Сентябрьская роза какие свойства пейзажной лирики воплощены

Сентябрьская роза какие свойства пейзажной лирики воплощены thumbnail

article480103.jpg

Сентябрьская роза

  ~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

За вздохом утренним мороза,

Румянец уст приотворя,

Как странно улыбнулась роза

В день быстролетней сентября!

Перед порхающей синицей

В давно безлиственных кустах

Как дерзко выступать царицей

С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде неуклонной —

С холодной разлучась грядой,

Прильнуть последней, опьяненной

К груди хозяйки молодой!

Год написания: 1890

Афанасий Фет ~ Сентябрьская роза (анализ 2 варианта)

Анализ стихотворения «Сентябрьская роза» Фета

1 вариант анализа

Афанасий Афанасьевич Фет по праву носит звание певца русской природы. Через образы цветов поэт приоткрывает мир своих чувств, переживаний и душевной смуты. «Сентябрьская роза», созданная на закате дней поэта, считается одной из лирических вершин в отечественной поэзии XIX века.

Стихотворение написано в 1890 году, за 2 года до смерти поэта. В эту пору автору 70 лет, он придворный камергер, лауреат Пушкинской премии. Изданных произведений наберется на несколько томов, он даже издает «Мои воспоминания», как бы подводя итоги своей жизни.

По жанру — элегия, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, 3 строфы. Поздней осенью автор восхищенно останавливается перед торжеством жизни — цветущей уже в заморозки царицей цветов. Четырьмя годами ранее А. Фет пишет стихотворение «Осенняя роза», тема которого во многом совпадает с «Сентябрьской розой». То произведение считают посвященным первой возлюбленной поэта М. Лазич, трагически погибшей. Возможно, эту перекличку стихотворений А. Фет сделал умышленно.

Лексика возвышенная и нейтральная. Кроме одной, все рифмы открытые. Восклицания в 1 и 3 строфах. Насколько известно, это произведение написано не в первый месяц осени, а в последний, то есть, поэт вспоминает впечатления давней прогулки по саду. Эпитеты самые поэтичные: вздохом утренним, приветом вешним, надежде неуклонной, быстролетней. Применен прием инверсии: улыбнулась роза. Олицетворения: вздох мороза, румянец уст приотворя, прильнуть к груди. Сравнение: выступать царицей.

Поэт описывает цветок как живое существо, которое как будто ищет защиты на груди красавицы, и, вместе с тем, пьянит ее своей запоздалой прелестью. Роза будет сорвана и подарит среди осени «вешний» (весенний) привет своей хозяйке. В последней строфе появляется «гряда», невольно напоминающая о блестяще поставленном хозяйстве в имении автора. Была в нем и хозяйка, правда, не молодая: супруга А. Фета.

Обращает на себя внимание использование слов, образованных приставочным способом: приотворя, безлиственных, неуклонной. Порхающую синицу поэт не одушевляет, тем сильнее контраст очеловечивания цветка. Уста упомянуты в 1 и 2 строфе, они же спешат «прильнуть» к героине стихотворения в заключительной строфе.

Афанасий Фет был и рачительным хозяином-агрономом на своей земле, и тонким лириком в русской литературе. Стихотворение «Сентябрьская роза» вошло в последний прижизненный сборник произведений поэта «Вечерние огни».

Афанасий Фет ~ Сентябрьская роза (анализ 2 варианта)

Анализ стихотворения Фета «Сентябрьская роза»

2 вариант анализа

«Сад весь в цвету», наполненный голосами птиц, гудением насекомых и благоуханием растений, – важная составляющая художественного пространства сельской усадьбы. Среди частотных деталей фетовского садового топоса выделяются образы цветов. «Безгрешно чистые» дети природы уподобляются весне и юной женской красоте. Они ассоциируются с душевным подъемом и вдохновением, с ощущением счастья, получающим метафорическую характеристику «цветения сердца». Созерцание георгинов, именуемых «живыми одалисками», или первого ландыша, драгоценного «подарка весны», помогает герою погрузиться в идеальный мир природы.

Среди фетовского цветочного великолепия самым высоким статусом обладает образ розы, которая удостаивается титулов богини и царицы. В стихотворении 1890 г. садовая королева не теряет своего великолепия, успешно выдерживая первые осенние холода.

Лидирующий образ произведения создан по принципам антропоморфизма: роза наделяется способностью «странно» улыбаться, «дерзко» поступать, упрямо мечтать. Портрет персонажа, в котором герой обращает внимание на румяные уста, скорее напоминает женский облик, чем изображение цветка. Аналогичный художественный прием применяется относительно еще одной природной детали – мороза. Его олицетворение организовано при помощи лексемы «вздох», обычно применяемой для описания живых существ.

В чем состоит дерзость розы? Объяснению этого определения посвящены центральный и финальный катрены: таинственное притягательное цветение на фоне общего увядания трактуется лирическим субъектом как смелый поступок, величественный жест подлинно царственной особы. Среди безжизненных, лишенных листвы кустов пышный и яркий бутон выглядит особенно выразительным.

Стихотворение заключается впечатлениями героя, порожденными необычным зрелищем. Напомнив о весне и «неуклонной» негаснущей надежде, образ розы служит примером жизненной стойкости и символом подлинной веры.

О расцвете в период всеобщего увядания говорится в произведении «Осенняя роза», появившемся за четыре года до анализируемого текста. Сходны и эмоции лирического героя, встретившего благоуханное растение «между погибших» собратьев: восхищение мужеством, твердостью перед «жестоким испытанием» временем. Образ садовой царицы символизирует жизнеутверждающее начало и служит источником утешения, ослабляющего осеннюю печаль лирического «я».

  Ещё варианты биографий Афанасия Фета:

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Мир природы в творчестве А. А. Фета неповторим. В обыденных деталях окружающего неживого мира автор находит то, что становится для него источником вдохновения.

В стихотворении «Сентябрьская роза» главной героиней является один из красивейших представителей мира цветов – роза. Ее образ начинает завораживать, появившись в первом четверостишии. Она загадочна («странно улыбнулась»), знает себе цену («как дерзко выступать царицей»).

Использованные олицетворения настолько выразительны, что напоминают сказочных героев, дают возможность им ожить на страницах сочинения: «за вздохом мороза», «улыбнулась роза». Игра с этими образами позволяет читателю разыграть свое воображение. Намек автора на то, что под розой подразумевается образ девушки – прозрачен. В некоторые минуты даже становится непонятно чей же в большей степени это облик – девушки или розы – представляет поэт.

Стихотворение содержит глубоко философский смысл. Среди давно замерзших растений («в безлиственных кустах») в разгаре осени лишь роза демонстрирует свое великолепие. Стойкость, честолюбие, надежда и вера в лучшее – это то, что должен хранить в душе каждый человек, несмотря на внешние обстоятельства. Автор предан мысли, что мы должны ценить каждый счастливый миг в своей жизни. Сюжет стихотворения представляет собой своеобразный призыв к жизни, действию, который становится более понятным, судя по противопоставлениям (увядшие растения и цветущая роза). Выживание цветка в лютые морозы – это показательный пример силы не только растения, но и духа, воли человека в момент тяжелых эмоциональных переживаний.

Читайте также:  Какие лечебные свойства клевера

Несомненно, четко прослеживается мысль автора и о том, что роза – это девушка, которая вызывает искренние чувства у автора. Он наслаждается красотой, грацией женщины, сравнивая ее с цветком. Благодаря неизменному принципу параллелизма, он рисует состояние природы и души.

Выразительные средства помогают более точно представить и понять образы: «вздохом утренним», «румянец уст», «прильнуть к груди», «с приветом вешним». Движение поэтической мысли помогает раскрыть повторяющийся звук «р», который производит звучание смелости, возвышения над остальными, торжества – то, что демонстрирует роза. Протяжность многократно повторяющихся гласных «е», «а» дают ощущение создания автором мелодии.

Таким образом, лирика А. А. Фета радует читателя естественным образом мира цветков. При этом наиболее чувственным и притягательным растением для автора становится роза. Она помогает поэту раскрыть свои переживания, желания, понять, как удивителен и неповторим мир, который нас окружает.

Вариант 2

В стихотворении Сентябрьская роза Фет использует образ цветка, который довольно часто наблюдается в его лирике. Вообще, роза как символ красоты является практически универсальным и известен поэтам и прежних и нынешних времен, и активно используется.

Интересным примером может служить своеобразная перекличка розы и соловья из есенинской Голубая, да веселая страна.. такая песнь красоты о красоте, но подобных примеров есть много и у других авторов.

На мой взгляд даже название этого стихотворения намекает на некоторую нелогичность красоты. Расцветать в сентябре – не лучший вариант, но красота создана для того чтобы проявляться в любых условиях и независимо от этих условий.

Фет наделяет свою розу антропоморфными качествами и появляется видимость, будто он описывает и какую-то личность или некоторые человеческие качества, которые хотел бы восхвалять. Роза расцветает не для того чтобы «дерзко выступать царицей» на самом деле она является царицей и дело даже не в рискованном поступке расцветать в сентябре. Дело в неуклонной надежде и характерной гордости, которой обладает роза.

Эта странная улыбка розы является чем-то совершенно особенным, «с приветом вешним на устах» – эта строка указывает на подлинную суть цветка, который хранит в себе весну и в этом его внутренняя суть, которая не меняется в зависимости от обстоятельств. Какой бы не был период года, роза выступает с приветом вешним, она несет красоту, а для чего? Автор предлагает тут такой ответ – «прильнуть последней, опьяненной, к груди хозяйки молодой».

На поверхностном уровне эти строки читаются просто как исход быть сорванной, для того чтобы хозяйка сада могла восхититься этой красотой. Ведь роза, конечно, несет в себе красоту, но она сама навряд ли может собой восхищаться. Требуется зритель, некое другое создание, которое сможет вмещать в себя красоту и оценивать и именно для этого роза цвете в сентябре.

Конечно, строки о некой молодой хозяйке могут иметь и переносное, метафорическое значение. Однако не станем сюда углубляться, так как подобные описания и раздумья могут быть чрезмерно глубокими и трудными. Завершим только на намеке символизма сентябрьской розы как олицетворения преображения, которое происходит наперекор внешним факторам.

Сентябрьская роза

Источник

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Афанасия Фета:
“Чудная картина”
“Бабочка”

Главные герои стихотворения “Сентябрьская роза” и их характеристика

  1. Роза. Запоздалая, сентябрьская. Красивая, гордая, смелая, улыбчивая. Настоящая царица.

План пересказа стихотворения “Сентябрьская роза”

  1. Мороз
  2. Улыбка розы
  3. Порхающая синица
  4. Дерзкая царица
  5. Холодная гряда
  6. Грудь хозяйки

Главная мысль стихотворения “Сентябрьская роза”
Последнее всегда кажется лучше и желанней.

Чему учит стихотворение “Сентябрьская роза”
Стихотворение учит стойкости, смелости, решительности. Учит не сдаваться обстоятельствам, с улыбкой принимать неудачи, удары судьбы. Учит ценить каждый миг.

Отзыв на стихотворение “Сентябрьская роза”
Мне очень нравится это стихотворение, хотя иногда кажется, что автор слишком переборщил со своим воодушевлением и стремлением превратить цветок в царицу. Но Фет всегда был влюбленным в красоту романтиком, и мог легко заразить своим романтизмом читателя. Я тоже восхищаюсь гордой розой, ее бесстрашием и умением с улыбкой смотреть в лицо смерти.

Анализ стихотворения “Сентябрьская роза”
Стихотворение написано Афанасием Фетом в 1890 году.
Жанр: элегия, пейзажная лирика.
Тема: надежда на скорое окончание зимы.
В стихотворении поэт рассказывает о розе, которая нежданно расцвела в осеннем саду. Автор пишет, что наступили морозы, что дни стояли короткие, но цветок все равно расцвел, так велика была в нем воля к жизни.
Последние осенние цветы всегда выглядят трогательно, их так мало после летнего изобилия, что каждый запоминается отдельно, каждый кажется самым прекрасным. Вот и эту розу автор сравнивает с царицей. Ее любят и бережно прижимают к груди, стремясь как можно дольше сохранить ее запоздалую красоту.
Поэт одушевляет розу, наделяет ее чувствами и эмоциями. Он гордится стойкостью этого нежного цветка, его дерзостью.
Стихотворный размер ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Сентябрьская роза”
Эпитеты: день быстролетней, порхающей синицей, безлиственных кустах, надежде неуклонной, холодной грядой, хозяйки молодой.
Метафоры: румянец уст.
Сравнения: выступать царицей.
Олицетворения: вздохом мороза, улыбнулась роза, разлучась с грядой.

Пословицы к стихотворению “Сентябрьская роза”
Кто духом упал, тот пропал.
Лучше поздно, чем никогда.
Не родись красивой, а родись счастливой.
Что ни делается, все к лучшему.
Жизнь короткая, да слава долгая.


Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Сентябрьская роза”
В морозный, короткий сентябрьский день в саду расцвела последняя роза. Она словно царица появилась перед синицей, порхающей в пустых ветках, и передала птичке привет от весны.
Роза расцвела последней, была сорвана с грядки и прижата к груди своей молодой хозяйки.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению “Сентябрьская роза”

Читать стихотворение “Сентябрьская роза”
За вздохом утренним мороза,
Румянец уст приотворя,
Как странно улыбнулась роза
В день быстролетней сентября!

Перед порхающей синицей
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде неуклонной —
С холодной разлучась грядой,
Прильнуть последней, опьяненной
К груди хозяйки молодой!

Читайте также:  Какими свойствами обладает feo

Источник

Осень у большинства людей ассоциируется с периодом умирания в природе. Да и поэты не слишком жаловали своим вниманием это время года. Гораздо чаще в русской поэзии появлялись стихотворения о весне или лете – таких временах года, когда в природе царит возрождение и расцвет.

Пожалуй, один Александр Сергеевич Пушкин считал осень “унылой порой, очей очарованьем”. Только ему приятна была “прощальная краса” и “пышное природы увяданье”. А лето как раз не было слишком желанным, ведь всем известны строки поэта о том, что он любил

бы лето красное, “когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи”.

В стихотворении Афанасия Афанасьевича Фета описана поздняя осень, потому что “осыпал лес свои вершины”, а “сад обнажил свое чело”. Использование здесь олицетворений очень трогательно, как будто перед нами абсолютно одушевленные персонажи, которые прощаются со своими зрителями, как настоящие актеры, сняв перед ними шляпу.

Дальше на сцену вступает новое действующее лицо: “Дохнул октябрь”. И вдруг – обезличенность: “Георгины дыханьем ночи обожгло”. Словно автор не в силах поверить, будто октябрь способен на такую

жестокость.

И все-таки холодное дыхание осени вызывает соответствующее настроение: тоску по ушедшему лету, грусть от предстоящих долгих осенних вечеров, наполненных ожиданием далекой весны.

На первый взгляд, неожиданным оказывается противопоставление во втором четверостишии: “Но в дуновении мороза…” лишь одна роза “благоуханна и пышна”.

Действительно, по меньшей мере, странно видеть живую розу среди погибших цветов. Перед глазами возникает яркая картина: заледеневшие, почерневшие от “дуновения мороза” последние цветы осени – георгины, и яркая, наверняка, красная, как огонь во тьме, роза. Автор называет ее царицей.

А герой, застывший, восхищенный, обращается к ней почтительно, как к персоне самых высоких кровей: “Царица роза”.

Что ж, вполне традиционно считать розу царицей цветов. Однако у Фета она действительно заслуживает высокого титула, ведь роза “между погибшими одна… благоуханна и пышна”. Это ли не чудо? Поэтому герой, потерявший надежду на счастье, вновь ее обретает.

Он как будто расправляет плечи и вместе с розой противостоит “жестоким испытаньям и злобе гаснущего дня”.

И опять вступает в силу традиционный для поэзии Фета параллелизм: для розы “гаснущий день” – осенняя ночь. Но и для героя гаснущий день означает наступление старости. Это достаточно распространенная аналогия в русской поэзии.

А уж “жестоких испытаний” в жизни самого Афанасия Афанасьевича было немало.

Параллелизм последних строк тоже очевиден: роза, которая “очертаньем и дыханьем весною” веет, означает, что герой еще чувствует себя молодым, так как весна – время молодости и цветения.

В завершении анализа просто необходимо вспомнить, какое огромное значение придавал Фет концовке, считая, что она должна быть такой, чтобы ни одного слова к ней нельзя было прибавить. Именно таков финал стихотворения “Осенняя роза”. Последнее четверостишие вновь построено на параллелизме героя и розы: наперекор всем несчастьям (“жестоким испытаньям”) и приближающейся старости (“злобе гаснущего дня”) роза своей красотой (“очертаньем”) и ароматом (“дыханьем”) напоминает ему о вечной молодости и красоте.

Иными словами, герой – уже немолодой человек, но в “злобе гаснущего дня”, т. е. в угасании собственной жизни, все-таки остается восприимчив ко всему доброму и прекрасному. В этом и заключается смысл финала.

Loading…

Источник

article480308.jpg

Осенняя роза

  ~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица-роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

Дата написания: 18 сентября 1886

 Афанасий Фет ~ Осенняя роза (Анализ 3 варианта)

Анализ стихотворения «Осенняя роза» Фета

1 вариант

Пейзажная лирика позднего Афанасия Афанасьевича Фета часто проникнута философской нотой.

Стихотворение написано в 1886 году. Его автору уж исполнилось 66 лет, он давно признанный поэт, усердно пишет мемуары, выпускает свои сборники. Надо отметить, что поэт оказался также замечательным хозяйственником: его имение процветало. По жанру – элегия, пейзажная лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Лирический герой – сам пожилой автор. Интонация минорная. К теме цветения в предзимнее время садовых цветов поэт обращался неоднократно. В первом четверостишии герой описывает наступление осени. Точнее, первых заморозков. Обычный порядок слов чередуется с применением инверсионного: осыпал лес, дохнул сентябрь (это еще и олицетворение), георгины обожгло (метафора). Чело: лоб. Собственно, тоже пример одушевления природы. Ночные температуры упали, георгины не выдержали таких перепадов. «Дуновение мороза»: в этом олицетворении подчеркнута еще маломощность холодов. Увядшие цветы он называет погибшими, будто это живые существа. Царица-роза: этот сдвоенный эпитет – один из любимых в лирике поэта. Сама роза наделяется А. Фетом множеством значений. «Благоуханна и пышна»: эпитеты. В третьей строфе интонация приобретает особое напряжение. Первая строка этого четверостишия очень экспрессивна: назло, жестоким, злобе, испытаньям. Сам вид ее и трепет живого цветка – будто веянье не только весны, но и самой жизни, надежды, бессмертия, наконец. Как признавался сам поэт, в молодости он искал ту самую единственную идеальную возлюбленную. Нашел и, в том числе, по собственному малодушию, потерял. Начал сомневаться, будет ли благополучным брак двух людей, столь стесненных в материальных средствах. Причем, их не просто развела жизнь, их развела трагическая смерть М. Лазич. Уже умирая, она просила сохранить письма поэта к ней. Традиционно это стихотворение принято связывать еще и с ее памятью. Прошлое не отпускало А. Фета всю жизнь. Лексика возвышенная, временами устаревшая. Однако значения слов понятны в контексте всего произведения. Собственно, в письме к друзьям автор сообщал, что писал стихотворение по реальным событиям, свежим впечатлениям после перемены погоды.

Стареющий Афанасий Фет в своей «Осенней розе» вновь поднимает тему памяти, страдания, вечного возрождения жизни. Впервые стихотворение было опубликовано в «Русском вестнике». Чуткие литературные критики усматривали в некоторых строках его глубокую тютчевскую ноту.

Читайте также:  Какие специфические свойства дают нам право выделять книгу

Анализ стихотворения Фета «Осенняя роза»

2 вариант

Личные переживания, связанные с трагической гибелью Марии Лазич, оставили глубокий след в творчестве Афанасия Фета. Чувство угнетения и раскаяния не смогли скрасить ни вполне благополучный брак поэта, ни финансовый достаток, к которому он стремился всю свою жизнь. После смерти Фета среди его рабочих бумаг нашли рукопись со стихами, посвященными возлюбленной, о существовании которых никто не подозревал. Даже законная супруга поэта не предполагала, что его пограничное состояние на грани помешательства связано с преждевременной кончиной девушки, которую Фет искренне полюбил много лет назад, но не решился связать с ней свою судьбу из-за меркантильных интересов.

Те немногие стихи, которые Фет публиковал в последние годы жизни, также были омрачены горечью утраты, глубину и тяжесть которой поэт осознал лишь спустя годы. Он понял, что нет ничего более ценного, чем любовь, заменить которую не в состоянии деньги, роскошь и положение в обществе. Однако, не догадываясь о том, что именно чувствует поэт, мало кто мог предположить, что те иносказания, к которым он нередко прибегал в своем творчестве, напрямую связаны с образом Марии Лазич. Это легко можно проследить на произведении под названием «Осенняя роза», которое было написано в 1886 году. Автор рассказывает о том, как резко произошла смена погоды, и однажды ночью ударили морозы, которые преобразили весь сад, превратив его в мертвую пустыню. Погибли так любимые Фетом георгины, которых «дыханьем ночи обожгло». Однако одинокая «царица-роза» под воздействием смертоносного холода не только осталась жива, но и расцвела, став «благоуханна и пышна». Не сложно догадаться, что в этом дивном цветке поэт увидел прообраз своей возлюбленной, которая ушла из жизни, но при этом продолжает присутствовать не только в сердце, но и в повседневной жизни Фета, даря ему надежду на скорую встречу. «Ты очертаньем и дыханьем весною веешь на меня», — отмечает поэт, обращаясь не только к благоухающей розе, но и к погибшей Марии Лазич. Впрочем, он не желает мириться с ее смертью и читает, что девушка незримо присутствует где-то поблизости. А значит, он еще может вернуть себе утраченное счастье и воскресить былые чувства «назло жестоким испытаньям». Стоит отметить, что подобные иллюзии весьма пагубно отразились на душевном состоянии поэта, который несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством, рассчитывая таким образом ускорить встречу с возлюбленной, перед которой испытывал вину за разрушенные надежды.

«Осенняя роза», анализ стихотворения Фета

3 вариант

Осень у большинства людей ассоциируется с периодом умирания в природе. Да и поэты не слишком жаловали своим вниманием это время года. Гораздо чаще в русской поэзии появлялись стихотворения о весне или лете – таких временах года, когда в природе царит возрождение и расцвет.

Пожалуй, один Александр Сергеевич Пушкин считал осень «унылой порой, очей очарованьем». Только ему приятна была «прощальная краса» и «пышное природы увяданье». А лето как раз не было слишком желанным, ведь всем известны строки поэта о том, что он любил бы лето красное, «когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи» .

В стихотворении Афанасия Афанасьевича Фета описана поздняя осень, потому что «осыпал лес свои вершины». а «сад обнажил свое чело». Использование здесь олицетворений очень трогательно, как будто перед нами абсолютно одушевленные персонажи, которые прощаются со своими зрителями, как настоящие актеры, сняв перед ними шляпу.

Дальше на сцену вступает новое действующее лицо: «Дохнул октябрь». И вдруг – обезличенность: «Георгины дыханьем ночи обожгло». Словно автор не в силах поверить, будто октябрь способен на такую жестокость. И все-таки холодное дыхание осени вызывает соответствующее настроение: тоску по ушедшему лету, грусть от предстоящих долгих осенних вечеров, наполненных ожиданием далекой весны.

На первый взгляд, неожиданным оказывается противопоставление во втором четверостишии: «Но в дуновении мороза…» лишь одна роза «благоуханна и пышна» 

Действительно, по меньшей мере, странно видеть живую розу среди погибших цветов. Перед глазами возникает яркая картина: заледеневшие, почерневшие от «дуновения мороза» последние цветы осени – георгины, и яркая, наверняка, красная, как огонь во тьме, роза. Автор называет ее царицей. А герой, застывший, восхищенный, обращается к ней почтительно, как к персоне самых высоких кровей: «Царица роза» .

Что ж, вполне традиционно считать розу царицей цветов. Однако у Фета она действительно заслуживает высокого титула, ведь роза «между погибшими одна… благоуханна и пышна». Это ли не чудо? Поэтому герой, потерявший надежду на счастье, вновь ее обретает. Он как будто расправляет плечи и вместе с розой противостоит «жестоким испытаньям и злобе гаснущего дня» .

И опять вступает в силу традиционный для поэзии Фета параллелизм: для розы «гаснущий день» – осенняя ночь. Но и для героя гаснущий день означает наступление старости. Это достаточно распространенная аналогия в русской поэзии. А уж «жестоких испытаний» в жизни самого Афанасия Афанасьевича было немало.

Параллелизм последних строк тоже очевиден: роза, которая «очертаньем и дыханьем весною» веет, означает, что герой еще чувствует себя молодым, так как весна – время молодости и цветения.

В завершении анализа просто необходимо вспомнить, какое огромное значение придавал Фет концовке, считая, что она должна быть такой, чтобы ни одного слова к ней нельзя было прибавить. Именно таков финал стихотворения «Осенняя роза». Последнее четверостишие вновь построено на параллелизме героя и розы: наперекор всем несчастьям («жестоким испытаньям» ) и приближающейся старости («злобе гаснущего дня» ) роза своей красотой («очертаньем» ) и ароматом («дыханьем» ) напоминает ему о вечной молодости и красоте. Иными словами, герой – уже немолодой человек, но в «злобе гаснущего дня». т. е. в угасании собственной жизни, все-таки остается восприимчив ко всему доброму и прекрасному. В этом и заключается смысл финала.

Афанасий Фет ~ Осенняя роза (Анализ 3 варианта)

 Ещё варианты биографий Афанасия Фета:

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник