Школьное питание пищевые добавки

Школьное питание пищевые добавки thumbnail

Скачать книгу «Питание в школе»

Скачать бесплатно в .pdf

О том, что в состав многих продуктов питания детей входят пищевые добавки. Однако зачем эти добавки нужны и насколько полезно или опасно их использование в питании детей, большинство только догадывается. Попробуем ответить на эти вопросы в рамках данной статьи.

Школьное питание пищевые добавки

Цели применения пищевых добавок в продуктах питания детей

Согласно техническому регламенту Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» ТР ТС 029/2012* (далее – ТР ТС 029/2012) пищевая добавка – вещество или смесь, не имеющее питательной ценности и используемое при приготовлении пищи для обеспечения ее перевозки, хранения или придания нужной консистенции. Некоторые искусственно созданные ингредиенты запрещены для использования в питании детей:

  • красители (Е100–Е182);
  • консерванты (Е200–Е299);
  • антиокислители (Е300–Е399);
  • стабилизаторы консистенции (Е400–Е449, Е1400–Е1499);
  • эмульгаторы и загустители (Е450–Е499);
  • регуляторы кислотности и разрыхлители (Е500–Е599);
  • усилители вкуса и аромата (Е600–Е699);
  • антибиотики (Е700–Е799)**;
  • подсластители (Е950–Е969); прочие (Е900–Е949, Е970–Е1399, Е1500 и др.).

Применение в технологических процессах приготовления пищи данных добавок осуществляется с целью:

  • повышения привлекательности продукции;
  • экономия сырья, изменение рецептуры с сохранением минимальной цены сырья;
  • удешевление процесса приготовления;
  • увеличение сроков хранения готовой продукции.

Многие добавки, формально относящиеся к одному из классов, обладают широким спектром действия, поэтому их применение позволяет достичь сразу нескольких целей.

Требования к использованию пищевых добавок в продуктах питания детей

Использовать в образовательных организациях пищевые добавки, не попавшие в Перечень пищевых добавок, разрешенных для применения при производстве еды (приложение 2 к ТР ТС 029/2012), недопустимо. Хотя нередки случаи попадания на прилавки продукции, в состав которой входят запрещенные ингредиенты, из азиатского региона, особенно в составе соусов, приправ. Поэтому лучше отказаться от их приобретения на рынках, а также не покупать продукцию, имеющую подозрительную фабричную маркировку или не имеющие ее вовсе.

В то же время запрещенные ингедиенты могут присутствовать в детской продукции, которая выпускаются в условиях кустарного производства и сырье, закупаемом предприятиями у населения и мелких производителей. Например, Росконтролем в баночной лососевой икре известного изготовителя был выявлен запрещенный консервант уротропин. Поскольку икра иногда относится к числу продукции для детей не только школьного, но и дошкольного возраста, при ее внесении в меню образовательной организации нужно помнить о том, что популярная торговая марка не гарантирует отсутствия этого опасного консерванта.

Необходимо также учитывать, что производители порой «забывают» указывать полный состав реализуемого товара, тем самым вводя потребителя в заблуждение. Например, на этикетках рыбных консервов, в составе которых присутствуют консерванты, пометки о содержании добавок данного типа отсутствуют. Росконтроль часто заявляет о фактах выявления в детской пище запрещенных добавок, а именно:

  • консервантов – в колбасных изделиях, мясном фарше, твороге, молоке, икре лососевых рыб, соленой рыбе, сливочном масле;
  • красителей – в соках и безалкогольных напитках;
  • фосфатов (влагоудерживающих агентов) – в сосисках;
  • отбеливающих средств – в муке;
  • загустителей – в кетчупах, майонезе, начинке пельменей, колбасных изделиях.

Нередко производитель и сам не знает о том, что выпускаемая продукция содержит то или иное вещество. Такое может произойти, например, в случае, если она попала в него с сырьем, поставщик которого не указал соответствующую информацию в сопроводительных документах.

Выявление неуказанных в составе детской еды пищевых добавок во всех случаях квалифицируется как фальсификация***.

Такие консерванты, как сульфиты, нередко применяются для консервации съедобного плодоовощного сырья. Если продукт проходит тепловую обработку, то они разрушаются в процессе приготовления.

Однако при изготовлении некоторой продукции используемые фруктовые наполнители тепловой обработке не подвергаются (это касается, например, многих видов кондитерских изделий), и сульфит в них остается, хотя в составе чаще всего не указывается.

Нередко в целом разрешенные для применения  вещества обнаруживаются в тех видах детской еды, в которой их использование не предусмотрено утвержденным в отношении соответствующей продукции техническим регламентом. Это считается нарушением требований безопасности. В частности, какао, шоколад, фрукты, овощи, соки, нектары, компоты, джемы, фруктовые и овощные консервы, растительное масло, сыры, сырая продукция из мяса, хлеб и макаронные изделия и иная продукция не должны содержать консервантов.

При производстве молока, кисломолочной продукции, концентрированного или сгущенного молока, овощей (кроме маслин), фруктов, грибов (в т. ч. овощных и грибных консервов), муки, крупы, крахмала, яиц и не допускается использовать красители.

При производстве сухофруктов обычно используются сульфиты, которые играют роль консервантов. Использовать их для приготовления детской еды (например, при варке компота или приготовлении каши с добавлением сухофруктов) можно только после тепловой обработки. Для таких продуктов питания детей, как сливочное масло, сыры, овощные консервы, колбасные изделия, предусмотрен строго ограниченный перечень красителей (преимущественно, натуральных). Например, в составе сливочного масла разрешено применять только бета-каротин (провитамин А), он же – Е160. Использовать другие ингредиенты в продуктах питания детей подобного рода запрещено.

Добавлять в состав любой продукции, не прошедшей первичную обработку любые добавки, кроме красителей, запрещено. К перечню продукции, подпадающей под данное определение, относятся мед, минеральные воды, сливки, молоко, сахар, травяные напитки натурального происхождения. При этом проверяющие органы неоднократно выявляли наличии в фарше запрещенных добавок, причем один из производителей, видимо, до конца не разобравшись в ситуации, честно указал состав на упаковке продукции.

Польза и вред пищевых добавок в продуктах питания детей

Нельзя утверждать, что все пищевые добавки для детей однозначно вредны. В некоторых ситуациях их использование даже полезно для человека. Главное, чтобы в организм таких добавок попало не больше, чем нужно. Например, такие широко используемые консерванты, как сорбиновая кислота и сорбаты Е200–Е203, диоксид серы и сульфиты (Е220–Е228), обладают доказанной антивитаминной активностью, то есть способностью разрушать витамины. И если разовое употребление таких ингредиентов не способно привести к серьезным последствиям, то их систематическое наличие в рационе чревато развитием авитаминоза. При этом пищевая промышленность страны активно использует эти консерванты.

Стоит обратить внимание на тот факт, что вредное влияние на психическое состояние ребенка могут оказывать синтетические красители. В особенности это азорубин или кармуазин (Е122), желтый хинолиновый (Е104), желтый «солнечный закат» FCF (Е110), красный очаровательный АС (Е129), понсо 4R (Е124) и тартразин (Е102). В отношении взрослых развитие вышеуказанной патологии не доказано, потому данные добавки не входят в перечень запрещенных. Рекомендуется, чтобы продукция, содержащая синтетические красители, маркировались соответствующим обозначением на этикетках, однако, поскольку такого требования нет в техническом регламенте Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011**** (далее – ТР ТС 022/2011), продукция, не промаркированная соответствующим образом, продолжает поступать на прилавки. 

Читайте также:  Е 250 пищевая добавка таблица

В составе детской еды разрешено использование только тех добавок, безопасность которых доказана уполномоченными государственными органами.

Отдельные группы добавок могут причинить вред только некоторым категориям потребителей. Так, подсластители аспартам (Е951) и аспартам-ацесульфама соль (Е962) категорически противопоказаны лицам, страдающим фенилкетонурией (фенилпировиноградной олигофренией) – относительно редким врожденным недугом (на 7–10 тыс. новорожденных приходится один случай заболевания). Производитель, использующий такие ингредиенты в детской еде, обязан наносить на товар соответствующую маркировку.

Доказано, что сахарозаменители ксилит, сорбит и манит при условии потребления в больших количествах могут давать слабительный эффект. Вместе с тем в рацион маленьких диабетиков и детей, склонных к полноте, нельзя не включать подсластители и сахарозаменители. Однако редко производители добавляют в свою продукцию данные ингредиенты с целью заботы об особых категориях детей, такой шаг – не что иное, как поиск более дешевого аналога дорогостоящему сахару.

Присутствие в детских продуктах фосфорной кислоты (Е338), фосфатов (Е339–Е343, Е542), пирофосфатов (Е450), трифосфатов (Е451) и полифосфатов (Е452) не несет потенциального риска. Но использование слишком большого количества добавок, часто встречающееся на практике, может быть опасным. Фосфорная кислота и фосфаты часто обнаруживаются в мясопродуктах, птице и рыбе, молокопродуктах, плавленых сырах, кондитерских и мучных изделиях. Будучи влагоудерживающим агентом, фосфаты существенно увеличивают массу готовой продукции по сравнению с массой сырья, поэтому благодаря их использованию производителям мяса удается зарабатывать, продавая воду вместо мяса. При производстве детского питания запрещено применять сорбиновую, бензойную кислоты и их соли (Е200–Е203, Е210–Е213). В составе детской пищи не должно быть подсластителей (за исключением специальной продукции для детей с сахарным диабетом или ожирением).

Однако самое неприятное не это. Дело в том, что фосфор должен поступать в организм лишь в строго определенном соотношении с кальцием («правильное» соотношение, например, в молоке). Особенно важен этот баланс для ребенка, у которого формируется скелет. Сегодня большинство детей употребляют молокопродукты, служащие главным источником кальция в рационе питания, в значительно меньшем количестве, чем рекомендуют врачи. На фоне дефицита кальция избыток фосфора (относительный и абсолютный) становится причиной постепенной деминерализации костной ткани. Иными словами, кальций «вымывается» из костей. Неудивительно, что если раньше остеопороз считался исключительно старческим заболеванием, то сегодня врачи фиксируют пониженную плотность костной ткани у более чем трети подростков. А ведь это не только угроза переломов, но патология костной системы, проблемы с осанкой и т. д. Именно поэтому нужно строго ограничивать количество фосфатов в детском меню. Кроме того, фосфорная кислота (Е338), содержащаяся во многих продуктах, представляет опасность для зубов. Это один из факторов, вызывающих кариес.

Многие специалисты считают, что улучшители вкуса (глутаматы и др.), являясь естественным компонентом еды натурального происхождения, не оказывают вредного влияния на здоровье. Однако имеются сведения о том, что избыток усилителей вкуса в пище может побуждать ребенка к чрезмерному потреблению одного вида еды, вплоть до развития психологической зависимости. Это, в свою очередь, может привести к несбалансированному питанию и избыточной массе тела.

Еще один побочный эффект потребления пищевых добавок – развитие аллергической реакции. Наиболее часто аллергию вызывают аспартам (Е951), аспартам-ацесульфама соль (Е962), диоксид серы и сульфиты (Е220-Е228). Изготовители обязаны предупреждать потребителей о возможных неблагоприятных последствиях*****.

Вместе с тем аллергия может развиться на любое вещество. То, что ее причиной стала пищевая добавка, нужно еще установить. Если какая-либо пища вызывает у них аллергическую реакцию, то от ее употребления следует воздержаться независимо от наличия или отсутствия в его составе добавок. Продукты питания детей должны отвечать требованиям щадящего питания, поэтому их важным параметром является кислотность. В состав продуктов, предназначенных для детей, не должны входить регуляторы кислотности – уксусная кислота, фосфорная (ортофосфорная) кислота, углекислота (не допускаются газированные напитки).

Нитриты (Е250) вынужденно используются в составе колбасных изделий (в т. ч. с целью профилактики ботулизма). Однако ее содержание ограничивается пределами не более 30 мг/кг, поэтому специальные детские колбасы и сосиски можно давать ребенку без ограничений. В составе других продуктов питания детей нитриты использовать запрещается. Обычные колбасные изделия для массового потребителя на обеденный стол ребенка попадать не должны.

Разрешенные пищевые добавки в продуктах питания детей

Необходимо учитывать, что под кодами «Е» в продуктах питания детей нередко скрываются и безобидные пищевые ингредиенты. Так, в качестве красителей (окрашивающих ингредиентов) детских продуктов могут использоваться:

  • витамины и провитамины, в частности, каротиноиды (Е160а);
  • рибофлавин (Е101);
  • витаминные (витаминно-минеральные) премиксы (в количествах, не превышающих установленных физиологических норм потребления витаминов);
  • натуральные красители, полученные из овощей, плодов, ягод (Е140, Е160–Е163 и др.).

В составе продуктов питания детей, блюд и кулинарных изделий, в т. ч. приготавливаемых в пищеблоке образовательной организации, могут использоваться и такие безопасные пищевые добавки, как сода пищевая (Е500ii) и лимонная кислота (Е330). В помощь читателю мы составили список безопасных пищевых добавок, которые разрешено использовать в продуктах питания детей детского питания, включая предназначенные для малышей в возрасте до трех лет.

Пищевые добавки, разрешенные для использования в продуктах питания детей 

Пищевые добавки в продуктах питания детей

Организуя питание детей, нужно стараться минимизировать потребление содержащихся в продуктах пищевых добавок. В этой связи желательно использовать только специализированные продукты питания детей, при производстве которых пищевые добавки не применяются или в которых их количество минимально.

Этиловый спирт и кофеин часто встречаются в виде пищевых добавок, хотя включать их в детский рацион категорически запрещено. Вместе с тем следует обратить внимание, что кофеин в продуктах питания не маркируется специальным обозначением, потому его присутствие в составе легко оставить незамеченным.

Часто в детские подарочные наборы сладостей включают спиртосодержащие конфеты, что также является серьезным нарушением нормы. К числу таких «опасных» сладостей входят и конфеты с помадкой, присутствующие в составе практически всех наборов по причине малой стоимости.

Ароматизаторы в продуктах питания детей

Пищевой ароматизатор – искусственно созданное вещество, характеризующееся отличительными вкусовыми и ароматическими свойствами, используемое для усиления вкусоароматических характеристик продукции. Отличительной чертой данных добавок является включение в состав продуктов в минимальном количестве, что объясняется особенностями их состава. Как правило, ароматизаторы – химически чистые вещества, не способные нанести серьезный вред организму. Однако в целях привития правильных вкусовых привычек не стоит включать в детский рацион продукты, имеющие ярко выраженный вкус и аромат.

В заключении хочется отметить, что даже разрешенные искусственные ингредиенты следует включать в меню в разумных количествах, поскольку их бесконтрольное употребление может привести к развитию недомогания у детей и взрослых.

Читайте также:  Продажа пищевых добавок в россии

Нормативные документы

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования по применению пищевых добавок. СанПиН 2.3.2.1293-03» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.04.2003 № 59).

Технический регламент Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств. ТР ТС 029/2012» (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 58).

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции. ТР ТС 021/2011» (принят решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880).  Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки. ТР ТС 022/2011» (принят решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881).

* Принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 №58.

** Добавки этого класса не входят в Перечень пищевых добавок, разрешенных для применения при производстве пищевой продукции (приложение 2 к ТР ТС 029/2012).

*** На сайте НП «Росконтроль» росконтроль.рф опубликован «черный список» продуктов, изготовители которых не указывают полный состав ингредиентов. На сайте НИИ детского питания РАСХН www.niidp.ru можно ознакомиться с реестром пищевых продуктов, прошедших экспертный отбор на предмет возможности использования в питании дошкольников и школьников.

**** Принят решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881. ***** ТР ТС 022/2011 разрешает выпуск продукции без такой маркировки до 15 февраля 2015 г. До этого срока решение вопроса о ее наличии остается на усмотрение изготовителя.

Источник

Когда ребенок начинает ходить в школу, требования к его питанию меняются, ведь у школьников довольно большие психологические и умственные нагрузки. К тому же, многие дети посещают спортивные секции. При этом организм продолжает активно расти, поэтому вопросам питания ребенка школьного возраста всегда следует уделять достаточно внимания. Давайте узнаем, какие продукты нужны детям старше 7 лет, в каком объеме их должен употреблять школьник ежедневно и как лучше всего строить меню для ребенка этого возраста.

Необходимо обеспечить правильное питание школьнику и приучить его к полезной еде

Принципы здорового питания

Ребенок старше 7 лет нуждается в сбалансированном здоровом рационе не меньше детей младшего возраста.

Основными нюансами питания детей этого возраста являются такие:

  • В течение дня с пищей должно поступать столько калорий, чтобы покрыть энергозатраты ребенка.
  • Рацион школьника должен быть сбалансирован по незаменимым и заменимым нутриентам. Для этого рекомендуется его максимально разнообразить.
  • Важно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.
  • Минимум 60% белков в рационе ребенка-школьника должно поступать из продуктов животного происхождения.
  • Количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в 4 раза больше, чем количество белка или количество жира.
  • Быстрые углеводы, представленные в меню ребенка сладостями, должны составлять до 10-20% всех углеводов.
  • Важно наличие режима приемов пищи, чтобы ребенок питался регулярно.
  • Рацион школьника должен включать хлеб, картофель, злаки. Мучные изделия для ребенка стоит готовить на муке грубого помола.
  • Один-два раза в неделю ребенок должен есть рыбу. Также минимум один раз в недельном меню школьника должно быть красное мясо.
  • Бобовые ребенку этого возраста рекомендуют есть 1-2 раза в неделю.
  • Ежедневно в рационе ребенка должно присутствовать пять порций овощей и фруктов. Одной порцией считают апельсин, яблоко, банан или другой средний фрукт, 10-15 ягод или виноградин, два небольших фрукта (абрикос, слив), 50 г овощного салата, стакан сока (учитывается лишь натуральный сок), столовая ложка сухофруктов, 3 ст. л. отварных овощей.
  • Ежедневно ребенку следует употреблять молочные продукты. Рекомендуется три порции, одной из которых может быть 30 г сыра, стакан молока, один йогурт.
  • Сладости и жирные продукты допустимы в рационе школьника, если они не заменяют собой полезную и здоровую пищу, поскольку в печенье, тортах, вафлях, картофеле фри и других подобных продуктах очень мало витаминов и минеральных компонентов.
  • Стоит минимизировать поступление с пищей синтетических пищевых добавок, а также специй.

Включите в рацион ребенка свежевыжатые соки из овощей и фруктов

Режим питания

На режим приема пищи ребенка, посещающего школу, влияет смена обучения. Если ребенок учится в первую смену, то он:

  • Завтракает дома примерно в 7-8 часов.
  • Перекусывает в школе в 10-11 часов.
  • Обедает дома либо в школе в 13-14 часов.
  • Ужинает дома примерно в 19 часов.

Ребенок, обучение которого происходит во вторую смену:

  • Завтракает дома в 8-9 часов.
  • Обедает дома перед тем, как отправиться в школу, в 12-13 часов.
  • Перекусывает в школе в 16-17 часов.
  • Ужинает дома примерно в 20 часов.

Завтрак и обед должны быть наиболее энергетически ценными и обеспечивать в сумме около 60% от дневной калорийности. Ужинать ребенок должен максимум за два часа до того, как он отправится спать.

Хороший аппетит чаще всего бывает при налаженном режиме питания и значительной физической активности в течение дня

Какими способами лучше готовить пищу?

Школьникам готовить пищу можно любым способом, но все же увлекаться жаркой не рекомендуют, особенно, если у ребенка низкая активность или есть склонность к набору подкожного жира. Наиболее оптимальными видами приготовления пищи для детей считают тушение, запекание и отваривание.

Какие продукты нужно ограничить в рационе?

Старайтесь ограничивать в меню ребенка такие продукты:

  • Сахар и белый хлеб – при избыточном потреблении они вызывают набор веса.
  • Продукты, в которых есть пищевые добавки (красители, консерванты и другие).
  • Маргарин.
  • Не сезонные фрукты и овощи.
  • Сладкую газировку.
  • Продукты с кофеином.
  • Майонез, кетчупы и другие соусы промышленного производства.
  • Острые блюда.
  • Фастфуд.
  • Сырокопченые колбасы.
  • Грибы.
  • Блюда, которые готовятся во фритюре.
  • Соки в пакетах.
  • Жвачки и леденцы.

Газированные напитки и продукты с вредными добавками стоит по максимуму исключить из рациона

Какие давать жидкости?

Зарабатывай в интернете c AD1Привлекай покупателей по ссылке и получай до 1000 р за каждого. Узнай!Привлекай покупателей по ссылке и получай до 1000 р за каждого. Узнай!ad1.ruБесплатная регистрацияКак начать зарабатыватьПерейтиЯндекс.Директ

Самые оптимальные напитки для ребенка школьного возраста – вода и молоко. Недостатками соков являются большое содержание сахара и повышенная кислотность, поэтому их следует либо давать во время приемов пищи, либо разбавлять водой.

На общее количество жидкости, которую должен употреблять школьник в день, влияет его активность, питание и погода. Если погода жаркая, а активность ребенка повышена, давайте ребенку больше воды или молока.

Газированные напитки и продукты с кофеином в младшем школьном возрасте не рекомендованы. Старшим школьникам давать такие напитки допустимо, но не во время приемов пищи, так как из-за кофеина ухудшается всасывание железа.

Как составлять меню?

  • На завтрак советуют дать 300 г основного блюда, например, каши, запеканки, сырников, макарон, мюсли. К нему предложите 200 мл напитка – чая, какао, цикория.
  • В обед советуют есть овощной салат или другую закуску в количестве до 100 г, первое блюдо в объеме до 300 мл, второе блюдо в количестве до 300 г (оно включает мясо или рыбу, а также гарнир) и напиток объемом до 200 мл.
  • Полдник может включать запеченные либо свежие фрукты, чай, кефир, молоко или другой напиток с печеньем или домашней выпечкой. Рекомендуемый объем напитка для полдника – 200 мл, количество фруктов – 100 г, выпечки – до 100 г.
  • Последний прием пищи включает 300 г основного блюда и 200 мл напитка. На ужин стоит приготовить ребенку легкое белковое блюдо, например, из творога. Также для ужина хорошо подходят блюда из картофеля и других овощей, каши, блюда из яиц или рыбы.
  • К каждому приему пищи можно добавлять хлеб в дневном количестве до 150 г пшеничного хлеба и до 75 г ржаного.

В первую очередь нужно учесть, в какую смену учится ребенок, поскольку это влияет на его приемы пищи. Кроме того, рекомендуется составление рациона не на один день, а на всю неделю, чтобы блюда не повторялись и все нужные продукты присутствовали в недельном меню.

Обсуждайте и составляйте меню на всю неделю вместе, если уверены, что капризничать при этом ребенок не будет. Приветствуется и вовлечение ребенка в процесс приготовления еды

Читайте также:  Е551 пищевая добавка применение

Несколько полезных рецептов

Рыбные зразы с творогом

Кусочки рыбного филе (250 г) немного отбейте и посолите. Творог (25 г) смешайте с зеленью и солью. Положите немного творога на каждый кусок рыбного филе, сверните рулетиком и обваляйте в муке, а потом во взбитом яйце. Немного обжарьте на сковороде, а потом поставьте зразы в духовку, чтобы довести их до готовности.

Рассольник

Почистите, нашинкуйте, а затем пассеруйте одну морковь и одну луковицу, пока они не приобретут желтый цвет. Добавьте томатную пасту (2 ч. л.), готовьте еще 2-3 минуты, затем снимите с огня. Почистите три картофелины, нарежьте на дольки и отварите до полуготовности. Добавьте к картофелю пассерованные овощи, нарезанный маленькими кубиками один соленый огурец и щепотку соли. Варите суп до готовности на маленьком огне, а перед подачей в каждую тарелку положите чайную ложку сметаны, которую посыпьте нарезанной зеленью.

Заливные шарики из мяса

Возьмите полкило мяса с костями и сварите, добавив в воду четверть корня сельдерея и четверть корня петрушки. Бульон слейте в отдельную емкость, а мясо измельчите на мясорубке вместе с поджаренной на масле луковицей. Добавьте к получившемуся фаршу сметану (2 ст. л.), растертое сливочное масло (3 ст. л.), перец и соль. Сделайте небольшие шарики. К бульону добавьте предварительно подготовленный желатин (10 г). Залейте шарики бульоном и оставьте застывать. Можно добавить к шарикам нарезанную отварную морковь и сваренные куриные яйца.

Кормите ребенка-школьника с общего стола и показывайте своим примером, как нужно питаться

Возможные проблемы

В питании ребенка школьного возраста возможны разные проблемы, с которыми родители должны уметь вовремя справляться.

Что делать, если ребенок не кушает продукты, которые ему нужны?

У ребенка старше семи лет уже сформировались вкусы, поэтому он может отказываться от определенных продуктов, и настаивать, чтобы он их ел, несмотря на отвращение и неприятие, не стоит. Так пищевое поведение может еще больше усугубиться. Родителям стоит попробовать готовить нелюбимые продукты разными способами, возможно, один из них понравится ребенку.

В остальном же настаивать на употреблении какой-либо пищи не нужно, если питание ребенка можно назвать разнообразным – если в его рационе есть хотя бы 1 вид молочных продуктов, 1 вид овощей, 1 вариант мяса или рыбы, 1 вид фруктов и какое-либо блюдо из злаков. Эти группы продуктов обязательно должны быть в детском меню.

Быстрые перекусы в школьной столовой

Для младших школьников в учебных заведениях обычно предусмотрен завтрак, а иногда и горячий обед. Если же ученик покупает в столовой выпечку, родителям стоит позаботиться о том, чтобы завтрак перед учебой и обед сразу после возвращения домой были питательными и сделанными из полезных продуктов. Также давайте ребенку с собой полезную альтернативу школьным булочкам, например, фрукты, йогурты или домашнюю выпечку.

Отсутствие аппетита из-за стресса

Многие школьники испытывают серьезные психологические нагрузки во время обучения, что сказывается на аппетите. Родителям следует внимательно наблюдать за ребенком и вовремя отреагировать на ситуацию, когда стресс стал причиной снижения аппетита.

Важно продумать отдых ребенка после возвращения домой и в выходные, предоставив ему возможность переключить внимание и заняться любимым делом. Снять стресс помогают увлечения, особенно, связанные с физической активностью, например, походы в горы, ролики, велосипед, разные спортивные секции.

Отсутствие аппетита часто бывает вызвано стрессом. Поддерживайте ребенка и чаще говорите с ним по душам

Как понять, что отсутствие аппетита является симптомом болезни?

На то, что сниженный аппетит может быть признаком заболевания, будут указывать такие факторы:

  • Ребенок худеет, он малоактивный и вялый.
  • У него появились проблемы со стулом.
  • Ребенок бледный, его кожа очень сухая, состояние волос и ногтей ухудшилось.
  • Ребенок жалуется на периодическое появление болей в животе.
  • На коже появились высыпания.

Переедание

Избыточное употребление пищи приводит к полноте у детей, причиной которой чаще всего выступает наследственность и образ жизни. Полному ребенку врач порекомендует изменить питание, однако родители могут столкнуться с трудностями. К примеру, чтобы не соблазнять ребенка сладостями, от них придется отказаться всей семье. К тому же, ребенок будет считать, что запреты несправедливы, и может лакомиться запрещенными блюдами тайком.

Лучше всего, если полный ребенок пообщается с диетологом один, тогда он легче воспримет советы врача и почувствует себя более ответственным. По словам специалистов, переедание нередко является признаком психологического неблагополучия, например, одиночества. Поэтому есть смысл сходить с ребенком и к психологу.

Неправильное питание и стрессы – самые частые причины повышенного веса ребенка

Советы

  • Приобщить школьника к принципам здорового питания помогут совместные с родителями приемы пищи, при условии, что вся семья питается правильно. Рассказывайте ребенку больше о полезности продуктов и важности питания для поддержания здоровья.
  • Если ребенок берет с собой еду в школу, предложите бутерброды с сыром, запеченным мясом, пирожок, булочку с творогом, рогалик, запеканку, фрукты, сырники, йогурты. Продумайте, как упаковать пищу и как ребенок сможет ее съесть. Для этого следует купить специальные контейнеры, а также заворачивать бутерброды в пленку.
  • Не давайте детям полностью обезжиренные продукты, но отдавайте предпочтение маложирным видам молочной продукции.

Источник