух легче воды.
Надувные матрасы, жилеты, лодки
Имеет форму, не имеет формы
– Формой.
Варианты ответов учащихся
Дети по группам выполняют задание.
– Он может принять любую форму.
Вывод: воздух не имеет формы.
Он приобретает форму того предмета, в котором содержится.
упругость
упругость
Вывод: воздух упругий
Мячи, надувные лодки, колеса автомобилей
Дети находят веер и машут им.
Вывод: ветер движется
Начинается ветер.
Ураганы, торнадо, смерчи, колыхание деревьев.
Пылесос, фен, вентилятор
Мы выдыхаем струю воздуха- край бумаги дрожит. Она заставляет дрожать воздух, поэтому возникает звук.
Вывод: воздух можно услышать
Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки.
6. Включение нового в систему знаний и обобще-ние.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний.
Состав воздуха.
Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?
Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.
Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.
– А какой газ, по-вашему, самый важный?
– Почему?
– Верно. Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные….
Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)
– Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам. слайд
Почему выражение «нечем дышать» все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов.
Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.
– Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?
Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)
Создание организаций по охране окружающей среды,
День защиты окружающей среды – 5 июня.
– Молодцы!
Кислород
Он необходим для дыхания
– Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.
Люди загрязняют воздух.
Автомобили, свалки, трубы заводов, пожары
Способы охраны воздуха:
фильтры на заводах и фабриках,
посадка растений в городах,
использование невредных видов транспорта, топлива,
.
7. Подведение итогов.Рефлексия деятельности.
Цель:
организовать деятельность по:
определению уровня достижения поставленных целей и задач;
осуществлению оценки работы пары на уроке;
прогнозированию направления будущей учебной деятельности.
– Вам понравился работать в «Лаборатории чудесных превращений воздуха»?
Дружная совместная работа в нашей лаборатории помогла нам многое узнать. На этом пока наши исследования заканчиваются и нам необходимо сделать отчет о проделанной работе.
На доске появляется рисованный шар.
Раздаю детям воздушные шары. Предлагаю дома рассказать о своих исследованиях.
Если вам было интересно, и вы узнали что- то новое нарисуйте на шарике улыбку,
если скучно , а если не интересно _____.
Спасибо за урок.
Дети называют свойства воздуха и прикрепляют на шарик.
Источник