Реализация спиртосодержащих пищевых добавок

Минфин подготовил новые поправки в закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…», которые запрещают розничные продажи спиртосодержащей пищевой продукции. Например, ароматизаторов и пищевых добавок. С начала года производство подобной продукции выросло на 150% на фоне ограничений продаж непищевой спиртосодержащей продукции — главным образом лекарственных спиртовых настоек.
Минфин подготовил поправки в закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…» (171-ФЗ), которые запрещают розничную продажу пищевой спиртосодержащей продукции — ароматизаторов и пищевых добавок крепостью свыше 0,5%. Об этом «Известиям» сообщили в Минфине, добавив, что возражений по указанному запрету от других ведомств не поступало. Проект ведомства подготовлен в соответствии с поручением правительства, заметили в министерстве. Предложения Минфина включены в пакет поправок в 171-ФЗ, который был подготовлен сенаторами и депутатами. Данный документ поступил в Госдуму и 24 марта прошел первое чтение. До конца апреля в него вносятся корректировки, после чего он будет готов ко второму чтению.
— Запрет розничной продажи пищевой спиртосодержащей продукции связан с тем, что она очень часто используется в качестве суррогатного алкоголя по достаточно дешевым ценам, — пояснили в министерстве, добавив, что «иных ограничений для производства крепкого алкоголя и спиртосодержащей продукции не предусматривается».
Речь идет именно о запрете розничных продаж спиртосодержащих эссенций — кондитерским комбинатам, например, они по-прежнему будут доступны.
30 марта впервые в России был введен запрет на розничную реализацию пищевой продукции на основе спирта сроком на 90 дней. Он был установлен постановлением главного санитарного врача Анны Поповой. В документе упоминались пищевые добавки и ароматизаторы. До этого, 23 декабря 2016 года, Роспотребнадзор ввел ограничение на продажу непищевой спиртосодержащей продукции с содержанием алкоголя свыше 25% сроком на 30 дней. Затем запрет был продлен. Это дало результат — по данным Роспотребнадзора, по состоянию на 1 апреля с начала года снизилось количество алкогольных отравлений по сравнению с предыдущими пятью годами за тот же период на 24%. Количество летальных случаев сократилось почти в два раза.
В Роспотребнадзоре уточнили, что в отдельных регионах в несетевой рознице были зафиксированы попытки продажи спиртосодержащих жидкостей под видом пищевой добавки.
— По сути, это тот же спирт, но производители позиционируют его как пищевую добавку, например, для пропитки тортов, обходя акцизы и продавая ниже минимальной розничной цены, — объяснил представитель Роспотребнадзора.
Для того чтобы пресечь попытки продажи спирта под видом ароматизаторов и пищевых добавок, при продлении запрета на спиртосодержащую непищевую продукцию была ограничена в реализации и спиртосодержащая пищевая продукция, сказали в Роспотребнадзоре.
Согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) за январь–март 2017 года, производство пищевой спиртосодержащей жидкости выросло на 150% относительно прошлого года и составило 203 млн л. Для сравнения: производство водки в России за I квартал составило 166 млн л. Данных о розничных продажах в системе за январь–март текущего года еще нет.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз уточнил, что по составу непищевые и пищевые спиртосодержащие жидкости практически не отличаются друг от друга. Но на последних указано, что они произведены для внутреннего потребления. При этом пищевая продукция может быть любой крепости, но обычно в продаже встречаются напитки крепостью менее 40%.
— В России будут полностью запрещены продажи, фактически и производство, спиртосодержащих жидкостей, но никто не может запретить нелегальную реализацию этой продукции. Поэтому стоит говорить о том, что население, которое раньше покупало данную продукцию, продолжит это делать, но уже незаконно, — сказал он.
Дробиз подчеркнул, что производители тортов и другой кондитерской продукции делают оптовые закупки ингредиентов и запрет их не коснется.
Президент Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) Юрий Кацнельсон сказал, что спиртосодержащие пищевые добавки используют при производстве тортов, пряников и конфет, а также в пирожных в качестве отдушек. Речь идет о добавках с ароматизаторами рома, коньяка. На торт весом 1 кг требуется 5 г жидкости с нужным ароматом. При этом непосредственное использование спиртных напитков повышает себестоимость продукции.
В Минпромторге на запрос «Известий» не ответили.
Источник
В официальном письме вице-премьеру, руководителю правительственной комиссии по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка Александру Хлопонину (есть в распоряжении «Известий») член Общественной палаты РФ, руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев просит устранить пробелы в региональном и федеральном законодательствах в области регулирования оборота алкогольной продукции, допускающие продажу под видом пищевых добавок нового спиртосодержащего суррогата из Казахстана.
Как рассказал «Известиям» общественник, этим летом на прилавках российских магазинов массово появилась продукция с долей этилового спирта 45%, проходящая по документам как «пищевой ароматизатор для хлебобулочной продукции». В продажу поступила целая линейка таких добавок: «Кедровый», «Хлебный», «Наполеон» и др. Первыми пострадавшими регионами стали Иркутская и Омская области, Красноярский край и Республика Саха (Якутия).
— Фактически подобные пищевые добавки, произведенные в Казахстане, являются дешевыми аналогами водки и коньяка. Например, в магазинах Ставропольского края их средняя розничная цена составляет 100 рублей за бутылку 0,5 л, а в Ярославле их можно купить через интернет всего за 85 рублей за бутылку такого же объема, — отметил Султан Хамзаев.
Особенно его возмутил тот факт, что добавка, являясь в соответствии с требованием ГОСТа пищевой спиртосодержащей продукцией, может продаваться без лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Таким образом, она не подпадает под ограничения ни регионального, ни федерального законодательства в области регулирования оборота алкогольной продукции.
— Формально пищевые ароматизаторы для хлебобулочной продукции «Кедровый», «Хлебный», «Наполеон» — пищевые добавки и алкогольной продукцией не являются, поэтому нет никаких ограничений на их ввоз из Казахстана в Россию. Разумеется, этим «профессионально» воспользовались мошенники. Изначально волна продаж затронула регионы, граничащие с Казахстаном, но за считаные месяцы она дошла до Якутии. Нам необходимо совершенствовать имеющуюся законодательную базу, поскольку ряд регионов у нас просто заполонили дешевая водка, коньяк и другие суррогаты. По мнению экспертов, данная продукция является токсичной, наносит необратимый вред здоровью граждан и может привести к летальному исходу, — добавил общественник.
Он также направил официальное письмо руководителю Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Игорю Чуяну с просьбой принять меры по изъятию такой продукции из оборота, уничтожению и предотвращению ее поступления в продажу.
Официальный представитель Александра Хлопонина Наталья Платонова отметила, что письмо общественника на имя вице-премьера, в котором изложена проблема, будет рассмотрено в установленном законом порядке.
Директор департамента общественного здоровья и коммуникаций Министерства здравоохранения РФ Олег Салагай подтвердил интерес к этой проблеме со стороны правительства.
— Данный вопрос действительно обсуждался на заседании рабочей группы (профильной правительственной комиссии) при активном участии коллег из Общественной палаты. Соответствующие предложения, разделенные на несколько этапов с учетом необходимости всестороннего изучения этого вопроса, нашли отражение в одобренном группой проекте «дорожной карты», — рассказал «Известиям» Олег Салагай.
Член комиссии ОП РФ по охране здоровья, физической культуре и популяризации здорового образа жизни, директор Федерального государственного научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА России Николай Дайхес поддержал Султана Хамзаева, отметив необходимость разобраться в проблеме, подключив ведомства.
— К сожалению, эти процессы постоянны: производители всегда ищут лазейки в законодательстве, а роль и задача общественности — получать необходимые разъяснения. Например, в Роспотребнадзоре должны разъяснить, насколько необходимы добавки, содержащие 45% алкоголя, в технологическом процессе при производстве хлебобулочной продукции, — отметил Николай Дайхес.
По мнению заместителя председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктора Звагельского, подобным «ароматизаторам» в скором времени суждено исчезнуть с прилавков, однако на это понадобится время.
— Поскольку по этим «пищевым добавкам» не соблюдено ни одно лицензионное требование, производство и продажа являются незаконными. Эта продукция проходит по госрегулированию, соответственно в ближайшие два месяца должна исчезнуть с прилавков, так как на любую алкогольную продукцию нужно получать лицензию. Всё это четко регламентируется, — отмечает парламентарий.
Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз считает появление на прилавках алкогольных суррогатов «реакцией рынка».
— Производство абсолютно легально, «пищевые ароматизаторы» выпущены в рамках действующего закона. Это нормальная реакция рынка и потребителя на него. Такую продукцию действительно употребляют в качестве заменителя алкоголя. Интерес вызван ее дешевизной, но как только эта продукция приобретет акциз, сразу станет дорогой и ее никто употреблять не будет, — разъяснил эксперт.
Источник
Можете оформить договор о совместной деятельности (простого товарищества). И там все предусмотреть. Пусть будет на второй стороне оформление документации – декларации соответствия, протоколы испытаний, регистрацию товарных знаков. С тем, чтобы продукция соответствовала требованиям технических регламентов. Документы оформлять на предприятие 2. Это законом дозволено.
А на стороне 1 – производство и реализация продукции с приобретением сырья.
ГК РФ Статья 1041. Договор простого товарищества
“”1. По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
“”2. Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
“”3. Особенности договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности (инвестиционного товарищества), устанавливаются Федеральным законом “Об инвестиционном товариществе”.
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “О техническом регулировании”
“”Статья 24. Декларирование соответствия
1. Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее – третья сторона).
При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).
Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.
Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.
“”2. При декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Техническая документация должна содержать:
основные параметры и характеристики продукции, а также ее описание в целях оценки соответствия продукции требованиям технического регламента;
описание мер по обеспечению безопасности продукции на одной или нескольких стадиях проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
список документов по стандартизации, применяемых полностью или частично и включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и, если не применялись указанные документы по стандартизации, описание решений, выбранных для реализации требований технического регламента. В случае, если документы по стандартизации, включенные в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, применялись частично, в технической документации указываются применяемые разделы указанных документов.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей “редакции”)
Техническая документация также может содержать общее описание продукции, конструкторскую и технологическую документацию на продукцию, схемы компонентов, узлов, цепей, описания и пояснения, необходимые для понимания указанных схем, а также результаты выполненных проектных расчетов, проведенного контроля, иные документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Техническая документация, используемая в качестве доказательственного материала, также может содержать анализ риска применения (использования) продукции. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом, состав указанной технической документации может уточняться соответствующим техническим регламентом.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
(см. текст в предыдущей “редакции”)
3. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи:
включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре);
предоставляет сертификат системы менеджмента качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.
4.1. При декларировании соответствия заявитель, не применяющий документов по стандартизации, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, может обратиться в орган по сертификации за заключением о соответствии его продукции требованиям технического регламента и на основании указанного заключения органа по сертификации, подготовленного по результатам проведенных исследований (испытаний), измерений типового образца выпускаемой продукции, технической документации на данную продукцию, принять декларацию о соответствии в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи или соответствующим техническим регламентом.
“”5. Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:
наименование и местонахождение заявителя;
наименование и местонахождение изготовителя;
информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;
наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;
указание на схему декларирования соответствия;
заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;
сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы менеджмента качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
срок действия декларации о соответствии;
иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.
Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом.
“”Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
“”6. Оформленная заявителем в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия.
Ведение единого реестра деклараций о соответствии осуществляет федеральный “орган” исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Порядок формирования и ведения единого реестра деклараций о соответствии и порядок регистрации деклараций о соответствии устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
“”7. Декларация о соответствии и доказательственные материалы хранятся у заявителя в течение десяти лет со дня окончания срока действия такой декларации в случае, если иной срок их хранения не установлен техническим регламентом. Заявитель обязан представить декларацию о соответствии либо регистрационный номер декларации о соответствии и доказательственные материалы по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Источник